Сочи (05.05.2009 г.) Ведическая психология 2

Диск 116, л. 3

Аннотация: Смысл и цель ведической психологии – умение властвовать собой. Этот мир имеет информационную природу, все остальное – это следствие. Наш ум имеет 4 функции: первая – чита –  через нее происходит восприятие мира  через впечатления, которые хранятся в нашем уме (чите). Создается тонкий материальный носитель этого сознания, и сознание в материальном мире проявляется как информация. Любовь – это наше естественное положение, дает чите возможность сосредотачиваться. С помощью сосредоточенности человек выходит в информационную сферу.  Вторая функция – аханкара (ложного эго) – через эту функцию происходит формирование отношений с этим миром.

  1. История про Калидаса, как он стал великим поэтом.
  2. Реальная история, буддистская, любопытная, которая произошла в одном монастыре, высоко в горах Тибета
  3. Как я ходил к астрологу, Бригу.

1. Душа это сознание и у души есть сознание. Правильно ли я понимаю, что есть сознание – это и есть эго? 2. Свойства любого объекта можно узнать в сосредоточенности. Но получается, что это механический процесс, то есть я сосредотачиваюсь и начинаю получать знание обо всем что хочу? 3. Насколько это экологично? (считывать информацию, которая обычно не доступна) 4. Правильно ли я понимаю, что когда мы говорим терапевт – это я, психолог — это я, что самое глубокое понимание клиента, понимание того, что с ним происходит, есть тогда, когда терапевт любит? 5.У чистой души есть точно такой же механизм: чита, аханкара, эго? 6. Где тогда переключение происходит? Как чистое сознание чита, почему оно становится оскверненным? 7. Когда человек совершает, к примеру, какой-то греховный поступок, чувственное наслаждение или еще что-то, у него отпечатывается это наслаждение. Но мы также знаем, что оно садит с собой не семя греха, а возникает разочарование или же это тоже определенная самскара. От чего зависит, побеждая разочарования от этих наслаждений или сам вкус от этих наслаждений? 8. То есть, похоже, что если самскара от наслаждения, и от какой-то реакции внутри растёт, то может сильный конфликт произойти? 9. Сосредоточенность ума, можно как я понимаю, объяснить с помощью слова шрадха? Как говорил один из мудрецов: «Шрадха – это то, куда ты отдаешь свое сердце». Как Враджендра кумар говорил в своей лекции: «Шрадха еще одно из переводов – это то, куда ты отдаешь свое сердце». 10. То есть это сосредоточенность, куда ты свое сердце отдаешь?  11. Мне не хватило еще одного элемента в вашем объяснении. Вы сказали важную вещь из Йога-сутры, что когда Панджали муни говорит, что сосредоточенности можно достичь разными способами, в силу реализации своей природы. 12. Да, это принцип того, что я занимаюсь своим делом, то, чему уму нравится заниматься. То есть так сознание выходит на более высокий уровень. Но мне не хватило элемента, зачем выходить на этот высокий уровень. Иначе говоря, с точки зрения Абсолютной цели, зачем это нужно?

 ***

Вчера мы начали говорить немного о фундаментальных принципах ведической психологии. Сегодня мы продолжим свой рассказ.

Смысл этого объяснения в том, чтобы научиться видеть какие-то вещи в себе, в своей психике, в своем сознании. И понимать что хорошее, что правильное, что не правильное. И постепенно таким образом учиться управлять своим умом.

Обычно люди говорят, что нужно следовать за своим сердцем. Но, как правило, люди не знают, что такое сердце и что значит следовать за своим сердцем. Это new age философия, которая, в конце концов, приводит к какой-то вседозволенности, еще к чему-то. Не насилуя себя, надо себя любить, но надо понимать что такое, значит любить себя. Значит, любить Кришну, который в моем сердце находится. Бога, который хочет от меня чего-то. И собственно этому посвящен наш семинар, каким образом понять себя. И поняв себя лучше обрести гармонию, счастье, здоровье, равновесие.

Мы будем повторять одну Гаятри-мантру вместе все. Хотя Гаятри-мантры повторяются про себя, мы будем вслух повторять. Эта мантра, которую Нарада Муни открыл Вйасадеве. Мы знаем, что в первой песне «Шримад-Бхагаватам» рассказывается эта история как Нарада пришел к Вйасадеве. Нарада – его духовный учитель. И в момент этой беседы он дал ему посвящение. Духовный учитель раскрывает знание в сердце человека через звук, через мантру. И мы все вместе будем повторять эту мантру.

ом намо бхагавате тубхйам

васудевайа дхимахи

прадйумнайанируддхайа

намах санкаршанайа ча

(Бхаг., 1.5.37)

Это – Гаятри-мантра, посвященная Васудеве, Санкаршане, Прадйумне и Анирудхе. Я, может быть, попозже немножко расскажу смысл этой мантры. Но пока мы продолжим нашу вчерашнюю тему.

Смысл и цель ведической психологии научиться властвовать над собой. И властвовать над собой – значит победить какие-то пороки свои. Это то определение, которое я дал вчера. Есть дама и есть мада. Мада – значит безумие или гордыня. И мада проявляется различными способами. Умение властвовать собой – значит, умение избавиться от этих тенденций, которые естественным образом у каждого проявляются, начиная с тенденции ко лжи. Никто нас не учил обманывать. Никто нас не учил говорить плохо о других. Никто нас не учил пренебрегать своими обязанностями. Все это естественные свойства необузданного ума. И обуздать свой ум – значит поставить под контроль эти тенденции человека, которые у нас сами собой будут проявляться. Это одно определение властвования собой. А по сути дела властвовать собой – значит доводить до сознания все то, что происходит. Появилась у меня зависть – не давать ей хода. Появилось у меня желание причинить кому-то боль, или еще что-то такое. Все это будет. В уме эти импульсы будут появляться. Но властвовать собой – значит довести это до сознания. Карл Юнг – великий психолог, один из основоположников науки психологии очень хорошую вещь сказал: «Все то, что мы не доводим до своего сознания, входит в нашу жизнь как судьба». Или карма. Именно из-за своей несознательности мы становимся игрушкой в руках судьбы. Некая более высокая сила начинает двигать нами. Поэтому так важно по-настоящему владеть собой. Это то, ради чего мы появились на свет. Овладеть собой – значит выйти за пределы ума, выйти за пределы кармической обусловленности в том числе, за пределы своей кармы. Потому что карма – это механизм программирования нашего ума. И в соответствии с философией кармы говорится, что примерно на восемьдесят процентов мы с вами запрограммированы. Но у нас остается в нормальном обусловленном состоянии человека двадцать процентов свободы, восемьдесят процентов – автоматизма. То, что мы принесли с собой в результате своих предыдущих действий и то, что сформировало нас в виде окружения. Но эти двадцать процентов можно взять и расширять, степень свободы надо расширять. Двадцать процентов – это большой процент на самом деле. И смысл человеческой жизни в том, чтобы эту степень свободы увеличить, доводя все до своего сознания или уходя из какой-то механической сферы.

