Аннотация:
Настроение предания преобразует деятельность человека. Пять практических советов для его поддержания.
***
Харе Кришна. У нас сегодня с вами, заключительная на этом ретрите, встреча. И мне хотелось буквально в двух словах, подвести итог тому, что я говорил в течение всех этих дней. Сделать какие-то практические выводы из всего сказанного. Мы говорили о том, что именно настроение предания преобразует деятельность человека. Когда человек понимает о том, что он все лишь часть целого и стремится к воссоединению с этой частью. Пытается получить все необходимое от целого, а не от каких-то частей, отдельных. То любая его деятельность она приобретает настроение служения. Пока я мню себя целым, пусть не полноценным целым, но целым, я пытаюсь находить защиту в каких-то других вещах, в том числе и, в конце концов, любая моя деятельность будет пронизана духом наслаждения. Я буду пытаться, так или иначе, что-то для себя из этого приобрести. Но, я если я воспринимаю себя частью целого, «я Твой, я принадлежу Тебе», это начальная ступень предания. То все, что делает человек, станет служением. Если человек изначально, простой пример, нанялся к кому-то на работу, то все то, что он делает, принадлежит не ему. Оно по определению принадлежит той компании, на которую он работает. Он отдал себя, пусть на какое-то время, но все то, что он делает не его. И это настроение, очень важное настроение, которое, в конце концов, должно превратиться в настроение полного отдания себя, которое называется любовью. Любовь это есть не что иное, как этот опыт полного отдания себя. Частичное отдание, это частичная любовь, частичное служение. Как человек, который работает восемь часов на какую-то компанию. Точно так же и мы. Мы думаем: «Ну вот, у нас есть повинность, два часа поповторяю мантру, а потом можно делать все, что я хочу». Тоже ничего, не плохо, с чего-то надо начинать. Но, в конечном счете, именно это умонастроение отдания себя превращает, преобразует сердце человека. И вчера мы говорили о пяти вещах, которые помогают поддерживать это настроение. Разжигают огонь в нашем сердце и не дают нам застояться. Я хотел бы превратить эти пять вещей в практические наставления или советы, которые вы сможете забрать с собой. И если эти пять вещей будут присутствовать в вашей жизни, как некая постоянная составляющая, и вы будете вспоминать об этих пяти вещах, то тогда вы почувствуете движение, очень ясное движение по направлению к Кришне. И чем ближе мы будем приближаться к Кришне, тем безопаснее мы будем себя ощущать. Этот жар материального существования будет постепенно-постепенно снижать свой градус.
И первая вещь, какая? Какая из этих пяти вещей первая? Да. В данном случае речь идет о том, чтобы мы постоянно, так или иначе, слушали Шрилу Прабхупаду, слушали духовных учителей, которые учат нас, и читали книги Шрилы Прабхупады. Не смущаясь тому, что мы уже знаем то, что нам говорят и то, что это снова и снова повторяется одно и то же. Когда мы разжигаем огонь, повторение очень необходимо. Мы не понимаем, до какой степени мы не понимаем то, что мы не понимаем. И поэтому нам нужно, чтобы много раз нам повторили, что мы не это тело. И как бы на поверхностном уровне мы поняли, что я не это тело, но глубоко мы же не поняли до сих пор. По-прежнему мы считаем себя телом, по-прежнему ведем себя как тело. Поэтому не нужно смущаться, даже в «Веданта-сутре» есть сутра, которая утверждает, что садхана значит повторение. И мы должны постоянно соприкасаться с эти звуком, звуком, исходящих из уст Шрилы Прабхупады, записанном в его книгах. Для того чтобы это знание приобрело жизнь, наполнило жизнь, перестало быть просто, пусть красивой, пусть хорошо подобранной, но теорией. И это первое наставление. Второе наставление касалось кого или чего? Молоко да. И что нужно для молока, чтобы молоко получить? Да, теленку нужно сначала послужить.
Так вот, второе наставление, каждый человек должен кому-то помогать, какому-то теленку. Кришна с удовольствием даст нам молоко-бхакти, если он увидит от нас это желание помочь кому-то. И это вторая моя просьба или второе наставление, которое вы сможете забрать с собой. Каждый человек здесь должен стать наставником. Не смущайтесь этого слова, потому что, помогая другим, давая какие-то наставления из сердца, стараясь искренне помочь другому человеку, мы вызываем в Кришне естественную реакцию, молоко отделения. Кришна хочет нам дать молоко-бхакти, потому что Он видит, что мы сначала подвели какого-то теленка и телят много вокруг. Всегда можно найти какого-то теленка, это значит, что мы проповедуем, что мы помогаем другим людям получить это молоко-бхакти. Что мы помогаем людям получить нектар. В этом стихе молоко названо амритой и не случайно, под амритой безусловно имеется в виду сознание Кришны, то состояние сознания, которое, в конце концов, может сделать человека бессмертным, реализовать это состояние бессмертия. Поэтому надо, чтобы нам самим получить амриту или молоко, надо помогать другим людям, получить молоко.
