Аннотация:
В чем сложность нашей практики? Слишком высокий идеал. Нам нужно стараться строить свои отношения на принципе милости, давая друг другу надежду.
Истории о любви Шрилы Прабхупады.
Истории о человечности Шрилы Прабхупады.
***
Харе Кришна! Вчера мы с вами говорили о том, что имитация отличается от следования, или на санскрите анукаранам отличается от анусаранам. Анукаранам значит подражание или имитация, анусаранам – следование. Также как зависть отличается от любви. Когда мы пытаемся имитировать, подражать кому-то, мы в сущности завидуем этому человеку. Нам хочется получить то, что есть у него посредством подражания.
Следование – это нечто совсем другое. Следование – это наша искренняя попытка, искренний труд понять настроение человека, понять в каком состоянии находится его сердце, понять, что творится у него внутри, и действовать, как я буду действовать. Не обязательно также, как он будет действовать в этой ситуации. Но движимым тем же самым мотивом. Тем же самым настроением, той же самой бхавой, той же самой эмоцией.
Секрет духовной жизни в том, чтобы научиться понимать настроение другого человека. И прежде всего чистого преданного, духовного учителя. Секрет духовной жизни не в том, чтобы смотреть на поверхность. Мы поверхностные люди, мы привыкли судить других по каким-то поверхностным признакам. И нам очень сложно бывает выйти за скорлупу своего эгоизма. И по-настоящему почувствовать, что же происходит в сердце другого человека. Это труд. Но это очень благодарный труд. Если объектом нашей медитации будет чистый преданный.
И вчера я пытался рассказать немного о своем понимании личности Шрилы Прабхупады. И того настроения, которое двигало им. Того бесконечного сострадания, которое есть всего лишь на всего проявление любви к Богу.
И сегодня мне хотелось начать с того, чтобы рассказать насколько это важно, пытаться это настроение обрести по милости духовного учителя, медитируя на него, медитируя на его качества. И насколько важно строить свои отношения с другими людьми, и особенно с другими преданными на фундаменте этого настроения.
Вчера я сказал, что сознание Кришны очень простая вещь. Правильно? Ешь, пей, веселись, танцуй, пой. И в конце концов, как говорил Шрила Прабхупада, так мы дотанцуем до Кришны. И Шрила Прабхупада часто говорил об этом. И естественно, это факт. Сознание Кришны, будучи самым естественным проявлением природы души, это очень простая вещь, очень естественная вещь. Шрила Прабхупада само олицетворение естественности, простоты, красоты сознания Кришны.
Но сознание Кришны также очень сложная вещь. И сложность сознания Кришны… Слушайте очень внимательно. Это важная вещь, которую я хотел вам сказать. Сложность сознания Кришны только в одном. В том, что у нас очень высокий идеал. И памятуя об этом идеале, держа перед глазами этот идеал, постоянно читая об этом идеале, мы постоянно болезненно осознаем свое несоответствие этому идеалу. Эта боль иногда превращается в отчаяние. Сложность сознания Кришны только в этом. Сложность сознания Кришны в том, что сознание Кришны, к сожалению, может повергнуть человека в депрессию. Шрила Прабхупада говорил: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы». Это факт. Но очень часто, мы также чувствуем абсолютно полную безнадежность этой попытки осознать Кришну. Тост по-моему такой был: «Выпьем за безнадежность наших усилий». Или что-то вроде этого. Я уже не помню, давно в последний раз выпивал тосты за что-то… Спасибо, именно за это мы с вами пьем чаринамриту, а да, спасибо: «За успех нашего безнадежного дела».
Иногда действительно опускаются руки, человек чувствует некое отчаяние, безнадежность. Иногда мы это состояние безнадежности переносим на отношение друг с другом тоже. Мы не только себя судим с точки зрения этого бесконечного высоко, подчас недосягаемого идеала, но мы начинаем других судить с точки зрения этого идеала. Я заметил, что в нашем обществе можно найти примеры абсолютно безусловной любви. Это несомненный факт. В нашем обществе можно найти пример очень большой жестокости. Иногда чрезмерной жестокости. И причиной этой жестокости в отношениях преданных друг с другом является как раз наличие этого высокого идеала.
С точки зрения очень высокого идеала, мы начинаем судить друг друга. И в результате этого мы еще больше усиливаем ощущения некой безнадежности друг в друге. Именно поэтому, именно потому что идеал так высок, и в каком-то смысле безнадежен, именно потому что… И нам ни в коем случае нельзя снижать идеал. Есть люди, которые пытаются снизить идеал, чтобы было комфортнее внутри. Есть люди, которые пытаются приблизиться к идеалу, не стремясь в высоту, а принижая сам идеал. Такое тоже есть, к сожалению. Это ложная попытка. Но действительно, чтобы утешить свое сердце, нам нужно постоянно сталкиваться с этими проявлениями милости в других преданных.
Шрила Рупа Госвами очень хорошо объясняет это в одном из замечательных стихов. Он говорит: прачинанам бхаджанам атулам душкарам шринвато ме. Когда я слышу о бхаджане, который совершали великие преданные прошлого, прачинанам бхаджанам, атулам – несравненные, душкарам – очень сложно реализуемые, то нирашйана, в сердце моем утрачивается надежда. Аша значит надежда. Джвалати хридайам, сердце начинает гореть от безнадежности. Нирашйана джвалати хридайам бхакти леша ласасья. Почему? Потому что я хорошо понимаю, что в моем сердце есть всего лишь крупица бхакти, капля бхакти, тень бхакти, бхакти леша. И даже этой тени нет. Я вижу, что меня в сердце ничего нет, нет никакой бхакти, ничто не может меня заставить совершать такой же бхаджан, и руки опускаются сами собой. Рупа Госвами это говорит. Что про нас тогда говорить? Но он сразу же добавляет вишвадричим агакхара тава каруна карунья вичим. Но когда одновременно с этим я вижу, как ты заливаешь всю вселенную волнами своей милости о Агахара, о убийца демона Агхи, о убийца греха, о уничтожитель греха, о тот, кто может забрать любой грех, когда я вижу как волны твоей милости с самого верха до самого низа обливают всех, начиная с самого верха от Господа Брахмы, то тогда аша биндукшитам – аша, значит надежда. Я уже сказал, бинда укшитам значит крошечная капля входит в мое сердце, упетйантаре. И вместе с этой надеждой я начинаю радоваться жизни.
