Диск 115, л. 4
Аннотация:
Во втором стихе Чайтанья Махапрабху призывает нас задуматься почему мы вкуса святого имени не чувствуем. Мантра вначале находится в спящем состоянии. Человек должен ее разбудить просто повторяя все время. Однако есть одно правило, которое нужно исполнять – анурага – с любовью, с привязанностью. Но, так как мы не можем с любовью повторять, с привязанностью тоже не можем, мы можем повторять с желанием любви или привязанности, умоляя, прося: «У меня нет привязанности, дай мне привязанность».
***
Давайте с вами повторим первый стих «Шикшаштаки».
чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам
намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нийамитах смаране на калах
етадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах
Снова и снова нам нужно думать над смыслом этих стихов. Кришнадас Кавирадж Госвами, рассказывая о втором стихе, каким образом Чайтанья Махапрабху повторял этот второй стих «Шикшаштаки», говорил, что, прославив наму или святое имя в этом стихе, Шри Чайтанья Махапрабху погружался в скорбь. Для бхавы, для санчарьи бхавы04.46 волны на поверхности океана любви. Вишада или шока овладевали его сердцем. Отчаяние и скорбь. И в этом состоянии он произносил второй стих.
намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нийамитах смаране на калах
етадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах
Нам повезло. Господь дал мне возможность соприкоснуться со своим именем. Это великая удача. Сколько людей не знают, что у Бога есть имя. Сколько людей вообще не верят в Бога. А из тех, кто верит, не верят, что у него есть имя. Считают, что имя ограничивает Бога. Сколько людей из тех, кто верит в Бога, верят в то, что у него может быть имя. Не знают этого имени. Не знают, что Бога зовут Кришна, по-домашнему. Не знают. И не может понять это или поверить в это. Всего лишь горстка людей. Кришнаитами называются. Не имеют хоть какое-то представление об этом. Но Чайтанья Махапрабху говорит, но, несмотря на это ихаджани нанурагах. У меня нет никакой привязанности к этому святому имени.
Но Кришнадас Кавирадж сказал это, сказав об этом настроении, которое охватывало Шри Чайтанью Махапрабху, в тот миг, когда он произносил первый стих, говорит, что тот, кто услышит этот второй стих избавиться от шоки и вишабхи. Сам Чайтанья Махапрабху в этом настроении повторял второй стих. А то, кто его услышит и поймет смысл, может навсегда избавиться от горя и отчаянья. Потому что в этом втором стихе заключен огромный секрет. И мы сегодня с вами будет пытаться понять этот секрет или тайну, заключенную во втором стихе. Чтоб навсегда избавиться от горя, скорби и отчаянья.
Давайте вернемся немножечко назад, прежде чем мы попытаемся проникнуть смысл второго стиха. В первом стихе Шри Чайтанья Махапрабху объяснял, что душа наша спит сейчас. Ее накрыли пять одеял невежества, толстых, теплых. Пять оболочек невежества, под которыми похоронена наша душа. И под этим невежеством мы забыли о том, кто я, зачем я, в чем природа моего счастья. Мы пытаемся найти счастье и дом в этом мире.
Две ошибки делает обусловленная душа – вайкунтха грамма и ананда грамма. Вайкунта грамма значит она путает этот мир со своим вечным местом пребывания, думает, что это мой дом. И ананда грамма значит, что я путаю и принимаю материальные наслаждения за блаженство, за счастье. Пытаюсь изо всех сил выжить ананда из мертвой материи, до крови, как собака. Собаки кости любят. Да, знаете? Грызут. Почему им так кость нравиться? Потому что она внутри ранит все, и кровь течет. Они думают: «О, какая сочная кость!» В кости сока нет. Кость – это кость. Они наслаждаются вкусом своей собственной крови.
Шрила Прабхупада тоже смеялся над этими верблюдами, которые колючку любят. Едят колючку и думают: «Ох, какая вкусная колючка!» Это мы с вами верблюды, ослы, здесь собственной кровью наслаждаемся. Пытаемся выжить наслаждение из того места, где его нет. Это вторая роковая ошибка, которую допускает обусловленная душа, находясь в невежестве.
Но Кришна хочет, чтоб мы проснулись. Он хочет, чтоб мы поняли, где наш настоящий дом. И когда мы спит, к какой надо прибегнуть технике? Да, имя наше. Позвать. Говориться, чтоб мы проснулись, надо, чтобы мы услышали звук святого имени. И когда мы слышим звук святого имени, мы бежим на этот звук.
