«Найди себя и стань успешным», Лондон, 13.05.2012 г.

Аннотация:

Секрет успеха и универсальные качества необходимые для его достижения. Законы Вселенной (сиддхи).

Какими инструментами для нашей эволюции и деградации мы располагаем. Осознанная жизнь и искусство трансформации.

Природа души и природа материи(тела). Три этапа человеческой эволюции, эволюции духа.

От зависимости к ответственности, и от ответственности к взаимозависимости. Как оставаться свободным в отношениях, и что значит эта свобода.

Люди действующие и люди реагирующие (раздражитель — реакция). Формула «Общества анонимных алкоголиков».

Мы есть то, что мы делаем каждый день.

***

Добрый день. Я очень рад видеть вас всех здесь. Действительно непростая задача говорить что-то, что будет полезным и уместным для людей с такой смешанной аудиторией, но я постараюсь что-то рассказать. И сначала введение. Я буду пытаться оперировать абсолютно нейтральными терминами.

Небольшое введение сначала.

Каждый из нас хочет стать успешным. Это стремление к успеху заложено в каждом человеке. Каждый хочет каким-то образом влиять на этот мир. У каждого есть желание ощущать что его жизнь прожита не зря. В то же самое время мы видим, что в большом числе случаев либо человек не достигает успеха, либо достигая успеха, подобно Остапу Бендеру говорит, что «Исполнилась мечта идиота». Разочаровывается в том, чего он достиг, и понимает что он шёл куда-то не туда. И много лет тому назад мне попалась книга, которая является бестселлером — книга Стивена Кови «Семь привычек высокоэфективлых людей», где он изучил, собственно, секрет успеха. Где он выделил эти компоненты успеха и сказал, что все люди, которые достигали успеха в этом мире, они обладали определенными общими качествами. Не смотря на их индивидуальные особенности, у них были какие-то характеристики, которые являются фундаментом успеха, или победы.

На санскрите успех называется сидха. Сидха значит совершенство, сидха значит успех. И когда я прочитал эту книгу много лет тому назад, она стала бестселлером, она, так или иначе, по прежнему изучается людьми, но меня поразило что всё то,что я там прочел имеет очень много общего с ведическими писаниями, что в сущности законы успеха, законы победы в этом мире остаются универсальными. Законы осмысленной жизни, законы жизни, которые в конце концов приводят к какому-то значительному результату они общие. И на стыке этих двух материалов: с одной стороны материалы ведической культуры с её накопленной мудростью и с её какими-то формулами, которые есть, и того что сказал Кови, возник этот семинар небольшой. Я вам смогу только очень пунктирно объяснить что я обычно рассказываю. Я недавно три дня по три часа давал в Москве этот семинар, ито он не поместился, поэтому я немножко «галопом по Европам» пройдусь по нему, но основной тезис этого в том, что есть некий универсальные законы, которые не меняются. Что сделал господин Стивен Кови, он просто эти же самые законы в определенную упаковку затолкнул, и в этой упаковке современным людям их легко понять.

Но о том же самом, ровно о том же самом написано в Ведических писаниях, которые насчитывают как минимум пять тысяч лет. О тех же самых вещах люди размышляли и думали пять тысяч лет назад, и в общем-то, в соответствии с Ведической культурой гораздо раньше.

И смысл, первое послание что есть некий универсальный закон. И второе послание что в общем-то чтобы человек прожил богатую осмысленную и глубокую жизнь, не просто скользил по поверхности событий и явлений, ему обязательно нужно применять эти законы в своей жизни, не пренебрегать ими . Найти, понять и пытаться применять, как бы сложно не было. К сожалению, для того, чтобы применять эти законы есть некое препятствие в нас самих. И в том числе мы об этом препятствии тоже будем говорить.

И я сегодня, опять же, немного пунктирно, пропуская какие-то вещи, поэтому нужно будет пролистывать много слайдов, попытаюсь сказать о.. Это третье, уже более конкретное, что-ли, послание, которое я буду рассказывать, я попытаюсь сказать каким образом устроена в соответствии с Ведической культурой, Ведическими представлениями наша психика, наше эго, наш разум, и как нужно всем этим пользоваться. Потому что наш ум — всего навсего инструмент. Исходя из Ведических представлений, которые ясно не проявлены в этой книге — есть душа, и у души, помещенной в это тело материальное есть два инструмента, которыми она пользуется: один это грубый инструмент, инструмент нашего тела с органами чувств, органами восприятия, другой более тонкий инструмент — инструмент ума. Эволюция и деградация души, ее предназначение, ее следующая жизнь очень сильно зависит от того, каким образом мы пользуемся этими инструментами.

И если говорить о какой-то конкретной специфике, и я буду немножечко говорить о том как пользоваться двумя очень важными, имеющимися в нашем распоряжении, на тонком уровне, то есть инструментам нашего интеллекта будхи и инструментом эга или ложного эга. Вот в двух словах то, что я попытаюсь сказать. Хорошо? Согласны?

