Окей, мы начинаем читать «Бхакти-расамрита-синдху» с первого стиха. «Бхакти-расамрита-синдху» это, по сути дела, главная книга гаудия-вайшнавов, в которой Рупа Госвами раскрывает сокровенное желание Господа Чайтаньи: шри-чаитанйа-мано-‘бхиштам стхапитам йена бху-тале, тем самым утверждая Его миссию на Земле стхапитам йена бху-тале. И миссия Господа Чайтаньи заключается в том, чтобы открыть человеку доступ к любви, чтобы помочь людям обрести любовь к Богу. Мы все знаем, что Бог есть любовь, но фраза эта настолько затертая, что, по сути дела, никто этого не знает. И Шрила Рупа Госвами написал эту книгу специально для того, чтобы объяснить, что значит, что Бог есть любовь. И он объясняет, каким образом эта любовь к Богу может проявляться в человеке, и как она может полностью вытеснить из его ума все остальное.
Наша проблема заключается в том, что мы слишком привлечены внешней энергией Бога. Эта внешняя энергия вошла в наш ум, и заняла там место свое, и вытеснила из него все остальное. И нам очень сложно провернуть свой ум вовнутрь и обнаружить Бога, обнаружить Кришну. И Шрила Рупа Госвами объясняет здесь в этой книге как это сделать. Раскрывает тот факт, что в Кришне есть все к чему мы так стремимся. Мы стремимся, прежде всего, к любви, к отношениям, к этому счастью, которое приносит любовь или которое приносит отношение. И собственно Шрила Рупа Госвами берет за основу теорию рас, которая изложена в «Натье-шастре» Шри Бхараты Муни. Шри Бхарата Муни первый из ведических мудрецов объяснил структуру эмоции: что такое эмоция? Из чего она состоит? Каким образом эмоция проявляется?
Эмоция это не простая вещь. Большая часть людей не отдает себе отчета в том, какие эмоции у них есть. К сожалению, многие люди учатся с самого детства подавлять свои эмоции. Это большая проблема и потом, когда они приходят в Сознание Кришны, они думают, что они контролируют свои эмоции. Подавлять эмоции и управлять эмоциями это разные вещи, и более того, люди, которые привыкли подавлять эмоции, как они смогут испытать эмоцию любви к Богу? Они же привыкли подавлять свою эмоцию. Они будут пытаться приспосабливать как-то свои эмоции. Собственно, Шрила Рупа Госвами в этой книге объясняет природу этих эмоций, следуя за Бхаратой Муни, но противореча Бхарате Муни в одном существенном аспекте. Он говорит, что раса, которую описывает Бхарата Муни, и он упоминает Бхарату Муни здесь в этом трактате «Бхакти-расамрита-синдху». Но он противоречит ему, потому что он утверждает, что раса, о которой говорит Бхарата Муни, невозможна с мирскими объектами. Что настоящая раса или настоящие отношения духовны по своей природе. И что настоящие отношения возможны только с Богом, ни с кем другим отношения невозможны.
И собственно, прежде чем начать эту книгу самый главный труд своей жизни и самый фундаментальный труд для всех нас, для гаудия-вашнавой, который объясняет, как войти в это царство эмоций. Понять свои собственные эмоции и раскрыть в себе эти эмоции и подготовить свое сердце к тому, что эти эмоции сошли на нас с духовного плана, потому что духовные эмоции должны быть даны нам, должны прийти к нам. Не просто мы должны накрутить себе каким-то образом, они должны войти. Шрила Рупа Госвами начинает эту книгу с очень важного стиха, который мы будем сейчас изучать. Этот стих составляет «Мангала-чарану» всей книги и этот стих объясняет, описывает васту или предмет книги. Одна из целей «Мангала-чараны» или предисловия книги благоприятного зачина книги, обеспечивающего ее завершение — это васту-нирдеша, описание васту или предмета книги, сути книги.
