Мадхурья-бхава. Варшана. 06.03.2019

Аннотация:

Причина прихода Шри Чайтаньи Махапрабху. Красота — в глазах любящего. Sambandha-jnan. На Варшане все женщины, и даже Кришна. Место, где Кришна пасет Своих коров. Желание обрести Кришну. Самое большое богатство. ״Стать гостем в Твоём доме״. Parakiya-rasa. Четыре характеристики любви уровня anuraga. История Шачинанданы Бабаджи. Лилы Кришны и Шримати Радхарани. 

Мы начинали с вами нашу парикраму в Имлитале, где говорили о трех желаниях Шри Чайтаньи Махапрабху.

 

śrī-rādhāyāḥ praṇaya-mahimā kīdṛśo vānayaivā-

svādyo yenādbhuta-madhurimā kīdṛśo vā madīyaḥ

saukhyaṁ cāsyā mad-anubhavataḥ kīdṛśaṁ veti lobhāt

tad-bhāvāḍhyaḥ samajani śacī-garbha-sindhau harīnduh

 

Чайтанья Махапрабху пришел для того, чтобы исполнить три Своих желания.  Первое желание какое? Понять величие любви. Что это за эмоция? Что это за чувство, которое испытывает Шримати Радхарани по отношению к Нему. Что это за чувство, которое выводит Его из равновесия? Которое заставляет все живые и не живые существа войти в резонанс с этим чувством. Поняв, что это за любовь или что это за жажда, можно увидеть красоту Кришны. Потому что красота — в глазах любящего. Кришна хотел увидеть Себя Ее глазами. Это возможно только если мы поймем что это за любовь. Когда мы увидим красоту Кришны. Мы сможем ощутить счастье, которое Она испытывает. Три этих желания связаны друг с другом. Так же как связаны между собой самбандха, абхидейа и прайоджана.

Самбандха, любовь притягивает нас. Вначале нас должно притянуть что-то. Вначале мы чувствуем, что-то необычное, и нам хочется почувствовать, то что чувствуют эти люди танцующие на улице, поющие Святые Имена, не обращающие ни на кого внимание, одетые в странные одежды. Это дает нам определенное видение. Sambandha-jnan меняет наше зрение. Sambandha-jnan превращает мир в нечто другое. Мы начинаем видеть весь по другому. Мы начинаем видеть себя по другому, людей по-другому. В конце концов к нам приходит прайоджана или опыт любви, настоящей любви.

Шрила Джива Госвами рассказывает, что однажды здесь на Варшане. Кришна переоделся женщиной. Кришна здесь часто переодевается женщиной, а когда Он не переодевается, Его переодевают. Это глубокая таттва. Здесь на Варшане все — женщины, и даже Кришна. Потому, что тут царит изначальная женская энергия, энергия любви, доброты, тепла. Одевшись женщиной. Он не просто женщиной оделся, Он оделся цыганкой. Знаете как одеваются цыганки? Серьги большие. Он немножко замотался, чтобы Его не узнали. И у цыганок усики растут иногда. У Него была пёстрая юбка, шаль. Он пришел сюда, чтобы погадать. Цыгане, что делают? Цыгане гадают.

Шрила Джива Госвами описывает эту лилу, когда Он встретил повелительницу этого места, Госпожу этого места, она присмотрелась к цыганке и Ей показалось, цыганка чем-то удивительно до боли знакомой. Цыганка стала рассказывать, как она все знает, как училась астрологии, как она может гадать по рукам, как она видит будущее, как она может разложить карты, как она может погадать на кофейной гуще. Она рассказала обо всех своих искусствах. Тогда Повелительница этого места решила задать Ей вопрос. Она спросила у Нее:

— Живя в каком месте, человек будет испытывать самое большое блаженство?

Хороший вопрос? Мы все ищем место, живя в котором, мы будем чувствовать самое большое счастье. Кришна в образе цыганки ответил. Что Он ответил? Варшана? Нет.

Он ответил:

— То место, где Кришна пасет Своих коров. Там человек испытывает самое большое блаженство.

Она задала Ему второй вопрос:

— Скажи Мне пожалуйста, в чем самая суть и самый смысл жизни?

Как по вашему, в чем самый суть и самый смысл жизни?

Кришна ответил Ей:

— Суть и смысл жизни петь о лилах Кришны.

Согласны с этим? Да. Когда человек поет о лилах Кришны, то понимание сути приходит к нему. Шримати Радхарани не унималась, Она задала третий вопрос:

— Что приносит человеку самую большую удачу?

Как по вашему, что приносит человеку самую большую удачу?

— Желание обрести Кришну.

Если у человека есть это желание, то благодаря этому желанию все остальные желания уйдут из сердца. А желания — это источник страданий, все остальные желания, кроме этого желания. Самая большая удача, все несчастья сыплются на нашу голову только потому что в нашем сердце слишком много желаний. Согласны с этим? Да. Ну, пожалуйста согласитесь. Если не согласны, то я думаю, что вам еще придется помучаться. Но Кришна, не зря Цыганка училась всему этому искусству. Сказал очень важную вещь: «Самую большую удачу приносит желание обрести Кришну». Тогда Шримати Радхарани спросила:

— В чем самое большое богатство? Какое самое большое богатство в этом мире?

Как по вашему, какое самое большое богатство? Кришна сказал:

— Красота Кришны — самое большое богатство.

Согласны? Да. Тогда Она задала последний вопрос:

— А в чем самое большое достижение в этой жизни? Как можно мерить успех этой жизни? По какому критерию человек может измерять успех? Кришна ответил:

— Любовь к Кришне.

Это самая большая удача и самая большой успех. Если у человека есть любовь к Богу, ему ничего другого не нужно. Запомнили эти пять вопросов? Тогда Шримати Радхарани еще внимательнее присмотрелась к Нему и сказала:

— Теперь Я поняла, что это за цыганка.

