Психология зависимости. 01.05.2020. Лекция 2

Аннотация:

Определение зависимости. Безусловные и условные рефлексы. Бихевиоризм. Триггеры. Мотивационные факторы. Четыре элемента цикла подсаживания на привязанности. Мотивация. В основе всех зависимостей лежит наша неудовлетворенность. Пятый элемент цикла – наше эго. Каким образом выходить из этого круга зависимостей. Вознаграждение иллюзорно с самого начала. Как возникает привычка.

Харе Кришна, дорогие слушатели, желающие избавиться от зависимостей! Сегодня у нас будет вторая лекция из этого цикла, в которой я также буду рассматривать более подробно какие-то элементы механизма попадания в зависимость и говорить о некоторых практических советах, которые помогут нам избавиться от зависимости. И более того, помогут нам избавиться от изначальных причин, которые подталкивают нас попадать в зависимость. 

Для начала я хотел бы напомнить наше определение зависимости, которое мы дали в первой лекции. Зависимость – это навязчивая потребность, не зависящая от нас, от нашей воли, вопреки нашей воли совершать какое-то действие, которое приносит негативные последствия, будь то физические последствия, духовные последствия, социальные последствия, экономические последствия. То есть, когда человек не волен выбирать, даже если он не хочет совершать какое-то действие, он всё равно совершает это действие. Это определение зависимости, которое общепринято не может не напомнить любому человеку, который хотя бы один раз прочитал «Бхагавад-Гиту», знаменитый вопрос Арджуны из третьей главы «Бхагавад-Гиты», где Арджуна спрашивает:

атха кена прайукто ’йам̇

па̄пам̇ чарати пӯрушах̣

аниччханн апи ва̄ршн̣ейа

бала̄д ива нийоджитах̣

Арджуна сказал: «О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже вопреки его воли?»

аниччхан — человек не хочет это делать, апи — даже если человек не хочет это делать, бала̄т ива нийоджитах̣ – есть некая сила, которая заставляет его совершать эти вещи. 

И, конечно же, я уверен, все вы знаете ответ Кришны на этот вопрос:

ка̄ма эша кродха эша

раджо-гун̣а-самудбхавах̣

маха̄ш́ано маха̄-па̄пма̄

Кришна скажет, что это кама или вожделение, желание и гнев, который является младшим братом камы, обратной стороной медали желания. И, оба они, и желания и гнев, и кама и кродха, в конечном счёте, порождены гуной страсти.

В прошлый раз мы рассматривали с вами этот механизм молекулярный или химический, нейрофизиологический механизм того, каким образом гуна страсти влияет на нас через дофаминовую систему или систему подкрепления. И мы говорили об очень важной вещи, то, что система подкрепления поведения – это важный элемент, который позволяет человеку обучаться здесь в этом мире. В самой по себе системе подкрепления нет ничего плохого. Это всего лишь навсего механизм, который позволяет нам жить и существовать в этом мире. Но когда человек начинает злоупотреблять этой системой, когда он пользуется ей не к месту и не для того, для чего она предназначена, возникают проблемы. И дофамин, мне хотелось разъединить, вернее, объяснить каким образом связаны эти два понятия, дофаминовая система или система вознаграждения, подкрепления нашего поведения в мозге – это агент, один из многих, но, судя по всему, самый главный, гуны страсти. Нельзя ставить знак равенства между гуной страсти, гуна страсти это нечто более тонкое, но дофаминовая система – это тот механизм, через который гуна страсти влияет на нас со всеми вытекающими из этого последствиями. 

И, в первой лекции мы рассмотрели особенности функционирования дофаминовой системы для того, чтобы понять почему какие-то вещи в большей степени подчиняют нас, в большей степени ставят нас в зависимость от себя, почему какие-то вещи очень сильно привязывают нас, а какие-то вещи не обладают таким магическим эффектом на наше сознание. Сегодня, я сначала, прежде чем объяснить или вместе с вами подумать над тем, как избавиться от зависимостей, хотел бы подробнее объяснить механизм того, как мы подсаживаемся на эту зависимость. Прежде всего, конечно же, надо сказать, что такое эта дофаминовая система или система подкрепления поведения. Я уже сказал, что это система обучения определенному поведению, то есть система выработки условных рефлексов то, что наш соотечественник Иван Павлов назвал условными рефлексами, за что получил Нобелевскую премию в своё время в начале двадцатого века. Так вот, собственно, что такое условные рефлексы и чем они отличаются от безусловных рефлексов? Безусловные рефлексы, такие рефлексы как, например, рефлекс пищеварения, рефлекс сердцебиения, рефлекс дыхания. Мы сознательно не дышим, если мы не занимаемся пранаямой. Мы не делаем никаких сознательных усилий для того, чтобы переваривать пищу. Сексуальный рефлекс тоже относится в значительной степени, сексуальное поведение в значительной степени определяется безусловными рефлексами. Это животные рефлексы, которые записаны в очень глубинных слоях нашего подсознания и прежде всего, конечно же, в спинном мозге, в этих стволовых частях мозга. Чем менее развито существо, тем в большей степени его жизнь определяется безусловными рефлексами. Но, по мере того, как существо продвигается вверх по эволюционной лестнице, его сознание развивается или тело даёт ему большие возможности для проявления сознания и, соответственно, свободы воли, тем большую роль в его поведении начинают играть приобретенные условные рефлексы, которым он обучается. И условные рефлексы не передаются по наследству в отличии от безусловных рефлексов. Это нечто чему мы научились, чему нас научили условия среды и, соответственно, они безусловные рефлексы всякий раз срабатывают, когда возникают определённые внешние раздражители. Условные рефлексы далеко не всякий раз возникают, они, скажем так, развиваются, мы учимся определенному поведению. И так как человек является вершиной эволюционной лестницы, по крайней мере, среди видов жизни, которые обитают здесь на земле или доступны нашему восприятию. Конечно же, наверняка, есть более высокие виды жизни. Но, тем не менее, в доле этих условных рефлексов, в поведении человека гораздо больше, чем в поведении животных. По сути дела это означает, что человеку всему надо учиться или очень многим вещам надо учиться. Очень небольшое число функций мы выполняем не обучаясь. Человеку нужно учиться всему, начиная с самых элементарных вещей, тому, как правильно ходить в туалет или многим — многим другим вещам. И это, в общем-то, преимущество человека, потому что человек, наделенный развитым разумом, может оценить возникшие у него рефлексы, научиться чему-то новому и, в конце концов, может, в принципе, полностью поменять своё поведение и человек свободен заменить своё поведение. Беда заключается в том, что зависимости или очень сильные привычки мешают нам в этом. И поэтому, конечно же, на духовном пути любая зависимость, вызванная камой и непреодолимым желанием, очень сильным желанием, которое захлестывает нас и лишает нас свободы воли, эти сильные привычки или зависимости являются главным врагом человека на духовном пути. Врагом, лишающим его свободы, необходимой для того, чтобы так модифицировать своё поведение, чтобы он мог, в конце концов, достичь Бога, стать ближе к Нему и делал что-то не определяемое чисто какими-то условными или безусловными рефлексами.