И для того, чтобы ввести нас в эту тему и показать ее многогранность, Шрила Рупа Госвами пишет стих, который является каламбуром. То есть в этом стихе, есть некая игра слов. Расу можно поймать, ну или скажем так, когда речь идет о мирской поэзии, то расу можно почувствовать, когда есть эта многозначность. Эта многозначность вызывает определенные эмоции у нас. И Шрила Рупа Госвами пишет стих, который имеет два совершенно разных значения. Шрила Джива Госвами написал комментарий к «Бхакти-расамрита-синдху», где он разбирает сложные места «Бхакти-расамрита-синдху», так и называется «Дургам-асангамани». Специально он объясняет сложные места, и он говорит: «Я объясняю сложные места, которые будет сложно понять читателю». И более того он скажет, что, «в некоторых местах я буду редактировать Рупу Госвами». На самом деле, Шрила Джива Госвами был редактором Рупы Госвами и Рупа Госвами отдавал ему то, что он написал. Иногда Джива Госвами исправлял что-то и приносил это на суд Рупы Госвами, и в своем комментарии он делает то же самое. Иногда он, чтобы какое-то место было лучше понято, заменяет одно слово в стихе Рупы Госвами на другое, и объясняет, почему он это делает. Давайте попытаемся сейчас понять этот стих:
акхила-расамрита-муртих прасмара-ручи-руддха-тарака-палих
калита-шйама-лалито радха-прейан видхур джайати
Я не буду сейчас читать перевод этого стиха, я начну последовательно объяснять этот стих в след за… или давайте сейчас дам перевод быстренько. Главное слово здесь подлежащее видху, сказуемое джайати. Мы все знаем, что разбор предложения нужно начинать с выделения подлежащего и сказуемого. Видху в обычном смысле этого слова означает Вишну, это одно из имен Вишну. И Шрила Джива Госвами будет объяснять это, но он также докажет здесь, что видху в полном смысле слова относится к Кришне. Слово видху или имя Видху очень редко упоминается среди других эпитетов Вишну или среди других имен Вишну. Достаточно редкое слово, но оно употребляется здесь, потому что у него есть другое значение: видху также значит Луна. И сказуемое джайати, джайати значит побеждает, славится, одерживает, подчиняет себе все. Иначе говоря, смысл этого видур джайати Кришна и джайати стоит в настоящем времени. Шрила Джива Госвами будет объяснять, что это значит, это значит, что Кришна проявляется сейчас. Не когда-то давно — Кришна прямо сейчас проявляется видур джайати.
Все остальное, что есть в этом стихе, это есть эпитеты или определения, относящиеся к Кришне, видух. Акхила-расамрита-муртих это первый эпитет, что значит, Он есть собрание всех бессмертных рас, олицетворение, воплощение всех бессмертных рас, всех отношений. Акхила – всех, раса – рас, амрита – бессмертный, а мурти – олицетворение или воплощение, живое воплощение. Прасмара-ручи-руддха-тарака-палих – своим сиянием Он затмевает, своим сиянием, своим ручи значит сияние, прасмара значит распространяющийся. Распространяя свою красоту, распространяя свое сияние, распространяя свой блеск, он подчиняет себе руддха, Тараку и Пали, это имена двух гопи. Калита-шйама-лалито, две другие гопи Шйама и Лалита, Он калита, Он принимает к Себе, и радха-прейан значит Он пытается доставить удовольствие Радхе видхур джайати.
