Семинар «Психология духовного поиска», Израиль, 2006 г. (Диск 76, л. 4)
Аннотация:
«Бхагавад-гита» и «Йога-сутра» Патанджали. Практическое применение. Слава «Гиты». Страх смерти уничтожает разум. Анализ проблем. Очищение.
***
Чтобы вы приблизительно представили себе, о чем мы будим говорить, и в каком формате мы будим обсуждать эту проблему. Но я думаю, что сегодня мы посмотрим, как пойдет наше время с вами, как пойдет наша работа с вами. Потому что, в общем это не такой простой семинар, не такой простой материал. Я думаю, что может быть, мы начнем какие-то существенные вещи уже сейчас. Как я уже сказал, я буду в основном основываться на двух книгах, эта «Йога-сутра» Патанджали Муни и «Бхагавад-гита». В начале мне хотелось бы узнать, кто из вас читал «Бхагавад-гиту»? Кто знает, что-то о «Бхагавад-гите»? Кто читал «Йога-сутру» Патанджали Муни? Даже спрашивать не надо, понятно.
Как я уже сказал заглавие этого семинара: «Психология духовного поиска» и смысл того, о чем я буду рассказывать, это то с какими проблемами сталкивается человек приступающий к духовному пути. «Бхагавад-гита» — это книга для начинающих искателей. Хотя «Бхагавад-гита» в соответствие с ее положением в ведической традиции является фундаментом для очень многих других книг и она прославлена как Гитапанишад, она в сущности вобрала в себя квинтэссенцию философскую учение Шри Ишопанишад . Тем немение, она считается букварем. Эта книга для начинающих. И каким образом с одной стороны глубина ее, с другой стороны необходимость как бы ввести человека начиняющего в это корпус ведической философии сочетаются, я попытаюсь рассказать на этом небольшом семинаре.
И основная идея этого семинара в том чтобы мы вместе с вами подумали, во-первых: какие решения в «Гите» и в «Упанишадах» и в «Йога-сутре» предлагаются для фундаментальных проблем в нашей с вами жизни, и как эти решения применить к нашей жизни? Потому что семинар это хорошо люди обычно приезжают на семинар и получают много, много информации. И обычно у них воодушевления, подъем, но потом они возвращаются в свою жизнь, на свои круги и все опять переходит на какую-то привычную колею. Я буду как раз сегодня об этом рассказывать, сегодня и в течение нескольких последующих дней. Что это значит, как перевести эту вещь в свою жизнь? Какие практические рецепты для разрешения наших проблем предлагает нам йога и представляет нам «Бхагавад-гита»? А «Бхагавад-гита» в сущности, дает квинтэссенцию йоги и философию йоги. Я начну со стиха, который написал Шанкарачарйа. Шанкарачарйа по праву считается величайшим философом в мире или одним из величайших. И эти стихи прославляющие «Гиту» — «Гитамахатма» обещает то, что человек может получить из «Гиты». И стих, который открывает «Гитамахатму» начинается так:
Гита шастрам идам пуньйам
Йах патхет прайатах пуман
Вишнух падам авапноти
Бхая шока ади бхарджитах
Я прошу прошение, я буду немножечко злоупотреблять санскритом. И для этого есть причина, это не то что я хочу, чтобы вы в конце семинара на санскрите заговорили, но на санскрите некоторые термины более точно определены. И мне хотелось дать ведическую философию в ее изначальном виде и без ссылок на санскрит это практически невозможно будет. Но я не буду слишком перезагружать вас. В этом стихе Шанкарачарйа обещает одну очень важную вещь, он говорит: гита шастрам идам пуньйам йах патхет прайтах пунам. Он говорит: «Тот, кто читает эту «Гиташастру» или «Бхагавад-гиту» причем читает очень внимательно: йах патех прайатах пунам. Такой человек виншнух падам авапноти достигает лотосных стоп Вишну, а Вишну это имя Бога в ведической философии. И плюс к этому бхай шока ади варджитаха. Эта самая важная строчка в данном стихе. Он говорит, что такой человек избавляется от бхайи. «Бхайа» на санскрите значит страх.