(демонстрация слайда с Вьясадевом)

Это — Вьясадев, автор Ведических писаний. Один из величайших мудрецов и духовных маяков человечества, который много-много лет назад написал глубочайшие философские труды, 5000 лет назад, и до сих пор сохранилось место, где он творил. Высоко в горах, в Гималаях, в Бадарикашраме( 8:55, слайд с фотографией пещеры около Бадринатха) есть пещера, это вход в его пещеру, и придя туда можно соприкоснуться с этой мудростью, которую создал вполне реальная личность, хотя конечно же многое ушло.

И с другой стороны, как я уже представил, есть это книга «Семь навыков высоко эффективных людей». В принципе дурацкое название, и все от начала до конца, но книга хорошая, книга очень хорошая, тем не менее. Соответственно, автор наш современник(9:36, слайд с портретом Стивена Кови), человек выдающийся, и хотя он не раскрывает какие-то свои религиозные принадлежности, на сколько я понимаю, судя по тому что он живет в Штате Юта, он мормон, но он говорит об универсальных вещах, которые не имею отношения к каким-то сектантским обозначениям. Я уже сказал о чем этот семинар и он отвечает на несколько вопросов, несколько проблем, которые мы все чувствуем. При всех впечатляющих каких-то достижениях современной цивилизации, современная цивилизация улучшила внешнюю среду, но ухудшила человека. Это парадокс современной цивилизации. Ухудшила в смысле того, что люди в наше время постоянно находятся в состоянии стресса, в состоянии какой-то подавленности, и это данные из интернета, это три основных проблемы, с точки зрения психологов, которые люди испытывают здесь. Сейчас в этом мире при как бы увеличивающемся количестве удобств, приборов, приспособлений, которые должны нас сделать счастливыми, люди испытывают стресс, люди испытывают чувство опустошённости, бессмысленности, и чувство одиночества. Все в меньшей и в меньшей степени люди способны вступать в глубокие, приносящие настоящее удовлетворение, отношения. Разрешается наша жизнь и наше общение. И в конце концов люди не чувствуют счастья. И до какой-то степени ответ на этот вопрос и есть этот семинар.

(11:39, слайд изображающий человека окруженного тоннами бумаг) Это картинка современной жизни, человека бомбардируют информацией со всех сторон и он в этом море информации пытается понять что же ему делать, как же ему жить здесь.

(11:50, слайд с цитатой Фромма) И это цитата Эрика Фромма, очень хорошая: «Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает он лишь того человеко, которого ожидают в нем видеть — человека, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния. Об этом человеке можно сказать, что он страдает от утраты непосредственности и индивидуальности.

Еще один симптом, еще одно проявление того, что люди, разлученные с самим собой в основном понимают не себя, а видят как бы свое отражение в социальном зеркале. Они подстраиваются под это отражение, пытаются понять что же им делать, исходя из ожиданий других людей, но не понимают что нужно им самим.

Какова моя задача, мое предназначение?

Большую часть времени люди пытаются подстраиваться под среду, думая что таким образом они станут счастливыми. Тогда как на самом деле секрет счастья в том чтобы найти себя, понять кто такой «я» и жить в соответствии с этим. Вот, и очень важный принцип успеха… Мы все так или иначе живем свою жизнь, и кто достигает какого-то успеха, где-то, как-то, но часто мы также сталкиваемся с какими-то паттернами в своей жизни, с какими-то вещами, которые повторяются снова и снова. Есть, скажем так, профессиональные неудачники — люди, которые просто махнули рукой. Они знают, они даже уже не начинают ничего ,все равно ничего не получится. Есть люди в промежуточном состоянии находящиеся. Есть люди профессиональные победители.

Но и в том, и в другом, и в третьем случае человек, если он действительно будет вести осознанную жизнь, а смысл этого семинара в том, как найти, как осознать себя и вести осознанную жизнь, человек должен понимать как он может изменяться. Это пожалуй самая большая задача, которая стоит перед нами, если мы хотим добиться успеха.

Потому что у каждого человека есть понимание того, что у него есть слабости. И очень важно понять куда, в каком направлении мне изменяться и как изменяться. Это искусство трансформации очень сложное искусство. И сейчас, к сожалению, трансформация заменена информацией. Смысл ведического знания в том, чтобы помочь человеку преобразиться изнутри, поменяться изнутри. Смысл современного обучения в том, чтобы напичкать человека информацией, часто не переваренной. И об этом мы будем говорить.

И это некий символ. Если вы были в Низдане, в храме Свами Нараяны, оригинал по-моему у них в Индии, но это некий символ того, что человек должен делать со своей жизнью. Он должен сам ваять себя. Он сам свой собственный скульптор. И это бы еще пол беды, если бы он был просто скульптором, но он же еще и стамеска, он же камень, то есть все — он. Нам нужно понять кого я из себя должен в конце концов изобразить.

