Аннотация:
Почему именно «Шримад-Бхагаватам» является основной праманой для гаудия-вайшнавов; сложность Вед для понимания; три типа Пуран; «Бхагаватам» — комментарий на гаятри-мантру; три представления об Абсолютной Истине; «Шримад-Бхагаватам» — светильник, рассеивающий тьму невежества; «Шримад-Бхагаватам» — Солнце, освещающее всю вселенную; «Шримад-Бхагаватам» — спелый плод Вед; отличие Пураны от Маха-пураны; структура «Шримад-Бхагаватам».
***
Доброго времени дня. Мы начинаем наш курс по «Шримад-Бхагаватам» и сегодня я постараюсь в целом рассказать о значении «Шримад-Бхагаватам» для гаудия-вайшнавов. Мы все знаем, что Гаудия-вайшнава-сампрадая основана на ведических писаниях и принимает шастра-праману как главную праману, как главное средство постижения знания. По сути дела все школы ведической философии, начиная с ньяи, согласны с этим. Агайта гйапака шастра – шастра есть то, с помощью чего можно постичь нечто непостижимое никаким другими способами.
Мы знаем, что есть три основных праманы, первая прамана – это пратьякша-прамана. И с помощью пратьякша-праманы можно постичь нечто, что доступно нашим материальным чувствам. Есть анумана-прамана. С помощью анумана-праманы можно постичь какие-то более тонкие вещи, движение нашего ума, можно постичь то, что сейчас, в данный момент не доступно нашим чувствам. Но если мы хотим постичь Бога, который на санскрите называется Адхокшаджа, т.е. недоступный материальным чувствам, то мы обязательно должны прибегнуть к шастрам. Однако мы знаем, что шастры – огромны. Шрутайо вибхинах – у шастр практически нету пределов и невозможно изучить все шастры. Поэтому, разные сампрадаи делают акцент на разных шастрах. Это очень любопытный момент, потому что часто делается некая претензия на то, что именно наша сампрадая изучает все шастры, а в других сампрадаях, так или иначе, выделяют какие-то одни шастры.
На самом деле это универсальный подход. Если мы возьмем Шанкара-сампрадаю, мы увидим, что главной праманой, главной шастрой для Шанкарачарьи и его последователей – имперсоналистов являются Упанишады. Если мы возьмем Рамануджа-сампрадаю, первую, одну из самых знаменитых вайшнава-сампрадай, хотя по времени первая – Нимбарка-сампрадая, то мы увидим, что в Рамануджа-сампрадае делается акцент на Вишну-пуране. И все остальные шастры, так или иначе, имеют вторичное значение для последователей Рамануджа-сампрадаи. Если мы посмотрим Мадхавачарью и последователей Мадхавачарьи – школу двайта-веданты, то мы увидим, что основной акцент там делается на Махабхарате. И если мы возьмем Валлабха-сампрадаю или Гаудия-сампрадаю, то главный акцент, главной праманой является «Шримад-Бхагаватам».
Давайте посмотрим в этом нашем первом, вводном рассказе, насколько такой подход обоснован и почему именно «Шримад-Бхагаватам», не лишаемся ли мы чего-нибудь, делая акцент именно на одной шастре. Не является ли это неким однобоким подходом к интерпретации всех ведических писаний, сможем ли мы понять все писания и послания ведических писаний только с помощью одного произведения ведического канона. Потому что, что греха таить, мы, в общем-то, практически не изучаем никакие другие писания. Да, в последнее время «Бхагавад-гита» стала также настольной книгой Гаудия-вайшнавов, но если взять изначальных основателей Гаудия-вайшнавизма: Дживу Госвами, Рупу Госвами, то ни Джива Госвами, ни Рупа Госвами, ни Санатана Госвами не потрудились даже написать комментариев на «Бхагавад-гиту». «Бхагавад-гита» в глазах основателей Гаудия-вайшнавизма является очень ценным свидетельством и ценной праманой, но все-таки вторичной. Наше убеждение в том, что всю полноту Абсолютной Истины можно постичь с помощью «Шримад-Бхагаватам». И собственно, доказательству этого положения нашей сампрадаи и будет посвящена наша первая беседа.
Давайте пойдем дальше. Шрила Джива Госвами в первой из шести сандарбх – в «Таттва-сандарбхе», дает подробное обоснование такому подходу. Он не просто слепо принимает мнение Шри Чайтаньи Махапрабху. Шринатх Чакраварти или Шринатх Пандит, написавший первый комментарий Гаудия-вайшнавов на «Шримад-Бхагаватам» во введении к этой книге говорит: «Шримад бхагаватам праманам амалам шри-чаитанйа махапрабхор матам идам татрадарах на парах» (Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, «Чайтанья-матта-манджуша»). Это мнение Шри Чайтаньи Махапрабху и мы принимаем его, все остальное для нас не так важно. Шримад бхагаватам праманам амалам – это безупречная прамана, абсолютно чистая прамана, т.е. способ постичь полностью чистое знание, обрести знание самого высшего порядка. Вопрос только в том, насколько это положение обосновано. Шрила Джива Госвами, как я уже сказал, в «Таттва-сандарбхе» дает подробное обоснование, я буквально в двух словах повторю его аргументы.
Я надеюсь, что где-то в мае Сарвагья прабху начнет свой курс по сандарбхам. И эти два курса – курс по «Шримад-Бхагаватам» и курс по сандарбхам будут идти параллельно. Одну неделю Сарвагья прабху будет давать свою лекцию по сандарбхам, другую неделю будет лекция по «Шримад-Бхагаватам». В каком-то смысле, это очень удачное дополнение, потому что сандарбхи являются особым комментарием на «Шримад-Бхагаватам».
Комментарием, который разбивает это сложное произведение на темы и дает последовательное объяснение «Шримад-Бхагаватам», не в соответствии со стихами самого «Шримад-Бхагаватам», а по темам, которые затронуты. Т.е. структура дается внешняя, но главной праманой остается «Шримад-Бхагаватам». Мы же с вами пойдем по самим стихам «Шримад-Бхагаватам» и по песням «Шримад-Бхагаватам». Давайте в двух словах повторим основные аргументы, я не буду подробно повторять все аргументы Шрилы Дживы Госвами, но все основные аргументы из «Таттва-сандарбхи», или, по крайней мере, самые основные мы скажем.
Итак, первое обстоятельство, которое заставляет предпочесть именно «Шримад-Бхагаватам» всем остальным ведическим писаниям заключается в очевидной истине, которую много раз повторял Шрила Прабхупада. Веды по большей части не доступны людям Кали-юги. Кали-юга – это особое время, когда деградация зашла достаточно далеко и люди практически не имеют доступа к Ведам, у них нет достаточной памяти, у них нет чистоты, у них нет должного обучения. Мы знаем, что доступ к Ведам имели только люди первых трех варн. Они получали специальный доступ в виде упанаяна-самскары и т.д. Но даже если бы Веды были доступны, большая часть Вед имеет все-таки дело с карма-кандой, т.е. с материальными вещами, с попытками исполнить с помощью священных писаний свои желания. Однако суть Вед, в соответствии с самими Ведами, ни в карма-канде, а в гьяна-канде. Упанишады являются ведантой или заключением Вед, самой высшей целью всех ведических писаний. Но, ни к ведическим писаниям, как таковым, ни к гьяна-канде – квинтенсенции Вед, доступа у людей этого века практически нет, потому что люди не знают санскрита, люди не понимают правил интерпретации санскритских писаний.
Очень сложно понять эти священные писания, которые предназначены для некоего внутреннего освоения. Они не расположены в соответствии с какой-то логикой, к которой мы очень часто прибегаем сейчас, в Кали-югу. Логика именно в наше время начала играть то значение, иметь то значение, которое она имеет. До этого логика не так ценилась, в силу её ограниченности. И, понимая сложность доступа к Ведам в Кали-югу, Шрила Вьясадева сначала расположил в большей или меньшей степени по порядку мантры Вед. Так чтобы все равно возможность проводить жертвоприношения у людей осталась, он разделил одну Веду, где все мантры были перепутаны, для того, чтобы человек сам не смог пользоваться Ведами. Для того, чтобы именно под руководством духовного учителя, пройдя школу смирения, он получал доступ к сокровенному знанию Вед. И после того, как он написал это, он понял, что все равно Веды будут недоступны, и он написал «Брахма-сутру». «Брахма-сутру» он написал после «Махабхараты», но так как речь идет именно о Ведах, мы сначала скажем два слова о «Брахма-сутре» или «Веданта-сутре». «Веданта-сутра» — это, по сути дела, логическое объяснение гьяна-канды Вед или Упанишад. Попытка выстроить спонтанную, интуитивную философию Упанишад в логическом порядке. С разбором различных философских категорий, с опровержением разных посторонних интерпретаций, таких как санкхья или вайшешика. Однако, мы знаем, что «Брахма-сутру» тоже, по большей части, люди этого века понять не могут. Тогда Вьясадев написал нечто доступное всем – «Махабхарату».