Мы находимся с вами в этом удивительном месте. Как я уже говорил, нужно относиться к нему с необычайным пиететом. Ни в коем случае нельзя удешевлять все то, что происходит здесь прямо сейчас в этом месте. Игры Кришны вечные. Лилы Кришны проходят прямо сейчас, здесь. И мы, всего лишь на всего, посторонние люди, вторгшиеся сюда. Но Прабодхананда Сарасвати. У посторонних людей есть свое преимущество. В одной из молитв «Радха-расы Суддханидхи» Прабходананда Сарасвати молит: “Когда же я стану гостем в Твоем доме?” Потому что, по законам гостеприимства,  гостя нужно принять, нужно уложить, нужно оставить у себя.

Поэтому Прабодхананда Сарасвати говорит: «Когда же я стану этим гостем у дверей Твоего дома?» Это должна быть наша молитва, «Когда же наконец я стану гостем? Когда Ты примешь меня». Иначе говоря, когда Ты примешь меня? Потому что гостя положено принимать, гостя нельзя не принимать. Нам с вами очень повезло сегодня — мы пришли в гости, и нас приняли. Сначала мы встретили Винод Бихари Бабу, потом мы встретили Рамеш Бабу, обитателей этого места. Я попросил его благословения для всей группы. Он сказал: «Пусть они очень скоро обретут Кришну».  Харибол! Я сам не ожидал такого. Но находясь здесь, еще раз мы должны очень хорошо понимать эти чувства или эти лилы которые протекают здесь не просто мирские лилы, не просто истории про юношу и девушку.

Я прочитаю сейчас несколько стихов из «Шри Чайтаньи-чаритамриты», чтобы мы вошли в это настроение, и чтобы мы прониклись этим настроением, чтобы мы ни в коем случае не воспринимали все это как некие материальные истории. Четвертая глава Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты» описывает  славу любви Шримати Радхарани, ради которой Кришна пришел сюда, в этот мир. Это очень возвышенная глава. Я прочитаю несколько стихов начиная с 42 стиха.

dāsya, sakhya, vātsalya, āra ye śṛṅgāra

cāri prema, catur-vidha bhakta-i ādhāra

Существуют четыре категории преданных, их любовь к Богу проявляется в четырех расах: в служении, дружбе, в родительской или в супружеской любви.

nija nija bhāva sabe śreṣṭha kari’ māne

nija-bhāve kare kṛṣṇa-sukha āsvādane

Каждый из этих преданных считает свое чувство к Господу самым лучшим, и в таком умонастроении черпает великое счастье в общении с Кришной.

taṭastha ha-iyā mane vicāra yadi kari

saba rasa haite śṛṅgāre adhika mādhurī

Однако говорит Кришна Дас Кавирадж Госвами, татастха хайа мане если мы займем нейтральную позицию, то есть будем судить абсолютно беспристрастно, не будем становиться на позицию каждого из этих преданных. С точки зрения каждого из преданных его раса самая лучшая. Однако если мы займем позиции татхастхи, то есть посмотрим немножечко со стороны, отстраненно, или как еще позиция татхастхи называется? Да, позиция наблюдателя. Если мы займем эту самую пресловутую позицию  наблюдателя  vicāra yadi kari, и подумаем как следует   saba rasa haite śṛṅgāre adhika mādhuri, то из всех рас шрингара раса адхика мадхури, что значит? Самая сладкая. Сладостнее всех остальных. Если беспристрастно сравнить все расы, обнаружиться что супружеские отношения слаще всех остальных.

Шрила Прабхупада пишет в комментарии:

В духовных отношениях с Господом нет лучших и худших ибо в абсолютном мире все равны. Но хотя там все отношения абсолютны, между ними есть трансцендентные различия. Так супружеские духовные любовные отношения с Господом считаются верхом совершенства.

И после этого Кришнадас Кавирадж Госвами приводит стих из «Бхакти Расамрита Синдху» (2.5.38):

yathottaram asau svāda-viśeṣollāsamayy api |

ratir vāsanayā svādvī bhāsate kāpi kasyacit ||2.5.38||

От вкуса к вкусу любовь к Кришне нарастает. Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего вкуса проявляется в супружеских отношениях с Господом.

yathottaram, одно выше другого.  asau svāda  значит вкусный, обладающий вкусом,      svāda-viśeṣollāsamayy    конкретным вкусом вишеш улас, уласа майи.  viśeṣollāsamayy   значит очень большой энтузиазм, воодушевление. Каждый кто испытывает любовь к Кришне чувствует это необычайное воодушевление любви и хотя каждый испытывает это воодушевление любви,  ratir vāsanayā svādvī bhāsate kāpi kasyacit  самое высшая любовь, сладость проявляется, для каждого преданного в его отношениях самые сладкие его отношения.

ataeva madhura rasa kahi tāra nāma

svakīyā-parakīyā-bhāve dvi-vidha saṁsthāna

Поэтому я называю ее мадхура расой, она бывает двух видов: любовь в браке и любовь вне брака. Какая слаще? Те, кто не давал обеты, могут в этом убедиться. Харе Кришна. Еще раз, — это дурная шутка.

parakīyā-bhāve ati rasera ullāsa

vraja vinā ihāra anyatra nāhi vāsa

Внебрачная супружеская любовь исполнена высочайшей расы, такую любовь не найти нигде кроме Враджа.

И это факт.

vraja-vadhū-gaṇera ei bhāva niravadhi

tāra madhye śrī-rādhāya bhāvera avadhi

В сердцах девушек Враджа эта любовь беспредельна. Но совершенства она достигает у Шри Радхи.

prauḍha nirmala-bhāva prema sarvottama

kṛṣṇera mādhurya-rasa-āsvāda-kāraṇa

Ее чистая зрелая любовь не знает себе равных. Она дарует Господу Кришне возможность ощутить всю сладость супружеских отношений.

ataeva sei bhāva aṅgīkāra kari’

sādhilena nija vāñchā gaurāṅga-śrī-hari

Поэтому Господь Гауранга, Сам Шри Хари проникся чувствами Радхи и тем самым исполнил свои заветные желания.

Прочитаю сейчас длинный комментарий Шрилы Прабхупады к этому стиху но очень важный для нас.

