Аннотация:
Духовная практика предназначена для того, чтобы высвободить человека из рабства. Материальная жизнь целиком состоит из зависимостей. Определение зависимости. Откуда появляются зависимости. Бихевиоризм, философия Скиннера. Исследование Олдса и Милнера. Дофаминовая кнопка. Особенности дофаминовой системы. Четыре способа взлома дофаминовой системы. Нарушение четырех регулирующих принципов нарушает функционирование дофаминовой системы. Беда зависимости. Зависимость от компьютера, гаджетов, социальной сети и интернета. Опросник, по которому человек может определить степень своей зависимости. Мы ищем удовольствий в интернете. Зависимость от игр и соцсетей.
Харе Кришна. Темой нашей сегодняшней беседы будет зависимость. Каким образом человек попадает в зависимость? Что такое зависимость? Почему одни вещества в этом мире или действия в большей степени вызывают у человека зависимость, в большей степени порабощают в себе его сознание, другие вещества не обладают такой способностью или делают это в меньшей степени? Почему одни люди в большей степени склонны попадать в зависимость, а другие достаточно хорошо держатся в стороне от этих зависимостей? Каким образом мы попадаем в зависимость и чего нужно избегать, чтобы в зависимость не попасть? А также, что делать, если мы всё-таки попали в зависимость? Мы будем говорить об этом в связи с цифровой зависимостью, но, в принципе, любые другие зависимости имеют тот же самый механизм, поэтому мы начнём сначала с общего описания механизмов формирования зависимости у человека. На самом деле эта тема имеет непосредственное отношение к нашей с вами духовной практике, к нашей с вами жизни, потому что любая духовная практика предназначена для того, чтобы высвободить человека из рабства, вывести его за пределы влияния всевозможных зависимостей, сделать человека более свободным. И наоборот, материальная жизнь, она целиком состоит из зависимостей. Вся материальная жизнь – это зависимость от материи и зависимость от так называемого виртуального счастья пребывания в этом мире, когда мы ощущаем себя всемогущим Богом и т.д. и получаем соответствующие награды.
Так вот. Давайте с вами разберёмся во всех этих вопросах. Я думаю, что сегодня мы затронем только где-то половину этих вопросов, первую часть. Что касается избавления от зависимостей и какое влияние все эти зависимости оказывают на нашу с вами практику Сознания Кришны, то этому мы посвятим отдельную беседу.
Итак, начнём с определения зависимости. Что такое зависимость? Зависимость в соответствии с определением данным в википедии – это потребность совершать какие-то действия, несмотря на негативные последствия, на неблагоприятные последствия, которые приходят в результате совершения этих действий. Эти последствия могут быть психологического характера, когда человек утомляется или возбуждается, или гневается. Эти последствия могут быть социального характера. Эти последствия могут быть медицинского характера, когда человек, не смотря на вред здоровью, делает что-то. И, в конце концов, эти последствия могут быть духовной природы, могут иметь духовную природу, т.е. человек делает что-то, даже понимая, что это вредит ему в какой-то отдалённой перспективе, мешает ему духовно развиваться.
Итак, откуда появляются зависимости? Все зависимости появляются из одной системы, которая дана нам Богом и которая сама по себе предназначена не для зависимости, а наоборот для того, чтобы помочь нам жить в этом мире. Это так называемая система поощрений или система подкрепления, которая существует в мозге всех живых существ, начиная с морских слизней. За это была даже получена Нобелевская премия, за это исследование, которое показало, что морские слизни, в общем-то, точно так же, как все остальные живые существа обучаются в этом мире, запоминая какие-то действия, которые позитивны для них через систему внутреннего подкрепления и избегая каких-то действий, которые негативны. Иначе говоря, система обучения, которая есть у каждого из нас, основана на позитивном и негативном подкреплении, т.е. в сущности, работает по принципу кнута и пряника. Это изначальные педагогические приёмы, которые действуют во всех видах живых существ. Иначе говоря, она имеет двоичную природу – ноль, единица. Именно поэтому, кстати говоря, компьютеры, которые тоже построены на этой двоичной системе – ноль, единица, ноль, единица, очень хорошо симулируют или воспроизводят эту систему и, в общем-то, поэтому очень легко попасть в зависимость от компьютеров, как это не парадоксально, но о деталях этого механизма мы поговорим позже, а сначала собственно о том, каким образом действует эта система. Систему эту люди применяли испокон веков, когда объезжали лошадей или когда дрессировали слонов, или когда сейчас дрессируют собак или учат собак, или когда поощряют маленьких детей, хваля их за то, что они сделали что-то хорошо или ругая за то, что они сделали что-то плохое. Серьезно, с научной точки зрения, её стали изучать нейрофизиологи и социальные психологи. И их дисциплина, которую они стали изучать получила название бихевиоризма, от английского слова бихевиор, что значит поведение. Они, собственно, стали изучать законы, которые управляют нашим поведением. Лауреат Нобелевской премии, наш соотечественник, Иван Павлов, был одним из первых людей, который научным образом изучал эти механизмы зависимости, поощрений, условных рефлексов. Но, пожалуй, самых впечатляющих результатов в этой области добился человек по фамилии Скиннер. Может, многие из вас слышали это выражение: «Ящик Скиннера» и т.д., который разработал целую философию на основе бихевиоризма. И он, по сути дела, исходил из того, что человек это робот, которого можно и нужно программировать, можно и нужно его обучать и обучать каким-то совершенно образом, поощряя его за то, что он что-то делает хорошо и наказывая его за то, что он что-то делает плохо. При этом, в своих попытках свести всю человеческую природу именно к примитивным реакциям по принципу раги и двеши – хочу-не хочу, люблю-не люблю, нравится-не нравится, конечно же, эти люди забывают об изначальной свободе души. Они, по сути дела, эксплуатируют материальную часть нашей природы, которая, что греха таить, очень большое влияние оказывает на каждого из вас в нашей жизни. Но, к счастью, мы всё-таки не сводимся к примитивному робото-подобному механизму и все наши реакции невозможно целиком запрограммировать. И, собственно, тема этой лекции в том, чтобы понять механизмы этого программирования и понять каким образом различные вещества или действия, и в частности гаджеты, смартфоны, программируют нас и как выйти из-под воздействия этой программы, избавиться от этого влияния. На самом деле философия эта, собственно философия Скиннера, она была положена в основу новейших разработок, которыми пользуются владельцы социальных сетей. То есть, они очень хорошо учитывают человеческую психологию и психологию поощрения и наказания, и пользуются всем этим для того, чтобы приручать глупых нас с вами. Теперь, давайте посмотрим более глубоко нейрофизиологические механизмы возникновения зависимостей, что такое зависимости и как конкретно она возникает. Это поможет нам многое прояснить в этом вопросе. По сути дела, формула возникновения зависимости или формула управления нашим поведением очень простая. Она состоим из трёх компонент – тригер, поведение и вознаграждение. Триггер или какой-то внешний стимул, который возбуждает у нас самскару, память о предыдущих поступках такого же рода. Она толкает нас к определённому поведению, поступкам, которые приводили либо к вознаграждению нас, либо к какому-то наказанию, соответственно, мы начинаем вести себя таким же точно образом. В результате этого триггера, самскары или удипанны, если уж хочется говорить возвышенным языком. И это поведение приводит к вознаграждению, которое в свою очередь укрепляет самскару, существующую у нас. То есть, в конце концов, всё это поведение или всё это обучение, вся система обучения основана на том, что у нас есть механизмы эмоциональной памяти. Мы запоминаем всё то, что вызвало какие-то приятные ощущения, и наоборот, мы также запоминаем всё то, что вызвало неприятные ощущения, и стараемся повторять те действия, которые привели к приятным ощущениям и избегать тех действий, которые привели к неприятным ощущениям.
