Семинар «Психология духовного поиска», лекция 4

Семинар «Психология духовного поиска», Израиль, 2006 г. (Диск 76, л. 7)

Аннотация:

Йога. Болезненность очищения. 6 внутренних врагов уничтожают любовь. Суть карма-йоги — ягья. Суть ягьи — благодарность. Удивление — суть любви.  Самскары. Васаны. Вритти. Карма. Восприятие реальности. 5 источников страданий.

***

          Давайте все вместе еще раз произнесем эту мантру:

 Ом намо Бхагавате Васудевая, закроем глаза и произнесем эту мантру. Все вместе:

— Ом намо Бхагавате Васудевая!

— Плохо, еще раз.

— Ом намо Бхагавате Васудевая!

— Еще раз.

— Ом намо Бхагавате Васудевая!

              Мы говорили немножко с вами об этих духовных стратегиях.

              Спасибо большое. Как вас зовут?  Герман? Да?

— Да.

— Герман ко мне подошел, и сказал, что он занимается йогой, и он мне напомнил еще один пример, хороший в этом смысле. Потому что стратегии йоги или хатха-йоги, как таковой, она в значительной степени напоминает все это. Йога тоже основана на расслабление, размягчение на том, что человек избавляется от каких-то внутренних зажимов, комплексов, от этого внутреннего уродства под влиянием внешней среды агрессивной, в агрессии в которой мы находились, мы сформировались калеками какими-то зажатыми. И чтобы начать постепенно избавляться от боли идти к состоянию духовного совершенства быть в состояние совершенства. И первым этапом, как я уже сказал, является некоего расслабления или размягчение. Или на духовном уровне аналогом этого является вера. Вера дает очень большой прилив энтузиазма, энергии.

В йоге происходит примерно тоже самое. Там, в хатха-йоге, в частности, человек принимает некую позу. И поза что такое? Хотя там говориться постарайся расслабиться, а так вам это легко сказать, закинуть левую ногу за правую ухо и говорят расслабьтесь пожалуйста (смех). Но одновременно достигается несколько вещей в йоги. Во-первых, когда я занимаю неудобную позу, заведомо, когда у меня есть напряжение, я волей неволей становлюсь наблюдателем. Правильно? Я как бы слегка выхожу из тела и смотрю, что ж такое там происходит? Стахана например, когда человек пытается насладиться своим собственном коленом, ноги выпрямленные. Очень важная поза. И искусство йоги именно в этом в том, чтобы не просто в эту позу залезть, не просто, чтоб напрячь себя туда, а в том, чтобы оставаться наблюдать и одновременно пытаться расслабиться. Но дополнительный эффект йоги заключается в том, что после сильного напряжения человек, что может сделать?

— Расслабиться.

— Сильно расслабиться. Без напряжения очень трудно расслабиться. Поэтому йога сначала напрягает, а потом…

Самая важная поза, какая в йоги?

— Поза трупа.

— Это поза трупа. Которое, кстати говоря, очень трудно по настоящему хорошо усвоить. И в ней то человек испытывает что-то. Он испытывает это самое состояние на уровне ума. Потому что эффект расслабления переходит в ум. Все зажимы у нас в уме. Через физическое расслабление расслабляется ум. И этот расслабленный ум  расширяется. И в этом расширенном уме, который расширился, который расслабился и избавился и от всех своих каких-то заморочек. Что происходит в этом уме? Герман у нас очень хорошо это сказал. Что происходит после занятия йогой?

— Тело становиться очень легким и создается ощущение полета.

— Он не говорит о самом главном, он говорит, что после занятия йогой ему обниматься со всеми хочется (смех). Это на самом деле эффект расширения ума. Потому что под влиянием страха, под влиянием этой агрессивной среды. А страх что такое? Это реакция на агрессию, на агрессию в котором мы живем, на зависть других людей, на нашу собственную зависть. Человек расширяется, расслабляется и у него проявляется это естественное состояния расширенного сознания, из которого ему хочется обнимать всех, прыгать, летать. Но потом оно проходит, и он опять возвращается в свое нормальное состояние.

— Какой нибудь колючий взгляд на твое желание обнять человека …

— Вчера я говорил об этом, об этом круговороте кармы и сегодня мы повторим и научимся  разрывать этот заколдованный круг кармы. Но я еще никак не могу рассказать  о следующем этапе. У нас три этапа есть. После этого, после расслабления, когда тело расслабилось в айюрведе с помощью массажей, с помощью горячих ванн, поры расслабились, с помощью пара и всего остального. И дальше следующий этап, какой?

— Очищение.

— Очищение. На этом этапе токсины и яды, которые скопились в нашем теле в результате неправильного образа жизни, в результате каких-то опять же наших проблем в уме. Они все приняли форму токсинов, они скопились внутри, но переходят в более легко растворимое или легко узнаваемое состояние. И собственно на духовном пути точно тоже самое происходит — очищение. В айюрведе очищение происходит с помощью чего? С помощью слабительного, с помощью рвотного, с помощью еще чего-то там и тогда все это выводиться из тела. И точно так же после того как мы предварительно привели свою систему в какое-то нормальное состояние, у нас появилось вера происходит процесс очищение. И мы вчера говорили, что процесс очищения всегда какой?

— Болезненный.

— Болезненный. К сожалению. Но не нужно бояться этой боли. Эта боль, которая всегда сопровождает выздоровление. Несомненно! И чтобы очистить свое сердце я сначала должен изгнать из этого своего сердце все то, что мешает моему сердцу любви. И какие вещи мешают в моем сердце любви? От чего мне собственно нужно очиститься?

— От гнева, от зависти.