И часто люди не делают этого, но недостаток этого в том, что человек, который не понимает каким образом ему менять себя, он в конце концов начинает ощущать себя жертвой. Жертвой обстоятельств, жертвой среды, но на самом деле это его вина.

Он не взял вожжи своей судьбы в свои собственные руки и не попытался что-то поменять.

Тогда, как каждый человек может это сделать. В этом смысл и предназначение человеческой жизни.

Я упускаю часть касающуюся дхармы. Дхарма — это как раз те самые законы, о которых я говорил в самом начале. Единые универсальные законы, следование которым неизменно приводят человека к успеху. Я уже сказал, что успех — это не понятие современной жизни, это понятие, которое всегда было у человека. И рецепты этого успеха они может быть были разные в каких-то своих деталях, но на самом деле основа у них одна.

Люди как правило использую два метода для решения проблем, которые возникают.

Первый метод — люди пытаются поменять все вокруг себя. Мы знаем, Великая Октябрьская социалистическая революция была одним из таких смелых решений.

Поменять что-то вовне себя, поменять мир, для этого людям часто приходится манипулировать другими людьми, чтобы заставить их делать что мы хотим. Манипулировать обстоятельствами, вплоть до самых радикальных мер, которые применяли большевики когда расстреливали всех, кто не соответствовал их представлению о вечном счастье. Но очевидно совершенно, что этот метод не работает,

что мы все хотим улучшить свою жизнь, но улучшить свою жизнь есть один единственный рецепт для этого — это поменять самого себя, понять что мне нужно улучшить.

Моя жизнь и жизнь вокруг меня изменятся естественным образом, сама автоматически если я поймы что мне делать с собой. И опять же,в качестве вступительных слов, есть множество семинаров, множество книг: «Как приобрести друзей», «Как научится хорошо говорить», как сделать то, как сделать сё. Но как правило особенно в последнее время все они сосредотачиваются на психологических тренингах, они все сосредотачиваются на каких-то поверхностных поведенческих рефлексах. Пытаются объяснить человеку как ему нужно вести себя для того, чтобы достичь того или иного успеха, то есть в сущности опять же объясняют человеку как ему манипулировать обстоятельствами, не объясняя гораздо более важных и существенных вещей — как поменять себя у самого корня, у самого основания.

У меня есть знакомая, Марина Таргакова, она психолог, хороший психолог, лектор, и она рассказывала про свою пациентку. Пациентка завсегдатай всех психологических тренингов, всех семинаров и у этой пациентке тяжелые отношения с дочерью собственной. Никак она не может, дочь ее ненавидит, она ненавидит дочь, и однажды, когда она пришла с очередного психологического тренинга, дочь ей всердцах сказала: «Мама, я тебя ненавижу, но больше всего я тебя ненавижу, когда ты приходишь после психологических тренингов. Почему? Потому что я знаю, ты сейчас станешь хорошей, ты на какое-то время меня обманешь, и я поддамся. Ты научилась каким-то новым трюкам: каким образом себя вести, ты попытаешься что-то сделать на поверхности, но так как внутри ничего не изменилась, я знаю что в конце концов я буду разочарована еще больше, потому что твоя природа вылезет из всех этих трюков, из всех этих каких-то рекомендаций».

И к сожалению большая часть вещей, которые люди делают, они делают, задевая какие-то очень поверхностные слои своей природы, не меняясь в корне там, где нужно меняться.

Если поменяться где-то там, у самой глубины, в глубине основания нашей личности,то тогда все остальное выстроится естественным образом. Тогда как, если поменяться на поверхности, то это будет в конце концов лицемерие, обман. И в конечном счете это не приведет человека к успеху, не даст удовлетворение. То есть распространенные рецепты, дешевые рецепты успеха — это позитивная ментальная установка: будьте оптимистами, настройте себя позитивно. И в принципе не плохая вещь, но она будет работать только когда что-то внутри у человека тоже есть, какое-то ядро есть. Какие-то техники влияния на людей, приемы общения и т.д. Почему, потому что это все учит человека как казаться, не как быть. Она не затрагивает бытийной основы, она не затрагивает основы нашего бытия.

Я наверное пропущу эту часть. А так как я пропущу ее в своей презентации, я скажу два слова сейчас. Стивен Кови говорит — навыки или хебит. «The Seven Habits of Highly Eggective People»  оригинальное название этой книги, он под habit подразумевает не навык. Мы знаем навык правильный перевод будет skill, и даже не привычку.

Он подразумевает семь фундаментальных характеристик, антологических характеристик человека, бытийных характеристик человека. Семь способов правильного реагирования на жизнь и направление своей жизни. То есть речь идет о гораздо более глубокой вещи.

