Аннотация:
Мы пришли, чтобы научиться любви и помочь другим обрести любовь. Школа любви.
***
Кто-то уже плачет от расставания. Несколько дней мы провели вместе, и это большая удача, для меня как минимум. Я очень благодарен организаторам этого ретрита за то, что они дали мне эту возможность. Этот ретрит хорош тем. Как и все остальные ретриты Сознания Кришны, что он дает нам новый опыт. Наша жизнь меняется по мере обретения нового опыта. Что бы мы ни встретили в этом мире, чтобы понять это, мы всегда прибегаем к тому опыту, который у нас уже есть. Если мы читаем какую-то книгу, то мы читаем ее, хотя нам кажется, что мы читаем ее как она есть, но на самом деле мы читаем ее сквозь призму опыта, который у нас есть. Мы соотносим все то, что сказано в этой книге с тем реальным, конкретным опытом, ощущениями, которые есть у нас, и, соответственно, понимание того, что написано в книге, очень сильно зависит от того, какой опыт у нас есть.
Есть люди, которые читают «Бхагавад-гиту» и ровным счетом ничего не понимают. Они скользят глазами по тем же самым строчкам, читают те же самые стихи, переводы, те же самые объяснения и ровным счетом не могут никак понять, о чем там идет речь по одной простой причине – потому что у них нет даже маленького опыта того, о чем там говорится. И так как этого опыта нет, то, соответственно, у них нет никакого понимания, они захлопывают в негодовании книгу и кладут ее на полку. И через пятнадцать лет они снимают ту же самую книгу случайно с полки, начинают читать и вдруг они понимают: «Что-то тут есть». Мы знаем этот феномен, он наверняка происходит с нами в жизни. Наше понимание, не только книги, но всех событий в нашей жизни, всего того, что происходит с нами, а наша жизнь – тоже книга, книга, которую пишет Кришна. Наша судьба, наша история – это тоже Кришна… Иногда мы полностью, вообще не понимаем, что с нами происходит, мы не понимаем смысл всего этого. Мы полностью запутались, мы не понимаем, почему с нами произошло это несчастье или другое несчастье или еще что-то такое, но автор этой замечательной книги понимает. И он потихонечку дает нам какой-то другой опыт с тем, чтобы наше понимание углубилось. Кришна – самый поразительный учитель. Он – ади-гуру, изначальный учитель. И все то, что Он делает, Он делает, чтобы научить нас чему-то. Он устроил этот большой мир, и этот большой мир – школа, большая школа, где большая часть из нас остается на второй, третий год. Но, тем не менее, потихоньку-потихоньку, оставаясь на второй, третий год даже самые тупые люди, если они долго остаются в классе, если учитель хороший, то что-то до них доходит. Однако, Кришна не просто устроил этот мир как большую школу, Кришна создал огромное количество священных писаний, и в этих священных писаниях Он пытается объяснить нам для чего создан этот мир, чтоб мы поняли, что происходит с нами. Кришна учит нас, постоянно. Скорость этого обучения, еще раз, очень сильно зависит от того опыта, который мы обретаем. Почему люди так плохо учатся? Почему до них так плохо доходят уроки Кришны? По одной простой причине. Почему ученик плохо учится в школе? Потому что он рассеянный, он не может сосредоточиться на том, чему его учат. Его ум где-то в другом месте. Как Мадхавананда прабху только что сказал, его ум не там, не на тех уроках, которым его пытаются научить. И этот рассеянный ум не позволяет человеку ничего понять, ему приходится проходить снова одни и те же уроки. Просто потому, что он не выучил этот урок.