Из четырех видов любовных отношений — дасьи, сакхьи, ватсальи и мадхурьи — мадхурья считается самой совершенной. Супружеские отношения с Господом проявляются в двух формах: свакия и паракия. Свакия — это отношения с Кришной как с законным супругом, а паракия — отношения с Ним как с возлюбленным. Знатоки утверждают, что божественный вкус паракия-расы выше, ибо таким отношениям присуща бо́льшая степень эмоциональной напряженности. Подобные отношения с Кришной предполагают исключительно глубокую любовь и преданность Ему, ибо внебрачные связи осуждаются в обществе. Риск, присущий паракия-расе, дает ей превосходство над любовными отношениями, в которых такого риска нет. Однако подобный риск имеет ценность только в духовном мире. Любовь к Богу категорий свакия и паракия не существует в материальном мире, а паракия-расу не увидеть даже на Вайкунтхе: она встречается лишь в той части Голоки Вриндаваны, которую называют Враджем.

Некоторые преданные считают, что Кришна вечно наслаждается на Голоке Вриндаване и только иногда нисходит во Врадж, чтобы вкусить паракия-расу. Однако шестеро Госвами Вриндавана объяснили, что игры Кришны во Врадже вечны, как вечны Его деяния на Голоке Вриндаване. Врадж — это сокровенная часть Голоки Вриндаваны. Придя в этот мир, Кришна явил на земле Враджа те лилы, каким Он вечно предается во Врадже на Голоке Вриндаване, а там всегда проявлена паракия-раса.

В третьей главе этой эпической поэмы Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами убедительно доказал, что в конце Двапара-юги двадцать восьмой чатур-юги правления Вайвасваты Ману Кришна приходит в этот мир вместе с Враджадхамой — местом самых сокровенных Его игр. Господь являет Себя на земле с помощью Своей внутренней энергии, и точно так же, без всякой посторонней помощи, Он проявляет здесь Свое окружение и обитель. В «Чайтанья-чаритамрите» уже говорилось, что паракия-раса возможна лишь в духовном царстве, и нигде больше. Это высочайшее проявление экстаза встречается только в самой сокровенной части духовного мира, однако по милости Господа мы можем заглянуть в скрытый от посторонних глаз Врадж.

Божественная раса, которой наслаждаются гопи во Врадже, с наибольшей силой выражена в Шримати Радхарани. Радха во всей полноте проявляет духовное настроение супружеской любви, и Ее чувства непостижимы даже для Самого Господа. Ее безграничная любовь и преданность — это высшее проявление духовного экстаза. Никто глубже Ее не может наслаждаться качествами Господа в этой высочайшей духовной расе. Вот почему Господь пожелал встать на место Радхарани и принял облик Господа Шри Гауранги. Это позволило Ему насладиться вкусом возвышенной паракия-расы, которая царит в трансцендентной обители Враджа.

Шрила Прабхупада Ки Джай!

Шри Гауранга Махапрабху Ки Джай!

Еще раз, очень важная вещь, любовь — это чисто духовно. И паракийа — это всего лишь внешность, всего лишь бхава, которая предает особую остроту этим лилам. Вайшнавы объясняют, что духовный мир отражается здесь, в воде эгоистического желания. Материальный мир — это отражение духовной реальности в зеркале нашего эгоизма. Все то, что занимает самое высокое положение в духовном мире, в материальном мире занимает самое низкое положение. Шрила Прабхупада снова и снова предостерегает нас от попыток имитировать эту любовь. На самом деле перед этой любовью можно только преклоняться, и ждать, когда святое имя по своей милости приоткроет нам завесу, которая сейчас скрывает ее от нас. Когда святое имя уберет тьму невежества из нашего сердца, и осветит необычайным светом внутренний мир, проявит нашу внутреннюю духовную форму, и позволит нам вступить или почувствовать эти отношения любви, в конце в концов вступить в них. Любовь Шримати Радхарани достигает необычайных вершин. Мы с вами говорили о любви в шанта-расе, где любви почти нет, но есть чистота, есть решимость, есть чистота, есть отрешенность. Любовь в дасйа-расе впервые выступает на сцену, поэтому тут говорится что в четырех расах есть любовь. В дасйа-расе появляется эта mamata — желание сделать что-то. В дасйа-расе появляется смирение, это смирение, желание сделать что-то mamata, чувство собственности по отношению к Кришне усиливается, когда любовь достигает сакхйа-расы и преданные на равных общаются с Кришной. Эта любовь называется pranaya, когда нет разницы между Кришной и преданными, когда разница стирается. Когда они становятся настолько близко, что они полностью отождествляют себя друг с другом. Любовь становится еще сильнее на уровне ватсалья-расы, когда преданный считает себя в чем-то выше Господа. Считает себя превосходящим Его, и считает своим долгом защищать Его. И мы говорили о том, что на этом уровне любовь достигает ступени anuraga. Но на уровне мадхура-расы. После pranaya идет sneha, после  sneha идет man, после man идет raga, после raga идет anuraga. Но любовь на уровне мадхура-расы поднимается гораздо выше, она достигает уровня бхавы, махабхавы, наданакйа махабхавы и так далее. Шрила Рупа Госвами описал все эти проявления любви которые для нас. Опять же издалека мы можем кланяться им. Просто для того, чтобы мы оценили, что это не обычная любовь я расскажу лилу которую я затронул и уже немножечко рассказал. Которая проходил в Прем-Сароваре, недалеко от сюда, в нескольких километрах отсюда. Лила которая показала уровень prema-vaicitya.

Рупа Госвами объясняет что когда любовь достигает степени анураги то есть очень, ну невозможно даже описать это. В принципе невозможно описать, нет таких слов. Но просто послушайте как она проявляется. Шрила Рупа Госвами говорит, что у такой любви есть четыре характеристики:

Первая характеристика этой любви на уровне анураги — когда любовь такая сильная, что любовь становится такой сильной, что любящий полностью уверен в том, что его возлюбленный будет подчиняться ему и делать все, что он хочет.

