Говардхана-пуджа. Говардхан 29.10.2019

Аннотация:

В чем смысл 18 стиха 29 главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам». Три качества слуги. Почему Кришна учит нас поклоняться Гирираджу. Упасана — способность приблизиться к кому-то. Поклоняясь холму Говардхан мы получаем от него качества слуги Господа. Плод, сделанный и предложенный с любовью — уже поклонение. Шрила Прабхупада хотел нас научить служить также, как служит Гирирадж.

 

 

«Шримад-Бхагаватам» 10.29.18

 

хантайам адрир абала хари-даса-варйо

яд рама-кришна-чарана-спараша-прамодах

манам таноти саха-го-ганайос тайор йат

панийа-суйаваса-кандара-кандамулаих

 

 

И смысл этого стиха в том, что он, во-первых, радуется, когда служит Господу, во-вторых, он служит не только Господу, но и всем Его спутникам, и, в-третьих, он служит Господу всем, чем может. Не только одно что-то делает, но и исполняет любые Его желания. И эти три качества, которые Шримати Радхарани, по словам Рагунатхи даса Госвами, описывает в этом стихе — это три качества слуги. И по сути дела, задача человеческой жизни в том, чтобы научиться служить.

И первое качество слуги в том, чтобы делать это свободно, счастливо, не потому что я обязан, не потому что нужно, не потому что я боюсь, что, если я не сделаю это, то будет какой-то грех. Я просто служу, потому что, потому что не могу не служить. И при этом естественное счастье само исходит из сердца. Гирирадж радуется и волосы на голове у него встают эти волосы, трава, которая растет на нем и деревья, которые покрывают его. И поэтому он лучший из слуг, потому что его служение абсолютно свободно и не сопряжено ни с каким ожиданием. В материальном мире мы постоянно ждем, что нам будет, что мы получим в обмен за свое служение. Это мешает нам испытать счастье, служение и счастье быть, потому что служить — значит быть, значит вернуться в свое естественное состояние.

И манам таноти саха-го-ганайос тайор йат… он испытывает необычайное уважение к Кришне, но не только к Кришне, к его друзьям, к коровам, которых он пасет, ко всем, кто так или иначе связан с ним. Это второе качество слуги: слуга никогда не пытается отделить своего господина от тех, кто ему дорог. Он любит тех, кто дорог тому, кто дорог Ему. По определению, он не отделяет других и не пытается стать самым лучшим слугой. Не пытается сказать, что «только один я слуга, уходите все остальные, я один буду служить моему господину». Наоборот, он счастлив, когда он видеть, что другие служат своему господину. Он пытается также услужить тем, кто служит тому, кого он любит.

И третье качество — это то, что он пытается сделать все, что может, не останавливается на чем-то одном. Как Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад говорил, что санкиртана — это сарва бхавена киртана. То есть киртан, в который мы вкладываем все свое сердце. Когда человек в пол силы делает что-то, не вкладывая все свое сердце, то он делает что-то одно от сих до сих, но сарва бхавена значит он вкладывает все свои чувства туда. И сарва бхавена означает всем своим существом он пытается служить.

И когда гопи или Шримати Радхика говорят, что он панийа-суйаваса-кандара-кандамулаих, то, что он служит Кришне прозрачными потоками вод из водопадов на его склонах, то, что он предоставляет Ему пещеры, в которых Кришна может скрываться от зноя или наслаждаться своими играми, то, что он дает Ему сладкие коренья и мягкую траву и все остальное и плоды — означает сарва бхавена, то, что он служит всем своим сердцем. Когда мы хотим служить, мы всегда найдем, чем можно послужить, что можно сделать, потому что все наше сознание направлено на то, чтобы услужить ему. И чувствуем, что нужно нашему господину и естественным образом делаем все это.

Это три качества слуги и по-этому Говардахн так могуществен и так силен. На самом деле могущество делает человека или живое существо очень сильным, служение делает живое существо очень сильным, вплоть до того, что он подчиняет себе Господа. Поэтому здесь в этом стихе гопи, обращаясь друг другу, называют друг друга абала, хантайам адрир абала. И при этом сокрушаются и говорят: «Мы не можем служить. У нас нет сил, у нас нет способностей или желания делать это. Но этот хари-даса-варйо, эта гора, он показывает нам пример и мы можем научиться служить таким образом».

Вот. Вот это то, чему учит Гирирадж, и Сам Кришна сказал, что ему надо поклоняться. Ему надо поклоняться каждый день, но особенно в этот день Говардхана-пуджи. Но на самом деле секрет заключается в том, что, когда мы поклоняемся кому-то с чистым сердцем, то его качества переходят к нам. Поклонение называется упасаной, то есть способностью приблизиться к кому-то. Иногда мы пытаемся физически приблизиться к кому-то, кого мы любим, но любая попытка физически приблизиться в конце концов разочаровывает нас, кончается крахом. Но когда мы пытаемся приблизиться в служении, служа или поклоняясь тому, кого мы любим, то происходит настоящая близость, потому что его качества переходят к нам. Почему иногда нам бывает так трудно приблизиться к другому человеку, потому что наши качества входят в противоречие с его качествами. Мы не понимаем, не чувствуем его, но если мы начнем служить, то это возможность по-настоящему почувствовать близость.

И Кришна велел всем обитателям Вриндавана поклоняться холму Говардхан для этого, чтобы они смогли стать еще ближе к нему, получив от него это качество слуги или слуг Господа, и поэтому мы сегодня тоже пытаемся прославить Говардхан или поклоняться Говардхану, как можем.

Вриджабаси принесли ему целые горы пакоров, сладостей, мы принесли несколько коробочек. Лучше чем ничего. Но, в конце концов, не так важно сколько патрам пушпам пхалам тойам, пусть это будет даже один плод. Если он сделан или предложен от чистого сердца — это уже поклонение, и Кришна примет это, и Кришна принимает это, и Говардхан принимает это, поэтому он такой довольный, и поэтому он так радостно улыбается. Впрочем, он всегда довольный и всегда радостно улыбается. Но будем надеяться, что сегодня он чуть-чуть более довольный, чем обычно.

Шри Гирираджа Махарадж ки…Джай! Харидаса Варья ки…Джай! Шрила Прабхупада ки…Джай!

И Шрила Прабхупада приехал на запад, чтоб научить людей служить нирвишеша-шуньявади-пашчатья-деша-тарине. Западные страны заражены духом имперсонализма, когда мы не можем вступать в отношения друг с другом, не понимаем как служить друг другу, как стать ближе друг к другу. И поэтому в конце своей жизни он говорил: «Я хочу умереть, делая парикраму вокруг Говардхана». Потому что он в конце концов хотел нас научить служить также, как служит Гирирадж. И поэтому мы все здесь, так как Шрила Прабхупада этого хотел, иначе, сидели бы мы там и не понятно что делали.

Шрила Прабхупада ки…Джай! Гаура премананде… Харибол!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.