Вчера мне задали вопрос относительно того где этот баланс между обузданием себя и подавлением своей природы. Кришна хорошо объясняет этот баланс, или механизм работы со своим умом, в одиннадцатой песне «Шримад-Бхагаватам», где он сравнивает работу с умом с искусством объезжания лошадей. Он говорит: «Когда мы объезжаем лошадь, нужно быть очень осторожным, особенно если лошадь дикая». Если слишком сильно натянуть удела, то лошадь взбрыкнет и сбросит нас. Если отпустить удела, то – унесет и тоже сбросит, в конце концов. Что надо делать, когда мы объезжаем лошадь? Натянуть ровно на столько, насколько можно. А потом чувствуем, что слишком сложно и чуть-чуть отпустить. Потом опять натянуть чуть-чуть больше, потом опять чуть-чуть отпустить, если чувствуем, что уже пережали. Тут нет какой-то стандартной формулы этого баланса. Человек должен чувствовать и понимать очень хорошо, наблюдать за тем, что происходит. И понимать, что нельзя пережимать свой ум, ни в коем случае – взбрыкнет! Любые попытки слишком скоро достичь этого состояния полностью обузданного ума они не приводят к успеху, потому что они тоже, в конце концов, на ложном эго основаны. Я крутой йог, сейчас я всем покажу. Это формула и каждый человек должен внимательно следить, когда мы даем советы другим, тоже нужно этой формуле следовать. Должен быть грамотный, человеческий баланс. Но смысл в том, что натягивать нужно, чтобы мы поняли, нужно натянуть до предела, до какого-то, потом отпустить. Лучше чуть-чуть пережать, чем недожать. В уме всегда должен быть свежий вызов, мы не должны расслаблять слишком сильно свой ум. Чуть-чуть можно слабинку давать, но для того чтобы понять когда можно давать нужно сильно натянуть сначала. И в этом смысл садханы.

Я вчера говорил, что есть 2 вещи абйаса или садхана и вайрагйа. Йоги объясняют, что птица не может лететь на одном крыле. Может птица на одном крыле летать, нет не может, два крыла нужно. Чтобы йог шел вперед нужно две этих вещи: абйаса и вайрагйа. Одной никогда не хватит. То есть попытки обуздывать себя и одновременно позитивная практика, которая приносит нам позитивный опыт духовного самосознания.

Первое, что мне хотелось сказать сегодня и в продолжение того. Самый первый шаг, который человек делает на пути обуздания себя. Он учится наблюдать. Поэтому «Бхагават-гита» начинается с того, что Кришна говорит Арджуне: «Посмотри на всех собравшихся здесь». Пашйа – взгляни на всех этих сыновей Дхритараштры, дхартараштранам  будхе, на всех этих злокозненных, злонамеренных сыновей Дхритараштры. Мы должны учиться видеть, наблюдать, замечать и соответственно этому посвящен семинар. Смысл семинара – дать нам возможность видеть или замечать. Мы не увидим до тех пор, пока нам не скажут. Очень сильно наша способность видеть связана со способностью слышать. Пока мы не услышим какие, например, бабочки бывают, мы не увидим их. Чтобы видеть – нужно сначала услышать. Сегодня мы будем соответственно учиться видеть через слушание.

Мы начнем с описания этих четырех функций сознания. Аюрведа объясняет, что ум – авйакта. (??? 15.02) Аюрведа относит ум к категории авйакты, то есть не проявленных вещей. Мы не можем непосредственно увидеть ум. Видел кто-нибудь свой ум? Видел как он выглядит? Но можно увидеть ум по его внешним проявлениям, по его функциям. И поэтому аюрведасанкхйа, философия Господа Капилы, описывается в третьей песне «Шримад-Бхагаватам».

Санкхйа описывает четыре функции ума, которые мы должны научиться различать, видеть, хорошо понимать и понимать каким образом наш механизм функционирует. Механизм, который дал нам Кришна. И эти четыре функции – его четыре энергии. Эти четыре функции, какие? Чита – первая. Чита или мое обусловленное сознание – это все механизм, хотя само слово чита происходит от какого слова? Чит, значит – сознание. Но речь идет о материальном механизме, о компьютере, который нам дан. И собственно эту метафору компьютера я буду много, много раз использовать в процессе объяснения. Чита – мое обусловленное сознание или память моя, которая хранит все впечатления из этой жизни, из многих предыдущих жизней.

Вторая какая функция? Аханкара. Есть порядок: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха. И этот порядок очень важно соблюдать, он имеет большой смысл. Вторая функция – это аханкара или ложное эго. Узел, который связывает душу с материей. Этот механизм собственно является механизмом проекции сознания души на материю. Сейчас наше тело сознает, то есть если его ущипнуть, то мы будем чувствовать это. И сознание души, которая трансцендентна по отношению к телу, находится за ним, через тонкий механизм, механизм тонкого тела, проецируется сюда. И аханкара – очень важный существенный элемент отождествления себя с материей. Отождествления души, частицы духа, искорки духа с материей. Это аханкара.

Будхи. Что такое будхи? Да, обычно мы переводим как разум. Будхи – это есть два аспекта нашего ума. Есть сознание в целом – чита, есть аханкара или тонкая структура, которая формирует наше я или наше эго. И об этих двух аспектах сознания мы сегодня будем в основном говорить. Будхи – это внутренний разум. Есть внешний разум или ум – манос, который непосредственно соприкасается с материальным миром. Иногда я буду называть его эмоциональным умом, при этом имеется в виду просто эмоции как таковые. Но правильное определение того и другого одно – это внутренний ум, который непосредственно связан с читой и с памятью хранящейся в ней, а другое – это внешний ум. Ум, который непосредственно принимает информацию, приходящую к нам из внешнего мира через органы чувств. В этом разница между маносом и будхи, там много других следствий, но для начала мы дадим именно такое определение.

Это четыре функции сознания и через секунду мы поймем их еще глубже, как они проявляются. Надо очень хорошо понимать, что механизм только что описанный мной, состоящий из этих четырех аспектов. Четвертый манос – анирудха. Механизм, который описан – это механизм восприятия мира. И четыре вещи, которые всегда участвуют в нашем восприятии внешнего мира и в интерпретации информации, которая к нам поступает. Разница в умах людей заключается именно в этом, в том, что этот механизм у них немножечко разный, соответственно два разных человека одни и те же вещи видят по-разному, реагируют на них по-разному. Интерпретируют внутренне для себя по-разному. Это ясно проявляется в семейной жизни. Два человека, рядом, одно и то же с ними происходит, даже фильм такой снят был французский. Одна и та же история сначала показана глазами мужа, потом глазами жены. И совершенно разные вещи видят люди. И поэтому смысл духовной практики, в чем заключается? В том, чтобы для начала привести в норму этот аппарат восприятия мира, сделать его как можно более здоровым и чистым. Потому что через это мы смотрим на мир, мы даже мир то толком не можем воспринимать, он искаженным у нас появляется. Если очки наши засалены или еще что-то. Но мы видим это и мы не можем по-другому видеть. Для нас это истина. Мы видим это определенным образом. И чем более органично, правильней работает этот аппарат, чем он лучше настроен, чище, яснее, тем соответственно лучше человек. И тем он в большей степени подчиняется нам. Поэтому первый принцип очищать свое сознание. С чего Чайтаньа Махапрабху начинает описание нашего путешествия в духовный мир?

Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам

 (Шикшаштака, 1)

Первый шаг – очистить зеркало своего ума, то через призму чего мы смотрим на этот мир.

И сейчас мы яснее поймем эти четыре функции сознания, потому что они проявляются в каждом единичном акте восприятия этого мира. Постоянно все эти четыре функции действуют. Но для начала, чтобы яснее их понять, давайте вспомним нечто, событие, которое недавно с нами произошло – это то, как мы просыпаемся утром.