Теперь давайте поставим несколько вопросов, на которые мы попытаемся ответить на протяжении этой лекции. Потому что, в общем-то, просто описание чисто нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе зависимости, на все вопросы не отвечает. Первый вопрос, на который конечно же надо ответить – почему одни люди легче попадают в зависимость, а другие люди, в общем-то, в достаточной степени обладают иммунитетом и не так легко попадают в зависимость. Обязательно ли, что человека, который соприкоснулся с какой-то стихией, которая в норме порабощает человека, обязательно ли, что он попадёт в зависимость. Например, некоторые считают, что любое соприкосновение с наркотиками наверняка подчинит себе человека и является чуть ли не фатальным смертным приговором. Если человек один раз отведал особенно сильных наркотиков, тяжёлых наркотиков то уже ему не вырваться. Так это или не так на самом деле? Ну, естественно, каким образом можно избавиться от всех этих зависимостей и много сопутствующих вопросов. На них мы попытаемся ответить на протяжении этого рассказа. И, в общем-то, наш рассказ будет протекать в русле одного из стихов девятого, если не ошибаюсь, стиха из «Шри Ишопанишад», где говорится, что, когда человек знает процесс погружения в невежество, он может победить смерть, а когда человек понимает процесс обретения знаний, он может наслаждаться бессмертием. То есть, иначе говоря, всё то, что мы изучаем сейчас – это детали или подробности процесса погружения в невежество. Что заставляет живое существо погружаться в невежество? И, в соответствии с обещанием «Шри Ишопанишад», когда человек поймёт этот процесс погружения в невежество, он победит смерть, то есть свою смертную страстную природу, привязанную к гунам материальной природы и, в конечном счёте, поняв процесс развития знания или развития высшей природы, высших функций нашего сознания, сможет наслаждаться бессмертием. 

Мы уже говорили в прошлой лекции, что механизм попадания на крючок изучался многими нейрофизиологами, физиологами, начиная с Павлова. И очень существенный вклад в изучение этого внес американский исследователь Скиннер, который, собственно, выдвинул не просто теорию, но даже некую философию, называемую бихевиоризмом, которая заключается в том, что, в общем-то, человека можно всему научить. Он написал даже некий фантастический роман о том, как будет идеально построено общество будущего, когда люди поймут чему им нужно учиться. И этот цикл попадания на крючок или попадания в зависимость мы называли. Мы сейчас более подробно опишем все элементы этого цикла и добавим четвертый элемент. Мы говорили о том, что обычный цикл обучения заключается в том, что есть некий триггер или условный раздражитель, какой-то импульс, поступающий извне. Этот триггер вызывает определенное поведение. Это поведение приводит к тому, что мы получаем какое-то вознаграждение или что-то, что мы субъективно воспринимаем как вознаграждение. И, в свою очередь, это вознаграждение записывается у нас в эмоциональной памяти как награда, которую мы получили за определенное поведение, поэтому в следующий раз, когда мы столкнемся с этим триггером или почувствуем некий внутренний импульс к этому. Велика вероятность того, что мы повторим то же самое поведение и получим то же самое вознаграждение и таким образом закрепим в себе эту привычку. Четвертый элемент этого цикла, который делает этот цикл ещё более сложным и этим элементом широко пользуются изобретатели, творцы различных компьютерных игр, компьютерных программ, социальных сетей, которые заинтересованы в том, чтобы полностью завоевать наше сознание, полностью приковать к себе наше сознание, поставить нас в зависимость от себя и сделать нас своими рабами, то есть заставить нас снова и снова обращаться к каким-то сетям, снова и снова посылать фотографии в инстаграм или писать какие-то посты, или загружать какие-то видео в ютуб и т.д. Четвертый очень могущественный фактор этого цикла называется инвестиция или вложение, когда мы вкладываемся в то, что мы делаем и этот четвертый фактор делает этот цикл ещё более жёстким, ещё в большей степени привязывает нас к этому. 

Давайте с вами рассмотрим этот цикл, а также пойдём даже ещё глубже, чем просто рассмотрение этого цикла. Но я не буду забегать вперед. В конце нас ожидает очень большой сюрприз. Я сейчас пользуясь особенностями вашей дофаминовой системы, потому что, пообещав какой-то сюрприз в конце, я вызываю новую порцию дофамина, которая посылается из тех отделов мозга, которые отвечают за его производство и возбуждают в вас интерес и внимание. Один слушатель первой лекции задал интересный, важный вопрос: «А почему, собственно, дофамин, всплеск которого может испытывать любой человек, попробовавший такие наркотики как кокаин, который приводит к очень большому всплеску дофамина, почему он приводит к такой большой концентрации, которую невозможно достичь?». Потому что дофамин, это небольшое отвлечение, но, в принципе, важное, оно нам тоже поможет, потому что дофаминовый путь, он не заканчивается на нуклеус аккумбенс , о котором я сказал, я рассказывал в прошлый раз в прилежащем ядре, где, собственно, человек испытывает удовольствие или так называемое вознаграждение или предвкушение этого удовольствия, но он также проходит этот дофаминовый путь в кортекс, то есть в кору головного мозга, в отделы, которые отвечают за внимание и он может активизировать эти отделы и поэтому человек чувствует тоже очень большую сосредоточенность. По сути дела, почему эти отделы активизируются, человек получает большую награду и его кора головного мозга обязательно должна активироваться, чтобы сосредоточить его внимание. Это что-то хорошее, но учись этому как следует, это полезно для тебя. Так что, дофамин, он конечно же, активизирует внимание, но все эти злоупотребления дофаминовой системой, они, в конечном счёте, разрушают всё, отключают разум или кору головного мозга, но об этом либо в конце лекции, либо может быть в какой-то отдельной лекции, о том, как злоупотребление всеми этими вещами разрушает, в конце концов, разум и способность контролировать своё собственное поведение, управлять собой, достигать каких-то высших целей и т.д. Сейчас наша задача заключается в том, чтобы подробнее рассмотреть весь этот цикл. И так цикл этот начинается с триггера. И триггер – это условный раздражитель, некий внешний сигнал, что-то что мы получаем извне, который подталкивает нас к определённому действию. Разумеется, триггер сам по себе ничего не значит, уже у нас должен быть какой-то определенный опыт триггер или спусковой крючок, а перевод слова триггер буквально это спусковой крючок, он должен спустить что-то, что у нас уже есть. То есть триггер должен всего лишь на всего напомнить нам о каком-то удовольствии, которое мы уже испытывали. Что такое триггер? Триггер – это звонок телефона, который заставляет нас хвататься за телефон и отвечать на него, даже если мы находимся в какой-то очень важной беседе. Этот триггер говорит нужно срочно ответить на это. Триггер – это какое-нибудь послание, которое вылазит на экране нашего компьютера, когда мы заняты каким-то делом. Кто-то нам прислал по мессенджеру что-то – это триггер. Триггер – это какая-то реклама, которую мы видим, выпей кока колы или выпей эту чашку кофе, или просто какой-то образ спиртного, ещё чего-то, сигарет, если он особенно сопровождается каким-то сексуальным образом или ещё чем-то. Он возбуждает в нас самскару, память о прошлых наслаждениях и этот внешний триггер играет очень большую роль в цикле. Как мы знаем, Павлов заставлял или развивал некие условные рефлексы, то есть учил своих собак чему-то, используя свисток или зажигание лампочки. Это некий, ещё раз, раздражитель, который может раздражать любое из наших чувств или сразу несколько из наших чувств будь то слух, триггером может быть запах, как в некоторых магазинах используются запахи для того, чтобы привлечь человека. Запах включает очень глубокие, очень древние слои нашего сознания, подсознания, и на самом деле очень мощный элемент. Мы знаем, что если какие-то наши наслаждения связаны с определенными запахами, то потом через много-много лет, услышав этот запах или почувствовав этот запах, мы сразу же вспоминаем всё и переносимся  в то пространство. На санскрите, все кто изучали теорию расы, они легко догадаются, что этим триггером является удипан – буквально значит то, что возжигает, то, что воспламеняет нас, то, что воспламеняет определенную память или активизирует определенную самскару. И, соответственно, поэтому триггеры, это очень важно понимать, они бывают внутренние и внешние. И внешний триггер без внутреннего триггера не имеет никакого значения. Внешний триггер только тогда влияет на нас, когда есть внутренние триггеры, которые он включает, т.е. внутренние механизмы, которые он включает.