Мы все знаем, эта история описана в 4 главе 1 песни «Шримад-Бхагаватам», где говорится, что Махабхарата написана специально для стри, шудр, двиджа-бандхунам, для женщин, для шудр и для родственников брахманов, то есть людей, которые по праву рождения считаются брахманами, но на самом деле не обладают квалификацией брахманов. Однако, даже написав Махабхарату, он не был удовлетворен. Прежде всего, сначала мы должны, перечисляя все эти ведические писания или праманы, понимать, что они все имеют ведическую природу, очень часто нас и другие школы или другие сампрадаи ученые, изучающие со стороны индологические ведические писания, говорят, что мы просто прикрываемся Ведами, но на самом деле мы не имеем никакого отношения к Ведам. И до какой-то степени эти сомнения могут зародиться у нас.
Мы же толком не знаем Вед. Ну да, у нас есть Иша Упанишад, ну да, иногда во время огненных жертвоприношений, жрецы с трудом повторяют «Пуруша-сукту», перевода которой ни мы, ни они толком не знают. В чем же ведичность «Шримад-Бхагаватам» и других писаний? Какое отношение они имеют к Ведам? Очень простое. Они продолжают ту же самую мысль, они несут то же самое послание, ту же самую идею. «Брахма-сутра» объясняла это послание или давала саманваю – общее объяснение смысла Упанишад. Но на самом деле, сами Упанишады, относящиеся к категории шрути, то есть высшей категории праман с точки зрения ведической культуры, утверждают, что Итихасы, то есть Махабхарата и Рамаяна, а также Пураны имеют ведический характер, то есть, объясняют то же самое писание. Я прочитаю сейчас стих из «Брихадараньяка-упанишад» (2.4.10), который очень ясно гласит об этом, говорит об этом.
эвам ва аре сйа махато бхутасйа
нихшваситам этад йад риг-ведо йаджур-ведах
сама-ведо тхарвангираса итихасах пуранам
Здесь говорится, что Риг, Яджур, Сама и Атхарва Веды, а также Итихасы и Пураны являются дыханием самого Бога. Иначе говоря, не смотря на то, что традиционно принято считать Пураны и Итихасы писаниями низшего порядка, потому что они, в каком-то смысле, не являются вечными. Они являются смрити, то есть творениями людей. Порядок слов в них не так важен. В Ведах важен очень порядок слов, и все остальное, они неизменны, они всегда остаются теми же самыми. Пураны меняются в разные юги, они могут быть написаны по-разному, разными людьми, но тем не менее, не смотря на это, в соответствии с самими шрути, то есть «Брихадараньяка-упанишад» Итихасы и Пураны относятся к пятой Веде, к категории пятой Веды, потому что они несут тоже самое послание. Итак, Веды недоступны, Пураны и Итихасы гораздо доступнее и они, в сущности, по смыслу своему не отличаются от ведических писаний.
Пойдем дальше и посмотрим, что именно в Итихасах и Пуранах делает их такими важными для нас. В ведической культуре есть знаменитое утверждение: «Итихаса-пуранабхйам веда самупаврхайет» (Махабхарата, Ади, 1.267). Упаврихайет значит, что Итихасы и Пураны дополняют Веды. Шрила Джива Госвами говорит, что слово «Пурана» происходит от слова «пура», что значит полный. Иначе говоря, без Итихас и Пуран, без понимания Итихас и Пуран невозможно до конца понять смысл Вед. Они дополняют и завершают смысл Вед. Упаврихайет, можно также сказать, что они ставят финальную точку в понимании Вед. Поэтому без Итихас и Пуран по-настоящему послание Вед понять не возможно.
Теперь, следом за этим, утвердив ведический характер Пуран, важность Пуран для понимания в целом смысла, Вед. Шрила Джива Госвами говорит, что Веды как мы знаем, вернее Пураны, как мы знаем, их 18 и они делятся на 3 категории: на тамасика-пураны, на раджасика-пураны и саттвика-пураны. И тут заложена определенная проблема. Шрила Вьясадев, пытаясь дать доступ к ведическим истинам всем людям, написал ведические произведения, прежде всего Пураны так, чтобы любой человек в зависимости от своего уровня мог получить какое-то благо. Особенно, в постепенной эволюции из жизни в жизнь.
Мы знаем, что тамасика-пураны в основном – это Пураны, которые предписывают поклонение Шиве или Агни, каким-то другим полубогам. Раджасика-пураны говорят о Брахме – творце этой вселенной, и предписывают поклонение Брахме. И наконец, саттвика-пураны говорят о Вишну.
Смысл того, что Пураны делятся на три категории заключается в том, что человек может начать с того уровня, на котором он находится. Исполняя какие-то свои желания, поклоняясь Божеству, которое прославляется в данной Пуране, он может подняться на более высокий уровень. И постепенно с уровня тама-гуны перейти на уровень раджо-гуны и на уровень саттва-гуны. Бед заключается в том, что в Кали-югу это не возможно.
Мы знаем, что в Кали-югу у людей есть несколько проблем. Первая проблема то, что они очень упрямые. И если человек, так или иначе, выбрал какой-то путь поклонения, какое-то Божество, которому он поклоняется, он никогда не сдвинется с места. Фанатизм — это одна из характеристик Кали-юги. С точки зрения астрологической, Кали-юга началась в определенное время, и гороскоп Кали-юги можно составить по тому сочетанию планетных систем, которое было в это время. Так вот, фанатизм заложен в гороскоп Кали-юги. Люди в Кали-югу упрямы, они очень сильно держатся за свои идеологии. Мы знаем, основные конфликты, основные битвы в Кали-югу – это идеологические битвы, когда разные идеологии, разные представления о мире сталкиваются друг с другом и приводят к непримиримым войнам и даже кровопролитию, к сожалению. Так вот, этот медленный эволюционный процесс, он практически не работает в Кали-югу, мы можем видеть это. И кроме того, люди живут достаточно не долго, и в общем-то этот план, хороший и вполне благонамеренный, не очень состоялся.
Поэтому, сам Шрила Вьясадев был в высшей степени не доволен, он чувствовал, что чего-то он не доделал, что что-то очень важное осталось за пределами сделанного им. Он не мог понять этого, хотя интуитивно он догадывался, что все эти ухищрения принести благо людям Кали-юги не увенчались успехом, потому что они были все-таки полумерами, потому что он не сказал самого главного, не подчеркнул самого главного. Он, пожалуй, слишком переборщил или сделал слишком большой упор на эту постепенность, которая вообще характерна для ведической культуры, но в Кали-югу о постепенности очень трудно говорить, потому что время требует некоего быстрого решения всех проблем и очень сильной защиты от неблагоприятного внешнего влияния. Поэтому, наставление, которое он получил от Шрилы Нарады Муни, и мы будем естественно, подробно рассказывать об этом, когда дойдем до четвертой и прежде всего пятой главы первой песни «Шримад-Бхагаватам» заключалось в том, что он должен написать одну Пурану, где он, в которую он включит все. И в которой будет рекомендовано поклонение только одному проявлению Абсолютной истины, самому высшему проявлению Абсолютной истины – Кришне. Однако, тем не менее, несмотря на то, что «Шримад-Бхагаватам» очень ясен, одновременно с этим, это очень сложное произведение, потому что Шрила Вьясадев включил все остальное, что есть в других ведических произведениях в «Шримад-Бхагаватам». И я попытаюсь объяснить, как ему это удалось и что это реально значит.
«Шримад-Бхагаватам» последнее произведение Вьясадевы. И он описывает, дает самое полное описание Абсолютной Истины. Это очень ясно, потому что, в сущности, в других ведических писаниях Абсолютная Истина описана косвенно. «Шримад-Бхагаватам» — это самое прямое описание Абсолютной истины. Именно там описывается самое высшее могущество Бога. Шрила Прабхупада часто любил повторять эту фразу «Все знают, что Бог – велик, но мало кто знает, насколько Он велик». И именно там, в «Шримад-Бхагаватам» описывается высшая сладость Бога. «Шримад-Бхагаватам» до предела описывает айшварью или величие, могущество Бога, его власть и «Шримад-Бхагаватам» до предела описывает Его сладость и Его красоту. Ни в одном другом ведическом писании ни айшварья ни мадхурья не описаны с такой силой и такой яркостью.
