Мне хотелось рассказать об одном стихе из Шестой песни «Шримад-Бхагаватам», который прославляет удивительный результат повторения святого имени:
на̄тах̣ парам̇ карма-нибандха-кр̣нтанам̇
мумукшата̄м̇ тӣртха-пада̄нукӣртана̄т
на йат пунах̣ кармасу саджджате мано
раджас-тамобхйа̄м̇ калилам̇ тато ’нйатха̄
(Бхаг., 6.2.46)
Этот стих Шрила Бхактивинода Тхакур приводит для того, чтобы проиллюстрировать второй результат повторения святого имени: бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇ — пожар материального существования постепенно угасает для того, кто громко вслух повторяет святое имя.
И стих этот очень интересный, там говорится: на атах̣ парам̇ карма-нибандха-кр̣нтанам̇ мумукшата̄м̇ — для людей, которые хотят освобождения от мук материального существования, для людей, которые осознали то, что все то, что может предложить материальный мир, в общем-то, не очень интересная вещь, мумукшата̄м̇. И он предлагает что-то в конце концов? Он предлагает рождение, смерть, старость и болезни — это ассортимент того, что материальный мир может нам дать, полный.
Для людей мумукшата̄м̇, которые хотят этого, на атах̣ парам̇ карма-нибандха-кр̣нтанам̇, кр̣нтанам̇ — буквально значит «ножницы», кр̣нтанам̇ — средство разорвать карма-нибандха, цепи кармы. Люди пытаются так или иначе улучшить свою карму. Тут говорится: если кто-то хочет вырваться из цепей кармы, то е́сть этот секатор, или меч, с помощью которого человек может на атах̣ парам̇ — лучшего средства нет, на атах̣ парам̇ карма-нибандха-кр̣нтанам̇ мумукшата̄м̇ тӣртха-пада̄нукӣртана̄т — нет лучшего средства, чем а̄нукӣртан, или постоянное громкое повторение святого имени того, от стоп которого начинаются все святые места — тӣртха-пада̄н.
Кришну называют здесь тӣртха-пада, что значит, что Его стопы, или служение Ему, служение Его святому имени, неотличному от Него, очищает полностью все. Единственный источник чистоты в этом мире — это тӣртха-пада̄н, стопы, от которых исходят святые места. И если есть а̄нукӣртан — постоянное, длительное и регулярное повторение святого имени, то лучшего способа нет.
И там говорится: на йат пунах̣ кармасу саджджате мано — что человек, который делает это, никогда снова не привяжется к материальной деятельности. Его ум никогда не почувствует больше вкуса к материальной деятельности. Даже если у человека небольшой опыт этого всего, он перестанет чувствовать какой-то вкус к материальной деятельности, все, нет его. И там говорится: тато ’нйатха̄ — но если человек не делает этого, то даже если он выбрался на какое-то время за пределы своей кармы, почувствовал, получил какую-то небольшую духовную реализацию, наверняка раджас-тамобхйа̄м̇ калилам̇ — он снова вернется в эти дебри раджаса и тамаса.
Иначе говоря, что хочет нам сказать здесь Махараджа Парикшит? То, что ум естественным образом привязан к материальной деятельности, к вкусу тамаса и раджаса. И даже если человек получает какой-то опыт за пределами тамаса и раджаса, он неминуемо возвращается снова в тот же самый заколдованный круг и снова пытается что-то получить от этого материального мира, выжать что-то.
Но если человек получил опыт тӣртха-пада̄нукӣртана̄т, то тогда он никогда больше не вернется туда. Иначе говоря, что я хочу вам сказать — что мы все потеряны для материальной жизни, что надежды у нас нет, можно даже не пытаться. Уже невозможно будет получить вкус. Если человек не получил этот опыт постоянного повторения святого имени в течение какого-то времени, то тогда да, у него есть возможность снова вернуться туда и снова попытаться найти счастье в материальном мире. У нас даже шансов таких нет. Иначе говоря, нет никакого смысла пытаться опять пятиться назад, лучше уж идти вперед. Понятно, что наше теперешнее положение, может быть, еще не приносит такого необычайного счастья, на шестидесятом круге мы чувствуем: «А-а-а-а!», но надо идти вперед, потому что назад делать нечего, и ничего не получится все равно уже, уже проклятие на вас на всех лежит, и можно идти только вперед.
Спасибо большое! Поздравляю вас с этим! Нам осталось совсем немного, чтобы закончить свои круги с огромным энтузиазмом.