«Условие полного предания», Ковалам, 15.12.2017 г.

Аннотация:

В этой беседе Махарадж на примере Крипачарьи (одного из участников битвы на Курукшетре) и Иисуса Христа объясняет, что такое истинное предание; он так же указывает на такие обязательных условиях преданного служения Кришне, как чистое сердце, в котором есть любовь, осознание себя инструментом в руках Кришны и полный отказ от своей воли и своего эго.

***

…И там конкретно говорится, что жрецом, который проводил джата-карму, то есть обряд, посвящённый рождению мальчика для того, чтобы сделать его жизнь успешной, был Крипачарья вместе с Дхаумьи. Ну, Дхаумьи – понятно, он семейный жрец Пандавов, он сопровождал их в изгнании в течение 12 лет. А Крипачарья, и конкретно Шрила Прабхурада в комментариях говорит об этом, был одним из тех, кто убил отца Махараджа Парикшита. Крипачарья сражался на противоположной стороне. Крипачарья вместе с Ашваттхамой удалил остатки армии Пандавов, убил всех сыновей Драупади… Ну как-то участвовал в том, что происходило. И, тем не менее, он остался жрецом, и, более того, Махарадж Юдхиштхира, когда он ушёл в Гималаи, прощаясь с этим миром, на прощание оставил Махараджа Парикшита на попечительство Крипачарьи. Крипачарья стал его учителем и воспитателем.

Я пытался себя представить на месте Крипачарьи… Надо быть на сто с лишним процентов уверенным в том, что всё то что ты делаешь, ты делаешь не ради себя. Только в этом случае возможно делать всё то, что он продолжал после этого делать. То есть если у человека есть хотя бы малейшая тень сомнения в том, для кого я это делаю, для чего я это делаю, это невозможно же. Я не говорю о благородстве Махараджа Юдхиштхиры и Пандавов, которые не обратили на это внимание, Драупади, которая могла бы сказать: «Только через мой труп! Не позволю!».

ВОПРОС:

А как это совмещается внутри самого Крипачарьи?

ОТВЕТ:

Вот в том-то и дело! Благородство Пандавов оставим в стороне, хотя это тоже вещь достойная размышления. Но вот внутреннее состояние Крипачарьи – вот это поразительная вещь! Это значит, что у него была настолько внутренняя честность и цельность внутренняя, что он: «Я просто исполнял свой долг». И он на сто процентов был уверен, что: «Я исполнял свой долг, никакой корысти моей не было, никакого моего эго вовлечено не было. Я был просто инструментом в руках Кришны». Он возражал Ашваттхаме. Ашваттхама, когда сказал ему: «Пойдём в этот ночной поход», он сказал: «Ты с ума сошёл?» «Я – глава армии!», потому что Дурьодхана перед смертью сделал его последним предводителем своей армии – Ашваттхаму.

То есть вот именно это внутреннее состояние Крипачарьи – самая поразительная вещь во всей этой ситуации. До какой степени человек должен быть чист и не привязан к тому, что он делает, и в какой степени он должен быть уверен в самом себе.

ВОПРОС:

То есть чувство безгрешности у него…

ОТВЕТ:

Абсолютная полная безгрешность… При этом следующая глава описывает уход Дхритараштры. Там другая немножко ситуация была. Видура пришёл, стал его упрекать. Но тут очевидно совершенно, что он был безупречен – Крипачарья. И вот эта вещь меня поразила, и я хотел свами поделиться. Потому что когда мы что-то делаем, понятно, что мы все объясняем сами себе, что мы делаем это как служение. Потом как-то незаметно эго вовлекается во всё это и начинает пользоваться этим. И когда эго вовлекается, оно всё портит. То есть сразу же всё превращается непонятно во что. Но, судя по всему, Крипачарья был абсолютно свободен от этого. Он мог действовать, причём действовать неординарным способом, но при этом его эго никак не вовлекалось.

ВОПРОС:

Но он в себе был уверен или в Кришне?

ОТВЕТ:

Он был уверен в том, что просто исполняет вой долг. Как минимум был уверен в этом.

ВОПРОС:

Долг кшатрия?

ОТВЕТ:

Вернее даже долг брамана. Он же браман по рождению.

ВОПРОС:

Но в войне же он был кшатрием?

ОТВЕТ:

Ну, как бы играл роль кшатрия… Тоже интересная вещь. Он был браманом, и поэтому он был жрецом на этой церемонии, и поэтому Махараджа Юдхиштхира поручил его заботам Парикшита маленького.

То есть, возвращаясь к нашей жизни, –  всё не так просто.

ВОПРОС:

Интересно, как правосудие работает? Если, например, человек был просто соучастником преступления, то наказывают всех. Может быть меньший срок дают, но он тоже своё получает. Здесь Ашваттхаму наказали, а Крипачарью вообще никак.

ОТВЕТ:

Ну да. Более того, он был конкретно совершенно участником гибели Абхиманью.

ВОПРОС:

Получается у него мотив был чистый?

ОТВЕТ:

У него был чистый мотив. И Шрила Прабхупада в комментарии как раз говорит о том, что таких браманов не осталось сейчас. Поэтому, соответственно, все жертвоприношения, все церемонии, всё это толком не действует. Силы во всём этом нет. И остаётся только на милость надеяться.