Это первое благословение, которое он дает. Человек достигает божественной обители или божественного состояния, божественного состояния сознания, скажем так. И одновременно с этим он избавляется от страха «бхайа шока». «Шока» значит страдания и горе, беспокойства «ади» значит и так далее, все то, что за всем этим следует. И он говорит, что человек избавляется от всего этого варджитаха. Но «бхайа» и «шока» две эти вещи не случайно взяты как некое изначальная характеристика проблем материального существования. Все те, кто были на нашей утренней баталии. Все видели и все, так или иначе, говорили страх, страх, страх. Мы научим избавиться вас от страха. И я тоже претендую на это, хотя должен честно признаться, что сам я до сих пор от него не избавился (смех). И в этом смысле немного напоминаю человека, который хочет заработать миллион, не заработав его. Но тем неменее Шанкарачарйа обещает это. Он говорит, что человек, который внимательно читает «Гиту» он получает это благословение. Дальше он говорит, что тот, кто размышляет над «Гитой» постоянно: гита бхайа на шивасйах.
Тот для кого «Гита» становиться объектом медитации. Тот, кто думает над тем, что написано в «Бхагавад-гите», такой человек избавляется от всех неприятных последствий своих грехов, и он больше не рождается в этом мире, он рождается в другой обители в другом мире. Собственно это тема нашего сегодняшнего обсуждения, каким образом человек избавляется от страха, горя и от всего прочего чего он хочет. И при этом, каким образом человек обретает совершенно иное состояние сознания. Потому что когда мы говорим о божественной любви или еще о чем-то, мы говорим именно об этом. О состояние вечно длящегося, непрерывного счастье. И не случайно страх стоит вначале и семинар мой называется «Психология духовного поиска». Потому что, что человека заставляет пускаться в духовный путь? Как это не прискорбно — страх. Или потому что у человека есть какие-то проблемы он становиться духовным искателем. Он пытается избавиться от своих проблем, от своих несчастий.
Страх, неверие в себя, попытка найти какое-то безопасное место. Именно поэтому «Бхагавад-гита» рассказана где? Тот, кто читал, где она рассказана? На поле боя. «Бхагавад-гита» рассказана во время войны, когда страх является преобладающей эмоцией. Неслучайно введением в «Бхагавад-гиту» является эта сцена, когда собрались две армии. И две армии готовы вступить в схватку. И на кон поставлена жизнь каждого человека, которые стоят на этом поле боя и смотрят друг на друга и знают, что либо я убью, либо я буду убит. И, в каком то смысле, это поле боя является аллегорией нашей жизни. Вся наша жизнь это поле боя и то насколько достойно мы будем вести эту битву, и выйдем ли мы из нее победителем? Это очень существенный вопрос, который мы должны решить. Иногда люди говорят, что у меня нет страха, я не боюсь. В конечном счете, молодой человек из Омска, он сказал, что страх только один, что корень страха только один. В конце концов, чего мы все боимся?
— Смерти.
— Смерти. Страх смерти. Патанджали Муни в «Йога-сутрах» говорит, что страх смерти, его не избегает даже самые величайшие мудрецы. Это инстинктивное состояние человека находящегося в этом мире и эта самая большая проблема человека в этом мире. И это основа всех остальных страхов – страх смерти.
Когда «Бхагавад-гита» говорит, что она избавит от всех страданий или от всех проблем она, в конце концов, претендует на то, что она может полностью избавить человека от страха смерти. Причем не просто теоретически, а на более глубоком уровне. Иногда люди говорят, я не боюсь смерти. Есть среди вас такие? Кто нибудь из вас, не боится смерти? Да! Должен вас огорчить, это неправда (смех). Просто этот страх настолько привычен. Он стал фоном нашего существования, а фон нашего существования мы не понимаем. И мы не отдаем себе отчет в том, что этот страх живет в нас. А поскольку постольку он стал фоном мы не видим его, мы не понимаем его, но если вдруг вам скажут, что через несколько секунд наступит ваша смерть. Далеко не факт, как мы поведем себя в этой ситуации, насколько мы воспримем эту информацию с радостной улыбкой на устах. Были люди в истории человечества, которые воспринимал эту известие с улыбкой на устах. Сократ один из них, когда ему сказали, что ему предстоит выпить чашу яда, он сказал скорее, скорее, не тяните.