Веды объясняют, что все по одному лекалу построено здесь. И сотворение мира оно подобно, в каком-то смысле тому, что происходит с нами каждое утро. Говорится, что творец этого мира – Брахма, он просыпается и когда он проснулся, соответственно мир возникает. Мир – это его творение. И наш мир тоже: мы каждый раз его воссоздаем, когда просыпаемся рано утром. Давайте вспомним этот тонкий и очень деликатный процесс.

Что происходит с нами сначала, как только мы проснулись? Что мы чувствуем? Как только мы проснулись, появляется ощущение, какое?

—          Сожаление (смех).

Первое ощущение, которое в нашем сознании просыпается – это есть. Даже еще не я – есть, а существую, правильно? Только-только сознание проснулось, сознание значит – существую. И это функция читы. Чита – это сознание или способность нас осознавать свое бытие, способность чувствовать этот факт. Материя не обладает этим сознанием, хотя говорится, что сознание даже в материи есть в какой-то степени, но сознание прежде всего наличие души означает этот факт существования. Следом за этим ощущением «существую» что появляется?

— Я, я существую, появляется это я. Его в начале в короткий миг какая-то доля миллисекунды еще этого я нет, но сразу же за тем оно появляется.

Дальше у нас возникает я. Я хочу и я знаю, я существую – транслируется дальше в нашем сознании в это понимание. Я  существую – значит существовать, значит хотеть. Смысл существования в том, чтобы хотеть чего-то, знать что-то, понимать что-то, любить что-то или не любить что-то. И это функция ума – маноса. (???25.40) Я – хочу! Нет, не будхи! И дальше следом за этим «я хочу», то есть у меня уже сформировалось это эго. Из эго следует понимание того, что я хочу, что мне нравится и что мне не нравится. И следом за этим: я – действую. Начинается деятельность. В этот момент. И действовать по-разному можно. Кто-то говорит: «Я – существую, я – хочу. Что хочу? Спать хочу!» (смех). И соответственно я начинаю действовать – спать дальше. В конечном счете – это функция разума. Ум говорит: «Спать!». Разум говорит: «Хорошо, спи!» (смех). Засыпаем, мы четверо: засыпаем (смех). Но в какой-то момент нам все равно приходится вставать и будхи начинает говорить: «Я – действую!».

Это четыре функции сознания и точно так же эти четыре функции проявляются в каждом единичном акте восприятия чего-то. Когда мы смотрим на что-то, что-то попадает в поле нашего зрения или внимания, на чем-то сосредотачивается – мы видим не все, мы видим только то, на чем сосредотачивается наше сознание, так много всего. На чем-то оно сосредоточилось и сразу же в этот момент четыре функции одна за другой последовательно включаются. Например, мы видим компьютер. И первое – это то, что философия санкхйи называет нирвикальпйа пратйакшей. (??? 27.55) Нирвикальпйа пратйакша – значит недеференцированное восприятие. Я воспринимаю это как нечто попавшее в поле моего зрения или в поле моего сознания, в поле моего восприятия. Это может быть что угодно, это может быть звук, это может быть касание, может быть какой-то образ, который попал. Так или иначе когда мой ум соединяется с этим ощущением, то первое – это нирвикальпйа пратйакша. И Нирвикальпйа пратйакша означает, что что-то попало в мою читу. Чита – очень подвижная вещь. И она в первый момент принимает образ того, что я увидел. И после этого, а мы же не воспринимаем реальности, душа не может видеть реальность непосредственно. Что мы видим?

—          Отражение.

Да, отражение реальности. Мы видим отражение реальности в зеркале своего ума. Мы зеркальце свое направили, и что-то отразилось, мы это увидели. И это первый акт – это нирвикальпйа пратйакша.

И сразу же – чита, я сразу дам определение, хоть и собирался чуть попозже о ней рассказывать. Чита – это хранилище всех самскар или всех впечатлений, причем там есть два отдела. Есть отдел очень глубокого подсознания и есть отдел более поверхностный, более доступной нам памяти. И в этой памяти хранятся все впечатления. И впечатления эти очень хорошо заиндексированы. Там есть очень хороший serch engin – поисковая система. Как только что-то попадает в поле моего сознания или в поле моего зрения: первый акт действия чита – она принимает эту форму и соответственно это называется нирвикальпйа пратйакша. Но нирвикальпйа пратйакша сразу же меняется на савикальпйа пратйакша. (31,15) Савикальпйа пратйакша означает, что я воспринимаю то, что я увидел в соответствии с теми впечатлениями, которые у меня уже там есть. Файлы открываются и появляются результаты поиска. Пять тысяч восемьсот тридцать семь предыдущих впечатлений такого вида – это значит то!

Как вчера в комнате у меня пакет лежал и Варшан туда заглянул, говорит: «Я на кухню это отнесу». Там манго лежало, большое, красивое манго. Но так как он манго никогда не видел в жизни, то соответственно чита ему выдала – картошка, заграничная картошка (смех), большая желтая. Это результат поиска неправильный.

Это первое, дальше следом за этим происходит что? Включается аханкара. Сначала когда мы что то видим, сначала нирвикальпйа пратйакша (??? 31.35), потом савикальпйа пратйакша. Мы каким-то образом это соотнесли с тем, что у нас уже есть, предыдущими впечатлениями. Дальше идет соотнесение этого со мной, какое это имеет ко мне отношение. Аханкара включается. Я, потому что я – значит: все то, что я вижу должно иметь ко мне какое-то отношение. И я сразу же определяю имеет ли это ко мне какое то отношение или нет. И если это имеет ко мне какое-то отношение, включаются следующие функции. Если не имеет отношения, сознание ищет что то, что имеет. Наша аханкара все время ищет здесь что-то, что так или иначе к нам имеет непосредственное отношение. Например, женщина идет мимо магазина, где продают рыболовные принадлежности. Сразу же нирвикальпйа пратйакша, савикальпйа пратйакша (??? 32.41) и потом аханкара: нет, ко мне никакого отношения не имеет (смех). Или мужчина идет мимо магазина женского платья: он не увидит. Два существа будут рядом идти: и один будет восхищаться, а другой не будет видеть это. И следом за этим включается манос. После того, как я соотнес это с собой: манос – значит хочу, не хочу; нравится, не нравится; люблю, не люблю. Включается эта функция. Я соотнес это с собой и сразу же ум кричит: «Хочу!». Женщина увидела платье и ум кричит: «Хочу!». И вслед за этим должен включиться разум. И разум что делает? Спрашивает: «И тебе это нужно?» (смех). Разум смотрит, сколько стоит и соответственно оценивает и говорит: «А, не нужно!» или «Нужно!».

Это четыре функции сознания, которые практически все время действуют. Через эти четыре функции мы мир воспринимаем. Почувствовали, как мы видим мир в теле? Что мы не просто нейтрально его видим, мы видим мир через эти четыре функции сознания. И чем лучше мы будем понимать, как это все функционирует, тем проще нам будет управлять всем этим.

Давайте чуть подробнее поговорим о чите, потому что это важная вещь. Читой управляет Васудев. (??? 34.49) И это очень важно, потому что Васудев что значит? Васудев – от глагольного корня вас, вас – значит жить, существовать. Васудев – значит вездесущий, тот, кто присутствует повсюду. Васудев – тот, кто существует всюду, тот же смысл, что у слова Вишну. Вишну – значит буквально: тот, кто вошел во все. Вишате (??? 35,29) Васудев – значит: тот, кто есть, находится, присутствует всюду.  Я уже сказал: «Васудев – это Бог сам». Бог или эти аспекты одно личности Бога они проявляются, в том числе в материи, потому что материя от него изошла. И чита – это первый материальный элемент, который создается здесь. По-другому она называется Маха Таттва (??? 36.07). Чита – значит Маха Таттва. Маха Таттва – это вселенский аналог микрокосмического элемента чита. В своем микрокосмо махат – это чита.