Давайте посмотрим, что другие Пураны говорят о «Шримад-Бхагаватам». Это знаменитые стихи, прежде всего из «Матсья-пураны», которая дает сварупа-лакшану или признаки «Шримад-Бхагаватам». Шрила Прабхупада цитирует этот стих во введении к «Шримад-Бхагаватам». Давайте прочитаем этот стих из «Матсья-пураны». Это 20 стих из 53 главы Матсья-пураны
Йатрадхикртйа гайатрим
Варнйате дхарма-вистарах
Вртрасура-вадхопетам
Тад бхагаватам исйате
То, что мы называем Бхагаватам — это писание, которое объясняет смерть или убийство Вритрасуры, вритрасура вадхо упетам. А также писание, в котором дхарма описана полностью дхарма вистарах, вистарах значит расширение дхармы. Обычно под дхармой понимается исполнение своих обязанностей по отношению к близким, по отношению к этому миру. Но «Шримад-Бхагаватам» описывает высшую форму дхармы или бхагавата-дхарму. «Шримад-Бхагаватам» описывает наши обязанности по отношению к Верховной Личности Бога – Шри Кришне. Вот, и йатрадхикртйа гайатрим писание в котором объясняется или которое связано непосредственно с гаятри. Гаятри по другому называется «веда-матой». Из Гаятри-манры из Риг-Веды, которую проявил в этом мире мудрец Вишвамитра исходят все Веды. И в гаятри, в сокращенном, закодированном виде описан смысл Вед.
Смысл гаятри в чем? Смысл гаятри в том, чтобы прояснить наш разум, помочь нам прояснить разум и с помощью этого увидеть Бога. Гаятри описывает встречу с Богом через прояснение разума. И «Шримад-Бхагаватам» непосредственно объясняет гаятри-мантру, то есть объясняет, каким образом реально в нашей жизни можно встретиться с Богом, каким образом эта встреча или свидание с Богом может состояться на примерах разных историй великих мудрецов, встречавшихся с Богом. Итак, это описание, или лакшаны «Шримад-Бхагаватам» в соответствии с «Матсья-пураной». «Шримад-Бхагаватам» объясняет гаятри, «Шримад-Бхагаватам» объясняет высшую дхарму человека и о том же самом говорится в самом «Шримад-Бхагаватам» (1.1.2): «Дхарма-проджита-каитаво ‘тра парамо нирмат-саранам сатам» – это особая форма дхармы или Бхагавата-дхарма, которая нигде не объяснена с такой силой и такой ясностью, как в «Шримад-Бхагаватам». И, наконец, третье — «Шримад-Бхагаватам» объясняет убийство Вритры. Мы позже поговорим о том, почему именно Вритрасура, убийство Вритрасуры выбрано в качестве характерной черты «Шримад-Бхагаватам», почему это такая особая характеристика этого писания. Но в двух словах, говоря сейчас об этом можно сказать, что убийство Вритрасуры доказывает одну поразительную вещь, одну поразительную характеристику бхакти. Бхакти не зависит ни от чего, она не зависит от прошлой кармы, она не зависит от нашего тела, она не зависит от нашего рождения. Эта независимость бхакти является особой характеристикой «Шримад-Бхагаватам».
В самом начале «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) Сута Госвами говорит о том же самом: «Ахайтуки апратихата йайатма супрасидати». То, что дает высшее блаженство души это бхакти, йато бхактир адхокшадже недоступному восприятию наших чувств Богу и эта бхакти не зависит ни от чего. Эта бхакти ахайтуки – у неё нет никаких материальных причин, она независима ни от чего. И история Вритрасуры как раз ярче всего, хотя многие другие истории, также подчеркивают этот момент, но история Вритрасуры, пожалуй, ярче всего подчеркивает этот независимый характер бхакти или ахайтуки бхакти, то что у бхакти нет никакой материальной причины. То, что бхакти – это непосредственная энергия самого Бога. Итак, это лакшаны «Шримад-Бхагаватам» в соответствии с «Матсья-пураной». Но знаменитый стих из «Гаруда-пураны», который собственно ввел в обиход школ Веданты Мадхава Ачарья в своем комментарии к первому стиху «Шримад-Бхагаватам» он цитирует эти стихи из «Гаруда-пураны». К сожалению, современные издания «Гаруда-пураны» этих стихов не сохранили. Но этот стих принципиально важен для нашего понимания, почему именно «Шримад-Бхагаватам» является высшей праманой. Он очень четко показывает, что в «Шримад-Бхагаватам» есть все. Там есть все то, что есть в других ведических писаниях и более того.
Итак, это два стиха из «Гаруда-пураны», приводимые в комментарии к первому стиху «Шримад-Бхагаватам» Мадхавачарьи:
артхо йам брахма-сутранам бхаратартха-винирнайах
гайатри-бхашйа-рупо сау ведартха-парибрмхитах
пурананам сама-рупах сакшад-бхагаватодитах
двадаша-скандха-йукто йам шата-виччхеда-самйутах
грантхо штадаша-сахасрах шримад-бхагаватабхидхах
Итак, «Гаруда-пурана» говорит несколько очень важных вещей, объясняя, что «Шримад-Бхагаватам» включает в себя абсолютно все. Первое, артхо йам брахма-сутранам, первое «Шримад-Бхагаватам» объясняет смысл «Брахма-сутр». Мы знаем, что это очень существенное положение Гуадия-сампрадаи. Гаудия-сампрадая, ачарьи Гуадия-сампрадаи до Баладевы Видьябхушаны не утруждали себя написанием комментариев на «Брахма-сутры», хотя именно комментарий на «Брахма-сутры» являлся как бы пропуском в сферу ведантической философии. Но ачарьи, начиная с Дживы Госвами писали комментарии на «Шримад-Бхагаватам» почему — потому что, артхо йам брахма-сутранам он объясняет смысл «Брахма-сутр», причем это естественный комментарий, как говорил сам Шри Чайтанья Махарабху. Естественный, потому что он написан самим автором «Брахма-сутр», и кому как не автору яснее, в чем смысл «Брахма-сутр».
Дальше, бхаратартха-винирнайах, он описывает смысл, артху, Бхараты, Махабхараты, т.е. все то, что Шрила Вьясадев хотел рассказать в Махабхарате есть в «Шримад-Бхагаватам», самая суть Махабхараты в «Шримад-Бхагаватам» содержится. гайатри-бхашйа-рупо сау он представляет собой форму гаятри-бхашьи или комментария на гаятри. Это расширенный комментарий на гаятри мантру и, т.о. на все остальные Веды. Иначе говоря, «Шримад-Бхагаватам» содержит в себе суть всех Упанишад, потому что он объясняет «Брахма-сутру», а «Брахма-сутра» объясняет суть Упанишад. «Шримад-Бхагаватам» объясняет Махабхарату, которая является очень значительным ведическим произведением, т.о. он покрывает все Итихасы. «Шримад-Бхагаватам» является комментарием на гаятри-мантру и т.о. он объясняет смысл или суть всех Вед, изначальных Вед из которых происходит гаятри-мантра, и ведартха-парибрмхитах, он дополняет смысл всех ведических писаний.
Теперь остались, в сущности, из всех остальных ведических писаний только Пураны. И этот стих из «Гаруда-пураны», пурананам сама-рупах, что из всех пуран «Шримад-Бхагаватам» подобен Сама-веде. Мы знаем, что в Бхагавад-Гите Кришна говорит, что из всех четырех Вед «Я есть Сама-веда». Сама-веда т.о. по словам Кришны является самой совершенной или самой лучшей из всех Вед, потому что это Веда пения. Кришна любит музыку, мы знаем, Кришна играет на флейте. И здесь говорится, подобно тому, как Сама-веда является лучшей из всех Вед Шримад-Бхагаватам является лучшей из всех Пуран. И у него есть этот музыкальный или поэтический аспект. Поэзия или музыка является высшим проявлением духа или сознания и, именно поэтому «Шримад-Бхагаватам» ставится выше всех остальных Пуран.
Сакшад-бхагаватодитах, дальше тут говорится, что Сам Бхагаван в образе Вьясадевы написал «Шримад-Бхагаватам», что ещё нужно для этого, Сам Бхагаван пришел и написал его, т.е. в сущности это слова Самого Бхагавана, они не отличны от изначальных Вед. И дальше, следующий стих описывает, что там есть 12 песен, что там есть 100 глав и 18 000 стихов. Т.о. этот стих из Гаруда-пураны объясняет что в «Шримад-Бхагаватам» есть абсолютно все, что «Шримад-Бхагаватам» не оставляет ничего не затронутым, все то, что нам нужно знать из ведических писаний в самом «Шримад-Бхагаватам» есть. И, по сути дела, если мы хотим понять смысл какого-либо другого ведического писания, даже «Веданта-сутры», мы вначале должны изучить «Шримад-Бхагаватам», без понимания «Шримад-Бхагаватам» мы не сможем понять смысл «Веданта-сутры», и очень велика будет вероятность того, что мы отклонимся в своем понимании «Веданта-сутры», как собственно, многие люди, изучающие «Веданта-сутру» и делают, приходя к неверному выводу о том, что Абсолютная Истина, в конечном счете, имперсональна.