Однажды Шримати Радхарани сказала, что «Я не боюсь, когда Кришна уходит к кому еще. Мне совершенно не страшно». У Нее спросили:

— Почему Ты не боишься?

Она сказала:

— Потому что Кришна никогда не сможет любить других так как Он любит Меня.

Ей задали совершенно закономерный вопрос:

— Почему Ты так уверенна в том, что Кришна никогда не сможет любить других так как Он любит Тебя?

Она сказала:

— Потому что Кришна, Сам говорит в Бхагавад Гите

ye yatha mam prapadyante

tams tathaiva bhajamy aham

mama vartmanuvartante

manusyah partha sarvasah

и так как Я люблю Его сильнее всех Мне не страшно. Он никогда не сможет любить так же сильно как Меня, других, потому что Я Его люблю сильнее других.

Иначе говоря, на этом уровне у людей появляется абсолютная полная уверенность — Он Мой! Никуда Он не денется.

Не забывайте, что в материальном мире такой любви НЕТ! Сила этой любви так чиста и так абсолютна, что любящий знает: «Мой возлюбленный будет делать все то, что я хочу».

Другое проявление безумия этой любви в том, что в какой-то момент любящий хочет стать неодушевленным предметом. Теперь, кто из вас хочет стать неодушевленным предметом? Кто-то хочет? Кто-то хочет стать столом, стулом? Шримати Радхарани в Вену Гите говорит:

— Я хочу стать флейтой Кришны.

Когда Ей говорят:

— Ты хочешь стать флейтой? Она деревянная.

Она говорит:

— Да, Я хочу стать флейтой Кришны. Я хочу родиться этим бамбуком, чтобы Меня спилили и сделали во Мне дырки, это будет самым большим счастьем, потому что флейта находится всегда рядом с устами Кришны.

Это еще раз, это не фантазия. Это искреннее желание, Она хочет стать флейтой Кришны. Она завидует неодушевленным предметам которые могут находиться рядом с Кришной, с Ее возлюбленным.

Третье проявление анураги, одного из высших проявлений любви в том, что человек видит sphurthi, в мистическом видении перед ним появляется Его возлюбленная, или Ее возлюбленный. Когда Он появляется, Она не знает, видение это, или Он — реален? Иногда это видение реальнее, чем реальный Кришна.

Это четвертое проявление анураги — према вайчитья и произошло на Прем-Сароваре. Чтобы еще раз мы убедились в том, что такой любви не бывает. Кто-то может подумать, ну заставить подчиняться своего преданного, своего мужа я, так или иначе, смогу, так своей любовью я его подчиню, хорошо. Кому-то может показаться, что в разлуке он увидит, или во сне он увидит своего возлюбленного. Но према-вайчитьи в материальном мире точно не бывает.

Говорят что однажды, там на берегах Према саровара, которого там еще не было, в Премаване, там замечательный лес, который называется лесом любви. Радха и Кришна находились в уединенной кундже, находясь в этой уединенной кундже Они наслаждались лилами друг с другом, и поставили сторожем Мадхумангала, Мадхумангал очень доверенный друг, он все знает, он брахман, от него не скроешь все равно ничего. Он ходил и сторожил вокруг этой кунджи с палкой, отгонял обезьян и всех остальных. В какой-то момент в эту кунджу залетел шмель. Шмель этот привлеченный запахом гирлянды Кришны, какое-то время вился вокруг этой гирлянды, но потом понял, что что-то пахнет лучше. Что аромат лотосов который исходил от гирлянды Кришны полностью затмевается ароматом лотосов которые исходят от лотосного лица Шримати Радхарани. Этот шмель стал виться вокруг Неё. Она пыталась отогнать его, но шмель пытался сесть в этот лотос, чтобы напиться нектара. Когда Мадхумангал почувствовал что что-то не так происходит, он воинственно ворвался в эту кунджу, и увидел что ему нужно будет сейчас исполнить миссию своей жизни, и радостный он ринулся в бой. С палкой своей он стал отгонять этого шмеля. В конце концов он выгнал этого шмеля, так что шмель опрометью кинулся оттуда. Мадхумангал торжественно, с видом победителя ворвался в кунджу и закричал:

— Мадхусудан улетел, больше никогда не придет. Он ушел и больше никогда не вернется.

Когда Радха услышала это — «Мадхусудана ушел и больше никогда не вернется», Она забилась в плачь и в рыданиях. Он ушел и больше никогда не вернется. Кришна сидит прямо перед Ней, Она не видит Его.

Шрила Рупа Госвами объясняет, каким образом появляется это. Чтобы мы чуть-чуть поняли силу этой любви. Радха когда Она видит Кришну, Она не может одновременно, когда любовь Ее достигает этой степени интенсивности, Она не может одновременно видеть Кришну и ощущать Его качества. Она либо видит Кришну, либо ощущает Его качества. Когда Она ощущает Его качества, Она перестает видеть Кришну. Все Её сознание уходит туда — в сладость этих качеств и Ей кажется, что Кришны нет. Поэтому там на Прем-Сароваре, Радха вдруг забилась и закричала, заплакала:

— Куда Он ушел? Он ушел и больше никогда не вернется. Он никогда больше не вернётся.

Как люди которые, болеют холерой. Болели когда-нибудь холерой? Слава Богу нет. Но люди, которые болеют холерой, они испытывают страшную жажду. Они пьют, пьют, пьют. Вишванатх Чакраварти Тхакур приводит этот пример: они пьют, пьют воду и попив воду, сразу же просят что? Воды, воды, воды. Почему мне не дают воды? Вишванатх Чакраварти Тхакур приводит другой пример, очень уместный для нас. Он говорит, что брахман, который любит поесть. Он ест, ест, ест, потом он отходит от стола говорит: «Меня ничем не накормили».

Точно также, Шримати Радхарани видит Кришну перед Собой и зовет Его, Его нет. Он исчез. Просто чтобы мы еще раз поняли, что такой любви в материальном мире не бывает, но она есть в духовном мире. Это — высшей чистоты духовная любовь, которая связывает Радху и Кришну.