Первое, что создается, когда возникает этот мир, — это информационная матрица или информационная среда. Весь этот мир имеет информационную природу, все остальное – это уже следующие вещи. Как скажем в компьютере основная суть – это носители информации, сначала нужно создать носитель информации, матрицу. И Махат Таттва, которая у меня проявляется как чита – это вселенская матрица, вселенская информационная среда или по-другому – это большой жесткий диск. Большая вещь, на которую информация наносится, хранилище информации.

Потому что душа проявляет главное качество, так этот мир создан для души. Главное качество души – сознание. Суть сознания в том, чтобы знать. Чит – значит знать, осознавать. Создается тонкий материальный носитель этого сознания, и сознание в материальном мире проявляется как информация. Знание проявляется как информация. И люди часто путают это. Но информация – это нечто материальное, механическое. Сознание, оно всегда духовное, живое. Здесь в материальном мире естественным образом происходит эта путаница между сознанием и информацией как таковой. И это не случайно происходит, потому что сначала сознается эта информационная матрица всего мира. Вернадский называл ее ноосфера. Это то, в чем вся информация сохраняется и то, что переносит наше сознание, душу. «Бхагават-гита» объясняет, что когда душа переселяется из тела в тело, то она берет с собой это тонкое тело или информационную библиотеку – то, что она накопила. И в этом смысле чита, я уже сказал что-то вроде жесткого диска, где хранятся все впечатления, те программы, которые мы принесли с собой из прошлой жизни. И наша новая жизнь в каком то смысле активизация части этой читы. У нашего обусловленного сознания, читы, есть две части. К примеру, на компьютере есть жесткий диск. На жестком диске хранится много информации. Сколько эта информация хранится? Причем по большей части этой информации мы не знаем, никогда не пользуемся. Просто на всякий случай храним, вдруг пригодится. Когда мы покупаем новый компьютер, мы туда все переносим. Нужно, не нужно – пусть будет. Главное чтобы жесткий диск был больше. Это в точности то же самое, что происходит с нами и с нашим сознанием. В нашем сознании там много всего на всякий случай хранится, много всякого хлама, которым мы никогда в жизни не воспользуемся. Пусть будет, не помешает. И обычно с тем, что мы не пользуем, так теперь компьютеры научили, что делать: если чем-то долго не пользуемся, то что компьютер говорит – заархивировать? Он сам знает, зря спрашиваете: «Удалять, не удалять». Он говорит: «Заархивировать?». И это самая глубокая часть нашего сознания, наше несознательное я. Наше глубокое, глубокое подсознание. Там много, много всего заархивировано. И системным оператором является Кришна, он служит, он всем этим управляет, он архивирует какие то вещи. Он сам говорит: «От меня исходит память, знание и забвение». И если нужно что-то забыть Кришна говорит: «Хорошо, сейчас заархивируем». Забываем, уходит вниз куда-то так, что и не вспомним. Но Кришна в конце концов всем этим распоряжается, всем этим механизмом нашей читы.

 Это нужно чтобы архивировать. И новая жизнь она из чего состоит? В чем суть нашей новой жизни? Кришна в качестве системного опрератора, он определенные программы активирует. И говорит: «Вот, ты когда то хотел все это, вот пожалуйста тебе это». Ты хотел этим побыть. Это испытать, это пережить.

Механизмом кармы управляет параматма. Кришна в образе параматмы. И каждая новая жизнь означает, что он достает из этого архива какие-то программы, которыми мы может давно не пользовались и активирует их. И говорит: «Вот, пожалуйста – это тебе». То с чем тебе нужно будет иметь дело, то с чем тебе нужно играть в этой жизни.

И есть вторая часть читы. Есть наше несознательное я, то что в психологии называют бессознательным я. Очень глубинные слои, туда можно глубоко идти, идти. Есть наше подсознание. Подсознание – это память, которая, в общем то доступна нам, доступна чтобы мы могли с ней что то делать, как то функционировать. И собственно психоанализ имеет дело именно с этой частью читы. Что такое психоанализ, с точки зрения этой терминологии? Мы берем и вытаскиваем, какую-то штуку из сознания, доводим до сознания что то, что там глубоко внутри заложено, скрыто, закопано в нашем диске. И там у нас очень много в этом подсознании вирусов, которые мы накопили. Потому что чита все время взаимодействует с внешней средой. Откуда вирусы? – Из интернета, так? Маха Таттва – это вселенская сеть, вселенский интернет, большой интернет и там есть наш маленький сайт, наша личная персональная страничка. Вот он я! Это я! Но, в сущности, вся информация она есть. Точно так же как мы сидим тут со своей страничкой и если нужно, можно в Google войти и соединиться с этой большой читой. Точно так же в сознании человека. Сознание человека может иметь выход на эту большую информацию, информацию читы.

Я хотел еще дать одно очень важное определение. Есть самскары, есть васаны. Самскары – это отпечатки, которые хранятся в чите. Васана – это группа самскар. Васаны – это привычки и устойчивые качества, но они возникают в результате наложения множества самскар друг на друга. Так, когда появляется кластер самскар, группа самскар каких-то аналогичного порядка, то возникают васаны или устойчивые тенденции, какая-то привычка или особенность нашего характера. Они все формируются в этой чите через самскары. Чита берет эти отпечатки, но она ими манипулирует. Она складывает их в какие-то свои области и в результате этого, если какие-то самскары доминируют, какая-то часть самскар начинает доминировать, то это становится особенностью нашего характера, тенденцией, привычкой. Это то, что собственно можно видеть в гороскопе, то, что можно понять в гороскопе.

И тут очень важно: так как чита является хранилищем самскар, важно понять. И это собственно, то основное зеркало или призма, через которую мы смотрим на мир, очень важно понять, что определяет силу самскары, силу этого отпечатка. Потому что, еще раз, наши тенденции, наши привычки то, что мы называем собой то, что становится нашим умом, очень сильно зависит от силы самскары, правильно? Чем сильнее самскара, тем ярче она будет проявляться. От чего зависит сила этой самскары?

— От эмоций.

Да, от двух вещей, не только от эмоций. Эмоции – правильно. Сила самскары или сила впечатлений, сила памяти или сила кармы зависит прежде всего от, и это самый главный фактор, от эмоциональной компоненты этого, то каким образом я это эмоционально воспринял, пережил. Поэтому, скажем, дети, у которых чита еще чистая, самскары очень яркие. Чувства свежие. Через эти свежие чувства поступают очень яркая информация. И поэтому детские самскары, детские впечатления самые яркие – это одна из причин. Не только эта причина. Они отпечатываются глубже всего. И потом они всплывают. Они куда-то уходят, но они всегда остаются.

И вторая причина, что может повлиять на силу самскары или силу впечатлений, таким образом, может сформировать – повторяемость. Если одну и ту же вещь, один и тот же опыт переживаний я снова и снова воспринимаю, то это все становится очень яркой, очень сильной самскарой. Превращается в привычку мою, в какое-то качество, еще во что-то. Это очень важно знать.

