Харе Кришна!
Сегодня днем мы встречались с человеком, который подробно рассказывал нам о том, что Днепр, днепровские пороги, являются центром вселенной. По дороге сюда, в Магдалиновку, мы обсуждали этот момент. Из пяти человек, находившихся в машине, каждый выбрал свой собственный центр вселенной. Враджарену сказал, что центр вселенной, конечно же, в Магадане находится, потому что он родился там, и у него была очень солидная аргументация, обоснование центрального расположения Магадана. Виджай-говинда согласился с тем, что центр находится в Днепропетровске. У каждого были свои представления на этот счет. Для меня центр вселенной находится-таки в Магдалиновке. (Харибол!!!) Хотя я сказал, что Ташкент тоже хорошее место, но в реальности таким центром в моем сердце является это место. Здесь с ним связаны самые удивительные воспоминания.
Я думал сейчас, когда слушал других, что можно сказать. Мы все приходим в духовную жизнь, ожидая чуда. Мы все знаем, что люди верующие живут в ожидании чуда. Чудо необходимо нам, чудо должно подтвердить присутствие Бога в нашей жизни. Как правило, если читать какие-то книги, написанные людьми верующими, они рано или поздно рассказывают о каких-то чудесах, которые с ними случились, как Бог проявил Себя очень ярко в их жизни. Но, в сущности, если мы вдумаемся, мы часто не ценим обыкновенные чудеса. Улыбка может быть чудом. Помощь человеку, просто способность услышать другого человека тоже чудо. В своем желании увидеть какое-то невероятное, запредельное чудо, мы иногда забываем настоящие чудеса, которые случаются каждый день. И чудо, что такое чудо? Чудо—это когда Бог откликается в ответ на нашу искренность. Когда Он так или иначе проявляет Себя, не может не проявить Себя. Обычно Он скрывается. Почему Он скрывается? Потому что людям в этом мире нет до Него дела и Он понимает, что до Него особенно дела нет. Но когда преданный очень искренне думает о Нем, зовет Его, просит Его так или иначе проявиться,-Он не может не проявиться. Он откликается, и это называется чудом.
Но чудо это также, когда человек, сосредоточенный на себе, мы все обычные люди и сосредоточены на себе,- вдруг начинает думать о других. Вдруг начинает отдавать свое сердце,— самое ценное, что у нас есть. И когда мы замечаем эти чудеса, то вот тут-то Кришна становится особенно доволен нами. Когда мы видим какие-то чрезвычайные чудеса—это не служение Кришне. Служение Кришне— это когда мы необычайно внимательны к другим и ценим все то, что они делают. Когда мы откликаемся благодарностью на каждое движение души другого человека. Эта способность жить с благодарностью, жить своим сердцем, жить и чувствовать другого человека—это настоящее чудо.
Когда мы просто живем в своей скорлупе, в своем коконе, то это не чудо. Когда мы выходим за пределы этого кокона и так или иначе видим душу человека, живую душу—это чудо. Самое большое чудо на свете—это живая душа, способная радоваться, способная откликаться на чужую боль, способная отдавать себя, жертвовать, служить.
И в сущности, мы приезжаем сюда для того, чтобы это чудо почувствовать, чтобы соприкоснуться с этим чудом жизни.
Беда заключается в том, что, как правило, в обычной жизни мы не живем. Есть некая программа, которая записана у нас, есть некий кармический автомат, который действует определенным образом, есть наши стандартные реакции на стандартные ситуации, в которые ставит нас жизнь и в которые ставит нас Бог. Но чудо—это когда мы начинаем жить. И мы просыпаемся к жизни, когда видим других людей рядом с собой. Этот в высшей степени важный принцип общения заложен в ведической культуре, ведической традиции.