Он пришел к человеку, который готовил эту чашу яда и тот пытался оттянуть, тот пытался дать ему несколько дней. Но он сказал: нет, нет, чем скорее, тем лучше, потому что я хочу это пережить, смерти нет. Но это легко сказать, гораздо труднее это почувствовать, гораздо труднее это ощутить очень глубоко внутри. И «Гита» дает этот опыт. Что самое важное, что размышление над «Гитой» это не просто теория, это то что, в конце концов, дает человеку опыт своего собственного бессмертия. И это то чем мы будим заниматься с вами на протяжение следующих наших занятий. И я надеюсь, что по крайне мере до какой-то степени мы сможем приблизится к этому ощущению. Тем, у кого его уже нету может даже не стоит здесь присутствовать ради этого.
Еще одна очень важная вещь, о котором я хотел сказать, это эффект страха. Когда человек испытывает физический страх, что с ним происходит?
— Напрягается.
— Напрягается, еще что?
— Дрожь.
— Дрожь, еще что?
— Перестает соображать?
— Перестает соображать. Съеживается. Это физический эффект страха? Человек закрывается, чтобы избавиться от страха. Любовь раскрывает сердце, любовь делает человека открытым, свободным, счастливым. Страх закрывает, страх окутывает его в какой-то кокон, человек съеживается. И это происходит не только на физическом уровне. Прежде чем я начну основную тему, я хотел бы немножко об этом поговорить. Потому что, то же самое происходит на ментальном уровне. Человек ментально схлопывается от страха, он съеживается ментально и его способность воспринимать знание так же становиться меньше. Потому что для того, чтобы воспринимать знание, что человек должен сделать на встречу этому? Он должен раскрыться. Он должен впустить это знание. Он должен действительно дать возможность этому знанию работать внутри себя. Но если человек закрыт, если он замкнулся в эту браню, в этот кокон страха.
Если его ум съежился, как кто-то правильно сказал, что ум от страха отключается, и он ничего не соображает, если его ум съежился. Эта еще одна очень важная вещь, которая, в сущности, мешает человеку воспринимать правильно знание. Поэтому первое, с чем должен человек расправиться — это со страхом. И с этого начинается «Гита». И вокруг этой темы мы будим с вами вертеться. «Гита» прежде чем пойти дальше, а «Гита» как я уже сказал это букварь, который в тоже время идет очень глубоко. И прежде чем пойти дальше человек должен вначале избавиться от этого страха смерти, раскрыть свое сердце, раскрыть свой ум, раскрыть самого себя на встречу этому всему.
И мы посмотрим, каким образом Кришна это делает. Мы пройдем вместе через эту трагедию на поле битвы и посмотрим, как это происходит. Каким образом устраняются изначальные препятствия на пути восприятия этого знания. И самым первым препятствием и самым страшным является, безусловно, страх. Теперь мне хотелось поговорить следом о том для кого предназначена «Гита»? Я уже сказал, что она предназначена для людей, которые ищут духовный путь, и которые пытаются встать на этот духовный путь. И побудительной причинной этого является что? Мы уже сказали с вами.
— Страх.
— Страх или какие-то проблемы. В двух словах я расскажу вам предысторию этого. Сейчас я расскажу. Вначале я в двух словах расскажу завязку «Гиты» Те, кто знают, простите меня, те, кто не знает, я думаю, что для них это очень важно будет узнать. Как я уже сказал «Гита» произнесена на поле битв. «Гита» начинается с вопроса слепого царя Дхритараштры, который находится далеко от этого поля битвы. И он является отцом людей, которые начали битву, начали войну. Дхритараштра, буквально значит тот, кто захватил чужую землю. И большая часть войн в этом мире происходит из-за земли. Тот, кто живет здесь, в Израиле я думаю им не нужно это доказывать. Так? Войны происходят из-за земли, воины происходят из-за жадности, войны происходят из-за каких-то других негативных вещей в нашем сердце.
И на поле битве собрались с одной стороны люди, которым земля принадлежит по праву и которые хотят править ею не от себя, а от имени Бога. И с другой стороны другие люди, которые пытаются покуситься или хотят захватить эту землю, и так или иначе хотят поупражняться во власти в этом мире. Очень типичный конфликт. В сущности это конфликт, который свойственен всем духовным писаниям – сила добра и сила зла, сила света и сила тьмы. Они столкнулись вместе, и от исхода этой битвы зависит кто победит. Но перед этим происходит диалог между Кришной и Арджуной.