Шрила Прабхупада сказал об этом очень красиво. Однажды он сидел в Австралии или в Майапуре. Он сказал: «Все мои последователи – чистые преданные. Несколько его последователей были перед ним, и один из них 11,00: «Прабхупада, как это может быть. Мы-то знаем, чистые или нечистые. Преданные мы или не преданные. Мы-то знаем, чем мы занимались до того, как мы пришли сюда, знаем какие желания у нас есть».
Прабхупада сказал: «Это все ерунда. Главное, что Вы, услышав звук святого имени, побежали к нему. И все. Оставив все остальное. Это значит, что вы чистые преданные. Все остальное придет потихонечку, само». Главное, что мы вспомнили. Сколько людей слышат святое имя. Они слушают его. Как я иногда выходил в Стокгольме на харинаму. Ближе подходил, чтоб услышать звук святого имени.
И когда мы слышим звук святого имени… Как Индрадьюмна Махарадж рассказывал, что они вышли однажды на харинаму, еще во времена Шрилы Прабхупада в Париже. Встала старуха, француженка, 12.20 высунула язык, чтобы выразить свое отношение к тому, что видит. Но когда мы вспоминаем, когда мы слышим звук святого имени, вместе со звуком святого имени мы сможем вспомнить кто мы, откуда мы, где наша родина, откуда мы родом.
12.50Сегодня Ниранджана Махарадж рассказывал про Ишу, ученицу Шрилы Прабхупады, ей 90 лет с лишним. И ее разбил паралич. Она упала, все забыла. Забыла, как ее зовут, забыла как есть. Все забыла. Когда ей сказали «Ниранджана Свами», она запела: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».
Кто-то закричал: «Джай, Шрила Прабхупада!» Все забыла.
Ниранджана Махарадж рассказывал, что он видел сцену, наблюдал как доктор, терапевт пытался ее вспомнить, спрашивает: «Где ты живешь, где твой дом? Она говорит: «Где? Во Вриндаване, в Чинтамони. Он говорит: «Где, в Чикаго?» «Нет, не в Чикаго. Не в Чикаго мой дом. Во Вриндаване».
И этот танец приходит к нам. Мы как будто бы помним об этом, вспоминаем что-то вместе со звуком имени Кришны. И поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Парам виджайате шри-кришна-санкиртанам. Санкиртана значит совершенный киртан. Самйак киртан. Самйак значит прославление, которое не просто может вернуть нас к Богу, не просто даровать нам освобождение, которое может сделать нас ближе к Богу. Если это имя произноситься в правильном направлении, в правильном настроении. Когда ум полностью поглощается именем.
Шрила Джива Госвами говорит, что есть два киртана. Есть кевало критан15.00, значит чистый киртан. Чистый киртан – это когда я чисто повторяю святое имя. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Конечно, кевало киртан может привести человека на Вайкунтху или в духовный мир, дать ему 15.20 солоки мукти – освобождение на той же планете. Будете жить вместе с Кришной на той же планете. Но, конечно, что этого мало. Есть второй вид киртана 15.40 – снеха самйюкта нам. Если мы произносим то же самое имя с любовью – снеха самьюкта, то тогда мы окажемся рядом с Кришной в тот же миг. Один раз нужно произнести его имя с любовью. Мы очутимся рядом, прямо вместе с ним.
Как когда Яшода рассказывает эту историю про Дамодару. Утром встала и стала взбивать йогурт, делала какие-то свои домашние дела. Хотела, чтобы у Кришны было самое лучшее, свежее масло. Она подумала: «Что это он ворует все время масло? Ему, наверное, не нравиться мое масло». Она стала взбивать масло для него и пела: «Говинда намо даромадарати».16.35 Кришна спал. Кришна был где-то там далеко, непонятно где. Только он услышал это: «Говинда дарати», сразу проснулся и прибежал.
Иначе говоря, это очень важная вещь, когда мы поем имя Кришны, если мы поем его в правильном настроении, если мы произносим имя Кришны в правильном настроении, то Кришна приходит. И естественно, что это само по себе настроение, это тоже милость Кришны. Что даже это настроение, его не так-то просто обрести. Легко сказать: «Пойте имя с любовью». Сейчас начну, конечно. (Смех) Труднее сделать. Но когда,тем не менее, благодаря нашим искренним усилиям. Сегодня мы будем говорить, что мы можем сделать. С любовью сразу мы не можем петь. Не в наших силах. Любовь – это дар, который Кришна нам может дать. Но что-то мы можем делать, чтобы это любовь сошла. Когда она сходит, вместе с ней сходит имя на язык. Когда милость есть, то тогда имя вместе с этой милостью сходит.