Шрила Рупа Госвами дает определение этой любви. Он говорит, что даже если есть все причины для разрыва, разрыв, тем не менее, не происходит. Кришна периодически подает все причины для разрыва. В конце концов Он уезжает отсюда. В материальном мире, если кто-то уезжает в конце концов происходит разрыв. В материальном мире отношения не выдерживают даже очень незначительных испытаний. Кто-то может подтвердить это на своем опыте? В материальном мире говориться, что каждый день нужно вкладываться в отношения. Кришна каждый день делает так, чтобы отношения разорвались.

Здесь в Ман Мандире произошла эта лила, которую нельзя не рассказать. Шримати Радхарани, раз уж мы здесь…. Нам скоро нужно будет идти в главный храм, там сейчас начинается арати. Поэтому я расскажу всего на всего несколько каких-то лил. Быстро очень. Только я не знаю, начать с этой или с какой-то еще? Я начну с другой. Вообще строго говоря начинать надо не с лил. Начинать надо с сиддханты. Нужно понимать, что Шримати Радхарани — это внутренняя энергия Самого Господа, энергия наслаждения. Поэтому ни какой паракии речи быть не может в принципе. Шукадев Госвами говорит, что если кто-то обнимает собственное отражение в воде, то он не преступает законы этого мира. Она не отлична от Него, это всего лишь вечные игры любви, чтобы мы поняли, что такое настоящая любовь и какой чистоты достигает настоящая любовь. Именно настроение паракии дает возможность до какой-то степени ощутить эту любовь.

Расскажу так или иначе, эту лилу которая произошла здесь в Ман Мандире.

Когда однажды Кришна назначил свидание Радхе. Он сказал Ей:

— Жди Меня в кундже, на верху здесь на Варшане.

Дворец Махараджа Вришабхану в те времена 5 000 лет назад находился у подножья этого холма. А здесь находились уединенные кунджи, где Кришна мог встречаться с Радхой, так чтобы никто не видел. Кришна точно указал место, Кришна точно указал время, и сказал:

— Жди Меня, Я приду, и Я не опоздаю ни на минуту.

Теперь мы в Индии мы знаем, какой точностью обладают отдаленные потомки Кришны. Беда заключается в том, что здесь с вершины этого холма все видно очень хорошо. Шримати Радхарани пришла заранее сюда, вместе со Своими подругами, они украсили кунджу. Они украсили ее удивительными цветами. Выстелили землю, они устроили прекрасное сиденье, они сделали эту беседку самой потрясающей, и стали ждать. Время шло. Кришна тем временем, вовремя встал, когда все уснули в Нандаграме. Нандаграм находится тут. Вышел на освещенную полной луной дорогу. Стал идти в предвкушении этого свидания. Тайного свидания наверху. Лалита стояла настороже и она высматривала Его. Периодически она заходила в кунджу и говорила:

— Он идет, Он идет, Он идет я вижу. (Шепотом)

Вдруг, к ее ужасу она увидела, что какое-то другая пастушка вышла Ему навстречу. Она присмотрелась зорка и она увидела, что это Падма. Падма — это подруга главной соперницы Радхи, Чандравали. Она увидела как эта Падма оживленно жестикулируя о чем-то говорит Кришне. К ужасу своему она увидела, что Кришна сворачивает с этой дороги и поворачивает куда-то еще. Он тот час же ворвалась в эту кунджу и сказала:

— Он не придёт.

Радха сказала:

— Нет, Он придёт. Я верю. Он сказал. Время еще не настало. Нужно немного подождать.

— Он, не придёт!!!

— Нет, Он придёт.

Что произошло там, на этой дороге, освещенной лунным светом, Падма подстерегала Его в кустах. Она знала, что если она не приведет Его, то непонятно, что случиться с ее госпожой. Что она тоскует там в разлуке. Она стала говорить:

— На одну минутку просто зайди.

Кришна говорит:

— Я спешу, Я не могу. Мне надо у Меня дела.

Она говорила:

— Одну минутку, просто одну минуту Ты проведешь там. Потому что иначе сердце моей госпожи разорвется.

Кришна подумал, ну на одну минутку не проблема. У Меня есть запас времени. Я успею. Он свернул туда и провел там несколько часов. Кришну привлекает любовь. Там Его ждала какое-то другая любовь. Это любовь на время заслонила Ему память о назначенном свидании. Когда Он пришел сюда наконец, то Он увидел эту кунджу. Можете представить себе в каком виде она была. Кришна все понял. В этой кундже все было перевернуто вверх дном. Все было разбросано. На деревьях были следы. В общем Он все понял. Он сел в этой кундже и стал думать: «Мда, понятно». Он стал вспоминать «Бхакти Расамрита Синдху», потому что не зная как следует Бхакти Расамрита Синдху, невозможно жить во Вриндаване. Если вы хотите находиться во Вриндаване, вам нужно очень хорошо знать «Бхакти Расамрита Синдху». Кришна сразу вспомнил, — это ман. Он сразу понял, это — ман. Вспомнил, что ман бывает двух видов. Каких двух видов бывает ман? Друзья мои, как вы собираетесь тут жить? Если вы не знаете каких двух видов бывает ман. Ман бывает ахйаиу и сахйату. Без причины и с причиной, правильно? Потому что с маном нужно что-то делать, правильно? Ман нельзя оставить просто так. Ман это, ман как-то нужно если кто-то рассердился на вас нужно как-то его привести в норму, чтобы вернуть все опять. Так вот, в зависимости от того какой это ман, чтобы устранить этот ман нужно прибегать к разным способам и если вы не читали «Бхакти Расамрита Синдху» и «Уджвала-Ниламани», в «Бхакти Расамрита Синдху» этого нет. Это на самом деле в «Уджвала-Ниламани». То как вы поймете, что нужно делать. Так говорится, что если гнев беспричинный, любовный гнев или проявление любви в виде мана, то тогда что нужно делать? Ничего, не нужно делать. Нужно просто подождать, он сам уляжется или можно сыграть на флейте. На всякий случай учитесь играть на флейте, тоже помогает. Или в общем, в любое случае это пройдет само, но если у мана есть причина вот нужно потрудиться. Кришна понял, что Ему придётся тяжело. Он подошел, Он стал искать, куда ушла Манини-Радха. Когда Радха гневается, Она называется Манини. Она ушла сюда, когда Она ушла сюда, Она сказала:

— Отныне, Я не хочу иметь дела ни с чем черным. Ничего черного, чтобы тут не было.