И третье наставление, какое, с чем оно связано было? Зерно. Про зерно мы говорили вчера, что это самскары и нам нужно накопить определенные самскары. Переводя это наставление в язык практических действий, я прошу вас очень серьезно относиться к садхане. Любая садхана, любое действие в преданном служении оставляет след пропорционально тому, насколько серьезно мы относимся к ней. Насколько эти семена будут оставаться в нашей жизни, если мы с полной осознанностью будем это делать. Если человек делает что-то механически, следа практически не остается. Мы не запоминаем большую часть вещей, которую мы делаем в этой жизни только потому, что мы делаем эти поступки механически и поэтому они не оставляют никакого глубокого следа. Но если мы сосредотачиваем свое сознание на том, что мы делаем, понимая, что это нечто в высшей степени важное, то в этот момент мы сажаем семя. И каждый раз, когда мы занимаемся чем-то в служении, будь то киртан или джапа или еще что-то думайте, что я сажаю семена, и урожай будет. Чем больше посажу, тем обильнее будет урожай. Не бойтесь этого делать. И если у вас есть время, посадите еще несколько семян Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Урожай придет, не волнуйтесь, в свой срок.
Великие ачарьи объяснили, что вот мы сажаем урожай. И эта садхана, старайтесь каждый раз, когда вы занимаетесь чем-то связанным с преданным служением, именно этот образ иметь в виду. Я сажаю семена сейчас, и урожай будет приходить. Он уже приходит, он уже сейчас приходит от тех семян, которые мы посадили раньше и какие-то дары мы получаем от этого. Но гораздо больше мы сможем получить, если мы будем правильно, осознанно относиться к преданному служению. И четвертое, сравнение какое? Да, воду, которую нужно отрыть очень глубоко. И это четвертое сравнение, переводя, это в язык практического применения означает, что у каждого человека должен быть наставник. Точно так же как каждый из нас должен кому-то помогать, точно так же каждый из нас должен пользоваться помощью каких-то людей, чтобы отрыть эту воду из-под завалов. Чтобы докопаться глубоко, нужна помощь, это не такая простая вещь. Пару лет назад я был в школе Ванамали и видел как там преданный копал колодец. И он весь там и все глубже и глубже, одного его не хватало, и другие спускались и потом их вынимали с большим трудом оттуда. Нам нужна помощь для того, чтобы докопаться до этого или разгрести завалы, под которыми завалена наша душа. Все эти препятствия убрать и устранить, поэтому нам нужен наставник. И я вчера очень радовался, когда слушал, как преданные говорили об этом, особенно матаджи. Я всегда чувствую себя в неоплатном долгу и очень виноватым за это, потому что я не могу с ними близко общаться. Ну, то есть могу, но обнимать их и так далее, меня не правильно поймут. Не значит, что мне не хочется их поддержать, но есть определенные правила, которым мы все должны следовать. Мне хочется поддержать. Я понимаю, что каждому человеку нужна близость. Каждому человеку нужна какая-то поддержка. Так вот, мы специально здесь, вместе собрались для того, чтобы почувствовать эту поддержку и не сосредотачиваться только на одном человеке. В конце концов, сколько один человек может дать, скольких людей он может поддержать, даже если он очень хочет. Время ограничено. Но надо открыть глаза и увидеть, что рядом с нами есть люди, которые могут нам помочь. И мы нуждаемся в помощи, нужно честно признаться себе в этом, что есть препятствия на нашем пути. Для этого нам нужна помощь. Эту помощь другие готовы дать. Все зависит от нашего искреннего желания обратиться к людям за помощью, чтобы они помогли нам эти препятствия устранить. Это четвертое наставление или четвертое сравнение. И последнее пятое сравнение? Деньги. И последнее пятое сравнение было связано с enterprise удьямана? С неким предпринимательством, в котором заложены деньги. И деньги в данном случае это бхакти или эмоции бхакти, которые мы можем получить. А enterprise или удьямана, предпринимательство наше, оно заключается в том, что мы действуем в высшей степени активно. Что мы не пытаемся просто медитировать, это хорошо, этому есть свое время. У нас есть садхана, когда мы повторяем святое имя. Есть время, когда мы слушаем, изучаем священные писания. Но Шрила Прабхупада был в высшей степени практичным человеком и он хотел, чтобы мы заняли свою энергию. Мы не сможем занять сто процентов своей энергии в садхане, мы еще не находимся на том уровне. И это последнее наставление означает, задействовать в миссии. То, что мы полностью, на сто процентов, так или иначе, стараемся использовать свою энергию для того, чтобы помочь развитию этого движения. Для того чтобы сделать что-то для других. Для того чтобы проповедовать. Для того чтобы распространять книги, заниматься харинамами. Шрила Прабхупада дал нам «Пищу жизни», Шрила Прабхупада дал нам большую миссию. И это наш семейный бизнес. Мы получили от него в наследство семейный бизнес, он объяснил нам, как этим бизнесом заниматься. Он так же объяснил, что деньги придут. Как в физическом смысле, в материальном смысле, если мы будем это делать.