Более подробно нейрофизиологические механизмы начали изучать в середине 20-го века и революционерами в этой области явились двое канадских учёных Олдс и Милнер, которые впервые обнаружили то, что потом назвали центром удовольствия в мозге крыс. Они вживляли электроды в мозг крыс и по ошибке, собственно, всё это, как часто бывает в науке, было вызвано некоей изначальной ошибкой. Одной крысе электрод вживили не туда и вместо того, чтобы избегать ударов тока в этом электроде, эта крыса с остервенением стала желать ударов тока в эту область мозга. После того, она забегала в ту часть клетки, в которой электрод ударял электрическим разрядом её мозг, и она прибегала туда снова и снова. Когда эксперимент немного модифицировали и крысе дали в лапки рычажок, который она могла нажимать, то бедное животное нажало на рычажок на протяжении 24 часов семь с половиной тысяч раз, пока в изнеможении не свалилась на пол. Крысы от нажатия этого рычажка возбуждающего, так называемые, центры удовольствия, забывали о еде, о сне, о сексе, обо всём остальном и только остервенело снова и снова, и снова, и снова, без конца нажимали этот рычажок, пока некоторые из них даже не умирали. Это поведение дало возможность некоторым людям, некоторым учёным, надеяться на то, что наконец-то найдено решение всех человеческих программ, нужно только вживить людям электрод в нужной области и когда нужно они будут сами нажимать на рычажок и таким образом станут абсолютно счастливыми и решат все свои проблемы. К нашему с вами счастью эти эксперименты в какой-то момент запретили, но тем временем их успели провести на нескольких людях, которые вели себя точно так же, как крысы. С остервенением они нажимали на этот самый рычажок или на кнопку, которая давала электрические разряды и не могли остановиться. И первый соблазн, которому поддались учёные, заключался в том, чтобы интерпретировать, что крыса получает удовольствие. Они, к сожалению, будучи очарованными теориями того же самого Скиннера, не послушали людей, которые говорили, что при этом они не испытывают удовольствия, они испытывали даже некое состояние отчаяния, но не могли при этом остановиться нажимать на рычажок бесконечное количество раз и тоже забывали обо всём на свете. Более подробные эксперименты или более тщательно проведенные эксперименты выявили интересные особенности. В частности, когда этот центр удовольствия в мозге, так называемый центр удовольствия в мозге, возбуждался, то крысы бегали за пищей гораздо быстрее, ели гораздо больше, то есть потребляли гораздо больше, но удовольствия при этом от пищи получали ровно столько же, сколько и их обычные товарки без электродов в мозге, а то и меньше. Но, тем не менее, стимуляция очень сильная у них была. Собственно, в этом поведении крыс. Секрет, почему всё это стало так актуально. По сути дела, сейчас в мировом масштабе над людьми ставится именно такой же эксперимент. Людей заставляют бегать быстрее и есть, потреблять больше, при этом, разумеется, никого не интересует счастливы они или несчастливы, наоборот, если они будут несчастнее, то стимулов бегать ещё быстрее и потреблять ещё больше у них будет ещё больше.
Так вот, опять же, более внимательное изучение всех этих процессов уже во второй половине 20-го века показало, что виновником всех этих процессов в мозге или нейромедиатором, который обеспечивает всю эту систему поощрения в нашем мозге, является дофамин, о котором вы наверняка слышали. Сейчас о нём много говорят, много рассуждают. И дофамин – это, по сути дела, небольшая молекула, которая оперирует всей изощрённой и очень тонко настроенной системой в мозге. На самом деле это абсолютно удивительный, филигранный механизм, созданный Творцом для того, чтобы либо дать нам возможность наслаждаться в материальном мире, либо разочаровать нас. Либо помочь нам вести хороший здоровый образ жизни, обучаться, избегать каких-то неприятных вещей, либо наоборот, воображать себя здесь Богом, считать себя совершенно непогрешимым и т.д. То есть, это обоюдоострый меч, который можно применять как во благо, так и во зло и, к сожалению, большая часть людей пользуется этой системой во зло.
Чтобы составить у вас представление о том, насколько это тонкий механизм, стоит сказать, что из восьмидесяти шести миллиардов нервных клеток в нашем мозге, дофамин вырабатывают всего примерно двадцать тысяч нейронов. То есть, это совершенно ничтожный процент, но тем не менее, этот дофамин, который, по моему глубокому убеждению, у меня не будет времени доказывать этот тезис обстоятельно на протяжении этой лекции, дофамин является, в общем-то, главным агентом гуны страсти или раджа гуны в нашем мозге. Так вот, всего двадцать тысяч этих клеток, которые вырабатывают дофамин, управляют огромным количеством нейронных сетей в нашем мозге и управляют всей этой системой того, что люди называют удовольствием или материальным счастьем, или преясом, как её не назови, т.е. по сути дела, управляют этой самой кнопкой дофаминовой в нашем мозге. И задачей людей. которые хотят просто наслаждаться здесь в материальном мире в том, чтобы найти эту дофаминовую кнопку и нажимать её снова и снова, как та самая крыса из сказки или из научного исследования Олдса и Милнера.