Я рассказывал сейчас в Грузии один очень интересный научный факт, который был открыт относительно недавно. Люди, занимающиеся исследованием нейрофизиологии, того, как работает наш мозг, на примере обезьян, выяснили, что в нашем мозгу есть особые нейроны, или нервные клетки, которые они так и назвали «обезьяньи нейроны». И мы знаем, обезьяне характерна способность подражать, имитировать кого-то, изображать. Даже есть такой глагол—обезьянничать. Если обезьяна видит что-то, она начинает повторять это. И изучали конкретно именно эту способность воспроизводить действия других людей или других обезьян, настроение и так далее, и выяснили, что за это отвечают определенные нейроны, или нервные клетки, которые возбуждаются… Нервная клетка возбуждается, когда человеку нужно сделать что-то. Когда есть какое-то действие, то происходит определенное возбуждение в мозгу и человек начинает делать это. Так вот, эти обезьяньи нейроны возбуждаются точно также как они возбуждаются у другого человека, просто когда обезьяна, или у другой обезьяны, когда обезьяна видит как действует другая обезьяна. Она сама не действует, но у нее включается реакция в мозгу, которая как бы воспроизводит внутри это действие, и поэтому ей так легко повторить это.
Так вот, к нашему с вами великому счастью, эти обезьяньи нейроны есть также у людей. И именно эти нейроны позволяют человеку учиться при соприкосновении с другим человеком. Когда мы видим другого человека как он действует, хотим мы или не хотим, мы у него учимся. Потому что включается определенная нервная реакция в нашем мозгу. Мы видим как он действует и внутри это действие, этот поступок, это слово так или иначе у нас воспроизводится. И за счет этого человек может учиться. Если бы этого не было, человек никогда бы не смог выйти за пределы своей кармы. Он всегда бы находился в пределах скучной программы, которая вложена в него. Но так как у нас есть эта способность обучаться просто глядя на другого человека. И человек на самом деле обучается в гораздо большей степени, когда он просто смотрит на другого человека, чем когда он читает книгу, например. Почему в ведической культуре такое значение придавалось сат-санге и сат-санга называлась даршаном? Потому что человеку нужно увидеть, увидеть какого-то другого человека и сам факт того, что мы смотрим на него, означает, что мы учимся у него. Потому что, глядя на него… Далеко не всегда люди понимают, что им хотят сказать, какое-то вербальное послание далеко не всегда проникает в сердце. Это не важно. Гораздо важнее то, что мы видим все то, что несет собой человек. Не слова. Слова не так важны. Важнее другой человек в его целостности. И это означает, что при соприкосновении с любым человеком, практически, мы учимся, мы меняемся. И чем в большей степени мы открываемся на встречу этому человеку… Разумеется, все зависит от того, насколько мы открываемся в таком общении. Если мы закрыты, то общение с другим человеком повлияет на нас, но в меньшей степени. И, как правило, в обычной жизни человек закрыт на все молнии, на много-много замков. Он боится. Люди боятся, реально боятся и не зря боятся.
Но здесь, на ретрите, для чего мы собираемся вместе? Для того, чтобы видеть других и учиться у других. Суть не в том, чтобы увидеть вашего покорного слугу, восседающего на вьясасане и вещающего что-то с высокой трибуны. Суть в том, чтобы увидеть множество других людей и открыться навстречу тому, чему они хотят нас научить. Открыться навстречу той вере, которая у них есть, того опыта, которого они набрались, занимаясь духовной практикой. И когда мы откроемся навстречу этому, мы уедем в высшей степени наполненными и обогащенными. Приходим сюда для того, чтобы дать что-то, и дав что-то, получить что-то взамен. В этом смысл этого мероприятия, этой санги и любой другой санги, которую мы проводим вместе с вайшнавами. Если мы будем открыты навстречу друг другу и будем учиться друг у друга, будем живыми все это время и будем чувствовать живую душу других людей, то ретрит будет успешным.
Абхирам прабху уже сказал, что моя часть будет, как он определил это, «вопросы и ответы» или даже «ответы и вопросы». Ответы сначала, вопросы потом. Более того, он призвал вас всех присылать свои ответы. И в этой оговорке есть глубокий смысл, потому что на самом деле каждый из нас является определенным ответом. Жизнь каждого из нас—это ответ. Ответ на вопрос есть Бог или нет Бога. Мы несем в себе некий позитив. У нас есть некая позитивная энергия. Я не знаю, какой будет особый смысл в этих ответах, в этих вопросах… нет, не знаю… в вопросах… В ваших ответах и в ваших вопросах будет смысл. Что я вам дам, посмотрим.