Т.е. если мы хотим понять другие ведические писания нам сначала нужно сначала изучить «Шримад-Бхагаватам». Это поразительная характеристика Гаудия-сампрадаи и очень важная вещь, которую многие, даже вайшнавы не понимают. Например, некоторые люди пытаются понять «Бхагавад-гиту» с точки зрения самой «Бхагавад-гиты». «Бхагавад-гиту», точно так же как «Брахма-сутры», другие Пураны, Упанишады, Веды невозможно понять, не поняв «Шримад-Бхагаватам». Когда Шрила Прабхупада пишет свои комментарии на «Бхагавад-гиту», он комментирует «Бхагавад-гиту» сквозь призму «Шримад-Бхагаватам». И это единственно верный способ по-настоящему понять, что Кришна хотел сказать в «Бхагавад-гите». Потому что, в противном случае, мы запутаемся, Кришна прославляет карма-йогу, Кришна прославляет гьяна-йогу, Кришна прославляет аштанга-йогу в «Бхагават-гите», в конце концов, говорит: «Отбрось это все и просто предайся мне», и люди теряются во всем этом или, в конце концов, выбирают то, что им больше нравится. Но если мы хотим понять, что хотел сказать Кришна в «Бхагавад-гите» нужно понять «Шримад-Бхагаватам» и комментарий Шрилы Прабхупады именно потому называется «Бхагавад-гитой ятха руп» — «Бхагавад-гитой как она есть», что он объясняет истинные намерения Кришны, объясняя слова Кришны в «Бхагавад-гите» сквозь призму философии «Шримад-Бхагаватам».
И ещё один стих из Пуран, который очень ясно утверждает, что «Шримад-Бхагаватам» является высшей из Пуран. Это стих из «Падма-пураны», из 190-й главы Уттара-кахнды «Падма-пураны», третий стих пуранешу ту сарвешу шримад-бхагаватам парам. Очень простой санскрит. Из всех пуран, пуранешу ту сарвешу, шримад-бхагаватам парам – «Шримад-Бхагаватам» является высшей пураной, и это не слова самого «Шримад-Бхагаватам», поэтому нельзя заподозрить в каком-то не беспристрастии, скажем так. Ятра пратипадам кришнам гияте бахударшибхих почему он является высшей из всех пуран, потому что там, в «Шримад-Бхагаватам», на каждом шагу или в каждом слове ,в каждой паде, в каждой строке стихов «Шримад-Бхагаватам» различные мудрецы прославляют или воспевают Кришну. Кришнам гияте бахударшибхих множество великих мудрецов прославляют высшее проявление Абсолютной истины в образе Кришны.
Так, в двух словах мы попытались с помощью логики, и с помощью утверждений, праман из священных писаний доказать, что нет необходимости изучать ничто другое.
Я приведу ещё один очень важный стих из «Сканда-пураны» который также приводит Шрила Джива Госвами, этот стих нужен нам для нашего понимания «Шримад-Бхагаватам». Мы выложим все эти стихи потом в приложении к этой лекции или вэб-семинару. Этот стих очень важен, потому что он закладывает ещё один важнейший принцип и на этом важнейшем принципе будет основано все остальное описание или вся остальная логика нашего объяснения смысла «Шримад-Бхагаватам». В этом стихе говорится, что «Шримад-Бхагаватам» неотличен от Самого Бога, то, что это форма Самого Бога. Бог приходит сюда, в этот мир в различных формах. Он приходит в форме рыбы, Он приходит в форме животного, Он приходит в форме птицы, как Хамса-аватар, Он приходит в образе человека, приходит в различных формах и образах, в образе получеловека полуживотного, Он также приходит в виде звуков или в виде книги – это воплощение Бога, или аватара Самого Бога. И об этом стих из «Сканда-пураны».
Шримад бхагаватасйатха
Шримад бхагаватах сада
Сварупам экам эвасти
Сач-чид-ананда-лакшанам
Иначе говоря, «Шримад-Бхагаватам» является сварупой Самого Бога, бхагаватах и он имеет природу, сач-чид-ананда лакшанам, это 4-я пада из этого стиха, шримад бхагаватасйатха шримадбхагаватах сада сварупам экам эвасти сатчитанада лакшанам . Итак, этот стих из «Падма-пураны» утверждает очень важную истину, что форма «Шримад-Бхагаватам» не отлична от Самого Бога, и что «Шримад-Бхагаватам» есть сат, чит и ананда – воплощение вечности, знания и блаженства. Теперь, исходя их этого положения, пойдем немого дальше. Если «Шримад-Бхагаватам» есть воплощение Самого Бога, давайте попытаемся понять каким образом «Шримад-Бхагаватам» является воплощением Самого Бога. Мы можем видеть, что люди, особенно в Кали-югу, ломают копья по поводу того, кто такой Бог. Есть огромное множество концепций того, что есть Абсолютная истина, начиная с самых материалистичных концепций, то что причиной всех причин является просто материя, а сознание — порождение материи, кончая самыми духовными проявлениями, которые утверждают, что Бог является личностью. Так вот, «Шримад-Бхагаватам» описывая Бога, дает поразительный сплав всех возможных концепций или представлений об Абсолютной истине. Практически ни одна из концепций Абсолютной Истины не осталась не затронутой в «Шримад-Бхагаватам», и все они сплавлены в одно так, что человек читая постепенно «Шримад-Бхагаватам» может углублять свое понимание того, что есть Абсолютная Истина или причина всех причин. Именно поэтому Шрила Прабхупада так подчеркивал, что мы должны последовательно читать «Шримад-Бхагаватам», потому что последовательное чтение «Шримад-Бхагаватам» одновременно с этим будет происходить наш духовный рост, будет углубляться наше понимание того, что есть Истина в её высшем проявлении. И вот этот универсальный или демократичный характер «Шримад-Бхагаватам» мне хотелось бы сейчас подчеркнуть то, что человек может найти те представления о Боге, которые он разделяет и с которыми он согласен, и это будет та самая ступенька, на которой он находится в данный момент. И вместе с Шукадевой Госвами и Махараджей Парикшитом пойдет дальше по ступеням «Шримад-Бхагаватам» слушая «Шримад-Бхагаватам», то он, в конце концов, встретится с Кришной лицом к лицу, он поймет, что Бог в высшем Своем проявлении является личностью.
В целом, все эти концепции Бога или представления о Боге можно разделить на три большие категории, между ними очень много всего находится, очень много каких-то оттенков, каждое из этих представлений оно существует не в чистом виде, хотя есть, безусловно, чистые представления или чистые концепции.
Итак, самое отдаленное представление об Абсолютной Истине – это представление об Абсолютной Истине как о некоем бездействующем, инертном, неподвижном, не имеющем никаких желаний чистом сознании. Это чистое сознание – первое, скажем так, духовное представление о Боге, но ещё очень отдаленное и очень приблизительное, очень расплывчатое. Дальше, и мы можем убедиться в том, что различные религии этого мира, они где-то находятся в этом промежутке между абсолютно имперсональными представлениями о Боге, как о чистом духе, не имеющим ни образа, ни имени, ни желаний, ни отношений ни с кем, до абсолютно персональной концепции Бога когда главными становятся отношения Бога и души. Когда отношения Бога и души выходят на первый план. В промежутке между этим находится представление о Боге, как о творце. Когда речь идет о Боге, как о творце, как о властителе, как о судье, то имеется, безусловно, в виду аспект Параматмы Бога. Это тот самый аспект, в котором Бог проявляет себя в этом мире. Начиная с этих чистых духовных представлений о Боге, человек переходит на следующий уровень понимания.
Следующий уровень понимания заключается в том, что Бог находится всюду, что Он не есть просто некое безличное размазанное в пространстве бесформенное сознание. Он взаимодействует с этим миром активно, что Он проявляет себя в этом мире, что Он устанавливает законы этого мира, которые поддерживают равновесие в этом мире, поэтому Его называют Вишну – Богом-хранителем. Он утверждает закон кармы, или закон вселенской справедливости, на котором держится этот мир. И это представление о Боге, как о Параматме. Если переходить немного дальше, на более личностные представления о Боге, то мы увидим, что на первый план, когда мы говорим о Боге как о Личности, выступают именно Его отношения с другими живыми существами. И, прежде всего, живыми существами, которые хотят приблизиться к Нему, хотят взаимодействовать с Ним, хотят доставлять Ему удовольствие, т.е. с вайшнавами, с бхактами.
Если мы возьмем разные религии этого мира, то мы увидим, что есть религии, которые очень ну что ли жестко настаивают на том, что у Бога нет никакой формы, что у Бога нет имени, что Бога невозможно никогда увидеть, может быть Его можно услышать. Это, скажем так, прибавление качеств. Все религии можно разместить в некую достаточно непрерывную что ли лестницу, начиная с бескачественного Бога, т.е. с представлений о Боге, как об Абсолютно чистом, стерилизованном, не имеющем никаких характеристик сознании и до Бога, обладающего всей полнотой качеств, т.е. до Бога – Личности. И можно видеть, что иудео-христианские религии, вначале они ничего не говорят о качествах Бога, или очень мало говорят о качествах Бога. Потом эти качества проявляются в каких-то более высоких проявлениях религиозной мысли, эти качества проявляются гораздо сильнее и выходят на первый взгляд сострадание Бога, Его красота, Его милость, проявленная через личность Его сына, пришедшего сюда. Но даже в этих формах религиозной мысли или откровения очень мало говорится о Самом Боге, кто же такой Бог, о Самом Боге с Его полноте, в полноте Его любви. И «Шримад-Бхагаватам» проводит нас по всем этим этапам. «Шримад-Бхагаватам» в этом смысле является универсальным писанием, там есть все эти концепции: общее представление о Боге, представление о Боге, как о Параматме, вездесущем Боге, контролирующем этот мир и представления о Боге, как о Бхагаване. И именно представление о Боге, как о личности, им уделяется самое большое внимание в «Шримад-Бхагаватам».
