Ведические мантры, Москва,19.09.2015 г.

Аннотация:

Мир порожден звуком. 4 уровня звука. Путь эволюции – от тонкого к грубому. Сила звука. Энергетические центры тела – чакры. Мантра – звуки, очищающие ум от привязанности к этому миру. Человек должен включить в свое сердце весь мир.

Истории. История знакомства Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа с семьей Маллик.

***

Добрый день! Мой друг Битту Маллик попросил меня немного рассказать о мантрах, об индийской музыке, о воздействии звука на человека, и я, следуя его просьбе, сейчас постараюсь сделать это.

Индийская культура, которая является по признанию практически всех ученых самой древней культурой мира, по крайней мере, самой древней культурой, которая сохранила свою непрерывность, культура, основанная на древних ведических писаниях, прежде всего придает особое значение звуку. Если мы посмотрим западную культуру, то западная культура уделяет большее значение форме, образу. Наша культура основана на глазах, тогда как ведическая культура основана на звуке, и в этом есть существенное различие.

Говорится, что развитие образного мышления, через образы, так или иначе, развивает левую сторону, левое полушарие мозга, тогда как звук и концентрация на звуке помогает развивать правое полушарие человеческого мозга. И мы можем видеть, что ведическая культура в большей степени интуитивна, она позволяет человеку понять какие-то высокие материи, не основанные на чисто логическом восприятии мира, тогда как культура Запада дала человеку логический, разумный взгляд на этот мир, обосновала некое разумное, логически связанное видение мира. И в этом, собственно, различие. И та, и другая культура – великие культуры, безусловно, но у ведической культуры есть своя особенность: она понимает примат именно звука.

В ведических писаниях говорится, что первым элементом, созданным в этом мире, был звук. Собственно, о том же говорится в «Евангелии от Иоанна», где говорится, что «вначале было слово». Слово значит  звук, звук значит вибрация. Веды описывают, что процесс творения начался с изначальной вибрации. Эта вибрация, она зафиксирована в ведических писаниях – это вибрация звука «ом». До сих пор йоги для того, чтобы соприкоснуться с более высокими уровнями сознания, чтобы поднять свое сознание на более высокий уровень, повторяют этот звук «ом», который является, по их мнению, и по утверждению древних писаний Вед, изначальным звуком, породившим этот мир.

В «Йога-сутрах» Патанджали Муни эта медитация на звук считается самым могущественным и самым простым способом достижения самадхи, то есть особого состояния сознания, когда человек соприкасается напрямую с высшими уровнями Бытия. Именно поэтому йоги медитируют на звук, произнося этот звук «ом», и одновременно с этим медитируют на смысл этого звука, на изначальный источник или импульс, породивший этот мир, который, в конечном счете, является любовью. И, собственно, эти представления о том, что мир порожден звуком, породили всю ведическую культуру, потому что в Ведах звуку придается творческое значение.

Мы до какой-то степени можем убедиться в этом на своем собственном опыте. Мы знаем, что слово творит, слово настраивает нас определенным образом, слово влияет на наше сознание. Слово может возвысить наше сознание или наоборот опустить наше сознание. Именно звук, вибрация. Казалось бы, такая незначительная вещь, но насколько мы зависим от этого слова, отзвука, от вибраций, которые пронизывают нас. И сейчас мы живем в этом океане вибраций, большая часть которых, к сожалению, способствует тому, что наше сознание понижается, деградирует. Большая часть вибраций этого мира сейчас, они не способствуют возвышению сознания, тогда как в Ведах говорится, что звук может творить подобно тому, как звук создал этот мир, весь этот мир порожден звуком. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом». Одновременно звук является Богом и Энергией Бога, Он есть у Бога, и Он есть Бог. Подобно тому, как этот мир сотворен звуком, человек, до какой-то степени очищая звук, может придавать звуку точно то же самое творческое значение или вкладывать в него творческую силу.

В Ведах говорится, что звук имеет четыре уровня – чатвари вак. Чатвари вак буквально значит, что звук – это не просто то, что мы произносим языком, не просто то, что мы слышим ушами – это всего лишь самая грубая и доступная нашему восприятию форма звука, это первое проявление звука. Говорится, что есть более тонкая форма звука, которая также знакома нам – это звук в нашем уме. Мы знаем, что в нашем уме постоянно идет речь. Мы постоянно говорим, и этот звук, неслышимый другим, слышимый только нам, представляет собой второй уровень звука, более тонкий, который имеет в себе шакти знания или энергию знания внутри.

