Аннотация:
Ответы на вопросы учеников, вопрос о бесстрашии. С годами страх усиливается и получается заколдованный круг: страх мешает преданию, а без предания любовь невозможна. Гуру Махарадж дает подробный ответ на этот вопрос, а также объясняет природу и происхождение страха, и как его контролировать.
Окей, я конечно с удовольствием отвечу.
Вопрос:
Гуру Махарадж спасибо, Вы так замечательно рассказали о бесстрашии о том, что в любви страха нет настоящей, но Шрила Прабхупада, он родился бесстрашным, а мы, ну по крайней мере я, к сожалению, нет и такая тенденция (не Вы одна (смех)) с годами почему-то вдруг страх тот, которого не было, появляется. Вот и получается какой-то замкнутый круг: страх мешает преданию, а без предания любовь невозможна и полностью предавшись, если я правильно понимаю, нужно избавиться от страха и с другой стороны всё наше, все что есть это то, как выйти из этого круга. Тем не менее такой вопрос?
Ответ Гурудева:
То, что страх увеличивается с возрастом —это естественное явление. Для этого есть особые механизмы в нашем сознании. Человек склонен копить негативные эмоции и страх — одна из них, пожалуй, самая важная. И мы можем видеть, что люди в молодости немножечко бесшабашные. А чем дальше, тем более осторожными и расчетливыми они становятся, потому что человек накапливает негативный опыт, и этот негативный опыт проявляется в виде разных программ в нашем сознании, которые заставляет нас всего бояться, и очень часто этот страх он становится патологическим, в том смысле, что человек начинает бояться даже того, чего бояться не надо просто потому, что накопилась некая критическая масса негативных реакций, и человек начинает слишком остро реагировать на какие-то ситуации, на которые раньше не реагировал. То есть — это совершенно стандартный механизм, мы все жертвы этого механизма. Теперь, как вырваться из этого заколдованного круга? Две вещи надо знать хорошо. Я только по дороге сюда думал о заколдованных кругах, по которым нам все время приходится кружится по всем этим лабиринтам, то есть, по сути дела по кругам обратной связи. Что такое заколдованный круг? Заколдованный круг это причинно-следственные связи, когда причина связана со следствием, причем они связаны взаимно. Причина связана со следствием, следствие связано с причиной. Таким образом возникают все эти заколдованные круги в материальном мире, который целиком основан на этом принципе причинно-следственной связи очень легко попасть в заколдованный круг на любом уровне. Собственно, в этом то и заключается ловушка кармы в том, что она вся из этих заколдованных кругов причинно-следственных связей, зацикленных друг на друге состоит. Вот и поэтому единственное расцикливание, единственный способ разорвать эти круги — это столкнуться с другим сознанием, которое, причем не просто столкнуться, а именно соприкоснуться на каком-то очень глубоком уровне. И это — первая вещь, или первый выход из этой ловушки, в которую мы попали, попытаться как можно более глубоко и искренне соприкоснуться с сознанием человека, который не находится в этом заколдованном круге. Вот, и второе, собственно и это то, что Шрила Прабхупада делал, он давал своим ученикам бесстрашие. Я рассказал эти истории про Брахмананду и в последней истории Брахмананда, отбросив всякий страх, едет в Пакистан и выходит на улицу Пакистана. Петь киртан на улицах Пакистана это гораздо более опасно, чем петь киртан в Африке. Вот, то есть соприкосновение с сознанием, которое свободно от тени страха, оно позволяет почувствовать некую тень бесстрашия. Бесстрашие до какой-то степени осеняет нас, через это соприкосновение, а дальше, собственно, вторая часть того, что человек должен делать это — ежедневно святому имени признаваться в своей трусости, и просить его о бесстрашии, то есть, как бы… Но это не получится без первого шага искренне, потому что человек без этого первого шага будет все время даже повторяя святое имя, беспокоится о самом себе. Вот, ну собственно вот это теория, теперь практика она, ее надо, эту теорию надо воплотить в практике. А другого способа нет. Потому что, поэтому бхакти называется беспричинной, беспричинной значит, не имеющий отношения к причинно-следственным связям, которые постоянно нас заталкивают во все эти заколдованные круги, из которых нет выхода.