Потому что навык это, опять же, некий приём. Речь идет не о навыках, речь идет о том, какие цели в глубине себя мы должны поставить и где зарыта собственно собака, где проблема нашей жизни и как до неё докопаться.

И тут хорошая цитата из Генри Дэвида Торо, американского философа, касающаяся наших попыток исправить, поменять себя, изменить что-то коренным образом в своей жизни «На тысячу, обрывающих листья с дерева зла, находится лишь один рубящий его под корень». Как правило люди предпочитают косметические изменения в своей жизни.

Чаще всего потому, что они ленивые, лень как известно родилась даже еще до Вьясадевы, гораздо раньше. Лень — это очень существенное качество. Но часто люди хотят что-то поменять в себе, но не знают как. Не знают что надо менять, как менять, и собственно об этом мы будем говорить.

И первая небольшая вещь, скажем так, первый какой-то материал, на котором основана эта книга и на котором в сущности основано Ведическое писание то, что у человека появляется желание меняться и он может себя поменять, но в основе всех перемен лежит наш взгляд на мир, парадигма. Мы часто не отдаем себе отчет в том, что есть некие глубокие установки сквозь которые мы смотрим на мир, ментальные призмы. Мы видим не мир такой как он есть, мы в сущности видим свое собственное отражение в мире.

Есть санскритская поговорка атмаван маньяте джагат — человек видит себя в мире, свое собственное отражение. Он видит мир таким какой он есть. И мы часто не отдаем себе отчета в этом. Мы думаем что мы видим мир таким как он есть, правильно? Каждый думает «я вижу объективную реальность». На самом деле никто не видит объективной реальности. Все смотрят сквозь некоторые очки, и эти очки называются обусловленностью нашей. Мы обусловлены каким-то знанием предыдущим, каким-то опытом, который был, воспитанием, которое мы получили, и мы воспринимаем этот мир или реальность сквозь эту призму, и до тех пор пока мы не поменяем призму, мы не сможем поменять себя или свои реакции на эту реальность. Это вещь очень могущественная. Если мы поменяли призму, то очень легко увидеть все по другому и действовать по другому.

Есть много историй, которые иллюстрируют это. Иногда мы смотрим не человека определенным образом, мы привыкли его видеть определенным образом, и мы приписываем ему какие-то мотивы, еще что-нибудь, не понимая что на самом деле творится. Но когда мы вдруг узнаем какой человек, вдруг он предстает перед нами другим.

Были наверняка у каждого из вас ситуации, когда вдруг мир представал другим, что-то менялось. В частности в моей жизни была такая ситуация, когда я — аспирант, занимающийся молекулярной биологией в Институте молекулярной биологии вдруг прочитал «Бхагавад Гиту» и понял, что не все так просто, что мир не сводится к митохондриям, хрипа сомам и другим уважаемым элементам реальности.

Я помню этот, растянувшийся  на несколько лет, период смены парадигмы, смены видения мира. Я смотрел на мир одним образом, и видел в мире то, что я видел,

некую, скажем так, материальную реальность, некий хаос, в котором можно было с трудом находить какой-то смысл. И вдруг, по истечении этого времени, перемены парадигмы, я вдруг увидел что мир другой: что есть Бог, который стоит за всем этим, какой-то смысл, ничего случайного нет, до этого все было случайным. Я читал одну книгу, относительно недавно, книгу по эволюции, по молекулярной эволюции, там человек, который описывает как возникла жизнь, говорит, «Когда первая амеба вышла из первого океана, она пошла налево, если бы пошла направо, жизнь бы стала развиваться по другому». Тогда как раз мы и были на самом главном перепутье, когда амеба пошла налево а не направо, поползла. То есть парадигма это некий взгляд — все случайно, все просто так вот, случайно, выросли такими, могли бы вырасти другими, могли бы разумными мухоморами вырасти, если бы она поползла куда-то еще.

Это один взгляд, одно представление, что я хочу сказать, смысл вот в чем,- я пытался менять какие-то свои привычки, какие-то свои установки или еще что-то такое до этого, но ничего не получалось, но когда сменилась моя фундаментальная установка, мое видение мира, мне вдруг очень легко было многое поменять в своей жизни: мне легко было поменять свой образ жизни, потому что поменялись мои представления о самом себе.

Очень части именно это причина каких-то наших проблем — мы пытаемся поменять что-то вовне себя, в каких-то внешних слоях жизни, не поменяв своего видения жизни, или своего понимания своих каких-то фундаментальных ценностей. Тогда как если мы их поменяем, то все эти вещи легко поменяются.