Есть еще более тонкий звук или более тонкий уровень звука – третий уровень звука, который практически сливается с образом. Образы, известные нам, или идеи, представления – это третий уровень звука. Об этом мире звука или эйдосов говорил Платон, когда он утверждал, что духовный мир – это мир уплотненного звука, или это, скажем так, – это мир идей, когда сконцентрированный звук превращается не в логически расшифрованную мысль, а в некую идею, в некий образ, который появляется у меня. Люди, которые знают творческий процесс, они знают и утверждают, что вначале некое семя того, что они сотворят, приходит к ним в виде некоторого сконцентрированного образа. Как, например, Моцарт говорил, что вначале симфония, которую он разрабатывает потом, приходит к нему в виде некоего семени или образа, и потом этот образ превращается уже в собственно основную тему, которая разрабатывается дальше. Но вначале есть некий образ или чувство, которое посещает нас, – и это тоже звук.

 И, наконец, Веды утверждают, что есть духовный уровень звука. Что самый тонкий уровень, который, в конце концов, человек может достичь опять же с помощью звука – это духовный уровень или духовный звук. И. собственно, в Ведах, когда описывается процесс сотворения мира, говорится, что звук  самого тонкого уровня с духовного уровня приходит сюда на грубый уровень и порождает этот мир. Веды, в отличие от наших представлений, – они согласны с нашими представлениями о том, что все эволюционирует, – однако, эволюция, описанная в Ведах, имеет обратное направление. Эволюция, которую пытаемся придумать мы, или которую пытаются придумать ученые, –  это эволюция от грубого к тонкому. Например, ученые говорят, что все виды жизни в этом мире были созданы из неодушевленной материи, и постепенно-постепенно она становилась все более и более организованной, пока не породила человека, способного осмыслить этот мир. Однако Веды говорят, что процесс эволюции – прямо противоположный, что с более тонкого уровня все приобретает более грубые формы, и логически понять и согласиться с этим представлением гораздо легче. Мы же понимаем, что даже в материальном мире сотворение происходит от тонкого к грубому, сначала появляется некая идея. Например, как возникли самолеты, на которых мы летаем? Они возникли в виде идеи, в виде семени, в виде того, что возникло представление о том, что человек может и должен летать, и что что-то более тяжелое чем воздух, и, тем не менее, может подниматься. Эта идея сначала превратилась в какую-то ментальную концепцию, разработанную на каком-то уровне, и, в конце концов, превратилась в самолет, на который мы можем сесть.

Так вот, Веды объясняют именно этот процесс сотворения мира или процесс сотворения, или эволюции от более тонкого к грубому. И, более того, что самое интересное, что имеет непосредственное отношение к нашему сегодняшнему событию, – Веды говорят, что человек с помощью звука может достичь более тонких и более возвышенных уровней бытия. Что этот процесс, который начинается со звука и приводит к тому, что мы видим мир вокруг нас, мир плотных материй, этот процесс, начинающийся со звука, можно развернуть, и человек с помощью звука может подняться на более высокий уровень бытия.

С точки зрения квантовой механики все то, что мы видим вокруг себя, есть вибрация, это некая волновая функция. Современная физика согласна с этим утверждением, которое сделано в Ведах за тысячи и тысячи лет до нашей эры. Там говорится, что все есть звук, что все создано звуком, все порождено звуком, но не это самое главное. Самое главное – что, во-первых, звук, если очистить его, может воспроизводить процесс творения. Веды говорят, что, если человек очищает свой звук, и я чуть позже скажу, каким образом можно очистить звук, исходящий из нас, этот звук начинает обладать, или обладает творческой силой. Как, например, мы знаем: если святой человек говорит что-то,  то, что он скажет, обязательно свершается. У его слов есть особая сила, его слова – не просто слова, а эти слова, они приобретают зримую реальность.  Если, опять же, человек, обладающий определенной силой, проклянет кого-то, то это проклятие тоже исполнится. Если человек благословит кого-то, это благословение станет реальностью. Так или иначе, очень важно с точки зрения ведической культуры, чтобы человек очищал звук, чтобы звук исходил из некоего центра в нашем сердце, которое само по себе чистое, и тогда этот чистый звук поможет человеку, в конце концов, во-первых, делать гораздо больший вклад в этот мир.