Как Махараджа Бали, в Шримат-Бхагаватам» есть эта история о том, как Бхарата влюбился в олененка по недоразумению какому-то. Стал оленем в следующей жизни. Но в жизни оленя он был настроен решительно. Он был тупым оленем, но он знал – я ничего не хочу, я хочу только Кришну. Этот олень совершал аскезы, жил вместе с садху и в норме олени не произносят «Харе Кришна». У них язык устроен по-другому. Они не могут этого делать. Когда этот олень умирал, то в самый последний момент он что сделал? Сказал: «Кришна». Кришна. Почему? Потому что имя пришло у него на язык. Имя самовластно. Оно самодостаточно. Оно может прийти, если оно захочет. Если у него есть милость, то оно приходит на любой язык.
В «Чайтанье-Чаритамрите» есть другая история про то, как Шаранага Сева проявил милость к собаке. Собака увязалась за ним. Шла за ним. И он думает: «Хорошая собака». И когда преданным нужно было переходить, переправляться через реку, он заплатил за эту собаку, чтоб ее в лодку взяли. Больше не хотел брать. Потом собака исчезла. Шаранага Сена места себе не находил, куда она исчезла. Не накормили собаку. Милость преданного. Мы тоже, как собаки, бегаем по этому миру. Шрила Прабхупада решил нас с собой взять. Заплатил за нас лодочнику, чтоб нас переправили на другую сторону. Так или иначе, милость свою беспричинную проявил.
И что потом случилось? Потом Шаранага Сена пришел в Пури и увидел Чайтанью Махапрабху. Чайтанья Махапрабху его устроил, всех устроил, все. На следующий день Шаранага Сена пришел и увидел сцену. Чайтанья Махапрабху кормит собаку. У него в руках кокосы, бросает мякоть кокосовую собаке. Смеется и говорит: «Пой, Рама». И поете — собака запела. Чайтанья Махапрабху кормил ее и говорил: «Эй, пой! Харе Кришна!» Чайтанья Махапрабху смеялся, кормил ее и говорил: «Эй, пой, пой, пой святые имена». И он говорил: «Пой, Хари, Рама, Кришна» А собака пела только «Кришна». Собака при этом говорила: «Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна». И все, больше ее никто не видел. Собака вернулась в духовный мир, потому что милость Чайтаньи Махапрабху.
Иначе говоря, имя – это милость. Даже тень святого имени – нама бхас – подобие святого имени, материальная оболочка имени, которую мы повторяем, это тоже великая милость, которая снизошла на нас. И имя может напоить нас, накормить нашу душу. Потому что мы все голодные тут. Голодные? Все время ищем чего-то, счастья ищем. Скитаемся, потому что душа голодает. Душа, она из чего создана? Да, из любви, из счастья. И, когда ее не питают этим… тело наше создано из пищи. Поэтому, чтобы его поддерживать, что ему нужно каждый день? Каждый день пищу. Точно также душа, она состоит из блаженства, состоит из любви. И если каждый день ее не питать любовью, она голодная. Она не может найти удовлетворение ни в чем, нигде, никак.
Чайтанья Махапрабху в первом стихе, нужно очень хорошо понимать о чем он говорит. Он говорит нам о том, что он сам переживает. Вчера я пытался объяснить эти семь результатов санкиртаны. И какие-то из них мы испытывали на себе. Правильно? Другие, к сожалению, нет. Но это свидетельствует всего-навсего об ограниченности нашего с вами опыта. Он знает, что это такое. И нам нужно принять на веру, что святое имя, в конце концов, все это может нам дать. Как мы слышим – очень ограниченные вещи. Даже животные могут слышать больше. Когда землетрясение какое-то или цунами приближается, животные слышат. Когда было недавно цунами на Шри Ланки в Индии, ни одно животное не погибло. Все заблаговременно ушли на безопасное расстояние. Люди погибли. Почему? Потому что животные слышали.