Теперь, чтобы, опять же, понимать каким образом нас подсаживают на крючок, мы должны так же хорошо понимать, как эти триггеры действуют. Эти триггеры, которые отвлекают наше внимание, которые заставляют наше внимание рассеиваться, они должны быть максимально простыми. То есть, иначе говоря, триггер должен вызывать очень ясное понимание того, чего от нас хотят. Мы все знаем, если телефон звонит, мы ставим определенный гудок, мы привыкаем к этой форме гудка, мы знаем, что от нас требуется. И, по мере того, как мы научились чему-то, т.е. развили определенную форму поведения, развили в себе определенную привычку, очень трудно бывает сопротивляться этим триггерам. Чем большее количество раз мы повторили то же самое поведение, откликаясь на этот простой внешний триггер или раздражитель, тем сложнее для нас будет удержаться от того, чтобы не повторить это действие в следующий раз, когда тот же самый триггер будет воздействовать на нас. Поэтому если мы приучили себя сразу же отвечать на какие-то послания, получая за это определенное вознаграждение, но об этом позже, то очень сложно нам будет воздерживаться от соблазна делать это, даже если мы заняты каким-то очень важным делом. Вот. Нужно очень хорошо понимать эти внешние и внутренние триггеры, но о внутренних триггерах мы ещё раз поговорим более глубоко, когда пройдём весь цикл и вернёмся к его началу. 

Вторая часть этого цикла или второй сегмент этого цикла очень важный. Это некое поведение, которое триггер вызывает или которое он должен вызвать, на которое он нас толкает. К нам поступает очень простой сигнал, ясный сигнал о том, что мы должны делать. Выпить кока колу или выпить чашку кофе, или купить что-то, или ответить на телефон и т.д. Или зайти в социальную сеть. 

Следующий элемент очень-очень интересный и тут нужно очень хорошо понимать, почему всё-таки иногда человек не действует в ответ на этот триггер, даже если он сталкивается с этим раздражителем во внешней среде, а в других случаях он действует. Так вот, это действие определяется тремя факторами и триггер только один из них. Обязательно, чтобы мы совершили какой-то поступок, нужен внешний раздражитель или внутренний раздражитель, не важно. О внутренних мы ещё не слишком много говорили, но обязательно поговорим. Два других фактора – это собственно, мотивация человека. И второй фактор – это доступность этого действия или возможности, которая есть у нас для этого действия. Простой пример, который приводят, классический, в таких случаях. Предположим, что слушающая меня женщина и у неё в сумке, в которой много-много других вещей и у неё зазвонил телефон. Триггер работает. Теперь отвечу я за этот звонок или нет зависит от того, как далеко находится телефон. Если его долго искать, то, и мне не хочется это делать, то велика вероятность того, что я не буду это делать, потому что это действие сложное, мне нужно долго-долго рыться. И второе  — это естественная мотивация, если я жду какого-то звонка, то я даже не смотря на то, что мне придётся долго рыться, я буду искать этот злосчастный телефон, чтобы ответить на этот звонок. Но если я посмотрю на номер и пойму, что это кто-то, кто меня не интересует, то велика вероятность того, что я не буду это делать. То есть ещё раз, простота или доступность действия и внутренняя мотивация, которая заставляет меня это действие совершить, необходимы для того, чтобы действие состоялось, одного внешнего раздражителя мало. Так вот, мне хотелось, конечно же, очень подробно поговорить о мотивации, потому что очень часто люди не отдают себе отчёта в том, что мотивирует их совершать какие-то действия. На самом деле у нас не так уж много мотивации, которая действительно активизирует нас, заставляет нас действовать. Мы все знаем, что лень матушка раньше нас родилась, но, тем не менее, есть мощные мотивационные факторы. И эти мотивационные факторы, одним из самых мощных мотивационных факторов является страх, и, прежде всего, страх перед будущим. Если переводить страх, как негативный мотивационный фактор в позитивную сферу, то оборотной медалью страха будет надежда. Надежда тоже является очень большим, надежда на лучшее будущее, некая уверенность в будущем, надежда очень сильный мотивационный фактор. Это два первых или скажем так, один фактор с плюсом и с минусом, который мотивирует. Второй фактор, который всем нам известен, кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах, соответственно, желание наслаждений и ненависть к страданиям или не желание, или желание избежать страданий. Это следующая пара мотивационная, которая заставляет нас действовать. И есть ещё один очень сильный, могущественный мотивационный фактор, который оказывает очень существенное влияние на наше участие в социальных сетях и т.д. Это фактор социального признания или наоборот, социального отвержения. Когда нас хвалят, когда нам ставят лайки, когда мы становимся популярными, когда люди обращаются к нам, когда люди знают, что мы достигли чего-то, чисто социальный фактор или наоборот, боязнь, страх быть отвергнутым. Это очень важная вещь, потому что, в конечном счете, мы социальные живые существа, мы зависимые живые существа. Люди, как никто другой, зависимы от любви своих родителей, от любви и признания ближайшего окружения и, соответственно, этот инстинкт распространяется всё дальше и дальше, и дальше на наше окружение, на наше общество. И поэтому, чисто субъективно этот фактор играет огромную роль для того, чтобы мотивировать нас и заставлять нас действовать каким-то образом. Как, например, есть такие сайты, на которых люди отвечают, есть специальные сайты для программистов, где люди совершенно бесплатно отвечают на вопросы других или там the question? или там cwore. Такого рода сайты, где люди подчас тратят очень много времени для того, чтобы отвечать на эти вопросы. Что движет ими? Ими движет простой момент того, что, когда они дают очень обстоятельный, очень экспертный ответ, то другие восхищаются ими и это восхищение естественным образом служит для них вознаграждением и включает дофаминовую систему на полную катушку. То есть, ещё раз, чтобы понять или чтобы мотивировать себя, мы должны очень хорошо, в том числе, обучиться, обучить себя делать что-то хорошее, мы должны понимать, что есть три этих момента, которые влияют на нас: мотивация, ещё раз, доступность или лёгкость этого действия. Теперь, что касается доступности и лёгкости действия – это следующий момент, мы все знаем, если тот же самый интернет требует от нас каких-то сложных действий, нам нужно зарегистрироваться, нам нужно нажимать какое-то бесконечное количество кнопок, вводить бесконечное количество данных, велика вероятность того, что мы после двух кнопок next следующее просто нажмём на крестик и поставим крест на этой затее. Но если всё, что от нас требуется, это просто нажать на одну кнопку, то велика вероятность того, что мы это сделаем. То есть, по сути дела, интернет тренирует нас, делает нас ленивыми и побуждает нас выполнять какие-то простые, лёгкие действия и это важный момент. Все создатели какого-то интернетовского контента, они очень сильно рассчитывают на это, они специально составляют свои привлекательные сайты таким образом, чтобы сделать наши действия, которые от нас они ожидают и хотят, чтобы мы совершили, максимально-максимально простым и доступным. Естественно, что сложность или недоступность, возможность к этому действию так же определяется другими вещами: физическими нагрузками. Так? Человек с гораздо большей охотой сделает что-то лёгкое, чем что-то, что потребует от него серьезных физических нагрузок. Финансовые вещи, они тоже определяют сложность или простоту действия. Всё это надо учитывать, когда мы, в общем-то, рассматриваем все эти моменты. Например, если мы хотим развить в себе хорошую привычку вставать рано, то мы должны учитывать все эти моменты, мы должны как следует поработать над своей мотивацией, понять что именно мотивирует нас, мы должны сделать это максимально доступным для нас, и, естественно, должны создать некий триггер в виде звонка будильника или в виде какого-то слогана, который будильник будет изрыгать в нужный момент, включая в нас определенную, требуемую самскару. То есть хорошо помнить эту формулу то, что действие равняется мотивация плюс возможности или простота, доступность этого действия плюс триггер. Тогда человек будет совершать это действие, которое от него требуется. И, как я уже сказал, нам, в принципе, сильно много над этим думать не нужно, потому что создатели, прежде всего, социальных сетей и других популярных сайтов уже позаботились за нас для того, чтобы обеспечить нам максимально простые действия для того, чтобы сделать вероятность того, что мы это действие совершим, максимально увеличить его. 