Мы знаем, что в нашей жизни происходит примерно то же самое с нами. В нашей жизни мы проходим одни и те же уроки снова и снова и снова. Одни и те же ситуации. Мы попадаем, наступаем на те же самые грабли, они бьют нас, мы потираем ушибленный лоб, делаем еще несколько шагов и наступаем на те же самые грабли. По очень простой причине – Кришна нам дает уроки, но мы, глупцы, не берем эти уроки. По как раз этой причине, потому что мы не можем сосредоточиться на том, что дает нам Кришна. И такого рода ретриты, их основная задача в том, чтоб помочь нам сосредоточиться, даже несмотря на то, что мы не хотим сосредотачиваться. Чтобы создать такую ситуацию, в которой наш ум будет погружаться куда-то глубже, в рассказы о Кришне, и, погружаясь глубже, даст нам новый опыт. И когда мы обретем этот новый опыт, то наша жизнь станет другой. Я начал с этого, я сказал, что наша жизнь меняется, восприятие нашей жизни нами меняется по мере того, как мы обретаем какой-то новый опыт. И я очень сильно надеюсь на то, что ваша жизнь никогда не будет прежней. Разумеется, можно было провести эти несколько дней в ожидании прасада, может быть, некоторые из вас пользовались этой возможностью. Но если по-настоящему, как Ватсала прабху в начале сказал: «Деньги-то заплатили, надо же чтоб не напрасно было». Раз деньги заплатили, надо ж как-то, как-то пытаться. Я очень благодарен Ватсале прабху за то, что он провел этот семинар, помогая вам обрести новый опыт, заставляя как-то более глубоко погружаться в то, что вы слушали и думали.
Еще раз, смысл всех этих ретритов только в одном – чтобы наша жизнь поменялась, чтобы наша жизнь приобрела другое качество.
Наука бхакти – самая сложная наука. Как один поэт, он очень хорошо сказал, что убивать очень легко, эксплуатировать других очень легко, любить – очень сложно. Он привел пример – когда Кришна убивает, он пользуется одним пальцем. У Него есть специальный палец, Он поднимает этот палец, Сударшана-чакра начинает вращаться вокруг этого пальца… Вщщщух… Одного пальца достаточно чтоб кого-то убить, проблем нету. Сударшана-чакра – это чакра Его времени, Кришне нужно всего-навсего один палец. Чтоб играть на флейте, Ему нужно десять пальцев, меньше – никак не получается. Иначе говоря, делать, даже для Кришны, убивать легко, любить – очень сложно. Песнь Его флейты – это песнь Его любви и это самая сложная вещь. Самая сложная наука, которая есть – это наука любви. Это очень-очень сложно. И мы здесь все ученики, в этой школе любви, которую открыл Шрила Прабхупада. И кто-то из нас отличник, учится на одни пятерки, как Адити-дукха-ха прабху и Мадхавананда прабху, кто-то хорошист, кто-то, в основном, на троечки учится, кто-то двоечник. Но, так или иначе, мы все пришли сюда для того, чтобы научиться любви. И когда любовь, даже тень любви войдет в наше сердце, наша жизнь станет другой. Люди будут относиться к нам по-другому. Когда у человека есть подлинная любовь, люди тянутся к таким людям, потому что любовь – это энергия Самого Кришны, а Кришна – всепривлекающий. Если у человека есть даже некое подобие любви, он становится в высшей степени привлекательным для всех. Люди хотят быть рядом с ним. Когда у человека нет любви, он сам грустный, он сам печальный, он сам в депрессии все время, и кто хочет быть рядом с человеком, который в депрессии находится? Никто не хочет, все люди убегают от такого человека. Если у человека есть любовь, он счастливый, люди хотят пропитаться этой энергией счастья. Жизнь, иначе говоря, человека, у которого нет любви, он на все обижен, он все время смотрит исподлобья: «Ээээ… Все плохие»…
Я часто рассказываю историю, которая произошла, когда я делал дипломную работу в университете. У нас была толстая, ленивая лаборантка, которая приходила в нашу лабораторию, и она должна была там как-то подготавливать все, помогать, но она сидела, она ставила большую колбу, это любимое развлечение всех лаборанток, на горелку, колба закипала, она заваривала в ней чай, и целыми днями, глядя в окошко, сидела и пила чай. И однажды… Там все эти дипломники, они бегают, что-то им нужно, они торопятся… Она смотрела на них, смотрела, смотрела, смотрела, потом с таким чувством произнесла: «Какие ж все противные». (смех) Она так искренне это произнесла! Я до сих пор помню выражение ее лица, интонацию, с которой она сказала: «Какие ж все противные». Так она… Я очень сильно проникся ее состоянием. Если человек смотрит на этот мир именно с таким взглядом: «Какие все противные», то соответственно люди будут убегать от него. Если он просто смотрит с обидой, через призму каких-то своих проблем на этот мир, никому такие люди не нужны, никто их не любит. Но человек, наделенный даром любви, он сам счастлив, он делает счастливыми других. И мы пришли сюда, чтобы чуть-чуть научиться этой любви и помочь другим обрести любовь.