Так вот, несколько особенностей функционирования дофаминовой системы, которые очень важны для нашего с вами рассмотрения и понимания того, как, собственно, дофамин обманывает нас. Что, попадая на эту дофаминовую приманку, на этот дофаминовый крючок мы разрушаем свою собственную жизнь. Для того, чтобы как следует очень ясно и хорошо понять это – надо знать особенности функционирования дофаминовой системы. Дофаминовая система, прежде всего первое положение – её невозможно насытить. Сколько бы человек ни нажимал на эту кнопку, сколько бы ни вырабатывался дофамин, никогда не наступает удовлетворения, никогда не будет такого момента, когда человек скажет: «Всё хватит. Я абсолютно, полностью счастлив». Никогда не будет такого мига, когда мы вслед за Фаустом воскликнем: «Остановись мгновение, ты прекрасно!». Мы будем снова и снова с остервенением нажимать эту кнопку, возбуждая себя снова и снова, и снова. Это особенность желания (камы) – ненасытимость желания. Кришна говорит собственно об этом в «Бхагавад-Гите», когда Он говорит «махашана махапапам», то, что она махашага, то, что этот враг, который живёт у нас, он всепожирающий. Он как огонь, он может пожрать бесконечное количество вещей и он никогда не насытится. Никогда не произойдёт такой ситуации, когда мы скажем: «Всё, абсолютно доволен!». Нет. Кама будет только больше и больше разгораться. Это первая, очень важная особенность дофаминовой системы.
Вторая особенность дофаминовой системы, пожалуй, не менее важная, заключается в том, что дофаминовая система очень бурно реагирует на непредсказуемые вещи. Когда на нас сваливается какая-то неожиданная радость, то дофаминовая система реагирует на это очень бурно. И, наоборот, когда какое-то поощрение приходит регулярно, в конце концов, дофаминовая система стабильна. Дофаминовая система перестаёт реагировать, если она знает, что в должный срок поощрение придёт.
Иначе говоря, и это третья особенность дофаминовой системы – она очень чувствительна и она очень бурно реагирует на новизну. Любые новые моменты, всё что новое, оно возбуждает дофаминовую систему и наоборот старое быстро прискучивает. Однако, не смотря на то, что дофаминовая система перестаёт бурно реагировать и выделять, бурно поощрять нас, когда мы получаем нечто уже запрограммированное. Если это запрограммированное не приходит к нам, если ожидаемая награда не пришла, то дофамин падает ниже базового уровня и таким образом эта система наказывает нас, т.е. хотя мы привыкаем к постоянному поощрению, если вдруг лишить нас этого поощрения, то мы будем реагировать очень бурно и очень негативно на это лишение. Иначе говоря, если человек регулярно, скажем, получает… Есть знаменитый анекдот про нищего, мимо которого проходил один человек и каждый день давал ему один рубль или сто рублей. И в один прекрасный день он прошёл мимо него и этих сто рублей не дал. И нищий возмутился страшно, стал кричать и оскорблять его, и говорить: «Ты что о себе возомнил». Но это на самом деле естественная реакция дофаминовой системы, когда ожидаемое вознаграждение привычное, к которому человек уже не радуется, не приходит, то, соответственно, дофаминовая система бурно негативно реагирует на эти события.
Что ещё нужно знать про дофаминовую систему? Она бурно реагирует на неожиданные вещи. Мы все знаем, что сто долларов или пятьдесят долларов или даже десять долларов, которые мы случайно нашли в кармане старых джинсов, обрадуют нас гораздо больше, чем ожидаемая зарплата в конце месяца, даже если зарплата эта гораздо больше. Этот элемент неожиданности позволяет человеку обучиться. Любые неожиданные награды, как бы заставляют человека говорить: «А что-то в этом есть». И как бы побуждают его искать закономерность в том, что произошло.
Это три очень интересных особенностей дофаминовой системы и ещё парочка особенностей, которые тоже нужно знать. Дофаминовая система, когда человек начинает разрабатывать в себе дофаминовую систему, то есть постоянно приучает себя к самостимуляции, к возбуждению с помощью дофамина, с помощью поощрений, с помощью каких-то наград и всего остального, она сосредотачивает человека на себе и делает человека эгоцентриком. Она определенным образом, такого рода поведение определённым образом сказывается, искажает, преломляет наше сознание. Наверняка вы слышали о таком расстройстве личности, как нарциссическое расстройство личности. Так вот нарциссическое расстройство личности – это одно из расстройств с гипертрофированной или сверхчувствительной дофаминовой системой. Другое расстройство личности, которое или искажение структуры личности, которое претерпевает человек, когда он ориентирован целиком на возбуждение дофаминовой системы, то есть, по сути дела, говоря нашим с вами языком, нашим с вами жаргоном, когда человек ориентирован просто на материальные удовольствия, совершенно откровенно, тупо ориентирован на материальные удовольствия.
Другое искажение личности – это жестокость, которая появляется у человека. Серийные убийцы, например, было проведено исследование их мозга. У них у всех была сверхчувствительная гипертрофированная дофаминовая система. То есть, иначе говоря, это ориентация на удовольствия, как мы знаем, опять же, выражаясь нашими привычными с вами терминами, ожесточает сердце человека, делает его более жёстким, каменным, если человек живёт ради собственных удовольствий. Опять же, ничего нового мы не узнали, но всегда хорошо получить подтверждение тому, что мы слышим из священных писаний, из какого-то совсем другого совершенно источника. Это данные солидной науки.