ВОПРОС:

А была у него возможность отказаться от участия в этом ночном побоище? Он принял решение, что должен последовать другу своему, но есть ведь долг с более высокой точки зрения.

ОТВЕТ:

Непонятно. Очень сложно понять…

ВОПРОС:

Законы религии очень сложно понять?

ОТВЕТ:

И законы кармы тоже… Не возможно понять.

ВОПРОС:

В этом же во всём был план Кришны? Там же Ашватхама с Господом Шивой еще что-то…

ОТВЕТ:

Ну да, Шива тоже поучаствовал в этом побоище ночном…Это для меня по-прежнему остаётся загадкой, потому что понятно, что всё – план Кришны, и чтобы мы ни сделали, мы только способствуем плану Кришны… Я тоже думал над этим. Сколько мы глупостей делаем, а Кришна делает так, что в конечном счёте всё соответствует его плану. Но есть знаменитое выражение в Евангелие, где Иисус Христос говорит, что соблазн должен войти в этом мир, но горе тому, через кого он входит. То есть, какие-то плохие вещи должны совершиться, но упаси Господь быть инструментом всего этого.

Я думал ещё о том, что для того, чтобы это было, сердце должно быть абсолютно чистым. А оно может быть чистым полностью…Даже одного долга не хватит. Даже просто если есть в сердце какое-то железное, алмазное чувство долга, даже этого не хватит, чтобы всё это сделать. Похоже, что человек такую чистоту может сохранить, только если любовь в сердце есть. Другого объяснения нет.

ВОПРОС:

По сути дела он должен чувствовать себя орудием в руках судьбы?…Потому что я представляю, как ему было смотреть в глаза Драупади, которая пережила такую боль потери сыновей, и чтобы не дрогнуло ничего…Похоже это и есть предание.

ОТВЕТ:

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришна Сам говорит, что когда человек предаётся, то в тот момент, когда он предаётся полностью, он становится равным Мне и достигает духовного уровня. И это поразительная вещь. Мы все так легко говорим: «Преданный… Предание…» Но до этого уровня надо расти и расти… Это состояние предания реально означает, что человек всё время помнит о Кришне, и у него нет и не может быть в принципе дурных мыслей по отношению к кому бы то ни было. В принципе не может быть дурных мыслей. Поэтому Господь Чайтанья говорит аманина манадена киртания сада хари (Шри Шикшаштака, стих 3) – сердце становится настолько чистым, что просто там нет ничего, там есть Кришна и предание Кришне.

Я давно хотел об этом сказать, это то, что меня всё это время занимает. И мы с Васушрештой немножко говорили на эту тему. Эта сцена в Гефсиманском саду, когда Иисус Христос молится: «Господи мимо меня пронеси эту чашу». Когда он понимает, что с ним должно случиться… И в этих комментариях к двенадцатой главе Шрила Прабхупада тоже самое пишет, он говорит, что Махараджа Парикшиту Кришна защитил во чреве Уттары. И когда его прокляли, он мог бы тоже обратиться за защитой к Кришне. Но он не стал просить, потому что он выше этого был. И вот эта страшная ночь в Гефсиманском саду, когда Иисус оставляет учеников и говорит им: «Бодрствуйте со мной!», а они начинают спать благополучно. А он молится. И так молится, с такой интенсивностью, что кровь выступает у него на лбу. Это был момент предания. На самом деле реальный момент предания, когда принимаю я полностью волю Кришны, – это что-то, что с кровавым потом приходит к человеку. Понятно, что Кришна не посылает нам тех же самых испытаний. Но, так или иначе…

Очень интересно там же в Евангелие сказано, и Пастернак это в своём стихотворении «Гефсиманский сад» говорит:

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы.

Я думал над этим моментом, вот почему я вспомнил эту вещь…До этого Иисус ходил, совершал чудеса какие-то постоянно. И он бы мог снова совершить чудо, поменять сердца людей…Но он отказался от чудотворства и стал опять как смертный, как мы. И этот отказ от чудотворства – это в том числе отказ от своей воли. Хотя до этого он и говорит: «Я не от себя действую. Я доказываю вам только чудесами своими, что меня послал Бог, ничего другого я не делаю, не ради себя это делаю». Но, тем не менее, в этот момент нужно было даже от этого отказаться.

И мы все маленькие чудотворцы, маленькие чудеса можем делать: кто-то может книги распространять, кто-то может диссертации докторские защищать, кто-то может пьесу в стихах писать. До поры до времени всё это важно и нужно, но, в конце концов, отпускаем всё.

ВОПРОС:

Я сегодня лекцию слушал…Как раз Шрила Прабхупада проповедовал французскому священнику, и он говорил, что Иисус Христос…у него тело было духовное…

ОТВЕТ

Когда человек предаётся, у него нет материального. Поэтому Кришна говорит, что он восходит на духовный уровень в этот момент, он достигает духовного уровня. И поэтому, когда мы повторяем гаятри-мантру, особенно гопала-гаятри-мантру, которая является как бы главной гаятри-мантрой, то там есть слово сваха. Сваха – значит «я от своего эго отказываюсь». Сваха – значит обращение к внутренней энергии Господа, переход из сферы действия материальной энергии в сферу действия духовной энергии.

Сваха!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.