Аннотация:
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, продолжая тему «О любви», начатую его собеседником, говорит, что только с любовью к Богу, соединившись с безграничным, мы можем полностью избавиться от болезненного ощущения собственной неполноценности, неполноты, несамодостаточности, ограниченности. В конце беседы Махарадж цитирует высказывания о любви Эриха Фромма, одного из лучших психологов 20-го века.
Есть у кого-то какие-то темы на обсуждение?
(Реплика из зала: «О любви»)
О любви…
(Реплика из зала: «Эту тему Вы как, готовы обсуждать?»)
Как говорит Апостол Павел: «Любовь милосердствует, долго терпит, но в сердце-то вот…»
О любви. Хочешь начать?
(Реплика из зала: «Я поддержу, могу начать, как скажете».)
Давай начинай.
(Реплика из зала: «Ну что, любовь движет всеми нами, это изначальный мотив всех остальных мотивов, каков бы мотив ни был, даже мотив освобождения, когда очистить его, можно понять, что за ним кроется: бесконечное желание любить, проявлять любовь, взаимодействовать в любви.
Как-то в одной из… Когда я составлял план, там один из пунктов у меня был: понять себя и полюбить себя. И гурудев меня поправил, он сказал, что в любви нужно, чтоб было два участника. Сам себя не можешь любить, то есть нужно, чтобы был какой-то объект, отличный от тебя. Вот, и он привел, что нельзя любить… полюбить — надо принять себя. Вот, и с тех пор я более глубоко понял понятие «любить», любить — это обязательно кто-то вне меня, и все мы так или иначе имеем опыт этой любви, независимо от нашего пола или вероисповедания. Все помнят эту любовь и все к ней так или иначе в том или ином виде стремятся. И она в течение жизни видоизменяется: вначале это первая влюбленность, потом более зрелая любовь, потом уже любовь к детям, любовь к друзьям. Постепенно проходя эти стадии любви, в итоге ты приходишь к пониманию, что, похоже, есть более высшая любовь — любовь к Богу. И это естественная вещь, и она сама в свой черед приходит и вызревает, согласно идеальному плану Бога. В какой-то момент у меня пришло это понимание, как это участвовать в любви Бога, то есть мы сами по себе не можем удовлетворить ту любовь, которую Кришна жаждет, мы такие маленькие, но мы можем быть частью той любви, которую дарит Ему Радха, то есть мы можем как бы какую-то вот особую грань в служении Радхи, которую она осуществляет, и это привносит особый вкус Кришне.
Сегодня, когда мне делали массаж, я думал: «Господи, я так Тебе благодарен, такой безумно классный массаж, как Ты заботишься обо мне, сколько Ты для меня делаешь», просто повторял: «спасибо Тебе большое за все это». И благодарность — это одно из проявлений любви, начальная. Ну вот, несколько слов»).
Я добавлю немножко. Я тоже думал над этим. Мы все очень болезненно ощущаем свою неполноту, неполноценность. Все наши комплексы психологические: комплекс неполноценности, комплекс превосходства, зависть, гордыня, которая у нас есть — это все на самом деле разные формы этого болезненного ощущения собственной неполноценности, неполноты, несамодостаточности что ли. Когда мы завидуем кому-то, мы тем самым говорим, что: «У тебя есть что-то, чего у меня нет, и я хочу, я хочу быть полнее, я хочу этой полноты».
Вот. И люди пытаются реализовать эту полноту неправильными способами, пытаясь забрать у кого-то что-то, пытаясь, опять же, позавидовать или лишить кого-то чего-то, или в каких-то, ну, то есть, самый распространенный случай — это когда мужчина и женщина сходятся друг с другом или притяжение между ними, оно тоже основано на том, что человек видит, что-то другое и хочет как бы соединиться с этим другим, чтобы возместить свою неполноту.
Вот, и, в сущности, вот эти неправильные способы, скажем так, ошибочные способы какие-то, какие-то лежащие на поверхности инстинктивные способы преодолеть свою неполноту или ограниченность, они в конце концов удовлетворения не приносят.
Человек обретает что-то: богатство или еще что-то, но он понимает, что он несчастен.