Итак, дофаминовую систему невозможно насытить, дофаминовая система бурно реагирует на новизну и на какие-то непредсказуемые вещи, дофаминовая система делает человека эгоцентриком – всё это подтверждается в наших писаниях. И, наконец, последнее, что мне хотелось сказать про дофаминовую систему и это, уж точно, подтверждается нашими писаниями во множестве, множестве раз – это то, что когда человек, когда эта система начинает работать, когда возбуждается этот центр в примитивных эмоциональных областях нашего мозга, так называемый центр удовольствия, когда он включается, то, одновременно с этим, отключается разум человека, отключаются тормоза. Человек, который перерабатывает, излишне эксплуатирует в себе эту дофаминовую систему, он становится менее разумным и в меньшей степени способным управлять своим собственным поведением, то есть, по сути дела, лишается свободы, становится этим самым запрограммированным роботом, направленным на поиск удовольствия и он не может предсказывать отдалённые последствия своих действий, лишается этой способности. Это одно из проявлений или очень важных функций разума, то, что разум помогает нам просчитать отдалённые последствия и сказать стоит ли этим заниматься сейчас или нет. Нет. Человек, который одержим этой жаждой удовольствий, ослеплён полностью жаждой удовольствий, он не может предвидеть никаких последствий, будь что будет, главное, что сейчас я получу то, что я хотел. Вот такая интересная система есть в нашем мозге. Она, ещё раз, в норме очень полезна. Она помогает нам выжить здесь, в этом мире. Она помогает нам запомнить какие-то хорошие, правильные алгоритмы поведения, обучаться во всех отношениях. Но проблемы начинаются тогда, когда человек, а человек, к сожалению, способен на это благодаря своему развитому разуму, взламывает эту дофаминовую систему и начинает её эксплуатировать, эксплуатировать её возможности.
Прежде чем я перейду к этой теме о взломе дофаминовой системы, и что происходит при этом, и к каким последствиям это всё приводит. А этот собственно взлом дофаминовой системы лежит в основе всех зависимостей и именно дофамин или нарушения, сбои в работе дофаминовой системы собственно и называются зависимостями. Что следует из определения зависимости, которое мы дали в начале нашего с вами разговора. Прежде чем подробно рассказать об этом, мне хотелось сказать ещё одну вещь. Собственно как вся эта дофаминовая система обманывает нас? Так вот, я уже немного упомянул об этом, но сейчас скажу более ясно. Как выяснили учёные после более тщательного исследования функционирования этого так называемого центра удовольствия в мозге. Они поняли, что это не центр удовольствия, это центр предвкушения удовольствия. Дофамин не даёт человеку удовольствие как такового, он приводит его в состояние радостного возбуждения, приводит всю его систему в какую-то готовность, некоторое стрессовое состояние и это возбуждение человек принимает за счастье. К сожалению, это роковая ошибка всех людей, всех обусловленных живых существ, не только людей. Она заключается в том, что эту дофаминовую реакцию, то есть дофаминовое возбуждение, в которое приходит весь наш организм и наш мозг, и наш ум, когда мы ожидаем награды, предвкушаем награды, мы путаем со счастьем. И, собственно, поэтому Кришна говорит в «Бхагавад-Гите» в пятой главе, что аджанта ванта каунтея анате шарманте будда – что разумный человек не идёт на поводу у этого так называемого счастья, у которого есть начало и конец. У этого очень кратковременного иллюзорного материального счастья, основанного просто на возбуждении органов чувств. Счастье – это совершенно другая эмоция. Дофамин не даёт счастья. Никакая зависимость не приводит человека к счастью, не даёт человеку счастья. Дофамин приводит человека в возбуждённое состояние и человек принимает это возбуждённое состояние, предвкушение счастья, обещание счастья, обещание награды за саму награду. В этом беда. Беда заключается в том, что мы принимаем обещание награды за саму награду. Как тот самый осёл из притчи про морковку. Когда осёл идёт за морковкой и считает себя абсолютно счастливым, потому что постоянно видит эту морковку. Так вот, вся эта система поощрения в нашем мозге, она в основном работает на этом принципе, на принципе возбуждения человека и на принципе того, что человек воспринимает это возбуждение или интерпретирует это возбуждение как счастье или как цель жизни.
Теперь, изучив эти особенности работы системы поощрения в нашем мозге и того, что собственно делает с нами дофамин и как нас обманывает дофамин, давайте с вами подумаем каким образом можно взломать эту дофаминовую систему? Собственно думать то нечего. Люди уже давно всё придумали и есть четыре замечательных способа эту дофаминовую систему взломать. Механизмы взлома немножечко разные, а результат абсолютно один и тот же. Результат заключается в том, что когда человек совершает любое из этих четырёх действий, и я догадываюсь даже, что некоторые из вас уже подозревают к чему я клоню. Когда человек совершает любое из этих четырёх действий, но всё не так просто, как вам кажется, но и не так сложно. То тогда результат всегда один и тот же. В этот центр, который называется, ну чтобы уж совсем сбить вас с толку, называется прилежащее ядро, но не важно, так называемый центр удовольствия или центр предвкушения, главная центральная часть обучающей системы, которая также связана с памятью, поступает из стволовых отделов мозга большой приток – дофаминовая буря там вызывается. Так вот, эти четыре способа, не будем сразу переходить к четырём регулирующим принципам, а именно их я имею в виду, но мы их переформулируем их немножечко по-другому. Эти четыре способа вызвать дофаминовую бурю или дофаминовое возбуждение, то есть сверх приз, сверх награду, так? Когда мы просто в норме живём, то мы получаем какие-то дофаминовые призы регулярно. Поели – система отреагировала на это, и даже не поели, а просто увидели красивый какой-то сервированный стол, то уже сразу же выделяется эта дофаминовая система, желание оно начинает включаться, оно начинает работать, желание растёт и т.д. Так вот, в норме она работает нормально, но мы же знаем, что человек – он хитрое живое существо, он научился незаконными способами увеличивать удовольствия, то есть получать сверх дозы наслаждения. Беда заключается в том, что когда система реагирует нормально, то человек не получает сверх дозы. И в этом собственно ответ на один из вопросов, который мы поставили в самом начале нашей беседы. Почему какие-то вещества вызывают очень быстрое возникновение зависимости или привязанности к ним, а другие нет? Именно потому что есть какие-то хорошие вещества, которые вызывают у нас награду, но не вызывают сверх награды и есть внутренние механизмы, которые позволяют этому всему гасить, т.е. человек ест что-то и, в конце концов, ему это очень быстро надоедает. Но какие-то вещи, если он будет есть, например, наркотики, наркотические вещества, чем больше он ест, тем больше кайфа. То есть эти тормозящие механизмы не действуют. Если человек ест клубнику, ему нравится. но сколько он может съесть клубники? В конце концов, у него возникнет оскомина, ему всё это надоест, он перестанет есть. А есть какие-то вещества, которые он может есть без конца или почти без конца и вот в них то и проблема. И вот так ещё раз: четыре способа взломать эту систему, то есть вызвать дофаминовую бурю в мозге, получить сверх приз, сорвать этот куш, почувствовать, иначе говоря, себя Богом в полном смысле этого слова. В норме система поощрения, которая работает у нас даёт нам возможность, безусловно, почувствовать себя Богом. Она даёт нам определённое ощущение контроля, ощущение удачи, счастья, но, в общем-то, оно такое, достаточно небольшое. Чтобы по-настоящему почувствовать себя Богом нужно, конечно же, взламывать эту систему и ощущать себя наверху блаженства, вознесённым на этот гребень дофаминовый.