 И, наконец, третий элемент цикла – это вознаграждение. И вознаграждение, мы говорили об этом с вами в первой лекции, вознаграждение воспринимается нами, когда дофамин поступает в определенные отделы мозга. Разумеется, это не единственная возможность получать вознаграждение. Есть эндорфины или внутренние морфины, которые приводят к определённому расслаблению, к эйфории. Есть другие медиаторы, которые вызывают подобные вещи. Которые вызывают, например, энкифалины или канабиойды. Канабиойды – это, опять же, внутренние вещества, которые подобны марихуановым активным началам марихуаны. Вот. То есть возникает некое ощущение вознаграждения или некая эмоция, но вот тут мне хотелось сказать подробнее, потому что это очень важный момент. Чтобы какое-то действие стало привычным и чтобы привычка, в конце концов, превратилась в зависимость, нужно чтобы это вознаграждение было достаточно сильным и очень часто люди не понимают, что именно они получают в награду за своё действие. Как правило, я пытался рассказывать об этом в первой лекции, то возбуждение, которое человек испытывает, когда дофамин начинает поступать в мозг, воспринимается нами, как вознаграждение, но если мы внимательно присмотримся к нему, то мы поймём, что никакое это не вознаграждение и что в результате этой дофаминовой бури, которую я пережил, я только ощущаю стресс, я только ощущаю усталость, выжатость и т.д. Но, тем не менее, вознаграждение это важная вещь. И в социальных сетях, как я уже говорил, этим вознаграждением является лайки или ещё что-то такое. Но тут есть очень важный момент, касающийся, опять же, вознаграждения, третьего элемента нашего цикла. Ещё раз – триггер, действие, вознаграждение, которое мы получаем. Если мы получаем предсказуемое вознаграждение – это вознаграждение очень скоро надоедает нам и перестает восприниматься как вознаграждение, как поощрение, потому что мы знаем, что оно придёт. А я описывал это в прошлый раз, когда говорил, что дофаминовая система не реагирует на что-то или перестаёт реагировать на что-то, что жестко следует за этим внешним стимулом и требуемым от нас действием. Если всякий раз мы будем получать вознаграждение, то это вознаграждение очень скоро потеряет для нас ценность и перестанет вызывать эти дофаминовые реакции в мозгу. Поэтому, и этим пользуются все создатели интернета и игр, и всем остальным, и всего остального, вознаграждение должно быть непредсказуемым или должен обязательно быть элемент неопределённости вознаграждения. Когда вы посылаете какой-нибудь пост или какую-нибудь фотографию, или что-нибудь пишете, то вы не знаете, кто отреагирует на это, вы не знаете какие будут комментарии, не знаете сколько вам поставят лайков и станет ли ваш пост вирусным и распространится ли он в миллионах экземпляров по всему интернету, но возможность такого есть. И поэтому предвкушение этого неопределённого вознаграждения, но делает зависимость гораздо сильнее. Если вознаграждение, которое мы получаем, не возможно предсказать заранее, то, соответственно, оно ценится нами гораздо больше. Скиннер первый открыл это явление. Он, собственно, приучал голубя нажимать на какие-то определенные кнопки, чтобы ему подавалась еда и голубь быстро  учился этому, он знал что ему нужно нажать или там поработать крыльями, чтобы ящичек с едой выскочил. Но когда Скиннер сделал выскакивание этого ящика с едой непредсказуемым, всякий раз, когда голубь делал требуемое от него действие, голубь начинал работать в три, в четыре раза сильнее, он махал крыльями гораздо сильнее, чем когда он точно знал, что вот он махнет крыльями, ящичек выйдет. Когда он не знал, когда выйдет ящик, то он работал как сумасшедший. И, соответственно, то же самое достигают от нас создатели всех этих социальных сетей и т.д. Они конкретно совершенно понимают, каким образом сделать это неопределённое вознаграждение и создатели различных игр, они делают так, что иногда мы получаем вознаграждение, иногда нет и т.д., внося элемент неопределенности во всё это. 

Теперь, четвёртый элемент этого цикла и пятый элемент этого цикла. Вернее, не пятый элемент, а пятый фактор этого цикла, о котором мы расскажем. Пятый фактор мы пока не называли, чтобы сохранить интригу, но очень важный фактор. Четвёртый элемент этого цикла – это ваши собственные вложения или инвестиции в это. Например, наркоман может быть наркоманом, но если он станет одновременно наркодиллером, то его привязанность к наркотикам станет ещё сильнее. И, в сущности, именно этого добиваются от нас создатели интернет привязанностей, которые заставляют нас работать, вкладываться и когда мы поработали, вложились, например, создали какой-то контент, в том же самом инстаграме, то у нас уже есть определенные вложения или создали свой профиль подробнейшим образом и получили за это вознаграждение. Если мы приложили определенный труд, нам всё труднее и труднее будет отказаться от этого. Мы чаще и чаще будем возвращаться к чему-то, во что мы вложили частичку себя. Иначе говоря, если мы во что-то вкладываемся, мы привязываемся к тому, во что мы вкладываемся. В своё время Амбариша прабху, как мы знаем пра- правнук Генри Форда, сказал, что я выучил в своей семье этот фактор, что каждый думает о том, во что он вкладывает свои деньги, поэтому я стал вкладывать деньги в Кришну и поэтому мне очень легко думать о Кришне. Вот. Но этот закон абсолютно универсальный. Если мы во что-то вложились, если мы вложили частичку своего сердца во что-то, то чем больше мы вложились, например, набрали какую-то сеть последователей или сеть друзей, нам очень сложно будет уже уйти из этой социальной сети, потому что у нас есть как бы нечто моё там. Это стало частью меня, т.е. когда привязанность становится частью моей идентичности, моей личности, когда я начинаю отождествлять, благодаря своим действиям, которые я совершил себя с этим со всем, привязанность становится совсем уже сильной. 

