Аннотация:
Перечень историй:
— История про трех первых альваров.
Харе Кришна! Я очень рад приветствовать вас всех на нашем очередном ретрите. Идея этого ретрита заключается в том, чтобы помочь преданным, вступающим на духовный путь или уже продолжающим свой духовный путь, углубить самскары, связанные с бхакти.
Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» объясняет, что бхакти, преданное служение, оставляет очень глубокие следы, или отпечатки, в нашем сознании. Он называет их гарха-самскарами. Гарха значит «глубокий» или «густой», «дремучий» — другой перевод слова гарха. В данном случае речь идет о глубокой самскаре. И именно самскара является той силой, которая определяет нашу жизнь.
Если мы беспристрастно посмотрим на свою жизнь, мы поймем, что нашу жизнь определяют отпечатки, оставленные в детстве или принесенные нами из прошлой жизни, отпечатки, связанные с какими-то эмоциональными переживаниями, с каким-то опытом, который у нас был. И нас постоянно тянет туда, к тем вещам, которые напоминают нам о приятных самскарах, о приятных переживаниях.
Мы иногда сознательно, чаще бессознательно направляем свою жизнь в русло, которое уже проложено самскарами, отпечатками из прошлого. Нас тянет к людям, похожим на тех, которые оставили у нас какие-то приятные воспоминания. Нас тянет в места, которые связаны с чем-то приятным для нас. И бхакти при этом выступает как некая соперничающая сила. Для того чтобы перевесить все самскары, которые накоплены нами, причем даже не за одну жизнь, за много-много жизней, а бхакти, преданное служение, тоже должно оставлять очень глубокий след в нашем сознании. И чем глубже этот след, чем глубже этот опыт, тем вернее будет наша гравитация по направлению к бхакти.
И мы знаем, что самскары иногда глубокие, иногда неглубокие. Но когда человек по милости Бхакти-деви получает настоящую, подлинную самскару, то эта самскара навсегда останется с ним. Материальные самскары остаются в нашем уме, и до тех пор, пока у нас есть ум, они влияют на нас, они оказывают на нас свое воздействие, они участвуют в наших выборах, в нашей жизни. Но духовные самскары потому и называются глубокими, что они отпечатываются не на уме, они оставляют след в душе. И когда человек получает эти духовные самскары, то эти самскары могут пересилить все остальные самые глубокие отпечатки, которые оставлял в нашей жизни другой опыт.
Здесь присутствует один человек, я не буду называть его имени, который является живым свидетельством того, что самскары бхакти глубже, чем любые другие материальные самскары. Человек с очень большим, обширным опытом употребления очень тяжелых наркотиков, он сегодня мне рецепт рассказывал, как готовить какой-то там, с фосфором, еще с чем-то (смех).
Но суть в том, что бхакти сильнее. Бхакти может пересилить все остальное. В бхакти есть очень светлая и очень могущественная эмоциональная энергия, которая даже при маленьком соприкосновении с ней, неполном соприкосновении с этой энергией может полностью перевернуть нашу жизнь, полностью. Снова, и снова, и снова я всегда прошу преданных рассказывать, как они пришли, потому что любой приход в сознание Кришны — это чудо. Это реальное доказательство действенности бхакти.
Сегодня матаджи рассказывала: «Я не знаю, как я пришла, меня привели. Меня привели и всё». И преданные рассказывали, как они неожиданно оказались на каком-то там ретрите в Конаково, вообще ни сном ни духом не ведая о том, куда они попали, и говорят: «Всё, вот сейчас муж у Чайтаньи Чандры Чарана прабху получил посвящение, я — у Вас, всё в порядке».
Бхакти — это очень могущественная сила, независимо воздействующая на наше сознание, совершенно неожиданно, самовластно приходящая. Но мы можем создать условия, в которых вероятность нисхождения этой духовной энергии на наше сердце будет больше.