Итак, первый способ, пожалуй, самый доступный для людей. На первый взгляд самый доступный. Он основан как раз на непредсказуемости, на том, что дофаминовая система остро, бурно реагирует на какие-то непредсказуемые призы – это, собственно, солгать. Когда мы лжём, когда мы пытаемся выдать что-то за истину, то мы можем сорвать какой-то куш большой. но при этом результат непредсказуемый, можем и не сорвать, можем наоборот, проколоться. И эта острота, делает награду, которую мы получаем, мы солгали, обманули кого-то, получили награду какую-то за счёт мошенничества – эта награда гораздо вкуснее, чем просто честно заработанная такая же награда, за которую нужно было трудиться. И, собственно, азартные игры основаны на этом принципе. Человеку включаются какие-то случайные алгоритмы, человек срывает какой-то неожиданный куш, причём все игровые автоматы, все рулетки – они построены таким образом, чтобы человек изредка выигрывал. Если он никогда не будет выигрывать, ему быстро это надоест. Но человек выигрывает и сразу же у него включается некое желание, так или иначе, эту вещь повторить, причём повторить каким-то образом разумным. Наверняка все люди, которые играли в азартные игры Знают, что у них есть свои там способы как они, какие-то заклинания, ещё что-то должно сработать. Но суть, ещё раз, заключается в том, что я пытаюсь обмануть. Обмануть законы природы и пытаюсь получить какую-то награду, не заслужив эту награду. В конечном счёте, в основе дофаминовых призов, которые мы получаем в результате участия в азартных играх, является желание обмануть и таким образом почувствовать себя Богом. Я Бог, я всесилен, мне не нужно ничего, чтобы получать награду, я могу просто вырвать эту награду каким-то образом. Вот. Это один способ взломать дофаминовую систему и люди знают, что в какой-то момент они выигрывают – система разжигается, потом они проигрывают и проигрывают, и стресс нарастает, нарастает отчаяние и во чтобы то ни стало, как мы знаем, когда награда не приходит, то дофаминовая система падает ниже нуля и они готовы уже всё спустить, и, собственно, это они и делают, лишь бы снова выиграть. И даже если они не выигрывают, они уже ничего не могут с собой сделать, то есть они потеряли контроль над собой, потому что они вызвали этого джинна из бутылки.
Второй способ почувствовать себя Богом или взломать дофаминовую систему – это проявление жестокости или власти над другими. Когда мы насилуем других людей, когда мы ощущаем свою власть над ними, будь то надсмотрщики в тюрьме или в концентрационном лагере, или когда мы убиваем невинных животных, ни в чём не повинных и едим мясо, или когда мы проявляем какую-то жестокость, ощущаем свою абсолютную власть над другим человеком – дофаминовая система реагирует очень бурно и мы получаем эти самые сверх дозы дофамина и поэтому все эти действия очень сильно затягивают нас. Маньяки, серийные убийцы говорят, что они получили такое извращённое наслаждение в момент этого убийства, что потом они повторяли его снова и снова, и снова и снова. Почему? Именно потому, что определённым образом реагирует наш мозг, он запрограммирован на это. Вот. И, собственно, в меньшей степени, но что-то подобно происходит, когда человек ест бифштекс с кровью или употребляет в пищу другие продукты, полученные с помощью насилия. То же самое происходит, когда люди издеваются над детьми и т.д. Нет смысла осквернять своё сознание памятью обо всём этом. Но, в конечном счёте, нужно понимать, что это очень опасные действия, которые порабощают нас и ставят нас в зависимость от них.
Третий способ – самый тупой способ взломать дофаминовую систему, это «бесконечная» новизна, когда мы снова и снова, и снова и снова ставим себя в какие-то бесконечные ситуации воображаемого наслаждения. И, конечно же, речь здесь идёт о порнографии, о том, каким образом человек попадает в эту зависимость. Когда он рассматривает без конца с остервенением какие-то картины и т.д. и так как каждая картина новая, если бы он смотрел просто на одну, ему, в конце концов, это очень быстро бы надоело. Но все эти ловушки дофаминовые основаны на том, что человек без конца, так сказать, обновляет эту вещь. Как я уже говорил, дофаминовая система остро реагирует на всё новое. Любая какая-то перемена, она снова даёт новую дозу дофамина, тогда как если ничего не меняется, то очень быстро дофамин перестаёт вырабатываться. Вот. И в результате этого появляются, тоже нет смысла об этом говорить. Я думаю, что вы поняли, что это ещё один отвратительный способ взломать дофаминовую систему, т.е. стать рабом, ещё один способ избавиться от свободы и от счастья, которое приходит совсем другим способом.
И, наконец, самый, это действительно самый тупой способ – это просто употребить какой-то наркотик. Все наркотики, в конечном счёте, воздействуют на дофаминовую систему, хотя разные наркотики задействуют какие-то другие системы в мозге, например, галлюциногены такие, как ЛСД в основном воздействуют на серотониновую систему, но, в конце концов, дофаминовая система всегда участвует. И самый сложный наркотики и самый тяжёлый наркотики, от которых труднее всего избавиться – они воздействуют прямо грубо на дофаминовую систему и прежде всего это кокаин. Кокаин он конкретно совершенно взрывает дофаминовую систему, она очень бурно реагирует на это и люди, которые были в этой ситуации зависимости, они знают, что у них есть так называемые кокаиновые марафоны, когда они снова и снова делают это и сам кокаин уже не приносит им удовлетворения, это то, о чём мы скажем следом, но они не могут остановиться. Это в чистом виде дофамин, когда человек возбуждает себя, он не получает никакого удовлетворения, он истощает себя, истощает полностью ресурсы, разрушает себя, но остановиться не может, потому что он уже попал в эту петлю, в эту петлю обратной связи или он грубо нарушил этот механизм, который дан ему Богом для того, чтобы он просто делал правильные вещи, но он предпочёл пользоваться этим неправильно.
