Аннотация: Наставники, повторять круги за кого-то, принцип старшинства, можно ли повторять святое имя во время лекции, райские планеты.
***
БВГМ: Я очень рад всех вас видеть здесь. Спасибо большое. Как я могу вам служить? Я отвечу на ваши вопросы.
Враджа-валлабха дас: Харе Кришна. Мы сегодня встречались днём, и мы читали и немножко обсуждали те задачи, тот план, которые Вы поставили себе на год, и в котором Вы может, видите своих учеников, которые Вы бы хотели, чтобы ученики Вам помогли в служении Шриле Прабхупаде. И тут приехали преданные из Ростова, из Сочи, из Новороссийска, из Анапы, из Краснодара. И сейчас преданные подумают уже – кто-то уже на что-то вдохновился, как Вам послужить. Мы бы хотели от Вас услышать по тому, что Вы писали, на сколько это для Вас важно. Хотели бы Вам помочь.
БВГМ: Спасибо большое. Харе Кришна. Для меня это в высшей степени очень важно. Я очень радуюсь успехам своих учеников. Я нахожусь в таком этапе своей жизни, когда я больше радуюсь тому, что делают другие.
Я выделил там три сферы, в которых я вижу свой вклад, я очень ценю вклад своих учеников. Разумеется, какие-то другие сферы тоже важны, не нужно ими пренебрегать, но эти три сферы ближе всего мне лично.
Первая сфера – это всё то, что касается улучшения репутации ИСККОН. И тут каждый может внести какой-то свой вклад, даже поучаствовать в каком-то форуме в интернете или достойно представив это какими-то статьями в сознании Кришны.
Эта удивительная философия и культура, но, к сожалению, из-за репутации, которая по тем или иным причинам и не без нашего вклада когда-то сложилась в общества, составляет препятствие для людей даже соприкоснувшись с этим. И это очень большая трагедия. Есть много людей, которым нужна эта культура. Мы не за то, чтобы обращать людей в свою веру. Абсолютно никому это не нужно. Но мы знаем точно на своём опыте, что соприкосновение с этой культурой может сделать человека более гармоничным, более счастливым, дать ему более глубокое понимание смысла жизни. И мы хотим это дать людям, но, к сожалению, репутация наша не самая лучшая, в которую внесли вклад мы с вами и наши враги, — она мешает этому. Поэтому преданный должен сражаться за достоинство движения Шрилы Прабхупады, делать это очень хорошо, с большим достоинством, без фанатизма. Если кто-то может так или иначе это делать, а в принципе каждый может каждый делать это на каком-то своём уровне, то это уже великое благо, если мы будем держать это в уме. И в связи с этим, конечно же, всевозможные формы проповеди, такие как распространение книг или какие-то публичные программы — они вносят вклад в это.
Я честно могу сказать, что я понимаю, почему иногда преданные прячутся, когда они проводят публичные программы, и в этом, наверное, нет ничего плохого. Потому что мы не хотим отсекать какую-то категорию людей сразу, но в то же самое время я думаю, что иногда мы слишком прячемся и слишком стесняемся. И вот это мне уже не очень нравится. И одновременно с этим я думаю, что когда мы выходим к людям, мы будем сильнее, если мы будем самими собой. Это некая двойственность, которая возникает, когда мы пытаемся очень сильно замаскировать свою причастность к движению сознания Кришны в силу тех или иных причин, делает нас слабыми. И, как я уже сказал, то есть любые формы проповеди имеют отношение к этой сфере деятельности — распространение книг, публичные лекции или какие-то выступления в интернете или просто обсуждения на форумах в социальных сетях, где люди сейчас живут. Каждый человек может что-то сделать. И я сам решил распространить 500 книг Шрилы Прабхупады в этом году, вернее 500 «Бхагавад-гит».
84 «Бхагавад-гиты» я распространил, правда, немножко хитрым способом среди преданных, но всё равно распространил. Каждый может подарить кому-то книгу или еще что-то.
В этом году 50 лет ИСККОН. Если мы будем как-то медитировать на это, чтобы улучшить репутацию общества Шрилы Прабхупады, чтобы большее число людей соприкоснулось с этим, даже, если они просто оценят то, что несут с собой преданные, это уже будет великое благо. Каждый что-то может сделать тут.
Втора сфера касается изучения шастр. Я говорил об этом сегодня. Именно культура изучения шастр. Я честно признаюсь, меня очень смущает такое расширение, которое не основано на глубоком освоении ценности священных писаний. Мы можем расширятся, но в конце концов, мы можем задохнуться от очень большого количества каких-то инородных элементов в нашей санги, возникающих таким образом. Поэтому важно изучать шастры. Шастры – это удивительная вещь. В шастрах есть действительно всё. И если мы знаем шастры, то они дают такую уверенность. И в любом случае шастры – значит соприкосновение с самим Кришной. Когда мы читаем «Шримад-Бхагаватам» или «Бхагавад-гиту», мы непосредственно соприкасаемся с Ним. В «Тайттирия-упанишаде» говорится: расо ваи саха расам хй евайам лабдхвананди бхавати. Если человек… Кришна есть раса, есть блаженство и счастье. И любой человек, который обретает, соприкасается с Кришной, он обретает блаженство, он становится счастливым.