Однако, даже среди всевозможных личных проявлений Бога, т.е. Бога как личности, Бхагавана, мы можем видеть, что качества Бога в разных аватарах Бога проявлены в большей или меньшей степени. Матсья-аватара или Курма-аватара проявляют личностную природу Бога в очень незначительной степени. И, в конце концов, в 10 песне «Шримад-Бхагаватам» описывается Кришна, который проявляет все качества личности. Он — Бхагаван в полном смысле этого слова, потому что Он наделен всевозможными качествами, поразительными качествами, которые, в конце концов, привлекают живые существа к Богу, как говорится в первой песне «Шримад-Бхагаватам». Шукадева Госвами, который уже находился на этом уровне реализации безличного Брахмана и уже было полностью блаженный, уже привлекся описаниями трансцендентных качеств Бога и, следовательно, любой человек, находящийся на более низком уровне сознания, тоже, в конце концов, будет привлечен этими качествами Бога.
Итак, есть эти три очень важных уровня, которые описаны в «Шримад-Бхагаватам». Мы можем видеть, что Брахман или безличная концепция Бога, описанная вначале второй песни «Шримад-Бхагаватам», 3-я песнь «Шримад-Бхагаватам», отчасти 4-я песнь «Шримад-Бхагаватам», хотя описания эти есть даже в 1-й песне «Шримад-Бхагаватам» описывают пуруша аватару Каранадакаший Вишну или Маха Вишну, потом она описывает, в конце концов описывает Кширодокашаи Вишну – Вишну, возлежащего на молочном океане, т.е. эти три Пураша- аватары. Каранадакашаи Вишну… забыл, не важно. Эти пуруша аватары — это проявление Бога по отношению к этому миру. Это второй аспект или вторая, что ли большая сфера концепций Бог как творец, Бог как тот, кто поддерживает этот мир, Каранадакашаи Вишну бросает взгляд на этот мир и начинается материальное творение или сарга, потом Он входит в каждую материальную вселенную и возлежит на змее Ананте, потом Он ложится в молочном океане и оттуда входит в сердца всех живых существ. И это, в сущности, тема третьей песни «Шримад-Бхагаватам», отчасти четвертой песни «Шримад-Бхагаватам». Но потом, начиная с 4-й песни «Шримад-Бхагаватам», «Шримад-Бхагаватам» дает описание различных аватар Господа или личных проявлений Господа. Мы чуть позже будем говорить об этом более подробно. Но теперь ещё одна очень важная вещь, о которой мне хотелось сказать.
В самом «Шримад-Бхагаватам» дается три метафоры относительно роли «Шримад-Бхагаватам» или относительно того, что «Шримад-Бхагаватам» собой представляет. Первая метафора, и эти три метафоры приблизительно соответствуют трем концепциям, которые описываются на протяжении всего «Шримад-Бхагаватам»: Бога как Брахмана или духа, Бога как Параматмы или властителя этого мира и Бога как личности.
Итак, первая метафора содержится в первой песне «Шримад-Бхагаватам» во второй главе (1.2.3), где Сута Госвами, прославляя Шукадеву Госвами, говорит: «Адхйатма-дипам атитиршатам тамо ‘ндхам». Первое сравнение «Шримад-Бхагаватам» это сравнение с дипой, со светильником. Светильник, мы знаем, рассеивает тьму невежества и эти первые представления, духовные представления, о единой истине, о едином начале породившем этот мир и нас с вами – они могут рассеять начальную тьму и в конце концов привести к избавлению от страданий, атитиршатам тамо ‘ндхам, человек избавляется от этой тьмы невежества. Иначе говоря, в самом начале, когда человек изучает «Шримад-Бхагаватам», первое что он должен заметить это то, что некое невежество или скажем так авидья, порождающая всевозможные страдания: пять источников страданий, начиная с самой авидьи, заставляющие нас страдать в этом мире, уходит. Человек, изучающий «Шримад-Бхагаватам» чувствует, что ему стало легче, потому что он почувствовал свою духовную природу и сопричастность к этому Брахману. Итак, первое сравнение «Шримад-Бхагаватам» со светильником дает некое общее представление о том, что дух есть, что я есть дух, и что есть Бог, но этот Бог, мои отношения с Богом пока не проявлены.
Следующая метафора, которая так же находится в «Шримад-Бхагаватам» тоже в первой песне «Шримад-Бхагаватам» (1.3.43) — пуранарко ‘дхунодитах, когда «Шримад-Бхагаватам» сравнивается с солнцем. Дипа или светильник рассеивает тьму, но рассеивает тьму в очень ограниченном пространстве, если ночью зажечь светильник, то может быть наша комната осветится, но весь мир будет продолжать быть погруженным во тьму, будет оставаться во тьме. Светильник не может, даже духовный светильник, адхьятма дипам, не может рассеять тьму этого мира. Поэтому, следующее сравнение или следующий уровень, который можно достичь, уровень понимания философии или понимания Абсолютной Истины, который можно обрести с помощью «Шримад-Бхагаватам» – это духовный уровень, когда рассеивается полностью вся тьма с восходом солнца и чем одно отличается от другого. Когда восходит солнце, то не только рассеивается тьма в небольшом пространстве, тьма рассеивается полностью, по всюду и все порождения тьмы уходят. Мы знаем, что во тьме очень страшно, потому что тьма – это прибежище разбойников, воров, во тьме обычно ходят духи, приведения, ракшасы, все они любят тьму. Когда солнце восходит вся эта нечисть полностью уходит и прячется. И это сравнение означает, что по мере того, как человек углубляется в «Шримад-Бхагаватам» и понимает «Шримад-Бхагаватам», он начинает понимать, что все остальные философии, которые можно сравнить с ворами, все остальные представления об Абсолютной Истине – они разбегаются под светом этого солнца «Шримад-Бхагаватам». Бог всё-таки является личностью, и это то, что, в конце концов, «Шримад-Бхагаватам» должен нам доказать.
И ещё одно важное явление происходит с восходом солнца. С восходом солнца раскрываются лотосы, и эти расцветающие лотосы на прудах в данном случае сравниваются с сердцами преданных. По мере того, как свет от «Шримад-Бхагаватам» начинает рассеивать тьму, царящую в нашем сердце, наше сердце раскрывается подобно лотосу на встречу этому солнцу Кришны. Иначе говоря, сознание человека начинает постепенно расширяться, это очень тесное, очень, что ли, сжатое сознание, сосредоточенное на материи постепенно расширяется до понимания того, каким образом Бог проявляет Себя всюду в этом мире. Это вторая концепция или представление о Боге как о Вишну, как о том, кто хранит этот мир, как о том, кто в своей личностной форме, обладая конкретной формой с четырьмя руками, находится в сердце каждого живого существа.
И, наконец, третья метафора, самая важная для нашего понимания – это метафора из самого начала «Шримад-Бхагаватам» (1.1.3), когда «Шримад-Бхагаватам» сравнивается со спелым плодом древа желаний Вед.
нигама-калпа-тарор галитам пхалам
шука-мукхад амрита-драва-самйутам
пибата бхагаватам расам алайам
мухур ахо расика бхуви бхавуках
Шрила Вьясадев в том стихе, третьем стихе «Шримад-Бхагаватам» из мангала чараны «Шримад-Бхагаватам» объясняет, что «Шримад-Бхагаватам» – спелый плод самого древа желаний Вед, калпа-тарор. Калпа-тарор значит древо желаний. И тут есть очень важная концепция, которую мы часто пропускаем, потому что человек приходит к древу желаний и просит у него что-то и древо желаний исполняет любое его желание, т.е. приносит те плоды, которые он хочет. Русские или западные обычаи ставить елку на рождество и украшать её различными плодами – это некое графическое или символическое описание древа желаний, дерева, которое приносит всевозможные плоды, любые плоды, которые мы только захотим. И этим изначальным древом желаний являются нигамы. Нигамы значит Веды, в противовес агамам. Изначальные Веды, начиная с Самхит, Брахманов, Араньяк, Упанишад, Пуран, Итихас, иначе говоря, Веды говорят обо всем, что мы хотим, они могут дать нам всё, что мы хотим: материальное благополучие, праведность, они могут дать нам чувственное наслаждение и в конце концов освобождение. Но в соответствии с этим утверждением, что «Шримад-Бхагаватам» – зрелый плод этого дерева Вед, этого дерева желаний, которое может давать любые плоды, имеет свой собственный плод. Это очень важная мысль. Одно дело я подхожу к древу желаний и прошу у него что-то, другое дело – это древо желаний хочет дать мне что-то. «Шримад-Бхагаватам» в этом смысле, самое важное ведическое писание, потому что это то, что сам Кришна, в образе ведических писаний хочет нам дать. Не то, что мы от Него хотим, а то, что Он хочет нам дать. И это третья концепция «Шримад-Бхагаватам» или третья концепция Бога, третий слой смысла «Шримад-Бхагаватам».