Иначе говоря, этот видху, Кришна, Он по-разному относится к разным живым существам, являясь олицетворением всех рас. И самый высший из этих рас – это раса супружеской любви, но даже в расе супружеской любви есть огромная разнообразие. И тут говорится о трех степенях супружеской любви, по отношению к Тараке и Пале, которые относятся к противоположной группе, к випакше. Тарака это подруга Чандравали, и Пали, насколько я понимаю. Так или иначе, их Он подчиняет, Шрила Джива Госвами объяснит все это в комментарии. Калита-шйама-лалита Шйаму и Лалиту Он принимает как равных себе, а Радхе Он подчиняется радха-прейан видхур джайати, Радхе Он пытается доставить удовольствие. В зависимости от силы любви, когда любовь, которая находится в сердце живого существа не сильная, то Кришна отвечает на эту любовь, подчиняя. Когда любовь сильнее, то Кришна начинает на равных относиться к этим живым существам, но по отношению к самой сильной любви, которая живет только в сердце Шримати Радхарани, Кришна покорно склоняет голову, не смотря на то, что Он видху, тот кто подчиняет себе всех. Он Сам начинает служить этой любви Шримати Радхарани. Это первое значение, второе значение видху значит луна и эта Луна джайати. Джайати значит побеждает и в данном случае побеждает означает устраняет страдания или создает счастье, порождает счастье.
Нам живущим в России очень сложно понять, как Луна может создавать счастье или устранять страдания, но людям, которые томятся от палящего зноя летом здесь в Индии, Луна приносит успокоение, и таким образом устраняет страдания и дает счастье, вот. И соответственно эта Луна сияет, полная луна сияет на небе, она рассеивает тьму этого неба, она украшает небо. Это, безусловно, утверждение поэта. Только поэты могут оценить красоту Луны. Испокон веков все поэты воспевали Луну, особенно полную Луну и что она делает? Она прасмара-ручи-руддха. Ручи что значит?
Из зала: Вкус.
БВГМ: А еще что? Я объяснял.
Из зала: Сияние.
БВГМ: Сияние. Прасмара что значит?
Из зала: Распространяет.
БВГМ: Распространяет. Руддха что значит?
Из зала: Подчиняет.
БВГМ: Подчиняет. Что Луна делает? тарака-палихи. Тарака значит звезды, палихи значит созвездия, цепочки звезд. Луна своим светом, распространяя свой свет, что делает?
Из зала: Находится в отражении.
БВГМ: Затмевает. Она затмевает множество звезд, то есть из-за ее света какие-то звезды не видны. Она заслоняет как бы своим сиянием звезды. Калита-шйама-лалита, шйама что значит?
Из зала: Черный.
Черный. Шйама значит ночь. Лалита что значит? Игривый. Лалита значит игривый. Калита значит принимает. Как я уже сказал он принимает Шйаму и Лалиту. В данном случае это значит, что она играет в ночи, скажем так. Калита-шйама-лалито, она принимает ночь, как время, когда она начинает играть. И радха-прейан видхур джайати, Радха для того, чтобы понять, что такое Радха в смысле, в случае, если Видура означает Луна, что такое Радха, если Видура означает Луна?
Из зала: там, по-моему (??? 18.58)
БВГМ: Нет, нет. Луна в процессе своего путешествия по небу имеет двадцать семь стоянок лунных. Она останавливается в двадцати семи созвездиях, эти созвездия называются накшатрами и одна из этих накшатр называется анурадха. Анурадха значит та, что следует за Радхой, анурадха. Соответственно предыдущая накшатра называется как?
Из зала: Вишакха
БВГМ: Радха, предыдущая накшатра обычно называется Вишакха, и когда полная луна находится в созвездии Вишакхи, то этот месяц называется, как? Все месяцы индийского календаря или ведического календаря называются по созвездиям, в которых находятся по накшатрам, в которых луна находится в момент полнолуния. Месяц Картика почему так называется? Луна находится в созвездии Критика. Месяц Полгун почему так называется? Луна находится в созвездии Утарапалгуни или Пурвапалгуни. Месяц Маргашира почему так называется, который следует за Картикой? Потому что луна находится в созвездии Мригашира. Когда Луна находится в созвездии Вишаха, как называется месяц? Вайшак. Вайшак или Вайсак и какой это месяц? Это тот самый месяц, который только что кончился. И в полнолуние месяцы Вайшак или Вишакха возникла кто? Кто появился на свет?
Из зала: Радха.