Сейчас мы услышим пение Битту Маллика, и это пение воздействует очень сильно на человека. Человек чувствует, что его сознание раскрывается навстречу этому звуку. И каким образом это происходит? Мне сначала хотелось рассказать механизм йоги, который вложен в это понимание. Йоги объясняют, что мы с вами, или наше сознание, наше тонкое тело также созданы из звука, также созданы из вибраций. Йоги говорят, что есть семь чакр, которые находятся на одной линии, на линии нашего позвоночника, начиная с муладхары-чакры и кончая сахасрара-чакрой. Эти чакры описаны йогами, которые могли увидеть эти энергетические центры, центры, управляющие нашей психикой, нашим бытием; они все описываются в виде лотосов. Самая нижняя чакра (муладхара-чакра) лотос с четырьмя лепестками, следующая чакра – лотос с тремя лепестками и т.д. Эти лепестки, каждый из них, в них заложена определенная вибрация, определенный звук. Благодаря этому звуки могут лечить. Если человек правильно слушает чистый звук, этот чистый звук входит в резонанс с его энергетическими центрами и, воздействуя на его тонкое энергетическое тело, излечивает болезнь, возникшую на грубом уровне. Потому что, в конечном счете, болезни, которые причиняют нам очень большую боль, на грубый уровень они идут с тонкого уровня, с уровня психики. Звук, если он чист, помогает человеку почувствовать внутри гармонию или привести в гармонию эти энергетические центры, находящиеся вдоль его позвоночника. Он начинает чувствовать себя очень хорошо именно потому, что звук гармонизирует.

И, собственно, звуки ведического алфавита, их всего 50. В санскрите, языке Вед, есть 50 звуков, и каждый из этих 50-ти звуков находится на одном из лепестков наших чакр. И если мы достигли совершенства в том, чтобы правильно произносить этот звук, мы сразу же сможем оценить или почувствовать эффект этого звука на наше сознание и, в конечном счете, на наше грубое физическое тело в том числе. Поэтому, как я уже говорил, в Ведах придается такое большое значение звуку, и именно не просто звуку, а чистому звуку. В ведической культуре люди, жившие за пределами ареала распространения ведической культуры, а мы все знаем, что когда-то Россия также входила в этот ареал, что санскрит – это древний язык, на котором говорили наши предки. До сих пор в русском языке, в топонимике русского ландшафта есть множество слов санскритского происхождения, например, под Москвой есть река Мокша. Мокша – это санскритское слово, что значит освобождение. До сих пор люди называют эту реку Мокшей, хотя никто не знает, что значит Мокша по-русски. На Руси есть река Ганга, есть множество других слов, которые очень точно совпадают с санскритом. Говорится, что однажды, в  начале 17-ого века русский путешественник посетил Индию, и он с удивлением записал в своем дневнике, что здесь люди говорят на нашем языке, только чуть-чуть по-другому. То есть, еще в 17 веке русские люди могли вполне хорошо понимать изначальный язык, который когда-то был распространен здесь.

Так вот, я говорил не об этом, я говорил о том, что так как изначально в ведической культуре придавалось очень большое значение именно чистому произношению, именно чистому звуку, потому что чистый звук обладает особой силой, то люди, жившие за пределами ведической культуры, назывались млечхами, что буквально значит – люди, которые не могут правильно, чисто произносить звуки. Эта чистота произношения звука также очень связана с развитием человека. Мы знаем, что человек высокоразвитый, человек с развитым сознанием, его речь отличается чистотой, отличается ясностью, отличается особой силой. Это также имеет отношение к тому, о чем мы говорили, и, собственно, ведическая культура построена на том, что людей учат правильно и чисто произносить звук. Это помогает на всех уровнях. Это помогает на уровне сознания, это помогает человеку очистить свое тонкое тело от ненужных эмоций, избавиться от груза обид или еще каких-то вещей. Если мы отдаемся этому звуку, этот звук начнет очищать наше тело. Это помогает на чисто грубом физическом уровне, помогает очистить наше тело, способствуя тому, что тело становится чище. На этом основаны древние ведические мантры.