Она переодела сари, Она надела белое сари, вместо Своего синего. Она стерла каджал, которым подведены были Ее глаза. Она сказала:

— Пожалуйста вплетите в Мои волосы цветы, чтобы они перестали быть черными. Чтобы ничего черного тут не было. Чтобы шмели не подходили. Чтобы никого черного не было. Чтобы синие олени не заглядывали. Отныне Я не хочу иметь дела ни с чем черным.

Черных магнитофонов не должно быть, не говоря уже о черных мобильных телефонах.

После того, как все обелилось. Все приобрело оттенки белые, Она села, преисполненная гнева, и стала обсуждать качества Кришны. Потому что не о чем другом Она говорить не может. Она стала говорить, о том как Он изменяет. Насколько Он не верен и так далее.

Тем временем Кришна нашел Ее. Увидел сакхи, которая сторожила вход в эту кунджу. Это была Лалита-сакхи. Он подозвал ее, упал перед ней на колени, стал просить прощение. Он стал говорить:

— Я очень сильно раскаиваюсь, пожалуйста, передай это письмо своей госпоже.

В письме Он писал: «Я шел по дороге и Я увидел дерево кадамбу и Я увидел огромные цветы на этом дереве кадамба, они были покрыты пупырышками, Я вспомнил Тебя, Я упал в обморок, поэтому Я так поздно».

Радха прочла это письмо. Она не была убеждена. Она сказала:

— Передай Ему, следующее послание: «Я знаю, что ночь была очень холодная. Ты задержался всего на минуту. Но, так как ночь очень холодная то, губы Твои потрескались. (Харе Кришна) Поэтому отправляйся домой в теплую кровать».

Кришна прочитал это письмо, Он понял, что как-то все очень плохо. Он попытался еще какие-то аргументы привести, но когда Лалита спросила у Него:

— Если Ты упал в обморок от вида дерева кадамбы, то почему у Тебя царапины на щеках?

Он сказал:

— Потому, что Я упал в розовый куст.

Его выгнали отсюда. Его спустили отсюда вниз. Он в полном горе, тоске. Думая о том, что не понятно что Мне делать. Что,  Я— негодяй. Он встретил Вишакху. Он стал раскаиваться, Он стал говорить:

— Я очень сильно раскаиваюсь. Я знаю, что я виноват во всем, всюду.

Так или иначе Он признался во всем.

— Ну пожалуйста, просто простите Меня.

Вишакха, сжалилась над Ним. Вишакха сказала:

— Хорошо, я помогу Тебе. Только наша Госпожа не хочет видеть ничего черного. Поэтому Тебе нужно, так или иначе, как-то поменять цвет Своей кожи.

Она завела Его в свою кунджу, которая была поблизости. Она одела Его в сари. Она припудрила Ему лицо. Она дала Ему вину. Раньше тут на алтаре была эта картина Кришна с виной. Обойдя все кордоны и все заслоны, она привела Его сюда в эту кунджу. И она сказала своей Госпоже:

— Тут есть новая сакхи, моя новая подруга. Я недавно познакомилась с Ней. Она удивительно играет и удивительно поет. Я никогда не слышала такого пения, и так как я знаю, что у Тебя сейчас печальное настроение, Она сейчас споет Тебе песнь, которая еще больше погрузит Тебя в это же настроение, чтобы Ты наслаждалась Своей расой.

Кришна запел, Кришна стал петь. Он стал петь песню. Wow.. Как Он пел. Никто и никогда не может так петь. Музыка, которая лилась. Все заслушались, все остолбенели вокруг. И Шримати Радхарани слушала эту песнь, песню любви. Песню обманутой любви. В конце концов эта песня приводила к тому что, на самом деле любовь все равно живет в сердце. Любовь не возможно умертвить, любовь не знает преград. Настоящая любовь никогда не умирает. И чем больше Радхарани слушала эту песню, тем больше Ее любовь поднималась из сердца. Сердце Ее размягчалось. Когда пение закончилось. Она бросилась обнимать эту новую сакхи. И тут Ее сердце полностью размягчилось. Она посмотрела на Нее и сказала:

— Слушай, Я так довольна Тобой. Я так довольна Тобой. Проси у Меня все, что хочешь.

Кришна посмотрел на Неё и сказал:

— Я прошу только об одном, чтобы Ты дала мне возможность дотронуться до Твоих лотосных стоп.

Кришна склонил Свою голову к Ее лотосным стопам. На этой картине был изображен как раз этот момент. Он кланяется Ей, дотрагивается до Ее стоп. Радха сказала:

— Я так довольна Тобой. Я хочу подарить Тебе Свое сари.

Мы не будем рассказывать о том, что произошло дальше. Но Кришну разоблачили. Так этот ман был прерван и в честь этого мана до сих пор в честь этой истории стоит мандир, или храм. Храм этой любви, которая принимает самые необычайные формы.

Я хотел рассказать еще одну маленькую историю, и закончить бхаджаном.

Шрила Рупа Госвами в «Бхакти Расамрита Синдху» не рассказывает много о мадхурйа-расе. Он написал специально огромную книгу «Уджвала-Ниламани», где он во всех деталях и подробностях описывает мадхурйа-расу. Но в «Бхакти Расамрита Синдху» он говорит, — это слишком сокровенная тема. Обычные люди никогда не смогут понять ее. Обычные люди будут проецировать свои обычные представления на эти отношения Радхи и Кришны, и ничего в конце концов не поймут.