Это как «Хитопадеша». «Хитопадеша» – это одна из Нити-шастр, которая определяет, которая должна сформировать человека правильно. И поведенческие установки человека сформировать правильно. Там один из первых стихов объяснят, там говорится, что если горшок сырой и на него нанести узоры, потом обжечь горшок, то эти узоры сохранятся там. И точно так же в детстве наша чита, она очень мягкая, как глина. И все узоры, которые мы наносим, а потом в процессе жизни… Жизнь это что такое? Это большая печка, в которой нас обжигают. И все какие-то вещи там закрепляются. Но эти детские самскары – они самые важные, просто потому что они самые яркие.

И второй этап, абйаса, это тоже очень важная вещь. Повторение какой то вещи, в конце концов, может стать нашей природой, нашей натурой. Есть очень интересная история, я ее не буду рассказывать. Про Калидаса, как Калидас стал великим поэтом, он был дураком, полным идиотом. Таким идиотом, что его жена из дома выгнала. У него умная жена была, муж был идиотом. Идиот шел, у него было тупое сознание,  он пришел в деревню какую-то его выгнали из дома. Но не такой уж он идиот был, по ведическим меркам. Он пришел в деревню и увидел колодец и уставился на него. И там был каменный жернов. Из колодца вытаскивали ведра и он смотрел на этот жернов и он видел как женщины вытаскивают ведра. Его поразило, что он увидел камень и на камне он увидел след от веревки. Он подумал, если на камне след от веревки остался, то в моей каменной башке тоже какой-то след будет, может остаться. Если я буду, как следует что-то повторять все время, то что-то останется там. И стал великим поэтом в результате этого. Это впечатление, по-моему, ему жена в напутствие что-то сказала.

Две этих истории я рассказал, чтобы мы хорошо знали, что влияет на нашу читу или наше сознание. Еще одна очень интересная вещь. Мы все знаем, что в момент смерти нужно что-то вспомнить. И человек вспоминает. Что нужно вспомнить? Кришну. Он вспомнит самое сильное впечатление. В момент смерти он уже не властен над этим совсем. На протяжении этой жизни мы не властны над тем, что мы вспоминаем, что не вспоминаем. В момент смерти мы в принципе ни над чем не властны. В момент смерти самые яркие самскары всплывут. Эти самые яркие самскары чем будут?

—          Васудева управляет этим.

Да, но Васудева, он знает чего мы хотели: они будут нашей следующей жизнью. Какие-то самые яркие самскары именно в момент смерти. Потому что чита или подсознательное, когда она начинает действовать? Заметили, это тоже очень важный момент. Когда начинает чита или подсознательное действовать?

— Когда сознательное в бессознательное переходит.

Да, в критических ситуациях. Когда нужно очень быстро реагировать. Например, какая-нибудь аварийная ситуация: машина едит и нас сбивает. Мы думаем, что нужно делать в этот момент? Нет, … пронесло (смех). Васудев параматму включил, так или иначе все эти яркие самскары, эти навыки они сами все сделали, подсознание все делает. В критических ситуациях непосредственно само подсознание начинает действовать.

Есть тоже хорошая история про одного человека, который хорошо языки знал. Множество языков знал, и он был пандитом, придворным и на любом языке он говорил абсолютно без акцента, со всеми диомами. И люди стали спорить, какой у него родной язык, он не говорил специально. И никто не мог понять. Один говорил этот, другой говорил тот. Нет, не возможно так хорошо мой язык знать, как он знает, наверняка этот. Поэтому решили проверить. И двое придворных поспорили, они подстерегли его ночью и сбросили на него камень и в этот момент он закричал на своем родном языке, потому что самскара была самая сильная. В критической ситуации проявляется самая сильная самскара, поэтому не рассчитывайте, что вы вспомните о Кришне в момент смерти, если это желание не будет в течение всей жизни очень сильным.

 сада тад-бхава-бхавитах (Б.-г., 8.6)

Как Кришна говорит: «Если у вас постоянно есть эта самскара с помощью абйасы, тогда она будет яркой, тогда вы вспомните о Кришне. Если она не сильная, не яркая, то тогда вы вспомните о чем-то еще».

Тоже хотел одну вещь сказать интересную, каким образом чита работает. Чита – это самопополняющийся словарь. С помощью читы, еще раз, мы интерпретируем все то, что мы видим. Мы понимаем все то, что мы видим именно с помощью читы. Например, кто знает, что значит русское слово довлеть?

—          Преобладать.

Преобладать, давить. Неправильно. Потому что оно через «о» пишется. Довлеть. Что значит фраза эта? Фраза из евангелие от Матфея: «Довлеет в гневе злоба его»?

— Властвовать.

— Увеличивается самскара.

— Злоба увеличивается. Нет, эта фраза значит: каждому дню достаточно его заботы. Слово довлеть, значит быть достаточным, быть довольным. Слово «довольно», значит достаточно. Слово довлеть, значит от того же самого корня. Но так как мы не знаем этого… Как по-русски сказать? Довольно для каждого дня своей заботы. Злоба – это не злоба. Злоба – это забота.

Хотя сейчас я сказал, наверняка можно понять: «довлеет в гневе злоба его». Но мы интерпретировали это не правильно, потому что у нас самскары не те были. Хотя эти смыслы где-то есть, но они куда-то там уже ушли дальше. Иначе говоря чита – это некая такая библиотека самскар с помощью которых мы все понимаем что есть. И в зависимости от этого мы можем понимать реальность очень по-разному. Мы можем одни и те же события интерпретировать совершенно по-разному, в зависимости от этого.

Я хотел бы интересную историю рассказать, буддистскую, любопытную. Это реальная история, к сожалению, которая произошла. Был один монастырь высоко в горах Тибета. И у них было такое правило, что один раз в месяц, в течение недели, все монахи держали обет мауны (??? 58.44). Ничего не говорили. И привратник этого монастыря, тоже монах, был одноглазым. У него только один глаз был, он был кривой на один глаз. И настоятель монастыря вечером во время этого периода мауны, выглянул в окно своей кельи и увидел, что какой-то путник постучался в ворота и у них был обычай, что всех путников они принимали, гостеприимно, ухаживали за ними как за гостями. Привратник открыл, впустил этого путника, завел. И уже смеркалось и настоятель был очень доволен всем этим, что хорошо у нас принципы хорошие соблюдаются, гостеприимство, все духовно. Вдруг несколько минут прошло буквально и он видит, что этот человек от туда вылетает пулей, бежит от туда и за ним идет привратник и … Настоятель хотел спросить: что произошло, как? Почему он выгнал гостя поздно ночью? Он не знал вообще что произошло, прошла неделя, закончилась она. И он спросил у привратника: «Что случилось?». Привратник, когда услышал об этом, он разъярился, он покраснел вообще. А произошло следующее: путника пригласили в комнату, путник зашел в комнату и в комнате все было приготовлено: камин разожжен, фрукты были поставлены. И его сердце растаяло, он так обрадовался, он такой довольный, он сел, уже приготовился чтобы переночевать, с ним этот одноглазый привратник. Этот путник, так как видит, что он не соблюдает обет молчания, он понимает, что говорить нельзя и он показывать начал. Он хотел сказать, что: «Слава Богу, что у нас есть Будда, наш Бог!». Будда – один. У нас есть этот один Будда, если бы не он, где бы мы все были? Только благодаря тому, что у нас есть этот Будда, мы все это сделали и я вам дам отдохнуть. И он довольный стал. Этот привратник говорит: «Я его завел, а этот наглец мне говорит: “Иди, у тебя только один глаз!„» (смех). Почему?
Потому что он все время думает только об этом, у него есть этот дефект и он показал один, а тот подумал: у тебя только один глаз. Но говорит, я ему вежливо сказал, что их у тебя два, господин хороший и показал ему два. А тот думает, надо же в философскую беседу со мной вступает. Тот подумал: я ему сказал, что у нас один Будда, а тот сказал, нет у нас не один Будда, у нас есть еще санга монахов, есть Будда и санга. И он показал два. И этот путник, он так обрадовался, так обрадовался и сказал: «Нет, у нас есть не только Будда и санга монахов, у нас есть еще дарма». И показал три (смех) с улыбкой до ушей. Привратник настоятелю говорит: «Этот негодяй, наглец,.. я ему вежливо сказал, у тебя зато – два! А он стала хохотать и сказал: “У нас на двоих – трое глаз!„ (смех). Когда я это услышал, я разъярился и ему … бух, чтобы знал и выгнал его, негодяя». Через несколько дней монахи нашли в окрестностях монастыря обглоданный скелет свежий, этот гость, который пал жертвой недопонимания. Поняли, да, смысл этой притчи? То, что мы интерпретируем все через призму своей читы или через призму своих ярких впечатлений, самскар, которые у нас есть. И поэтому мы неправильно интерпретируем других.