Арджуна — это один из главных воинов на стороне сил света. А Кришна — это сам Бог, по крайне мере, таким образом, это объясняется в «Бхагавад-гите». Так? И типичный слушатель «Бхагавад-гиты», тот кому адресована «Бхагавад-гита» — это человек, столкнувшийся с материальными проблемами. Что происходит на поле битвы Курукшетра? Эта самая неожиданная вешь. Арджуна самый смелый воин, на которого собственно была поставлена самая основная ставка. Он один перед битвой хвастался: я один могу завоевать, победить противоположную сторону, мне ни кто не нужен. Собрались миллионы людей, а он говорит, у меня достаточно силы, чтобы одному со всеми справиться. Вдруг этот человек, этот воин, который должен быть самым главным героем, просит своего колесничего, роль к которого играет Кришна поставит колесницу на середину.
И само по себе это уже странный знак. Потому что когда человек хочет посмотреть по середине, это значит, что он уже не там и не там. Он не хочет сражаться, и он смотрит туда, он смотрит сюда, и вдруг дрожь охватывает его, у него высыхает язык, у него волосы встают дыбом, он начинает плакать. Этот смелый воин, который до этого говорил: «Я один их всех побежду, мне никого другого не нужно, мне ничего не нужно, — вдруг начинает дрожать и говорит — я не могу этого делать, я не могу убивать, я не могу сражаться». И начинает приводить все возможные аргументы. Вот собственно и вся «Гита».
Отсюда, после того как он говорит, что я не могу сражаться, я запутался, то, что мне предстоит слишком ужасно, я не перенесу этого, с этого начинается «Гита». И как это не странно Кришна начинает ему говорить, сражайся, причем не просто сражайся, а убивай. Парадокс «Гиты» заключается в том, что Кришна, который по идее должен проповедовать добро говорит Арджуне, убивай и объясняет Арджуне, как это делать. В начале Арджуна говорит, я не хочу убивать, и когда он говорит, я не хочу убивать он отрицательный герой. Когда в конце он скажет я готов убивать, я хочу сражаться, он становиться положительным героем. Я уже чувствую, что у вас (смех)…
Это трудно понять и с этим трудно смириться. И люди до сих пор на самом деле не понимают это. Но эта парадоксальная ситуация взята не случайна. Чтобы довести анализ человека, внутренний анализ своих проблем до самого последнего предела, до самого конца. Чтобы понять, что же происходит? Потому что опять же, немного забегая вперед, и эта одна из вещей, о которых я буду говорить. Эта одна из самых больших проблем человека на духовном пути это склонность к самообману, все возможные вещи, как мы обманываем себя, когда мы думаем, что мы идем по духовному пути, а на самом деле мы топчемся на месте.
И именно это происходит в начале «Гиты», когда Арджуна говорит я хороший, я не хочу убивать, я хочу принять монашество, я хочу уйти в горы. Так? Кришна слушает его, смеется и говорит, ты обманываешь себя и хочешь обмануть Меня. Но меня обмануть невозможно. Вот это собственно сама по себе завязка. И завязка уже говорит о том, что «Гита» обращена к человеку, который столкнулся не просто с проблемами в этой жизни, а с самыми сложными проблемами в этой жизни. Он столкнулся с проблемами и я хочу попросить вас, чтобы вы подняли руку. Сталкивались ли вы, когда ни будь с проблемами в вашей жизни? (Смех). Сталкивались ли вы, когда ни будь с очень серьезными проблемами, с неразрешимыми или по крайне мере на первый взгляд неразрешимыми проблемами? Все сталкивались с проблемами. «Гита» обращена к человеку, который столкнувшись с проблемами пытается найти какое решение этой проблемам?
— Убежать.
— Убежать? Арджуна пытается убежать. Все мы пытаемся убежать от проблем. Это факт. Но тем не менее к кому обращена «Гита»? Есть два вида решения проблем материальными и духовными. «Гита» обращена к человеку который пытается найти духовные решения своим проблемам. Потому что, очень часто и очень легко, как правило, люди прибегают к материальным решениям. Правильно? Материальные решения более очевидны, материальные решения более доступны. А «Гита» обращена к людям, которые ищут духовные решения. Но проблема с духовными решениями, как, по-вашему? Кто-то из вас пытался духовным образом решить свои проблемы или по крайне мере нетривиальным образом решить проблемы? Пожалуйста, не стесняйтесь, поднимите руки.