И, соответственно, мы знаем, что четыре регулирующих принципа, о которых я уже сказал, они все нарушают функционирование дофаминовой системы. И что происходит дальше? Дальше происходят очень печальные вещи. Мы получаем некий приз, некую сверх дозу дофамина и эта сверх доза дофамина в центре удовольствия воспринимается нами как нечто потрясающее, но, как я уже сказал, сама по себе дофаминовая система крайне деликатный и чувствительный механизм. И, когда рецепторы дофаминовые получают слишком большой приток дофамина, то они в испуге прячутся в клетку, то есть чувствительность этой системы понижается, чтобы она не перегорела. По сути дела, вся эта система нужна для того, чтобы помочь нам нормально функционировать здесь. Если вдруг мы даём какой-то сверх большой удар туда, то, как любая система имеет предохранители, она сразу же понижает чувствительность, если дозы, которые мы получили зашкаливают, если человек употребил наркотики какие-то в сверх дозах или ещё что-то из уже перечисленного мною сделал. Вот. И что происходит потом? В целом, после некоторого начального романтического периода заигрывания со всеми этими опасными вещами, человек получает порушенную или притуплённую дофаминовую систему и обычные вещи уже перестают его радовать. Всё то, что раньше приносило какую-то радость, то, что давало ему возможность жить по человечески и радоваться, становится пресным. Жизнь превращается в какую-то пресную тягомотину, потому что ничто не даёт того, т.е. прежние выбросы дофамина, уже система на них не реагирует, они слишком низкие, так как её чувствительность понизилась. И, соответственно, человека может радовать только эта вещь или только что-то, что приведёт к тем же самым сверх дозам дофамина. И, человек, в конце концов, начинает находить радость только в этом. В этом беда зависимости. Беда зависимости не только в том, что человек совершает какие-то действия, которые имеют пагубные последствия, а в том, что всё его сознание сосредотачивается только на одном источнике счастья, только на одном источнике удовольствия. Он попадает в зависимость от этого источника. Он начинает снова и снова употреблять его, получает эти дозы и т.к. система вся притупилась, то, соответственно, возникает толерантность, т.е. ему, чтобы получить тот же самый опыт даже минимального счастья, ему нужны всё большие и большие, большие и большие дозы, более и более ударные какие-то вещи. Он не может остановиться на том же самом. Вот. А когда человек отказывается от этого или когда человек даже не увеличивает дозу, то он начинает испытывать муки, потому что, как я уже сказал, когда дофаминовая система не получает ожидаемой стимуляции, то она реагирует – наказывает нас понижением уровня дофамина ниже базовой нормы, т.е. человек начинает реально мучиться. Это так называемая ломка, которая особенно тяжело проходит в случае с апиоидами, героином, но в любом случае она происходит очень тяжело, потому что человек реально испытывает муки. В какой-то момент его заигрывание со всеми этими веществами, эти вещества нужны ему уже не для того, чтобы получать счастье. Вначале они приводили к какому-то подобию радости, а только к тому, чтобы избавиться от этого несчастья, в котором он живёт, от этого бесконечного стресса. Иначе говоря, заигрывание со всеми вещами имеет прямо противоположный результат. Человек хотел или пустился в это путешествие для того, чтобы разнообразить свою жизнь и избавиться от стресса, в результате этого стресс его увеличился до бесконечности. Практически до бесконечности, до смерти, до полного самоуничтожения и саморазрушения. Вот. И, разумеется, да, далеко не все из четырех регулирующих принципов, и уж тем более из наших, на первый взгляд таких безобидных социальных сетей или гаджетов, к которым мы привыкли, приводит к такому совсем уже финальному результату. Но мы описываем это, чтобы понять, что, в конце концов, логичный результат и именно такое полное саморазрушение и уничтожение личности человека, отключение разума человека. Все люди знают, что те, кто пошёл по пути наркомании, они не останавливаются ни перед чем на каком-то этапе своей деволюции, своего саморазложения. Потому что разум уже отключился, механизмы разума отключились, человек сосредотачивается полностью на себе, сердце его ожесточается и т.д.
Это было некое введение к нашей теме. Но, собственно, ещё раз, так как мне не хочется делать эту лекцию слишком долгой и слишком перенасыщенной, то я просто объясню, каким образом всё это имеет отношение к нашей основной теме – к гаджетам, к социальным сетям, к интернету, к зависимости от интернета. И всё остальное мы оставим на следующую лекцию. Сначала мне хотелось ну как следует поставить, собственно, проблему. Так. Теперь, даже услышав всё это, человек может недоумённо поднять брови и спросить: «Ну, а причём тут мой компьютер или мой смартфон, или мои социальные сети?». При этом, однако, мне хотелось прочитать некий опросник, который изначально был составлен людьми, занимающимися чисто химическими зависимостями, но этот опросник очень легко был переделан на смартфон. Итак, ещё раз, этот опросник, по которому человек может определить степень своей зависимости от какого-то химического вещества, он был составлен специально для людей, страдающих от химических зависимостей, наркотических зависимостей, алкогольной зависимости или ещё что-то. Но он очень легко в точности переводится на наши гаджеты.
