Аннотация:
Жизнь – это вечная школа, проблемы современного общества, описание и обоснование темы семинара.
***
Я очень рад видеть всех вас на ретрите. Сегодня утром я интереса ради заглянул в календарь, чтобы посмотреть, как стоят звезды и насколько они благоприятны, для того чтобы начинать такое ответственное дело. На мой взгляд, это самый неблагоприятный день, который можно только выбрать. Суббота, чатурдаши. Криттика накшатра. Я стал думать, что будет? Потом я увидел всех вас, увидел, как вы подняли руки и закричали Харе Кришна, и понял, что все будет хорошо.
На самом деле, я очень рад вас всех видеть здесь. Я очень тронут видеть людей, которые приехали сюда со всей нашей необъятной страны сюда, на этот ретрит, да, и из-за границы тоже. И это само по себе удивительно. Мы знаем, что Кришна, это магнит, который притягивает всех. И святое имя в данном случае притянуло вас всех.
Однажды Шрила Прабхупада стал говорить, что все мои ученики – чистые преданные. Его ученики очень удивились, они стали возражать ему на это, говорить, ну как так, Шрила Прабхупада, разве вы не знаете откуда мы пришли, кто мы такие и что с нами было. Шрила Прабхупада взглянул на них и сказал, это все не важно. Важно то, что вы услышали звук святого имени и прибежали. И это на самом деле показатель чистоты. И то, что мы хотим найти что-то чистое, настоящее в этой жизни, и то, что это тянет нас сюда. И как сказал Арджуна прабху, нет, Шримананда, что это действительно, очень важно для нас общаться лично. Целый год мы общаемся по компьютеру, не видя друг друга, обсуждаем что-то, но очень важно почувствовать тепло друг друга, тепло рук, тепло сердец, тепло голосов, тепло взглядов. У нас по традициям-то выпускной, ретрит каждого года школы джапа-медитации, но настоящий выпускной ретрит или выпускной экзамен школы джапа-медитации случится с каждым из вас еще не скоро. И это будет, вы сами знаете, что. Это будет выпускной экзамен школы джапа-медитации. И если в этот самый критический момент, когда нам придется покидать наше тело, мы вспомним святое имя, то, значит, мы не зря учились в школе джапа-медитации. И вам выдадут посмертный диплом. «Успешно закончил школу джапа-медитации с отличием».
Потому что на самом деле вся наша жизнь должна превратиться в эту школу джапа-медитации. Вся наша жизнь – это школа. И какая школа. Школа, в которой мы постоянно делаем выбор. Выбор между тем, что привлекает нас в реальном мире и тем, что тянет нас куда-то вверх, вдаль, ввысь. Между миром майи, где повторяется рождение, смерть, старость и болезнь и Кришной, который дает нам возможность постоянно существовать в своем самом естественном состоянии, в состоянии любви и служения. Поэтому я очень благодарен вам всем за то, что вы приехали сюда, за то, что вы сделали этот выбор. Я уверен, что у всех вас были какие-то другие альтернативы как можно было провести эту неделю, но сам тот факт, что вы сделали этот выбор и приехали сюда, говорит уже об очень многом. И теперь нам нужно только утвердиться в этом. И я очень надеюсь на то, что ретрит этот еще больше, еще крепче утвердит вас в выборе, который вы сделали.
В конечном счете, мы должны сказать Кришне да, а майе нет. И, чтобы сказать со всей уверенностью… Мы говорим Кришне «да», но не очень уверенно. И говорим майе «нет», но тоже не очень уверенно, так что она не верит нам. И не оставляет наших попыток вернуть нас к себе, но, если здесь, на протяжении этих нескольких дней мы будем видеть других людей, видеть, как они служат святому имени, как они повторяют святое имя, как они погружаются в него, как они пытаются найти в нем все, все, что нам нужно здесь, то это поможет нам еще больше утвердиться в своем выборе. И таким образом по крайней мере какой-то пусть не выпускной экзамен, но мы с вами сдадим.
И если за это время также какие-то вещи отпадут у нас из сердца ненужные, то это тоже будет большой удачей. На самом деле анартхи – это ненужные вещи, но, так как мы держимся за них и не отдаем их, не отпускаем их, они крепко сидят и нам кажется, что они впились в наше сознание.