И когда человек с чистым сознанием слышит «Кришна», он слышит гораздо больше, чем мы с вами слышим. Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна. И Чайтанья Махапрабху говорит, по мере того, как сознание наше будет очищаться в процессе повторения святого имени – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – имя будет постепенно раскрывать себя перед нами. Мы все глубже и глубже больше будем получать от этого, звук будет очищаться и мы будем слышать больше. Потому что, как объясняет Шри Чайтанья Махапрабху, видйа-вадху-дживанам, имя имеет эту способность вселить жизнь в наш опыт. Видья – это знание. И знание – это, по сути дела опыт наш. Правильно? Что мы знаем? Алексей Плутарх знает, как танцевать. У него есть опыт. Теперь, если я встану и что-нибудь сделаю, это будет смешно. Если Виджай Кришна выйдет, будет еще смешнее.
Но, в конце концов, чтоб мы не знали, это то, что Чайтанья Махапрабху говорит в первом стихе, все то, что мы знаем, имеет смысл только тогда, когда во всем этом есть бхакти.
Любой наш опыт, любое наше искусство, любые наши навыки, способности, все остальное, если там нет бхакти – это мертвая вещь. Видйа-вадху-дживанам. Бхакти или любовь любое знание делает ценным. Как это тело, если в нем есть жизнь, оно ценное. Если в нем нет жизни, то, что с ним делают? Наряжают сначала. (Смех) А потом подальше, чтоб не пахло. И точно также знание. Любое знание смердит, если в нем нет бхакти. Что люди делают со знанием? Они получают знание и что в результате этого получается? Знания только вред приносят. Это знание делает их сердце более жестоким. Люди много лет учатся, и это знания приносят вред им и всем остальным. Потому что любое знание мертвое.
И Чайтанья Махапрабху в первом стихе говорит, если вы повторяете святое имя, к вам придет жизнь всего знания. Видйа-вадху-дживанам. Ваше знание или ваш опыт наполниться смыслом. И сердце ваше наполниться любовью. Поэтому так важно повторять Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Кришна дал нам святое имя, чтобы мы помнили что-то. Помнили его, помнили свое предназначение. Для этого святое имя есть. Он открыл его нам. Это имя, оно очень ценное, потому что имя как мы уже говорили вчера не отлично от самого бога, от самого Кришны. У Цветаевой есть стихи. Они про Кришну. Она, правда, не знала об этом.
Имя твое – птица в руке
Имя твое – льдинка на языке
Одно единственное движение губ
Имя твое – пять букв.
Имя твое – птица в руке. Имя живое. Оно пульсирует. Кто-то держал птицу? Она живая, она рвется куда-то. Она не просто мертвая. Она хочет вылететь. Льдинка на языке тает. Мячик, пойманный на лету и леденец во рту. 2953Это ее опыт повторения святого имени.
Чайтанья Махапрабху делиться с нами этим опытом. Он призывает нас к этому. Он говорит, что повторяйте святое имя. Или как Шрила Прабхупада говорит: «Просто продолжайте». Просто продолжайте. Постепенно, постепенно этот опыт будет углубляться.
И в следующем стихе Чайтанья Махапрабху призывает нас задуматься над этим вопросом – почему мы вкуса святого имени не чувствуем. Дурдаивам идришам ихаджани нанурагах.
Он говорит: намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис татрарпита.
Татра значит туда, арпита значит вложил. Намнам акари бахудха. У тебя множество имен. У Кришны множество имен. Ниджа сарва шактис. И все свои энергии – сарва значит все. Кришна ни чего не утаил. Все, что у него есть, все свое богатство, все свое могущество, все свои энергии куда он вложил? Татра арпита. Туда, в эти имена. В эти имена он вложил все, что у него есть.
Как в Библии. Библия начинается с этого описания. О том, как могущественно слово Бога. В Библии говориться – Бог сказал «свет». И что случилось? И стал свет. Бог говорит: «Вода». И что получается. Вода. Мы говорим: «Вода». Ничего не получается. Так?
Это магия звука. Я вчера пытался объяснить разные стадии звука, и на самом высоком уровне звук не отличен от самого объекта. В духовном мире звук и объект полностью сливаются. Это называется паравак. 3219 Это трансцендентная вещь или трансцендентный звук. И когда человек очищается, то его речь, его звук приобретает тоже самое качество. Он говорит: «Свет», и становиться свет. Он говорит: «Будет так». И становиться так.