Часто люди пытаются избавится от каких-то дурных привычек :бросить курить например, это очень сложно, бесконечно сложно. Правда Марк Твен  сказал:«Бросить курить очень легко. Я делал это много много раз», чтобы опять же объяснить, что это очень очень сложно. Но что-то случается, что-то происходит в нашей жизни и человек бросает. Например он сталкивается лицом к лицу со смертью, с понимание того что ему придется умирать, и он очень быстро бросает это все, потому что что-то на более глубоком уровне поменялось и поменять там это можно. И есть иллюстрация этого всего, система парадигмы — система наших взглядов, которая определяет наше поведение и когда парадигма меняется, поведение меняется само собой. Мы хотим поменять что-то в своем поведении, но ключ к этому — поменять представление, поменять парадигму.

Я буду говорить о нескольких, трех-четырех мировоззренческий установках, которые находятся в основе наших представлений. И пример наверняка многие из вас слышали:

если мы посмотрим сначала это изображение(31:38, профиль женщины, рисунок), в этом изображении мы увидим молодую женщину(31.41) почему, потому что оно нас уже определенным образом настроило, если мы увидим это изображение(31.46) сначала, и посмотрим на ту же картинку(31.52), мы увидим старуху. Иначе говоря, вы наверняка все эту наколку знаете, в этой картинке — две картинки, но в зависимости от того как я запрограммировал себя, я увижу либо одно, либо другое. Сейчас вы можете увидеть и то и другое,  или по крайней мере, то то, то другое, то старуху, то молодую женщину. Понятно? Это некое первое положение о котором хотел сказать.

Никаких вопросов по этому поводу?

Мы пойдем дальше, и я собственно сейчас введу одну очень важную вещь, важное положение на котором мне хотелось бы остановиться. Я не буду объяснять как менять парадигму.

Это некая первая вещь, с которой мне хотелось бы начать давать материал для вашего размышления. Он весь принесет вам пользу только в том случае, если вы не просто послушаете, немножко развлечетесь сегодня, а попытаетесь потом подумать над ним, поразмышлять, подумать как применять его в жизни. Первая вещь очень важная: человек инстинктивно понимает, что он должен расти и развиваться, этот принцип самосовершенствования заложен в нас. Человек духовен по своей природе, а у духа есть желание постоянно совершенствоваться. Мы имеем двойную природу: у нас есть тело, и тело оно хочет покоя, оно хочет оставлять некий статус-кво, и это в сущности значит смерть, потому что тело по природе своей несет в себе смерть; и есть дух, дух не хочет покоя, дух наоборот хочет постоянного расширения, движения, развития, дух хочет бесконечности, и по средине этого есть ум, и ум пытается понять что делать то? Либо пытаться следовать тому что хочет тело: ленивое, неповоротливое, которое хочет покоя, постоянства, стабильности, либо следовать за своим духом, который хочет развиваться, идти, двигаться, жить. Но ответ очень простой: на самом деле человек не должен идти на поводу у тела. Тело все равно помрет. При всех его отчаянных попытках обрести покой, оно получит покой, только не знаю когда(смех). Тело все равно будет изменяться. Все эти попытки некоего уюта, некой стабильности. Я буду несколько раз цитировать тут Виктора Франкла — это замечательный австрийский психолог школы австрийской психологии начатой Фрейдом, хотя очень большой противник Фрейда, так вот он удивительным образом говорит; у него есть его логотерапия, разработанная система.

Он говорит, что «причина стресса, причина психологических проблем, с которыми люди сталкиваются — это как раз то, что человек замыкает себя в некоем ограниченном, замкнутом пространстве. Человек хочет этого, он думает что в этом смысл, что в этом счастье: если я вдруг найду некое уютное местечко и устроюсь хорошо здесь».

Он говорит, что «на самом деле — это самая большая причина стресса и психологических проблем. Человек вроде бы достигает: вроде все нормально, вроде бы какой-то уют, все внутри бунтует против этого».

Человек по природе своей духовен. Мы духовны по природе, и природа духа развиваться, идти. И первая вещь, которую мне хотелось сказать, это то, в каком направлении должно быть наше движение. Где это вектор нашей человеческой эволюции или развития человеческого? И тут пунктиром обозначено три этапа развития человеческой эволюции, эволюции духа. И я сейчас более подробно расскажу что это значит, но это очень важная вещь. Потому что, если мы будем видеть куда нам нужно идти, мы поймем направление.

Это универсальная вещь, или универсальный закон.

Человек начинает как зависимое существо. И зависимость значит зависимость физическая, не только физическая. Зависимость значит зависимость эмоциональная, когда я завишу эмоционально от настроения других людей. Если вокруг меня все мне улыбаются, все меня хвалят, мне хорошо. А если вдруг на меня косо смотрят, я сразу думаю «А!!». Интеллектуальная зависимость, когда мы интеллектуально зависим, не можем определить своего собственного направления в жизни, мы вступаем в какие-то отношения интеллектуальной зависимости, то есть некоторое состояние зависимости. Ребенок всегда зависим. И это первый естественный этап, мы зависимые люди. Человек должен понимать, что следующим этапом обязательно должна быть независимость. Я объясню что это значит, но человек должен решить эту задачу. Когда человек остается зависимым, то он — жертва.