БВГМ: Нет. Радха-кунда, это — весенний месяц, после этого месяца начинается лето, жаркий сезон. Это полная Луна месяца Вайшак, то есть когда Луна находится в созвездии Вишакха, полная Луна находится в созвездии Вишакха, говорится, что она самая красивая. Таким образом радха-прейан видхур джайати луна как бы начинает сиять особенным светом, когда она радха-прейан, когда она входит в созвездие Вишакхи. То есть, таким образом два значения этого стиха объяснены и Шрилы Джива Госвами будет объяснять их дальше, но просто чтобы мы знали, о чем идет речь, мы рассказали два этих смысла.
И Шрила Джива Госвами начинает свой комментарий, он пишет: «Шрила Рупа — олицетворенное вечное умиротворение, обладает тем же самым настроением, что и Санатана, его старший брат, и их младшим братом был Шри Валабха. Он, (то есть Шрила Рупа Госвами, является средством) или как это сказать — means of my success, источником моего успеха и доставляет счастье или удачу всем дживам. Опять же, Шрила Джива Госвами делает тут игру слов, что Шрила Рупа Госвами поминая, что его родство с Санатой Госвами и младшим братом Шри Валабхой, своим отцом, он говорит, что он приносит удачу всем дживам, имея ввиду в том числе себя, и нас с вами грешных, — «Одержимый желанием оказать благо или даровать благо всем преданным Господа, многоуважаемый автор Шри Рупа составил этот удивительный труд — Священное писание, называемое «Бхакти-расамрита-синдху», пользуясь для этого расами, которые представлены в «Шримад-Бхагаватам». И расы эти появились на бутоне лотоса его сердца». Иначе говоря, Шрила Рупа Госвами, читая «Шримад-Бхагаватам», здесь Шрила Джива Госвами подчеркивает это момент, что «Бхакти-расамрита-синдху» — не нечто абсолютно независимое, что «Бхакти-расамрита-синдху» вышла, выросла из «Шримад-Бхагаватам». Что, когда Шрила Рупа Госвами читал «Шримад-Бхагаватам» в его сердце проявились эти расы. В его сердце отразились эти вкусы, отношения, которые описаны в «Шримад-Бхагаватам» и когда они проявились он экстрагировав, извлекая эти вкусы из ««Шримад-Бхагаватам» составил «Бхакти-расамрита-синдху», описал этот океан. То есть, по сути дела, эта книга тоже изложение «Шримад-Бхагаватам», определенное изложение «Шримад-Бхагаватам», под определенным углом. Если Шрила Джива Госвами в свои сандарбхах в шести сандарбхах систематически излагает философию «Шримад-Бхагаватам», то здесь в «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами объясняет, как раса проявлена в «Шримад-Бхагаватам», а «Шримад-Бхагаватам» — главная раса-шастра, ибо это бхагаватам раса-малайам.
Да, то есть это объяснение расы, которая находится там. Поэтому Шрила Джива Госвами говорит, что эта раса «Шримад-Бхагаватам» проявилась в его сердце. «Описывая то, что будет заявлено как самая возвышенная из всех тем», он добавляет этот благоприятный стих «Мангала-чараны», чтобы указать на предмет описания. Таким образом, он заявляет, что весь этот труд есть мангал, есть олицетворенная удача. Иначе говоря, что хочет сказать здесь, насколько я понимаю, Шрила Джива Госвами, что этот стих, входя в состав «Мангала-чараны», описывает в сущности всю тему, всю главную тему «Бхакти-расамрита-синдху» и таким образом, так как этот стих часть «Мангала-чараны», то в нем содержатся в кратком зазипованном, в концентрированном виде весь «Бхакти-расамрита-синдху», то весь этот труд «Бхакти-расамрита-синдху» есть мангал. Мангал — то, что приносит удачу, то что делает человека счастливым.