— Сейчас мы все это выведем с вами. Мы говорили, что  в основе всего лежит страх и страх это проявление неестественности нашего существования в материальном мире. Это некая изначальная ошибка. И она проявляется в разных формах, в разных видах там: я боюсь смерти, я боюсь жизни, я боюсь того, я боюсь всего. Это очень глубоко сидящая вещь.

Как я помню, я однажды давал лекцию, и я рассказывал, что не нужно бояться, не нужно страха, в зале каком-то, и в этот момент, в зале были шарики, шарик лопнул (смех). Так? Потому что страх инстинктивная вещь, она очень глубоко внутри сидит. Вчера я тоже об этом говорил, но сегодня, если мы дойдем, я уже немножко сомневаюсь в этом, но может быть завтра мы поговорим о том, что в «Йога-сутрах» Патанджали говорит об этом инстинктивном страхе. Но страх был бы не так плох, если бы за ним не шли другие вещи. Если бы он не порождал этих многих вещей, которые собственно являются токсинами в нашем сознание. Точно также как в теле есть токсины, которые мешают нам и являются болезнями нашего тела. Точно также страх порождает другие проблемы, которые мешают нам. И первая проблема, которая он порождает, на санскрите называется «кама». Кама не имеет никакого отношения, а может и имеет отношение к реке Каме, в России очень много рек с санскритскими названиями как: Кама, Мокша, Сура, но Кама самая большая среди них.

— А Мокша?

— Мокша маленькая (смех).

— А Кама большая.

— Кама это жажда наслаждение. Жажда…

— Страсть.

— Страсть.

— А Кама это оттуда?

— Оттуда (смех). Потому что у человека есть страх. Отождествим мы себя с материальным телом или не отождествим себя с этим материальным телом, я знаю, что рано или поздно тело умрет. И мне хочется выжить максимум из этого материального тела, из своего существования в материальном теле максимум получить чего-то. В сущности, вот это вот само по себе кама или жадность, жажда она превращается во все остальное, во много тысячи и мы все здесь запишем. Но, в основе его лежит именно страх, именно неуверенность. Человек был гораздо более, как Людовик четырнадцатый говорил: «Сейчас я буду наслаждаться после меня хоть потоп! Неважно, что будит потом, главное сейчас, сейчас». И эта проблема. Нужно очень хорошо отдавать себе отчет в этом. Жажда наслаждения или страх, страсть или еще что-то. Это то, что йога называет внутренними врагами. Говориться, что свадхистана чакра… Кто знает, что значит свадхистана чакра?

— Самая высшая чакра.

— Нет, это не самая высшая, сахасвара самая высшая.

— Вторая.

— Есть муладхара чакра и муладхара чакра представляет собой четырехлепестковый лотос опушенный вниз. И эти четыре лепестка муладхары чакры – это четыре блаженства, четыре формы блаженства. Я не буду сейчас об этом, обо всем рассказывать. Это не имеет отношение к нашей теме, чтобы не путать, но это некое основа человеческого существования, в конце концов, человек должен обрести высшее духовное сознания. Свадхистана чакра представляет собой шестилепестковый лотос. Звезду Давида.  Шесть лепестков. Зачем я это говорю?

— Давайте поговорим.

— Я просто не хочу не чьи религиозные чувства оскорблять, потому что … (смех).

— А вы про ромашки говорите.

— И говориться, что эти шесть лепестков, представляют собой шесть проблем наших. К сожалению.

— А четыре лепестка, что обозначают?

— Четыре формы блаженства, четыре формы наслаждения. «Мула» — это основа, основа человеческого существования, наслаждения и блаженства. К сожалению не правильно понятое блаженство, неправильно интерпретировано. Мы должны обрести счастье, мы должны наслаждаться. В этом суть человеческого существования и никто не может это  отрицать. Но, когда человек ошибочно отождествляет себя с материальным телом и ищет наслаждения не там где нужно и не те наслаждения, которые нужны, то возникает это свадхистхана чакра, сексуальная чакра. И, человек, который медитирует на эту чакру в процессе глубинной медитации он избавляется от шести врагов в сердце. Так? Я не буду подробно говорить об этих вещах. Я просто хочу проиллюстрировать само это положение: о том, что порождает в нашем сердце страх и неестественное существования. Она порождает шесть вещей. Первое — кама или жажда наслаждения. Когда кто-то мешает жажде наслаждению, что у человека происходит?

— Гнев.

— Гнев, раздражение, кто-то мне помешал, кто-то меня лишил, кто-то мне не дал этого сделать. Гнев! Это еще один шаг по этой лестнице. Когда человеку никто не мешает, и он наслаждаться, что у него появляется?

— Гордыня.

— Нет, ему хочется еще, еще и еще. Жадность. Человек не может остановиться. Так? Уже ему некуда, а ему все равно хочется еще, еще и еще. То есть удовлетворенное жажда наслаждения приводит к жадности, а неудовлетворенная приводит к гневу. Так? И то и другое: кама, кродха, лобха приводят к иллюзии. Иллюзия значит, что я начинаю смотреть на мир сквозь эту ментальную призму, сквозь свою каму, сквозь своей страсти, гнева и жадности. И я не очень ясно вижу окружающий мир, не понимаю что, как. Потом вслед за этим идет гордыня или некое состояние опьянения самим собой. На санскрите гордыня называется «мадха», что буквально означает опьянение, самовлюбленность, презрение к другим. Вернее это ужу следующий шаг. И на конец последние — это зависть по отношению к другим. Это наши проблемы.