И ретрит об этом. Ретрит о том, чтобы помочь нашему сознанию, нашему сердцу настроиться на такой лад, когда не будет сопротивления этой энергии бхакти. Бхакти могущественна, ничто не может преодолеть силу и могущество бхакти, но определенные вещи в нашем сознании могут быть препятствием для того, чтобы бхакти захотела в наше сердце войти. Бхакти может войти в любое сердце, но ей нужно для этого захотеть это сделать. А если в нашем сердце находятся эти препятствия, то бхакти еще десять раз подумает, стоит ей туда заходить или нет. В этом, собственно, суть.
Есть люди, от рождения наделенные неким счастливым сознанием, в котором практически нет этих препятствий. Иногда приходится сталкиваться с такими людьми. Собственно, это уже люди, у которых есть какие-то самскары, бхакти-самскары из прошлой жизни. И у них нет оскорбительности.
К сожалению, в Кали-югу у нас у всех очень много этих, что ли, подхваченных вирусов оскорблений. Мы живем в атмосфере, зараженной гордыней, и нам нужно так или иначе сопротивляться этой гордыне, этой среде, в которой мы находимся. Нам нужно в той или иной степени принимать на себя те же самые какие-то вещи, и это очень большая помеха для нашей бхакти.
Поэтому мы собираемся на ретрит. И главное, что должно случиться на ретрите, — мы должны утратить психологическую потребность гордиться собой. Когда нас окружают гордые люди, люди, которые свысока постоянно пытаются указать нам на наше место и так далее, то тогда естественным образом возникает ответная реакция: одному эго нужно противопоставить другое эго. Когда мы находимся в этой агрессивной среде, где все пытаются напасть на нас, все пытаются унизить нас, поставить нас на место, то очень сложно.
Главное условие успеха ретрита — давайте оставим наше ложное эго на регистрации. Потом можно будет его забрать, вам его вернут — не проблема. Его там сохранят в целости и неприкосновенности. Здесь мы никто, здесь мы просто слуги слуг, слуг, слуг, слуг. И каждый из нас пытается как-то проявить эту свою природу. Здесь нет необходимости пытаться доказать свое превосходство над другими. Здесь все равны, и здесь ценится только одна вещь — наше желание служить.
Когда такая искренняя атмосфера сложится, она может сложиться только в том случае, если каждый человек реально скажет себе: «Вот да, несколько дней я тут, и я тут только для того, чтобы служить и с благодарностью принимать служение других». Это тоже непростая вещь, в каком-то смысле это даже более сложная вещь. Служить не так сложно, потому что там все равно может принимать участие наше эго: «Посмотрите, как я замечательно служу! Посмотрите, какой я слуга!» Принимать служение очень сложно, потому что надо принимать служение с благодарностью. Но если мы настроимся на этот лад на несколько дней, то тогда Бхакти-деви проявит, безусловно, свою милость к нам, и отпечаток останется очень сильный — непонятно какой, но очень восторженный.
Я видел, как эта магия происходит. Понятно, что иногда кого-то все равно мы вольно или невольно обижаем, у кого-то очень сложная внутренняя ситуация. Но если мы настроены на это, то в конце все люди начинают таять. Сердце человека начинает действительно таять от каких-то неведомых чувств, не испытанных до этого переживаний, слезы наворачиваются на глаза.
Сегодня мне тоже рассказывал преданный о том, как Бхакти-деви посетила его в какой-то момент по своей беспричинной милости, и как слезы потоками непрерывно стали литься — ни с того ни с сего, просто так, без всякой причины какой-то внешней.
То есть на самом деле от каждого из нас здесь зависит в конце концов успех этого мероприятия. Мы здесь только для того, чтобы служить друг другу, только для того, чтобы пытаться обращаться не к каким-то внешним вещам, не смотреть на внешние оболочки, на внешние недостатки, которых у каждого предостаточно. В недостатках недостатка нет, недостатки у всех в изобилии. Мы здесь для того, чтобы почувствовать сердце друг друга. И когда это происходит, то сердце преисполняется необычайным восторгом, необычайным воодушевлением. Почему? Потому что мы чувствуем присутствие Кришны.