И дальше Шрила Джива Госвами начинает подробно разбирать слова этого стиха, начиная со слова видху, с подлежащего. Он говорит: «видху означает Шри Кришна. И этот видху, Кришна превосходит всех по своим замечательным качествам видур-джайати». Джайати, как я уже сказал значит побеждает. Побеждает значит превосходит всех, значит находится выше всех, «и качества Кришны — самые удивительные ни у кого другого нет таких качеств, поэтому видур-джайати, Он побеждает всех, Он превосходит всех. Хотя обычное значение слова видху значит тот, кто украшен символом Шриватсы, имеется в виду стих из амара-коши, или строка из амара-коши, словаря,
вишмамбарах катара джит видух шриватса ланчанах,
видху — это тот кто украшен знаком Шриватсы. То есть, имеется ввиду, обычная форма Господа из которого появляются различные реинкарнации в мире, по сути имеется Вишну. На самом», деле утверждает Джива Госвами, «это слово, конкретно, относится к Кришне. Почему? Потому что, если слово видху происходит от глагола виддхуноти, виддхуноти значит, что значит виддхуноти?
Ви что значит? вишеш — особым образом, приставки ви означает особым образом. Дхуноти значит очищать, дхуноти значит также убивать, уничтожать, дхуноти значит стирать, отсюда слово дхоби – прачка, видхуноти в данном случае значит, он побеждает. Видху значит — Он всех побеждает виддхуноти. И каким образом Шрила Джива, слушайте внимательно потому что это важно, он дает четыре очень важных значения слова видху. И доказывает, что все эти четыре значения, в полном смысле этого слова, относятся только к Кришне. Первое значение слова видхуноти то, что Он устраняет все страдания, это — первое значения, то есть Он побеждает, устраняя все страдания, убирая все страдания. Виддхуноти. Второе значение слова виддхуноти значит, что Он превосходит всех. Виддху, тот кто устраняет все страдания и виддху — тот кто превосходит всех. Но видху пишет Шрила Джива Госвами также может происходить из глагола видадхати. Видадхати что значит?
Да, видадхати каман исполняет все желания в этом знаменитом стихе.
эко бахуман видадхати каман,
откуда этот стих? Нет, не сухдир сатам, причём тут сухрид сатам?.
Эко бахуман видадхати каман. «Тайтирья-упанишад». Видадхати значит он производит, Он порождает. И видадхати значит, если слово видху, если производит его из слова видадхати, значит Он порождает счастье, и, что Он является причиной всего сущего.
То есть, четыре значения слова видху. То что Он превосходит, побеждает, устраняя все страдания, то что он превосходит всех остальных, то что Он порождает счастье в сердце человека и Он источник всего счастья и то, что Он причина всех причин. Учитывая все это пишет Шрила Джива Госвами мы может прийти к пониманию того, что значит видху, то есть иначе говоря, он хочет сейчас доказать, что видху значит Кришна и относится только к Кришне. И дальше он будет объяснять почему эти четыре качества или четыре свойства присущи только Кришне и в полной мере относятся только к Кришне. Мы должны, мы вынуждены прийти к выводы, что видху указывает на Кришну почему, потому что Он знаменит тем, что освобождает даже демоном. Что это значит?
То что избавляет …
Избавляет их от страданий, то есть освобождает даже демонов, которые страдают от своего собственного демонизма. Он избавляет их от страданий, тогда как никакие другие формы Вишну демонов не освобождают. Когда Кришна убивает демонов, Он одновременно освобождает их, и это собственно была причиной Брахма-вимохана лилы, когда Брахма увидел как на его глазах демон Агхасура получил освобождение ни за что, просто так, просто потому что его убил Кришне. То есть, Он в высшей степени устраняет страдания всех, иначе говоря у нас есть надежда с вами. Он один… второе значение какое?
Да, Шрила Джива Госвами говорит, что мы все знаем, что Кришна превосходит всех по своему могуществу. Третье значение какое?
счастье.