Буквально вчера один преданный рассказывал мне свою историю, как он прошел через какое-то эмоционально-насыщенное событие в своей жизни и в результате этого он почувствовал, как вдруг что-то отвалилось и у него возникло желание просто общаться с другими, просто помогать другим, просто находиться рядом с другими, что-то делать для других. Он говорит, я почувствовал себя, как будто я летаю, как будто какой-то кусок, огромный кусок имперсонализма свалился у меня с сердца, и я себя другим почувствовал. Мне стало просто легко и счастливо жить вместе с преданными и находиться вместе с ними. Я понял, как это здорово находиться рядом с ними и иметь возможность делать что-то для них. И это тоже безусловно критерий того, что процесс идет. Если за это время помимо того, что какая-то привязанность к святому имени увеличиться, еще и уйдут какие-то материальные привязанности, ненужные, мучающие нас, делающие нашу жизнь сложной, невероятно сложной и запутанной. Делающие наши отношения сложными, то это тоже будет очень здорово.
На самом деле, вся современная жизнь так устроена, что она делает людей все более и более одинокими. Одиночество, изолированность – это удел людей современной цивилизации. И плюс к этому бессмысленность, полная бессмысленность. В этих трех словах суть современной цивилизации. Одиночество, бессмысленность, изолированность от других. И все это гордо называется независимость. Люди стремятся к этой своей жалкой, ничтожной независимости и в результате получают эти вещи. Бессмысленность существования, какое-то страшное сосущее одиночество, ощущение того, что я никому не нужен, полная изолированность от других. Поэтому так важно нам здесь противостоять этому натиску современной культуры и современной цивилизации. Доказать, что смысл жизни не в том, чтобы, что, во-первых, он есть. Этот смысл в том, чтобы действительно научиться любить, научиться служить, научиться жертвовать, научиться радоваться, просто научиться радоваться. Люди забыли как радоваться здесь. Просто так, без всякой причины. Без особого повода. И в том, чтобы общаться с другими, в том, чтобы просто улыбаться друг другу. Говорить друг другу какие-то хорошие вещи и получать в ответ улыбки и добрые слова. Этому всему, помимо всего прочего мы учимся здесь в школе джапа-медитации и, в целом, в ИССКОН. Шрила Прабхупада основал это общество, международное общество сознания Кришны, и он помимо каких-то возвышенных духовных целей ставил перед всеми нами простые цели. Простые, но очень непростые для нас – людей, воспитанных в современном обществе – стать просто хорошими честными людьми, научиться общаться друг с другом, научиться служить друг другу, научиться радоваться друг другу, научиться поддерживать друг друга. Все это фундамент человеческой жизни. Научиться уважать тех, кто старше. Шрила Прабхупада называет это обществом варнашрамы. Как его не назови, это просто здоровое общество, где люди ценят друг друга, люди заботятся друг о друге и не соперничают друг с другом, а пытаются сотрудничать, находят счастье в этом сотрудничестве, в отношениях друг с другом, в тепле, которое они чувствуют друг от друга.
Поэтому нам так важно на время хотя бы выйти за рамки экрана компьютера, вырваться оттуда из виртуальной реальности и оказаться в настоящей реальности, реальности живых человеческих отношений. Это еще одна причина, почему мы здесь и еще одна причина или повод для меня благодарить всех вас.