«Чхандогья упанишад» объясняет, что случается с душой, которая снимает с себя оболочки невежества. Там говориться, что душа обретает восемь качеств. Душа избавляется от греха, от склонности к греху. Никаких склонностей к греху нет. Душа избавляется от старости. Душа избавляется от немощи, от болезни. Душа избавляется от голода, от жажды, если выходит за пределы своей ограниченности. Душа избавляется от горя. Это шесть первых качеств. И два последних сатья кама и сатья санкалпа. Сатья кама значит, что… Кама что такое? Желания, да. Желания. Его желания становятся сатья. Сатья что значит? Истинные желания, приносящие блага. Мы сейчас чего хотим? Асат. Бхактивинод Тхакур говорит, что это один из пороков обусловленной души. Асат кришна – жажда чего? Нереального, чего-то, что не имеет, погоню за иллюзией, за миражом. Асат кришна. Сатья кама значит, что у такой души тоже появляются желания, но эти желания – они сат. Они приносят блага, они приносят блага мне и всем остальным. Они есть истина сама. И сатья санкалпа значит. Что это – сатья санкалпа? Все то, что она хочет. Санкалпа значит желания. Все то, что она хочет, исполняется. Стоит ей что-то пожелать, это сразу же исполнилось. Стоит что-то сказать, любую вещь она скажет, все становиться реальностью, потому что звук, исходящий из ее уст становиться очень могущественным.
Я вчера рассказывал про Амбаришу Прабху. Мне рассказали еще одну любопытную историю про него. Он когда был президентом храма в Тбилиси, и он очень заботился обо всех. И там время было неспокойное, начало девяностых годов, разгромы эти всякие, революционеры и еще кто-то там, политические преграды.
И одна девушка жила в храме, занималась санкиртаной. И не пришла с санкиртаны. Семь часов, восемь часов, девять часов, ее нет. А он не спит, ходит, ждет ее. Десять часов – ее нет. Одиннадцать часов – ее нет. Двенадцать часов – ее нет. Полпервого он слышит, как ключ там скрипит, смотрит, она пришла. Сдержался, в сердцах, говорит: «Я тебя проклинаю. Отныне у тебя будут рождаться только преданные. Все твои дети будут преданные».
Она сначала, когда она услышала «я проклинаю», испугалась страшно. Но когда она услышала проклятие, ей легче немножко стало. У нее сейчас пять детей. Половина с шиками родилась, другая с тилаками. Все дети, поразительно, все дети действительно уже взрослые. Старшему сыну уже довольно много лет. Все преданные. Прям рождались, кто-то с шикой родился, кто-то с тилакой, кто-то еще с какими-то знаками. Почему? Сатья санкалпа.
Когда душа становиться чистой, то ее звук начинает, приобретает необычайную силу, необычайное могущество. Даже в материальном мире звук самая мощная вещь. Правильно? Так? Даже в материальном мире мантры работают. Все революции, они как совершаются? С помощью чего? Лозунга. Лозунг – это что такое? Это мантра. И есть человек, который своей аскезой этот лозунг сделал могущественным. Когда человек помирает и все, лозунг помирает вместе с ним. Мантра померла. Пока Ленин жил – «Да здравствует революция! Все: «А-а!» Когда он помер и все, ничего, все ушло куда-то. Слоганы, лозунги, нота 37.35– тоже мантры какие-то. Они тоже по какой-то парампаре передаются. Всегда есть какая-то своя парампара, по которой…
Но сама по себе, теперь, это материальный звук. Даже материальный звук могущественный. Теперь, в Ведах изначально, мы сейчас вернемся с вами к этому процессу того, как Кришна вкладывает энергии в свои имена. Татрарпита нийамитах смаране на калах. В Ведах объясняется это мантра видья. В Ведах объясняется эта наука произнесения мантр. Там объясняется, как нужно делать, что нужно делать, какие правила нужно совершать. Там говориться, что мантра, если мы просто ее получили вначале, она находится в спящем состоянии. Сута мантра. Спящая мантра. И человек должен ее разбудить. Как ее можно разбудить? Повторяя все время. Ом намо бхагавате васудевайа. Не какую-то мантру, он получил ее для специальной цели. Само слово мантра. У слова мантра есть много переводов или много значений. Одно из них – инструмент ума. Этот инструмент или то приспособление, с помощью которого ум может достичь цели определенной. И мантры, в «Мантра-видье» объясняется, что есть пурашчаранам. Пурашчаранам. Слышали такое слово пурашчарана? Нет. Пурашчаранам – это определенные обряды, аскезы, еще что-то, которые должен человек осуществить, чтобы мантра наполнилась жизнью. Обычно человек получает мантру, но чтобы она зажила, чтобы она получила жизнь, нужно еще соответствующая аскеза.