Нужно ясно и отчетливо понимать, что наша интерпретация, не смотря на то, что нам кажется она единственно правильной, как правило, она вряд ли правильная. И именно наши какие-то проблемы, мы их проецируем на этот мир. И начинаем воспринимать информацию, профильтрованную сквозь призму этих проблем.

Чуть позже я буду говорить о том, как исправить читу, как ее сделать чище, лучше. Ну, собственно Чайтанья Махапрабху сказал нам все: Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам. (Шикшаштака, 1)

И есть две самых сильных вещи, или даже одна самая сильная эмоция в этом мире через которую мы интерпретируем внешнюю информацию, как классический пример неправильного восприятия. Как я привел вам сегодня один пример неправильного восприятия: манго за картошку приняли. Но классический пример, когда веревку принимают за змею. В сумерках человек входит в комнату и принимает сложенную в ком веревку, думает змея, начинает пугаться, страшно. Это пример классически неправильного восприятия. Почему он принимает веревку за змею? Из-за страха. Потому что он увидел эту змею сквозь призму своего страха.

Чита хранит все пережитые неприятные впечатления, прежде всего все страхи, которые у нас есть. У Мандельштама есть хорошие стихи:

Как в Нагорном Карабахе,

В знатном городе Шуше.

Я изведал эти страхи,

Соприродные душе. (65,18)

Очень глубоко в нашем сознании, естественно под душой он подразумевает обусловленное сознание и читу, там хранятся эти страхи. Это где-то глубоко в душе. Ну или в двух словах чтобы исправить читу нужно что-то прямо противоположное страху: любовь. Читу стирает, все негативные вещи, атмосфера любви, любовь, ощущение любви. И мы много раз будем к этому положению возвращаться. Человек, который воспитан в страхе был, он не может правильно функционировать в этом мире, потому что он не правильно воспринимает этот мир. Он воспринимает этот мир сквозь призму страха. Здорововый человек – это человек, который испытал любовь. Который вырос, прежде всего, в атмосфере любви. Потому что искривляет это все, эту информацию именно страх, негативные вещи, хранящиеся там.

И еще оду важную вещь относительно читы. Правильная, здоровая чита – это чита которая сформировалась в этой атмосфере любви и в результате этого человек обретает способность сосредотачивать свое сознание. Аюрведа объясняет, что четыре стихии относятся к этим четырем функциям сознания и чита – это стихия воздух. Чита очень подвижная, стихия воздуха. И не способность сосредотачиваться, невозможность сосредотачиваться – это тоже дефект нашей читы. И наоборот здоровая чита – это чита, которая способна целиком сосредоточиться на чем-то. И когда мы сосредотачиваемся на чем-то мы выходим в информационную сферу более высокую.

Любовь – это наше положение, дает чите возможность сосредотачиваться. И в результате этого сознание утончается и обостряется. Именно любовь, как скажем если взять аюрведу, например, огромно количество информации там есть, причем, откуда она взята? Про каждую траву говорится, какие у нее есть свойства, как эта трава воздействует.

Как люди эту информацию получали, химических лабораторий не было раньше. Не исследовали раньше каждую траву, сейчас изучают какие-то алкалоиды, еще что-то, выделяют. Так откуда это все бралось? От любви, от сосредоточения. Вся информация, которая накоплена, а в сущности люди ведической культуры могли делать все то, что современная наука может делать. Она вся идет через эту читу, через непосредственный контакт с той информацией.

Как я ходил к этому астрологу, Бригу, преданные любят к нему ездить и он там живет в Раджастане. Мы пришли к нему без особого объявления и я приготовил свой номер, который у меня был. Мы пришли к нему и уже сверху лежит мой гороскоп. Теперь что делает этот астролог, он каждое утро, как минимум семь часов подряд повторяет джаппу. Семь часов подряд он повторяет Гаятри мантру, джаппу. Эта Гаятри мантра, сосредоточенность позволяет ему…  Многие астрологи знают, они с утра много что делают и соответственно к ним приходит информация кто сегодня придет к ним.

Хороший астролог, когда человек приходит к нему, не спрашивает зачем ты ко мне пришел, он знает зачем пришел. Он ему говорит: «Ты пришел, потому что у тебя там что-то украли». И хороший врач аюрведический, знает до этого, кто к нему придет, с какой проблемой, с какой болезнью.

С помощью сосредоточенности человек выходит в эту информационную сферу и, в сущности, все великие достижения этого мира, они все взяты оттуда, из этой сферы, в результате сосредоточенности. Эйнштейн, например кто был? Эйнштейн йогом был – факт! Эйнштейн был настолько сосредоточен, что ничего не помнил в каких-то мирских делах. Анекдот хороший про него ходит. Он однажды пошел из своей лаборатории домой, чтобы пообедать. По дороге встретился со студентом со своим, и они стали говорить о физике, о еще чем то. Какое то время они говорили, и он полностью сосредоточился, потом ему нужно было идти дальше, и он смотрит туда, сюда и не может понять откуда он пришел. Он говорит: «Ты не помнишь, с какой стороны я пришел? От туда или от туда?». Тот говорит: «От туда пришли. А почему?». А он говорит: «Просто мне нужно понять из дома иду или домой иду. Потому что если я домой иду, это значит, что я еще не пообедал. А если я из дома иду – значит, я уже пообедал» (смех).

Степень сосредоточенности, которая позволяла всю эту информацию считывать. Откуда он свою формулу взял? Потому что энергия ровняется масса, помноженная на скорость света в квадрате. И точно тоже самое, слушайте внимательно, это очень важная вещь, касающаяся нашей читы. Йога Сутра Патанджали говорит, что каждый должен попытаться достичь сосредоточенности, потому что сосредоточенность и есть тот самый способ, который позволяет человеку на более высокую ступень сознания войти. С помощью какой сосредоточенности? Как можно сосредоточиться? На Харе Кришна мантре. Патанджали муни говорит, что сосредоточенность как вам больше нравится: тем способом, которым вам легче всего сосредоточить свое сознание. Если кому-то легче всего через музыку сосредоточить свое сознание – это будет его йога. Если кому-то через рисование будет легче всего сосредоточить сознание на Кришне – это будет его йога. Иначе говоря, есть разные способы и разные техники сосредоточения сознания. Но сам принцип универсальный: сознание нужно сосредоточить, когда сознание сосредоточено, только тогда мы что-то понимаем.