Как я уже сказал, Шрила Прабхупада, он основал эту школу любви, высшую школу любви. Или как Гоур Говинда Махарадж, учитель Мадхавананды прабху говорил, что мы открыли в Бхуванешваре школу слез, и любой, кто хочет научиться плакать по Кришне, может прийти сюда в эту школу слез и учиться здесь. Мы здесь в этой школе, и Шрила Прабхупада говорит одну очень важную вещь, открывая эту школу. Он заложил в основании этой школы важный принцип. Этот принцип лежит в основании всех традиционных школ в Индии. Когда есть один учитель и у него много-много учеников и старшие ученики учат тех, кто младше, те, кто чуть-чуть младше учат тех, кто еще младше и так далее. Сам Шрила Прабхупада объяснял этот принцип подробнейшим образом. Он говорил, что чтобы учиться как следует каждый ученик должен учить других. Что бы я ни понял в этой школе, даже если это совсем немножко, я должен попытаться научить этому других. Таким образом, один учитель может иметь очень много-много учеников.
Шрила Прабхупада, открывая свою школу, традиционные школы называются толами, тол. Открывая этот свой тол на Западе, он учил нас этому принципу: «Научились чуть-чуть – идите, учите других. Хотя бы чуть-чуть поняли – идите, учите других». И на самом деле это принцип, который так же лежит в основе обучения в школе Кришны. Сам Кришна говорит об этом. Мне хотелось привести этот стих из третей песни «Шримад-Бхагаватам», который связан с семинаром, который я давал, небольшим (Бхаг., 3.9.12)
натипрасидати татхопачитопачараир
арадхитах сура-ганаир хриди баддха-камаих
йат сарва-бхута-дайайасад-алабхйайаико
нана-джанешв авахитах сухрид антар-атма
В этом стихе сами полубоги говорят: «Натипрасидати татхопачитопачараир. Кришна не очень доволен, на ати прасидати, не очень доволен упачита упачараир, когда ему полубоги арадхитах сура-ганаир хриди баддха-камаих, когда полубоги, сура-ганаир, поклоняются Ему, арадхитах, с помощью самых лучших, изысканных вещей, предлагают Ему что-то, дают Ему что-то… Кришна не очень этим доволен. Почему? Хриди баддха-камаих, потому что знает, что у них в сердце находится. В сердце у них – кама. И Он знает, что они поклоняются Ему неискренне, они поклоняются Ему, потому что хотят получить что-то взамен. Такого рода фальшивое поклонение не доставляет никакой радости сердцу. Дальше Он говорит очень важную вещь.
