«Шримад-Бхагаватам» (11.5.33) 22.02.2020 Лекция 1.

Аннотация:

Парикрама. Господь Чайтанья. Как нужно медитировать. Аватара Кали-Юги. Исполнение желаний живых существ.

Харе Кришна. Я очень рад видеть вас всех и приветствовать вас всех здесь. И прежде всего я хочу попросить, чтобы мы все по просьбе организаторов этой программы, благословили преданных управляющих этим зданием, предоставляющих нам возможности собираться вместе, слушать о Кришне громким «Харибол», чтобы мы пожелали им всего самого лучшего в их служении, чтобы они могли продолжать служить преданным. 

Вчера Мадхавананда прабху организовал вечер, посвященный памяти дню ухода Шрилы Гоур Говинды махараджа, и я там тоже выступал, и говорил о том, что нет другого лучшего способа почувствовать единство наших сердец, кроме как прославлять преданных. Когда мы вдруг собираемся вместе и вспоминаем о каком-то преданном, который тронул наше сердце, начинаем искренне прославлять его, соревнуясь друг с другом, то мы чувствуем удивительную вещь, как сердца наши сливаются в этом акте прославления преданного. И всё, что разделяло нас, ложное эго куда-то уходит, всё уходит. И на самом деле в этом смысл движения Шри Чайтаньи Махапрабху. Смысл движения Шри Чайтаньи Махапрабху в том, чтобы в этот ужасный век Кали, век раздоров, зависти, лицемерия, объединить людей очень простым способом, поставив в центр их жизни прославление Кришны. Даже не Кришну самого, а Его славу, Его прославление, Его замечательные качества. И в этом порыве, когда действительно искренне из сердца начинаем взахлёб рассказывать о Нём или делиться чем-то, что мы поняли, что мы осознали, почувствовали на своём опыте, все различия, которые разделяют нас, которые заставляют нас ссориться друг с другом, они вдруг исчезают и остаётся только одно удивительное ощущение единения со всеми, которого мы так ищем и которое называется любовью. Потому что, что такое любовь? Любовь – это состояние, когда моя отделённость от других на время исчезает, и когда я вдруг чувствую крепкую связь со всем сущим, с Кришной, источником этого всего сущего.

И сегодня я хотел немного с вами поговорить в преддверии Шри Навадвипа Мандала парикрамы о том, как нужно медитировать на Господа Чайтанью, и что это значит. 

Парикрама – это удивительная, уникальная возможность медитировать на лилы Господа. Говорится, что первую парикраму, первую в мире парикраму во Врадже, Враджа Мандала парикраму, провели гопи, когда Уддхава приехал во Врадж. И Уддхава, поражённый силе их любви, захотел приобщиться к их любви и чтобы помочь ему сделать это, они повели его по Враджа Мандале и стали рассказывать, что происходило в этом месте, что происходило в этом месте. И каждый раз, когда они рассказывали, что там спурти – видение этих лил представало перед глазами Уддхавы. Потому что, когда чистый преданный, чьё сердце и сознание погружено в лилы, начинает рассказывать о них, мы реально физически можем ощущать, как эта лила прямо сейчас происходит здесь перед нами, перед нашими глазами, мы почти физически можем её увидеть. Что уж тогда говорить о том опыте,  который человек может получить, когда он слушает, как гопи рассказывают о Кришне. И с тех пор, с этих самых пор повелась традиция парикрам. И парикрамы есть не что иное, как ходячая медитация. Обычно мы знаем, что чтобы медитировать нужно сидеть прямо, что само по себе невозможная вещь в Кали-Югу, потому что все сгорбились перед компьютером. И нужно закрыть глаза и нужно долго-долго сидеть, пока вдруг что-то не появится где-то там. Но есть другая форма медитации, когда мы ходим. Однако для того, чтобы медитация была настоящей, нам нужно попытаться действительно сосредоточить всё своё сознание на этих лилах.

И первое, что нам нужно, конечно же, понять для этого, это то, что Господь Чайтанья сам Бог. И это далеко не такая простая истина для понимания. Потому что у Него есть материальная биография. Он родился в ночь лунного затмения. Мы знаем точную дату Его рождения, точный год Его рождения. Он родился в определённой семье. Не очень благополучной. У Его матери до этого умерло восемь дочерей, потом родился ещё один сын, который ушёл, в конце концов, родился Чайтанья Махапрабху и т.д. Он прожил жизнь, все детали которой или многие детали, которой нам известны. И сохранился даже, говорят, прижизненный портрет Господа Чайтаньи. Слава Богу, фейсбука и инастаграма тогда ещё не было. Иначе бы было очень много фотографий Господа Чайтаньи. И это очень сложно понять. Но не поняв это, нам очень сложно будет медитировать правильно на Господа Чайтанью. Медитация значит, прежде всего, первое главное условие медитации, отчётливое и ясное понимание того, что Он является объектом медитации. Единственным объектом нашей медитации. Я буду говорить об этом чуть-чуть позже. Но объектом наших измышлений, сосредоточением наших мыслей, всех наших помыслов, должен быть Господь. И для этого мы должны очень хорошо понимать, что Господь Чайтанья сам Бог. 

Вчера я читал небольшую историю про Шрилу Прабхупаду в книге Шьямасундары прабху, когда они приехали в Момбасу, в Кению и в первый раз преданные вышли на харинаму, и местные жители с большой радостью подхватили движение санкиртаны и пригласили, в конце концов, в газетах вышли восторженные отзывы, и их вместе со Шрилой Прабхупадой пригласили на ТВ-шоу, на телевизионное шоу. И человек, который ведущий этого шоу, он был настроен скептически. Вернее вначале он был настроен не плохо, но потом он увидел, как преданные кланяются перед Шрилой Прабхупадой и ещё что-то такое, и у него появилось очень скептическое выражение на лице, такой толстый, чёрный человек. Вот. И преданные принесли с собой изображение Господа Чайтаньи с поднятыми руками. И первое, что сказал ведущий этого шоу: «Это Бог? Это не может быть Бог! Это обычный человек». И Шрила Прабхупада ни секунды не задумываясь, закричал на него: «А почему, по-вашему, Бог не может принять образ человека?». И тот не мог ответить ничего на этот аргумент. Но смысл в том, что даже нам с вами подчас бывает трудно понять, что Господь Чайтанья — Бог. Иногда мы думаем, ну да, мы приехали в Бенгалию. В Бенгалии сам Шрила Прабхупада говорил, что большая часть богов в Кали-Югу рождается в Бенгалии. Что Бенгалия – это очень плодородная почва. Тут одна аватара за другой проявляется. Иногда у нас, что греха таить, у нас могут появиться какие-то сомнения относительно этого. 