Само слово мантра имеет очень важное значение для нашего понимания. Слово мантра в переводе с санскрита означает мананат траяте ити мантрах  – мантра есть то, что защищает человека от блуждания ума. Мананат буквально значит: склонность нашего ума рассеиваться. Ум теряет силу, потому что он привык скакать с одного объекта на другой, он привык постоянно рассеивать свою энергию, сосредотачиваясь то на одном, то на другом, то на третьем, то на четвертом. Как люди иногда сидят перед телевизором и переключают одну программу на другую, на третью, на четвертую, не в силах сосредоточиться ни на чем. Или другим примером этого доступным нам всем является Интернет, когда человек перескакивает с одного сайта на другой, не в силах по-настоящему никуда углубиться, на чем-то сосредоточиться. Это рассеянное, привычно рассеянное состояние ума, на самом деле, не доставляет человеку настоящего счастья. Человек просто находится в каком-то непонятном расслабленном состоянии, и в этом случае ум человека очень слабый, подобно тому как слабым становится рассеянный свет. Свет солнца – очень могущественный изначально, когда он рассеивается в этом мире, он теряет свою силу, когда облака рассеивают его. Еще недавно было тепло, сейчас облака закрыли солнце, они рассеяли этот свет, и поэтому сразу же стало гораздо прохладней, чем до этого, потому что свет потерял силу.

Так вот Веды утверждают, что есть глубинная связь между состоянием нашего ума и звуком. Звук позволяет человеку сосредоточить свое сознание, и сознание не скачет с одного предмета на другой, человек получает гораздо большее удовлетворение. Иногда люди даже называют это удовлетворение духовным или духовным счастьем. Человек приходит в консерваторию и слышит этот красивый чистый звук музыкальных инструментов. Если его ухо привыкло к этому звуку, он может различать его и чувствовать его красоту, его ум полностью сосредоточен – это более высокое состояние, чем привычное рассеянное состояние, –  и человеку нравится это.

У вас у всех наверняка было это состояние, когда так или иначе с помощью тех или иных ухищрений ум полностью сосредоточился и не отвлекается ни на что другое. Ощущение счастья или возвышения приходит само собой при этом. Но на самом деле, мантры не ограничиваются только этим. Если бы механизм мантр был только в том, чтобы сосредоточить ум человека на красивом звуке, то тогда бы мантры не отличались бы ничем от любого другого звука. Слушание мантр или особых звуков не отличалось бы от посещения симфонического концерта, но, на самом деле, человек, который повторяет мантры или слушает мантры, иногда, в какие-то редкие моменты, когда он приучил свое ухо воспринимать звук мантр по-настоящему, может достичь гораздо более высокого состояния сознания, чем просто сосредоточенность.

Сосредоточенность сама по себе – это хорошая вещь, но мантра на то и мантра, чтобы довести человека до еще более высокого уровня. Как я уже говорил, звук изначально нисходит с духовного плана и, если человек произносит эти чистые звуки, то, в конце концов, он может постепенно через грубый, воспринимаемый нашими чувствами звук, сначала подняться на следующий уровень, на уровень ума, и почувствовать полную сосредоточенность ума. На этом основана йога. Почему йога основана на повторении мантр? Именно потому, что йога ставит перед собой цель – сосредоточение сознания или сосредоточение ума. До тех пор, пока ум не достигает абсолютно неподвижного состояния, и в этом неподвижном состоянии у человека раскрываются силы. Я говорил вам, что человек, в сущности, ослабевает из-за рассеянности ума. Рассеянный ум мешает человеку по-настоящему понять силу, которая в нем есть. Почему йоги обретают все мистические силы: способность читать мысли, способность материализовать предметы или другие какие-то вещи? До сих пор есть такие йоги, которые могли это делать. Просто за счет концентрации ума. Йога объясняет этот эффект, что все эти мистические способности развиваются просто в результате того, что ум концентрирует свою силу. Подобно тому, как луч солнца, если мы сконцентрировали его через лупу, сможет прожечь или зажечь дерево, точно также ум, который мы смогли сосредоточить или сконцентрировать, обретает гораздо большую силу, чем ум, находящийся в рассеянном состоянии. Но, как я уже сказал, это всего лишь второй уровень того, что может дать сосредоточение на духовном звуке, или на звуке мантры.