После нашего семинара Юля обещала все это показать. Так? В своем практикуме, в своем тренинге, как все эти вещи внутри нас живут. Шесть вещей, от которых человеку нужно избавиться, очиститься. Шесть порождений нашей изначальной привязанности материального существования и материального тела: жажда наслаждения, гнев, жадность, иллюзия или определенная искаженная картина мира, гордыня, в конце концов, зависть, когда я завидую другим. Когда я расстраиваюсь из-за того, что другие чего-то достигают. И все это то, что мешает мне, что делать? Почему это так плохо? Почему все эти вещи такие плохие? Потому что это уничтожает что?

— Любовь.

— Любовь. Любовь это изначальная потребность человека. Каждому человеку нужна любовь. Каждый человек хочет любви, и только любви. К сожалению, у него в сердце живут эти вещи. Даю ли я себе в этом отчет или нет, знаю ли я все мои токсины, которые у меня в теле или нет, они у меня есть. До конца я понимаю это или нет, и даже хорошо, что я не понимаю до конца, сколько всего у меня этого внутри, а иначе бы меня совсем отчаяние хватило. Но чтобы обрести любовь нужно, что с этим сделать? Что с этим нужно сделать? Надо со всем этим покончить.

И следующий этап — это этап очищение. Очищение в любой практике, в любой духовной практике или даже в материальной практике, это очень важный этап. И в духовной практике Кришна объясняет, как это сделать экологически. Если просто человеку сказать избавься от этого всего? Сможет он избавиться?

— Нет.

— Не сможет. Или вдруг как-то очень грубо из него все это наружу вылезет. Поможет ему это или нет? Нет. Это очень опасные вещи, в высшей степени опасные вещи. Они могут нас сожрать. Точно так же токсины в теле они могут отравить человека. Если очень быстро неэкологично начать их выводить, то будет очень сильный кризис и человек может даже умереть. Точно также и тут с этими вещами нужно быть в высшей степени осторожными. Очищение сердца это деликатный процесс. В «Бхагавад-гите» Кришна, так как мы все-таки с вами описываем «Гиту», и это моя основная цель побудить вас читать «Гиту», думать над «Гитой». Потому что как я вам уже говорил вчера Шанкарачарья обещает в «Гита-махатме», что когда человек будет просто внимательно читать «Гиту» он избавиться от всех страхов. Бхая шока ади варджитаха. («Гитамахатма» 1 стих) Он избавиться от бхаи — от страха, от шоки — от страданий, и от всего остального, что с этим связана, что этим вызвана.

 В «Бхагавад-гите» Кришна предлагает очень постепенный и очень экологичный способ очищения. Как эта глава называется? Кто знает? «Карма-йога» или «Нишкама карма-йога» — способ очищения сердца. Те, кто думает, что он уже обрел любовь, я думаю, он находиться в иллюзии. Потому что чтобы по настоящему обрести настоящую любовь нужно провести этот способ очищения.

Карма-йога эта удивительная вещь. Чтобы очиститься от всего этого…, сразу у нас любви не может быть, но у нас сразу может быть что-то, что помогает нам от этого очиститься. Давайте посмотрим на эти вещи зависть, гордость, иллюзия, жадность, гнев, вожделение. Так? Есть одна вещь, которым мы детей учим. Карма-йога она сводиться к одному слову, вернее там есть два этапа, но для начала один этап, мы поговорим об одном этапе. Мне хочется, чтобы вы нашли это ключевое слова. Любовь сразу обрести нельзя, но что можно сразу обрести? Что начнет очищать наше сердце?  И чтобы мы поняли, что такое карма-йога.

— Желание.

— Старайтесь, старайтесь, думайте.

— Культура?

— Культура, где-то ближе.

— Вера?

— Вера у нас есть, вера на предыдущем этапе. Мы поверили, что есть этот путь. Что такое карма йога? Это выражение чего? Никто не сказал ключевого слова — это благодарность. Опять же очищение должно быть постепенным, и Кришна объясняет, что человек должен быть благодарным. Так? Те, кто читал «Бхагавад-гиту», как называется выражения благодарности в «Гите»?  Ритуал выражение благодарности в «Гите»? На «я» начинается на «я» кончается (смех).

— Ягья.

— Ягья. Жертвоприношение. Ягья или жертвоприношение, неважно. Суть карма-йоги, суть постепенного очищения сердца — это на более высоком этапе — бескорыстное деятельность. Это когда я делаю не ради самого себя, из чувства долга, так мне сказали,  или  «Ради Бога». Но на первом этапе я просто выражаю благодарность. Я просто из человека, у которого есть все эти вещи в сердце: вожделение, гнев, жадность, иллюзия, гордыня, зависть. Я борюсь с этим одной вещью – благодарностью. И благодарность каждый человек может делать. Любить все не могут. Было бы глупо и даже безрассудно сказать: полюбите всех. Это нереально, неправильно. Но чему мы детей учим? Для начала, что они должны говорить?

— Скажи спасибо.

— Спасибо. И сколько раз ему нужно говорить, прежде чем он начал спасибо говорить? Много, много раз повторять: скажи спасибо, скажи спасибо, скажи спасибо. Карма-йога это наше спасибо Богу. Кришна снова и снова говорит: скажите Мне спасибо, пожалуйста! (Смех). Ну, пожалуйста, скажите Мне спасибо! Я дал вам все, Я дал вам воздух, Я дал вам Солнце, Я дал вам Землю. Это все вам не принадлежит, но Я дал вам это все. Благодарность Богу неважно как их называть: ягья, жертвоприношение или еще как-то. Так? Человек начинает жить в соответствие с определенными правилами. Он становиться культурным или воспитанным, поэтому это то же определенная форма выражения благодарности. Но это как бы первый этап. Какое ощущение у человека возникает, когда он благодарил кого-то от чистого сердца?