Итак, мы рассмотрели четыре элемента цикла подсаживания на привязанности. Теперь нужно понимать, что этот цикл, он повторяется много много-много раз. Когда человек совершил какое-то действие, которое от него ожидали, получил какое-то реальное или мнимое вознаграждение то, что он интерпретировал как вознаграждение, когда человек ещё вложился, сделал какие-то инвестиции, то, соответственно, в следующий раз этот триггер, который он слышит, он воздействует на него гораздо более сильно. Мы знаем, человек один раз попробовал наркотик, получил какой-то опыт, какое-то вознаграждение, но, в принципе, он может отказаться от этого, у него нет таких сильных триггеров. Но если он повторил это действие несколько раз, то любое напоминание о наркотике, встреча с другом наркоманом или когда мы проезжаем мимо места, где мы употребляли наркотики, это вызывает очень сильную реакцию и очень сильное желание внутри сделать это действие. 

Теперь, я уже немножко говорил и скажу сейчас более подробно о той мотивации, которая заставляет человека это делать. Почему одни становятся наркоманами, другие нет? Почему одни люди подсаживаются на социальные сети очень легко, им сложно выбраться оттуда, они проводят часами в социальных сетях, другие не подсаживаются и сохраняют девственность, даже если они попробовали это? Не нужно думать или абсолютизировать сам этот опыт, что любое соприкосновение с этим опытом наверняка сделает меня наркоманом или участником социальных сетей, который будет проводить там бесконечные часы. Далеко нет. На самом деле, я говорил об этом немного в мотивации, как правило, дело не во внешнем триггере, а во внутренней мотивации, которая у меня есть. И эта внутренняя мотивация, как правило, негативная в том смысле, что мне хочется избавиться от какого-то неприятного чувства, от усталости или, прежде всего от стресса. Исследования показывают, что наркоманами в основном становятся люди, которые недополучили любви, т.е. люди внутренне не защищённые, люди с какими-то расстройствами личности, будь то нарциссическое расстройство личности или пограничное расстройство личности, т.е. с психологическими расстройствами личности, люди, которые ощущают внутри очень большую тоску. Таким триггером может быть скука, а чаще всего таким триггером является стресс, т.е. общее ощущение неблагополучия, не удовлетворенности, которая заполняет наше существование. Все эти негативные вещи заставляют нас тянуться к какой-то кнопке, которая включит дофаминовую систему и дофаминовая система дает некое кажущееся избавление от этого стресса. Все знают, если мы очень устали, у нас очень большой стресс, напряжение, то нужно как-то расслабиться. Каким образом люди расслабляются? Идут в бар, пьют что-то, курят, занимаются сексом или делают что-то ещё, т.е. нужно очень хорошо понимать, что в основе всех зависимостей лежит наша неудовлетворенность или внутреннее желание избавиться от пустоты, от ощущения неблагополучия, от различных негативных эмоций. Это очень-очень важный момент, самый важный, пожалуй, из всего того, что я уже сказал. Что человек не будет попадать в зависимость, даже если он соприкоснётся с какой-то стихией, которая в норме вызывает у других людей зависимость, если у него будет внутреннее удовлетворение. Он просто не обратит внимания на все эти вещи, пропустит всё это мимо своего сознания, не зациклится на всём этом и не попадёт в этот заколдованный круг, и триггеры воздействовать на него не будут. То есть, если мы хотим избавиться от каких-то своих зависимостей и какие бы они ни были, самое главное, что мы должны делать – это работать над своей удовлетворенностью, т.е. совершать какие-то действия, которые, в конце концов, сделают нас счастливыми. Если у человека есть очень хорошие отношения с близкими людьми, которые любят вас и понимают вас, то это самая большая защита от всех зависимостей. Если вы получаете духовный ответ от своей духовной практики, если вы чувствуете, что Кришна откликается и вы очень хорошо понимаете это вознаграждение, которое приходит к вам, то никакие зависимости вам не будут страшны. Вам не нужно будет заедать свою тоску или стресс шоколадом, пончиками, сахаром или какими-то другими вещами. В конце концов, главный мотив, который движет нами – это внутренняя неудовлетворенность. Надо избегать всего того, что вызывает или усиливает нашу неудовлетворенность. А любые зависимости, в конечном счете, усиливают нашу неудовлетворённость. То есть, на самом деле, когда мы поддаёмся на этот крючок зависимостей и пытаемся ложным способом избавиться от реальной причины, а именно недовольство, неудовлетворенность. Когда мы ложным, легким способом пытаемся избавиться от этой негативной эмоции, мы усиливаем саму негативную эмоцию. В конечном счёте, усиливая негативную эмоцию, мы усиливаем свою склонность попадать в зависимость, заколдованный круг включается, и мы идём по спирали, которая уводит нас вниз всё глубже и глубже, куда-то к бессознательному, лишая нас свободы. Вот, собственно, очень важный момент. Нужно понимать, что любое вознаграждение, которое «так сказать» является вознаграждением или даёт нам какое-то ощущение удовлетворения, если это не настоящее внутреннее глубокое удовлетворение, мы рассмотрим разницу между одним и другим, если это некое дофаминовое возбуждение, если это дофаминовая реакция, реакция нашей дофаминовой системы, она в конечном счёте делает нас ещё более неудовлетворенными. Вот.

И, теперь, наконец, пятый элемент, о котором мне хотелось сказать, очень важный и без этого пятого элемента, который обычно никто не рассматривает, когда объясняют механизм зависимости и механизм подсаживания на крючок, как нас ловят на эти крючки. Этот пятый элемент, очень важный, это, собственно, наше эго. Как я уже сказал, никакой триггер не будет воздействовать на нас, если у нас внутри нет самскары, которая откликнется на этот триггер, т.е. нет уже памяти о том, что это действие, которое от нас ожидают, принесет нам какое-то удовлетворение или вознаградит нас, подкрепив наше поведение. И все самскары, все васаны, а васаны – это глубокие самскары, они, собственно, составляют наше эго. Что есть я? Что есть обусловленное Я живого существа? Как это ни печально слышать, Я есть ничто иное, как сумма моих привычек, которые я выработал на протяжении многих-многих жизней, определенным образом наслаждаясь здесь в материальном мире. Это сумма моих, скажем так, безусловных и условных, в том числе, рефлексов, т.е. того, что я выработал, каких-то реакций на внешние раздражители, на какие-то внешние возбудители. Так вот, если у меня нет эго, разумеется, у всех есть какое-то эго, но если у меня нет очень большого ложного эго, т.е. очень сильного желания наслаждений и очень ясных программ, с помощью которых, я так сказать, буду обеспечивать себе наслаждения здесь, программ моего эго, то тогда триггеры не будут воздействовать на меня. Триггеры воздействуют на людей, у которых есть внутри программа эго: «Я хочу наслаждаться. Я не удовлетворён, и материальные наслаждения сделают меня счастливым». Именно эта базовая программа лежит в основе всех зависимостей. «Я могу стать счастливым здесь, независимо от Бога, независимо от других живых существ, просто наслаждая свои чувства, просто подчиняя всех остальных себе» — вот она базовая программа ложного эго, базовая программа всех других психологических программ.-  «Я независимый наслаждающийся здесь, и, соответственно, есть разные способы это подтвердить. И зависимость – это всего лишь навсего некие подтверждения программы ложного эго. Сработало, ещё раз сработало, ещё раз сработало. Иначе говоря, каждый раз, когда мы проходим этот цикл зависимостей: триггер, поведение, вознаграждение, инвестиция, если она есть, ещё раз триггер, всякий раз мы укрепляем своё ложное эго, всякий раз мы говорим: «Да, да, да, да, всё хорошо. Всё идёт нормально. Я получил вознаграждение». То есть, в сущности, чем в меньшей степени у человека проявлено это болезненное ложное эго, которое ориентированно на то, чтобы, так или иначе, выжимать или извлекать наслаждения из материального мира, тем в меньшей степени я буду уязвим для всевозможных зависимостей. Они просто не будут воздействовать на меня, мне просто не нужно будет всего этого делать. И тем в большей степени я буду удовлетворён.