Иначе говоря, что я хочу сейчас сказать, что наш бхаджан – это сочетание двух, на первый взгляд, несочетаемых эмоций – эмоции безнадежности и абсолютно ни на чем не основанной надежды. Безнадежность от того, что я понимаю, что своими силами я ничего не сделаю. Надежда, основанная на том, что Кришна гораздо более милостив, чем все мои недостатки. Никакие мои недостатки, грехи, пороки не смогут перетянуть чашу Его милости, перевесить чашу Его милости. Если я положу на одну чашу весов Его милость, а на вторую чашу весов груду моих недостатков. Какая чаша перевесит? Милость Кришны. И в этом наша надежда. Аша биндукшитам мам упетйантаре. И нам с вами нужно говорить о высоком идеале. Но даже еще в большей степени нам нужно говорить о безграничности милости Кришны, о безграничности милости духовного учителя.
По отношению друг к другу нам нужно стараться строить свои отношения на этом принципе милости, давая друг другу надежду. Наши отношения друг с другом должны быть основаны именно на этом: «Надежда у тебя есть, потенциал у тебя есть. Ты прекрасен внутри, ты удивителен внутри. Кришна любит тебя, Кришна ждет тебя, Кришна хочет, чтобы ты вернулся. Кришна поможет преодолеть все препятствия, какие бы ни встретились на твоем духовном пути». Иначе мы впадем в отчаяние. Это отчаяние, в конце концов, лишит нас какой бы то ни было энергии. Эффект отчаяния на нас, и поэтому он называется вишада на санскрите. Вишада значит ви – сесть, вишада значит я сижу и ничего не делаю. Когда человек охвачен отчаянием, депрессией, он не может пошевелить рукой, у него нет никакого стимула на это.
Поэтому мы должны давать друг другу надежду. И самый лучший способ научиться делать это – медитировать на это, как Шрила Прабхупада давал надежду, видя потенциал в людях, как Шрила Прабхупада вытаскивал этот потенциал. Как он как бы подносил зеркало к лицу человека, и в этом зеркале человек видел себя преображенным и прекрасным. Он видел себя не таким, как он есть, а таким, каким он может быть. Таким как он должен стать. И таким он обязательно станет, если он будет идти по пути сознания Кришны.
И поэтому сегодня я продолжу рассказывать о уроках любви, которые преподносил Шрила Прабхупада всем нам. Потому что это самое главное, чему он нас учил. Самое главное. Это его бхава. Она проявлялась по-разному.
И с начала мне хотелось рассказать одну маленькую историю про Шрилу Прабхупаду, в которой Шрила Прабхупада объяснил самую суть ведической культуры. Прадьюмна Прабху, его личный секретарь, говорит: «Шрила Прабхупада ненавидел телефоны. Когда ему давали телефоны, когда ему нужно было говорить по телефону, он смотрел на телефон, как на что-то в высшей степени странное и неприятное. Смотрел на него с гримасой отвращения. Он говорил: «Эти телефоны просто беспокойство какое-то создают. Постоянно кто-то звонит. Постоянно кому-то что-то нужно».
Хочу вам напомнить, в то время мобильных телефонов еще не было. Это мы прижимаем мобильные телефоны к сердцу, как самое дорогое, что у нас есть. Сейчас даже такая болезнь есть – болезнь лишиться своего телефона. Новое психическое расстройство. Люди бояться утратить свой телефон. Это единственная связь с большим миром.
Шрила Прабхупада пользовался им, но с очень большим так сказать пренебрежением. Он все время говорил: «Эти телефоны постоянно звонят, постоянно отвлекают». И слушайте внимательно, это самое важное: «Зачем люди, прежде чем, прийти, должны обязательно позвонить и сказать, что я прихожу. Это не наша культура. Наша индийская культура: человек приходит без предупреждения, стучит, ему открывают дверь. И говорят: «Заходите, пожалуйста, милости просим. Усаживают его, начинают ухаживать за ним, начинают с ним говорить».
И Шрила Прабхупада дальше сказал: «На самом деле это наша индийская философия. В чем заключается?» Он сформулировал индийскую философию. Мы все последователи индийской философии. Да? Он сказал: «Наша индийская философия: двери на распашку, окна на распашку, и сердце на распашку». И дальше он объяснил почему? «Мы в Индии не любим духоты».
Потрясающая формула. Двери на распашку, окна на распашку, сердце на распашку. Потому что когда мы закрываемся, закрываем двери, закрываем окна, и закрываем сердце, то мы начинаем задыхаться внутри. Человек должен быть в бесконечной степени открыт, открыт ко всему миру, открыт ко всем. И нам западным людям, людям западной культуры нужно делать невероятные усилия, для того чтобы раскрыть свое сердце. Мы слишком привыкли захлопывать, и закрывать на много-много замков свое сердце. Слишком много недоверия накопилось внутри. И поэтому не дай Бог к нам прийти когда-то не вовремя, еще когда-то, не постучавшись, не позвонив, не предупредив. Можно нарваться на такое. На грубость можно нарваться.