Я хотел рассказать маленькую историю, которая показывает как все остальные расы и все остальные обитатели Вриндавана, в конце концов, служат этим отношениям Радхи и Кришны. Помогают Им встретиться. Помогают Им ощутить любовь друг к другу и делают эту любовь еще сильнее. Эта маленькая смешная история. Потому что в конце концов во всех этих историях глубоко внутри — необычайное блаженство. Если мы будем медитировать на них снова и снова, и снова, повторяясь святое имя: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе; Харе Рама Харе Рама. Рама Рама Харе Харе, в конце концов отсвет этой любви сможет коснуться нас.

Прежде чем рассказать эту историю, я расскажу другую небольшую историю про одного святого который жил здесь. Он жил еще относительно недавно, он умер в 1974 году, то есть какие-то 40 лет назад. Его звали Шачинандан Дас Бабаджи и он прожил 110 лет. Он был слепой полностью, но целыми днями он проводил в медитации на лилы Радхи и Кришны. Рассказывают однажды, что его во время наводнения когда был сезон дождей. А во время наводнения тут очень страшно, выползают змеи, скорпионы и так далее. Его просили уйди. Но он сказал:

— Но куда я уйду? Я уже тут, я уже в самом удивительном месте во всей вселенной.

Ему сказали:

— Тут опасно. Не понятно что может произойти. Может укусить змея или скорпион.

Так и случилось, в какой-то момент его укусил огромный скорпион. Укус скорпиона очень болезненный. Он укусил его несколько раз. Его палец распух. Невозможно было получить какую-нибудь помощь ни от куда. Тогда его помощник перевязал ему палец, чтобы яд не пошел дальше. Но тем не менее быль было очень сильная. Тот стал суетиться и стал спрашивать:

— Что делать?

Он сказал:

— Делать ничего не нужно. Я сейчас начну думать о Радхе, и я не буду чувствовать боли.

Всю ночь он просидел медитируя на эти лилы Кришны, когда утром у него спросили:

— Бабаджи, как вы себя чувствуете?

Он спросил:

— А в чем дело?

Оказалось, что он забыл. что его укусил скорпион. Он даже не помнил об этом. Про него рассказывают замечательную историю, что его служение было в том, чтобы делать гирлянды для главных Божеств здесь, на Варшане в храме Лаули-Лал, туда куда мы с вами сейчас отправимся. Иногда на Варшане не было цветов, это сейчас большое процветающее место, куда много людей ездит. Тогда это была заброшенная деревенька. Иногда тут не было цветов, он спускался ходил куда-то выискивал цветы. Однажды он нашел замечательный цветочный сад, где было множество цветов. Он попросил у хозяина чтобы тот дал ему цветов, для Шримати Радхарани. Но тот, гневно прогнал его. Сказал:  «Уходи отсюда». Тогда он решил украсть цветы. Он остался ночью. Он подумал, когда хозяин уснет, я заберусь туда и сорву цветы для Шримати Радхарани. Он лег на земле, рядом. А тем временем ночью пришли воры и тоже хотели что-то своровать. Они увидели человека. И предводитель шайки воров разбудил его и сказал:

— Ты что тут делаешь? Ты кто такой?

Он сказал:

— Я вор.

Он сказал:

— Ты вор и я вор. А ты что, собираешься воровать? Ты не зря наверное тут спишь.

Он сказал:

— Я цветы хочу воровать.

— Цветы?

Разочарованию его не было предела. Он говорит:

— А что цветы тебе дадут? Разве цветы смогут помочь тебе прожить?

— Конечно, — сказал он. — Цветы мне смогут помочь прожить, потому что я сделаю из них гирлянду.

— И что? Продашь?

Он говорит:

—  Да, нет, не продам. Отдам.

— Кому отдашь?

— Радхарани. Радхарани освободит меня от всех телесных потребностей. Таким образом мне ничего не нужно будет. Таким образом я стану счастливым.

Вор подумал, подумал, почесал в затылке и сказал:

— Можно мы с тобой своруем эти цветы?

Они вместе наворовали цветы, вместе сделали гирлянды. Таким образом воры превратились в преданных.

Я хотел рассказать одну маленькую историю. Я не хочу слишком много рассказывать, потому что я абсолютно не чувствую себя квалифицированным. Если мы еще раз, просто поклонимся этому месту, это будет самое важное. Чтобы говорить об этом, нужно обладать очень большой чистотой сердца и очень большой привязанностью, и очень сильным желанием. На самом деле единственное о чем мы можем просить здесь, молить здесь,  о том, чтобы никакие другие посторонние желания не беспокоили нас. Чтобы у нас появилась сосредоточенность. Потому что когда сосредоточенность появится, вместе с ней появится все остальное. Как я сказал, что приносит самую большую удачу здесь в этом мире? Желание обрести Кришну. Это единственное что нам нужно. Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе; Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе.

Я еще одну маленькую историю расскажу, совсем маленькую. Есть разные способы, как вывести из мана. Если у мана есть причина, или если у мана нет причины. Но однажды возникла очень сложная ситуация. Когда оба вместе, и Кришна и Радха погрузились в ман. Кришна опоздал, но при этом Он был абсолютно не виноват, у Него были уважительные причины почему Он не пришел. Когда Радха увидела Его, Она отвернулась от Него. Когда Кришна увидел, что Она отвернулась от Него. Он подумал, почему все время Она гневается, а Я не могу гневаться. Поэтому Он сел рядом и отвернулся от Неё. И так Они сидят двое рядом, и смотрят в разные стороны. Каждый при этом думает. Он первый должен прервать свой гнев. Кришна при этом думает, нет Она первая. Между Ними идет это трансцендентное соревнование. Кто кого пересидит. Шрила Рупа Госвами описывает эту лилу в одной из своей книг «Уткалика-валлари». Он говорит, что он в это время в образе Рупы Манджари находился там, и он увидел эту странную ситуацию, патовую ситуацию: Радха смотрит в одну сторону, Кришна смотрит в другую сторону, и никто не хочет выходить из этого состояния. Они рядом, Они пришли, Они хотят быть вместе и в этом определение мана — когда любящие хотят находиться вместе, но тем не менее они делают нечто противоположное.