Всё это есть в «Шримад-Бхагаватам»: описание Бога как безличного Брахмана есть в «Шримад-Бхагаватам», описание Бога как Параматмы есть в «Шримад-Бхагаватам». Но самый высший смысл «Шримад-Бхагаватам» то, что «Шримад-Бхагаватам» хочет нам дать – это описание Бога, как Кришны – абсолютно счастливой, гармоничной, всепривлекающей личности, наделенной бесконечным количеством поразительных качеств и не только этого. «Шримад-Бхагаватам» как зрелый плод имеет 5 аспектов, вернее не 5 аспектов, он имеет 4 аспекта. «Шримад-Бхагаватам» как зрелый плод, что содержит «Шримад-Бхагаватам» или что дает «Шримад-Бхагаватам»? Он дает нам Кришну как личность Бога, он дает нам не просто Кришну как личность Бога, он дает нам расу или отношения с Кришной высший вкус отношений, пибата бхагаватам расам алайам это мадхурья раса или вкус бесконечной любви к Кришне содержится в «Шримад-Бхагаватам» и это то самое, что содержится в этом плоде, зрелом плоде «Шримад-Бхагаватам». Дальше, он дает нам высшее проявление этой мадхурья расы или сладостной расы, расы отношений с личностью Бога. Иначе говоря, «Шримад-Бхагаватам» как зрелый плод дает нам личность Бога, дает нам отношения с личностью Бога, дает нам описание самой высшей формы этих отношений и эти отношения в самом высшем виде проявлены в отношениях между Радхой и Кришной, между Верховной Личностью Бога и Его самой большой возлюбленной. И, наконец, 4-я вещь, которую дет нам «Шримад-Бхагаватам», как самое высокое проявление ведических писаний – это способ с помощью которого мы можем реализовать Бога, как личность и вступить в отношения с Ним и в конце концов приблизиться к этим отношениям, которые связывают Радху и Кришну – это бхакти. Эти 4 аспекта они есть в «Шримад-Бхагаватам» и это главное, что хочет нам дать «Шримад-Бхагаватам».
«Шримад-Бхагаватам» как светильник может рассеять в целом, тьму, царящую в нашем сердце. «Шримад-Бхагаватам» как солнце дает нам понимание того, что Бог находится всюду и в нашем сердце в том числе. Но «Шримад-Бхагаватам» как зрелый плод дает нам понимание того, что Он бесконечно привлекательная личность, дает нам вкус этих отношений с личностью, дает нам описание самой высшей формы этих отношений и объясняет, как мы можем прийти к тому же самому состоянию. Итак, это три очень важных метафоры и есть ещё одна четвертая метафора, которая приводится в комментарии к первому стиху «Шримад-Бхагаватам» Вишванатхи Чакраварти Тхакура «Сарартхи даршанам», когда «Шримад-Бхагаватам» сравнивается с Мохини Мурти. Сравнение «Шримад-Бхагаватам» с Мохини Мурти тоже очень важное для нашего понимания, потому что одновременно с этим, давая эти три вещи, помогая человеку постепенно возвысить сознание, пройти со ступеньки на ступеньку и углубить свое понимание Абсолютной Истины, «Шримад-Бхагаватам» также действует как Мохини Мурти. Иначе говоря, «Шримад-Бхагаватам» обманывает. Мы все знаем историю Мохини Мурти, когда демоны и полубоги, в конце концов, достигли желанного плода своих усилий — амриты, нектара бессмертия, то демоны схватили этот горшок или кувшин с нектаром и хотели уже припасть к нему, чтобы стать бессмертными, но в этот момент Мохини Мурти появилась, сам Господь появился перед ними, и сам Господь сказал: «О, вы хотите выпить этот нектар, дайте я раздам его вам», и они подумали: «О, она любит нас, и так как она любит нас, нужно отдать ей этот кувшин с нектаром. Мы знаем, что сделала Мохини Мурти, или Кришна в образе Мохини Мурти, он лишил демонов этого нектара и отдал его полубогам. И это сравнение, или четвертая метафора «Шримад-Бхагаватам» с Мохини Мурти означает, что «Шримад-Бхагаватам» далеко не так просто понять, что «Шримад-Бхагаватам» может обмануть нас, что «Шримад-Бхагаватам» может, содержит вещи, которые специально предназначены для демонов, чтобы лишить их нектара отношений с Кришной и лишить их понимания того, что есть бхакти, и что «Шримад-Бхагаватам» говорит об этом.
Хотя Шрила Вьясадев призывает нас пить нектар «Шримад-Бхагаватам» расам алайам до конца, до самого последнего предела, тем не менее, в самом «Шримад-Бхагаватам» есть определенные предохранительные уровни защиты, которые не позволяют демонически настроенным людям, людям, имеющим имперсональные представления о Боге пригубить этот нектар, как Мохини Мурти не позволила демонам пить этот нектар. И, собственно, я приведу буквально один стих из самого «Шримад-Бхагаватам», который, пожалуй, ярче всего иллюстрирует этот момент. Это стих из 12 песни «Шримад-Бхагаватам», один из самых последних стихов «Шримад-Бхагаватам» (12.13.12), из последней главы 12 песни, где прославляется «Шримад-Бхагаватам» и говорится о чем «Шримад-Бхагаватам». Сарва-веданта-сарам йад, то, что представляет собой суть всей веданты, то есть всех Упанишад, с этим можно согласиться. Брахматмаикатва-лакшанам, то, что характеризуется единством с Брахманом, брахматмаикатва-лакшанам, иначе говоря, характеристикой «Шримад-Бхагаватам», в соответствии с этим стихом из «Шримад-Бхагаватам» является единство экатва между Брахманом, Духом, Богом и атмой — брахма-атма-экатва. То есть в соответствии с этим стихом «Шримад-Бхагаватам» о том, что душа и есть сам Бог, лакшанам. Ваств адвитийам тан-ништхам, и она говорит об этой адвитии, о недвойственности, о том, что всё едино и каивалйаика-прайоджанам, и цель всего «Шримад-Бхагаватам» кайвалья, кайвалья значит растворение в безличном Брахмане. Человек будет читать этот стих в самом конце «Шримад-Бхагаватам» и он скажет: «Вот тут всё ясно сказано», я уверен, даже у некоторых слушающих сейчас эту лекцию возникли какие-то сомнения, но именно таким образом действует «Шримад-Бхагаватам», чтобы людей демонически настроенных лишить нектара, чтоб, в конце концов, они продолжали искать то, что они пытаются искать в растворении в безличном Брахмане. Если мы посмотрим «Шримад-Бхагаватам» во всем контексте, мы поймем смысл этого стиха. Если брать этот стих отдельно, то тогда, конечно, очень легко запутаться в «Шримад-Бхагаватам». И именно поэтому, когда говорится, что «Шримад-Бхагаватам» подобен спелому плоду, подчеркивается тот момент, что «Шримад-Бхагаватам» нужно получать по парампаре. Спелый плод невозможно сшибить с верхушки дерева, он находится где-то очень высоко. И в попытках сорвать этот спелый плод, люди могут бросать в него камень, но если спелый плод упадет на землю, спелое манго упадет на землю, оно просто расплескает весь свой сок и никто не получит этот спелый плод. Чтобы по-настоящему получить этот спелый плод дерева Вед нужно получить его по парампаре, т.е. по цепочке людей, которые сидят на разных ветвях этого дерева и осторожно передают этот плод, пока он не достигнет нас.
В противном случае мы будем читать такие стихи «Шримад-Бхагаватам» и думать: «Кайвалья-эка-прайоджана да, смысл «Шримад-Бхагаватам» в том, чтобы обрести кайвалью, а не в том, чтобы обрести расу». И сам «Шримад-Бхагаватам» также объясняет этот момент парокша вада, ме приях парокша вада ришаях я люблю когда изъясняются не прямо, я всё говорю, но я говорю далеко не всегда прямо. «Шримад-Бхагаватам» — это поэтическое произведение, а для поэзии самым большим, что ли пороком, является прямота. Когда поэзия оказывается в руках не искусных людей, которые говорят все прямо, то поэзия уничтожается ими. Если взять какого-нибудь Димьяна Бедного или я не знаю кого ещё из наших поэтов, так называемых, то мы можем понять, что имеется в виду. «Шримад-Бхагаватам» не говорит, не всё говорит прямо. Хотя «Шримад-Бхагаватам» можно понять, но «Шримад-Бхагаватам» – это поэтическое произведение, именно поэтому многие люди не понимают, почему в «Шримад-Бхагаватам» нет Радхи, почему её имя не упомянуто или упомянуто всего два раза и то косвенно, замаскировано, зашифровано. А именно поэтому, потому что «Шримад-Бхагаватам» есть Мохини Мурти и «Шримад-Бхагаватам» — это поэтическое произведение, которое изъясняется обиняками, а не прямо.