— Ну, да (не слышно).
— Ну, об этом мы поговорим ну по крайне мере нетривиально, не просто так, не просто на уровне рефлекса. Материальные решения меня бьют по левой щеке, я бью по обеим щекам. Скажем так, условно говоря, на уровни рефлекса, на уровне просто психологической, автоматической, инстинктивной реакции. Или на уровне какого-то очень простого решения на уровне очень простой причинно-следственной связи. Духовное решение, это когда я пытаюсь стать немного выше над этой проблемы или чуть-чуть глубже ее капнуть, скажем, так. Проблема с духовными решениями, как, по-вашему, какая? Так как я уверен каждый из вас, наверняка пытались решить свои проблемы, реальные проблемы в жизни духовным образом. Какая проблема существует?
— Мало знаем.
— Мало знаем, еще какая?
— Легко себя убеждаем.
— Легко себя убедить, еще какая? У человека нет веры, что это сработает. Правильно? Нерешительность. Для того чтобы идти духовным путем нужно обладать очень большой смелостью, очень большой решимостью, очень большой верой. Потому что материальные решения как я уже сказал, лежат на поверхности. И они простые и они действуют, и они работают до какой-то степени. Так? И самым типичным примером материального решения проблем, вернее скажем так, чтобы проиллюстрировать это, нельзя сказать, что это точная аналогия, как любая аналогия она имеет свои ограничения, но чтобы проиллюстрировать это, можно привести пример, скажем, аллопатическую медицину и скажем ту же самую айюрведу. Что такое аллопатия? Работает аллопатия или нет?
— Работает.
— Еще как работает. Быстро работает. Правильно? Быстро работает. Проблема в чем заключается?
— Проблема в другой болезни. Одно вылечит, другая появиться.
— В том, что решения одной проблем, иногда создает проблем гораздо больше. Я помню, для меня самым большим развлечением является читать описание аллопатических лекарств…
— Противопоказание, побочные эффекты.
— Да. Побочные эффекты. От простуды вас излечит, но может быть у вас недержание мочи возникнет (смех) или припадки (смех). Я помню, мне прописали антибиотик и сказали, что это очень хороший антибиотик, и я стал читать, и там значит было написано, что если вы будите принимать этот антибиотик, все бактерии умрут, никаких проблем не будет, но при этом возможны недержание мочи, возможные случаи бреда (смеха), но антибиотик очень хороший. Нет никаких сомнений в этом. Почему? Потому что материальные решения проблемы и то и другое решение проблемы это попытка найти причину. Правильно? Есть некая цепочка причинно следственной связи. Материальные решения она далеко куда-то в причину не лезет, она видит некое неприятное явление, и она это явления пытается устранить. То есть она не идет далеко по цепи причинно следственным связям. Она пытается найти какую-то непосредственную причину, самую поверхностную причину и пытается ее устранить.
Так? А если взять айюрведу или какие-то другие более тонкие способы медицины. То, в чем отличие айюрведы от аллопатии? Естественно, в том, что она пытается найти какую-то более глубокую причину. И там и там есть причина, но одна причина поверхностная, другая причина более глубокая, чтобы устранить более глубокую причину. В чем проблема айюрведы? В том, что она не работает. Так? Хорошая теория (смех). Но на практике, а я большой поклонник айюрведы. Она работает, безусловно, но она работает очень медленно. Работает медленно, а иногда хочется, чтобы по быстрее избавиться. И тут возникает вот эта самая проблема: нерешительность или недостатка веры. Непонимание того, что, в конце концов, я с помощью этого все свои проблемы разрешу. Потому что вместе с нерешительностью у нас еще, какое качество есть?
— Нетерпеливость.
— Нетерпеливость. Нам хочется по быстрее. Мы привыкли, мы запрограммированы на очень быстрое решение, нам хочется всего сразу: и подешевле и побыстрее. Дешево и сердито, чтобы все проблемы мы сразу же решили, а недержание мочи, ну, ни чего, мы с этим как не будь справимся, а остальное там видно будит. И в этом собственно, к таком человеку обращена «Гита». «Гита» обращена к человеку, который хочет духовным образом решить свои проблемы, но у него нет до конца веры. У него нет до конца этой решимость. И «Гита» дает эту решимость. В чем на самом деле красота «Гиты», сила «Гиты», могущества «Гиты»? В том, что если человек внимательно ее читает, она дает человеку непоколебимую веру. Это путь, по которому нужно идти. В конце концов, все свои проблемы я могу разрешить с помощью этого. Я смогу докопаться до самой глубины. Она объясняет человеку все самые глубинные причины его проблемы и в конце концов выводит его на поверхность.