Как в Индии до сих пор есть люди, которые знают мантры против змей. Заклинания, с помощью которых можно змей приручать. Это особые мантры. Они, так или иначе, с Кришной связаны. С Кришной, который на головах змеи Кали танцует.
Мне рассказывали несколько случаев. Люди, которые знают мантры, если кого-то кусает змея ядовитая, то этому человеку, мне рассказывал человек, с которым это произошло. Он говорит: «Меня укусила кобра». И началось это воспаление, яд. Привезли к врачу меня. Врачи что-то попытались сделать. Ничего не получилось. В конце концов, мне сказали, что есть человек, который мантрами обладает. Ему позвонили. Он сказал: «Да-да, знаю, знаю. Я знаю. Вы там-то живете. Мне уже сообщили». Что он делает? Разные вещи они могут делать. Если человека кусает змея, то он может прочитать мантру и эта змея приползет и высосет этот яд обратно, у него заберет. Потому что змея подчиняется ему. Это совершенно реальная вещь. 41.09 Практически потихонечку уходит, но по-прежнему еще есть люди, которые этим обладают. Или просто он может прочитать мантру и все, эффект яда нейтрализуется.
В аюрведе рассказывается несколько случаев применения мантр. Там говорится, что лечение мантрами – это самая тонкая наука. Хорошие лекарство, они всегда делались вместе с мантрами. Всегда заряжались мантрами. Как сейчас, если вы будете покупать какой-нибудь добур или еще что-нибудь, дай бог, чтобы там вместо омалаки яблоко не положили. Но изначально аюрведические лекарства всегда заряжались мантрами или вибрациями. Мантра – это особый источник информации. И в аюрведе говорится, что мантры особенно эффективны в случае яда, в случае сумасшествия, когда человек одержим какими-то духами, унмала или еще какие-то там, там есть целая квалификация болезней, которые излечиваются исключительно с помощью мантр.
По прежнему есть люди в крестьянских монастырях, которые сумасшедших, изгоняют из них духов или лечат их с помощью этого. Там говориться, что если у человека вожделение слишком сильное, то он тоже с ума может сойти. И тут тоже мантра может помочь, мы даже знаем, какая. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Впрочем, она универсальное приложение 4300, на все случаи жизни помогает. Но в аюрведе специальные мантры от вожделения есть. Рекомендую очень, правда никогда не пробовал, но… И есть специальные мантры от жара, например.
У меня есть один знакомый – аюрведический врач. Он мне рассказал, что все мантры у него в «Шримат-Бхагаватам». Все свои мантры из «Шримат-Бхагаватам» берет. И они действуют. Он говорит, что я много раз пользовался этим, 4338 в десятой песни «Шримат-Бхагаватам» есть описание того, как Кришна сражался с Шивой. Когда Шива защищал Бхаумасуру 43.47. Помните эту историю, да?
Когда Уша украла Анирудху, и Анирудху заточили, Баумасура заточил Анирудху в шритопу 4400 Тоже любопытная история, потому что она имеет символический смысл. Анирудха – это кто? Он человек. Шритопу, знаете как переводится этот город? Его из Двараки украли. Дварака – это вайдья садхана бхакти. А Шамильдапур буквально переводиться как город крови. Крепость крови. Что за город такой? Тело наше. И Бханасура, который держит в заточении, он в этом городе кто? С тысячью рук – это кто? Да, это страдания. Вожделение, ум сначала привлекаются, но это не имеет отношения к нашему рассказу.
Кришна решил спасти Анирудху. И Он вместе с Прадьюмной, со своим войском направился туда. Бханасура сказал: «Защищай этот город», Шиве. И Шива сказал: «Как скажешь. Ты мой преданный. Ради тебя я буду сражаться, чтобы всему миру доказать, что Кришна – Бог». И он выпустил свое оружие – шиваджалу. И там рассказывается какой был Шиваджвару . Шиваджалу был три головы, у него было шесть рук, двенадцать ног и один глаз. Такое жуткое чудовище. Джвара значит что? Жар. И когда лук Шиваджвару вышел, то Кришна кого послал? Вишнуджвару. И они стали сражаться. И Шиваджвару он очень горячий, а Вишнуджвару очень холодный. И Вишнуджвару подул на него. Тот упал и стал молитвы возносить Кришне.