У него есть ощущение внутри того, что я — жертва обстоятельств. Зависимость эта наша — желание обвинить других людей и снять с себя ответственность. Очень часто люди вырастают, становятся взрослыми и вроде бы они должны стать независимыми, но у них остается этот менталитет ребенка:«все виноваты, все плохие, все меня не любят». И человеку очень сложно этот шаг сделать, потому что, в каком-то смысле, зависимым ребенком жить легче, правильно? Все плохие, а я — хороший. Все виноваты. В Ведической культуре говорится, что когда человек показывает пальцем на виноватого, то три пальца указывают на того, кто на самом деле виноват, а один ищет виноватых вовне, три пальца указывают на причину всех проблем. Очень важная вещь, которую нужно понять, это то, что человек должен понять степень своей зависимости и постараться от этой своей зависимости избавиться. Не довольствоваться этим состоянием зависимого человека, жертвы, которой все пользуются. То есть это в сущности значит принять ответственность на себя, сказать: «я виноват, никто другой не виноват, нет других».

Люди очень часто начинают обвинять правительство, соседей, еще кого-то обвинять, жену, как правило, или мужа — это самые большие преступники, которые портят нашу жизнь. Но это внутренний рост означает — я нахожу смелость сказать:«Я отвечаю за то что со мной происходит, и мне нужно понять что я должен поменять в себе».

Это первый и очень существенный этап, который нужно пройти. И этот первый этап человеческого развития. Как правило зависимый человек с менталитетом ребенка ориентирован на удовольствие.

Каким образом понять зависимый я или нет? Помимо того, что я обвиняю всех и ругаю всех на чем свет стоит. Другой принцип по которому можно это понять это то, что мной движет принцип удовольствия, я ищу какого-то удовольствия постоянно. Это характеристика зависимого человека, и человека с менталитетом ребенка. Он хочет удовольствий. Чтобы ему было все время хорошо, если не дай Бог что-то не так, то он обижается на всех и думает, вот умру, будут знать… И в каком-то смысле, когда начала развиваться западная психология, первый кто стал изучать западную психологию был Зигмунд Фрейд и он, скажем так, расшифровал эту часть человека, но он, к сожалению, свел всего человека к ней. Сказал, что человек движим принципом удовольствия.

Это — факт. Но какой человек,  — незрелый человек, зависимый человек, человек, который не вырос. Только незрелый человек остается и руководствуется этим принципом. Принципом удовольствия в жизни. Он сказал секса, естественно, ясное дело.

Если человек зависим от удовольствия, то он по прежнему остается на детском уровне.

И второй этап, чтобы наметить пунктиром какие-то этапы нашего развития: куда я должен прийти, я должен прийти к этому состоянию или ощущению независимости, то есть развить в себе способность принимать ответственность за себя. Я буду говорить как это сделать, в принципе это не так уж сложно.

Некая парадигма, когда человек говорит, что я полагаюсь на самого себя, я сам, я могу это сделать, в сущности это — психология подростка. Это важный этап в жизни человека, и как правило очень часто люди из состояния ребенка пытаются достичь какого-то другого состояния, но они думают, что это предел. Что предел моего совершенства — если я немножечко возьму себя в руки, пойму что мне делать, стану независимым человеком.

Но на самом деле это — психология подростка с присущим подростку культом силы, какой-то власти. И эту психологию изучал приемник Фрейда Адлер, из той же самой австрийской школы психологии. Он, вопреки своему учителю Фрейду,  сказал, что еще большим стимулом, или большей движущей силой внутри человека является желание некой власти, силы, положения, статуса, или желание избавиться от страха. Это, скажем так, определение второго этапа.

Но на самом деле есть третий этап к которому человек должен стремиться. И до тех пор, пока человек не дойдет до этого состояния, он не будет удовлетворен. Это понимание взаимозависимости, когда свободные люди, свободным образом научились вступать в отношения друг с другом, и в этих отношениях они получают радость от возможностей, которые открываются при этом, со творчества взаимоотношений.

Как правило сейчас люди остаются на первом этапе. Людям внушают, вслед за Фрейдом, что смысл жизни в том, чтобы получать удовольствие. Редко кто достигает второго этапа, на даже на второй этап это еще не предел, но только достигнув второго этапа, этапа внутренней независимости, ощущения какой-то силы, достоинства внутреннего, человек может перейти на следующий этап, этап взаимозависимости; он сможет правильно строить отношения.

Если мы посмотрим почему рушатся отношения. Особенно это видно на статистике разводов. Я не знаю каких она там достигает пределов — 70%, 80%, люди уже даже жениться перестали, смысла нет никакого, просто расходятся. Но в чем причина?