Тот же самый Прадьюмна Прабху рассказывает совершенно потрясающую историю своей первой встречи со Шрилой Прабхупадой. Он говорит: «Я жил в Монреале, и я услышал о Шриле Прабхупаде, о его движении. Я написал ему пару писем из Монреале. И в конце концов, я приехал в Нью-Йорк, чтобы лично увидеть его. Я приехал в Нью-Йорк. Было уже где-то около полуночи или за полночь. Я долго стучался в храм. В конце концов, какой-то заспанный брахмачари, который понял, что меня лучше впустить, чем не спать от моего стука в дверь. Открыл дверь. Запустил меня. Я улегся туда, весь пол был уложен брахмачари. Брахмачари лежали вповалку повсюду. Все громко храпели. Я ворочался, ворочался, ворочался. В конце концов, около трех ночи. Я проворочался где-то часа три, потом я подумал: «Все равно не спиться. Пойду-ка я к Свамиджи».
Теперь, представьте себе, что кто-то пришел к вам в три часа ночи. Я подумал: «Свамиджи же все равно не спит». Я на цыпочках вышел из этой храмовой комнаты. Это было в Нью-Йорке. Прошел через двор. Поднялся на второй этаж, где была небольшая квартирка Шрилы Прабхупады. Постучал в дверь. Оттуда раздался гостеприимный ласковый голос: «Кто там?» Я сказал изо двери: «Это Поль из Монреаля». «О Поль из Монреаля». Шрила Прабхупада вышел ко мне на встречу, так как будто бы знал меня всю жизнь. Он пустил меня, он усадил. Он стал спрашивать: «Как там у вас в Монреале? Как вы там поживаете?» Два письма человек написал. Шрила Прабхупада не знал его. И он говорит: «Шрила Прабхупада, а чего вы так рано проснулись?» Шрила Прабхупада сказал: «Да, я в час уже встал. Работаю, сижу». Они стали беседовать.
Шрила Прабхупада посылал письма. И за письма нужно платить по весу. И Прадьюмна Прабху говорит: «Мое первое служение Шриле Прабхупаде было в том, что я держал весы. И мы взвешивали письма Шрилы Прабхупады. И он спрашивал у меня: «Сколько за это письмо нужно будет заплатить, сколько за другое?» И говорит: «Мы так пробеседовали час, полтора. Прошло время незаметно. И в конце я у него спросил: «Шрила Прабхупада, а можно мне инициацию получить?» Шрила Прабхупада сказал: «Да, конечно. Завтра». Это как Шрила Прабхупада практиковал нашу индийскую философию. Двери на распашку, окна на распашку, сердце на распашку.
Я просто по ходу буду давать какие-то комментарии. Я не буду там особенно выбирать какие-то истории. Они все одна лучше другой.
Я расскажу эту историю. Я рассказывал ее уже несколько раз. Но просто без нее этот рассказ был бы не полным.
Это история про то, как у преданных был храм на Гавайях. И Судама был президентом этого храма. И какой-то человек пожертвовал ему, как президенту храма, ресторан. Судама решил, что ресторан принадлежит, как президенту храма, ему. И преданные обеспокоились. Написали Шриле Прабхупаде. В конце концов, Шрила Прабхупада сам приехал, чтобы разобраться с этим вопросом. Чтобы обсудить этот случай.
Шрила Прабхупада вызвал Судаму лично к себе. И он спросил у него: «Судама, ты мой ученик?» «Да, я ваш ученик». «Это значит, что все, что люди дают тебе, на самом деле принадлежит мне. Да?» Судама сказал: «Да. Это значит, что все, что люди мне дают, они дают на самом деле вам, и это принадлежит вам». Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Тогда кому принадлежит ресторан?» Судама подумал, и сказал: «Мне». Шрила Прабхупада посмотрел на него. И сказал: «Ну ладно, хорошо. Забирай ресторан, и будь счастлив». Шрила Прабхупада естественно не был очень доволен таким поведением ученика. Он сказал: «Забирай ресторан, будь счастлив».
Он собрался с другими старшими преданными, которые стали обсуждать что делать. Шрила Прабхупада задал всем остальным вопрос: «Стоит нам обращаться в суд по этому поводу или нет?» И все преданные в один голос сказали: «Обязательно стоит. Мы обязательно должны. Мы не должны позволять этому так проходить. Нельзя просто так это оставлять». Шрила Прабхупада услышал их совет, и глубоко-глубоко задумался. Несколько минут он молчал. Молчал, думал, думал, думал. В конце концов, сказал: «Нет, ни в коем случае. Если мы это сделаем, мы ничем не будем отличаться от обычных карми». И слушайте внимательно: «Наша жизнь основана на доверии и любви. Если у нас не будет доверия и любви, то не будет духовной жизни».
Это фраза особенно многозначительно в устах Шрилы Прабхупады. Потому что Шрила Прабхупада был в высшей степени практичным человеком. Шрила Прабхупада знал, как обращаться с деньгами. Шрила Прабхупада очень бережно обращался со всем этим. Но еще раз. На одну чашу весов положен ресторан, на другую чашу весов положен сам фундамент духовной жизни. Наша жизнь основана на доверии и любви. Если у нас не будет доверия и любви, безграничного доверия и безграничной любви, мы ничем не будем отличаться от обычных людей. И в конце концов, мы потеряем духовную жизнь.