Теперь, мне осталось рассказать только, собственно, каким образом выходить из этого  круга зависимостей, в который мы попали, используя это понимание. Потому что, ещё раз, это понимание, это понимание механизмов погружения во тьму и как говорит «Ишопанишад», если я понимаю, каким образом я погружаюсь во тьму невежества, я смогу победить смерть, т.е. выйти из этого круга, выйти из этого заколдованного круга. Собственно, несколько вещей, которые нужно понимать. Первое – триггеры. Если мы возьмём триггеры, то конечно же, если человек хочет избавиться от каких-то зависимостей, он прежде всего должен обезопасить себя от соприкосновения с этими триггерами или минимизировать свои соприкосновения с ними. Если вы по той или иной причине зависимы от телефона и по двадцать раз в час проверяете свою почту или свои мессенджеры, или ещё что-то такое, отложите телефон в другую комнату, т.е. сделайте так, чтобы вы не видели телефон. Если вы реально хотите это сделать, это очень простой способ. Телефон не будет вам напоминать о самом себе. Отведите определенное конкретное время, когда вы будете это делать. Всё это время телефона для вас не существует. Теперь, что касается, и это очень важно, внутренних триггеров, то тут нужно очень хорошо понять простую вещь, то, что мы хотим действительно избавиться от всех этих негативных вещей. Например, чтобы развеять скуку, мы лезем смотреть новости на какую-то новостную ленту и мы таким образом развлекаемся. Чтобы избавиться от чувства собственной неполноценности мы начинаем играть в какие-то игры. где мы побеждаем всех. Чтобы избавиться от ощущения одиночества и неприятия, отторжения, от ощущения того, что у меня нет близких связей, мы лезем в социальные сети и получаем этот суррогат одобрения в виде каких-то лайков и других наград, которые даются нам. Так вот, нужно очень хорошо, также, если мы хотим избавиться от зависимостей, поработать со своими внутренними триггерами и хорошо понять какие триггеры срабатывают в нас, внутренние триггеры. Какие внутренние ассоциации или внутренние связи ассоциативные срабатывают у нас, когда они заставляют нас в очередной раз лезть в новостную ленту или делать какой-то поступок, который мы не хотели. Нужно очень хорошо понять, какая эмоция стоит в основе этого, почему я совершаю это действие. Например, таким триггером может быть ощущение какой-то своей собственной неполноценности, собственной никчёмности, собственной некомпетентности. Это ощущение или эмоция, которая очень легко заставит нас отвлечься, станет стимулом, будет побуждать нас отвлечься на какие-то вещи. Я знаю это по себе. Я стараюсь писать. Это моё служение. Я пытаюсь это делать. И иногда всё бывает хорошо, я попадаю в какое-то настроение, я работаю, пишу, мысли идут, возникают какие-то хорошие очень глубокие формулы, появляются какие-то мысли. В другой момент вдруг охватывает ощущение никчёмности собственной. Смотришь на это и думаешь, ну кому всё это нужно и сразу же появляется желание как-то избавиться от этого. Как? Ну, залезть в интернет, посмотреть там что-то, развлечься, т.е. человек должен хорошо очень отслеживать, что стоит в основе его привязанности. Будь то привязанность к сексу. Например, если человек зависим от рассматриваемой порнографии или ещё чего-то, нужно очень хорошо в начале понять какой внутренний триггер заставляет меня это делать, какая внутренняя негативная эмоция поднимается во мне. Это может быть усталость, может быть истощение нервное, может быть какой-то стресс, может быть недосыпание или ещё что-то такое. Если я хочу избежать или избавиться от этой зависимости, мне нужно избавиться от этих внутренних триггеров, т.е. от негативных самскар, которые заставляют меня совершать действия нейтрализующие эти негативные самскары. Как избавиться от какой-то тоски, уныния, стресса или ещё что-то. Заесть стресс шоколадом или чем-то сладким и т.д. То есть я должен очень хорошо понять эту причину пустоты, которая заставляет меня совершать поступки, которые я не хочу и которые отвлекают меня от достижения высшей цели, которые заставляют меня тратить время не понятно на что. 

Теперь, когда мы почувствовали эту мотивацию, хорошо отследили эту мотивацию, поняли, что предшествует, например, нашему импульсу или желанию закурить или выпить, или расслабиться, или полезть в интернет и смотреть там что-то запрещённое, или даже просто посмотреть новостную сеть, т.е. напрасно потратить единственно ценное, что у нас есть, наше время, которое дано нам для того, чтобы мы смогли приблизиться к Богу и понять что-то в себе. Если мы отследили эту мотивацию, то нужно также очень хорошо понять, что эта мотивация со временем проходит, ослабевает. Что есть эта мотивация? Каков нейрофизиологический механизм этой мотивации? Нас охватила какая-то тоска, недостаток, любая другая негативная эмоция и возникает это жжение, желание какой-то яркости, возбуждение так сказать радости. И мы знаем, мы уже знаем, что определенное действие у нас внутри четко связалось с этим вознаграждением, с облегчением которой мы получаем. Например, закурить сигарету или посмотреть что-то в интернете, или совершить ещё какое-нибудь глупое действие, уколоться наркотиком. Нам нужно очень хорошо понимать, что когда это желание, дофаминовое желание, тяга возникает, то, во-первых, оно возникает, когда мы понимаем, что мы можем его осуществить. Проводили такой опыт: у заядлых курильщиков, которые были стюардами и работали на самолете и они были в одинаковой степени привязаны к никотину, у них спрашивали, собственно, чтобы они отметили на протяжении рейса, когда у них возникает желание покурить. Обычно у нормального курильщика, в соответствии с исследованиями, где-то через 2 часа появляется тяга, потому что за 2 часа количество никотина в крови снижается в два раза, соответственно возникает тяга восстановить этот уровень никотина, т.е. уровень возбуждения в мозге. И казалось бы, что у стюардов, которые летают на долгие расстояния, например, на 10 часов, это желание должно было их преследовать в течении всего времени после 2 часов. Но нет. Они сказали, что желания не было вплоть до того, когда оставалось где-то час до посадки, тогда это желание очень сильно возникало у них, потому что они знали очень четко внутри, что этого делать нельзя. Если у нас есть внутри эта вещь: «Я не должен это делать», мы не будем это делать. Мне что-то грозит, мне грозит какое-то очень большое наказание, меня уволят – никакого желания нет. Но даже если желание возникло, не нужно бояться этого желания, потому что когда оно достигает какого-то максимума, человек думает: «Мне обязательно нужно это сделать», но если он подождет, то желание через какое-то время начнёт снижаться. И это тот совет, который даёт Прахлад махарадж, когда он решает проблему секса. Он говорит, что: Йан маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам. Это сукхам – ощущение счастья, которое получают грихамедхи, когда они занимаются сексом, оно абсолютно ничтожное, оно смешное и поэтому он говорит, что нужно делать — вишахета дхирах, разумный человек он терпит. Он не расчёсывает место, которое болит у него. У него возникает, да, этот зуд, потому что любая дофаминовая зависимость, она воспринимается нами внутри, как зуд, как некое непреодолимое желание почесаться. Прахлад махарадж говорит, потерпите немного. Разумный человек терпит и он понимает, что желание становится меньше и когда мы не пошли на поводу у этого желания, это значит, что в следующий раз внутренний триггер не будет таким сильным и настойчивым. Мы уже внесли некий вклад в то, чтобы избавиться от этой зависимости. Это следующий совет, касающийся, собственно, внутреннего триггера или мотивации, просто переждать, когда это желание ослабнет. И, если речь идёт о действии, то естественно, если мы сделаем действие очень сложным для нас, усложним это действие, так или иначе, засунем куда-то подальше наш телефон или поставим какой-то блокиратор на него, или ещё что-то такое. Это, безусловно, помогает, потому что любое осложнение действия, как я уже говорил, делает меньше вероятность того, что мы это действие совершим. Люди прячут там спиртное или сигареты, ещё что-то такое, это до какой-то степени, безусловно, помогает. Рассмотрение своей мотивации, я уже сказал, можно усилить в себе и это очень важный момент, мотивацию не идти на поводу у своей зависимости. И для этого очень хорошо почитать о последствиях, к которым приведёт эта зависимость, о природе всех этих зависимостей или вспомнить о какой-то своей высшей цели, т.е. очень хорошо ослабить эту мотивацию. Я уже говорил, что есть всего три пары мотивационных факторов и если я как следует поработаю с этим, и, например, пойму, что в общем-то я не зависим от одобрения других живых существ, что я зависим от одобрения… Если вместо того, чтобы бороться с зависимостью от одобрения какого-то ложного, которое я получаю в социальных сетях, я буду вкладывать своё сердце и своё время в то, чтобы развивать глубокие, приносящие удовлетворение, отношения с другими людьми, то, естественно, эта мотивация отпустит меня. Если я буду работать над тем, чтобы избавляться от страха своего, предаваясь Кришне, понимая, что я нахожусь под защитой у Кришны, то, опять же, эта мотивация страха перестанет действовать на меня. Это ещё один практический вывод из той модели, которую мы описали. Но одна очень важная вещь, которую мне хотелось ещё сказать здесь. Это, когда, собственно, мы смотрим на природу самого вознаграждения, которое мы получаем. 