Доктор говорит: «Если эти молитвы прочитать над человеком, у которого жар, жар проходит. Если правильно хорошо прочитать эти молитвы на санскрите, жар уходит, полностью. Попробуйте в следующий раз. Лучше на себе.
Но мантры действует, потому что, в конце концов, все болезни от ума. А мантры – это инструмент ума. Мантра – это формула, которая определенным образом направляет или формирует наш ум. То есть даже на материальном уровне мы можем видеть, как все эти формулы действуют. Грубые результаты получаются в виде революции, еще чего-то, с помощью мантр. Более тонкие результаты приходят, потому что человек исправляет свой ум.
Как Шачинандана Махарадж рассказывал про какой-то эксперимент, людям давали таблетки. У людей была кровоточащая язва, которая трансформировалась в рак. Взяли большую группу этих людей и стали их кормить мелом, 4740 и стали говорит, что это самое лучшее лекарство, просто полностью все излечивает. Вам повезло. Вас бесплатно, вас выбрали для этого. 95 процентов вылечились. Почему? Ум, мантры. Так?
Но это все в сторону. Так или иначе. Что мы тут имеем? Кришна говорит, а вернее Чайтанья Махапрабху говорит: «намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис татрарпита нийамитах смаране на калах». Ты вложил все Свои энергии, все Свои шакти в эти имена.
И давайте мы с вами подумаем, что это значит. Я уже говорил, что имя Кришны не отлично от самого Кришны. И духовные вещи в отличие от материальных не ограниченны пространством и временем. На духовные вещи пространство не распространяет свои ограничения. Духовный предмет может одновременно быть в разных местах. Один и тот же.
Как Нарада, когда пришел в Двараку, он стал ходить из дворца во дворец. И Кришна сидит, в шахматы играет, пошел в другой дворец, Кришна тот же самый с детьми там резвиться, там чем-то занимается. В третий дворец пошел – опять Кришна. Он подумал: «Что, Кришна так быстро бегает что ли? Обгоняет меня». Нет. Кришна везде. Кришна, на Него пространство не влияет. И поэтому, когда мы произносим мантру, то Кришна есть там, Кришна есть в этом звуке, полностью.
Есть эта история про то, как Брахма объявил Олимпийские игры, соревнования. Собрал всех полубогов и сказал: «Тот, кто быстрее всех облетит всю Вселенную, тому мы будем поклоняться первому». Мы сделаем агра пуджу.
И Ганеш, у всех полубогов есть свои носители, машины, самолеты. А у Ганеша мышь. Ганеш большой и толстый, сам неповоротливый и у него мышь. Пошел тоже туда и мышь, и он ее подгоняет. Ковыляет кое-как. Нарада ему навтречу. Ганеш плачет, плачет, плачет. Нарада говорит: «Ты что плачешь, Ганеш?» Говорит: «Ну как что. Мы соревнуемся тут. Я на мыши, надо всю Вселенную облететь».
Нарада говорит: «Я тебя научу. Я тебе совет дам. Идем. И не надо тебе никакую Вселенную облетать. Идем. Идем к Брахме, вернемся». 5100
Брахма сидит, ждет, когда все облетят. Ганеша возвращается. Брахма у него спрашивает: «Ты что, уже всю Вселенную облетел?» Нет, нет. Нарада мне сказал сюда прийти. Они нарисовали имя «Кришна» и Нарада ему говорит: «Семь раз обойди вокруг него. Ганеша на своей мыши семь раз обошел. Все остальные потихонечку стали собираться. Нарада уже готов, то есть Брахма уже готов объявить победителя.
Когда он собрался, Нарада говорит: «Постой, постой, постой. Брахма, ты же отец всего ведического знания. В Ведах что написано? Что имя Бога не отлично от самого Бога. Бинатвам нама намине 5156 В Ведах говорится, что имя и Бог не отличны на самом деле. Я объявляю, что первым обошел всю Вселенную Ганеша. И не просто всю Вселенную. Он, во-первых, ее семь раз обошел. А во-вторых, не одну вселенную, а все вселенные. Потому что из пор Вишну множество вселенных исходит. Он все это обошел. Семь раз. Пока эти с трудом одну вселенную обежали. Он победил.