Я видел, к сожалению, как это происходит. Когда люди справедливо теряют доверие. Никто не говорит, что у нас нет оснований перестать доверять другим людям. Но надо вспомнить: у Шрилы Прабхупады тоже были все основания перестать доверять. Его вывод был очень важный. Если мы лишимся доверия и любви, мы лишимся духовной жизни. Мы не сможем продолжать свою духовную жизнь, потому что духовная жизнь основана на доверии и любви, ни на чем-то еще. Поэтому моя просьба к вам, давайте будем медитировать на эти качества. Давайте будем доверять друг другу снова и снова, и снова. Давать кредит доверия. И таким образом пробуждать в человеке самые лучшие качества.
И слушайте, этот Судама, который сделал такое со Шрилой Прабхупадой. Слушайте, что он рассказывает. Он совершил оскорбление духовного учителя. Разумеется, это оскорбление не прошло даром. Очень быстро у него появились духовные трудности. И в конце концов, под давлением этих трудностей, под давлением всего остального он ушел из движения. Но так или иначе, Шрила Прабхупада узнал, где он. Он послал ему письмо, и он в этом письме попросил: «Пожалуйста, приди ко мне. Я хочу увидеться с тобой, прежде чем ты уйдешь». Он ушел бесповоротно. Шрила Прабхупада понимал, что вряд ли он сможет вернуться в ближайшее время. Но он попросил его: «Пожалуйста, приди ко мне. Я хочу увидеть тебя».
И сам Судама рассказывает: «Когда я вошел, и поклонился Шриле Прабхупаде, Шрила Прабхупада подбежал ко мне. И начал кричать: «Что это такое? Почему ты ушел? Почему ты в такой одежде?» Он ругал меня минут 20. И Судама говорит: «Я весь вспотел, я плакал. Мне было очень неловко, мне было очень трудно стоять, особенно потому что все это происходило перед моими духовными братьями, которые стояли, и равнодушно смотрели на все то, что происходит. У меня сердце рыдало, и я знал, что он от любви ругает меня: «Что такое? Почему ты ушел? Что случилось? Почему ты отпустил волосы?» В конце концов, Шрила Прабхупада сказал: «Последнее, о чем я хочу тебе попросить. Прежде чем я разрешу тебе уйти. Любишь ли ты еще Кришну? Веришь ли ты еще в Кришну?» Судама говорит: «Я задумался. Потом сказал: «Да».» Он сказал: «Ну хорошо, с тобой все будет в порядке». А затем он развернулся ко всем остальным, и стал ругать всех остальных: «Это отвратительно, это мерзко, это гадко. Вы все знали, что ему нужна помощь. Почему вы не помогли? Почему вы не пришли к нему на помощь? Почему вы не протянули руку? Настоящий вайшнав уже давно протянул бы ему руку помощи». Это то, как Шрила Прабхупада заботился о каждом преданном.
Еще несколько историй такого же примерно рода.
Брахмананда Прабху, один из первых преданных, с ранних дней в Нью-Йорке, рассказывает, что в последние дни Шрилы Прабхупады преданные собирались в его комнате. И вели киртан. Кто-то играл на караталах, и тихонько пел. Другие подпевали. Это был очень тихий киртан. Шрила Прабхупада лежал, иногда он подпевал вместе с преданными. И он говорит: «Я иногда вел этот киртан. Но в какой-то момент я слег. У меня поднялась высокая температура. И две неделю я лежал с температурой, не приходил к Шриле Прабхупаде. Потом две недели спустя я тихо зашел в комнату Шрилы Прабхупады. Настала моя очередь вести киртан. Я взял караталы, и стал петь. Шрила Прабхупадуа тем временем разговаривал с какими-то преданными тихим голосом. Шрила Прабхупада был очень слабым».
К тому времени он не ел. Может быть несколько месяцев. 2-3 месяца у него практически не было маковой росинки во рту. Он исхудал. Он практически превратился в скелет. Он еле-еле мог говорить. Те из вас, кто видели фильм «Последний урок», могли видеть это состояние Шрилы Прабхупады. И когда Брахмананда запел, Шрила Прабхупада тотчас встрепенулся. И сказал: «Кто это поет?» Ему сказали: «Это Брахмананда». Шрила Прабхупада подозвал Брахмананду к себе, и сказал: «Что с тобой было? Почему тебя не было целых две недели. Ты плохо себя чувствовал? Что с тобой? Ты болел?» Брахмананда говорит: «Я заплакал в этот момент. Меня спрашивают: «Плохо ли я себя чувствую?», человек, который в течении двух месяцев ничего не ел. Который испытывает неимоверную боль.
Когда у нас есть какая-то боль, мы полностью сосредотачиваемся на себе. Мы не можем думать ни о ком другом. Наше эго целиком сосредоточено на наших проблемах. Что говорить о физической боли? Даже какое-то беспокойство доставляет нас сосредотачиваться на себе.
Брахмананда говорит: «Этот человек спрашивает: «Что с тобой было? Как ты себя чувствовал? Почему тебя так долго не было?» И он говорит: «Меня до глубины души потряс этот факт, что в этот момент в этом состоянии Шрила Прабхупада думал о моем здоровье». И он говорит: «Шрила Прабхупада любил всех нас, потому что он видел нас, помощников его миссии».
Еще несколько историй про то, как любовь Шрилы Прабхупады проявлялась ко всем.
Гирирадж Махарадж рассказывает историю про то, как Шрила Прабхупада однажды на прогулке в Лос-Анджелесе, скорей всего. К ним присоединились отец и мать Гирираджа Махараджа. Гирирадж Махарадж происходит из очень богатой семью. Его отец был адвокатом, миллионером. И дед его был адвокатом. Т.е. это очень-очень состоятельная семья. В какой-то момент он бросил все. Оставил свой престижный университет, присоединился, стал брахмачари в храме. Отец пытался подкупить его, пытался дать ему большие деньги. Он отказался.