Рупа Манджари посмотрела, оценила эту ситуацию. И сразу же нашла выход. Знаете что она сказала? Она посмотрела на Кришну и сказала:

— Кришна, не подмигивай мне пожалуйста! Не думай, я не буду уговаривать мою Госпожу, чтобы Она перестала гневаться на Тебя.

Кришна страшно возмутился, потому что Он не подмигивал. А Радха захлопала в ладоши и сказала:

— Я победила. Я победила. Я победила.

Одну маленькую историю на прощание.

О том как Кришна однажды сказал Радхе, что Ты будешь повелительницей Вриндавана отныне.

Она сказала:

— Беру с Тебя слово. Иначе Ты все время берешь с нас какие-то налоги, взымаешь и так далее. Отныне Я буду повелительницей.

Кришна сказал:

— Нет, нет Я обещаю Тебе. Ты повелительница. Я всем скажу. Я разошлю глашатай.

Её короновали, это произошло недалеко от сюда в Умрао. Произошла эта лила когда Ее короновали. И Кришна сказал:

— Ну теперь, раз уж Ты царица Вриндавана, Вриндаванешвари. Ты должна назначить правительство.

Каждый повелитель должен сделать свое правительство.

Радха сказала:

— Конечно, теперь у нас будет новое правительство.

Она назначила Лалита сакхи Своим премьер министром. Вишакха стала министром финансов. Читра стала министром культуры и так далее. Она назначила всех Своих сакхи. Она сделала кабинет министров, отдала все самые лучшие должности им.

Кришна подошел, сказал:

— А Мне, какая должность?

Она сказала:

— Ты будешь начальником полиции, так и быть.

Кришна сказал:

— А Моим друзьям?

Она говорит:

— Извини пожалуйста, но никаких других должностей для них в Моем царстве не осталось. Им придеться подметать улицы.

Они сделались бханги. Бханги — это самая несчастная вещь. Главное что Мадхумагала тоже сделали бханги. Мадхумангал — брахман, когда ему вручили метлу, он возмутился страшно. Он пришёл к Кришне и сказал:

— Кришна так не пойдет. Так не может быть. Это не правильно. Это не справедливо. Нам нужно свергнуть это правительство.

Они стали шептаться друг с другом. Они придумали замечательный план. Все вместе они отправились сюда на Варшану. Они сказали:

— Ваше Величество. В нашем царстве произошел скандал. И в этом скандале замешаны члены Вашего правительства. В соответствии с нашей конституцией если кто-то из членов правительства так или иначе совершает недостойные деяния, весь кабинет нужно распустить. Что касается меня, то произошло, нечто совершенно из ряда вон выходящее. Мы просим справедливости. Вы должны, как следует со всей строгостью расследовать страшное, ужасное, скандальное происшествие которое произошло в вашем царстве и наказать всех виновных.

Радха сказала:

— Хорошо. В чем дело?

Ей сделали трон, Она села. Вокруг Неё сели Её главные министры. Кришна вышел вперед. Его адвокатом был Мадхумангал. Он сказал:

— Я буду говорить от имени пострадавшего. Потому что мой друг, пострадал и пострадал очень несправедливо.

Все другие мальчики — пастушки стояли сзади. Они составляли публику. Они закричали:

— Несправедливо. Несправедливо!

Лалита — сакхи грозно встала и сказала:

— Молчать. Тишина. Говори в чем дело.

— У Моего друга украли нечто самое ценное.

— Что украли у Твоего друга?

— У Моего друга украли флейту. Мы подозреваем, что в этом виноваты члены Твоего правительства. Более того у нас есть даже подозрения, что коррупция пробралась на самый вверх.

Когда сакхи услышали это, они покатились со смеху. Они сказали:

— Что это за начальник полиции, который не может уберечь даже свою собственную флейту?

Кришна хотел что-то сказать. Но Мадхумангал сказал:

— Молчать. Мадхумангал сказал:

— Наш начальник полиции как следует расследовал это дело. Но Он не решается сказать, кто в этом замешан. Я как нейтральный человек знаю кто это, Он по секрету поделился со мной кто это. Но мы должны устроить очную ставку. Если никто из членов Твоего кабинета не виноват, то прикажи им чтобы они потрясли свою одежду. Если флейта не выпадет оттуда, то тогда мы убедимся в том, что они честны.

Гопи засмеялись, захохотали. Стали говорить:

— Да, конечно. Ради Бога.

Они стали трясти своей одеждой. В этот момент на глазах у всех из сари Лалита сакхи выпала флейта. Друзья Кришны возмущенно закричали:

— Долой правительство воров и мошенников!!!

Поднялась страшная буча. Радха стала смотреть на Своего премьер-министра. Лицо Лалита сакхи покрыл густой румянец. Она покраснела страшно. Она вышла вперед. Она сложила молитвенно руки и сказала:

— Твоим Именем, о моя Госпожа. Я готова поклясться, что я невиновата ни в чем. Мне подсунули эту флейту.

Она принесла присягу. Радха оглядела всех остальных.

— Вы готовы признаться в том же самом?

Одна за другой все гопи говорили:

— Мы тоже тут не причем, Твоим Именем мы клянемся.

Тогда Радха сурово посмотрела на мальчиков — пастушков. И сказала:

— А вы готовы произнести такую же клятву? Что вы тут не причем.

Мальчики переглянулись. Мадхумангал оглянулся назад, сделал знак. Они все бросились в рассыпную. Остался один Кришна.

Тогда Радха спросила:

— Кришна, а Ты готов присягнуть Моим Именем, что Ты не в чем не виноват.

Кришна сказал:

— Конечно готов, Моя Госпожа. Всегда готов.

Так как Он остался в одиночестве, никаких препятствий больше не было.

Джай Джай Шри Радхе-ееееее

Все, давайте сейчас подойдем к этому алтарю, поклонимся, попросим великих святых, которые живут здесь: Кришну, Шримати Радхарани. чтобы Они благословили нас. Быстро пойдем в главный храм, чтобы получить даршан Лайли и Лала, главных Божеств здесь, на Варшане.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.