Мне хотелось два слова буквально сказать, так как сюда все равно пришли люди, которые так или иначе связаны с айюрведой или с ведическими писаниями. Айюрведа в сущности, как теория или как медицина, как система медицинская возникла на основание «Гиты». «Гита» или философия Упанишад является основой, фундаментом всех остальных прикладных наук. Есть огромная количество прикладных ведических наук. И «Бхакти-шастра» одна из них, айюрведа другая, йога третья, в медицинском смысле для разрешения своих проблем каких-то. Есть музыка ведическая, есть огромное количества вещей. Есть способы изгнания духов, есть способы заклинания змей, есть способы…
— Астрология.
— Да, астрология еще одна прикладная ведическая дисциплина. Сами по себе Веды насчитывают 64 таких дисциплин, видий. Они перечисляют эти перекладные вещи. И с их помощью практически можно все свои желания удовлетворить. Кто хочет удовлетворить все свои желания?
Только один нашелся. Все остальные не хотят, все остальные уже достигли…
— Я не верю этому.
— Не верите (смех). Но в основе всего лежит «Гита», все остальные прикладные дисциплины, так или иначе, направляют туда. Они говорят, авйатма видйа, что из всех видей, «видйа» значит прикладное знание, главная видйа является авйатма видйа или наука о душе. «Бхагавад-гита» дает человеку возможность понять душу, почувствовать себя душой, вести себя как душа.
Я хотел бы сейчас немного сказать о стратегии айюрведы, чтобы продемонстрировать или показать, как та же самая стратегия отражена в «Бхагавад-гите». В сущности «Бхагавад-гита» объясняет, что у всех наших проблем, в глубине, в корне всех наших проблем есть только одна причина. И она одна. Это достаточно смелое утверждение, потому что у каждого из нас есть болезни. У кого нет болезни? У кого есть болезни? Только у вас нет (смех). Каждый думает, мои болезни уникальны. У меня уникальные болезни, я уникален, у меня уникальные проблемы. А что делают ведические науки, начиная с «Бхагавад-гиты»? Они объясняют, что причина всех наших проблем одна, и что нужно докопаться до этой причины, и что нужно эту причину устранить, все остальное устраниться сама собой. Несмотря на то, что внешне это проявляется по-разному, болезнь может протекать по-разному. Чтобы проиллюстрировать это, как это делает айюрведа. Айюрведа говорит, что, в конце концов, если взять просто на грубом физическом плане, причина всех болезней, какая?
— Страх.
— Это на тонком плане, сейчас будем брать чисто грубо физический план. Ослабление огня пищеварение. Как это не примитивно будит звучать, но есть огонь пищеварения. И так как огонь пищеварение ослаблен, чисто на житейском, на бытовом уровне, это порождает всевозможные проблемы. Пища превращается в яд, в токсины, токсины распространяются по каналам, которые есть в нашем теле, распространяются по всему телу в зависимости от уникальности конституции. Токсины скапливаются либо тут, либо тут, и вызываю либо такие проблемы, либо другие. Одни сходят с ума, у других суставы распухают, у третьих еще что-то наступает. Поэтому соответственно айюрведа что делает? Кто ни будь проходил панча-карму? Никто не проходил панча-карму? Это универсальный метод решения всех проблем с точки зрения айюрведы. Сначала мне хотелось об этой стратегии рассказать, чтобы объяснить, как та же самая стратегия отражена в «Бхагавад-гите». На чисто физическом, доступном примере, который может к тому же какую-то практическую пользу привести. Каким образом айюрведа лечит все проблемы и все болезни? Она говорит, что огонь пищеварения проблема. И что нужно делать? Она говорит, что сначала человека нужно очистить. Вернее еще до того как его очистить, что нужно сделать? До очищения, как, по-вашему? Что нужно делать? Можем ли мы с вами сразу очиститься?
— Заговорить. Уговорить.
— Правильно, близко, тепло. Что мешает нам очиститься?
— Успокоиться.
— Успокоиться, еще ближе. Что мешает нам очиститься?