И в какой-то момент его отец и мать приехали, чтобы увидеться со Шрилой Прабхупадой. Я не знаю, была ли это первая встреча, или не первая встреча. Но в любом случае, они приехали в одном настроении. Шрила Прабхупада буквально несколькими фразами полностью поменял их настроение. Можете представить себе. Богатые люди, чей сын ушел, бросил все. Единственный сын, надежда их, любимец их, наследник всего богатства ушел непонятно куда. Стал брахмачари.
Они приехали к Шриле Прабхупаде. Они стали гулять. Шрила Прабхупада немного поговорил с ним. Потом он обратился к матери Гирираджа Махарадж. Ей в то время было уже около 60 лет. Шрила Прабхупада посмотрел на нее, и сказал: «Миссис Титон, вы очень молодо выглядите». Сердце миссис Т. было отдано Шриле Прабхупаде в тот же самый момент. Оставался еще отец.
Они погуляли, Шрила Прабхупада перекинулся с ними какими-то словами. В конце концов, нужно было ехать обратно в храм. И преданные взяли тогда для Шрилы Прабхупады роскошный роллс-ройс. И этот роллс-ройс подъехал, Шрила Прабхупада должен был сесть в эту роскошную машину. И в этот момент он взглянул на отца Гирираджа Махараджа, увидел выражение на его лице. И стал очень скромно извиняться перед мистером Т. Он сказал: «Ну просто ученики привезли ее для меня. Я не хотел, ученики привезли». Отец сразу же стал говорить: «Нет, нет Шрила Прабхупада, вы заслуживает этого». Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Мистер Т. давайте вместе поедем на роллс-ройсе». Тот засмущался, сказал: «Нет, Шрила Прабхупада, вы езжайте со своими учениками». И позже в тот же день когда Шрила Прабхупада давал даршан, ученики сказали ему эту фразу: «Шрила Прабхупада, вас все так любят». Шрила Прабхупада посмотрел, и сказал: «Потому что я всех люблю». И все.
Не нужно думать, что Шрила Прабхупада делал какой-то фальшивый ложный комплимент матери Гирираджа Махарадаж. Это настроение его сердца. Самое естественное. Ему хотелось сказать что-то хорошее. И очень естественным образом он делал это.
Еще пару историй немножко другого характера, но которые тоже проявляют любовь Шрилы Прабхупады.
Адья Прабху – это замечательный ученик Шрилы Прабхупады с Калифорнии из Лагуны-бич. Очень хорошая история. Он говорит: «В манхэттенском храме в Нью-Йорке мы служили на кухне, и перед приездом Шрилы Прабхупады преданные попросили нас сшить юбку для Туласи Деви, чтобы Шрила Прабхупада порадовался. Моя супруга не спала всю ночь, и всю ночь она шила эту юбку. В конце концов, утром мы принесли, показали эту юбку преданным. Преданные скривились, и сказали: «Какая отвратительная юбка? Как вам вообще удалось сшить такое, откуда у вас руки растут?» Это то, как преданные с благодарностью приняли это служение. Он говорит: «Мы были настолько растоптаны. Моя жена заплакала. И я стоял, и у меня тоже слезы навернулись на глазах от всего этого. Мне было очень больно. Но тем не менее так как другой юбки не было, мы надели на Туласи Деви эту юбку, и когда Шрила Прабхупада вошел в комнату, то первое, что он сказал: «Какая прекрасная юбка на Туласи Деви». И он говорит: «Моя жена тоже заплакала в этот момент, но уже по другому. Она заплакала от радости, от счастья».»
И еще одну маленькую историю я расскажу про Шьямасундру Прабху. Шьямасудра Прабху, до того как присоединился к сознанию Кришны, был обычным хиппи, употреблял наркотики. И как у хиппи не было других способов, для того чтобы зарабатывать деньги, он приторговывал наркотиками. И он говорит, что до того как я встретился со Шрилой Прабхупадой, я нарушил закон. И Шрила Прабхупада был в Сан-Франциско, и мне пришла повестка, я понял, что меня посадят в тюрьму. Я пришел к Шриле Прабхупаде, и сказал: «Шрила Прабхупада, меня какое-то время не будет». Шрила Прабхупада очень удивился. Он сказал: «Ты куда едешь?» Он сказал: «Не, особенно я никуда не еду. Просто меня в тюрьму посадят». Шрила Прабхупада спросил: «Не бойся ничего. Потому что Кришна в тюрьме родился». Шрила Прабхупада хотел воодушевить человека. Какие проблемы? Кришна в тюрьме родился, тебя в тюрьму посадят.
Шрила Прабхупада сказал: «Ничего не бойся. Просто пой Харе Кришна, и все будет очень хорошо. Все будет замечательно». Потом Шрила Прабхупада внимательно на него посмотрел, и спросил: «А за что тебя посадят в тюрьму?» Он говорит: «Знаете, Шрила Прабхупада, я торговал наркотиками, таблетками». Drags на английском это наркотики, и также лекарство. Шрила Прабхупада рассмеялся: «О я тоже торговал лекарствами». Шрила Прабхупада был фармацевтом. Их посадили в тюрьме вместе с матаджи Малати, и дали приговор – 5 лет.
И одно из чудес Шрилы Прабхупады, которое я хотел рассказать. Замечательно совершенно история. Им дали пять лет. И буквально через две недели женщина, инспектор, которая заведовала ими позвала Малати к себе, и сказала: «Распишись здесь». Малати сказала: «Не буду я расписываться. Чего-то я буду тут расписываться?» Она говорит: «Дура, тебя на волю выпускают». Она говорит: «Меня на волю выпускают? Меня же на пять лет осудили». Она говорит: «Я сама не знаю почему. Меня никто не просил. Если бы меня спросили, я бы ни за что на это не согласилась. Подписывайся дура побыстрее».