Третий уровень – это когда мы можем подняться на уровень этого пашьянти-вак, или звука, который неотличен от образа. Веды утверждают, что за всем тем, что есть у нас помимо грубой оболочки, также стоят некие высшие сущности. Они называются богами или полубогами. И эти высшие сущности, так или иначе олицетворенные в силах материальной природы, они достижимы с помощью звука. Если человек повторяет звук мантры, то звук мантры – это его способ коммуницировать с этими более высоко находящимися живыми существами, существами с более высокого уровня.

Как сейчас люди пытаются наладить контакт с другими цивилизациями. Это идея о том, что мы можем вступить в контакт с другими цивилизациями и с другими разумными существами, она всегда жила в человеческом обществе. Однако есть способ, как это сделать через звук мантры, через очищение звука, через то, чтобы, повторяя звук, относящийся к определенной силе природы, вызвать эту силу и, в конце концов, даже увидеть эту силу или взаимодействовать с этой силой. И все знают это. Люди произносят молитвы. Почему они произносят молитвы? Потому, что они знают, что молитва – это мой способ вступить в контакт с Богом, это мой способ быть услышанным Богом, и, так или иначе, получить от Бога какое-то благословение, что-то, что Он мне может дать, обладая большими силами.

Я не знаю, есть ли сейчас, но был в свое время замечательный ансамбль Покровского, который собирал фольклорные песни. И эти фольклорные песни, плачи, призывы славянские, они основаны на том же самом принципе. И люди, которые участвовали в этом ансамбле, они делились тем, что они множество раз убеждались в том, что все эти плачи и заклинания, которые они собирали по каким-то северным деревням, они по-прежнему действуют. Стоило им освоить какой-то плач, которым раньше люди вызывали дождь, они говорили, что очень часто бывало так, что мы поем это на своем концерте – идет дождь, хотя мы ничего такого не имели в виду. Одна женщина жаловалась, что она освоила древнее заклинание или заговор о том, как зачинать ребенка, и говорит: «Я с тех пор постоянно беременная», потому что звук действует. Звук, когда он достигает более высокого уровня, уровня изначальных энергий, воздействующих здесь или влияющих на нашу реальность с вами, этот звук, он превращается в какие-то реальные и вполне ощутимые результаты. Но даже не это самое главное.

Самое главное, в конечном счете, это то, что человек с помощью звука может достичь духовного уровня, то есть выйти за пределы этого мира. И Веды утверждают, что звук мантр может перевести сознание человека в другую форму, возвести или возвысить сознание человека до духовного уровня. И. собственно, в этом основное предназначение звука мантры: освобождение нашего ума из уз или из рабства привязанности к этому миру.

Есть другой способ существования, другая форма существования, более высокая, и, в конечном счете, человек, слушая мантру, может достичь этого высокого состояния абсолютной свободы, любви, абсолютного желания отдать всего себя другим и т. д., то есть он чувствует, что сердце его раскрывается. И каждый человек, даже сейчас слушая эти звуки мантры или древних ведических гимнов, может почувствовать до какой-то степени этот процесс, когда сердце его раскрывается, сознание раскрывается – сознание становится шире.

В конечном счете, Веды говорят, и это цель ведических писаний, что человек должен включить в свое сознание или в свое сердце весь мир, что человек с узким сознанием, с сознанием, деградировавшим только до осознания своего собственного тела, сосредоточен на самом себе, и такой человек не может быть по определению счастлив. Человек, который думает только о себе, всегда будет несчастлив, даже если его желания будут сбываться, он не будет получать от этого удовлетворения. Но человек, которому удалось расширить свое сознание и включить в него весь мир. Мы знаем, если нам удалось включить в свое сердце только одного человека, мы уже стали счастливее. Если нам удалось так или иначе отдать свое сердце другому человеку, думать о другом человеке, заботиться о другом человеке, жить ради другого человека, мы уже стали более счастливыми, если его интересы стали для нас более важными, чем наши собственные интересы. И это называется любовью – самым удивительным опытом, который мы можем обрести здесь, в этом мире. Однако, если сердце человека раскрывается, то эта любовь может быть направлена по отношению ко всему в мире. Это любовь, которой обладают святые; и все святые люди, по определению, самые счастливые люди. Им не нужно каких-то искусственных способов для того, чтобы почувствовать счастье, они уже счастливы. Счастливы оттого, что их сознание находится в определенном состоянии, когда они чувствуют любовь и связь со всем сущим и, в конечном счете, любовь и связь с источником, из которого изошел этот мир, любовь к Богу, изначальную любовь или изначальную энергию, породившую весь этот мир и породившую нас.