Вопрос:
Спасибо, большое. Гуру Махарадж а можно еще вопрос. Вы постоянно подчеркиваете, что милость беспричинна и одновременно подчеркиваете, что ее нужно заслужить и у меня иногда из-за этого внутри возникают некоторые сложности. Что значит заслужить? Как правильно понимать?
Ответ Гурудева:
Милость беспричинна в том смысле, что она дается сначала, но если человек не ценит милость, которую он получил уже, то он не получит следующую порцию милости. И заслужить милость означает ценить ту милость, которая у нас уже есть, а не принимать ее как нечто само собой разумеющееся. То есть заслужить не значит мы заслуживаем, или выслуживаемся для того чтобы получить что-то еще, мы пытаемся заслужить или мы пытаемся доверие получить, чтобы нам дали милость потому, что, если милость будет не в коня корм, то зачем метать бисер перед хрюкающими живыми существами, которые не смогут этот бисер или жемчуг оценить. То есть, суть только в этом — она дается каждому, но просто кто-то может ее принять оценить и сохранить, а кто-то не может.
Вопрос:
Не остается каких-то самскар в такой период, что ценит(тут не могу понять несколько слов) милость?
Ответ Гурудева:
Бывает, все бывает, но, если у нас история Махараджа Бхараты в «Шримад-Бхагаватам», она об этом вдруг в какой-то момент, он находился на каком-то уровне и произошло некое видимое или как буд-то бы падение, когда он или его привязанность пере направилась. И Джива Госвами в частности объясняет, что это результат самскары какой-то, то есть, какого-то оскорбления, которое человек совершил и в результате этого, он не мог ну как бы сохранить, как на первый взгляд. Но, с другой стороны, если посмотреть на это в какой-то более отдаленной перспективе, то это было некое временное падение, которое помогло пойти выше. Вот. Есть парадоксальная вещь, если пустить какой-то шарик по прямому жёлобу, идущему в низ и пустить тот же самый шарик по желобу, который имеет, идет вниз, но имеет синусоидальную природу, то этот шарик, он докатится быстрее до цели, поэтому главное в конечном счете это попытаться сохранить веру, самскары будут всплывать, благо что недостатка в них у нас нет.
Вопрос:
Гуру Махарадж, остается небольшая просьба, если когда-то у вас будет время и желание исполнить лекцию о смерти, умирание ну вот такая милость была разбирать библиотеку Мадхавананды Прабху и там в частности книга я считаю, что может быть новая «Death and Dying» Гирираджа Махараджа.
Ответ Гурудева:
Нет, она уже какое-то время…
Вопрос:
Да, и вот так много знаете в лекциях иногда говорите Вы читали об этом с научной точки зрения…
Ответ Гурудева:
Более того, я умирал много раз — это самый важный момент — это неприятный
Вопрос:
И тогда может быть страх и вот ..