И я хотел сегодня остановиться на одном стихе из «Шримад-Бхагаватам». Это 33 стих из пятой главы Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам». Рассказать немножечко подробнее о нём. И я прочитаю его чуть позже. Но в начале, как это следует по нашей традиции, нужно прочитать стих из Вед, из Упанишад, подтверждающие, что Господь Чайтанья это Бог. Мы знаем, что в соответствии с Ведической гносеологией или теорией познания, каким образом мы можем устанавливать или утверждать истинное знание. Шрути-праман является самой высшей категорией прамана. Шрути – это апурушея, они не созданы живыми существами, они всегда есть в этом мире, это дыхание самого Господа и поэтому Шрути праман выше всего котируется в гносеологических спорах. В спорах, которые должны установить истину. И мы, как гаудия вайшнавы должны, конечно же, должны быть вооружены Шрути праманой. У нас должно быть ясное понимание, что даже Шрути или Упанишады прежде всего говорят  о Господе Чайтанье. Разумеется, они не говорят о Господе Чайтанье прямо, но, тем не менее, медитация на определённые стихи из Шрути позволяет нам очень ясно соотнести, то, что говорится в этих стихах с образом Господа Чайтаньи. 

И ещё раз, самое главное, чему мы учимся сейчас, изучая все эти стихи из «Шримад-Бхагаватам», или из «Упанишад», а этот стих из «Мундака Упанишад» 3.1.3.  Первый стих, который я чуть-чуть разберу или чуть-чуть коснусь. Когда мы говорим об этих стихах, то нужно понимать, что главный смысл только в этом, в том, чтобы научиться медитировать на Господа Чайтанью. Мы слишком привыкли, слишком хорошо знаем, как медитировать на объекты наслаждения этого мира и нам очень сложно оторвать свой ум от медитации на эти объекты, он всё время залипает. Он залипает на каких-то странных сайтах, где показаны картины так называемого наслаждения в этом мире или мы начинаем смотреть какие-то фильмы об этих вещах. Это всё своего рода медитация, привычка к медитации на материю, которая на самом деле приводит к одному, к смерти, к осквернению нашего сознания. И нам очень сложно по-настоящему медитировать на Кришну, думать о Кришне, думать о Господе Чайтанье и для этого нам даются стихи. И нам нужно учить эти стихи наизусть. Когда мы выучим эти стихи наизусть, будем повторять и будем размышлять над смыслом этих стихов, то медитация на Господа Чайтанью появится сама. И это самое высшее достижение человеческой жизни. 

Итак, первый стих, замечательный, который мне хотелось чуть-чуть объяснить сегодня. «Мундака упанишад» одна из ведических упанишад из одиннадцати основных, саманья – ведических упанишад главных доказательств, на которые написал комментарий Шанкарачарья, положивший начало ведантическому дискурсу. Она объясняет, как нужно медитировать или кто такой Господь Чайтанья. Слушайте эти замечательные слова:

яда пашьях пашьяте рукма-варнам картарам ишам 

пурушам брахма-йоним тада видван пунья-папе 

видхуя ниранджанах паромам самьямупаити

Замечательный по красоте стих: 

яда пашьях пашьяте рукма-варнам – когда человек способный видеть — пашьях, значит тот, кто может видеть, яда – когда, яда пашьях пашьяте рукма-варнам – когда человек способный видеть, т.е. человек, наделённый сознанием, видит по-настоящему и видит – значит реализует, понимает, видит – значит понимает природу, не просто механически смотрит на рукма-варнам – форму Господа Чайтаньи золотистого, когда действительно в нас пробуждается сознание, поэтому упанишады говорят здесь: пашьях – человек, способный по-настоящему видеть и способный созерцать. Когда человек наделённый разумом или зрением видит это ослепительно сияющего Господа рукма-варнам – золотистого Господа,  и он понимает. Что он понимает про Него? Пашьях значит не просто видит. Мы можем прийти с вами и встать перед Панчататтвой и увидеть этот образ Господа Чайтаньи, но при этом мы ничего не поймём, мы ничего не увидим. Глаза наши будут подобны глазам на хвосте павлина, или глазам на крыльях бабочки. Они будут просто зырками, а не глазами. Поэтому здесь говорится: яда пашьях пашьяте рукма-варнам картарам ишам пурушам брахма-йоним. Когда мы увидим Господа, и увидим Его как — картарам ишам, как Того, Кто на самом деле заправляет всем. Картарам – Тот, Кто действует здесь, ишам – Тот, Кто главный, у Кого в руках находятся все нити. Картарам ишам пурушам брахма-йоним – и Тот, от Кого исходит сияние Брахмана. Если мы поймём, что это Та самая Личность, которая устраивает всё. И на самом деле, что это значит в нашем с вами случае? В нашем с вами случае это значит очень простую вещь, если мы вдруг в какой-то момент поймём, — Господи, Боже мой, что происходит прямо у меня на глазах! Господь Чайтанья являет Себя всему миру! Господь Чайтанья через нас, через глупых картарам ишам – Он этот самый Господь, в руках которого находятся все рычаги, Он вдруг делает чудо! Потому что что-то, что казалось экзотической региональной религией, религией, которой следуют только неграмотные бенгальские жители, даже грамотные интеллигентные калькуттские жители уже не следовали, уже давно отказались от религии Господа Чайтаньи. Вдруг в Москве Харе Кришна поют. 

Пару дней назад была встреча учеников Шрилы Радханатхи махараджа с Радханатхой махараджем и он спросил во время этой встречи: «Кто из вас поклонялся Господу Чайтанье как Господу до того, как Он встретился с движением Шрилы Прабхупады?». Никто не поднял руку. Робко поднялась одна рука и человек… Гуру махарадж спросил у него: «Ты поклонялся Господу Чайтанье?».  «Нет, нам в школе говорили, что был такой святой – Чайтанья, но потом я увидел фигуру Господа Чайтаньи с поднятыми руками, понял, что это Бог». Махарадж спросил: «Где ты увидел фигуру Господа Чайтаньи? Он индус». «В  Украине увидел фигуру Господа Чайтаньи. В Украине я увидел форму Господа Чайтаньи с поднятыми руками и там понял, что Он Бог». И об этом говорится в этом стихе. Если мы вдруг увидим, если мы вдруг снимем с наших глаз пелену обыденности. Беда заключается в том, что мы как обусловленные живые существа ко всему привыкаем: «Ну и что? О, Господи , ааа Господь Чайтанья. Да, да. Всё понятно. Понятно». Движение Господа Чайтаньи распространяется по всему миру, а это чудо, которое происходит у нас на глазах. Это невероятное чудо то, что люди по всему миру вдруг начинают поклоняться Господу Чайтанье. Почему они поклоняются Господу Чайтанье? Потому что Он картар, картарам ишам – Он сам Господь и Он знает как это сделать. Он послал Шрилу Прабхупаду, который сделал нечто абсолютно невероятное и Он Пурушам и Он Брахма-йоним, источник этого сияния Брахмана. И поэтому Он излучает такое яркое сияние. Когда Господь Чайтанья сидел около того места, где майявади санньяси в Бенаресе омывали свои стопы, когда Он сел туда, от Него вдруг стало исходить такое сияние, что все майявади санньяси повскакивали с мест и сказали, что похоже источник Брахмана находится среди нас. Некоторые из них зажмурились, потому что таково было сияние, которое исходило от Господа Чайтаньи. И здесь, в этом стихе говорится об этом и люди, которые видели это сияние, вначале сияние предшествовало появлению Господа Чайтаньи. Он рукма-варнам – у Него цвет расплавленного золота и Брахма-йоним – Он есть источник этого сияния Брахмана, но Брахма-йоним так же значит, что Он родился где? В семье Брахмана. Брахма-йоним значит, что Он приходит в этот мир, и Он рождается в обычной семье, в семье обычного брахмана. И в Упанишадах говорится здесь яда пашьях – если человек действительно увидит это, и это благословение, которое даёт упанишада нам с вами. Если вдруг мы попытаемся снять эту пелену равнодушия, которая постоянно пытается затянуть или затягивает наше сердце и наше сознание. Если мы увидим это, увидим, что Тот, кто есть источник сияния Брахмана, 500 лет назад родился здесь в Навадвипе, совсем недалеко от того места, где мы находимся сейчас и если мы поразимся этому всему, что этот Махапуруша или Пуруша, Махапрабху родился здесь, тогда слушайте, что произойдёт. Это благословение, которое даёт упанишада:

тада видван апунья пате видхуйа ниранджанам парамамсам упайати (не нашла стих)

Тогда видван – знающий человек, человек, который понял эту истину, человек, которому открылось знание, пунья пате видхуйа – очистится от пуньи и папы, очистится от привязанности к наслаждению в этом мире, которое человек получает в результате пуньи, в результате благочестивой деятельности и от привязанности к страданиям.  Недавно у меня спросили, как это так, что вы в какой-то лекции сказали, что люди привязаны к страданиям. Люди привязаны к страданиям в этом мире гораздо больше, чем они привязаны к наслаждениям. Потому что все знают, что в результате грехов, мы что? Страдаем. Мы страдаем. Мы же в этом мире. И всё равно все грешат. Согласны со мной, что люди привязаны к страданиям? Люди водку пьют. Это сложно понять. Нормальный человек не может понять, как это можно пить?! Зачем? Для чего, если человек не привязан к страданиям? И здесь упанишада говорит: тада видван пунья пате видхуйа – значит, он омоется полностью. У него вдруг отпадёт всякая привязанность к пунье и папе. Это поразительная вещь и наверняка каждый из вас может подтвердить это на своём опыте. Был у вас такой опыт, когда вы соприкоснувшись с движением Господа Чайтаньи вдруг почувствовали, что благочестивая и греховная деятельность потеряли для вас свою привлекательность? Было такое? Ну, поддержите меня, пожалуйста. Ну, скажите, что было. Не интересно вдруг стало. Потом опять появляется интерес из-за оскорблений. Но в какой-то момент, ну было же такое, что перестало интересным это всё быть. Я помню, я с таким упоением читал какие-то романы. Я прочитал, не знаю сколько, тысячи разных произведений самых лучших. Я стал преданным, я перестал книги читать, кроме книг Шрилы Прабхупады естественно. Я не мог поверить себе. Про кино я даже не говорю. Мне до сих пор жалко времени на какое-то кино, даже если это преданные сняли фильмы. Но здесь говорится: тада видван пунья пате видхуйа и смотрите, что происходит. Это самая главная, самая точная, не придуманная деталь в этом стихе. Описание Господа Чайтаньи, который родился, как золотистый мальчик в семье Брахмана брахма-йоним, рукма-варнам и люди, которые видели его, вдруг поднимались, неожиданно для себя, поднимались над двойственностью раги и двеши, над двойственностью папы и пуньи, над двойственностью благочестия и греха, страданий и наслаждений. Вдруг люди понимали, что есть третий путь. На самом деле это очень сложно понять, как это так, мы настолько жестко запрограммированы на то, что смысл жизни в том, чтобы избежать страданий или получить страдания, которые мы хотим, которые мы считаем наслаждениями и получить максимум наслаждений каких-то отвратительных в этом мире.  Вдруг мы понимаем – есть другой смысл. Как недавно я встретил преданного одного и он говорит: «Меня перепрошили». Ну, там сказал, кто его перепрошил. И я подумал, да хорошее утверждение, нас всех перепрошили. Когда человек видит этого Господа излучающего сияние, его перепрошивает. С ним случается что-то, он полностью перепрограммируется, потому что практически невозможно избавиться от этой программы, от этой двоичной программы: люблю, не люблю, нравится, не нравится. Невозможно! Но человек вдруг избавляется, не понятно как. 

Я помню в первые самые годы сознания Кришны какая-то преданная, какая-то девушка молодая стала преданной. Её отец разъярился, он прибежал ко мне, он был разъярён и он сказал: «Я вас сотру в порошок. Я вас уничтожу. Что вы сделали с моей дочерью?». Я говорю: «А что сделали то?». Он говорит: «Не курит, не пьёт, наркотики не употребляет, кино не смотрит. Что вы сделали с моей дочерью?». Я говорю: «А что плохого то? Не курит, не пьёт, наркотики не употребляет, кино не смотрит. В чём проблема?». Он говорит: «Ты меня не обманешь! Я знаю, если человек не курит, не пьёт и наркотики не употребляет, то что-то не чисто». Потому что такого не может быть! Такого не бывает в этом мире! Есть люди, которые не курят и не пьют, но они наркотики употребляют. А она ещё и кино не смотрит. Видхуйа – человек очищается полностью от этого, его программа меняется и ниранджанам парамам самьям упайати. Этот чистый человек – ниранджанам, человек, который поднялся над осквернением гун материальной природы, парамам самйам упайати. И вот это самое удивительное, ради чего мне захотелось рассказать вам об этом стихе. Парамам самийам упайати. Упайати – он обретает. Парамам самьйам – он обретает высшее единство с Господом. Разумеется, люди, которые идут путём имперсонального понимания упанишад, они скажут: «Вот, вот парамьян пумсанья – сливаются с Брахманом». Но это не высшее единство. Самьйам – значит равенство и если я, маленькая крошечная частица, сливаюсь в каком-то большом океане, я не становлюсь реально океаном и это глупость. Парамам самйам значит, что я во всех отношениях становлюсь подобным Господу. Иначе говоря, это значит, что в моём сердце появляется любовь той же самой интенсивности, которая есть в сердце Господа. И это тот дар, который принёс Господь Чайтанья. Это тот невероятный, непостижимый дар, который Господь Чайтанья принёс. Ниранджанам – он не просто очищается, он не просто достигает какого-то состояния очищения. Он достигает высшей степени равенства с Господом, т.е. единство с Господом или слияние с Господом в любви. И это поразительная вещь. 