— Нежелание.
— Скажем, возьмем опять же наше физическое тело, у нас там токсины и эти токсины у нас там скопились, например, скажем в суставах, что привело к артриту или еще где-то они скопились. Так? В начале айюрведа говорит, человека нужно расслабить. Все эта система, которая накапливает в себе эти неприятные вещи, токсины и все остальное, нужно сначала привести в такое состояние, когда она отпустит это. Потому что мы держимся за свои проблемы, и наши проблемы очень дороги нам. Потому что они наши, и мы не хотим их отпускать, мы не хотим с ними расставаться они наши, они родные. Поэтому что делает айюрведа? Сначала она умасляет человека. Она снаружи, из нутрии, по всякому дает человеку масло, делает его мягким, умасляет его, размягчает. На санскрите с масло называется «снеха», сливочное масло. И «снеха» имеет два значения. Одно называется масло, снеха, а другое любовь. Как это не парадоксально оба эти смысла там есть.
Сначала человек должен немножко расслабиться. Сначала человек должен отпустить все вот эти вот проблемы. Или до какой-то степени, на начальной степени избавиться от страха. Потому что еще раз, когда мы в страхе, мы напряжены. Когда мы напряжены, с нами ничего не возможно сделать. Правильно? Правда, когда мы слишком расслаблены, то с нами, тоже ничего невозможно сделать. Но сначала это первый пункт, первый этап. Человеку дается возможность как бы избавится или перевести эти токсины в более легко растворимое состояние. Скажем так. И это первый этап «Гиты». «Гита» объясняет нам эти наши проблемы, и объясняет их очень приятным способом. Это, кстати говоря, очень приятный способ лечения. Кто-то любит лечиться?
— Нет.
— Никто не любит. Добро пожаловать в айюрведическую клинику. Это самый приятный способ, вас просто массируют, гладят, говорят все хорошо, все хорошо. Первый этап у человека должен уйти страх. У него должно уйти напряжение, должно уйти внутренняя настороженность. Потому что мы все находимся в этом состояние настороженности, закрытости. И это первое что нужно сделать, это убрать нашу напряженность. Потом следующим этапом, собственно очищение. Из человека выводят эти токсины. После того как мы перестали за них держаться с помощью различных методов, которые очень детально разработаны в айюрведы, все эти токсины выводятся из тела. И когда происходит это очищение, что человек испытывает?
— Облегчение.
— Две вещи: облегчение и ему неприятно все равно. Потому что все равно они наши родные. Облегчение он сразу чувствует, но одновременно с этим есть какая-то болезнь. Очищение всегда болезненный процесс. Именно поэтому нельзя очищение начинать сразу. Сначала человека нужно подготовить к очищению. Сделать так чтобы он раскрыл себя навстречу к этому очищению. Как правильно Юля сказала человека нужно уговорить, чтобы он на это согласился, он должен быть готов к этому. И соответственно следом за этим, то же самое делает в «Гите» Кришна. Сначала Он помогает человеку избавиться от страха и напряженности, избавиться от горя. Потом следом за этим должно произойти очищение. И очищение болезненный процесс именно потому, что человеку не хочется верить в то, что у него столько грязи. Когда человек начинает понимать, сколько во мне грязи. Вам нравиться это?
— Никому не нравиться.
— Потому что мы все… Могу побиться об заклад, мы думаем о себе несколько лучше, чем мы есть на самом деле. Чуть-чуть, слегка. Когда мы вдруг видим, сколько у нас внутри грязи, сколько у нас внутри проблем, то это сложно. Но с другой стороны мы уже готовы к этому, мы уже очищаемся, мы избавляемся от этого всего, поэтому следующий этап происходит и именно так построена «Бхагавад-гита» — это очищение. И наконец, третий этап — восстанавливается огонь пищеварения. И на санскрите этот третий этап называется омоложение. Полное преображение человека. Когда чистая система начинает работать в другом режиме, начинает действовать по-другому. И это третий этап, третий этап духовного исцеление, третий этап физического исцеления, преображения человека. Восстановление его, в его изначальной чистоте, в его изначальной красоте, в его изначальной природы. Которая, так или иначе, была утрачена из-за осквернения, из-за загрязнения которая у нас есть. Это как бы в двух словах сама стратегия «Бхагавад-гиты» то, что должна произойти с человеком с помощью «Бхагавад-гиты» или в результате изучения «Бхагавад-гиты».