Ответ Гурудева:
Смотрите, если опять же брать эту проблему страха, то у нас есть наша инстинктивная животная природа, и в ней страх записан очень глубоко, это некие глубинные слои нашего сознания, и они есть у всех. Более того, если бы все эти программы не были записаны, то мы бы не.. ну нам трудно было бы здесь выжить потому что они предохраняют нас. Это инстинкт самосохранения, самый глубинный инстинкт. Теперь, все животные они руководствуются в основном этим инстинктом или там четырьмя инстинктами: ахара, нидра, бхая, майтхунам ча — этими четырьмя вещами: самосохранение, размножение, еда и сон. Теперь, человек, в отличии от животных, имеет развитую кору головного мозга, т.е. естественно речь идет об уме, или об уровне развития сознания, но чисто внешне на каком-то экспериментальном эмпирическом уровне это проявляется в том, что у нас вот эта штука тоже есть. Страх записан в лимбической системе, так называемой, где остальные инстинкты тоже записаны и прежде всего в миндалине. Миндалевидное тело, или амигдало находится в височных долях мозга. Амигдала она связана с префронтальной корой, префронтальная кора связана с амидалой. И иногда одна берет верх, а иногда другая берет верх. Как человек, которому очень страшно, но если у него есть какая-то более высокая цель, он превозмогая страх, бросается на амбразуру или мать бросается под колеса автомобиля вытаскивает своего ребенка, потому что у нее есть более высший идеал. И это противоречие между двумя частями нашей личности, которое выражено в структуре нашего мозга, в том числе, оно всегда останется. Суть заключается в том какую из этих частей, мы в большей степени питаем. Так, и все принципы бхакти, если с точки зрения научной их раскладывать, они предназначены для того, чтобы усилить высшие области нашего сознания, в которой записаны, или программы, которые записаны в коре головного мозга и помочь, с ее помощью, контролировать низшие инстинкты. Так, поэтому, скажем, ограничение в чувственных удовольствиях. Что такое чувственные удовольствия? Чувственные удовольствия это всего лишь навсего постоянная подпитка вот этой вот низшей части сознания, инстинктивной части сознания. Поэтому все духовные пути так или иначе говорят, — определенные вещи надо ограничить. Потому что не ограничив их мы не сможем развить другие вещи, мы постоянно будем подпитывать всю эту штуку. Вот. Сейчас я говорю только, не привлекая вмешательства каких-то высших сил этого всего, а собственно, что нам нужно делать и что мы можем сделать. Мы можем так или иначе вот эти высшие уровни сознания воспитывать и, например, медитация одна из них. Когда человек сознательно ограничивает контакт органов чувств с объектами чувств, сосредотачивается внутри, то реально, опять же, эксперименты показывают, потом их этих бедных медитаторов, что у них уплотняется кора головного мозга, я уж не знаю, как они там, как это определяли… Короче говоря, туда, куда человек обращает внимание, то и начинает расти. Если человек обращает внимание на какие-то низшие инстинкты и отделы своей личности, то они будут расти усиливаться и в конце концов полностью захлестнут сознание, возьмут верх. Если наоборот человек уделяет и в этом прелесть человеческой формы жизни или уникальность человеческой формы жизни, уделяет основное внимание развитию каких-то высших частей, они будут расти и постепенно брать верх. И, соответственно, еще раз, я уже сказал, что все принципы, которым мы следуем они предназначены для этого . Начиная от самых каких-то элементарных там — не есть мяса, рыбу, яйца и кончая более тонкими, такими как не злословить, не сплетничать, не говорить дурно о других потому, что в конечном счете все эти вещи они либо помогают, одну вещь развивают, другую наоборот угнетают, одну систему в нашем сознании делаю сильнее, а другую ослабляют. Вот, и собственно, наши усилия заключаются в этом. Но помимо этого, естественно, полностью мы избавиться от инстинкта самосохранения не можем. Ученые обнаружили там одну женщину, у которой нарушена эта амигдала, миндалевидное тело, она абсолютно ничего не боится. Там змея какая-нибудь, ей дают змею она говорит утю-тю-тю-тютенька давай посмотрим, что такое у нее вообще нету страха, я уж не знаю какая там карма. Вот. Но опять же заставить замолчать это постоянно… это сторожевой пес, или сигнальная система. Теперь, мы знаем, что сигнальная система периодически выходит из строя, сирена срывается, машина начинает без необходимости… это вот расстроенная сигнальная система. Её полностью уничтожить нельзя это было бы даже не хорошо, но ее можно поставить под контроль, развивая какие-то высшие части.