Господь Чайтанья пришёл не просто ради того, чтобы очистить нас. Господь Чайтанья пришёл ради того, чтобы дать нам опыт такой же любви, который есть у Него. И понятно, что мы пока ещё не увидели Его. Пока ещё пашьях пашьйати рупа варнам ещё не произошло ещё это чудо с нами. Но, тем не менее, мы должны оценить это чудо. И со многими людьми это чудо происходило, когда люди действительно достигали парамам самйам упайати, Когда этот несчастный или счастливый, удачливый рыбак выловил Господа Чайтанью в сетях около Канарка. И когда он дотронулся до этой огромной фигуры, он сначала подумал, что это золотая рыбка. Вернее золотая рыбина! Что он поймал большую золотую рыбу, он увидел что-то, что тяжело дышало и у кого вырывалось тяжёлое дыхание, и иногда он слышал слова: «Харе Кришна, Харе Кришна…». Он дотронулся до Него, и вдруг его стало трясти. Дрожь пробежала по его телу, слёзы хлынули у него из глаз и он без конца стал повторять: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама…». Он сам не мог понять, что с ним происходит. Парамамсам упайанам он увидел этого рукмам варнам и вдруг он почувствовал то же самое. Потом он стал жаловаться, что в меня привидение вошло, я никогда ничего подобного в жизни своей не испытывал, когда я просто дотронулся до этой золотой фигуры и сколько людей испытали то же самое, парамам самйам упайате обрели это высшее равенство с Господом. И ради этого мы здесь. Для того, чтобы, в конце концов, сказать, да, мы с тобой одной крови, ты и я, чтобы сказать, мы с тобой одной крови, мы с тобой одной природы. У нас есть только одна природа – эта природа любовь. Это одно из предсказаний, которое в нашей гаудия вайшнавской школе является доказательством того… Скажите, где ещё есть рукма варнам? Покажите мне ещё такое проявление Господа, просто увидев которое, люди ядах пашьях пашйате рукма варнам просто увидев которое, люди обретали парамам самьйам – высшее равенство с Ним. Где ещё такое есть? И это происходит прямо сейчас. Так или иначе, это то, чем мне хотелось предварить мой рассказ, мой основной стих будет про другой стих, стих из «Шримад-Бхагаватам» , который нам с вами нужно хорошо понять. Готовы, да? Не устали?

Давайте попробуем повторить этот стих. Он на самом деле очень простой, но т.к. строчки немножечко длинные, то я буду делить их.

дхйейам сада парибхава-гхнам абхишта-дохам

тиртхаспадам шива-виринчи-нутам шаранйам

бхритйарти-хам праната-пала бхавабдхи-потам

ванде маха-пуруша те чаранаравиндам

Этот стих в 11-ой песне «Шримад-Бхагаватам» очень важный для нас, являющийся одним из доказательств, что Господь Чайтанья сам Господь и предсказания о Его приходе содержатся в «Шримад-Бхагаватам», написанным за многие тысячи лет или явленным за многие тысячи лет до прихода Господа Чайтаньи. Этот стих в Бхагаватам произносит Карабхаджана Муни в ответ на вопрос махараджи Ними. Махараджа Ними попросил его описать разные аватары, которые приходят в четыре юги, в разные века, в разные периоды ведической истории. И когда дошёл черед до Кали-Юги, до того времени, в которое мы с вами живём, Карабхаджана Муни произнёс знаменитый стих:

кришна-варнам твишакришнам

сангопангастра-паршадам

йаджнаих санкиртана-прайаир

йаджанти хи су-медхасах

Он описал и этот стих, конечно же, является нашим главным доказательством, нашей главной праманой того, что Господь Чайтанья и есть та самая аватара века Кали. Кришна-варнам твишакришнам. Я очень коротко скажу про этот стих, чтобы перейти к нашему главному стиху, важному очень. Я уверен, что вы все счастливыми выйдете после того, как поймёте этот стих. 

кришна-варнам твишакришнам 

Варнам значит варнайати – варнайати значит описывает. кришна-варнам твишакришнам – это воплощение Господа в век Кали, всё время говорит о Кришне, кришна-варнам – всё время описывает качества Кришны, всё время произносит имена Кришны, всё время описывает лилы Кришны, кришна-варнам твишакришнам и при этом твишакришнам – тело Его золотистого цвета, Он Гауранга, тело Его – Гаура, Гауранга, твиша – и Он излучает сияние, твиша – значит сияние, которое исходит из Него, золотистое. Кришна-варнам также значит, что Он, хотя Он сам Кришна, Он относится к категории Кришны кришна-варнам твишакришнам – у Него другое настроение, у него тело другого цвета. 

кришна-варнам твишакришнам

сангопангастра-паршадам

И Он приходит сюда вместе со своими сангами, са анга – вместе со своими ближайшими спутниками такими, как Господь Нитьянанда и Господь Адвайта, Вишну-таттвами, са анга – это Его полные экспансии. Опанга – это Его не полные экспансии такие, как Шривас Тхакур и другие преданные, которые несут частицу Его энергии и Его личности. Сангопангастра-паршадам и Он приходит вместе с огромным количеством своих спутников из Духовного мира сюда – сангопангастра, Он приходит со своим оружием. Какое главное оружие у Господа Чайтаньи? Красота. Джива Госвами говорит, что красота . Но Бхактисиддхантха Сарасвати говорит, что главное Его оружие: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это Его главное, совершенно непреодолимое оружие, это атомная бомба, которую Он сюда принёс: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Приходит со всей этой огромной компанией из Духовного мира сангопангастра-паршадам – они все наводняют эту землю, все эти странные живые существа, они все вдруг соединяются друг с другом, все любят друг друга и начинают это огромное движение, и поэтому, говорит Карабхаджана Муни:

йаджнаих санкиртана-прайаир

йаджанти хи су-медхасах

Те люди, у кого есть разум в век Кали делают что? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Те люди, у кого нет разума тоже присоединяются. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Потому что в Кали-Югу уже почти не осталось людей у кого есть разум, так что присоединяются все. Иначе говоря, не переживайте, если увидите человека, у которого нет разума, но повторяющего Харе Кришна. Господь Чайтанья для него тоже пришёл. Так? И после того, как Карабхаджана Риши произносит этот стих, вот Он Господь Чайтанья со своими спутниками. Именно поэтому Шрила Прабхупада задумал храм Ведического Планетария, где на главном алтаре, в самом центре храма Ведического Планетария будет кто? Да. Какой Господь Чайтанья? 

кришна-варнам твишакришнам

сангопангастра-паршадам

Там будет этот поразительный совершенно алтарь с этой удивительной Панча-Таттвой в центре этого храма. Я когда приехал в Калькутту первое что я увидел в калькуттском аэропорту это фотографию самадхи Шрилы Прабхупады. И я понял, что они уже готовятся к наплыву туристов. Когда этот храм Ведического Планетария откроется, и толпы людей. Они уже говорят, что здесь за день будут проходить больше людей, чем в Тирупати. Так что готовьтесь стоять многочасовые очереди, чтобы увидеть Панча-Таттву. сангопангастра-паршадам Это чудо, которое происходит у нас перед глазами и если мы немножечко подумаем над этим чудом, мы поймём: «Господи, Боже мой, Харе Кришна. Вот Он Господь! Он пришёл сюда и я могу быть участником этих Его лил». Вот. Но после того, как Господь, как Карабхаджана Риши произносит этот стих, он произносит два других стиха. Первый из которых мы с вами прочитали и это потрясающий стих, который учит нас именно этому – как медитировать на Господа Чайтанью. 