Но еще раз, как мы уже сказали, самое главная проблема, с которой человек сталкивается — это страх. И почему человек не становиться на духовный путь, почему ему так трудно встать на духовный путь, почему он все время возвращается к материальным методам? Человек начинающий, еще раз «Бхагавад-гита» эта для нас с вами, для начинающих людей. У него все время есть это колебания, он хочет идти по этому духовному пути и он все время возвращается назад, туда сюда, туда сюда. Что мешает этому? Почему? Почему он снова возвращается назад? Почему он снова прибегает к каким-то материальным методикам или стратегиям? Почему?
— Ложное эго, нетерпение.
— Нетерпение, ложное эго и в конечном счете тот же самый страх. Боязнь утратить свою независимость. Кто-то очень правильно заметил, кстати говоря — ложное эго. Боязнь утратить то, что мы считаем собой. И эта главная проблема в мире. Получается замкнутый круг. Нам нужно чтобы решить все свои проблемы избавиться от страха. Но чтобы избавиться от страха нам не дает кто? Страх! Сам же страх мешает нам избавиться от страха. Страх лишиться того, кто я думаю, кто я есть. Страх потерять самого себя, каким я привык себя считать.
Страх поменяться. Потому что на самом деле, если сейчас человеку с самого начала скажут, мы сейчас вас преобразим, вы станете другим. Кто захочет этого? Может быть, кто-то и скажет, я хочу, Марья Ивановна, поскорее меня преобразите. Но на самом деле далеко не все к этому готовы. К преображению к настоящему, к глубинному преображению внутри, к перестройке на самом деле далеко не все готовы. Я уверен, вот Юля это подтвердит, она так или иначе пытается тоже самое делать. Подтвердите? (Смех). Спасибо. И вот этот круг, заколдованный круг нужно как-то разомкнуть. Потому что нам нужно избавиться от страха. И чтобы избавиться от страха нам мешает страх. Мы боимся. Мы боимся вступить на этот духовный путь. И собственно примерно этим мы и будим с вами заниматься. Каким образом мы будим разрывать его? И как по-вашему, как мы можем разорвать этот круг заколдованный? Страх мешает нам избавиться от страха. С чего мы будим начинать? Откуда нужно начинать? С чего мы будим начинать наше с вами путешествие?
— Со знания.
— Хорошо, хорошо, хорошо. Знание.
— Не поможет.
— Поможет, до какой-то степени.
— Другой вариант с маслом (смех).
— Массаж нужно сделать, успокоить.
«Гита» состоит из вопросов и ответов. Вы правильно сказали нужно с масла начинать. «Гита» начинается с того, что человек начинает робко задавать вопросы. Он еще не в чем уверен. Ему ни в чем не нужно быть уверенным. Ему не нужно слепо верить. Одна из вещей, о которых я буду все время говорить, на протяжении всех этих лекции эта то, что слепая вера эта плохо. Человек не должен слепо верить и любая религия, которая призывает человека слепо поверить, просто уверовать, на самом деле калечит человека. Без свободы на духовном пути человек ничего достичь не может. Слепая вера лишает человека свободы. «Гита» — это путь разума. «Гита» обращается к разуму человека и поэтому «Гита» построена в виде вопросов и ответов. Постепенно, постепенно с помощью вопросов человек пытается избавиться от своего страха. Устранить какие-то страхи, которые есть у него. Так? Примерно так же построено все остальное, но тем не менее, когда я говорю вопросы и ответы, значит ли это что «Гита» ограничивает нас только теоретическими знаниями? Что мы сегодня и на протяжение какого-то времени, просто с вами поговорим и разойдемся, что все останется на уровне ума? Вопрос ответы, размышления, которые мы будим с вами делать, они не должны оставаться на уровне ума или на уровне информации. Что-то более глубокое должно произойти в результате этого. Я так же буду объяснять, как происходит более глубокие изменения или преображения в сердце человека в результате того, что человек думает или слушает над этими вопросами и ответами
Хорошо, это некоторое введение к тому о том, что с собой представляет «Бхагавад-гита». Теперь я начинаю собственно сам материал. Мы уже целый час говорим, вы уже наверное устали. Да?
— Перекур на пять минут.
— Да, давайте отдохнем пять минут.