Я рассказывал недавно историю про трех первых альваров, которых Кришна свел в одном месте в дождливую погоду, в очень дождливый день в Южной Индии, когда дождь лил проливной. Один сначала зашел в заброшенный ашрам какой-то, крошечный. Потом туда же постучался другой, он сказал: «Тут нет места для двух, чтобы лечь». Он сказал: «Там, где один ляжет, там двое сядут». Потом постучался третий, и третий убедил их пустить его, сказав, что там, где двое могут сидеть, трое постоят. Когда они втроем собрались там и стали говорить о Кришне, стали рассказывать о Кришне, делиться, открывать свое сердце, то вдруг неожиданно они почувствовали, что кто-то четвертый пролез туда без спросу. Они не могли понять, кто — кромешная темень, никого не видно, но кто-то просунулся туда, проник туда. Каждый из них стал говорить: «Я сейчас зажгу лампадку, и мы его увидим». Лампадок у них не было. Один стал говорить о том, как он зажжет лампаду философии в своем сердце и увидит четвертого. Другой стал говорить про любовь в своем сердце. Четвертый был Кришна, без регистрации. Он проник. И Он всякий раз оказывается там, где преданные собираются вместе в Его славу. Об этом говорится в Библии. Там говорится, что «если несколько человек соберутся во славу Мою, Я буду с ними».
И точно то же самое говорит Сам Кришна, когда Он говорит (Бхаг., 4.30.35, комм.): на̄хам̇ тишт̣ха̄ми ваикун̣т̣хе / йогина̄м̇ хр̣дайешу ва̄ — «Я не на Вайкунтхе, не в сердце йогов, но там, где Мои преданные поют святое имя».
Это реальная вещь, это абсолютно реальная вещь. Кришна становится зрим, ощутим. Кришна проявляется, Он проявляется в виде маха-прасада с его необычайными качествами, Он проявляется во взглядах преданных, которые заглядывают в наше сердце, проявляется иногда в слезах, которые сами начинают литься из наших глаз. Чудеса гарантированы. Обещаю вам, что чудеса будут, если каждый из нас правильно настроится на то, чтобы это чудо пригласить в свои жизни.
Кришна уже хочет прийти, Кришна уже пришел. Он уже пришел как Гаура-Нитай, уже пришел в виде этой картины (Гуру Махарадж показывает на картину сзади), пришел в виде преданных, которые съехались сюда, пришел в виде святого имени. Теперь нам нужно просто поприветствовать Его.
И так как весь наш ретрит об отношениях, вся бхакти об отношениях, само слово бхакти подразумевает отношения бхакты и Бхагавана. Бхакти — это сила, которая связывает бхакту и Бхагавана, и бхакти — об отношениях. Отношения, опять же, еще раз, они основаны на опыте, опыте наших жертв. Каждый раз, когда я уступаю что-то другому, отдаю что-то другому, жертвую чем-то ради другого, отношения становятся глубже. Это справедливо в семье, когда отношения углубляются в результате сознательного желания углубить эти отношения, уступая другому, давая что-то другому. Это справедливо везде. Мы что-то делаем…
И как Сам Кришна говорит, обращаясь к пастушкам Вриндавана (Бхаг., 10. 32. 22): «На па̄райе ’хам̇ ниравадйа-сам̇йуджа̄м̇ — Я не могу ничем, сва-са̄дху-кр̣тйам̇ вибудха̄йуша̄пи вах̣ — Я ничем вам не могу отплатить за ваше служение, потому что то, что вы сделали, Я не смогу сделать то же самое. Но пусть же наградой за ваше служение будет само это служение— сва-са̄дху-кр̣тйам̇. Пусть же то, что вы делаете, будет вам наградой за это».
И это действительно самая высокая награда. Мы стараемся делать что-то друг для друга, и при этом мы ожидаем только одну эту награду. Моя награда — делать что-то для другого человека. И это самая большая награда. Если действительно нам удастся прикоснуться к сердцу другого человека, тронуть, растрогать другого человека, воодушевить другого человека, вселить в него энтузиазм или веру, может быть, немножко угасшую или пошатнувшуюся в силу тех или иных событий, то это самая большая награда. Пусть же улыбки преданных и их прекрасные лица будут нам наградой на этом ретрите.