Причина очень простая — два зависимых человека сходятся вместе. И они сходятся вместе потому, что они чувствуют зависимость друг от друга: один ждет чего-то от другого, другой ждет чего-то от того человека, то есть по сути дела они отдали другому человеку ключи от собственного счастья, от собственной жизни, и, наверняка, 100%, можете даже не сомневаться, вероятность 100%, если вы зависите от другого человека, другой человек будет поступать не так как вы от него ждете. К чему это будет приводить? Это будет приводить к тому, что вы будете его ненавидеть, при этом вы будете оставаться зависимым от него. Вы привязаны и ненавидите — это динамика семейной жизни, любовь с ненавистью перемешаны, такая взрывоопасная смесь — привязанность и ненависть к человеку. Ненависть, потому что он делает не так как я хочу, а в то же самое время он мне нужен, я от него завишу. И во всех отношениях та же ситуация, например, простая вещь, простой пример, который мне хотелось бы привести — если я завишу от какого-то человека, чувствую что я завишу: на работе, или еще где-то, в каких-то отношениях, я никогда не смогу сказать ему что он делает неправильно. Я не смогу подойти и сказать ему:«Друг мой дорогой, ты что же делаешь?» Нет, но так как он делает не правильно, это будет причинять мне боль, я буду обсуждать его проблемы с кем? С другими, правильно? И у меня всегда найдутся много людей, которые меня всегда поймут, потому что все видят его проблемы, и мы будем обсуждать его проблемы с другими.

Это то, каким образом негатив распространяется по обществу. А причина в чем? Причине не в том что у него недостаток, а в том, что я не могу подойти и ему сказать:«Дорогой друг, вот смотри что такое».. Не могу ему спокойно просто сказать, и у меня не будет необходимости обсуждать его недостатки где-то за углом, он сможет меня услышать, если я сделаю это спокойно. Иначе говоря, я все это говорю сейчас для того, чтобы объяснить этот пунктирный путь с тремя очень важными этапами.

Зависимость, которая выражается в моей привязанности, в том что я завишу от других людей во многих, многих, многих отношениях, она в конце концов портит мою собственную жизнь. И человек должен понять как ему перейти на следующий этап независимости, и дальше, когда он станет независимым, как ему дальше, будучи независимым, вступать в глубокие, продуктивные, приносящие удовлетворение, отношения с другими людьми, которые обозначаются словом взаимозависимость.

Как мне быть свободным человеком, и жить рядом с другими свободными людьми,и  вместе делать что-то, что будет меня радовать. Это некая вещь, о которой мне хотелось сказать с самого начала. Это тот принцип, на котором основана эта книга.

Сначала Кови  учит, как победить себя. Зависимый человек становится независимым когда он одерживает победу над самим собой. Первое что я должен понять в своей жизни: что значит одержать победу над самим собой, овладеть самим собой, овладеть какими-то своими импульсами, овладеть своей собственной судьбой, что это значит.

И человек должен работать над этим, у него нет выбора, если он не хочет испортить свою жизнь. Если он не хочет просто прожить жизнь напрасно, оказаться жертвой, и остаться с ощущением того, что все виноваты, я хороший, но помираю, и ничего не поменялось в моей жизни. То есть первое — человек должен одержать победу над собой, и первые три навыка, о которых говорит Кови, они об этом,о том, как одержать победу над собой.

Я только два из них объясню, я не буду идти дальше.

А второе — как общую победу одержать. Что это значит находиться рядом с другими свободными людьми, уважать их свободу, ценить их свободу, понимать их свободу, и в то же самое время, вступать в отношения, которые по определению, как бы, делают нас несвободными. И это удивительное искусство следующего, более высокого порядка —

как вступать в свободные отношения с людьми, принимать на себя обязательства в этих отношениях, и оставаться свободным. Чувствуете, да?.. Оставаться свободными даже в отношениях. Это — высший пилотаж! Это возможно, если человек действительно понимает о чем идет речь.

И почему это высшее проявление эволюции человеческой? По очень простой причине, потому что реальность, в которой мы живем взаимозависима по определению.

Мы живем в реальности, которая взаимозависима и нам важно понять как жить в этой реальности. И очень часто мы не знаем этих рецептов. В Индии говорят,  что люди становятся имперсоналистами, то есть не хотят верить в личностного Бога, в существование Бога как личности по очень простой причине, потому что они думают что личностные отношения это источник бесконечной боли. Кто подтвердит это? Личные отношения источник боли? Ну да, кто-то поднял руку, кто-то промолчал, ну все понятно.

Но не потому что личные отношения в принципе источник боли; на самом деле личностные отношения это источник величайшего счастья. Беда в том, что нам нужно понять как в эти отношения вступать, чтобы они были источником нескончаемого счастья.