Поэтому конечный смысл мантр в том, чтобы почувствовать любовь, и какую-то тень любви может почувствовать любой человек. Любой человек, слушая мантры, пытаясь подпевать, пытаясь войти в этот поток духовного звука, может почувствовать, как его сердце раскрывается, становится шире, становится более готовым включить в себя других людей, чувствовать связь со всем тем, что его окружает. Это то, что доступно нам, когда мы повторяем звуки мантры.

И я очень счастлив оттого, что у вас есть такая возможность, я очень счастлив, что у меня есть возможность объяснить вам что-то, чуть-чуть, немного из того, что я сам знаю об этой науке о звуке, о ведической науке о звуке. Я сам практикую эту науку в течение 35 лет. Я стал повторять мантру как эксперимент, будучи аспирантом в одном из академических институтов здесь, в Москве. Мне дали мантру, и я стал ее повторять. С тех пор я ее повторяю, и не устаю удивляться тому, какое воздействие она оказывает на мое сознание, и какой путь я прошел от аспиранта одного из академических институтов до человека, сидящего перед вами и рассказывающего вам о влиянии звука на сознание человека.

Ну вот, собственно, и все, что я могу вам сказать, вернее, я могу сказать дольше, но я думаю, что гораздо более важно, чтобы вы поучаствовали в этом действии, услышали этот концерт, услышали звук, чистый звук и попытались, что самое главное, не просто услышать этот звук, а попытались раскрыть свое сердце навстречу этому звуку, попытались испытать, пустив этот звук внутрь своего сердца, испытать действительно ту магию, которую он может произвести, потому что, в конечном счете, этот звук неотличен от духовного разума, породившего этот мир; и в какой-то момент человек может, по крайней мере, до какой-то степени это почувствовать. Ну вот, наверное, и все, что я готов вам сказать сейчас. Спасибо большое.

Я расскажу вам одну маленькую историю, связанную с Битту и его отцом. Мы познакомились с ними, когда приехали во Вриндаван, в одно из самых святых мест в Индии, и они пригласили нас к себе домой. Собственно, нас интересовала индийская музыка, ведическая музыка, и я спросил у отца Битту – его зовут Видур Маллик – «Можете показать мне какую-нибудь рагу?», потому что я знал, что рага – это определенная комбинация звуков, которая способна настроить нас на определенный лад. Я попросил Видуру Маллика, чтобы он показал мне какую-нибудь рагу. Что он сделал? Он нажал на фисгармонии одну клавишу и сказал: «Вот она, рага!» И, слушая этот чистый звук, одну ноту, одну-единственную ноту, он, благодаря своему влиянию, благодаря тому, что он находился рядом, он раскрыл мне необычайную бездну. Я вдруг почувствовал – вот она, рага! Он не стал делать какие-то фокусы, не стал показывать мне какие-то эффектные вещи, которые человек может оценить. Он сказал: «Послушай просто один чистый звук, одну чистую ноту. Эта одна чистая нота содержит в себе бездну, которую ты до конца не понимаешь».

И я бесконечно благодарен Битту, его отцу, всему их семейству за то, что они учат меня этой науке, и, более того, учат меня гораздо более сложной и важной науке. Если вы когда-нибудь будете во Вриндаване, если вам повезет, обязательно зайдите к ним в гости, и они, помимо музыки, научат вас другой, гораздо более сложной и важной науке – науке любви. Когда вы находитесь рядом с ними, вы чувствуете счастье просто оттого, что в их сердце живет любовь, и ничего, кроме любви. Поэтому я очень рад, что Битту сегодня будет петь перед вами и вы сможете так или иначе соприкоснуться с этим.

Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.