Аннотация:
Авторитетно ли повторять святое имя молча? Шрила Прабхупада подчеркивает тот момент, что святое имя должно быть слышимо нами. Святое имя может обуздать наш ум, беда в том, что у нас нет доверия к святому имени. Шрила Рупа Госвами говорит о трех способах повторения джапы: в уме, шепотом и громко. Шрила Харидас Тхакур прославляет громкое повторение святых имен. Преданные никогда не повторяют святое имя только в уме, они любят звук святого имени. Человек может повторять святое имя в уме, когда его ум обуздан и в уме, в сердце, в сознании человека нет ничего кроме святого имени. Для этого нужно потрудиться и повторять святое имя отчетливо. В этом смысл утверждения Шрилы Прабхупады.
ЛЕКЦИЯ: Харе Кришна, дорогие вайшнавы! За последнее время несколько учеников задали мне примерно похожий вопрос: авторитетно ли повторять святое имя молча, просто в уме. И я решил ответить на этот вопрос всем сразу, потому что практика повторения святого имени является самой важной частью нашей садханы. И делать это нужно правильно, с пониманием того, что должно происходить, и как.
На самом деле ответ на этот вопрос достаточно однозначен, абсолютно однозначен, я бы сказал. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к 17 главе Ади лилы «Шри Чайтаньи-чаритамриты», 32 стиху: «Поэтому необходимо повторять маха-мантру в соответствии с принципами, изложенными в приведенном выше стихе: тринад апи су-ничена тарор ива сахишнуна. В этой связи нужно отметить, что в повторении святого имени обязательно должны участвовать язык и губы. Слова «Харе Кришна» следует произносить с большой отчетливостью; они должны быть ясно слышимы. Иногда, повторяя святые имена, вместо того, чтобы правильно произносить их с помощью губ и языка, люди механически издают какой-то свист и шипение. Повторять святое имя очень просто, но необходимо практиковать это со всей серьезностью». Шрила Прабхупада подчеркивает тот момент, что святое имя должно быть слышимо нами.
И в связи с этим есть интересный эпизод, когда один из его учеников обратился к Шриле Прабхупаде с просьбой или даже с мольбой: «Шрила Прабхупада, мне очень сложно контролировать свой ум, когда я повторяю Харе Кришна». Шрила Прабхупада не притворно удивился. Его ответ заслуживает очень серьезного внимания, он сказал: «А причем тут вообще ум? Языком нужно произносить имя, а ушами нужно его слушать. Причем здесь ум?» Что хочет подчеркнуть в этом ответе Шрила Прабхупада, это то, что все искусственные способы контроля над умом они в конце концов не приведут ни к какому результату. Единственный способ действительно овладеть своим умом – это повторять святое имя и при этом очень хорошо понимать, что именно святое имя может сделать все, что необходимо, в том числе и обуздать наш ум. Если мы будем стараться делать это, то тогда очень просто и легко ум в конечном счете подчинится нам. Беда заключается в том, что у нас нет доверия к звуку святого имени. В ответе Шрилы Прабхупады содержится его непоколебимая вера в то, что один звук святого имени может сделать все, то есть в конечном счете понимание того, что святое имя Господа неотлично от самого Господа. То, что нам приходится искусственным образом контролировать свой ум выдает недостаток веры в святое имя.
Теперь, если ссылаться на других ачарьев, то Шрила Рупа Госвами говорит в «Бхакти-расамирита-синдху», что есть три способа повторения джапы, определяет джапу как один из элементов садханы. И он говорит, что можно повторять святое имя в уме манасика, можно повторять святое имя упамшу, то есть так, чтобы оно было слышно только нам – это будет шепот. И, наконец, можно повторять святое имя громко, и это по сути дела будет киртан.
И мы знаем, что нама-ачарья Шрила Харидас Тхакур свои три лакха святых имен повторял именно таким образом. Он повторял громко, потом шепотом и потом в уме. Именно в такой последовательности. При этом сам нама-ачарья Шрила Харидас Тхакур прославляет громкое прославление святого имени, говоря, что оно в 100 раз более благоприятно, чем тихое повторение святого имени, потому что таким образом мы даем возможность услышать святое имя другим живым существам, которые находятся рядом и освобождаем их. Он имел в виду деревья или траву, когда человек повторяет святое имя на природе, но даже если человек повторяет святое имя в комнате, то все равно, гораздо больше шансов в том, что он буде слушать святое имя, если он будет повторять его громко и отчетливо.
И в связи с этим нужно определить правило, все-таки в каких случаях, когда нужно или можно повторять святое имя только в уме. На самом деле ответ на этот вопрос тоже очень прост. Преданные никогда не повторяют святое имя только в уме. Они любят сам звук святого имени, им нравится слышать этот звук, и поэтому они при всякой возможности произносят его вслух. Но в некоторых ситуациях нам нужно повторять святое имя в уме, и это можно делать только тогда, когда у нас не осталось никаких других мыслей в нашем уме, то есть громкое повторение святого имени в конце концов должно обуздать наш ум. Как говорит Шрила Прабхупада, когда наш ум обуздан и в уме, в сердце, в сознании человека нет ничего кроме святого имени, он все время слышит звук святого имени. Как иногда бывает у нас после киртанов, когда мы в течение долгого времени поем, и никаких мыслей не остается. В этом случае человек может действительно, реально повторять святое имя в уме. Если же он не достиг этого уровня, и даже при громком повторении у него в уме остаются какие-то мысли, то однозначно совершенно, он не должен повторять святое имя в уме. Достигнув этого уровня, он может иногда повторять его просебя, как это делал нама-ачарья Харидас Тхакур, но для этого нужно как следует потрудиться, когда действительно в нашем уме не останется ничего кроме звука святого имени, то есть по сути дела наш ум полностью перестроиться и звук святого имени будет очень жестко вписан в матрицу нашего ума, и все остальные мысли вытеснятся. В противном случае мантра не будет мантрой, потому что мантра – мананат трайате ити мантраха, в соответствии с определениями, то, что защищает нас от излишней склонности думать, от всевозможных мыслей.
Так вот, нужно достичь этого состояния, когда мантра вытеснит все остальные мысли и тогда естественным образом все время в нашем уме будет звучать только мантра, и когда нам нужно какие-то другие мысли по нашему желанию будут приходить к нам в ум. И в этом, собственно, смысл утверждения Шрилы Прабхупады, когда он сказал, что ум не при чем. Чтобы обуздать ум, овладеть умом, нужно просто повторять святое имя отчетливо и научиться делать это правильно.
Харе Кришна! Спасибо большое!