— Хорошо становиться.

— Хорошо ему становиться. Правильно? И он понимает это не ради чего-то. Мне не так важно, что мне дали, мне важнее самому отдать. У человека возникает ощущение того, что отдавать важнее, чем брать. Вначале ему говорят, просто, так как ты берешь здесь все, благодари за это. Но потом он начинает думать, что можно просто благодарить за все, даже не брать тут ни чего. Можно же просто это делать. Каждый может это делать. Для этого не нужно ничего ожидать. Именно таким образом человек экологично борется со всеми этими вещами: с вожделением, гневом, жадности, иллюзии, которые разрывают наше сердце, которые оскверняют нашу жизнь. Сначала через благодарность, а потом через бескорыстие. Это нишкама-карма-йога. Как вам нишкама-карма-йога? Но если на понятном языке выражаться, то вот что происходит.  Это два этапа очищения сердца необходимы. Которые может не такие уж простые, но они происходят. Они должны произойти. И, в конце концов, после того как произошло это очищение, и тут конечно, я, когда думал над нашей лекции, я думал, что хорошо бы какие-то практикумы, тренинги сделать. Тут, конечно самое время было бы подойти и выразить благодарность друг другу. Но я с вашего разрешения пропущу этот момент. Это очень хороший момент. Когда человек просто подходит к другому человеку и говорит, спасибо тебе большое, или говорит какие-то приятные слова. И у него появляются эти теплые чувства, которые, в сущности, изначально присущи нашему сознанию. Но вы попрактикуйтесь…

— На перемене.

— На перемене. Я очень вас прошу, сделайте это. И дальше мы говорили, что следующим этапом после очищения, что является? Когда мы излечиваемся от болезни?

— Выздоровление.

— Да, выздоровление или омоложение. Айюрведа не просто избавляет человека от болезни, она восстанавливает  организм в его изначальной силе — омоложения. Если то же само параллельно написать для духовной стратегии излечения то, какое слово мы вчера говорили? Что происходит?

— Трансформация.

— Да трансформация, преображение. Именно в этот момент в сердце человека входит настоящая любовь. И что такое любовь? В чем самая суть любви?  Кто может сказать? Давайте подумаем над этим.

— Отдача.

— А что должно еще  предшествовать отдаче, если я влюбился в кого-то? Потому что сейчас любовь как-то очень абстрактно звучит. Но на самом деле любовь не может быть абстрактным. У любви должен быть объект.  Можно сказать, любить, любовь, люблю (смех). Нет. Я  должен любит кого-то, любить как-то.

— Единения.

— До единения, что должно быть? Что вызывает любовь?

— Открытие.

— Открытие….

— Может какой-то опыт?

— Все правильно не называют, хотя чуть-чуть правильно.

Неужели кто-нибудь не любил из вас (смех). Восторг. В ведах говориться, что сутью любви является удивление. Как это ни странно.

— Нет, ну, значит, не любили, я не помню ни какого восторга (смех).

— Восторг, удивление. Если я не восторгнулся кем-то, как я могу его полюбить. – Бе, бе (смех). Что это такое вообще? Перед тем как я его полюблю, он должен меня удивить чем-то. Правильно? Даже дети нас удивляют, они приходят и говорят: ля, ля, ля. А мы говорим: — О (смех).

— Ну, дети удивляют.

— Дети удивляют. То есть они гениальны. У кого нибудь был негениальный ребенок? (Смех). Все дети гениальны, потом они вырастают и становятся непонятно… Но перед любовью всегда есть восторг, всегда есть удивление. И это то, что Кришна дает дальше в «Бхагавад-гите». Вторая глава введения как я уже говорил. Вторая глава вселяет веру в человека и объясняет путь. Третий по шестую главу они объясняют карма-йогу или дают путь очищения. И, кстати говоря, хатха-йога или аштанга-йога  она тоже там, в шестой главе есть, как путь очищения. Но, начиная с седьмой и кончая двенадцатой, они описывают собственно преображение и любовь человека и в частности преобладающие настроение в этих главах это настроение восторга и удивления. Одиннадцатое глава, когда Кришна показывает Свою вселенскую форму. Десятая глава, когда Он говорит,  Я тот, Я то, Я то.  Все то, что ты видишь вокруг себя, все то удивительное, все то поразительное, прекрасное, это есть всего лишь искра Моего великолепия.

Всего лишь бледная искра. Все то, что мы так любим в этом мире, все есть в изначальном источнике этого всего по определению, в бесконечном сознании, которая пронизывает все это, которая  называется Богом.  И этот восторг или удивление он занимает место в сердце человека, и становиться причинной преображения человека. Человек становиться интуитивно мудрым. И я буду завтра об этом говорить, о развитии мудрости, интуиции в процессе йоги, в процессе познания. И, наконец, последняя часть «Бхагавад гиты». У нее восемнадцать глав и с тринадцатой по восемнадцатой это как бы закрепление всего этого. Айюрведа дальше дает определенные методики закрепления. Когда человек омолодился нужно дальше закрепить это здоровое состояния. И «Гита» то же самое объясняет с другой точки зрения все остальное и завершает, таким образом, как бы фундамент строительство Вед.