йат сарва-бхута-дайайасад-алабхйайаико
нана-джанешв авахитах сухрид антар-атма
Он говорит, что и эта милость, тут говорится о трех категориях людей. Первая категория людей поклоняется Кришне с этими корыстными желаниями в сердце. Вторая категория людей, полубоги называют их здесь асат, это люди, которые отвернулись от Кришны, которые полностью сосредоточились на чем-то временном, на невечном, ну и, в принципе до какой-то степени эта первая категория, полубоги, которые поклоняются Ему с материальными желаниями, она промежуточная. Есть категория людей, которые полностью сосредоточены на асат, на временном, на невечном. И там говорится йат сарва-бхута-дайайасад-алабхйайаик. Дайа или милость Кришны, которую Он хочет пролить на всех, Он никогда не дает людям, которые сосредоточены на асат, они никогда алабхйа, эти люди, которые сосредоточены на асат, не могут получить эту дайу или милость. Для них она полностью недоступна, закрыта. Эти люди никогда не получат ни какой милости, хотя как бы Он готов дать эту милость всем. Те, кто поклоняются Кришне с материальными желаниями, натипрасидати, Он не очень ими доволен, но в принципе, иногда им перепадают крошки Его милости в виде каких-то материальных подачек. Но там говорится нана-джанешв авахитах хридй антар-атма, но эта милость, она дается людям, которые понимают, что Кришна находится в сердце каждого живого существа. И, понимая, что Кришна находится в сердце каждого живого существа, они испытывают сострадание и пытаются объяснить людям, что милость Кришны с ними, что Кришна находится в их сердце. Иначе говоря, в соответствии с этим стихом, есть единственный человек, или единственная категория людей, которая по-настоящему является сосудом или восприемником милости Кришны, это те, кто пытается проповедовать другим.
Даже если мы поняли что-то совсем небольшое в этой школе любви, наша обязанность – передать это другим, понимая, что Кришна находится в сердце каждого живого существа. И если мы будем делать это, тогда милость Кришны придет к нам. В этом нет никаких сомнений. В этом стихе подчеркивается, только эти люди, эка, только они могут по-настоящему почувствовать милость Кришны. Иначе говоря, что такое милость Кришны? Это способность любить. Наша способность любить будет возрастать в нашем сердце снова и снова и снова, по мере того, все больше и больше и больше, как мы будем участвовать в этой миссии сострадания. Если мы хотим закрепить эти уроки, которые мы получили здесь. Мы получили тут новый опыт, это замечательная вещь, но если мы хотим, чтобы этот опыт остался, очень важно так или иначе хотя бы чуть-чуть поделиться этим опытом. Насколько это возможно, насколько мы можем, попытаться дать этот опыт другим ученикам, понимая, что каждое живое существо, все живые существа, Кришна находится в их сердце. Что нет ни одного живого существа, в котором не было бы Кришны, все связаны с Кришной. Если мы будем глядеть на мир именно таким образом, этот мир, школа Кришны, где мы можем быть проводниками Его милости. Он хочет дать свою милость. Он понимает, что люди отворачиваются от этой милости. Есть люди, чьи сердца практически наполнены материальными желаниями, туда очень сложно эту милость поместить. Есть люди, которые вообще, полностью перевернули свое сердце и задней частью обращаются к милости Кришны. Как если горшок поставить вверх ногами, то туда при всем желании ничего не нальешь. И эти люди, Кришна пытается им дать милость, а они к Нему филейной частью повернулись, повернулись задом. Не воспринимают от Него это все. Но если человек, так или иначе, понимая это, получив хотя бы небольшую милость Кришны в виде новых мыслей, новых ощущений, новых эмоций, новых желаний, желаний сделать что-то, пытается помогать другим людям обрести эту милость, это самый лучший способ того, чтобы милость Кришны всегда была с ним, чтобы он не утратил ее. И если есть смыл нам о чем-то говорить на прощание, так это о том, как не забыть об уроках, которые мы получили. Если мы хотим сохранить эти уроки, то есть один единственный способ.
Как мне вчера рассказывали историю, Тиртха Майи пришла со своим мужем, он дальнобойщик, ездит там, проповедует своим коллегам, дальнобойщикам. Мы знаем, дальнобойщики – не самый благодарный материал для проповеди. Человек, которому он проповедовал, жалуется ему, говорит: «Вот, курить бросил – собака померла. Щас пить брошу – жена, наверно, помрет. А потом что останется? Останется только взять бубен и Харе Кришна петь, ничего другого». (Смех) Могущество милости Шрилы Прахупады. Спасибо вам за эту историю. В любом случае, раз уже другого выхода нет, только бубен, с бубном на улицу и Харе Кришна петь. Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки джай!