Итак, первый вопрос, вы хотели сократить или прекратить использование чего-то? И это что-то может быть кокаином, лсд, марихуаной или смартфоном, но не смогли это сделать. Вы тратите много времени, используя что-то и после этого вам нужно какое-то время, чтобы прийти в себя. Вы испытываете тягу, я уже буду называть конкретно, к компьютеру или к интернету и приступы острого желания в него заглянуть. Использование интернета мешает вам справляться со своими обязанностями на работе, дома или в школе. Вы продолжаете пользоваться интернетом или смартофоном, даже если это служит причиной возникновения проблем в отношениях с другими людьми. Вы пропускаете важные социальные рабочие и досуговые мероприятия из-за использования интернета или смартфона. Вы в него снова и снова, и снова, даже если подвергаете себя опасности. Все знают, что некоторые люди отвечают на какие-то свои послания за рулём. Вы продолжаете пользоваться этим, даже если знаете о наличии у себя физической или психологической проблемы, которая могла быть вызвана или усугублена этим. У вас есть потребность всё чаще и дольше использовать это, чтобы достичь желаемого эффекта, т.е. происходит привыкание или толерантность. У вас появились системы ломки, которые исчезают, когда вы проводите время за просматриванием вашего телефона. И даже если вы поставили, положительно ответили на два из этих вопроса, это значит, что у вас уже есть некая начальная зависимость от этого. Если четыре или пять из этих утверждений были, то уже у вас очень сильная зависимость от каких-то гаджетов. Вот. Есть много других признаков, по которым можно поймать себя на том, что у нас появилась эта зависимость, но суть ещё раз в том, что факт остаётся фактом у людей реально возникает цифровая зависимость. Это может быть зависимость от смартфона, это может быть зависимость от пользования интернетом, это может быть зависимость от игр каких-то компьютерных, в которые играет человек, это может быть зависимость от порнографии, от порно контента, которого, к сожалению, очень много в сети. Она может принимать какие-то разные формы, но, по сути дела, зависимость есть зависимость и природа у неё одна. Ещё очень важная зависимость от социальных сетей, которая становится сейчас всё более и более актуальна. Природа у этих зависимостей одна. Так или иначе. мы обучились каким-то действиям, потому что эти действия давали нам поощрения или иллюзию поощрения. Нам казалось, что они вознаграждают нас чем-то, чем мы вскоре с вами поймём. И это поощрение приучило нас к этому действию и всякий раз, когда мы испытываем скуку или стресс, или ещё что-то, мы начинаем повторять то же самое действие. И в результате этого, так как обучение произошло не правильно, произошёл сбой в этом обучении, мы только больше и больше запутываемся и, в конце концов, зависимость начинает расти всё больше и больше.
Так вот, каким образом, собственно, происходит эта зависимость, почему? Я думаю, что большая часть из вас уже сама сможет это легко понять. Например, зависимость от интернета, когда человек проводит бесконечные часы, переходя от одного сайта к другому. Это очевидная совершенно зависимость, основанная на новизне. Каждый сайт или каждый заголовок, он построен таким образом, чтобы обещать вам какую-то награду. Заголовки сейчас специально пишутся таким образом, чтобы заинтересовать вас, что же там будет. И все наверняка знают, у кого такой опыт был, что ты блуждаешь, смотришь одну статью за другой, каждая обещает какое-то счастье, в результате ощущение отвратительное. Нужно приходить в себя. У человека чувствительного появляется физическое ощущение грязи, того, что ты искупался во всём этом, в асат варта вешье, в этой моче ослиной или эта проститутка, блудница новостей, полностью осквернила твоё сознание. Каждый раз, это тоже любопытная вещь, когда мы посещаем интернет, например, сейчас наверняка многие из вас могут поймать себя, сейчас все следят с огромным напряжением за развитием пандемии, коронавируса и т.д. Почему? Почему это так интересно? Почему нам интересно знать, сколько заболевших в Америке, как это всё происходит? Ну, во-первых, конечно, это же страх, который движет нами, а во-вторых, это даёт некую иллюзию контроля: «О, я знаю. Я знаю, как всё происходит, и я могу управлять. И я смогу избежать этого всего». Ну, то есть, несколько механизмов дофаминовых включаются там. Один – это механизм контроля, другой – это механизм бесконечной. совершенно не прерывающейся новизны. Каждый раз нам обещают что-то новое, что-то новое, что-то новое. Новый рецепт счастья, новая какая-то вещь, которая будет дана нам, новая награда, которая придёт к нам. Ну, естественно, элемент неожиданности тоже есть. Новизна, неожиданность – это похожие вещи. То есть человек, таким образом, научился взламывать эту систему, постоянно живя в этом потоке, бесконечно меняющегося контента. И, по сути дела, виртуальная реальность интернета, что она собой представляет? Действие, которое человек совершает в интернете самое распространённое — это поиск. Поиск чего? Поиск наслаждения. И это самое распространённое действие, которое люди совершают здесь в этом мире. Мы ищем. Как Шрила Прабхупада в своей пластинке, посвящённой Харе Кришна мантре, первой пластинке, выпущенной в Америке, говорил, что «we are pleasure seeking living entities». По природе своей we are pleasure seeking – мы ищем удовольствий и это именно то, что человек делает в интернете. И, как я уже сказал, дофамин вырабатывается в ответ на обещание удовольствия, не на само удовольствие и таким образом привязывает нас к этому действию или к интернету.
Ну, наверное, про онлайн игры говорить не стоит. Все эти онлайн игры очень тщательно запрограммированы с тем, чтобы давать человеку возможность получать какие-то определённые призы с определённой степенью вероятности. Эта степень вероятности тщательно рассчитана, там 20% что ли выигрыша, то есть выигрыш не должен приходить слишком часто, не должен приходить слишком редко. То есть они совершенно сознательно предназначены для того, чтобы привязать вас, запрограммировать вас. И, когда вы переходите со ступени на ступень, с уровня на уровень, зарабатываете какие-то новые очки и получаете эту виртуальную награду, то всякий раз дофамин вырабатывается, хотя ровным счётом ничего не происходит и вы просто, как идиот, сидите привязанные к какой-то программе, которая специально предназначена для того, чтобы поработить вас. Это то, как возникает зависимость к компьютерным играм, которые ничем не отличаются от обычных азартных игр, ну, может быть, только тем, что в компьютерных играх трудно, наверное, просадить всё, хотя там есть и такие игры на деньги, типо форекса. Форекс – это точно такая же азартная игра. Очень часто преданные спрашивают меня, а можно ли играть в форекс. Всё можно, если вы хотите испортить свою жизнь и жизнь своих близких, пожалуйста, делайте это. Вы проиграете все свои деньги, вы разрушите свою жизнь, вы разрушите свою дофаминовую систему, притупите её, не сможете заниматься ничем другим и превратитесь в маньяка. Делайте, если вы хотите этого, если это тот результат, которого вы ожидаете.