Мы все это знаем. Мы все чувствовали счастье от соприкосновения с «Бхагавад-гитой» в какой-то момент или понимания этой философии. Все чувствовали счастье от киртана, когда мы соприкасаемся с Кришной. То есть изучение шастр — это, в сущности, систематическая попытка соприкасаться с Кришной. Не просто хаотически, а именно вступать в отношения с Ним. Именно изучение шастр помогает человеку опыт обрести духовный. И опять же, каждый человек может что-то сделать в этом отношении. И моё предложение: в этом году сосредоточиться на первой Песни «Шримад-Бхагаватам». Идеи, которые у меня есть сейчас, не знаю одобрят ли меня другие старшие преданные или нет, следующий фестиваль Садху- Санга провести целиком с обсуждением тем первой песни «Шримад-Бхагаватам», чтобы каждые санньяси давали семинары именно по первой песни. Там есть очень много всего. И сегодня только рассказывал немножко из 9-й главы первой песни «Шримад-Бхагаватам». И там ещё что-то можно рассказать.
Если мы все вместе синхронизируемся и будем в этом году изучать первую песнь «Шримад-Бхагаватам», обсуждать её вместе, в том числе и на каких-то форумах, с помощью современных средств коммуникации. Я собираю начать регулярные интернетовские лекции именно по первой песни «Шримад-Бхагаватам».
Каждый человек может что-то сделать. Это будет большим благом для него. И это моё предложение: в этом году сосредоточиться на этой одной песни, той самой песни, которую Шрила Прабхупада привёз с собой в Америку 50 лет назад для того, чтобы начать своё движение. Это вторая сфера.
И третья сфера — это углубление духовного опыта человека. Опять же, это сфера, в которой каждый из нас что-то может сделать: может поучаствовать в ретритах или организовать ретриты какие-то, или просто организовывать воспевания, помогать другим погружаться. Самим улучшать свою джапу, работать над ней и таким образом углублять духовный опыт, понимать закономерности духовного развития, которые есть у человека, о чём я сегодня рассказывал.
И, как бы это то, в чём я вижу свой вклад, я вижу в нём огромную необходимость в этом, чтобы преданные переставали быть теоретиками, чтобы их опыт реальный углублялся.
Каждый может дать обет и прочитать за год 50 лишних кругов для Шрилы Прабхупады. ( Из зала – пятьсот надо). Ну пятьсот. Ну пять тысяч.
У меня есть обет. Я дал обет в этом году каждый месяц повторять не скажу сколько, но скажу, что это трёхзначная цифра, как бы количество кругов. То есть каждый месяц повторять столько-то тысяч кругов.(из зала – четырёхзначная) Да, четырёхзначная цифра. И пока исполняю это. Я посчитал, Шрила Бхактисиддхантха Сарасвати прежде чем начать свою миссию, дал обет повторить миллиард святых имён. Я посчитал сколько нужно — получается лет 20, если с такими темпами, попытаюсь как-то уложиться. Каждый может повторять какие-то дополнительные круги. Это очень здорово. Договорились, да? Еще какие-то есть вопросы?
Итак, рад вас видеть. (Смеётся.)
Вопрос: Если наставника нет. Что делать?
БВГМ: Самому становиться наставником.
Андрей Платонов, удивительный писатель, у него есть один рассказ, который в своё время растрогал меня до слёз. Это рассказ про семью. Отец, мать, два сына у них. Один сын совсем маленький, если не ошибаюсь. Другой сын лет десять. И мать умирает. И отец сидит, схватившись за голову, не знает, что делать, не понимает, как вообще жить. И в этот момент сын, чтобы как-то утешить его, идёт к шкафу, надевает материнское платье и говорит: “Ничего, я тебе помогу. Я буду ухаживать за младшим сыном.”
И ему десять лет всего. И написан этот рассказ так, что не плакать невозможно.
Но, в сущности, это важный принцип. Мы уже достаточно взрослые. Понятно, что всем нужен наставник, понятно, что всегда хорошо чувствовать какое-то прикрытие, но если мы выросли – не нужно слишком сокрушаться, надо помогать другим. И это само по себе будет нам помогать. Всегда нужно иметь старших, но при этом, чем взрослее мы сами, тем в большей степени мы должны помогать другим.
Вопрос: Гуру Махарадж! Можно повторять круги за кого-то? За родных, за детей, за благо людей?
БВГМ: Можно. Но это не совсем бхакти в чистом виде. Это скорее так, если анализировать философски, это скорее карма-мишра-бхакти, какая-то или бхакти-мишра-карма.
В философии кармы там вот это очень чётко работает. В ведической культуре там можно делать за кого угодно всё, что угодно. И таким образом улучшать карму, помогать.