Они вышли оттуда, встретились со Шьямасундрой. Они прямиком отправились в храм. Преданные им сказали: «О Шрила Прабхупада, он тут. Идите к прямо к Шриле Прабхупаде. Он порадуется с вами». Мы зашли к Шриле Прабхупаде, И Шрила Прабхупада увидел нас, и сказал: «О, Малати! О, Шьямасундра! Я как раз вчера думал, что пять лет – это слишком много». «Я до сих пор не знаю, почему нас отпустили. Почему женщина-инспектор никто не сказал. Но когда Шрила Прабхупада сказал, я поняла, почему нас отпустили». В этот момент Шрила Прабхупада подошел к своему сундуку, который он привез еще из Индии. И в этом сундуке он привез с собой какие-то книги. Книги «Шримад-Бхагаватам», которые привез. Он достал оттуда бенгальское сари новое, зеленое, с красивой каймой. Вынул оттуда, протянул мне, и сказал: «Вот тебя. Поздравляю с освобождением».
И пару очень важных и поучительных историй о том, как по-другому проявлялась любовь Шрилы Прабхупады.
Это рассказывает Бхаджа Хари Прабху. Он был президентом храма в Бхактиведанта Меноре. И это тоже связано со Шьямасундрой Прабху. Он говорит, что у Шьямасундры Прабху в то время начались духовные проблемы. По крайней мере, нам казалась так. На первый взгляд казалось, что у него очень серьезные проблемы. Он не приходил ни на какие программы. Перестал повторять круги мантры. По вечером он куда-то уходил. Храм был нищий. Денег не было. Шьямасундра Прабху арендовал себе дорогую машину. Короче, говоря у нас были все основания, чтобы беспокоиться. Ходили самые разные слухи. В конце концов, мы решили прийти рассказать обо всем Шриле Прабхупаде.
Он говорит: «Зашел я. И зашел Реватинандана Свами, старший преданный. И мы попросили у Шрилы Прабхупады разрешение говорить. Он сказал: «Хорошо». Буквально через несколько минут после того как Реватинандана Свами стал говорить. Шрила Прабхупада сразу же понял о чем будет идти речь. И у него появилась на лице выражение брезгливости. Он посмотрел на меня». Ооо, сам Бхаджа Хари стал говорить. Бхаджа Хари, младший преданный, гораздо младше Шьямасундры. «Он посмотрел на меня, и с выражением брезгливости на лице сказал: «Ты не имеешь права критиковать старших вайшнавов». Мне стало очень больно. Шрила Прабхупада отвернулся от него. И обращаясь к Реватинандане Свами сказал: «Вели ему, чтобы он уходил отсюда». При этом он чувствовал такую брезгливость по отношению ко мне, что он не захотел прямо сказать это мне. Он сказал это Реватинандане Свами. Я выполз оттуда на брюхе. И я получил этот урок на всю свою жизнь, что я никогда ни при каких обстоятельствах не должен критиковать старших преданных. Это не мое дело. Это не дело моего ума. У него может быть есть проблемы. Но он дорог Шриле Прабхупаде. И когда оскорбляет или критикует того, кто дорог духовному учителю, это причиняет невероятную боль в сердце духовного учителя».
И другой случай такого же плана произошел в Австралии. Очень интересный и поучительный для нас для всех. Мы очень легко иногда судим других, судим старших. Говорим: «Он делает то не так, это не так». Иногда небольшие какие-то поступки, потому что они отличаются от какого-то идеала придуманного нами. Но Шрила Прабхупада был очень строг в этом отношении, очень строг. Это также была его любовь – его любовь к старшим преданным, его любовь к младшим преданным, которых он хотел во чтобы то ни стало оградить от этой ошибки.
И в Австралии произошла другая история, очень интересная. Там в храме жил один преданный, бхакта Миша. Очевидно русского происхождения какого-то. Он довольно давно жил в храме, уже 5 лет. По-прежнему носил длинные волосы. И когда Шрила Прабхупада закончил лекцию, и спросил: «Есть ли какие-то вопросы?» Этот Миша поднял руку, и спросил: «Есть ли один из ваших брахманов, учеников, который получил вторую инициацию, падает, уходит из храма, совершает оскорбления, а затем возвращается и требует к себе уважения, нужно ли ему позволять, чтобы он по-прежнему носил брахманских шнур, или лучше послать его заниматься каким-то смиренным служением, которое есть самый лучший способ для того чтобы развить в себе смирение?»
Чувствуете вопрос? Часто преданные задают такой вопрос, в котором ответ уже вложен.
«Можно ему носить брахманский шнур, или лучше послать его заниматься смиренным служением, потому что нет лучшего способа развить в себе смирение». В комнате повисла тишина. Шрила Прабхупада очень серьезно и очень сурово посмотрел на этого Мишу, и сказал: «Об этом ты судить не должен. Решение по этому вопросу будет принимать духовный учитель». Миша попытался объяснить, непонимающему Шриле Прабхупаде, что он имеет ввиду: «Я спрашиваю, потому что…» Шрила Прабхупада прервал его: «У тебя нет никакого права судить. Это не твое дело. Ты не можешь судить, кто следует, а кто не следует духовном учителю. Он для того принял духовного учителя, чтобы духовный учитель выносил свой приговор по этому поводу. Духовный учитель сделает все то, что необходимо». Миша не унимался. Он сказал: «А был ли когда-нибудь такой случай…» Шрила Прабхупада опять прервал его, и сказал: «Это тот самый случай, по которому не тебе выносить приговор. Этот случай должен судить духовный учитель». Миша оказался очень упрямым. «А можете привести мне пример, когда…» Шрила Прабхупада прервал его, и сказал: «Сейчас я приведу тебе пример. Когда полицейский хватает преступника, он должен отвести его судье, потому что у судьи есть право выносить приговор. Если полицейский будет выносить приговор, то его самого посадят в тюрьму. Ты все понял? Он принял духовного учителя, и именно духовный учитель должен вынести приговор». Миша все понял. Миша не захотел, чтобы его посадили в тюрьму.
