Диск 101, л.2
Аннотация:
Преданный не может отказаться от бхакти по одной простой причине, потому что, когда у него есть бхакти, он ощущает на себе физически реальную любовь. Он знает, что: «Господь всегда со мной, что он рядом. Что он в любой момент придет ко мне на помощь. Он утешит меня. Что он даст мне все, что необходимо». Поэтому преданный не променяет бхакти ни на что другое.
***
Я очень благодарен Шриле Индрадьюмне Махараджу за возможность приехать на замечательный праздник, и быть вместе с вами сегодня. Я очень благодарен за возможность сказать несколько слов о Господе Нрисимхадеве, Хираньякашипу. Когда Махарадж начал свою лекцию с рассказа о Хираньякашипу, я подумал, что мы сегодня отмечаем не день явления Нрисимхадева, а день ухода Хираньякашипу. (смех) На самом деле, Махарадж говорил о том, что мы должны идти по стопам Прахлады. И он очень убедительно и красиво объяснил нам, почему нам нужно это делать. Эта удивительная история из «Шримад-Бхагаватам» должна убедить нас в том, что бхакти сильнее любой материальной силы. Прахлада Махарадж маленький был. За ним никто не стоял. У него нет никакой защиты. Обычно у маленьких детей единственная защита – отец. В данном случае даже отец хочет убить. И не просто убить, а убить самыми изощренными средствами. Никто за ним не стоит, никакой защиты у него нет. Никаких сил с материальной точки зрения. У него нет ни денег, ни власти, ничего другого, что обычно в материальном мире воспринимается как сила. Но эта история учит нас, что, в конце концов, бхакти побеждает все, если бхакти чиста. Эта история, иллюстрация, принцип бхакти, о котором говорил Шрила Индрадьюмна Махарадж.
В самом начале «Шримад-Бхагаватам» Сута Госвами определяет бхакти, как высшую обязанность живого существа. И описывает две основных характеристики чистой бхакти: ахаитуки и апратихата. Ахаитуки – значит, что у нее нет никакой иной причины кроме самой бхакти. Что бхакти приходит только от бхакти. Что мы получаем бхакти из сердца бхакти. И нет никакого другого способа бхакти обрести. Апратихата – значит, что никакие препятствия бхакти помешать не могут. Апратихата – значит, что человек, который действительно обрел бхакти, не променяет бхакти ни на что другое.
Шрила Джива Госвами объясняет этот термин апратихата. И говорят, что есть только два вида препятствий в этом мире. Первое пряпятствие это, когда мы отрекаемся от чего-то и начинаем заниматься чем-то, потому что то что-то другое приносит нам больше удовольствия. Больше удовольствия отвлечет нас от какого-то пути. И другое препятствие заключается в том, что, если мы занимаемся чем-то, и эти занятия причиняют нам какие-то страдания, чтобы избавиться от этих страданий, мы переключаемся на какую-то другую деятельность. Шрила Джива Госвами, Вишванатх Чакраварти Тхакур вслед за ним объясняет принцип апратихата. Говорят, что для преданного, который по-настоящему обрел бхакти, нет большего блаженства, чем бхакти. Поэтому ничто другое не может отвлечь его, что бы другое ему не предлагали, все остальное кажется ему ничтожным.
Шрила Индрадьюмна Махарадж привел удивительный пример Гирираджа Махараджа. Отец положил перед ним чек. И Индрадьюмна Махарадж сказал, что в те времена это было пять миллионов долларов, а по-моему в те временна это было, как минимум десять миллионов долларов. (смех) Этот чек лежал перед ним. Он сказал: «Всего одного твоего слова достаточно, чтобы этот чек был твоим, чтобы ты мог получить эти деньги». Гирирадж Махарадж подумал как следует, он очень вдумчивый человек. Махарадж сказал: «Спасибо папа, но нет». Потому что он понял, что: «Все что я могу приобрести за эти пять, десять, сто миллионов долларов, тысячу миллионов долларов, сто тысяч миллионов долларов, не стоят одного мгновения, проведенного рядом со стопами моего духовного учителя». Это означает бхакти. Это проявление духовной энергии бхакти, которая действовала в сердце Гирираджа Махараджа.
