Аннотация:
В этой лекции объясняется, благодаря чему при посещении святых мест могут очиститься наши сердца; как следует относиться ко всем без исключения жителям святой дхамы; какой самый главный результат мы можем получить, обойдя Гавардхану; почему мы не чувствуем бхакти, несмотря на то, что она очень проста; почему нам так сложно избавиться от ложного эго.
***
Мудрые люди говорят, что каждый день своей жизни мы должны делать что-то, что мы будем делать в самый последний день своей жизни. Обычно наши дни забиты какими-то вещами, которые полностью потеряют смысл в самый последний день нашей жизни. И, тем не менее, мы с энтузиазмом тратим на них время.
Но по настоящему важные вещи – те вещи, которые мы будем делать в самый последний день.
Последним желанием Шрилы Прабхупады было обойти холм Говардхана. Ученики с трудом отговорили его от этого. Он, находясь практически в полумертвом уже состоянии, когда тело не было способно ни на что, он хотел, чтобы его взгромоздили на повозку и повезли вокруг Говардхана. Так что вы делаете сегодня правильный выбор.
И если бы все эти вещи не могли хотя бы до какой-то степени поменять наши желания, то тогда в наставлениях шастр, которые гласят, что мы должны это делать, не было бы смысла.
Карма имеет очень существенное значение. И то совокупное желание, о котором говорил Ананда Вардхана прабху, некое суммарное желание, которое формируется в результате всех наших поступков, наших желаний, наших мыслей, оно безусловно есть. Но, тем не менее, шастры предписывают нам какие-то действия для того, чтобы это желание могло поменяться. И Сарвагья прабху объяснял, что оно может поменяться по милости преданных. Это факт!
Шрила Прабхупада очень часто цитировал стих из десятой песни «Шримад-Бхагаватам», в котором Сам Кришна говорит Васудеве: йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке (Бхаг. 10.84.13). Конечная строка этого стиха, последняя строка этого стиха гласит о том, что человек, если он понимает смысл, глубинный смысл того, что делается, он должен приезжать в святое место только для того, чтобы пообщаться со святыми людьми. Не для того, чтобы совершить какой-то ритуал, ни для того, чтобы омыться в местах омовения.
Намахари прабху – замечательный преданный, который здесь живет. К нему приезжают группы, у них есть мокрая парикрама: они обходят все места омовения вокруг Говардхана и купаются во всех озерах за небольшими исключениями. Приходят мокрые, продрогшие, но счастливые. И это, безусловно, имеет своё значение, потому что недаром шастры предписывают омываться в местах, благословляют результат этого омовения.
Но, в конечном счете, если мы соприкоснулись с источником чистого сознания, – это гораздо важнее. Результат этого соприкосновения гораздо более очищает нас изнутри, чем любые физические омовения. Физические омовения в том смысле, что ну как бы у них есть некая физическая составляющая. Но, в конце концов, омовение в святом месте очищает нас изнутри, очищает наше сердце. Однако сам Кришна говорит, что надо стремиться именно к общению со святыми людьми.
Общение со святыми может дать нам благословение, именно поэтому Гирирадж играет двойную роль. С одной стороны Он – сам Кришна, а с другой стороны – Он харидаса, лучший из слуг. И когда мы обходим вокруг Него, то, во-первых, встречаемся со святыми людьми и надо с очень большим почтением к ним относиться. Иногда их формы, проявления их святости могут показаться нам непривычными. Эти святые могут курить. На то они и святые. (Смех). Мы не святые, поэтом нам не нужно курить. А они святые. Заведомо ко всем, в особенности из здесь живущих, включая даже обезьян, которые на первый взгляд не внушают почтения, надо относиться с очень большим благоговением. Кто его знает, кем они были в прошлой жизни. Родиться обезьяной на Говардхане – это большая удача. Мы ни к этому стремимся. (Смех). Лучше как-то избежать этого. Но это тоже удача.