дхйейам сада парибхава-гхнам абхишта-дохам

Если нам очень повезёт, то я попытаюсь… Хотя не знаю, будет ли у меня такая возможность или нет. Объяснить эту первую одну строчку этого стиха. Дхйейам сада – первое, что говорит Карабхаджана Риши об этом воплощении Господа то, что это воплощение Господа дхйейам сада – оно является подлинным объектом медитации живых существ. Дхйейам от глагола  дхи, что значит медитировать, сосредотачивать своё сознание и Он есть истинная дхея. И дхйейам сада он помогает нам, это воплощение Господа помогает нам думать о Господе постоянно. На самом деле, в этом смысле. Если мы хотим в двух словах передать смысл всех ведических писаний в одном слове. Если мы хотим передать смысл всех ведических писаний в одном слове или в двух словах, или в трех словах, то весь смысл всех ведических писаний, всех Вед, всех практик, всех жертвоприношений, всех йог, всего того, что есть, всех астрологий, всех семейных отношений ведических только в одном, каком? Ман манаха, дхимахи, сатьям парам дхимахи. Как хотите. Хотите в одном слове дхимахи, давайте думать. О ком думать? О Господе. Ман манаха – думай обо мне, сатьям парам дхимахи что есть в «Шримад- Бхагаватам» медитация на сатьям парам. Смысл всех вед, остриё всех вед, акцент, который делают все веды, единственное для чего все веды написаны, помочь нам, научить нас думать о Верховном Господе и отучить нас думать о чём? Да, о себе, о чувственных наслаждениях, о том, как мы можем быть здесь счастливы, потому что мы не можем быть счастливы, пока мы думаем о себе. То есть когда… Слушайте, это очень важная вещь. Когда Карабхаджана Риши говорит нам первое о том, что делает это воплощение Господа, которое приходит в Кали-Югу. Первое, что он говорит, это воплощение Господа помогает нам совершенно чудесным, таинственным, невероятным образом, волшебным образом сосредоточить сознание на Господе очень просто. ? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. 

В Сатья-Югу люди медитировали на Господа, они знали, что в этом суть. Они медитировали на форму Господа в своём сердце. Это, безусловно, ведический процесс, но он сложный. Так? Кто может сейчас медитировать? Некоторые люди проходят курсы по медитации, некоторые учат других медитации. Медитация в соответствии с современными понятиями – 5 минут перед перерывом на кофе или перед перекуром. Это медитация. К этому медитация сводится. Буддийская медитация – медитируй на что? Нет, ни на что медитировать не надо, на пустоту. Харе Кришна. Помедитировали? Хорошо. Пошли кофе пить. Так. Это очень сложный процесс медитация на Сверхдушу. Для этого нужно обладать очень чистым сознанием. Сознанием, которое способно погружаться внутрь. Так? Поэтому, соответственно, уже в Трета-Югу, никто не может этим заниматься. В Сатья-Югу кое-кто ещё может и то не все. Но уже в Трета-Югу уже никто не может заниматься. На рубеже между Сатья-Югой и Трета-Югой кто пришёл? На рубеже между Сатья-Югой и Трета-Югой пришёл махараджа Пурурава – великий предшественник Кауравов и всего этого рода императоров, великий император, великий предшественник Пандавов. И махараджа Пурурава медитировал. На кого медитировал? На Урваши медитировал. В «Шримад-Бхагаватам» в девятой песне говорится, что пока он медитировал на Урваши, наступила Трета-Юга. В ту самую ночь, в которую он полностью одержимый желанием чувственных наслаждений, это была Трета-Юга. Так что не расстраивайтесь, если у вас иногда появляется желание чувственных наслаждений. Даже в Трета-Югу с людьми это случалось. В Трета-Югу, пока он медитировал на Урваши, наступила Трета-Юга и таким образом он изобрёл другой способ медитации. Какой другой способ медитации? Жертвоприношение. Жертвоприношение – это не что иное, как другая форма медитации на Господа, более лёгкая, более могущественная, потому что при этом задействуется всё тело человека, человек думает каким образом произносить мантры идеальным образом, правильно всё делать. И под жертвоприношениями, когда говорится, что это способ самореализации в Трета-Югу, подразумевается ежедневные жертвоприношения, которые люди делали у себя дома. Их хомы. Каждое утро они просыпались и что они делали? Медитировали на Господа. В образе огня, который они разжигали, в виде мантр, которые они произносили, и целый день они были счастливыми. И вечером они снова делали что? Жертвоприношение. И таким образом они всю свою жизнь медитировали на Господа и исполняли смысл вед. В конце концов, приходили к Господу, потому что всё их сознание сосредотачивалось на Господе. Тогда, как если наше сознание сосредотачивается на объектах этого мира. Объекты этого мира, какую природу имеют? Тамогуны. Правильно? Они порождены тамасом. Когда мы медитируем на них, какая гуна входит в наше сознание? Тамас. Так? Но нам очень сложно оторвать своё сознание. Хорошо, в Трета-Югу люди делали жертвоприношения, в Двапара-Югу, что люди делали? Да, они стали поклоняться Божествам. Я только что вернулся из Южной Индии. Там множество храмов, чьи Божества в этих храмах были установлены ещё в Трета-Югу и всю Двапара-Югу им поклонялись. Это потрясающие Божества, как правило, это Божества Вишну, возлежащего на Ананта Шеше или Вишну, стоящего с четырьмя руками. И ходишь по этим храмам и там потеряться можно, думаешь, для кого такие большие храмы? Но они для людей Трета-Юги. И поклонение Божествам ещё более могущественный способ медитации, ещё более простой способ медитации, потому что в храм можно прийти почти в любое время, можно встать перед Божеством, можно сосредоточиться на Нём. Единственное условие успеха медитации на Божества. Когда человек поклоняется Божествам, какое единственное условие? Да, понимание того, что это сам Бог перед тобой, а не просто статуя. Пратима нахату ме. Если человек обладает этим. И поэтому все огромное количество историй, связанных с храмами об этом. О чём эти истории? О том, как Господь проявлял Себя как личность. Как Он приходил к преданным, как Он принимал какой-то образ, как Он крал у них сладкий рис или ещё какое-нибудь блюдо там, что они приготовили. Все истории об этом. Если вы приходите к Господу в этом сознании: «Я знаю, ты сам Бог, просто притворяешься статуей». И говорить ему. Вы медитируете. Эта медитация принесёт свой плод, вы очиститесь. Вы будете физически чувствовать, как ваше сознание возвышается и поднимается над этим миром. К сожалению, в Кали-Югу даже это не работает. Не работает. Да у нас есть Гаура Нитай наши маленькие. Харе Кришна. Времени нет на медитацию. Нету времени на медитацию, заняты мы с вами слишком. Просто каким-то чудом вы вырвались со своей работы, когда нужно деньги зарабатывать приехали сюда, чтобы немножко помедитировать, но даже тут времени, чтобы в храм зайти нету. Бывает такое с вами, да? Живёшь вроде рядом с храмом, всегда успею. Нет времени на медитацию, вкуса нет. Времени нет. Поэтому Господь приходит сам. кришна-варнам твишакришнам и говорит, я научу вас как можно медитировать всегда в любых обстоятельствах, не нужно ходить в храм и при этом вы будете одновременно медитировать, вы будете одновременно совершать жертвоприношение, вы будете одновременно поклоняться Божеству, для этого достаточно всё время повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Всегда можно. Кали-Юга. Я не зря так громко кричал. Кали-Юга – это время дискотек. Шрила Прабхупада иногда говорит, Кали-Юга это время вражды и лицемерия. Вражды и лицемерия, и дискотек. Громких. Поэтому тут нужен громкий способ медитации. Нужно, чтобы в медитации можно было перекричать дискотеки. Господь приходит сюда и говорит: дхйейам сада – Я сейчас научу вас, как медитировать на Господа всегда. дхйейам сада И поэтому первое, чем Карабхаджана Муни , какой молитвой он прославляет Господа, приходящего в этот век, это то, что он дал нам — дхйейам сада. Дал нам объект для медитации, на который даже мы с вами можем медитировать 24 часа в сутки. Для этого достаточно иногда громко, иногда тихо повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Рано или поздно сознание наше сосредоточится на Господе дхйейам сада дхимахи. дхйейам сада Запомнили эти первые слова? дхйейам сада парибхава-гхнам И это потрясающая совершенно вещь. Об этом одном, на самом деле, все лилы Господа Чайтаньи находятся в этом одном стихе. В этом одном стихе удивительным образом Карабхаджана Риши зашифровал и в этот один стих Карабхаджана Риши вложил все лилы Господа Чайтаньи. И первое, что он говорит? Второе, что он говорит? Первое, что он говорит, когда мы вспоминаем о Господе Чайтанье, мы конечно вспоминаем об этой Его форме, когда Он подняв руки призывает всех: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И сада, всегда, не важно когда, в любое время. 