И то же самое мы видим на примере Прахлада. Сначала Хираньякашипу пытался соблазнять его, пытался уговорить его: «Ты мой наследник, ты унаследуешь огромное царство, которое будет принадлежать тебе». Но Прахлада Махарадж не мог поколебаться из-за этого. И второе препятствие, как я уже сказал, которое может стать на нашем пути, это, если какае-то деятельность причиняет нам какие-то страдания, или в результате этой деятельности, мы испытываем какие-то страдания. И поэтому мы отказываемся от этого, чтобы уменьшить свои страдания. И Прахлада Махарадж также понимает. Отец не просто пытался убить его, он пытался убить его самыми удивительными способами. Первый раз «Хари-бхакти-судходайе» описывает, мы знаем, что его бросали под ноги слонам. Это были необычные слоны. Хираньякашипу позвал слонов, которые поддерживают Вселенную. В соответствии с ведическими представлениями есть восемь слонов, которые управляют восемью сторонами света. Не обычные слоны, которые бегают по земле. Слоны что-то вроде тараканов по сравнению с этими слонами. Это слоны, которые поддерживают Вселенную! Они должны были затоптать Прахлада. До самого моря привязывали к нему скалы для того, чтобы морские чудовища растерзали его. Самые жуткие змеи с Патала-локи приползали для того, чтобы убить Прахлада. Он насылал на него ураган, страшный ураган, и ветер должен был унести его куда-то. Прахлада Махарадж ни на мгновение даже не подумал о том, чтобы оставить бхакти. Ни на мгновение даже не подумал, потому что боль, которую причинило ему расставание с бхакти, была больше, чем любая другая. Расставание с бхакти более сложно, чем все остальные испытания и страдания, которыми подвергает нас этот мир. И такова природа бхакти. Человек, который действительно испытывает бхакти, готов вынести любые страдания.
Как сейчас на английском вышла книга одного из первых преданных из Советского Союза, Сарвабхавана Прабху «Соленый Хлеб», где он описывает страдания, которыми он подвергался в тюрьме. Когда читаешь об этих страданиях, невозможно без слез читать. Не человеческие вещи! Что только не делали ему! Ему глаза прижигали паяльником. В результате у него не мог видеть один глаз. Его били ногами. Все что угодно делали с ним! И единственное, что ему нужно было сказать: «Все, я отказываюсь от этого!» Ему даже говорили: «Не отказывайся на самом деле. Просто на словах откажись». Он говорил: «Как? Как? Боль, которую я испытаю, если я откажусь от этого, будет гораздо больше, чем любая боль, которую вы мне можете нанести». И это природа бхакти. Такова настоящая природа преданного служения, бхакти. Когда человек испытывает это, то он не променяет бхакти ни на что другое. Потому что, когда у человека есть бхакти, он ощущает защиту Господа.
У маленького Прахлада не было никакой другой защиты. Он знал, что Кришна рядом. Когда Хираньякашипу бросил его с обрыва, недалеко от Вишакхапатны, есть храм, стоящий на скале, на берегу океана. Это та самая скала, с которой сбросили Прахлада. Это не просто скала, с которой сбросили Прахладу. Сначала Прахлада сбросили с этой скалы, а потом взяли эту скалу и бросили на Прахлада. Сверху, чтобы он не смог выбраться, если вдруг он хороший пловец. Его сбросили от туда, сверху на него набросили эту скалу, но Кришна вытащил его! Ночью, когда никого не было, Кришна достал его со дна этого океана, посадил на берег, к Себе на колени. И Прахлада ничего не чувствовал, когда его сбрасывали, когда на него набрасывались, когда на него дул этот страшный ветер, жуткий ветер, который разносил все.