Да он дает всех счастье и Шрила Джива Госвами говорит, он дает высшее счастье, в плоть до самого высокого счастья — счастья премы. У меня был недавно случай, пришел ко мне бриджабаси Вишну с Радха-кунды и с ним, он привез с собой какого-то пожилого человека, который из Асама, который председатель какого-то комитета, тому хотелось познакомиться с санньяси из России. И я, в ходе нашей беседы, спрашиваю у Вишну как ты?, как ты поживаешь? Он говорит у меня все хорошо, я очень счастлив. Этот пожилой человек на него смотрит сурово, он говорит: «Ты не должен говорить садху, что ты счастлив, потому что счастливы только те, у кого Кришна-према есть, все остальные несчастны. Кто ты такой, чтобы утверждать, что ты счастлив?» Здесь Шрила Джива Госвами говорит об этом, он говорит, что Он дарит всем счастье вплоть до величайшего счастья, которое можно найти, счастье премы или любви. И четвертое качество какое?
Да, то что он источник всего, порождает все. И Он — единственный, поэтому, пишет Шрила Джива Госвами, сваям бхагаван, то есть — изначальная причина всего сущего. Поэтому в амара-коши именно имена Кришны занимают особое место васудевасйа джанака — Его отец Васудева. Имеется ввиду то, что среди имен Вишну в амара-коше есть множество имен, которые конкретно указывают на Кришну. И все эти четыре свойства или четыре значения слова видху доказывают, что Он — джайати, то есть то, что Он превосходит всех или то, что Он существует обладая всеми природными, замечательными качествами, что Он превосходит всех, видур джайати. Он лучше всех. Он выше всех, как когда мы оцениваем людей, мы… или, там, кто-то быстрее всех бегает, кто-то дальше всех прыгает, кто-то лучше всех забивает голы, это все разные качества. Так вот, Кришна превосходит всех во всех отношениях, Он лучше всех бегает, дальше всех прыгает и лучше всех забивает голы.
А до этого мы еще дойдем. В этом проявляется Его замечательные качества, его замечательные качества проявляются в том, что Он подчиняет любви Шримати Радхарани, в этом Его качества. И это таким образом слово видху может относиться только к Кришне.И настоящее время в котором стоит глагол джайати — устраняет недоразумения, которые есть у обычных людей. Недоразумение это заключается в том, что Кришну невозможно увидеть сейчас, потому что Его можно было видеть только тогда когда Он нисходил в этот мир. Джайати значит, что Кришну можно увидеть сейчас. И дальше Шрила Джива Госвами будет приводить примеры из «Шримад-Бхагаватам», которая подтверждают каждое из этих утверждений. Это то, каким образом комментарий пишется. Комментатор находит цитаты из священных писаний, которые подтверждают то, что сказано в самом стихе, и таким образом он делает стих более выпуклым, собственно как то, что делает Шрила Прабхупада в своих комментариях. Одно за другим качество, которые описаны здесь будут подтверждаться стихами из «Шримад-Бхагаватам», или эти эпитеты, и первое качество какое еще раз? Первое значение слова видху какое?
Избавляет от всех страданий. Кто-то знает какие стихи в «Шримад-Бхагаватам» есть, которые доказывают, что Кришна избавляет от всех страданий? Но нужно вспомнить, что имеется в виду конкретно стих, где говорится, что Он дает освобождение демонам. В каком стихе это говориться? Я прочитаю стих, а вы скажите откуда этот стих, он из «Шримад-Бхагаватам», но откуда из какой песни из какой главы:
виджайа-ратха-кут̣умбха а̄тта-тотре
дхр̣та-хайа-раш́мини тач-чхрийекшан̣ӣйе
бхагавати ратир асту ме мумӯршор
йам иха нирӣкшйа хата̄ гата̄х̣ сва-рӯпам
Почти. Это — Бхишма-стути. Они написаны особым размером. бхактир… мумукшор и в этом стихе Бхишмадева прославляя Кришну на своем смертном одре говорит: видхайа … — видхая значит Арджуна, радха кутумба – Он просит пусть у меня появится эта привязанность к кому виджая радха кутуабма к тому кто ведет колесницу виджая Арджуны атхатотри и этот дритахзаяай он держит кнут в своих руках. В одной руке он держит поводья лошадей, в другой он держит кнут, погоняя лошадей и бхагаватир … пусть у меня асту, пусть у меня появится, так или иначе, привязанность к этому Бхагавану. почему?