Я не знаю что делать, я уже достаточно долго говорю. У меня есть следующая тема относительно десяти тем «Шримад-Бхагаватам». Давайте я немножко затрону её, это важная тема, чтобы уже завершить всё-таки вводную лекцию и не откладывать это на следующий раз. В ведических писаниях говорится, что есть Пураны, есть Маха-пураны. И Пураны характеризуются пятью признаками, то есть Пураны описывают пять тем. Эти пять тем: сарга, пратисарга, вамша, манвантара и вамша-анучаритам. Это пять тем обычных Пуран. Сарга значит первичное творение, пратисарга – вторичное творение, вамша значит разные династии, манвантара значит лилы, которые проходят в различные периоды правления Ману и наконец вамша-анучаритам – это лилы Господа, связанные когда Он приходит в сурья-вамши и чандра—вамши. Это характеристики, скажем так, обычных Пуран, и хотя такие Пураны как «Вишну-пурана» и другие Пураны имеют все 10 характеристик, но, тем не менее, некоторые из этих Пуран называются не Маха-пуранами, а обычными Пуранами, потому что в основном упор делается всё-таки на этих пяти характеристиках. «Шримад-Бхагаватам», безусловно, Маха-Пурана и все 10 характеристик приведены в самом «Шримад-Бхагаватам» в первом стихе десятой главы второй песни «Шримад-Бхагаватам»
атра сарго висаргаш ча
стханам пошанам утайах
манвантарешанукатха
ниродхо муктир ашрайах.
Это большая тема или большой раздел, я постараюсь очень быстро пройти по нему, относительно десяти тем «Шримад-Бхагаватам», соотношение его этих тем и десяти песен «Шримад-Бхагаватам». Но, прежде всего, мне хотелось сказать одну очень важную вещь о том, что «Шримад-Бхагаватам» является, безусловно, самой великой Пураной, потому что хотя эти 10 тем затрагиваются в других Пуранах, но только в «Шримад-Бхагаватам» они описываются полностью. Например, в «Шримад-Бхагаватам» описаны лилы 30 различных воплощений Бога здесь. Ни одна другая Пурана не описывает так подробно воплощения Бога. В других Пуран ахиногда описывается только одно воплощение Бога, иногда два, три, четыре. Тридцать воплощений Бога описывается только в «Шримад-Бхагаватам». И когда речь заходит о Кришне, то десятая песнь «Шримад-Бхагаватам» в 90 главах описывает подробнейшим образом всю жизнь Кришны. Если для примера взять другую саттвика-пурану, «Вишну-пурану», то там описывается жизнь Кришны всего-навсего в 30 главах, т.е. можно понять до какой степени «Шримад-Бхагаватам» отражает или заслуживает этого наименования быть Маха-пураной, великой Пураной, потому что эти 10 признаков описаны там очень подробно. И давайте пойдем чуть-чуть дальше и посмотрим как разные ачарьи объясняя этот стих, пытаются расположить эти предметы или эти темы «Шримад-Бхагаватам».
Как правило, все согласны с тем, что из 10 тем, каким образом на 12 песен расположить или разбить эти 10 тем. Те люди, которые пытаются или те ачарьи, которые пытаются разбить темы «Шримад-Бхагаватам» или соотнести темы «Шримад-Бхагаватам» с песнями «Шримад-Бхагаватам», как правило утверждают, что 1 и 2 песнь не учитываются. Шридхара Свами, например говорит, что 1 песнь описывает качества рассказчика и слушателя, это несомненный факт. Вторая песнь, её основной смысл заключается в том, чтобы объяснить нам как нужно слушать «Шримад-Бхагаватам», понимая, что это нечто, что мы должны слушать на пороге своей смерти. И, начиная с 3 песни, они более ли менее логично начинают располагать все эти темы. Атра сарга первая сарга или первичное творение и третья песнь, безусловно, описывает первичное творение. Первичное творение значит сотворение первоэлементов, начиная с махат-таттвы, которые возникают из полностью равновесного состояния материальной природы, когда Маха Вишну бросает свой взгляд на материальную природу и под этим взглядом материальная природы выходит из равновесия и начинается творение первичных элементов, начиная с махат-таттвы, аханкары – ложного эго и т.д. Висарга – это вторичное творение, т.е. творение Брахмы, когда первичные элементы уже созданы, появился творец этого мира и он начинает свое сотворение и в принципе, в основном, в 4 песне описывается эта висарга, потому что мы знаем там описано, как появились 4 кумара сначала, как появился Господь Шива, как вместе с Господом Шивой появились ракшасы и якши, и как она напали на Брахму, и много других аспектов этого описывается там, это вторичное творение – висарга.
Пятая песнь описывает вселенскую географию стханам. Стханам значит расположение различных планетных систем или творение, все эти океаны, это, безусловно, там есть. Пошана значит питание буквально или пошанам значит защита. Пошанам тад ануграхам как говорит сам Сута Госвами пошанам значит проявление милости Бога, и тад ануграха или милость Бога или защита Бога она, безусловно, описана в 6 песне. Две основные истории 6 песни это история Аджамилы, когда святое имя Господа защитило его в момент смерти и история Вритрасуры, когда его преданность защитила его и позволила ему одержать реальную победу над Индрой. И ути, ути значит «импульс», как объясняет Сута Госвами во второй песне «Шримад-Бхагаватам» десятой главе. Ути значит карма-васанам или импульс, который появляется в нас в результате предыдущей кармы. И, собственно, есть 2 вида импульсов или 2 вида природы, которую мы создаем в результате своей кармы. Одна – это божественная природа, и другая – это демоническая природа. Мы можем чувствовать у себя два вида этих импульсов, в сердце каждого живого существа они есть. Демонический импульс, демонические мысли, демонические желания и божественные импульсы, побуждения, желания. Они сражаются друг с другом и, собственно, этот конфликт или столкновение демонической природы и божественной природы описан в 7 песне «Шримад-Бхагаватам», поэтому седьмую песню «Шримад-Бхагаватам» можно по праву назвать описанием учи или импульса. Восьмая песнь — манвантара. Манвантара – это описание того, как различные Ману устанавливают законы или правила праведности сат-дхарму, и в восьмой песне есть эти описания того, что происходит в разные манвантары. И, наконец, 9 песнь — иша-анукатха, там есть множество историй про воплощения Господа, в частности, воплощение Господа в образе Рамачандры. Беда заключается в том, что 10 песнь перескакивает на десятый предмет – ашрайу и, безусловно, говорит о ниродхе. Темы 10 песни – это ашрайа и ниродха, там описывается Кришна в образе бесконечно прекрасного мальчика-пастушка в первой части десятой песни «Шримад-Бхагаватам». И потом описывает ниродха, то, каким образом Кришна, уйдя из Вриндавана объявил войну всем демоническим силам этого мира. Ниродха значит уничтожение, это уничтожение демонической природы, оно описано тоже в десятой песне «Шримад-Бхагаватам». То есть, уже появляется некое нарушение последовательности. Безусловно, 11 песнь можно назвать в основном описывающей мукти и 12 песнь — описывающей ниродху или уничтожение, там описаны 4 вида пралайи, уничтожение, которое претерпевает материальная вселенная.
В каком-то смысле это последовательное расположение тем, оно может помочь нам, его легко запомнить в принципе, чтобы видеть целиком «Шримад-Бхагаватам», описание «Шримад-Бхагаватам». Но Шрила Джива Госвами достаточно резко выступает против такого подхода, потому что он говорит, что он всё-таки очень противоестественный. Прежде чем перейти к тому, что объясняет Шрила Джива Госвами и те представления, которым следуем мы, я хотел бы объяснить ещё одну вещь, касающуюся самой последовательности этих тем. Если мы рассмотрим последовательность этих 10 тем, мы увидим там очень ясную внутреннюю логику.