Но, еще раз, смысл именно в этом. Если у нас есть какие-то вопросы, постарались эти вопросы проявить в своем сердце и наверняка вы получите ответы здесь. И не обязательно с этой сцены. Ответ придет. Кришна даст вам ответы на все ваши вопросы. Постарайтесь услышать эти вопросы очень отчетливо внутри своего сердца и Кришна будет отвечать через других людей, Кришна будет учить вас. Кришна поможет вам получить что-то в высшей степени ценное, как раз то, что вам нужно в данный конкретный момент. И вы уедете отсюда другими, вы уедете с наполненным сердцем и с этим ощущением того, что чудо-таки произошло.
Это то, что будет происходить здесь в течение ближайшей недели. И что я хотел сделать здесь помимо ответов на какие-то ваши вопросы. Я попытаюсь вспомнить предыдущие ретриты, как у нас юбилейный в этом году ретрит, и принято оглядываться назад, делать какую-то ретроспективу. Или сейчас принято делать ремейки. Это новое русское слово. Ремейк. Когда что-то старое, какой-то старый фильм или еще что-то, переделывается. Я попытаюсь, насколько это будет возможно, вспомнить какие-то вехи, прошедшие здесь, магдалиновские ретриты. И перед каждым своим блоком, в начале посвящу несколько минут тому, чтобы напомнить вам, о чем мы говорили здесь десять лет назад, девять лет назад, восемь лет назад, семь лет назад, в прошлом году. В прошлом году я еще помню, все остальное мне самому придется с трудом вспоминать. И таким образом мы с вами пройдем какую-то историю, проживем эту жизнь Магдалиновки. Но, как я уже сказал, еще раз, самое главное, это чтобы чудо произошло. И чтобы чудо произошло, нужно быть готовым к этому чуду, нужно раскрыть свои глаза широко, распахнуть свое сердце и чудо-таки произойдет. Кришна здесь.
Мне недавно рассказали о том, как христиане приветствуют друг друга. У нас есть свое приветствие—«Харе Кришна, Харибол!». Хорошее приветствие. Мне очень понравилось тоже их приветствие. Когда они звонят, они приветствуют другого и говорят: «Иисус с нами!» И ответ: «Всегда с нами!» Это напоминание себе о том, что Бог с нами, что Бог всегда с нами. Иллюзия того, что мы забываем, что Бог с нами, что Бог рядом, что Бог близко, что Бог в нашем сердце, что Он видит, что Он слышит, что Он чувствует, что Он откликается. И мы здесь для того, чтобы напомнить, что Бог с нами, всегда с нами. И что чудо с нами поэтому. Чудо всегда может произойти, готово произойти. Единственное, что нам нужно, это настроиться на чудо. Раскрыть свои глаза, раскрыть свое сердце на встречу чуду—оно произойдет. Оно случится здесь.
И в конце нашего ретрита я спрошу вас, произошло чудо или нет, а вы мне ответите дружным «Харибол!», по старинной вайшнавской традиции.
Это то, для чего мы собрались. Мы собрались для того, чтобы убедиться, что Бог с нами, что Он тут, что Он откликается, что Он отвечает на наши вопросы, на наши просьбы.
Организаторы фестиваля уже убедились, что Бог с ними и что Он тут, всегда с ними теперь. Остается вам только убедиться в этом.
Спасибо большое.
Я хотел рассказать маленькую историю. Даже не историю… У меня есть друг. Он живет на Говинда-кунде. Его зовут Мохан-тьяги. Тамал-кришна прабху его хорошо знает. Это обычный человек, садху. Он живет в очень странном сооружении. Это какое-то заброшенное непонятно что, как часто бывает в Индии. Что-то не понятно что. Очень не понятное. Никакой логики там нету. При этом он очень серьезно запирает все это на ключ, хотя оно все там абсолютно дырявое и попасть туда можно со всех сторон света. Это некая такая… Трудно очень объяснить, что это такое. И там большую часть места в этом помещении занимает алтарь. У него там все Божества, какие только можно. И он там живет вместе с Ними в этом странном сооружении.