 И две эти вещи: повторение мантры, мы с вами повторяли «Ом», повторении звука «Ом» или повторении каких-то других формул, и изучения священных писаний является неотъемлемой частью йоги, или изучения «Гиты» в частности и размышлением над ней. И все эти вещи вместе называются удивительным санскритским словом «свагйайа», что буквально значит самопознание. Человек читает все это, думает над всем этим. Это ответ на ваш вопрос. Меня спросили: достаточно ли заниматься хатха-йогой? Это часть йоги, неотъемлемая часть. Патанджали в «Йога-сутрах» говорит, что самый быстрый путь к совершенству, к самадхи — это крийа-йога. И крийа-йога состоит из трех частей. Она состоит из тапаса или какой-то аскезы, из свагйайи и ишвара пранидханы преданности или бхакти, любви к Богу. Три составных частей самого быстрого пути к совершенству в йоги.  И из них свагйайа, культура нашего ума или сознания очень важная вещь. И она состоит все-таки из двух вещей — это повторение мантры, слога «Ом» или других мантр. Мы сегодня говорили о мантре Ом намо нарайанайа. И изучение священных писаний.

 Все на этом, на этой части. Теперь у нас дальше идет очень важная вещь. На сколько вы устали? Не устали?

— Мы вообще не устали.

— Точно? Вы не устали? Насколько вас есть эта решимость идти до конца со мной?

 — С вами да.

— Ок! Потому что сейчас начнется немножко трудная вещь, но она в тоже время очень важная. Я уверен, что вы будите благодарны, когда мы с вами будим это все разбирать.

Я хотел повторить одну важную вещь, описать цикл кармы и посмотреть к чему приводит эта карма. Мы вчера рассказывали об этой цикличности кармы. Которая начинается в сознание человека. И в сознание человека глубоко храниться что? Кто вчера был?

— Следы.

— Следы.

— Самскары.

— Самскары или следы переживания. Когда я живу, и я испытываю что-то, я настроен на ощущение через свое тело и все это в моем сознание оставляет очень глубокий след. И я помню меньшую часть из них. На самом деле то, что я помню это вершина айсберга. Я помню, может быть немножечко какие-то ощущения, большая часть перешла глубоко, глубоко в подсознание и все это храниться во мне.  Память прошлых моих существований,  прошлых жизней, когда я был в этом теле, в том теле и еще кем-то я был, все это храниться в моем подсознании, и все это может быть выведено с помощью каких-то практик. В частности мне говорили с помощью халотропного дыхания, иногда человек вспоминает там какие-то свои предыдущие жизни. И у него настолько сильные переживания, что он опускается сюда, в этот подвал, где хранятся все эти прошлые воспоминания. И они там как в библиотеке тщательно классифицированы. У них есть свои номера, свой инвентарный номер, все там есть. Это хорошо, это плохо, что-то мне понравилось, что-то нет, это прикольно было. Теперь какая-то часть этих самскар дается нам, в нашей нынешней жизни для отработки. Потому что нам хочется их реализовать, хочется их снова и снова переживать, эти самскары, и особенно хорошие ощущения. И они превращаются, во что мы вчера говорили?

— В … (не слышно)

— Да. Не в образном смысле, во что?

— В васаны.

— Да, в васаны.  Васаны значит склонность человека. Склонность определенные желания, которое у него есть, какие-то потребности очень глубинные. То есть формируют у человека некие склонности. Как это изображается? Что изучает астрология? Астрология, в сущности, изучает что?

— Васаны.

— Васаны. Когда говориться что у вас сильная Венера, что это значит? Значит, что у вас есть склонности к прекрасному, к наслаждению, еще к чему-то. Вот она ваша сильная Венера. На самом деле Венера тут ни причем, Венера это всего лишь символ. Это некое символическое изображение вашей кармы. Суть в том, что астролог хороший, если вы к нему придете, он вам скажет все ваши васаны. Он скажет, вот у вас есть тенденции к тому-то, к тому-то. Более того, что еще астрология делает? Астрология показывает, когда какая тенденция будит сильнее проявляться. Когда астролог говорит, у вас будит период  Раху или период Сатурна. Период Сатурна это самое замечательное время в жизни человека. Кто нибудь был в периоде Сатурна?

— У меня сейчас как раз он идет ничего хорошего (смех).

— Человек начинает рождать врагов, сам того не понимая, как он это делает, враги у него появляться, карма к нему приходит. Но в сущности это именно его карма, накопленные самскары. Часть этих самскар, которые  проявилась в виде каких-то конкретных тенденций человека в склонности человека. Так?  Или любая психология имеет с этим дело, когда например соционикой человек занимается. Так? Ему говорят ты Дон Кихот. Что такое Дон Кихот? Дон Кихот это значит, что у тебя донкихотовские склонности, васаны. Ты будишь играть роль Дон Кихота. Но это не значит что это ты. Это всего лишь некая роль, некая структура твоего обусловленного сознания. Дальше васаны, во что превращаются, мы говорили?

— В привычки, в образ мысли.

— В образ мысли. Как на санскрите называется образ мысли?

— Вритти.

— Вритти. Образ мысли или иными словами это некая ментальная схема, через которое я смотрю на мир. Я вчера объяснял, что вритти подтверждает или поддерживает наши васаны. Так у нас есть некая  схема, как мы смотрим на мир. Или некие «петерс» по английский, я не знаю, как еще сказать…

— Матрицы.

— Или некие схемы матрицы или некие схемы мыслительных алгоритмов. Скажем так. Люди смотрят на мир определенным образом в соответствии со своими склонностями. Так? Кто-то везде, везде ищет врагов, кто-то везде ищет там арабов, кто-то еще кого-то везде ищет (смех). Кто-то, наоборот, везде ищет происки евреев, во всем виноваты они. Это определенные заморочки в уме, вритти или какие-то наши комплексы мыслительные. И, в конце концов, они к чему приводят?

— К карме.