Что касается моего семинара, то я с очень большой тревогой готовлю его, потому что в начале, когда я только думал над тем, о чем говорить, я подумал и у нас возникла эта идея говорить об эмоциях шаранагати. Я подумал, ну, я сначала немножко в двух словах поговорю о том, что такое эмоции на первой лекции, а потом буду ну как-то объяснять разные эмоции шаранагати, приводить примеры, рассказывать истории. Благо, что историй этих в нашей традиции очень много. Пытаться давать людям какой-то опыт. И я стал в один прекрасный день составлять конспект первой лекции. Заняло у меня это примерно дней 5-6, и понял я, что эту первую лекцию, если я ее расскажу в таком виде, то вам придется день и ночь сидеть и слушать ее. И в конце концов, я понял, что почему бы мне весь семинар, всю эту первую лекцию не превратить в семинар и теперь уже я не знаю, что делать с этой первой лекцией, которая разрослась до 5 лекций и явно не умещается в их рамки. Но при этом почему я говорю о тревоге, потому что в каком-то смысле это будет не очень обычный материал, я буду приводить очень много графиков, каких-то научных данных. Я пытался внутри себя как-то это обосновать. С одной стороны, мне хочется поделиться каким-то более расширенным пониманием. Периодически у меня возникает в сердце сомнение, и я думаю, да зачем это преданным, да зачем это нужно, это у тебя все эти анартхи, тебе обязательно нужно все как-то так, а им не нужно. Они простые люди. Им Харе Кришна повторять и прыгать и все. Зачем ты будешь им головы этим морочить. Вот, ну потом я думаю, ну нет, Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы так или иначе знали, что происходит в мире, и что Шрила Прабхупада в конце концов будет рад, если мы увидим, как великое наследие ведической культуры, как она удивительным образом отражается в зеркале последних достижений науки. И как в общем-то все то, о чем говорилось в ведах сейчас открывается с какой-то другой точки зрения и подается как необычайное открытие, хотя на самом деле, все это уже давно было известно людям ведической культуры, великим мудрецам, отцам основателям. Вот.
Я все-таки рискну, просто потому что вас заморочить, вы не принимайте то, что я буду говорить всерьез, если вам захочется поспать, вы спите. Когда киртан начнется, проснетесь. Но, еще раз, смысл того, о чем я буду рассказывать, будет возникать на стыке того, что написано в «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гите», в каких-то других ведических произведениях или словах ачарьев и того, что сейчас делается в одной из самых современных дисциплин науки, бурно развивающейся. Это наука о мозге, нейрофизиологии, о том, как устроено наше тело. Вот. Потому что это имеет непосредственное отношение к эмоциям. Я буду рассказывать об эмоциях с точки зрения Вед, безусловно. Я буду рассказывать об эмоциях и в основном о каких-то материальных эмоциях и как с ними бороться с точки зрения современной науки. И мне очень хочется верить, что какое-то понимание для тех, кто сможет все это освоить, оно поможет яснее понять, что происходит с нами. Почему иногда какие-то материальные эмоции захлестывают нас, мешают нам сосредоточиться на святом имени. Почему какие-то процессы, происходящие в нашем сознании, так навязчиво держат нас в своем плену. Откуда возникает стресс, почему мы, даже преданные находимся иногда в этом состоянии загнанности и стресса. И почему нам от него надо избавиться. И как от него можно избавиться. И в конечном счете, самое главное, я надеюсь нам удастся вынести из этого материала, это то, каким образом отодвинуть действительно в сторону все эти материальные эмоции, превзойти их и утвердиться в каких-то более возвышенных материальных эмоциях. Таким образом избавиться от унизительных и истощающих нашу душу, сердце и сознание стрессовых эмоций, таких как гнев, жадность, иллюзия, гордыня, вожделение. Каким образом избавиться от страха, который мучает нас. С помощью доступных нам инструментов. Тоже в общем-то знакомых нам эмоций, таких как решимость, благодарность, доверие, смирение, желание служить. Вот. И как с помощью всего этого очистить сердце. Еще раз, если вы не поймете, не расстраивайтесь, это значит, что у вас все в порядке. Если поймете, то тоже не расстраивайтесь, это значит ваше сознание устроено таким образом, так или иначе, это поможет вам как-то решать свои проблемы. Самое главное, на что я надеюсь, это то что действительно, этот семинар поможет нам бросить какой-то не замыленный свежий взгляд на то, что происходит с нами, когда мы повторяем святое имя и может быть получить какие-то инструменты в руки, чтобы мы смогли делать это сосредоточенно, и главное с чувством.
Ну вот, то, о чем будет мой странный семинар. Прошу вас не судите его строго. В крайнем случае можно попросить на кухне тухлые помидоры и на последней лекции выразить свое отношение к этому. У меня будет гирлянда из тухлых помидоров.
Спасибо большое.