Дорогие духовные братья и сёстры! Я очень рад, что у меня есть эта возможность обратиться к вам по поводу Вьяса-пуджи Гуру Махараджа.
Последние дни я много думаю о том, какая это удивительная личность. Так или иначе, мои мысли сейчас возвращаются к каким-то истокам духовной жизни, к изначальному импульсу, который меня самого побудил встать на этот путь. И я, сравнивая свой путь, в общем-то, достаточно, скажем так, благополучный в материальном смысле этого слова, не могу не преклоняться перед тем, через какие трудности прошел Гуру Махарадж, какие трудности преодолел на своем пути к успеху и пути к Кришне, хотя даже сложно назвать это так. Очевидно совершенно, что Шрила Прабхупада изначально был с Кришной. Но Гуру Махарадж, он очень хорошо показывает саму динамику движения человека, отправившегося на поиски Бога.
Шрила Прабхупада дает сознание Кришны в готовом виде. И это поразительной силы послание, поразительная вера, которую он вселяет в сердца людей, соприкасающихся с ним, с его книгами, с его личностью. Но складывается такое ощущение, будто Кришна естественным образом был с ним, что это нечто само собой разумеющееся, что в какой-то момент он настолько близко принял Кришну, что уже достиг Его. В каком-то смысле путь Шрилы Прабхупады — это не путь к Кришне, это путь вместе с Кришной. Он преодолевал одно препятствие за другим, которое посылал ему Кришна. Преодолевал легко, не очень погружаясь в них, и в конечном счёте достиг этой удивительной победы. Но при этом такое ощущение, что Кришна уже есть в нем.
Гуру Махарадж, безусловно, тоже человек удивительный, но он своим путем учит нас, как нужно искать Кришну.
Очень часто мы получаем Кришну из книг Шрилы Прабхупады, и нам кажется, что Кришна уже есть у нас, что мы Его знаем, что сто́ит сделать один шаг, или рукой подать, или приехать во Вриндаван, купив билет, и уже мы будем там бегать вместе с Кришной; или что Кришна со Своими ножными колокольчиками покажется из-за угла, поманит нас, что мы услышим голос Его флейты. Но на самом-то деле, в реальности… И это заслуга Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада сделал для нас Кришну живым, дал Его в готовом виде. Он сам переварил «Шримад-Бхагаватам» и дал нам Кришну. И у нас иногда складывается это впечатление, что Кришна уже есть у нас. Но на самом деле — и это то, чему учит нас Гуру Махарадж своим путем и своей книгой — путь к Богу нелегкий.
Разумеется, каждый из нас прошёл какой-то свой путь для того, чтобы прийти к книгам Шрилы Прабхупады. Но при этом надо также понимать, что, просто придя к книгам Шрилы Прабхупады, мы делаем очень большой шаг на этом пути, но мы еще не приходим к Кришне как к таковому, к Самому, что нам всё равно нужно пройти этот путь, преодолеть какие-то свои препятствия, преодолеть сложности внутри, развить в себе настоящие качества. И в своей книге Гуру Махарадж показывает именно это. Показывает, как человек, отправившийся на поиски Бога однажды, понявший, что ничто другое не сможет принести ему удовлетворение и счастье, может идти, не сворачивая ни направо, ни налево и не довольствуясь какими-то компромиссами, идти до конца, не останавливаться ни перед какими препятствиями.
Я уже сказал, что я перечитываю книгу Гуру Махараджа «Путешествие домой», и сейчас я дошел до того места, когда он в Герате, в Афганистане, испытал культурный шок, когда он осмотрелся вокруг и не увидел ничего, что было привычно ему, вдруг ощутил себя абсолютно чужим и не понял, что он делает тут. И это поразительный опыт, которым он делится, который, в общем-то, все мы должны с вами пережить — это опыт обнажения души. Сейчас наша душа уютно одета во множество оболочек: в тёплое пальто ложного эго, в шубу. Мы прячемся там, нам тепло, у нас есть своя обусловленность, мы понимаем всё, что находится вокруг нас, мы можем легко интерпретировать это через своё ложное эго. В каком-то смысле наша обусловленность остаётся.