Я с ним познакомился в этот картик, когда я был… Нет, даже не в картик, сейчас, весной, когда я был там, жил на Говинда-кунде, приезжал туда на Говинда-кунду каждый день. Познакомились мы с ним так, что он стоял около своего этого непонятного сооружения и он увидел меня и закричал: «Эй, Махарадж, Махарадж! Заходи!» И вот с тех пор, когда я каждый раз туда приходил, я не мог пропустить это место. И каждый раз он меня чем-то угощал, то молоком, то «Фантой» какой-то, которую он покупал. Это была индийская «Фанта». Но он делал это с такой любовью, что от этой дурацкой «Фанты» невозможно было отказаться. С одной стороны, когда я пил ее, я думал: «Я лишаю его последней радости в жизни, потому что он тьяги, он от всего отказался». А с другой стороны, ну невозможно было отказаться. Он с такой искренней любовью отдавал все, что у него было, последнее он готов был отдать. И при этом, что меня тянуло туда, это то, что он при этом сам абсолютно полностью счастливый человек. Если хотите увидеть счастливые… Ой, я боюсь это говорить, потому что боюсь, что это станет очередной модой… Этот человек живет непонятно в чем, у него абсолютно ничего нет и он абсолютно полностью счастлив. И у него такое полное сердце, что хочется просто находиться там, приходить туда и сидеть, что-то там слушать, что он рассказывает периодически. Вот. И я ходил туда, приходил, садился в этой хижине, слушал его иногда, иногда просто о чем-то мы там беседовали. И я не мог не думать об одной вещи, о том, как на самом деле проста духовная жизнь. Шрила Прабхупада очень часто говорил этот момент. Однажды он сказал потрясающую фразу. Он сказал, что сознание Кришны настолько простое, что вы наверняка его упустите. Сознание Кришны—это такая простая вещь, что нам с нашей сложностью очень сложно будет его ухватить. Сознание Кришны—это очень простая вещь. Просто думать о Кришне, просто думать о Боге. Просто постоянно думать о том, что Он есть.
И когда я общался с этим Моханом-тьяги, я думал об этом. Он наверняка не большой философ, не какой-то большой гьяни или еще кто-то. Он просто живет там, рядом с Говардханом, и он абсолютно счастлив от того, что Бог есть и Он всегда с ним. И он от этого опыта присутствия Бога в своем сердце становится сам настолько счастливым, что он готов отдать все, что у него есть любому человеку. Любому, абсолютно любому. Я ему пожертвовал как-то, тайком как-то пожертвовал пятьсот рупий. Пришел, дал ему пятьсот рупий. На следующий день прихожу, он лучится как самовар. Он такой счастливый. Я говорю: «Что?» Он говорит: «Как что? Не видишь что ли?» Я говорю: «Нет, не вижу». «Неужели не видишь?» Я говорю: «Не вижу» Он купил на эти пятьсот рупий какой-то бак, установил его там рядом и поит этой водой, которой он в этот бак налил, всех паломников, которые обходят Говардхан. И он говорит: «Я такой счастливый! Вот, у меня есть еще… У меня появилась возможность служения». И у него ничего нет. У него нет ни копейки вообще. Я ему дал это. Единственное, что он сделал, сразу же купил этот бак, чтобы поить других. И стал от этого бесконечно счастливым. Он был просто счастливее, чем всегда.
И в этом суть духовной жизни. Духовная жизнь реально очень простая. Сознание Кришны очень простая вещь. Нам просто нужно открыть свое сердце навстречу ему и помнить о Кришне. Тогда Он будет помнить о нас, а мы будем очень счастливыми.
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Почему-то я о нем вспомнил и решил вам рассказать.
Спасибо большое.