атра сарго висаргаш ча
стханам пошанам утайах
манвантарешанукатха
ниродхо муктир ашрайах
(Бхаг., 2.10.1)
На самом деле очень легко увидеть в этих темах описание эволюции человека, развития сознания человека. Обусловленная душа рождается в этом мире, и Господь создает для этого условия и это – сарга. Этот мир создается Богом для того, чтобы дать обусловленной душе возможность находится в этом мире, отрабатывать какую-то свою карму и одновременно с этим, в конце концов, духовно развиваться. Висрага создает условия для того, чтобы живые существа рождались и висарга значит – вторичное творение, когда этот мир населяется разными живыми существами через творца Брахму, начиная с этого первого живого существа. Стханам значит различные планеты на которых живут разные живые существа в материальной вселенной и, соответственно, разные уровни обусловленности. 14 планетных систем соответствуют 14 уровням сознания человека. Есть 7 низших планетных систем на нашем теле, эти низшие планетные системы они спрятаны, скрыты, у нас есть только высшие планетные системы в виде 7 чакр вдоль меру-данды или нашего позвоночника и эти 7 чакр соответствуют семи высшим планетным системам. У животных, в основном включены низшие чакры, которые находятся ниже муладхара чакры. Так или иначе, это разные уровни сознания и в зависимости от того, на какой из чакр прибывает наше сознание обитателем такой планетной системы мы и являемся. Здесь, в этом мире, в основном, живут люди, у которых включены первые две чакры, потому что таково положение этого мира. Но это мы немного отвлеклись.
Дальше, после этого, это стханам, после этого пошанам – живые существа чем-то питаются в этом мире, они живут, и это, скажем так, материальный уровень жизни, когда мы зависим от пищи пошанам, нам нужно есть. Дальше, следующий уровень стханам, пошанам, утайах – ути — живое существо, для того, чтобы есть начинает действовать. И эти действия – это следующий уровень, что ли, описания эволюции. Человек действует, и разные люди действуют по-разному. Ути значит этот импульс к деятельности, в целом, т.е. естественное проявление нашей обусловленности или кармы, с которой мы пришли в этот мир. Но после этого манвантара. Манвантара значит уже не просто деятельность, а праведная деятельность. Ману устанавливает законы или дхарму, он устанавливает правила и принципы как мы должны действовать в этом мире, чтобы быть праведными. То есть это следующий уровень эволюции – праведность. Сначала питание, потом деятельность, потому что человеку присуща деятельность какая-то разумная, осмысленная, потом праведная деятельность. Дальше манвантаре иша-анукатха, иша-анукатха уже говорит о преданности. Из праведности, более высоким уровнем, чем праведность является преданность, и иша-анукатха повествует уже о преданных, о том как праведники, достигнув определенного уровня, вступают в личностные отношения с разными формами Бога. В результате этого иша-анукатха. Ниродха, ниродха значит уничтожение. Человек, достигший определенного уровня духовного развития, то есть перешедший на уровень бхакти, желающий взаимодействовать с личностью Бога, достигает уровня ниродхи. Ниродха значит уничтожение всего зла в нашем сердце, в данном случае, освобождение от анартх. И, естественным образом, после ниродхи, мы переходим на уровень мукти или освобождения, очищения, или восстановления своей изначальной формы, как объясняет сам Сута Госвами: «Муктир хитва анйатха-рупам сва-рупена вйавастхитих» (Бхаг., 2.10.6). Мукти значит откинуть все ложные формы, все остальные другие формы, обусловленные формы и утвердиться в своей сварупе. И, в конце концов, ашрайа, когда мы полностью принимаем прибежище в отношениях с высшим проявлением Бхагавана Кришны.
Таким образом, я объяснил эту последовательность, логическую последовательность десяти тем. Эти 10 тем, собственно, описывают эволюцию живого существа, пока живое существо не входит в контакт с самой Верховной Личностью Бога Кришной. И «Шримад-Бхагаватам» об этом, о том, чтобы объяснить нам важность этого достижения в человеческой жизни, мы должны прийти непосредственно к Кришне.
Вот, но, возвращаясь к нашей теме, о том, каким образом Шрила Джива Госвами расположил все эти темы по песням, он сказал, что все темы затрагиваются во всех песнях. Однако, если пытаться расположить их как-то по песням, то Шрила Джива Госвами объясняет, что сарга в основном описана во второй и третьей песни, и это уже то, что нам нужно знать – это наше понимание. И это очевидная вещь, потому что, в общем-то, будет натяжкой утверждать, что вторая песнь просто описывает о том, как нужно слушать «Шримад-Бхагаватам». Вторая песнь содержит в себе чатур-шлоки «Шримад-Бхагаватам» и так далее. И поэтому Шрила Джива Госвами говорит, что сарга или первичное творение описаны во второй и третьей песнях, висарга во второй, третьей и четвертой песнях это тоже факт, висарга описывается уже во второй песне, безусловно описывается в третьей песне и четвертой песне, конечно. Вритти, вритти значит деятельность человека. Вритти из камы – это побуждение действовать из каких-то материальных желаний тоже описано в третьей песне «Шримад-Бхагаватам», а также описано в 7 и 11 песнях «Шримад-Бхагаватам», которые описывают варнашраму. 7-я и 11-я песни «Шримад-Бхагаватам» содержат описание варнашрамы, и они описывают разные способы вритти, то есть, разные способы зарабатывания денег, каким образом пошанам приходит к нам, каким образом мы можем существовать здесь, в этом мире. И видно, что такого последовательного порядка у этого нет. Потому что существенная часть 7-й песни, существенная часть 11-й песни описывает идеальное устройство мира и как человек может поддерживать себя. Ракша или защита – это другой аспект пошанам. Пошанам означает как питание, так и защита. Поэтому Шрила Джива Госвами делит пошанам на два аспекта, на вритти – функцию человека, с помощью которой он зарабатывает деньги и на ракшу — защиту от Господа. И Шрила Джива Госвами говорит, что ракша или защита Господа описывается во всех 12-ти песнях, манвантара описывается в восьмой песне, вамша или вамшам анучаритам или иша-анукатха описывается в 4-й песне, в 9-й песне, стханам описывается в 11-й и 12-й песне, хету или ути описывается в 3 и11 песне Капиладевом или Самим Господом и, наконец, ашрайа описывается в10 песне. Иначе говоря, Шрила Джива Госвами утверждает, что не стоит так уж привязываться к этому последовательному, к пониманию того, что «Шримад-Бхагаватам» последовательно описывает эти 10 тем, хотя ещё раз, то описание, которое я дал вначале, оно достаточно легко запоминается и достаточно естественно может пригодиться нам для того, чтобы видеть каким образом работает «Шримад-Бхагаватам» и суть этого в том, как описывается во 10-й главе 2-й песни «Шримад-Бхагаватам», что все эти предметы связаны с ашрайей, что ашрайя является источником всего этого. И поэтому, когда мы читаем о сарге, висарге или планетном строении, мы должны понимать, что всё это – прославление Верховной Личности Бога, описанной в 10-й песне «Шримад-Бхагаватам». О том, что, в конце концов, «Шримад-Бхагаватам» как зрелый плод дерева Вед хочет дать нам только Кришну. Но он проводит нас постепенно через все эти темы для того, чтобы мы по-настоящему могли оценить Кришну и по-настоящему могли в какой-то момент, если нам очень сильно повезет, вступить в отношения с Ним.
Я думаю, что нам нужно уже кончать наш рассказ. Я и так достаточно долго задержался. Мне хотелось, просто я хотел ещё несколько вещей сказать, но я наверное, скажу их в следующий раз.
Итак, мы описали в целом эту структуру «Шримад-Бхагаватам» или понимание «Шримад-Бхагаватам» как Верховной Личности Бога, мы сказали о трех уровнях, описанных в «Шримад-Бхагаватам», трех концепциях Бога: Брахмане, Параматме и Бхагаване, и трех сравнениях, которые сам «Шримад-Бхагаватам» дает там, трех метафорах: о метафоре «Шримад-Бхагаватам» как светильник, «Шримад-Бхагаватам» как солнце и «Шримад-Бхагаватам» как спелый плод. И, в конце концов, мы сказали о том, что «Шримад-Бхагаватам» также Мохини Мурти, что он может обмануть нас и запутать нас и лишить нас этого сока спелогоплода, если мы будем изучать его сами, а не по парампаре. И «Шримад-Бхагаватам» также является, будучи воплощением Бога, он описывает эту ашрайу или высшую истину Бога в категориях, в этих частных категориях. То есть главное «суммум бонум» как говорит Шрила Прабхупада, высшее благо – это ашрайя, всё остальное – это категории или характеристики, через которые описывается 10-я тема Бхагаватам. Мы также сказали, что эта 10-я тема «Шримад-Бхагаватам», самое важное, что есть в «Шримад-Бхагаватам» имеет 4 аспекта: сам Кришна, как бесконечно привлекательная личность Бога, раса – отношения живого существа с Кришной, Радха и Кришна – высшее проявление этих отношений, и бхакти, как метод достижения этих отношений. Если мы будем идти последовательно по «Шримад-Бхагаватам», будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем получить этот спелый плод дерева Вед — то, что сами Веды хотят нам дать.
Спасибо большое, на этом мы кончаем наше первое описание. Пожалуйста, присылайте свои вопросы, мы получим эти вопросы и постараемся ответить в следующих занятиях. Наше следующее занятие будет где-то примерно через 2 недели, раз в 2 недели мы будем встречаться с вами, следите за рассылкой. Спасибо, Харе Кришна.