Бхакти немножко на другой основе базируется. И основа бхакти в том, что мы для Кришны повторяем круги. За кого-то значит, что есть некий ритуал, чтобы ему было лучше. И в этом ничего дурного нет, но нужно просто понимать, что это не совсем чистая бхакти. И, строго говоря, мы принесём человеку больше пользы, если мы будем повторять круги не за него, а для Кришны и одновременно с этим ну как-то помогать, пусть даже мысленно и молиться просто за него. Поэтому лучше повторять круги для удовольствия Кришны и желать добра всем нашим родственникам, помогать им как-то. Это будет более эффективно.
Вопрос: Харе Кришна! Вы говорили о том, что человек должен развить вот это правильное уважение к принципу старшинства. А как это должно работать, если например какой-то старший, ну грубая аналогия, отец-алкоголик. Как с этим уважением к отцу человек не перенимает его алкоголизм?
БВГМ: Уважение далеко не обязательно означает, что я попадаю в зависимость от этого человека. Я перенимаю какие-то дурные качества только тогда, когда я завишу от человека. И поэтому надо очень тщательно выбирать от кого я буду зависеть в духовном отношении. То есть, человек, от которого я получаю наставления, от которого я реально завишу, завишу в своей духовной жизни, вот тут я должен быть очень осторожен с выбором и алкоголиков в эту категорию не зачислять. Но, что касается старшинства, то уважать я могу всех тех, кто по тем или иным параметрам старше меня. И это не будет означать, что я попаду в зависимость от его дурных качеств. Само по себе уважение не делает нас ещё приемниками дурных качеств. Мы уважаем человека, потому что он носитель каких-то там ценностей, он преданный, он старше нас. Но при этом нам не обязательно вступать в такие отношения с ним, в которых мы будем перенимать какие-то дурные качества. Тут нужно быть очень осторожным. То есть, есть уважение и есть зависимость. И не нужно путать одно с другим. Зависимость нам нужна и мы должны зависеть от старших, но нам нужно быть очень избирательным, очень осторожным. Уважать нужно всех старших.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, у нас есть некие ученики, которые считают, что нужно повторять святое имя во время лекции. Например, по Бхакти-шастрам. Мне бы хотелось, чтобы они услышали эту запись. Скажите, как правильно к этому относиться? И правильно ли так поступать — повторять святое имя во время обучительного процесса?
БВГМ: Спросите преподавателя, что он думает по этому поводу. Если мы хотим погрузить своё сознание во что-то, а в общем то мы должны хотеть погрузить своё сознание в святое имя и в процесс обучения, то не нужно одно с другим мешать. Если мы учимся, то нужно учиться. И это, к сожалению, природа рассеянного ума. Рассеянный ум не любит делать то, что он делает в данный момент, он всё время думает о чём-то другом. Причём, неважно о чём, потому что стоит ему начать делать то, о чём он только что думал, как он будет думать о чём-то другом сразу же. Поэтому, если мы учимся, то нужно учиться. У людей есть это странное понимание — повторять мантру во время учёбы, учиться во время повторения мантры и так далее. Я видел это. Люди повторяют мантру и вдруг начинают что-то читать или изучать. Нет, надо изучать в одно время, а повторять мантру в другое время. Это беда рассеянного ума. Люди сейчас не могут ни на чём сосредоточиться. Даже когда они едят, они не могут сосредоточиться не еде. Им нужно телевизор смотреть, печатать на компьютере что-то, отвечать по телефону.
Прахлада Махарадж сравнивает состояние такого человека с несчастным мужем, у которого пять жён. Приходит домой и каждая жена тянет его в свою сторону. Наши пять чувств имею такую особенность тянуть нас в свои стороны. Я очень хорошо помню сцену на улице одного из южных городов, когда некий человек шёл, он ел какие-то чипсы, курил, разговаривал по телефону, смотрел по сторонам на проходящих женщин и что-то еще он делал, уже не помню, по-моему чесался ещё. Чтобы полный набор был всех радостей жизни.
Вопрос: Мы сейчас изучаем «Бхагавад-гиту». И в 6-й главе там есть знаменитые стихи, когда говорится о судьбе неудачливого йога. И вот я спустя много лет вычитала строчку, что оказывается неудачливый йог он попадает сначала на райские планеты, и только потом у него есть шанс продлить (не разборчиво). А есть ли какие-то варианты иначе? Ну то есть, без райских планет, если не достигнешь в конце жизни своей цели.
БВГМ: Есть. Кришна вас не будет посылать на райские планеты, если вы этого не хотите. На райские планеты попадают те, кто очень этого хотят. У людей есть это представление о некоем идеальном состоянии, с помощью йоги которого можно достичь и так далее. Но Кришна не будет вас мучать на райских планетах. Я помню в своё время меня это очень вдохновило. Я тогда ещё только-только начинал, я думал, ну в крайнем случае, на райские планеты попаду, тоже не плохо. Не бойтесь. Ну, потом, может пока вы там на райских планетах Кали-юга кончится. Не хотите – не надо.
Всё. Спасибо вам огромное. Спасибо, что приехали так издалека. Спасибо огромное, спасибо большое.