Сегодня в четвертый день светлой половины месяца картика мы отмечаем день ухода, или день памяти, Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада для нас, его последователей, значит очень и очень много. Мы все благодарны ему за то, что он дал нам. Но надо прекрасно понимать, на основании чего он смог дать нам то, что он дал; на основании чего он достиг того, чего он достиг и за что или почему мы вспоминаем его с благодарностью в этот день.
Одно качество Шрилы Прабхупады, которое, в общем-то, лежит в основе всего, является фундаментом всего того, что он сделал, — это сострадание. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что сострадание к состоянию, в котором находятся падшие обусловленные души в этом мире, сострадание к людям этого мира, к их страданиям, к их попыткам стать счастливыми без Кришны — это та же самая эмоция, которая движет чистым преданным в его отношениях с Богом. И если ту же самую эмоцию, то есть эмоцию любви, перенести на обусловленные души этого мира, то любовь превращается в сострадание.
И по силе этого сострадания, которое заставило Шрилу Прабхупаду объехать одиннадцать с лишним раз целый мир в своем преклонном возрасте; которое побудило его покинуть Вриндаван, отправиться в сложное, непредсказуемое путешествие на грузовом судне «Джаладута»; которое побуждало его общаться с самыми разными людьми, далеко не всегда людьми высших слоев общества; сострадание, которое заставляло его вставать около часу ночи и писать свои книги, помимо всего остального, что он делал; сострадание, которое в этом преклонном возрасте помогло ему управлять всемирным движением — по силе этого сострадания мы можем судить о силе его любви к Кришне.
Иногда люди, пытающиеся судить о любви Шрилы Прабхупады к Кришне по каким-то другим критериям, начинают сомневаться в этом. Я, к сожалению, видел таких людей, которые, находя то, что им кажется ошибками в книгах Шрилы Прабхупады, ставят под сомнение его фундаментальный уровень любви к Кришне. Но на самом деле все теоретические рассуждения, теоретические выкладки — это не показатель, не критерий любви к Кришне. Любовь к Кришне в этом мире проявляется по тому, насколько искренне и глубоко мы переживаем страдания других живых существ в этом мире и насколько мы хотим помочь. Выйти из своей зоны комфорта, из своего удобного положения здесь, в этом мире, и помочь другим.
Мы все с вами — результат этого сострадания Шрилы Прабхупады. Если бы Шрила Прабхупада имел какую-то другую концепцию любви, думал, что любовь может проявляться как-то по-другому, например, в том, что он сидит во Вриндаване и медитирует на игры Кришны, то мы все с вами никогда бы не узнали о Кришне, и наша жизнь превратилась бы в простое бессмысленное проживание, или пережёвывание, нашей кармы. Мы бы встречались с тем, что нам суждено, и, встречаясь с тем, что нам суждено, испытывали те же самые чувства, которые нам суждены, в результате творили новую карму и так далее.
Но Шрила Прабхупада знал, что сострадание, которое является проявлением каруна-шакти Господа, — Господь вкладывает в святых Свою каруна-шакти в ответ на их искреннее желание помочь другим людям, Свою энергию сострадания, Свою энергию милости — именно это сострадание способно разорвать заколдованный круг кармы, заколдованный круг, в котором, как белки в колесе, крутятся люди в этом мире.
Поэтому, отмечая этот день, все вместе и каждый по отдельности, вспоминая о Шриле Прабхупаде, мы прежде всего, конечно же, пытаемся понять глубину его любви к Кришне, которая проявилась в качестве абсолютно бесконечного сострадания, во имя которого Шрила Прабхупада был готов пойти на любые жертвы. Мы, естественно, вспоминаем об этих его жертвах. Но нужно понимать, что не сами по себе жертвы важны. Они, конечно же, очень важны, но они также важны для нас, потому что они показывают, какова была глубина любви Шрилы Прабхупады к Кришне.
Быть кабинетным теоретическим бхактой, преданным, рассуждать, изучать книги ачарьев и думать, что таким образом мы можем полюбить Господа, может любой. Для этого не нужно иметь семь пядей во лбу. Ну, может быть, можно иметь три пяди во лбу или четыре пяди во лбу. Нужно иметь какой-то интеллект, чтобы понимать эти книги. Но в конечном счете не это критерий любви. Критерий любви — это то, насколько наше чистое сердце может воспринимать страдания других и, принимая эти страдания других как свои собственные, действовать, исходя из этого чувства, из этой эмоции.
Даже Кришна говорит о том же самом в шестой главе «Бхагавад-гиты». Он говорит, что лучшим из йогов является тот йог, который, глядя на других, может понять, что они испытывают то же самое и может соотнести себя с их чувствами и приходит таким образом на помощь, чтобы помочь другим людям соединиться с Богом.
Поэтому сегодня мы вспоминаем сострадание Шрилы Прабхупады, благодаря которому мы получили то, что мы получили. И сегодня мы празднуем его поразительную, удивительную любовь к Богу, которая лежала в основе всех его подвигов, и благодаря которой Кришна выбрал его и сделал его великим ачарьей, позволил ему исполнить предсказание Шри Чайтаньи Махапрабху — совершить тот уникальный подвиг, который Шрила Прабхупада совершил и который никто до него совершить не мог.
Когда Шрилу Прабхупаду спрашивали, мог ли бы Шри Чайтанья Махапрабху Сам распространить Свое имя, он говорил, что «конечно мог, но Он оставил это для меня». Сам Шри Чайтанья Махапрабху оставил честь этого Шриле Прабхупаде. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (11.33): нимитта-ма̄трам̇ бхава савйа-са̄чин — «Стань инструментом в Моих руках и таким образом обрети славу, покрой свое имя славой».
Точно также Чайтанья Махапрабху, обращаясь к Шриле Прабхупаде, повторяет практически те же самые слова: «Стань инструментом в Моих руках, исполни предсказание, которое сделал Я и покрой свое имя славой так, что люди в веках будут вспоминать о тебе с благодарностью, вспоминать о твоем подвиге и о той любви, которая позволила тебе этот подвиг совершить».