Недавно был жуткий ураган, который снес половину Штатов, и множество людей пострадало, множество зданий было разрушено. Самый страшный ветер по приказу Хираньякашипу дул на Прахлада. Прахлад просто думал о Кришне. И Кришна, Он тяжелее самого тяжелого. И как Кришна тяжелее самого тяжелого, память о Кришне сделала Прахлада тяжелее самого тяжелого. Ветер не мог сдуть его. Когда змеи нападали на Прахлада, Прахлад думал о Кришне. Вместе с Кришной всегда находиться Гаруда. И, когда он думал о Кришне, Гаруда прилетала, и змеи разбегались. Сам «Хари-бхакти-судходайе» про Прахлада Махараджа говорит, что самая лучшая броня, которая только может быть у человека, броня, защита, которую может получить человек, броня памяти о Кришне. И, когда его сбросили в этот океан, Прахлад тоже только думал о Кришне. Ни о чем другом. Он не помнил ни о чем, не беспокоился ни о чем. Кришна сам достал его от туда. Кришна посадил его к себе на колени. Кришна стал его обнимать, стал осыпать его голову поцелуями. И Прахлад очнулся, вышел из своей медитации. В ужасе увидел, что он сидит на коленях у Кришны. Попытался спрыгнуть от туда, поклониться Ему. Кришна сказал: «Не надо. Не надо! Все хорошо. Ты у меня на коленях».
На самом деле, ачарьи объясняют. Санатана Госвами объясняет, что одна из причин, почему Кришна появился в такой необычной форме. Мы знаем с вами, что обычное объяснение того, что Кришна появился в образе Нрисимхадева, потому что он должен был исполнить обещание Брахмы. Брахма пообещал Хираньякашипу, что Хираньякашипу не убьет ни зверь, ни человек. Поэтому Господу пришлось появиться в образе полузверя-получеловека. Чтобы исполнить обещание Брахмы. Но Санатана Госвами говорит: «Есть другая причина, почему Господь появился в таком небычном облике». Он говорит, что Господь появился с головой льва для того, чтобы иметь возможность облизать Прахлада. Ему так хотелось проявить Свою любовь, что Он появился в образе льва, чтобы никто не смог Его осудить. Если бы Он стал в человеческом образе облизывать, то люди бы не поняли Его. Чтобы проявить свою нежность, как корова, у которой появляется теленок. Первое, что она делает, когда теленок рождается, она облизывает все тело этого теленка. Это тело грязное там, какие остатки всех эти родовых схваток или чего-то там. Корова облизывает все тело. Точно также, когда Хираньякашипу захотел убить Прахладу, и когда его, в конце концов, убил Сам Нрисимхадев. Нрисимхадев посадил его к себе на колени и сказал: «Облизывай его своим шершавым языком». Он облизывал, облизывал и нализался». (смех) С тех пор, Шрила Рупа Госвами говорит, что, на самом деле, божество ватсалья-расы, является Нрисимхадев. Ни Яшода, а Нрисимхадев, потому что Он проявил ватсалью. Ватcалью по отношению к Прахладу. И это, та награда, которую получает преданный. Преданный не может отказаться от бхакти по одной простой причине, потому что, когда у него есть бхакти, он ощущает на себе физически реальную любовь. Он знает, что: «Господь всегда со мной, что он рядом. Что он в любой момент придет ко мне на помощь. Он утешит меня. Что он даст мне все, что необходимо». Поэтому преданный не променяет бхакти ни на что другое.
В седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» описывается, как Нрисимхадев пытался Сам соблазнить Прахлада. Он стал говорить: «Возьми с Меня чего-нибудь. В конце концов, ты же мой дорогой преданный. Чего от меня хочешь?» Прахлада говорил: «Ничего не хочу. Хочу только бхакти». Нрисимхадев опять говорит: «Бхакти у тебя и так уже есть! Возьми что-нибудь еще. Бхакти и так уже с тобой! Возьми! Пожалуйста! Доставь мне удовольствие. Я прихожу только для того, чтобы дать что-то преданным. Попроси у меня что-нибудь». Прахлада Махарадж сказал: «Мне нечего у тебя просить. Единственное, что мне нужно, это только бхакти. Потому что нет ничего более драгоценного, чем бхакти». И сегодня, в этот удивительный день, по сути дела, мы торжествуем победу бхакти над всем остальным. Мы торжествуем силу бхакти. То, что бхакти дает такую силу, которую не может дать нам ничто другое. И то, что бхакти – это самый ценный дар, который есть у нас.
Сейчас у нас в Москве попросили одного брахмачарьи из храма в Бомбее ???18.40 Радха Гопинатх Прабху и Санатана Мадхав Прабху. Радха Гопинатх Прабху в одной из своих лекций сделал очень удивительное сравнение непосредственно касающегося сегодняшнего явления. Он сказал: «Подобно тому, как маленький Прахлад, когда Хираньякашипу, самый жуткий, самый могущественный демон во Вселенной, сидел у него на коленях, тот спросил: «Скажи, пожалуйста, что самое ценное, что ты изучал?». И Прахлад бесстрашно улыбнулся и сказал:
шри-прахрада увача
шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам
Махараджа Прахлада сказал: Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью). (Бхаг., 7.5.23)
Нисколько не боясь, сидя на коленях у самого страшного демона. Сидя на коленях у этого демона, он проповедовал ему и говорил: «Папа, пора идти в лес. Если хочешь знать или получить хороший совет, не держись за то, что ты все равно удержать не сможешь. Ты держишься за что-то, но на самом деле, это ??? 19.56. Сколько бы ты не держался за свои временные вещи, эти временные вещи уйдут по определению, потому что они временные. Уходи в лес! Выйди из этого темного колодца семейной жизни, брось все, прими саньясу и иди во Вриндаван». Это был совет, который Прахлада Махарадж дал своему отцу.
Вот и Радха Гопинатх Прабху говорит, что точно также Шрила Прабхупада в 1971 году, 37 лет тому назад, совершенно бесстрашно, маленький саньяси, за которым ничего не стояло, никакой материальной силы, никакой власти, никаких денег, бесстрашно приехал в самую демоническую державу в мире. На колени Хираньякашипу! Приехал в Москву. И профессор Котовский, как представитель этой демонической власти сказал: «Что самое хорошее, что вы выучили в школе индийской философии?» Он сказал: «Оставьте все эти глупости и просто предайтесь Кришне». И так, как Кришна находился за ним, не смотря на то, что с материальной точки зрения, это совершенно безнадежная вещь. Подобно тому, как с материальной точки зрения поединок между Прахладой и Хиранькашипу абсолютно безнадежная вещь. Шрила Прабхупада бросил вызов самой демонической власти, самой демонической силе. И в результате этого смелого и бесстрашного вызова, мы все появились на свет. Мы все имеем возможность сейчас слушать об этой лиле, о Хираньякашипу и Прахладе. В результате этого, удивительные чудеса свершаются по всему миру. В результате этого, мы осмелились начать строить храм в Москве. Бесконечное количество препятствий встают на нашем пути, и будут вставать. Любой преданный на своем пути встречается с этими препятствиями. Но, если у нас есть настоящая бхакти, то мы понимаем, что бхакти – это сила, которая способна преодолеть все препятствия. И сегодня мы собрались для того, чтобы еще раз послушать о могуществе этой силы, и еще раз в своем сердце убедиться в том, какой дар мы получили и, какую силу может нам дать бхакти. Об этом должна быть наша медитация сегодня. Еще раз я благодарю вас за то, что вы дали возможность мне сказать несколько слов.