Мне сегодня показали замечательного белорусского преданного, который помогает Господу Чайтанье в Его миссионерской деятельности и он, куда бы он ни вышел в Белоруссии, он носит на спине большой плакат, на котором написано: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И он никуда без этого. На спине просто ходит со спиной и этот плакат. Вы, может быть, видели его. И это первое, что мы вспоминаем дхйейам сада. Он дал нам метод, простой метод, очевидный метод, но людям в Сатья-Югу он был не доступен. Или даже если они знали об этом, они не могли ему следовать, потому что Господь Чайтанья не пришёл и не открыл им это. Они думали, что они найдут или поймут что-то больше, если они будут медитировать внутри. Но следом, сразу же вслед за этим он говорит потрясающую вещь парибхава-гхнам. Гхнам значит уничтожает. Что он уничтожает? Парибхава. Слушайте очень внимательно. Я уверен, что вы воодушевитесь необычайно. Парибхава санскритское слово. Бхава что значит? Бытиё. Бхава значит бытиё, бхава значит настроение. Парибхава. Пари- приставка пари имеет несколько значений. Одно из этих значений – против, нечто противное. Парибхава иначе говоря, слово парибхава означает то, что подрывает наше бытиё. То, что мешает нам существовать в этом мире. И это этимологическое значение, то есть буквальное значение слова парибхава. парибхава-гхнам Господь Чайтанья приходя в этот мир, устраняет, уничтожает гхнам парибхаву. Но реальное значение этого слова парибхава, слушайте, очень важное значение. Первое значение этого слова оскорбление. Потому что оскорбление – это то, что лишает. Когда мы оскорбляем другого человека, мы в сущности хотим его убить, правильно? Оскорбление – это способ убить другого человека. Убить его репутацию, убить его … И мы физически чувствуем боль, когда кто-то нас оскорбляет, правильно? Потому что наше существование ставится под сомнение с помощью оскорблений. Кто-то говорит, что мы не душа, мы не прекрасны по своей природе. То есть первое значение парибхава. И мы знаем, что атмосфера века Кали пронизана оскорблениями. Атмосфера века Кали пронизана агрессией. Люди постоянно оскорбляют друг друга. Некоторые люди никаких других слов не знают, кроме оскорбительных. Запрети им употреблять матерные слова, они не знают, как изъясняться. Они привыкли только этими грубыми словами изъясняться, потому что люди оскорбляют друг друга. Сейчас фейсбук, социальные сети для чего? Для того, чтобы оскорблять друг друга. И для того, чтобы воодушевлять других оскорблять кого-то. То есть социальные сети воодушевляют, но на что? На эту вещь. парибхава-гхнам Первое, что делает Господь Чайтанья, сразу после того, как Он воодушевляет нас повторять святые имена, Он уничтожает в человеке эту оскорбительную природу. Я знал одного преданного, который рассказывал мне искренне и я уверен, вы многие тоже знали его. Он повторял там по три лакха святых имён. Он мне искренне говорил: «Вы знаете махарадж, я когда столкнулся с движением Господа Чайтаньи, я других слов, кроме матерных не знал. Вот я реально не знал, как говорить без этого. Это было самое сложное, потому что мне всё время хотелось что-то сказать такое». Он говорит: «Поразительно, а столкнувшись с движением Господа Чайтаньи, парибхава-гхнам всё это куда-то ушло». Этот преданный давал лекции и другие слушали его, открыв рот. Человек вышел из определённого слоя людей. к сожалению, достаточно массового в Кали-Югу, когда люди живут для того, чтобы оскорблять других людей. Иногда это проявляется более тонко, иногда эта оскорбительная природа проявляется в нас какими-то другими способами. Но ещё раз, Господь Чайтанья пришёл первое, что Он делает, Он говорит: «Не оскорбляйте». И когда люди получают реальный опыт любви к Богу, пусть даже не большой, склонность к оскорблениям уходит у них сама. 