У нас есть еще десять минут, и мы начнем говорить об аханкаре, о ложном эго. Есть интернет, есть наш маленький жесткий диск или маленькая наша страничка там. У этой странички нашей персональной есть свой адрес, имя. И чтобы на нашу страничку попасть нужно этот адрес набрать, наше имя, наше ложное я. Когда мы начинаем отделять себя, понимать свою самость или свою особость, отделенность, то возникает эта аханкара.

Как я сказал у читы есть хорошие функции и если чита нормальная, то мы воспринимаем мир правильно, и мы можем правильно функционировать в этом мире. И если чита искаженная, или болезненная, то это плохо, и точно так же аханкара. Аханкара – это не обязательно проблема. Если брать какие-то ньюэйджеские публикации, то там скажут: от аханкары нужно отказаться полностью. Хотел вас обрадовать, невозможно от нее отказаться полностью. Даже великие имперсоналисты говорили: «Я не отказался от своей аханкары, не могу, не возможно!».

У аханкары есть две основные функции: в высшей степени важные функции. И первая функция или первый аспект аханкары – это функциональный аспект. Функциональный аспект нашего эго – это собственно интеграция всех функций организма. Большая часть функций организма происходит сама собой. Сейчас я объясню, что имеется ввиду. Пища сама переваривается, мы не прилагаем к этому никаких как бы сознательных усилий, раны затягиваются, ногти растут, множество разных вещей: метаболизм происходит. Но все процессы в этом мире всегда должны управляться из одного центра. Если бы не было этого единого центра управления всеми этими процессами, одного единого я. То что бы происходило? Да, они бы путались все, кто во что горазд. Если бы не было этого единого я, интегрирующего нас с этим телом, тело не могло бы функционировать. Тело функционирует только потому что есть аханкара. Эта аханкара на санскрите называется хридая гандхи (??? 76,55) – узел который связывает наше сознание с телом. И благодаря тому, что есть этот узел, все процессы в теле происходят как только сознание уходит, как только уходит аханкара, то есть отождествление этой души с телом, что с телом происходит? Оно разваливаться начинает на куски. Какие-то процессы по инерции еще идут, сами по себе процессы могут происходить, но они перестают функционировать как единое целое: ногти растут, волосы еще растут, когда человек уже помер, что-то еще там есть, но уже никому это не надо.

Это я – то кому нужно, чтобы тело функционировало. Без аханкары этого не будет, тело не будет функционировать. Имперсоналисты, говорят у меня нет аханкары, что ты тогда делаешь тут вообще? Человек не может ни минуты существовать без этого. Когда все спит, когда спит наш ум, когда спит наш разум, аханкара не спит. И мы просыпаемся и говорим: «О, как сладко я спал». Почему, потому что я там было, я – во всех этих процессах состоялось. Разума не было, ума не было. Все остальное не функционировало, я – все равно оставалось, я – все время остается. Это очень важный момент, то есть я должно быть, и я – должно быть хорошим, сильным.

Что происходит дальше. Очень важная вещь. Каким образом формируется эта аханкара или эго. Оно изначально есть у души, каждая душа имеет эго. И это эго души имеет два аспекта. Эго – это характеристика сознания души. И два аспекта эго какие? Я – знаю, и я – действую. Богтритва и катритва (???79.17). Так эти два аспекта на санскрите называются. Картахам – я действую. И как Кришна говорит:  «Ахам бхоги (??? 79,36)» – я бокта и я карта. Два аспекта души: я – знаю. Знаю – значит испытываю, переживаю чувства, ощущаю, наслаждаюсь. Это все синонимы одного и того же. Я знаю и я действую. И это все проецируется и когда это все проецируется на материю, то возникает ложное эго. Почему аханкара называется ложным эго, потому что человек начинает путать. Я действую, значит, мое тело действует, мой ум действует, но я при этом думаю: я действую. И я знаю – значит, мой ум ощущает что то, мое тело ощущает что то, а я, как душа, воспринимаю все это, и через призму ложного эго отождествляю себя с этим.

Очень важная вещь, что дальше происходит, каким образом формируется аханкара. Моя душа спроецировала сознание на материю, так или иначе, отождествила себя с этим. Теперь как дальше оно начинает формироваться, мое эго начинает формироваться. Чтобы понять как лечить эго, нужно понять как оно формируется.

Кто такой я? Если вас начать спрашивать кто такой я? Кто вы? Что вы будите говорить? Я – душа, да, понятно (смех). Наши представления о самом себе, наше эго, наша концепция о том кто я. Представьте маленький ребенок. Как его я начинает формироваться с помощью чего? Да: мама, папа. Вот он я – я отделенный, но я всегда связан. Эго, которое мы имеем, с которым нам нужно иметь дело, приходится иметь дело всегда продукт социальный. Это продукт социума. Продукт моих отношений с людьми. Потому что на эту концепцию изначальную…  Есть этот первый аспект безвредный аспект, функциональный аспект моего эго, который собственно говоря помогает функционировать. Но дальше эго начинает расти и оно растет именно во взаимодействии с другими людьми, в социуме. Оно возникает, формируется по мере того как возникают какие то мои связи, мои отношения с другими.

Ну и собственно это последнее, что я скажу, потому что время. Вот тут начинаются проблемы. Тут возникает болезнь эго, потому что наши представления о себе возникают в результате того, что я вижу что? Как я понимаю себя. Я вижу отражение себя в других людях. Это наше я или наше понимание себя. Мы сами себя не видим. Точно так же как мы тела своего не видим. Кто-нибудь видел свое лицо когда-нибудь, нет, мы никогда не видели своего лица никогда. Красотой нашего лица наслаждаются только другие. Видел кто-то свое лицо? Не видел никогда. Не возможно его увидеть. Что мы видели? Отражение. Мы видим отражение себя, и мы начинаем узнавать себя по этому отражению. И часто мы видим это отражение в кривых зеркалах, искривленных. Мы видим себя в сознании других людей. Наши представления о себе складываются по отражению, потому что мы видим сознание других людей. И поэтому наше представление о себе, наше эго может быть либо правильное, либо не правильное. Больное эго – это когда мы все время видели неправильное отражение свое. И мы привыкли себя таким образом воспринимать. Это очень важный, важный аспект, что бы понять, как свое эго лечить, это нужно очень хорошо понять.

Поэтому у эго всегда есть два аспекта. В наших представлениях о себе всегда есть два аспекта. Один функциональный, другой репрезентативный. Каким образом я себя проецирую вовне. Это эго складывается в процессе взаимодействия с другими, в процессе того, что я наблюдаю себя отраженным. Свое отражение в зеркалах, в сознании других людей. И что происходит в этот момент, тут вот начинаются проблемы очень большие. Но по правилам детективного жанра остановлюсь именно на этом моменте (смех). И мы продолжим наш рассказ завтра утром.

— Душа это сознание и у души есть сознание. Правильно ли я понимаю, что то, что у него есть сознание – это и есть эго?