Шрила Прабхупада очень практично организовал наше движение. Так и в духовном смысле, это плата за наше желание сделать что-то для Шрилы Прабхупады обязательно придет. Кришна чувствует себя в высшей степени обязанным, когда мы делаем что-то для Его чистого преданного. И есть еще одна замечательная возможность, сделать что-то для Шрилы Прабхупады. Многое мы делаем: мы распространяем книги, проводим харинамы, проповедуем, проводим публичные программы. Много всего люди делают, но одну вещь мало кто делает. Я очень рад, что среди этой семьи нашей, появляются люди, которые принимают на себя эту сложную миссию. Это формирование каких-то общин живущих на земле, где люди занимаются очень сложным делом. И, в сущности, они переводят сознание Кришны на язык реальных действий. Когда человек живет в некой искусственной среде, а любая городская среда искусственная, то сознание Кришны тоже, в значительной степени, тоже остается искусственным. Есть некая искусственность в городской жизни, в городских удобствах, в городском образе мыслей. В городских отношениях, которые складываются между людьми. Я очень рад, Враджарена прабху он как бы, соединяет этих людей, собирает их. И Радха-чаран прабху, с его общиной, с его несколькими семьями. Вайшнава-дхарма, который сейчас присоединяется к ним и так далее. Они начинают это делать. И это есть наш семейный бизнес, Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы показали людям пример. Это не значит, что все кто живет в городе, должны срываться с места или еще что-то такое. Это нужно делать естественным образом, с каким-то пониманием всей ответственности. Но я очень рад, что это начинается. Потому что потребность в этом есть, причем потребность внутренняя. У любого человека, который живет в искусственной городской среде, в какой-то момент возникает это отторжение той искусственности, той отдаленности от людей. И чем больше город, в котором мы живем, тем искусственней среда. Москва, это очень сложное место, где преданным, чтобы встретится друг с другом, нужно два часа в пробках простоять. Просто, чтобы встретиться или подарить какой-нибудь подарок или что-то сделать. У Адити Дукхаха прабху возникает эта община под Новороссийском. И еще другая вещь, практически не начатая, не початая в нашем движении, это образование для детей. Это тоже очень важная вещь, и тоже Шрила Прабхупада много об этом говорил. Детей, которые рождаются уже у нас с какими-то хорошими самскарами. И очень важно, чтобы у них сохранились эти хорошие самскары. Для них нужно создать свою социальную среду. Это, еще раз, все те вещи, которые Шрила Прабхупада нам дал. Подумайте, что вы можете делать, если эти пять уроков вы унесете с собой. Да, я был очень рад, сегодня Ямини мне рассказала: «Я воспитываю маленького ребенка и сама ничего не могу сделать, но начала группу для мам в сознании Кришны. Мы там играем, об играх говорим для детей, еще что-то такое. Я очень был рад, спасибо большое. Вот эти пять уроков, и если эти пять вещей будут с нами, это значит, что настроение предания себя будет углубляться. И это значит, что связи с другими людьми будут становиться теснее, теснее и теснее. Потому что люди сейчас, в этот век, они страдают от одиночества, страдают от покинутости, отброшенности, от ненужности своей. Оттого, что непонятно зачем вообще все это, зачем все эти сложности. Так же очень рад, что у Мединипати, складывается какая-то община вокруг него, в Барановке, переименованную в Баларамовку. То есть, какое-то начало этому есть. Ну, вот собственно пять вещей, пять уроков. А уже в следующей части этого семинара, я расскажу про то, как задействовать, как сотрудничать с демоническими сторонами свой натуры. Мы, к сожалению, не дошли до этого с вами на протяжении этих нескольких дней, но я думаю обязательно дойдем. Так что, Шринивас прабху, не волнуйтесь, все будет. Все обещанное будет исполнено. Все, спасибо большое. Шрила Прабхупада ки-Джай!