Почему люди оскорбляют других? Потому что это даёт им вкус. У них другого вкуса нет. Если вы видите какого-то агрессивного человека, который всё время ругается на других, это единственный его способ существования. Он не может по-другому существовать. Ему скучно. У него никакого другого вкуса и смысла нету в его жизни, к сожалению. Но, Господь Чайтанья даёт другой смысл существования и люди подобные парибхава-гхнам. Когда мы слышим об это, о том, что Господь Чайтанья приходит, чтобы избавить от оскорблений, кто, прежде всего, приходит нам на ум? Джагай и Мадхай. Джагай и Мадхай сами про себя говорили, что: «Мы не знали как жить, не оскорбляя других людей, мы не знали как жить без агрессии по отношению к другим людям». Когда Джагай и Мадхай стали прославлять Господа, они стали говорить: «Ты превзошёл самого себя! В этом воплощении как Господь Чайтанья ты превзошёл Себя во много-много раз, потому что да Ты освободил Аджамилу, но Аджамила заслужил освобождение, потому что Аджамила повторял Твоё святое имя. У нас язык не поворачивался, чтобы произнести Твоё святое имя». Когда Господь Нитьянанда вместе с Харидасом Тхакуром сказали им: «Повторяйте святое имя», — они разъярились, они бежали за ними и пытались их убить. Они никогда не повторяли святое имя. Дальше они стали говорить: «Кто-то скажет, что Камса, Ты освободил Камсу, но подумайте, кто Камса. Камса был праведным царём, он хорошо правил и при этом он боялся Тебя. Он был настоящим кшатрием. Он всё время думал о Тебе. Мы о Тебе никогда не думали. Да, Ты освободил  Гаджендру. Хорошо, ты освободил Гаджендру, но Гаджендра полностью предался Тебе. Мы не собирались предаваться Тебе. Мы не повторяли святое имя. Мы не думали о Тебе в страхе. Мы не предались, как Гаджендра. Кто-то скажет, что Ты освободил Путану, но Господи, Боже мой, Путана претворилась преданной, гопи. Ясное дело, что её нужно было освободить. Мы даже не пытались претворяться Путаной или Бакхасурой. И в любом случае, они, так или иначе, они вполне заслуживали освобождения. У нас ровным счётом не было никаких оснований и вдруг ни с того, ни с сего, Ты дал нам любовь к Богу. Мы не можем остановиться с тех пор, как мы увидели Тебя. Волосы у нас на голове стоят дыбом, слёзы ручьями текут из глаз. Ты взял все наши грехи». Все грехи вошли в Господа Чайтанью. Господь Чайтанья, чтобы показать, что он освободил от всех этих грехов и от всех оскорблений Джагая и Мадхая, Он продемонстрировал это. Чёрная туча вышла из тела Джагая и Мадхая и вошла в тело Господа Чайтаньи. Золотистое тело Господа Чайтаньи почернело. И Адвайта Ачарья, глядя на Него сказал: «Теперь Ты стал похож на Бакулачандру». Цвет Его тела поменялся, столько грехов было у этих людей. Поэтому с самого начала Карабхаджана Риши говорит: дхйейам сада парибхава-гхнам. Парибхава-гхнам – Господь Чайтанья уничтожает в людях агрессию и склонность к оскорблениям. Кто-то может это подтвердить на своём примере? Поднимите руку. Стали вы хоть чуть-чуть менее агрессивными? Есть ли у вас меньше желания оскорблять других? Да, мы знаем Рамачандра Пури пришёл для того, чтобы показать на своём примере, как даже с участием Господа Чайтаньи можно держаться за свои оскорбления. К сожалению, это возможно. И многие преданные ведут себя таким образом. Их вкус к оскорблениям растёт. Почему? Потому что они утратили вкус к святому имени. Но если у человека появляется вкус к святому имени, вкус к оскорблениям проходит. И эти два вкуса, они находятся на двух чашах весов. Когда у нас есть вкус к святому имени, нам не нужно оскорблять. Когда у нас нет вкуса к святому имени, нам нужно всё время оскорблять других, чтобы доказать свою правоту. Нам нужно часами проводить в фейсбуке и читать какие-то оскорбительные посты, подписывать какие-то петиции, думать о чужих грехах, думать о чужих недостатках и медитировать на них. Господь Чайтанья приходит и говорит: «Всё очень просто. Медитируйте на Кришну». Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И какой результат этого? дхйейам сада парибхава-гхнам. Если человек по милости Господа Чайтаньи избавляется от всех оскорблений, от оскорбительной природы, которая есть у него, и он постоянно медитирует на Господа Чайтанью, то в результате этого что появляется у него?

 йатха йатха гаура падаравинде

виндета бхактим крита пунйа-расих

татха татхосарпати хриди акасмат

радха-падамбходжа сидхамбхураших

Особенность лилы Господа Чайтаньи. Лила Господа Чайтаньи называется уддбходака лила. Уддбходака лила. Бходака значит бходаянта пара спарам. Кришна говорит в Бхагавад-Гите, что люди, которые мадгатха мадгата пранам (не нашла). Люди, которые просвещают или просветляют друг друга постоянно и уддбходака лила значит – это лила, которая даёт человеку вдруг просветление и человек начинает видеть лилы Радхи и Кришны. 

Если человек думает о Господе Чайтанье, медитирует на Господа Чайтанью, на лилы Господа Чайтаньи, на качества Господа Чайтаньи, то результат этого:

йатха йатха гаура падаравинде

виндета бхактим крита пунйа-расих

татха татхосарпати хриди акасмат – неожиданно, в какой-то момент, само собой. Хриди акасмат – в его сердце неожиданно акасмат

радха-падамбходжа сидхамбхураших

В его сердце откроется океан нектара, который исходит из лотосных стоп Шримати Радхарани и он вдруг увидит лилы Радхи и Кришны у себя перед глазами. Господь Чайтанья пришёл для этого. Его жизнь. Он показал свою жизнь для этого. Для того, чтобы мы, медитируя на Него, могли незаметно для себя, перенестись во Врадж и увидели перед глазами лилы Радхи и Кришны. Нароттам Дас Тхакур говорит это в одной из своих песен. Он говорит, что когда человек горангера гунера джуре, такой человек нитья лила, такой человек спуре, нитья лила спуре, у такого человека перед глазами появляется спурти нитья лилы, лилы Радхи и Кришны. Кто-то хочет увидеть лилы Радхи и Кришны? дхйейам сада парибхава-гхнам Нужно всё время медитировать на этого Маха Пурушу, на этого Господа Чайтанью, который устраняет в нас склонность к оскорблениям. И абхишта-дохам.

Последнюю вещь, которую я хочу рассказать сегодня, две другие строчки этого стиха. Третья строчка это: ванде маха-пуруша те чаранаравиндам. Очень важно, я расскажу завтра. И там будет много лил. Но сегодня мне хотелось рассказать одну последнюю лилу или третье качество Господа Чайтаньи. Удивительное качество. Как мы должны медитировать на него? Первое, Он даёт нам возможность медитировать на Господа. На Господа Кришну, на Господа Раму, на Хари, благодаря повторению святого имени. Второе, парибхава-гхнам – это часть Его миссии, уничтожить оскорбительную природу. Парибхава также значит поражение, которое мы можем потерпеть, парибхава значит страдания, уничтожает наши страдания, Он делает нас победителями. Он даёт нам возможность победить в этой трудной борьбе за существование. В этом его дхарма парибхава-гхнам. Но потрясающая вещь в третьей части этой первой строчки — абхишта-дохам. Дохам значит даёт, абхишта значит желание, очень сильное желание. Иначе говоря, Карабхаджана Муни говорит, что эта аватара, как никакая другая аватара абхишта-дохам исполняет все наши желания. И кто-то может подумать, что-то не исполнила эта аватара все мои желания. Но абхишта значит сокровенное желание. Господь Чайтанья исполняет сокровенные желания души, но слово абхишта-дохам. Слушайте, это потрясающая вещь, которую мне хотелось вам принести абхишта. Мы все знаем слово абхишта в каком стихе, который вы все знаете есть слово абхишта? Шри-Чайтанья-мано бхиштам, мано бхиштам. Шри-Чайтанья-мано бхиштам – мы просим или поклоняемся лотосным стопам Рупы Госвами, который исполнил сокровенные желания самого Господа Чайтаньи. И поэтому, когда в этом стихе Карабхаджана Риши говорит абхишта-дохам, что он исполняет реальные сокровенные желания души, а у души есть желание служить, у души есть желание любви. Самое сокровенное желание, самое глубокое желание, абсолютно не редуцируемое ни до чего, не сводимое ни к чему другому, истинное желание, сокровенное желание души – это любовь. И Господь Чайтанья исполняет это желание. Он делает нас ближе с другими людьми.  Кто-то стал ближе с другими людьми после того, как он присоединился к преданным? Поднимите руку и скажите. У кого-то открылось хотя бы немножко сердце навстречу другим людям? Кто-то почувствовал хотя-бы тень любви? Поднимите руки и громко крикните Харибол. Спасибо, иначе я хотел уже уходить отсюда. 