— Да они приводят к карме, круг замыкается. То есть тут человек начинает действовать определенным образом и с помощью этой кармы он поддерживает какие-то свои самскары. И он крутиться по этому кругу.  В чем проблема как с этим со всем, с этим кругом как, по-вашему?

— Он не кончается.

— Да, во-первых, он никогда не кончается. Дело в том, что он круг и в том, что человеку очень трудно себя изменить. Что я вчера говорил и это очень важная вещь. Если мы внимательно посмотрим на это заколдованный круг кармы, мы поймем, почему мы не меняемся, даже если мы занимаемся духовной практикой? Почему? Как Герман сказал, что я занимаюсь йогой, два три дня все хорошо потом все приходит на круги своя. Почему все приходит на круги своя? Именно потому что

Они питают васаны. Васаны соответственно формируют вритти, а вритти формируют наш образ действия, карму, а они формируют нашу карму. И мы совершаем те же самые ошибки.

Да, потому что мы подпитываем эти самскары еще больше.

Это замкнутый круг они все питают друг друга: карма питает самскары, самскары питают вритти, а карма питает самскары.

И человек вертеться  и ему очень трудно этот круг разорвать. И вчера я объяснял, вернее я на этом закончил. Я заинтриговал всех, сказал, что есть слабое место, где нужно совершить атаку. Где это слабое место?

— (Не слышно).

— И это то, что в сущности, мы пытаемся на таких семинарах это делать. Просто это делать нужно это систематически и не на семинарах. Нужно делать это в течение всей своей жизни. Нужно пытаться разорвать этот круг через это слабое звено. Это единственное слабое звено. И поэтому Патанджали в «Йога-сутрах» дает определение йоги

Кто знает определение йоги которое он дает? Никто не знает?

Йога чита вритта ниродхаха. Что в переводе  на нормальный язык означает

Йога есть уничтожение вритти или подавления вритти или так или иначе человек разбирается со своими мыслями Чита вритти ниродхаха – это йога. Это просто чисто для иллюстрации того, что мы будим делать. Сейчас, почему я сказал, что это очень важную вещь

Это то каким образом построена наша вритти или структура нашего мышления неправильного мышления. Там говориться, что есть  правильный образ мысли и правильное восприятие. Другой перевод этого это восприятие реальности. Потому что мы воспринимаем реальность через призму чего?

— Ума.

— Через призму нашего ума. И йога описывает ту неправильную призму, через которое мы реальность воспринимаем. И она говорить,  что есть пять вещей

Нужно хорошо это понимать. И йога говорить о пяти клешах или о пяти клещах. Первая это невежество и вторая это невежество (смех). Авидьйа. И говориться, что все самскары возникают на почве этого невежества. Это авидьйа кшетра, почва невежества, которое находиться в нашем сердце. Второе ложное эго, или ложное самоотождествление себя с чем-то, чем я не являюсь. Третье — это привязанность к чему-то, что мы испытывали до этого, к чему-то приятному. Четвертое  это что? Неприязнь или отторжение неприятного. И, наконец, пятое это что такое? Страх смерти.  Мне очень хочется в оптимистической манере обо всем этом рассказывать. Но я все думаю, как же это все это так подать, чтобы никого в депрессию не ввести (смех). Как обо всем этом рассказать, чтобы люди радовались? Очень сложно. Но это та работа, которую нам нужно будит с вами сделать, и которую на самом деле мы с вами легко сделаем. Мы сможем от этого избавиться, но нужно сначала рассмотреть, что это такое. Пять вещей и из них невежество является самым грубым или всепроникающим порождающим все остальное, а страх является самым тонким. В конце концов, из невежества вырастает этот интуитивный страх смерти. Давайте сейчас избавимся от невежества. Кто хочет избавиться от невежества?

— Точно?

— Да.

— Точно?

— А можно (смех).

— Все зависит от вас. Все зависит только от вас. Невежество очень интересным образом определяется.  Есть четыре вещи, из которых невежество состоит. Я еще раз сказал, что невежество порождает самскары или ощущение, впечатление, и в чем проблема этих самскар, когда мы говорили с вами о том, что человеку трудно поменяться. Почему человеку трудно поменяться? Потому что самскары очень сильны, сильнее его. Эти самскары постоянно заставляют его действовать, как он действовал до этого. Постоянно он возвращается на какие-то ложные свои круги.

И говорится, что с самого начала, как только человек начинает заниматься йогой первое, что он чувствует это то, что у него появляется сила побороть свои самскары, свои привычки. Кто-то может это подтвердить?

— Да. Но грубое сначала.

— Пусть не все. Но с самого начала йоги, когда у человека появляется ощущение того, что я есть я, я есть душа, я не имею отношения ко всему этому. Преимуществом всего этого становиться то что он побеждает

Раньше он служил своим привычкам, сейчас он сможет с ними разобраться. Но теперь давайте посмотрим как эти самскары или привычки  формируются через вритти. Невежество это четыре вещи. какие

Четыре ошибки которые мы совершаем. Мы путаем одно с другим и это составляет  основу невежества. Что мы путаем? Мы путаем не вечное с вечным. Что-то по определению не вечное мы пытаемся за него держаться. Что-то по определению временное мы пытаемся так или иначе это все удержать у себя. Именно, потому что мы думаем, что это вечное. Мы путаем одно с другим. И в частности, что подразумевается под тем, когда мы говорим что мы путаем вечное с не вечным?

— Жизнь человека.

— Мы знаем, что тело умрет,  что мы чувствуем? Что мы путаем? Что мы считаем вечным?

— Душа.