Ну, порнография понятно. Тот же самый эффект новизны. Но вот, пожалуй, о чём стоит более подробно поговорить, так это о привязанности к социальным сетям или зависимости от социальных сетей. Я прошу прощения. Я на самом деле никогда ими не пользовался, поэтому я знаю о том, что это такое только понаслышке. Мне даже сложно сильно себя соотнести с этим. Но там, конечно же, дофаминовый эффект вызывают лайки, то есть главная привязка всех социальных сетей в том, что вы получаете сразу же, мгновенное поощрение или наоборот, наказание в виде не внимания или в виде пальчиков опущенных вниз, когда вы что-то делаете. Безусловно, есть элемент непредсказуемости. Вы выставляете какую-нибудь фотографию, и вам сразу же хочется узнать что будет. Вдруг она станет эта фотография каким-то вирусом, который распространяется по сети, и миллионы пользователей сети будут восхищаться вами или наоборот и т.д. Там есть элемент непредсказуемости, но, пожалуй, что самое главное – это элемент социального одобрения. Так как мы социальные живые существа, мы зависим от одобрения других живых существ. Мы получаем всякий раз, когда мы чувствуем это одобрение, некую порцию дофамина. Так? Теперь в интернете всё сделано максимально примитивно. Всё это заключается в том, что мы зарабатываем какие-то очки, сколько то там лайков. Вот. И в реальной жизни всё гораздо сложнее. В реальной жизни, чтобы вступать в продуктивные, какие-то действительно наполненные отношения, нужно присутствовать в общении с другим человеком, нужно следить тщательно за его реакциями, а в интернете всё максимально примитивно. Сделал что-то, тебе поставили лайк или наоборот дизлайк или как он там называется. Вот. То есть тот же самый нолик, единичка и, соответственно, вас тренируют, вас поощряют этими лайками, наказывают своими дизлайками или невниманием. И мы всё больше и больше попадаем в зависимость от этого. Люди выставляют свои бесконечные фотографии, постоянно фотографируют себя с этими селфи и попадают во всё большую и большую зависимость от мнения других людей. Собственно, интернет или зависимость от соцсетей, она именно этим опасно, то, что человек лишается какого-то своего достоинства. Интересно, что одна из книг Скиннера, о котором я говорил, называлась, так и называлась «По ту сторону свободы и достоинства». То есть, по сути дела, это тренировка, которой сейчас интенсивно занимаются сети, прежде всего социальные сети, они тренируют, они переводят нас, они выводят нас по другую сторону свободы и достоинства, лишают нас свободы и лишают нас собственного достоинства, лишают нас, делают нас рабами чужого мнения, заставляют нас всё время, ну как-бы, зависеть от этого и постоянно получать одобрения. Человек перестаёт делать то, что по-настоящему нужно ему, то, что нравится ему и делает только то, что нравится другим, то есть, по сути дела, полностью теряет свою свободу. Ну, собственно, ещё одна вещь. Я уже сказал об этом. Это то, что эта реакция поступает немедленно, в отличии от закона кармы, который может ещё непонятно когда прийти. Это немедленное одобрение, немедленная реакция очень важная вещь. Когда человек делает какое-то действие ради самого этого действия, ему не важна реакция на него, и когда человек делает какое-то действие ради самого этого действия, то, в конце концов, нас интересует только реакция. В результате этого, по сути дела, человек теряет самого себя. Он теряет свободу, он теряет достоинство, он теряет всё. Вот. И что самое печальное. Да. Ещё одна вещь, касающаяся социальных сетей, очень важная. Это то, что я говорил, один из способов получить какую-то дофаминовую награду – это жестокость или ощущение власти, которую мы испытываем над другими людьми. Давно было замечено, что общение в сети совсем другое, чем общение личное, потому что мы не видим реакции другого человека и мы можем в гораздо большей степени проявлять жестокость, не чувствуя ответственности за это. Когда мы общаемся с другим человеком, мы видим его боль и сразу чувствуем его боль и мы можем отреагировать на эту боль. Мы понимаем, что мы отвечаем за эту боль, и мы правильно реагируем на это, нам становится неприятно, мы пытаемся как-то поправить это. Но в сети мы не видим этой боли, мы полностью распоясываемся. Мы можем говорить очень жестокие вещи, комментировать очень жестоко, перемывать косточки другим людям, и, как бы, бравировать этим всё в большей и большей степени. Мы абсолютно безнаказанные, то есть ещё один из способов, которым нас губит социальные сети или общение в социальных сетях, это безответственность нашего поведения. Мы не отвечаем за свои поступки, не отвечаем за свои слова, не отвечаем за ложь или за какие-то сплетни, которые мы делаем там, не отвечаем за боль, которую мы принесли другим людям. Мы чувствуем себя полностью безнаказанными и таким образом мы становимся всё более и более жестокими. Эта безнаказанность делает человека жестоким. И что происходит, в конечном счёте, в результате всего этого?
Почему четыре регулирующих принципа Шрила Прабхупада называет регулирующими принципами свободы? Почему любой взлом или любые игры с дофаминовой системой так опасны? По очень простой причине, потому что они, в конечном счёте, лишают человека свободы, я уже сказал об этом, и делают человека эгоцентриком. Все эти игры с дофамином или программа на самоудовлетворение, на удовольствие, которое мы получаем от всего этого, желание любой ценой получить это удовольствие сосредотачивает человека на себе, то есть закрепляет его положение в виртуальной реальности материального мира, который, собственно, и создан только для того, чтобы создать иллюзию эгоцентризма, создать иллюзию того, что ось мира проходит здесь, прямо через меня. И компьютер, виртуальная реальность в квадрате, которая возникла в результате появления интернета, социальных сетей и всего остального, эта виртуальная реальность в квадрате делает нас эгоцентриками в квадрате, закрепощает нас ещё больше, закрепляет наше положение здесь в материальном мире и мешает нам перейти в принципиально другой режим существования. Режим, в котором человек может быть счастлив, режим, в котором человек не ощущает потребности в немедленном вознаграждении, режим, в котором человек свободно действует, потому что он любит, потому что он делает то, что соответствует его природе, потому что он служит, а служение – это наша природа. Но, это, собственно, тема какой-то второй нашей беседы, продолжение этой темы, как выйти из этого положения и ещё, может быть, более подробное описание того, почему всё это губительно сказывается на наших и без того не очень совершенных попытках заниматься в духовной практике и обрести любовь к Богу. Спасибо большое. Харе Кришна.