Мы знаем, что бхакти подразумевает сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ (Ч.-ч., Мадхья, 19.170) — я должен избавиться от всех упадх, от всей обусловленности. И это очень неуютное ощущение. Наш путь к Кришне может начаться именно с того момента, с которого мы вдруг ощутим себя абсолютно чужими в этом мире, абсолютно не имеющими к нему никакого отношения. И этот поразительный опыт, который Гуру Махарадж описывает в своей книге, — опыт, который должен прийти к человеку в какой-то момент его духовного пути, когда вдруг он понимает, что даже на духовном пути он снова оделся в какие-то мундиры, присвоил себе какие-то упадхи, стал тем-то, и тем-то, и тем-то.
И Кришна, откликаясь на искренность, даёт человеку такой опыт, когда человек понимает: есть я, и есть Бог, и всё остальное не так важно. Есть мои отношения с Богом, и я должен в этих отношениях так или иначе почувствовать живого Бога. Не удовольствоваться какой-то теорией, ментальной схемой, но почувствовать Его присутствие в моей жизни, почувствовать Его руку, почувствовать, как Он ведёт меня по этому пути.
И именно этому учит нас Гуру Махарадж. Да, кто-то — и я уверен, наверняка, многие, и я в том числе — может восхищаться его конечным успехом: замечательным храмом или храмами, потрясающими людьми, учениками, которых он воспитал, проектами, которые он делает, Govardhan Ecovillage и другими. Кто-то восхищается его лекциями, ещё чем-то. Но на самом деле я думаю, что очень важно помнить путь, который он проделал. Нам хочется иногда присоединиться к успеху, приобщиться к успеху, и в этом нет ничего дурного. Отождествить себя с каким-то успехом, c какой-то личностью, которая олицетворяет собой этот духовный успех.
Но при этом нужно помнить всегда, что он учит нас именно идти по этому пути. Идти, не останавливаясь. Идти, стараясь дойти до самого конца и прийти-таки к Кришне, прийти во Вриндаван, настоящий Вриндаван, прийти домой. Не во Вриндаван, в который можно купить билет, не во Вриндаван, в который можно получить визу и доехать на такси, а в настоящий Вриндаван, Вриндаван нашего сердца, где живёт Шрила Прабхупада, где живёт Шрила Рупа Госвами, где находится Шри Чайтанья Махапрабху, в конце концов, Кришна и Шримати Радхарани.
Ну вот, собственно, несколько слов, которыми я хотел поделиться.
И ещё одна очень важная мысль, которую я также хотел сказать сегодня, — это то, что Шрила Гуру Махарадж, как я уже сказал, породил потрясающих учеников, потрясающую общину людей, в которой человек чувствует себя абсолютно защищённым во всех отношениях — в материальном отношении, в эмоциональном отношении, в духовном отношении, во всех отношениях.
Мне удалось убедиться в этом на своём примере. На протяжении этого времени, нескольких месяцев, которые я провожу в Индии, я очень часто прибегал к помощи учеников Гуру Махараджа. Сам он ездил, путешествовал, проповедовал. В этом году он трижды ездил в Америку, что, на мой взгляд, уже само по себе подвиг. Но при этом я был абсолютно уверен в том, что мне помогут во всех отношениях, что бы мне ни нужно было. Люди приходили ко мне на помощь.
И я думаю, что это очень важная часть послания и личности Гуру Махараджа. Он учит нас быть такими же. Он хочет, чтобы мы с вами превратились в такую общину, где преданные будут чувствовать себя абсолютно защищёнными во всех отношениях. Что греха таить, это редкая атмосфера, которая далеко не в каждой ятре есть. И очень часто мы как бы воспринимаем эти тонкие вибрации, исходящие от других людей, особенно старших преданных, и пытаемся как бы отвечать на них взаимностью, условно говоря.
Но несмотря ни на что, нам нужно помнить, что хочет от нас Гуру Махарадж. Он хочет, чтобы мы с вами сформировали эту общину, где люди смогут вместе идти к Богу. Он сам приводит пример секвой, у которых неглубокие корни, но эти корни, так как они тесно переплетаются друг с другом, позволяют им выстоять любые ненастья, любые пожары, какие-то ураганные ветры, которые случаются иногда в Калифорнии, потому что они поддерживают друг друга.
И это очень важная часть его наставлений к нам всем, о которой мне хотелось сказать сегодня в день его Вьяса-пуджи, прославляя его и пытаясь поделиться каким-то пониманием его личности и того, чему он нас хочет научить.
Спасибо большое!
Шрила Радханатха Махараджа ки джай!