Посмотрите друг на друга. Лучше, чтобы матаджи смотрели (Гуру Махарадж показывает налево, в зале смех), а прабху (Гуру Махарадж показывает направо)… во избежание нежелательных последствий ретрита. И преданные очень красивые. Это на самом деле красота бхакти, отсвет духовного мира независимо от каких-то, может быть, физических недостатков, которые — у кого их нет. Но если мы действительно будем стараться разглядеть друг в друге бхат и бхакти в сердце, то мы также увидим красоту каждого, удивительную, невероятную красоту, потому что бхакти прекрасна, это энергия Самого Бхагавана, а нет никого прекраснее, чем Сам Бог.
Мы здесь для этого — для того чтобы научиться ценить бхакти в сердцах других людей, для того чтобы воодушевляться бхакти, которая есть в этих сердцах, для того чтобы радоваться этому и для того чтобы дарить ту крошечную толику бхакти, которая у нас с вами тоже есть, делиться тем, что у нас есть, щедро. В этом смысл.
И в этом смысл дикши. Что такое дикша? Дикша — это самскара. Дикша-самскара так и называется самскарой, и поэтому другое название нашего дикша-ретрита — это «Бхакти-самскара-ретрит». Это ретрит для того, чтобы бхакти смогла оставить отпечаток. Для того чтобы она смогла оставить отпечаток, нужно, чтобы сердце немножечко поплыло. Потому что, если сердце очень жесткое, то там очень сложно отпечаток оставить. Надо чтобы оно слегка расплавилось, и тогда (Гуру Махарадж издает звук печати) неизгладимый след запечатлеется в нашем сердце. Для того чтобы оно поплыло, нужно нам настроиться на один лад, на то, что мы тут не для того, чтобы гордиться, для этого есть много других мест, много других ситуаций, много других обстоятельств каких-то и много другого времени, когда мы можем это делать. У вас есть триста шестьдесят дней в году, чтобы гордиться, и пять дней, чтобы проявлять полное, абсолютное, совершенно невероятное смирение. И кто его знает, может вам понравится, может вы во вкус войдете.
Вот несколько слов настройки на то, что будет тут. Мы будем служить друг другу, мы будем служить святому имени, мы будем служить старшим вайшнавам, младшим вайшнавам, средним вайшнавам — всем категориям, мы будем служить детям. Тут есть большие энтузиасты. Куда Мукунда делся? Самый большой энтузиаст. Это, сколько бы гирлянд ни было, он все может освоить. Я очень полагаюсь на него, что он поможет мне груз гирлянд… разделит со мной эту тяжкую ношу.
Из зала:
И мы поможем!
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Много есть еще помощников.
Да, тут есть замечательные дети. Сейчас подбежала одна девочка: «Благословите меня!» Я говорю: «На что?» — «Чтобы я к Кришне попала!» — «Что ты там делать будешь?» — «Ну как?! С Кришной буду!»
Но дополнительно можно благословений на это не просить. Если самскары останутся, то в момент смерти наверняка они всплывут. И эти самскары в конце концов приведут вас в духовный мир. Собственно, для этого мы всё и затеяли.
Спасибо большое!
Хотел еще сказать несколько слов про команду, которая занимается организацией этого ретрита. Встреча с этой командой всегда для меня является кульминацией ретрита. Они медитируют, готовятся к ретриту за год, начинают в последний день ретрита. Действительно, это нечто невероятное, то, что они делают. Преданные, которые занимаются этим: Амала Кришна прабху и много-много его помощников, они являют удивительный пример тех, кто действительно получает радость от этого процесса. Спасибо вам всем большое за это! И я очень хочу, чтобы все приехавшие сюда благословили всю команду организаторов на их служение, на то, чтобы они были счастливы. Пожалуйста, все свои благословления на их головы!
Из зала:
Хариииии бол!
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Теперь можно уже петь киртан. Спасибо большое!