Итак, нужно хорошо поработать над триггерами, ограничить своё соприкосновение с внешними триггерами, разобраться с внутренними триггерами и попытаться выйти из зависимости от этих внутренних триггеров. Поменять свою мотивацию, осложнить выполнение какого-то действия, которое я хочу сделать. Но один очень важный момент – это, собственно, рассмотрение самой природы вознаграждения, которое я получаю. Я уже немного сказал об этом и сейчас скажу более подробно, о чём идёт речь. Речь идёт о том, что я должен очень хорошо понять, что в конечном счёте дофаминовая реакция – это никакое не вознаграждение, а обман. Дофаминовое удовлетворение – это большой обман, большой мыльный пузырь. Но на самом деле отвратительная вещь. Если мы поймём, как какие-то действия мы воспринимаем как вознаграждение, но на самом деле они никаким вознаграждением не являются. Если мы как следует прочувствуем те отвратительные ощущения в нашем теле и в нашем сознании, и в нашем уме, которые возникают в ответ на эти действия. Как Арджуна в своем вопросе говорит, что заставляет человека совершать грех. Если мы поймём что то удовлетворение, которое мы получаем от греха, на самом деле иллюзия, что на самом деле никакого удовлетворения мы не получаем, а мы получаем только ещё больший стресс, вот тогда мы действительно получаем в свои руки ключ для того, чтобы обрести свободу и избавиться от всех зависимостей. Если мы проанализируем, например, что испытывает человек после секса, отвратительное совершено ощущение. Сам секс… Ладно, не будем об этом говорить. Вот. Но если мы как следует почувствуем всё это, если мы поймём и прочувствуем, как следует вникнем в те негативные эмоции, которые тоже охватывают нас, но которые мы, так или иначе, отталкиваем от себя, просто потому, что у нас есть сильная программа и мы запрограммировали своё эго именно таким образом, что только так можно стать счастливым. Если мы поймём, что это возбуждение есть несчастье с самого начала, что на самом деле так называемое счастье, которое мы получаем от всех дофаминовых игрушек, оно с самого начала до самого конца отвратительное. Оно кажется нам нектаром, а последствия этого всегда яд в гуне страсти. Но на самом деле даже то, что так сказать нектар, оно даже в самом начале, в сущности, уже ядовитое. Но даже если предположить, что у него есть эта нектарная часть или нектарный период, если мы как следует прочувствуем эту ядовитую часть, мы поймём, что мне не нужно такого вознаграждения, это слишком дорогая цена. Если я как следует посмотрю как отвратительно, на самом деле отвратительно пахнет табачный дым, как отвратительно пахнет и какого отвратительного вкуса алкоголь, если мы посмотрим все эти отвратительные вещи, какое отвратительное мясо, в конечном счёте. Если я всё это как следует прочувствую, то, соответственно, вознаграждение это исчезнет, потому что вознаграждение иллюзорно с самого начала. Дофаминовое вознаграждение абсолютно иллюзорно. То возбуждение, которое мы испытываем, которое мы принимаем за радость и за счастье, ни радостью, ни счастьем не является и только усиливает пустоту и тоску, скуку и усиливает, в конце концов, нашу зависимость. Как я уже говорил, это так называемое вознаграждение, то, что я считаю своим вознаграждением, оно, в конце концов, привязывает меня ещё больше негативным образом к этому, потому что я получил это, я не испытал удовлетворения, но при этом я получил некую иллюзию удовлетворения. Это в буддийских текстах сравнивается с удовлетворением жажды солёной водой. У меня есть очень сильная жажда, я выпил солёную воду, но жажда от этого моя стала ещё сильнее, хотя была мгновенная иллюзия того, что я избавился от этой жажды. Но я только усилил свою жажду, т.е. иначе говоря, если я увижу этот заколдованный круг, что всё это не делает меня счастливым, что всё это отдаляет меня ещё больше от цели, только напрасная трата времени. И если я прочувствую то, что мне подсказывает моё собственное тело и мой собственный ум, потому что на самом деле, когда мы делаем что-то хорошее, то мы чувствуем удовлетворение. Когда мы включаем дофамин, мы чувствуем неудовлетворение. И простой пример, который мне хотелось привести. Когда мы совершаем какой-то, пусть даже хороший поступок, но с ожиданием награды для себя, т.е. когда мы включаем в действие эту дофаминовую систему. Например, мы открываем дверь кому-то или мы помогаем кому-то и мы ожидаем благодарности, то это ожидание благодарности, не зависимо от того, получаем мы благодарность или нет, на самом деле портит наше удовольствие от этого действия. Само по себе это действие доставляет радость. Я открыл дверь кому-то. Попробуйте сделать это без всякого ожидания, и вы почувствуете тихую спокойную радость. Любое хорошее действие откликается внутри естественным образом. У моральной системы есть очень жёсткие механизмы внутренние. Любое хорошее действие. Я дал кому-то что-то – я почувствовал радость, но если я дал кому-то что-то и ожидаю чего-то взамен, то я, на самом деле, перечёркиваю эту радость. И я не получаю этой радости, я порчу себе удовольствие и поэтому Кришна говорит: «Дорогой мой, действуй! Твоя радость в том, чтобы действовать. Не ожидай никаких плодов. Не ожидай, что ты будешь контролировать плоды. Избавься от ожидания плодов. Ты научишься получать гораздо большую радость от самой деятельности. Потому что ожидание плодов оскверняет твою деятельность, оскверняет твоё сознание и привязывает тебя к этой деятельности». Избавься просто от ожидания плодов, что очень просто. Пойми, как ожидание плодов портит тебе счастье, портит тебе жизнь. Научись действовать без ожидания. Научись получать радость от самой деятельности, от переживания момента, от того, что мы есть и от того, что мы можем действовать свободно и спокойно. И мы избавимся от всех зависимостей. 