йам иха нирӣкшйа хата̄ гата̄х̣ сва-рӯпам
любой, кто видел его на поле битвы Курукшетра, хата гата свапурам, обрел свою сварупу. То есть, вернулся в свою изначальную духовную форму. То есть обрел освобождение. Таким образом это доказательство того ,что он избавляет всех от страданий. Просто увидев Его, люди обретали сварупу. Превосходит всех остальных. Шрила Джива Госвами иллюстрирует это качество стихом из Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» из второй главы:
свайам̇ тв аса̄мйа̄тиш́айас трйадхӣш́ах̣
сва̄ра̄джйа-лакшмй-а̄пта-самаста-ка̄мах̣
балим̇ харадбхиш́ чира-лока-па̄лаих̣
кирӣт̣а-кот̣й-эд̣ита-па̄да-пӣт̣хах̣
Господь Кришна, который является повелителем всех тройственностей, трайа диша, и можно разные тройственности иметь ввиду: трех гунн материальной природы, Он повелевает; три мурти Вишну, Шива и Брахма и так далее. Все, все тройственности, Господь Кришна является Господином или повелителем всех тройственностей и Он абсолютно независим и ему поклоняются все повелители этой вселенной. Которые приносят Ему атрибуты поклонения, касаясь миллионами корон, Его лотосных стоп
кирӣт̣а-кот̣й-эд̣ита-па̄да-пӣт̣хах̣
значит корона, коти значит сотни тысяч, чиралокапалаих, все повелители этого мира преклоняются перед Кришной и приносят свои короны к Его стопам. Превосходит всех. Следующее качество какое? Счастье. Это очень красивый стих.
йасйананам макаракунда чарукарна… бандйо нарас…йасйананам. Ананам что значит? йавсайнанам макаракута чарукарнам.
Чье лицо украшено марака макара занчит?
Акула да, в форме акулы или макары, козерога, дельфина, по разному переводят это слово. Макара-Кундала, кундала значит серьги чару красивые, карна – уши, бхардажт – сияющий, капола – кудрявые волосы. Субхагам славиласахасам лицо Кришны украшено различными украшениями такими как серьги напоминающие акул Его уши очень красивые, Его щеки сияют и Его улыбка привлекает всех славиласахасам. И главное слово тут нитйотсанам, нитйонсавам, что значит? вечный праздник. Любой кто видит Кришн, он чувствует праздник в душе. Он видит Кришну, как вечный праздник. Его лицо и тело полностью удовлетворяют всех кто видит Его. И поэтому преданные сердятся на Творца за что? купита, да, нимеша ча, за то что им приходится моргать периодически. Шрила Джива Госвами не останавливается на этом.
Теперь, нам очень сложно как бы реально соотнести себя, но по крайне мере теоретически мы можем понять, что испытывают те, кто видят Кришну, читая эти стихи. Следующий стих из 10 песни «Шримад-Бхагаватам»:
кастрйам … самохитарйа чаритам…тарайалоке… йадгодвиджарумамригах
Дорогой Кришна, какая женщина во всех трех мирах не отступит от своего праведного поведения, когда она услышит мелодию исходящую из твоей, сладкую мелодию исходящую из своей флейты. Твоя красота делает благоприятными все три мира. Поистине даже коровы, птицы, деревья и олени проявляют экстатические симптомы: волосы на их теле становятся дыбом, когда они видят твою прекрасную форму.