Не совсем, я недавно написал статью в пятом номере журнала «108», я там объясняю эти два аспекта. Душа сама сознание и у души есть сознание. Это два аспекта нашего сознания и это очень легко понять на примере свечи. Свеча сама есть свет и у свечи есть свет. И есть очень тонкая разница, которую людям очень сложно понять тонкую разницу между одним и другим. С помощью света души или с помощью света сознания мы можем знать то, что находится вокруг. Свет сознания или свет свечи освещает все остальное, но сама по себе душа – это не совсем, то же самое, что обусловленное сознание, ложное сознание. Потому что у чистой души тоже есть два этих аспекта сознания. Сознание, которое помогает нам понять все остальное. Два аспекта сознания, у них тоже есть свое название, я забыл сейчас. Это аспект сознания, как сознание, которое у меня есть. Сознание, которое есть я. И которое помогает мне испытывать все это, ощущать и знать. Сам этот опыт: я наблюдаю, я знаю и есть – я. Это другой аспект сознания. И с помощью него я знаю, что я есть. Это компьютер, они воспроизводят второй аспект сознания, до какой-то степени. Они моделируют второй аспект, первый аспект невозможно моделировать, первый мы не моделируем принципиально, он не воспроизводим, только сама душа. А второй, он моделируем, до какой-то степени.

— Александр Александрович, вы не могли бы пояснить: вы сказали, что свойства любого объекта можно узнать в сосредоточенности. Но получается, что это механический процесс, то есть я сосредотачиваюсь и начинаю получать знание обо всем что хочу?

В принципе да, это механический процесс до какой то степени, если я на чем-то сильно сосредоточился – это значит, я проникаю своим сознанием в его внутреннюю суть. И его внутренняя суть мне открывается через информацию, которая записана в чите. Потому что я своим сознанием преодолеваю ограниченность своего сознания. Через сосредоточенность я преодолеваю ограниченность своего сознания и получаю информацию или считываю информацию, которая мне не доступна. Как эти хакеры, да? Они могут взломать чужие пароли какие то, или деньги снять или еще что то.

Насколько это экологично? (считывать информацию, которая обычно не доступна)

Это может быть не экологично, может быть экологичным. Скажем так, я не советовал это делать неправильно. Я что хотел сказать, что, в сущности, любое знание оно получается в любом случае за счет сосредоточенности на этом. И самое глубокое знание я получаю, когда у меня появляется самая глубокая сосредоточенность, глубокая сосредоточенность появляется в результате любви. И если там есть любовь, то это экологично. Если я взламываю чужое знание, опять же с помощью своей интрузии я вторгаюсь туда непрошено, опять же за счет своей силы сосредоточенности, как йоги, например некоторые – это может быть не экологично.

Но люди, если у них есть сосредоточенность, которая возникает в результате любви эмоциональной, у них появляется эта связь. Мать может находиться в сотнях километров от своего сына, она будет чувствовать, он болеет или еще что то. Эта информация к ней придет за счет любви. Иначе говоря, любовь можно взломать информацию, это будет не экологично. А можно полюбить и тогда нас пустят.

— Правильно ли я понимаю, что когда мы говорим терапевт – это я, психолог — это я, что самое глубокое понимание клиента, понимание того, что с ним происходит, есть тогда, когда терапевт любит?

— Да, когда он любит. Тогда происходит это, тогда происходит понимание, тогда происходит считывание информации. Мы считываем читу.

— У чистой души есть точно такой же механизм: чита, аханкара, эго?

— Да, все эти функции изначально есть у сознания. Я сказал, что у сознания есть аханкара, сама чита и есть самоосознание в чистом виде. Васудев – значит сознание.

— Где тогда переключение происходит? Как чистое сознание чита, почему оно становится оскверненным?

— Оскверненным оно становится, потому что оно отражается сюда куда-то, мы проецируем его сюда в силу наших возможностей. Как это происходит – это очень сложный вопрос. То есть пока душа находится здесь, ее душа транслируется или проецируется на эту материю. Сознание души никогда не оскверняется, оно всегда изначально чистое. Но за счет отождествления себя происходит эта иллюзия, иллюзорное существование, в котором мы находимся с вами. Самоосознание оно чисто, оно не может оскверниться. Как свет он всегда чистый, но он может профильтровываться через что-то.

— По поводу самскар, у меня интересный вопрос возник. Когда человек совершает, к примеру, какой-то греховный поступок, чувственное наслаждение или еще что-то, у него отпечатывается это наслаждение. Но мы также знаем, что оно садит с собой не семя греха, а возникает разочарование или же это тоже определенная самскара. От чего зависит, побеждая разочарования от этих наслаждений или сам вкус от этих наслаждений?

— Силой эмоционального переживания, в том числе зависит и от запретности этого. Запретность делает переживание острее. Поэтому говорится запретный плод он всегда сладкий. И поэтому греховные поступки, если мы знаем, что они греховны, что это очень плохо, они будут еще более сильные самскары оставлять. Одновременно с этим есть всегда какое то опустошение и какое то разочарование – это факт. Но все зависит именно от того на чем сосредоточен человек. Если человек думает: «Ух, круто!». И он сосредотачивается на этом позитиве, а этот пытается оттолкнуть, куда-то в сторону, то тогда отпечаток этот делается. Раскаяние – это когда я начинаю размышлять над негативной частью этого всего и она ослабляет позитивную, самскара становится слабее. Слезы раскаяния смывают грехи, потому что я эмоциональную эмоцию направляю туда и силой самскары направляется в негатив и соответственно все, мне уже не хочется.

— То есть, похоже, что если самскара от наслаждения, и от какой-то реакции внутри растёт, то может сильный конфликт произойти?

— Да, может быть очень сильный конфликт, человек начинает быть разорванным. Но желание можно смыть, до какой-то степени, именно раскаянием. Потому что эмоционально этот негатив перекрывает позитив.

— Сосредоточенность ума, можно как я понимаю, объяснить с помощью слова шрадха? Как говорил один из мудрецов: «Шрадха – это то, куда ты отдаешь свое сердце». Как Враджендра кумар говорил в своей лекции: «Шрадха еще одно из переводов – это то, куда ты отдаешь свое сердце».

— То, куда ты вкладываешь свое сердце. Шрадха.

— То есть это сосредоточенность, куда ты свое сердце отдаешь?

Это мы уже немножко забегаем вперед, потому, что это функция будхи. Шрадха – это функция будхи. Я сказал, как лечить читу, но чита она в каком смысле пассивная? Мы ее лечим все равно с помощью будхи, с помощью разума нашего сознающего. И шрадха является одним из существенных элементов этого процесса излечения.

— Мне не хватило еще одного элемента в вашем объяснении. Вы сказали важную вещь из Йога-сутры, что когда Панджали муни говорит, что сосредоточенности можно достичь разными способами, в силу реализации своей природы.

— Да, это принцип того, что я занимаюсь своим делом, то, чему уму нравится заниматься. То есть так сознание выходит на более высокий уровень. Но мне не хватило элемента, зачем выходить на этот высокий уровень. Иначе говоря, с точки зрения Абсолютной цели, зачем это нужно?

— Затем, чтобы, в конце концов, преодолеть. Потому что когда мы находимся в этом болезненном состоянии, то болезненное состояние все время является причиной беспокойств бесконечных. И оно все время нас отвлекает, в том числе от духовной практики, от всего остального. Здоровое сознание, значит спокойное сознание, значит гармоничное сознание, оно позволяет оставить себя позади и испытать опыт непосредственный, прямой. Оставить позади опосредованное знание, получить непосредственное знание, непосредственный опыт души. Опыт ощущений души душою, когда душа сама собой себя ощущает.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.