И сам Говардхан – Харидаса варья. Кришна попросил бриджабаси поклоняться Говардхану, потому что, служа Говардхану, мы служим Кришне в усиленной форме. Когда мы служим Его слуге, то наше служение, или эффект нашего служения, увеличивается. И один очевидный результат, который вы можете почувствовать, обойдя Говардхану или омываясь в каких-то святых местах, слушая что-то, – это то, что ваше сердце станет проще. Кришна недаром сказал бриджабаси поклоняться Говардхану, потому что обычно мы не ценим то, что находится рядом с нами. Если кто-то далеко, если садху из Индии или из Америки, то это садху. Мы все знаем, заграничное всегда лучше. И мы ценим сложность, или даже усложнённость. Если посмотреть на ведические ритуалы, ух, они очень сложные, нужно всё делать досконально. И если их делают, то они очень красивые. Или мантры, которые во время этого повторяют: ом-хрим-кым-шрум-кхам-кум-брум… И чем больше этих шрум-брум-хрум, тем больше на душе уважения они нам внушают. Наверняка подействует хрум-брум-шрум. Кришна говорит: «Всё на самом деле очень просто!» Мы иногда не ценим простоту. И поэтому во Вриндаване вокруг Говардхана всё крайне просто. Нам сложно эту простоту оценить по-настоящему. Именно потому, что у нас есть инстинктивное представление о том, что что-то сложное – значит могущественное, действенное. Мы можем видеть, что именно по этому пути идёт современная цивилизация. Всё усложняется, всё становится сложнее, и сложнее, и сложнее, и сложнее… Инстинктивно у нас у всех есть эта идея: чем сложнее, тем могущественнее. И даже у Нанды Махараджа была эта идея: делаем сейчас жертвоприношения, пригласим браманов, которые будут говорить хрум-брум-шрум, всё делать правильно, и всё у нас будет хорошо. Кришна сказал: «Да, ладно! Бросьте вы всё это. Вот есть Говардхана, там наши коровы пасутся. Давайте ему поклоняться! Сварим сладкого риса побольше, нальём Манаси-ганги и предложим Говардхану».
И если мы научимся эту простоту ценить… И бхакти очень простое, бхакти такое же простое как раджастанские изображения Кришны: детский рисунок, большой нос, коровы слегка набекрень, никакой перспективы нет, не сравнить с Микеланджело и Рафаэлем. В какой-то момент нашей жизни нам нужно научиться ценить эту простоту. И чем скорее мы научимся ценить простоту, тем скорее мы научимся ценить бхакти, или почувствуем какую-то бхакти.
Бхакти – очень простая вещь. Реально очень простая. Почему мы не чувствуем её? Потому что наше эго слишком сложное. Амуниция этого эго с оружием, которое там есть, с пулемётами, с гранатомётами, с логикой и ещё чем-то… Оно очень сложное!
Мы идем вокруг Говардхана для того, чтобы попытаться снять с себя это ложное эго, тем более что сегодня второй день месяца Маргаширша, во время которого гопи совершали омовение в Ямуне, в холодной воде Ямуны. И кульминация этого, – в завершении враты нужно обязательно омыться, совершить ритуальный обряд омовения. Кульминацией этого было то, что они оказались абсолютно голыми. В конечном счете, это то, что нам нужно, – оказаться голыми перед Кришной со всеми нашими… «Всё что есть, всё твоё!..»
Говардхана здесь для того, чтобы напомнить нам о великом благословении, которое может дать нам простота в нашей жизни. Пастернак говорил:
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Бхакти она еретична по самой своей природе. Еретична в том смысле, что она опровергает сложности и помпу религий, обрядов, все облачения священников, все эти сложности. И говорит: «Да всё хорошо! Вот есть роти, есть лепёшки из коровьего навоза, есть пыль Вриндавана…»
Тут недалеко от Враджавасундари есть садху, который делает 108 поклонов на одном месте. Когда я к нему подхожу, он мне часто один и тот же совет дает. Честно должен покаяться: я ещё его совету не последовал и вам тоже не советую. (Смех). Но совет хороший. Он говорит: всё очень просто иди к Говардхану, возьми щепотку пыли и в рот, и всё будет хорошо. Я со своей сложностью пытаюсь понять, как это поможет (Смех), как спасёт. Но, по крайней мере, я могу оценить этот совет.
Вот если вы почувствуете, что немножко проще стали после того, как вы сбили ноги и вам уже ничего не хочется, что хочется только к Кришне поскорей, значит, всё хорошо. Обошли Говардхану и Говардхана подействовал.
Всё. Спасибо за всё!