Мано бхиштам – Он исполняет сокровенные желания, абхишта-дохам – Он исполняет сокровенные желания живых существ, но иногда Он исполняет не сокровенные желания живых существ, а иногда Он исполняет своё сокровенное желание. Потому что абхишта-дохам – Он даёт нам не то, что мы хотим, а то, что Он хочет. Заметили да? Я лично присоединился к этому движению с одной единственной целью, чтобы научиться видеть ауру. До сих пор не вижу ауру. Это моё желание не исполнилось. Реально, я правду говорю, как на духу, исповедуюсь перед вами. Потому что меня Джапп прабху, который здесь присутствует , привёл на какую-то программу, там со сцены говорили – Повторяйте Харе Кришна. Ауру увидите. Я думаю, — Как круто! Ауру буду видеть. Стал повторять Харе Кришна, как лох. Меня Чайтанья обманул.  Поэтому абхишта-дохам. Господь, когда Он приходит в этом уникальном образе Господа Чайтаньи, Он исполняет сокровенные желания свои и даёт нам исполнение своих сокровенных желаний. Мы начинаем делать то, что Он хочет, а не то, что нам казалось, мы хотим. И, разумеется, это самые сокровенные желания наши, но мы можем не понимать этого. Поэтому абхишта-дохам – это очень важная часть миссии Господа Чайтаньи, исполнить те желания живых существ, о которых живые существа даже не подозревают. Сказать им, чего живые существа на самом деле хотят. Открыть им, что мы хотим. Кто из вас до того, как вы встретились с Господом Чайтаньей, с движением Господа Чайтаньи, думал, что он хочет участвовать в вечных лилах Господа Кришны во Вриндаване? Ни у кого такого желания нет, даже близко такого желания не было. Ну там машину какую-нибудь купить – это было, но чтобы в лилах Господа Кришны, да ещё и во Врадже, близко такого не было. Абхишта-дохам — Господь Чайтанья приходит, даёт нам то, что Он понимает, что для нас самое лучшее, а мы не понимаем, мы никогда бы не поняли, если бы мы не встретились с Ним. Про Господа Чайтанью Карабхаджана Риши говорит или про кого-то ещё? Была какая-то другая такая аватара или нет? Про Него он предсказывает или нет? И я хотел рассказать маленькую замечательную историю из Чайтанья Чаритамриты, где рассказывается про то, как однажды Господь Чайтанья пришёл в святое место во время путешествий своих по Южной Индии. И встретился там, в храме с брахманом. Как всегда какой-то брахман пригласил Его к себе на обед. И брахман этот постоянно повторял имя Господа Рамы. Он не говорил никаких других слов. Если ему нужно было что-то сказать, он говорил Рам. Если он хотел позвать кого-то, он говорил Эй Рам. Если он хотел передать что-то, он говорил Рам. Рам значило возьми, Рам значило дай, Рам значило иди сюда, Рам значило уходи отсюда. Рам значило всё. Он научился, так или иначе, обходиться одним единственным словом Рам. Он был очень привязан к Господу Раме, постоянно медитировал на Него, постоянно повторял Его святые имена. И Господь Чайтанья пришёл к нему. Сам Господь Чаййтанья повторял что? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И Он отобедал у него и очень воодушевился его примером. Он подумал: «Надо же, какие чистые люди живут, какие чистые брахманы». Он пошёл в другой храм, храм Сканды. Большой храм на юге, самый главный храм Картикеи. Господь Чайтанья посетил его. Он посетил храм Тривикрамы на юге и потом вернулся туда же, к этому сиддха баньяну, совершенному баньяновому дереву и встретил снова того брахмана. И снова этот брахман пригласил Его на обед. К своему величайшему удивлению, Господь Чайтанья не поверил своим ушам, этот брахман всё время повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. А иногда просто Кришна, Кришна, Кришна, Кришна Хе. Господь Чайтанья спросил у него, после того, как Он отобедал: «Что с тобой случилось? Что с тобой произошло?». И брахман этот стал рассказывать историю свою. Он стал говорить, что с детства своего: «Я собирал стихи из священных писаний, которые прославляют могущество святого имени. Я знаю стих из Махабхараты Криши до увача кашабдо на то нивритти вача (не нашла). Объяснение смысла слова Кришны то, что слово Кришна это Сам Парабрахман и два корня составляют это слово – Криш, что значит привлекать, притягательная сила и на, что значит блаженство. И я знаю, что слово Кришна значит блаженство. И я знаю, что значит слово Рама. Рама тоже значит блаженство. Ананте Рамате йоги. Великие йоги, они медитируют на это блаженство и они всё время находятся в блаженстве, потому что они повторяют слово Рама. И я знаю, что одно имя Рама более могущественно, чем тысячи имён Вишну. Но я также знаю, что если человек один раз повторяет имя Кришны, то это всё равно, что он повторил Вишну сахасранам  три раза. То есть имя Кришны в три раза более могущественно. Я слышал об этом. Я знаю все эти стихи. Я медитировал на их смысл, но, так или иначе, сердце моё было привязано к Господу Раме. И поэтому я всё время повторял Рам, Рам, Рам. Но потом я увидел Тебя и я услышал имя Кришны, которое исходило из Твоих уст. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Кришна, Кришна, Кришна, Кришна Хе. Кришна, Кришна, Кришна, Кришна Хе. Я услышал, как ты произносишь Кришна и с тех пор имя Рамы убежало от меня. Я не могу повторять имя Рамы. Единственное, что я могу повторять – это Кришна, Кришна, Кришна, Кришна Хе. Кришна, Кришна, Кришна, Кришна Хе». 

Таким образом, Господь Чайтанья даёт абхишта дохам. Он сказал: «Ты Сам Кришна». «Ты наверняка сам Кришна» — сказал этот брахман. «Потому что никто другой не смог бы мне это сделать, Я не просто услышал от Тебя какой-то звук, мёртвый звук имени Кришны. Я услышал от Тебя самого Кришну. Я почувствовал самого Кришну. Я не могу остановиться и без конца повторяю святое имя». 

И в этом смысл этого третьего утверждения абхишта дохам, то, что, приходя в этот мир, Господь Чайтанья не обращает внимания на наши желания, не исполняет, Слава Богу, наши желания. Кто может поблагодарить Господа Чайтанью за то, что Он не исполнил его дурацкие желания? Ок. Фифти, фифти. Всё равно хочется. (Смех). Но Он приходит для того, чтобы исполнить настоящие желания души, чтобы вложить в наше сердце настоящее желание. И через своих преданных, через Шрилу Прабхупаду, Он вкладывает в наше сердце желание. Это самое поразительное, что Он делает. И таким образом Он исполняет сокровенные желания живых существ. Это первая строчка предсказания явления Господа Чайтаньи в этом стихе про Маха Пурушу. Кто-то запомнил эту строчку? 

дхйейам сада парибхава-гхнам абхишта-дохам

Следующую строчку мы выучим завтра. Спасибо большое. 

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.