Вот, собственно, какие-то вещи, которые мне хотелось сказать. Есть ещё много о чём поговорить, но мне в самом конце нашей лекции хотелось сказать, что мы должны пользоваться этой системой, которая нам дана для хороших целей. Она дана нам не случайно. И она становится негативной, приводит к негативным последствиям, закрепощает нас только тогда, когда мы злоупотребляем ей. На самом деле эта система дана нам для того, чтобы мы научились хорошим привычкам. Как говорил Пифагор, по-моему, пойми, что самое лучшее для тебя и сделай это приятным, т.е. выработай привычки. И мне хотелось несколько слов сказать о том, как вырабатывать привычки с помощью этой системы. Зная то, каким образом работает эта система, мы можем понять, как выработать хорошие привычки, которые освободят нас от зависимости. Например, привычка вставать рано – это хорошая привычка и в каком-то смысле, когда она становится очень глубокой привычкой, можно сказать, что человек попадает от неё в зависимость, потому что человек уже не может спать долго. Он обязательно встанет рано до восхода солнца, у него сработают эти внутренние триггеры изнутри, ему не нужен даже внешний будильник, он не будет спать. Но это, в принципе, хорошо, потому что, в конце концов, он избавляет себя от головной боли, которая всегда появляется у человека, если он долго спит после восхода солнца и т.д. То есть это не зависимость, это хорошие привычки, которые нужны нам и которые, в конце концов, приближают нас к Кришне. 

Так вот, мне хотелось несколько слов сказать о том, собственно, как возникает привычка. Мы уже много раз об этом говорили, но скажем ещё раз. И мне хотелось здесь выделить два основных фактора, которые влияют на возникновение привычки. Первое это, конечно же, частота повторения. Для того, чтобы какое-то действие вошло в привычку, я должен повторить его определенное число раз. Прежде чем я буду всё время по утрам чистить зубы или по вечерам, перед тем, как отойти ко сну, я должен повторить, потому что в начале я буду забывать, но, в конце концов, у меня выработается автоматизм и если я не сделаю это мне будет чего-то не хватать. Например, я уверен у многих преданных, если они не повторяют мантру утром, то у них возникает это ощущение того, что чего-то не хватает, чего-то нет в моей жизни. Чего-то очень важного, ценного я лишился здесь. Это то, каким образом один первый фактор, который влияет на возникновение привычки. А второй фактор – действие, которое мы хотим, чтобы оно стало нашей привычкой, оно должно быть ценным для нас. Мы должны понимать ценность этого действия. Поэтому если я хорошо понимаю какие привычки ценны для меня, и буду вознаграждать себя похвалой, а эта похвала может быть чисто внутренняя, как, например, некоторые вознаграждения, они чисто внутренние: «Я сделал это! Я добился этого! Я следую своему расписанию или ещё что-то делаю». Если мы хорошо понимаем ценность, то есть хорошо мотивируем и повторяем это действие много раз, мы сможем развить в себе любые привычки, и мы сможем отказаться от любых дурных привычек, мы сможем мотивировать себя. 

И ещё один очень важный фактор – это сделать привычку частью своей личности, своего Я. Автор книги, которую я читал, он сказал интересную вещь: «До тех пор, пока я практиковал вегетарианство, я всё время срывался. С тех пор, как я сказал – я вегетарианец, я перестал срываться, потому что вегетарианство перестало быть внешней практикой для меня, оно стало частью моей личности. Я вегетарианец. Раз я вегетарианец, то вегетарианец не может есть мясо в принципе». То есть, если я пойму, какой личностью я хочу быть, я хочу быть добрым, я хочу быть щедрым, я есть то, то мы сможем развить очень легко и естественно соответствующие привычки, система вознаграждения будет нас в этом поддерживать. Вот.

Это в целом весь материал, который я хотел сказать. Но ещё одну очень важную вещь мне хотелось добавить в самом конце. Это всё, что касается нашего эго. По сути дела, мы попытались объяснить, что весь цикл того каким образом человек подсаживается на крючок, он попадает в зависимость от каких-то действий и становится рабом этих действий, и начинает быть используемым этими действиями или этими системами вовне. Всё это, в конечном счёте, зависит от нашего ложного эго. Потому что оно, так или иначе, составляет какую-то часть нашего ложного я или наших ложных программ здесь и главной программы, программы независимости, то, что я Бог и то, что я могу контролировать всё, и то, что я могу сам наслаждаться здесь. Так вот, что мне хотелось сказать, что всякий раз, я говорил уже об этом, когда мы повторяем этот цикл, мы укрепляем своё ложное эго, мы усиливаем внутренние самскары или впечатления, записанные внутри с эмоциональной памятью, которые будут в следующий раз включаться и заставлять нас действовать таким же образом. Но что самое ужасное, что мы лишаем себя возможности  посмотреть на реальность свежими глазами. Мы смотрим на реальность сквозь призму эго и наше эго, т.е. наше невежество становится всё более и более сильным. В чём конечное, высшее зло всех зависимостей? В том, что они укрепляют моё ложное эго и лишают меня шансов увидеть реальность такой, как она есть, увидеть Кришну. На самом деле именно моё ложное эго – это та стенка, которая мешает мне увидеть Кришну. Моё ложное эго, моя гордыня, моя независимость. Каждый раз, когда я удовлетворяю себя, особенно удовлетворяю ложным образом, с помощью различных искусственных, суррогатных средств, таких как компьютер или наркотики, или секс, и я делаю своё эго сильнее, я делаю свою призму, которая искажает реальность, сильнее. И, собственно, в чём основной, главный приз избавления от зависимостей? Главный приз избавления от зависимостей в том, что мы тем самым ослабляем своё ложное эго. Когда мы убираем зависимости из своего сознания, мы сможем гораздо легче почувствовать Бога, то, что Он есть, то, что Он рядом, то, что Он хочет нас увидеть. Мы снимаем как бы с себя эти очки ложного эго, мы снимаем ту призму, сквозь которую мы смотрим на мир и поэтому самый лучший способ избавления от всех зависимостей, я говорил о каких-то частных случаях, которые тоже очень важны, постепенного избавления от зависимостей, но сейчас я скажу универсальный способ избавления от всех зависимостей – это секретная мантра или секретная формула: тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих. Самый лучший способ избавиться от всех зависимостей – это с самого начала отложить в сторону своё ложное эго или ложную программу на наслаждение и независимость здесь, попытаться стать смиреннее травинки, терпеливее дерева, оказывать уважение всем и не ожидать ничего взамен, никакого уважения и никаких лайков себе взамен. Если бы Махапрабху жил в наше время, Он бы наверное сказал, что не ожидать лайков в ответ на всё это. И это самый лучший сценарий. Мы должны понимать, что любая наша ошибка или любое наше ложное действие, которое усиливает нашу зависимость, в конце концов, усиливает наше ложное Я или ложное эго. Любые попытки избавиться от этого, в конце концов, приближают нас к конечной свободе, когда мы будем свободно обмениваться любовью с Богом и никакие ложные вещи не будут омрачать эту любовь. Ну, вот, собственно, то, что я хотел по этому поводу сказать, спасибо вам большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.