И в этот момент руку подняла сестра Мишы. Сестру Мишы звали Таня. Сестра Миши, у которой были особые отношения со Шрилой Прабхупадой, задала Шриле Прабхупаде другой вопрос: «Шрила Прабхупада, а почему движение сознания Кришны так поздно приехало на Запад. Почему движение сознания Кришны не пришло сюда в эту страну раньше?» Шрила Прабхупада посмотрел на нее, и сказал: «Потому что раньше ты еще не родилась. Движения сознания Кришны пришло в эту страну после того, как ты родилась, чтобы забрать тебя обратно к Богу. Именно поэтому я пришел в это время».
Я еще хотел просто сказать несколько уроков человечности Шрилы Прабхупады. Есть потрясающие истории, связанные с проявлением его человеческой природы. И я хотел бы их рассказать.
Однажды в комнату Шрилы Прабхупады в Маяпуре ворвался взволнованный Бхавананда Махарадж. Он вбежал в комнату Шрилы Прабхупады с выпученными глазами. Явно произошло какое-то чепе. И прямо с порога, Шрила Прабхупада сидел за своим низеньким письменным столом, писал что-то. Он ворвался туда, и с порога закричал: «Шрила Прабхупада, они занимаются сексом в святое дхаме». Шрила Прабхупада невозмутимо оторвался от бумаги, которую он писал. Посмотрел на него, и спросил: «Кто они?» Бхавананда Махарадж сказал: «Как кто? Грихастхи». Я только что об этом узнал. Санньяси, ему интересно, чем грихастхи занимаются. Шрила Прабхупада посмотрел на него, и сказал: «А зачем они по-твоему женились?» Бхавананда на мгновение пришел в замешательство, потому что никак не ожидал такой реакции от Шрилы Прабхупады. Он закричал: «Шрила Прабхупада, но они делают это в святой дхаме». Шрила Прабхупада сказал: «Успокойся, на сандеш. Съешь, тебе полегчает».
Одна история про того же самого Судаму. Он рассказывает, как он первый раз в жизни приготовил халаву. «Хаягрива приехал из Нью-Йорка, и было два часа ночи. Мы пришли к Шриле Прабхупаде, и Шрила Прабхупада сказал: «Судама, иди приготовь халаву». Я никогда в жизни не готовил халаву. К счастью, как-то все получилось. Правда, я на всякий случай насыпал побольше сахара, чтобы если было что-то не так, сахар недостатки мои как-то сгладил. Шрила Прабхупада поел халавы, и сказал: «О, Кришне такая халава очень нравится. Я знаю, что ты сделал ее очень сладкой. А Кришну называют Бал-Гопал, он воришка масла. Он крадет все из кухни. Кришна очень любит сладости». Это после того как они в два часа ночи поели халавы. И он дальше продолжал: «Судама, ты прирожденный кондитер. Тебе надо серьезно этим заниматься». Судама сел, и говорит: «Шрила Прабхупада, я знаю, но у меня на самом деле не хватает терпения готовить сладости». Шрила Прабхупада посмотрел, и сказал: «Ты прав. В твоем возрасте надо проповедовать. Выходи и пой Харе Кришна. Забудь о расагулах и расамалае. Разве у нас есть время на все эти глупости». Но затем он снова обвел меня взглядом, Хаягриву, Говинду даси, и сказал: «Но они такие нектарные, эти сладости. Давайте вместе поедим их». И они стали есть эту халаву в два часа ночи.
Я расскажу еще одну замечательную историю. Это об отношениях Шрилы Прабхупады со своей сестрой. Мадхудвиша Прабху рассказывает. Однажды он зашел в комнату Шрилы Прабхупады, и, к удивлению, своему увидел Шрилу Прабхупаду в белом сари. «В углу сидел Шрила Прабхупада, одетый в белое сари. Я долго приглядывался, и понял, что это его сестра. Она была как две капли воды похожа на Шрилу Прабхупаду. И я сел там, и увидел, что они разговаривают друг с другом. В конце концов, пришло время Шриле Прабхупаде отдыхать, он днем отдыхал обычно с полчаса, может быть с час. И Шрила Прабхупада готовился отдыхать. И его сестра стала готовиться ко сну в той же самой комнате. Я посмотрел на Шрилу Прабхупаду, и спросил: «Шрила Прабхупада, а ей можно?» Шрила Прабхупада сказал: «Она не хочет уходить, пусть остается здесь. Полежит здесь». Короче говоря, она переехала, обосновалась там. И стала готовить качори, стала готовить любимые качори, для Шрилы Прабхупады. Потому что она знала какие качори ему нравятся. И она однажды приготовила качори на всех. Все объелись качори. Все брахмачари объелись этих качори. И на следующее утро никто не встал на мангала-арати. Шрила Прабхупада узнал, что никто не встал на мангала-арати, он собрал всех, и спросил: «Как это случилось? Почему никого не было на мангала-арати?» Мы стали оправдываться, и говорить: «Ваша сестра приготовила для нас вчера вечером качори. Мы так объелись, что утром никто не смог проснуться». Тогда он вызвал свою сестру. Стал ругаться с ней на бенгали очень громко. А потом обратился к Ачьютананде Свами, и сказал: «Отошли эту женщину куда-нибудь подальше, потому что она добьет всех моих брахмачари своими качори. Она уничтожит все мое движение».