— Мы не считаем. Мы не знаем, что мы душа, нам мозги промыли, нам сказали, что мы духовны вечны.

Ну ладно, у нас нет невежества, мы свободны от него, но что обычные люди принимают за вечное.

— Мир.

— Мир. Это одна из основ невежества. Что этот мир в котором я живу единственное место моего существование. Вот она. Это первая ошибка. Правильно? Наша привязанность к этому материальному миру, потому что мы думаем, что он вечен. А так как мы инстинктивно ищем вечности мы видим вечности там, где ее нет. Или некоторые люди пытаются на какие-то райские планеты попасть

Все это проявление невежества. Теперь дальше, в «Йога-сутрах» говориться мы нечистое принимаем за чистое. Что есть нечистое и что мы принимаем за чистое? А?

— Чувства.

— Прошу прощения. Тело. Тело — по природе своей не чисто. Попробуйте несколько дней не мыться. Я еще раз говорю, что это не приятная вещь (смех). Я заранее предупредил. Я поэтому вас спросил, вы хотите от невежества избавиться или нет? Меры предосторожности. Для нас тело нечто очень хорошое, нечто красивое, очень чистое. Но на самом деле по природе своей оно не чисто. И комментатор «Йога-сутры» объясняет, почему она нечисто. Во-первых потому что она постоянно вырабатывает пот и еще какие-то другие вещи.

Но тем немение мы уверенны, что оно чистое. Ну, одекаланом его помазать подушить. Она токое хорошое. Обидно. Но это проявление невежество. Еще раз это доказательство некой ложной стратегии, которая у нас в уме есть. Что мы пытаемся сейчас с вами анализировать именно вот эту вещь, что у нас есть эта ложное представления о мире. Нечистое мы принимаем за чистое. Что там у нас еще есть? А, да. Источник страдания мы принимаем за источник наслаждения. Страдания мы принимаем за наслаждения. Что имеется ввиду?

— (Не слышно).

— Да. Когда мы  материальные наслаждения, у которых по определению есть начала и конец принимаем за наслаждения, за блаженства. Тогда как в сущности ну, нет у них того, что мы пытаемся в них внести. Я еще раз прошу прощения у вас. Это неблагодарная работа все эти вещи объяснять (смех). Но в «Йога-сутрах» есть одна сутра, которая объясняет пять причин, по которым материальные наслаждения являются на самом деле не наслаждениями. И та притча про китайца, которую я вам рассказал, в сущности одна из иллюстраций этого. То, что мы принимаем в начале за блаженство, за радость, за счастье часто оказывается своей противоположностью, по своей природе. Как люди готовы платить очень часто большую цену за наслаждения, но очень часто они не понимают, что к наслаждению идет бесплатное приложение. Так? Какое?

— Похмелье.

— Ну, да. Похмелье (смех). Они хотят одну сторону монеты получить. Еще раз, о чем мы с вами говорим? Мы говорим с вами о нашем неправильном восприятии мира. О основе, о самой фундаментальной основе неправильного восприятия мира.  И оно заключается в том, что мы слишком большое значение придаем материальным наслаждениям, слишком возвеличиваем их, возносим их на пьедистал какой-то. Придаем им что-то что на самом деле они не являются, потому что у них есть начало и конец и в сущности они не так уж хороши как люди думают. Все эти илюстрированые журналы, лакированные, которые наводят лак на действительность, не совсем приглядны. Они укрепляют вот эту вот нашу изначальную проблему. Они делают нашу привязанность еще сильнее. И наконец последнее проявление невежества это что? Какая еще ошибка у нас есть? Это мир, в котором мы живем, это тело с которым мы себя отождествляем, это тот опыт, который мы получаем благодаря телу. И еще одна самая  важная ошибка это то, что не является нами, не «я» принимаем за «я». И что такое не я, что мы принимаем за я, с чем мы себя отождествляем?

С тремя вещами мы себя отождествляем: тело, ум и наши близкие. Они являются частью нашего «я», частью не нашего я или не я или того кого мы считаем я. Поэтому когда мы расстаемся со своими близкими нам кажется что часть нашего я умерла. Почему такую страшную боль человек испытывает? Им кажется что это я умираю, умирает какая-то часть роли которую я играю.

Я говорил вчера что это невежество оно приводит или вся эта картина приводит к расщеплению.

Человек становиться слабым. Эго его расщепляется.

И смысл йоги в том что бы снова собрать наше эго, воссоздать цельность своего я. Поэтому соответсвенно, мы разбираемся со всеми этими. Теперь я хотел бы, чтобы самые скромные подняли руки и сказали кто в результате такого анализа от невежества избавился?

— Никто.

— Теперь невежество порождает ложное эго. И ложное эго это очень удивительная вещь. Оно в сущности является частью невежества.

Ложное эго это отождествление кого с кем?

— А точнее.

— Нет, это отождествление сознания с инструментами сознания. Я, пожалуй, это последние все остальное я не буду объяснять, но это я объясню очень подробно. Инструмент сознания. Что является инструментом нашего сознания?

— Дух.

— Нет, дух это..

Почему  так трудно объяснять, именно потому, что мы не понимаем разницу.

Но йога учит нас постепенно отделять себя от я, от инструментов себя. Нет подходящего слова в русском языке, иногда его переводят как разум. На самом деле это не просто разум, это интуиция, это способность воспринимать мир. Сознание воспринимает мир, но есть инструмент восприятия мира.

— Мировоззрение,

— нет это не совсем мировоззрение на санскрите это называется буддхи. Я сейчас попытаюсь объяснить что это такое. Очень сложно.