yan martya-līlaupayikaṁ sva-yoga-
māyā-balaṁ darśayatā gṛhītam
vismāpanaṁ svasya ca saubhagarddheḥ
paraṁ padaṁ bhūṣaṇa-bhūṣaṇāṅgam
это знаменитый стих их третьей песни «Шримад-Бхагаватам», где Кришну называют бхушана-бхушанагам, что значит бхашана-бхушанагам? Бхушана? Бхушана бхушанагам – украшение всех украшений, бхушана бхушанагам, бхушана бхушана, тот кто украшает украшениями, не украшения украшают Его, а Кришна украшает украшения. Господь появился в этом смертном мире, с помощью своей внутренней энергией йога-майи. Он пришел в своей вечной форме, которая подходяща для его лил, для Его игр. Эти игры замечательны и очаруют всех даже тех, кто гордится своим богатством, включая Самого Господа в Его образе Господа Вайкунтхи. Это очень важный стих, для доказательства нашей сиддханты, потому что одним из характерных положений или основных положений нашей сиддханты является утверждение того, что Кришна выше Вишну. Ни одна другая самрпадйа не делает этого различия, для них Кришна всего лишь навсего одна из инкарнаций Вишну. Но здесь в этом стихе говорится висмапанам свасйа са со дхех. То есть даже Сам Господь в Своей форме Вишну даршайата грихитам, наслаждается, когда Он видит эти игры Кришны и доказательством этого является то, что в Шрирангаме в алтаре, где возлежит Вишну на змее Анаташеше на внутренней стороне изображены лилы Кришны. Сам Вишну наслаждается, когда Он вспоминает или когда Он смотрит лилы Кришны и поэтому таким образом Кришна приносит счастье всем, включая даже кого?
Вишну
Даже Вишну. То есть тут сначала говорится о том, как обычные люди, видя Кришну наслаждаются, потом говорится о том, как все живые существа: коровы, птицы, деревья, растения, олени приходят в экстаз от зрелища, от созерцания Кришны. И в конце-концов говорится, что даже Сам Вишну приходит в экстаз или становится счастлив от созерцания Кришны, вот. Ну, все наверное на сегодня. Следующее какое качество?
Да, источник всего. Ну, давай собственно быстро прочитаем. Да,
эте чамша … кришнас ту бхагаван… Он — источник всех остальных включая все остальные амши и калы, кришнас ту бхагаван свайам, мы знаем этот знаменитый стих, что не говоря об этом мире даже все остальные амши и калы, частичные воплощения и части частей Господа, вибхути Его шактиавеша-аватары и свамши – его аватары исходят из Него, вот. И собственно, чтобы уже закончить последнее слово джайати и какое подтверждение Шрила Джива Госвами берет из «Шримад-Бхагаватам» для того, чтобы подтвердить, что Кришна сейчас это делает?
Yes, yes…
jayati jana-nivāso devakī-janma-vādo
yadu-vara-pariṣat svair dorbhir asyann adharmam
sthira-cara-vṛjina-ghnaḥ su-smita-śrī-mukhena
vraja-pura-vanitānāṁ vardhayan kāma-devam
Вот, ну вот собственно все перевод этого стиха вы знаете … Кришна, который известен как сын Деваки или Яшоды, является обителью всех живых существ джайати вйавасо … на дхармах, его спутники лучшие их ядавов с их помощью Он устранил адхарму, они стали Его руками, пользуясь ими как руками … и он страняет несчастье всех живых существ движущихся и неподвижных стирачарах…, а своим сусмитах… своим улыбающимся лицом враджа пурва… увеличивает любовь гопи Вриндавана и женщин из Матхуры и Двараки, вот. Все следом мы будем рассматривать слово Акхила-расамрита мурти, таким образом Кришна называют видху, почему? потому что у Него есть четыре качества. Какие у него есть четыре качества?
Избавляет от страданий. Второе, превосходит всех. Третье, дает счастье. Четвертое, источник.
Причина всех причин. Вот, все. Шрила Прабхупада ки! Джай!