Рассказывает один преданный. Чит Сукха Нанда его имя. Он из Мексики сам. Шрила Прабхупада любил его. И он говорит: «Мне очень хотелось все время быть рядом с ним. Я все время бегал за ним как щенок бегает за своим хозяином, я все время пытался быть рядом, попадаться ему на глаза как-то. Находится рядом. Бывало Шрила Прабхупада посмотрим на меня, и скажет: «Вот мой маленький щенок». И он не возражал, что я находился рядом.
Однажды мы со Шьямасундрой сели есть манго. Прабхупада сидел вместе с нами, и ел манго. Я наблюдал за тем, как он ест манго. И я пришел в необычайный экстаз. В этот момент Шрила Прабхупада сказал: «Если питаться одними фруктами, то никогда нельзя переесть (это для сыроедов)». Шрила Прабхупада поддержал тут сыроедов. Мы сидели ели манго, и я толком не знал, как правильно есть манго. Шьямасундра, который сидел там же, он строго мне сказал: «Читсукхананда, ты полюбуйся на себя, ты весь измазался в манго. Посмотри как Шрила Прабхупада ест манго». Шрила Прабхупада тот час же вмешался, и сказал: «Не мешай ему наслаждаться. Пусть ест манго в свое удовольствие». Я ответил спасибо: «И все мое манго было забрызгано манговым соком».
Трибуванатх Прабху рассказывает, что они ехали со Шрилой Прабхупадой мимо Букингемского дворца в Лондоне, в котором живет королева. И он говорит: «Я похвастался Шриле Прабхупаде: «А знаете, что один из членов личной охраны королевы стал преданным». Шрила Прабхупада невозмутимо посмотрел на него и сказал: «А как насчет самой королевы?»
Гурудас рассказывает потрясающую совершенно историю, на которой я закончу нашу сегодняшнюю лекцию. «Шрила Прабхупада был очень остроумный. Когда ему говорили что-то, он иногда отвечал неожиданно. Когда преданные говорили ему: «Шрила Прабхупада, вы сегодня потрясающе выглядите». Шрила Прабхупада спокойно смотрел и говорил: «Только сегодня?» Шрила Прабхупада хотел, чтобы у него был вид на жительство в Америке. Чтобы он мог беспрепятственно приезжать в Америку, и преданные разные делали усилия, для того чтобы это сделать. И однажды Шрила Прабхупада пришел к Нандарани и Даянанде, они хотели выступить гарантами его вида на жительство, его грин-карты. Шрила Прабхупад подошел к ним. Они его ученики, гораздо моложе его. Шрила Прабхупада сказал: «У меня есть идея. Можете меня усыновить». Потом подумал немного и добавил: «Но чиновники вам скажут: «Что вы будете делать с таким старым сыном?» И Ален Гинсберг подключился к этому. У него было влияние свое. И он пришел к Шриле Прабхупаде, и сказал: «Я попытаюсь сделать вам грин-карту. Но самый простой способ, это просто заключить фиктивный брак с кем-то. Тогда вы очень легко получите грин-карту». Шрила Прабхупада посмотрел на него, и сказал: «Нет, нет. Я не вправе так поступить. Слишком многим женщинам я разобью сердце, женившись на них».
И последнюю шутку Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада находился во Вриндаване, последние дни его на этой земле. Он смертельно болен. Голодает. Преданные съезжались со всего мира, чтобы навестить Шрилу Прабхупаду, увидеть, получить какие-то наставления. И преданные приехали из Нового Вриндавана от Киртананды Махарадж. И Киртанананда Махарадж прислал, они узнали, что астролог посоветовал Шриле Прабхупаде носить кольце с драгоценным камнем. И Киртанананда Махарадж послал большое дорогое кольцо, перстень с драгоценным камнем. И преданные зашли к Шриле Прабхупаде, и сказали: «О Шрила Прабхупада, вам прислали кольцо из Нового Вриндавана». Шрила Прабхупада сказал: «Кольцо? А где тогда невеста?»
Малати была личным поваром Шрилы Прабхупады в течении долгого-долгого времени. И она готовила в Джайпуре для Шрилы Прабхупады, и в этой местности водились огромные обезьяны – лемуры. Те, кто из вас были в Индии, их хануманами там называют. Гигантские такие, лемуры, серые с черными мордами. Они очень хитрые, гораздо более хитрые, чем мартышки. И они повадились воровать продукты. И постоянно мешали Малати готовить. Малати в какой-то момент в панике бежала к Шриле Прабхупаде, и сказала: «Шрила Прабхупада, обезьяны воруют вашу еду». Прабхупада сказал: «Я сейчас вас научу, как общаться с этими обезьянами. Я научу как отвадить этих обезьян. Нужно взять лук со стрелами. Застрелить одну обезьяну, и подвесить ее труп над окном в кухню. Это испугает всех остальных, и они никогда больше не будут приходить». Он сказал это со смертельно серьезным выражением на лице. Все преданные привыкли каждое слово Шрилы Прабхупады выполнять. У них отвисла челюсть. Сейчас мы будем вешать эту обезьяну. Они смотрели на него с такими глазами. Шрила Прабхупада посмотрел на них и сказал: «Не бойтесь, я пошутил».
Я очень надеюсь, что эти лекции помогут вам медитировать на личность Шрилы Прабхупады. И понять его удивительную бхаву, его любовь, его сострадание, его человечность. И пожалуйста, благословите меня, чтобы я когда-нибудь закончил эту книги. А то с каждым разом все больше и больше становится… Харибол!
Шрила Прабхупада ки! Джай! Гоура-премананде! Харибол