Татрарпита нийамитах смаране на калах. Он вложил все Свои имена, все Свои энергии в имя святое. И что самое удивительное. Давайте с вами подумаем над этим самым удивительным событием, которое с нами случилось тоже. Что энергии, которые Он вложил в имя, позволяет человеку непосредственно видеть Кришну. В одиннадцатой песни «Шримат-Бхагаватам» объясняется, что человек, который… Кришна сам говорит об этом: 5220 «эвам вратах сваприя нама критья джатам урага дхрута чита». Когда человек с анурагой, с привязанностью повторяет святое имя, тогда он делает это с любовью. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Дхрута чита – его сердце начинает плавиться. Его сердце начинает растекаться. И в этом сердце он начинает видеть игры Кришны. Он вдруг видит Кришну. Как телевизор духовный. Кришна вдруг начинает играть там. Он видит, Кришна идет, Кришна ползет, Кришна крадется, заходит в кладовку, оглядывается по сторонам и видит не видит. Он видит эти лилы. Там камера установлена. Преданный сердцем своим начинает видеть все это. Он видит гопи идут, закричали: «Держи вора, держи вора, держи вора». Кришна улепетывает. И в этом стихе из одиннадцатой песни «Шримат-Бхагаватам» говорится, сердце его плавиться и преданный что начинает делать? То хохотать, то плакать. Когда он видит, как Кришну ловят, он хохочет. И все думают: «С ума сошел». А он видит комедию у себя в сердце, самую лучшую. Кришна убежал, Кришны нет, он что начинает делать? Плачет.
На самом деле реальный опыт, опыт жизни преданных, когда они видели все эти лилы в своем сердце. Тогда сердце становится абсолютно чистым. Оно обретает эту способность отражать лилы Кришны.
И дальше нийамитах смаране на калах, вложил все эти энергии и никаких правил при этом не сказал – нийамитах смаране на калах. Смаране нийамитах на калах. Смаране на калах нийамитах. Это значит, что никаких правил дополнительно не дано. Человек может делать это в любое время, человек может делать это в любом состоянии, человек может делать это в любом направлении.
Если взять другие процессы, то там все очень строго регламентировано. Если я сижу не в том направлении, повторяю мантру какую-то особую там, не будет работать. Потому что особым образом энергия должна соединяться с этим. Если я лежа повторяю мантру, не будет работать. Если я одет не так, работать не будет. В жертвоприношении описываются подробнейшим образом все эти мельчайшие правила. Если я хотя бы одно нарушил, ничего работать не будет.
Чайтанья Махапрабху говорит: «Никаких правил нет при памятовании святого имени Господа. Смаране. Смаране на калах нийамитах. Никаких строгих правил при памятовании нет. Когда мы повторяем на четках, правила есть. Иногда мы думаем, что никаких правил нет. Но четки нельзя в туалет носить. Можно в туалете святое имя повторять? Не рекомендуется. Смаране. Помнить можно, помнить нужно. Для каких-то других вещей, для киртана есть какие-то элементарные, небольшие, простые правила. Но так Кришна сделал все максимально просто.
Однако есть одно правило, которое нужно исполнять – анурага. Как я должен делать? Как я должен произносить святое имена. С любовью, с привязанностью. И так как я уже сказал, мы не можем с любовью повторять, как мы можем повторять? С любовью не можем. Как можем? С привязанностью тоже не можем. Нет привязанности. Ну нет привязанности. Как мы можем? Мы можем повторять с желанием любви или привязанности. Чтобы в этом имени молитва о том, чтобы любовь или привязанность была.
Почему Кришна Кавирадж говорит: «В этом секрет этого стиха. Тот, кто услышит этот стих, тот все поймет». Как я должен повторять святое имя. Да, умоляя, прося: «Дай мне привязанность». Не просто повторять. Прося: «У меня нет привязанности, дай мне привязанность». Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. 2 раза. Это то, что нам доступно. Молить мы можем. Просить мы можем. Все знают, как просить? Знают, как просить, да? Это то, чего мы можем и что мы должны у Кришны просить. Нет у меня сейчас привязанности, дай мне, пожалуйста, привязанность. И тогда, если мы будем просить у Кришны эту привязанность, он, в конце концов, эту привязанность даст. И это значит безоскорбительное повторение