— А вы

— Сейчас попытаюсь объяснить. В сущности, очень просто понять. Кто на машине ездил? Кто то был водителем? Кто-то был пассажиром?

— Да.

— Есть разница между тем чтобы быть пассажиром или шофером?

— Есть, принципиальная.

— Принципиальная.  Почему?

— потому что один контролирует а второй нет.

— Да потому что человек, который сидит за рулем у него создается иллюзия..

Нет, он контролирует.

Но человек, который сидит за рулем отождествляет он себя с машиной или нет?

— Конечно.

— Отождествляет. А человек, который просто сидит в машине отождествляет себя с машиной или нет?

— Нет.

— Нет, он просто сидит и по сторонам смотрит. В этот момент, когда мы садимся в машину, и когда мы садимся за руль, когда мы начинаем дергать за рычаги, когда мы до какой-то степени отождествили себя с машиной, у нас появляется эта самое ложное эго, отождествления себя с машиной. Мы начинаем даже чувствовать. Седок сидит ничего не чувствует, а водитель

Что-то там мотор что ни то, карбюратор. Человек, который сидит рядом он ничего не понимает, ни чего не понимает. А этот карбюратор говорит.

Человек отождествил себя с инструментом сознания ради чего? Для чего ему нужно отождествить себя с машиной? Мы уже сказали, мы уже определили до этого. Для чего? Для того чтобы наслаждаться.

Люди которые особенно азартные гонщики они больше всего они..

Они больше себя с машиной отождествляют.

Седок не может наслаждаться.

Душа отождествляет себя с телом для того чтобы наслаждаться. Эта теорема которую мы с вами вывели.

В чем проблема?

В том, что душа какая по своей природе?

— Вечная

— А тело.

— Временно

Так как она вечна, чего она ищет постоянно?

Ищем мы постоянства? Хотим мы чего-то надежного?

— Хотим.

— Но когда мы отождествили себя с этим телом, можем мы обрести это постоянство или нет? Когда мы отождествили себя

На самом деле, почему я сказал, что ложное эго это отождествления себя с разумом?

— Умом.

Умом, ум как мы им наслаждаемся как душа им наслаждается. Очень интересно. Йога очень интересно этот процесс описывает, саму это методику. Она говорит, что разум представляет собой что-то вроде, кто знает? Что она символизирует?

— Зеркало.

— Зеркало. Что буддхи, разум это зеркало. Душа постоянная, неизменная, излучающая сознания смотрит в это зеркало. И смотря  в это зеркало душа сама не может взаимодействовать с этим миром

Душа сама не может

Душа смотрит в зеркало материального разума. А материальный разум в свое. И душа смотрясь в это принимает свое отражение в зеркале разума за самого себя и это называется ложном эгом.

— Не очень понятно.

— Вот,  что такое ложное эго, когда душа смотрит в зеркало своего ложного эго инструмента восприятия материального мира

И принимает свое отражение за себя.

Разница заключается только в том что душа постоянная, а зеркало… Кто- то видел отражения луны на воде?

— Да.

— Луна она какая?

А отражение ?

Когда она отражается в воде.

Эта рядь на воде и является расколотым нашем эго. Я вчера говорил, что одна из наших проблем эта слабость. Это расщепленность, или расколотость эго на куски. Расколотость эго появляется именно из-за того что.. Гуны матрильной природы все время эту поверхность разума колышат, совершено верно. И мы толком не можем понять кто я такой. Мы играем одну роль, пятую роль, и так пытемся устроистся, но не можем воссоздать цельности своего я.

Йога еще раз.

Суть йоги в том чтобы  воссоздать свою духовную я. И «Бхагавад-гита» хотя и говорит как.. В конечном счете она это метод дает как рецепт воссоздание цельности своего я это цель йоги. Осознания ощущения.

И об этом мы будим говорить завтра. Ух (смех). Это не простая вещь. Я с самого начала вас предупредил, я не хочу каких-то простых рецептов давать. я еще раз.. И если человек поймет это, он может очень много получить.

— Обязательно нужно.

То что я вам дал, как знаете есть эти рекламные ролики перед фильмом дают

Самый такой момент. Потому что все остальное. Хорошо мы сегодня во соновном две вещи подробно мы с вами рассмотрели эту стратегию изличения сознания. Как Кришна «Бхававад-гите»..

Первая глава «Отчаяние Арджуны», отчаяние человека с ложным… И дальше начинается изличение. Потом соответсвенно очищение, которое тоже имеет два этапа. Потом в конце концов проявление любви, которог у человека охватывает дух восторга.  И, потом дальше мы постмотрели этот цикл кармы и нашли это слабое место на которм можно это nwbrk разорвать.

И завтра я попытаюсь еще более конкретно говорить о том что нужно сделать. Что-то мы уже сегодня сделали. И в частности мантра, которая позволяет человеку занять позицию наблядателя. На какое-то мгоновение хотя бы отойти…

И тут в конце мы говорили о механизме о том что из себя представляет

— нет все я закончил

— скажите вот сила мантры именно в ее произношение или можно все таки в голове?

— есть несколько способов воспроизведения мантры. Это тоже звук.

Когда говорил об уровне звука

Когда мы слышем звук на уровне интеллекта, звук на уровне ума. В конце концов это мантра это путь. Мы сначала ее произносим. Особенно семя звука Ом или любой другой мантры она находиться на другой сфере.

Поэтому через мантру я перехожу

— это тоже мантра

— да это тоже мантра, любая молитва это мантра.

— Пожалуйста я завтра буду говорить о каких-то практических вещех. Как это нужно делать? Что нужно делать? Но у нас завтра будет практикум.

— хорошо спасибо вам большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.