Философия, которой мы следуем здесь, в обществе сознания Кришны — это философия, каким образом вступить в личностные отношения с Богом, и как получать бесконечное счастье в этих вечно длящихся отношениях, динамичных отношениях любви. То есть в конце концов, если мы научимся этому, последствия будет очень глубокими.

Это некая общая структура, но помимо самой структуры, это важные вещи.

Как я уже сказал, я быстро..

— Вы не устали еще? Еще воспринимаете что-то, да? Чего-то еще лезет туда.? Хорошо.

Я сейчас очень быстро расскажу некую самую суть первых двух навыков, которые составляют победу над собой. В сущности, если вы три этих вещи освоите, поймете, примите куда-то голубого внутрь, на каком-то глубоком уровне сформируете эти вещи, а их можно, это все формируемые вещи вполне, то вы одержите победу над собой, и это значит что вы вырастите, станете взрослыми, обретете какую-то внутреннюю зрелость.

Три этих навыка: первый навык — независимости от обстоятельств, или навык развитого разума, это в сущности техника, со всеми ограничениями которые естественным образом включены в это понятие. Это понимание того, что значит развитый разум и как этот разум в себе развивать. Что значит развитый интеллект, и каким образом этот интеллект развивать. Потому что интеллект — это в сущности то же самое что и мускулы. Мы можем тренировать свой интеллект, свой разум, и это на самом деле не так уж и сложно.

Мы можем это делать, и это первая очень важная победа над собой — навык развитого разума. Как реагировать на обстоятельства человеку у которого зрелый разум.

И второй навык — это навык постановки цели, но в сущности это навык понимания своей природы. Навык понимания кто такой я.

Как я уже говорил, я буду говорить о двух вещах: это — что такое разум, каким образом его развивать и им пользоваться, и второе — что есть наше эго, кто есть я, что должно быть у нас в центре и как с эти бороться. То есть каким образом формировать этот центр — свое я. И по сути дела это две самых важных вещи, все остальное оно более ли менее автоматически придет. Это два самых важных навыка.

Меня немножко смущает то, что мне очень быстро придется проскочить через все это.

Я боюсь что в результате моих скачек у вас каша будет. Может быть если вы пожелаете мне успеха в моем деле, нам удастся этого избежать. Вот.

Мы переходим к первому навыку. Начнем с этой цитаты Генри Дэвида Торо:

«Я не знаю ничего более воодушевляющего, чем бесспорная способность возвышать свою жизнь путем сознательного усилия». Она таки у нас есть. И в сущности,на чем основана эта способность меняться? Она основана на одной очень важной способности, это способность человека анализировать свои собственные мысли. То есть в сущности смотреть на себя со стороны. Анализировать на сколько мои мысли правильные, мыслительный процесс.

Это привилегия человека. Животные этого не могут. Для животных реальность их ума — это абсолютная реальность, и она вполне инстинктивна. И в этом суть разума.

Суть разума в способности посмотреть на себя со стороны, оценить со стороны что мы делаем, оценить со стороны что мы думаем, правильно ли мы думаем и т.д..

И это та самая способность, которая делает человека человеком. Инстинктивные реакции это еще не человеческий уровень. Это уровень собак Павлова. Это — инстинктивные реакции. Они тоже у нас есть, они тоже занимают большую часть нашего процесса реагирования на мир, но самое важное это — вот это. Это собственно и есть определение разума.

И любопытно что «Бхагавад Гита» начинается с этого. Если вы читали «Бхагавад Гиту», или слышали о «Бхагавад Гите», «Бхагавад Гита» — это одно из основных писаний Индуизма, где в кратком виде сказано, или объясняется процесс трансформации человека, преображения человека, как человек может исправиться.

И она начинается с некоего кризиса, и кризис этот начинается с того, что Кришна, исполняющий роль учителя, говорит своему ученику Арджуне:«Посмотри, Партха, что происходит». И тот под влиянием этих слов вдруг видит все и бах!..Но эта способность смотреть, тем не менее, очень важная, с нее собственно все и начинается: со способности созерцать, наблюдать, оценивать, прежде всего самого себя.

Это первый навык, навык, который учит человека брать ответственность за свою жизнь и стать творцом своей собственной судьбы. Беда заключается в том, я уже немножко говорил об этом, что мы — легко программируемые существа. Мы считаем себя свободными, гордимся что мы свободные, но тем не менее запрограммировать нас вообще ничего не стоит, даже не то что запрограммировать, вывести нас из себя ничего не стоит.

С продолжением можно ознакомиться в книге Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа

«Секрет устойчивости в мире перемен»

http://goswamibooks.ru/catalog/books/sekret-ustoichivosti/

которая поможет читателю осознать, что источник счастья находится в постоянном изменении, в реализации своей духовной природы.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.