Притху прабху рассказывает про Джорджа Харрисона. Они встречались с ним, и он спросил у Джорджа: «Джордж, — это было в марте, в конце марта, судя по всему, — сколько ты в этом году заработал денег?» Джордж говорит: «Девяносто миллионов долларов». По миллиону долларов в день. И Притху прабху у него спрашивает… Так, теперь, ну, неплохой заработок: миллион долларов в день, достойный заработок. Притху у него спрашивает: «Ты счастлив?» Он говорит: «Нет, мне приходится за это платить такую жестокую цену: страх, одиночество, депрессии». Он находился в этом состоянии изоляции, он окружил свой дом трехметровой стеной, свое поместье огромнейшее, чтоб никто не залез. Ходили люди, сторожили, и все равно кто-то залез.
Вот. Ну, то есть, опять же, вот есть некий драйв восполнить это все. И люди пытаются это сделать механическим способом. А на самом деле любовь — это есть единственный способ реализовать это, потому что, когда мы любим кого-то, мы как бы становимся больше, мы выходим за пределы самого себя.
Вот. И из истории человечества мы знаем, что любовь заставляет человека подвиги делать, он превосходит самого себя, и именно потому, что он обретает некую внутреннюю полноту.
Люди пытаются эту полноту обрести механическими способами, и ничего не получается, полноты нет, пустота остается, потому что дырка внутри не заполняется. Когда есть любовь, то тогда происходит эта наполненность и соединение, и поэтому любить всегда нужно кого-то еще. Поэтому любить себя невозможно. Любить — значит выходить за пределы себя, значит выходить, превосходить себя, расширять себя, видеть себя вне себя, ну, скажем, себя и еще кого-то. И, в конечном счете, поэтому кульминация любви — это любовь к Богу. Когда с любовью к Богу я полностью избавляюсь от своей ограниченности и соединяюсь с этим безграничным.
Даже небольшая любовь в материальном мире, она позволяет человеку раскрепоститься, убрать какие-то рамки, в которые мы сами себя вместили: рамки ума и рамки тела.
Ну вот, по крайней мере теория, то о чем я думаю, как человек с помощью любви… На санскрите дух называется брахман. И мы брахман, ахам брахмасми — я есть брахман, я есть дух. И слово брахман очень интересное, бримхати ити брахман. Брахман — это тот, кто расширяется сам, то есть сам постоянно становится больше. Мы знаем, что у духа есть эта склонность к расширению, дух никогда не довольствуется, ему нужно все время расширяться и экспансироваться. По-разному проявляется в материальном мире. И брахман ити и дух, это который так же как… У слова брахман есть также другое значение — это тот, кто возвышает других, тот кто других делает больше, тот кто помогает другим выйти за пределы самого себя. Дух все время, так сказать, пытается расшириться, выйти за пределы самого себя, и он помогает также другим стать больше. То есть вот оно: любить и быть любимым. Любить — значит выходить за пределы самого себя, быть любимым — значит помогать другим это делать или возвышать других. Ну, то есть, два слова.
(Вопрос из зала: «А на практике?»)
На практике? На практике надо что-то делать. На практике надо что-то конкретное делать, любовь всегда конкретна, любовь не абстрактна. Поэтому Кришна говорит: «Любишь меня, листочек хотя бы дай, Я на многое-то не рассчитываю. Листочек, ягодку какую-нибудь, водички немного».
Мне очень понравились слова, правда не знаю: правда это или нет, Эриха Фромма — это психолог очень хороший, один из лучших психологов 20-го века. И он тоже о любви говорит интересную вещь. Я сейчас попытаюсь прочитать: «Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, человек открывает себя, открывает другого, открывает человека. Переживание любви — единственный ответ на вопрос: что означает быть человеком. И только любовь может служить гарантией душевного здоровья. Для большинства людей, — это говорит психолог, он знает, — для большинства людей проблема любви, прежде всего, заключается в том, как быть любимым. На самом же деле быть любимым гораздо легче, чем любить самому. Любовь — это искусство, и ею нужно овладеть так же, как любым другим видом искусства. Любовь — это всегда действие, проявление силы человеческой натуры, которое возможно только при условии полной свободы и никогда — вследствие принуждения. Любовь не может быть пассивным проявлением чувства, она всегда активна. В состояние любви нельзя „впасть“, в нем можно только „пребывать“».
Вот на этой оптимистической ноте можно завершить нашу беседу.