Аннотация:
— Что происходит с человеком на пути развития сознания Кришны. Перемена эго. Замена материальной зависимости на духовную зависимость;
— Духовная зависимость от общения с преданными как способ обрести себя, обрести прочную веру;
— Преодоление страха перед этой зависимостью. Важность реальных отношений с преданными.
Харе Кришна!
Я с очень большим удовольствием слушал ваши впечатления, незаслуженную благодарность в свой адрес. Хочу сказать несколько слов. В сущности, если мы посмотрим на весь путь сознания Кришны, то он разбивается на три больших этапа. Один этап — это от шраддхи, первой веры, первого нашего соприкосновения с духовной философией и людьми практикующими, до ништхи. И это этап, в течение которого должна произойти некая интернализация, то есть человек из внешнего должен стать внутренним. Мы все с вами экстраверты, бахир-мукхам, мы отвернулись от Кришны, потом расскажу.
Второй этап — от ништхи до бхавы, и следующий этап от бхавы до премы. Про третий этап я рассказывать не буду сейчас, коснусь первого. Если в двух словах объяснить суть этого, что должно произойти с человеком на этом этапе, когда его первоначальная шраддха, какая-то вера, уважение, должно превратится в некую внутреннюю непоколебимость, внутреннюю уверенность, и его суть в том, что в этот момент должно поменяться эго человека. Когда мы просто соприкоснулись с преданными и получили какую-то веру, эго остается тем же самым вначале.
Эго — это очень жесткая и неповоротливая структура. У нас есть очень ясные представления о том, кто я, чего мне нужно, зачем, почему. И даже если мы теоретически принимаем какие-то другие представления об этом, это далеко не означает, что что-то меняется в реальности. Когда дело доходит до дела, когда мне нужно реагировать, взаимодействовать с этим миром, мое эго очень быстро вспоминает, кто мы такие и чего нам надо. И все красивые идеи, они все забываются очень быстро также в реальности. И, собственно, в этом сложность этого этапа, и в этом суть перемены эго — с эго наслаждающегося на эго слуги.
То есть, иначе говоря, с эго… как Адриан Крупчанский поразил кого-то тем, что сказал, что он слуга Маллики-малы. В двух словах, если говорить об этом, то наша программа на независимость здесь в материальном мире, а, в общем-то, все так или иначе пытаются эту независимость отстоять, утвердить, сформировать разными способами, доступными здесь, с помощью разных инструментов, меняется на программу человека зависящего, добровольно поставившего себя в зависимость от Бога, от преданных, от духовного учителя, что, в общем-то, прямо противоположно действительно тому, что ценится в материальном мире. В материальном мире крутые на раскладушке не спят, не называют себя слугой. В духовном мире крутые, они не то, что на раскладушке, они готовы спать где угодно, лишь бы быть зависимыми.
И, собственно, почему я об этом говорю? Потому что, чтобы сформировать новое эго и это ощущение зависимости и, главное, избавиться от страха зависимости… Почему нам так сложно эту зависимость принять? Потому что мы знаем, что в материальном мире зависимость означает очень много нехороших вещей: зависимость означает, что тобой будут помыкать, тебя будут эксплуатировать. Зависимость означает, что ты в конце концов потеряешь себя, тебе не дадут быть самим собой. Все эти вещи, они ассоциируются со словом «зависимость», «слуга», и поэтому очень сложно в реальности поменять свою позицию.
Но нам прежде всего нужно понять, что зависимость духовная — это очень хорошая вещь, что это очень позитивная вещь, что ее не нужно бояться; что это не способ потерять себя, наоборот, это способ обрести себя, раскрыть максимально потенциал, который у меня есть; что духовная зависимость — это нечто, к чему мы должны стремиться. Это можно сделать только в результате опыта, потому что у нас у всех есть подсознательный страх, и перешагнуть этот страх очень сложно, даже просто слова, они пугают. Человек говорит: «Я слуга», и хочется убежать от него подальше. «Что такое, что такое?» Не говоря уже о том, чтобы самому что-то в реальности делать. И поэтому эта задача — переформатирование своего жесткого диска, переформатирование программ, которые работают, оно возможно только в обществе.
И на самом деле больше всего я был счастлив, когда слышал, когда вы говорили, сказали, что «я почувствовал зависимость от общества преданных». Это, собственно, то, что требовалось доказать. Все так или иначе в той или иной степени об этом говорили, о том, что это чувство возникало. Это значит, что санга была сформирована правильно, на правильных принципах каких-то. И я хочу сказать вам, что начало положено, теперь главное — не останавливаться.
До того, как наше эго полностью оформится, эго человека, который не боится зависимости от Бога, от преданных, от духовного учителя, от духовной философии, от принципов, от правил каких-то, не бунтует, чье эго с порога не отрицает все это, а, наоборот, готово сделать это частью себя… Тоже, когда люди говорили, что «преданные стали частью меня», — это то же самое. Это значит, что эго начало меняться.
И полностью эта перемена происходит на этапе ништхи. И после этапа ништхи преданное служение простое, там уже просто одно удовольствие: вкус, привязанность, экстатическая любовь и так далее. До этого — анартха-нивритти, еще какие-то вещи. Почему? Потому что это преобразование, оно болезненное, сложное, не такая простая вещь, но она простая и радостная, когда у нас есть общение. И более того, оно возможно только в общении, вне общения оно невозможно.
Шрила Прабхупада говорит, что человек, который считает, что он может стать сознающим Кришну вне общества преданных, он просто бредит, это просто галлюцинации какие-то. Ему просто кажется, он воображает себя кем-то. Потому что сознавать Кришну — значит в зависимость себя поставить. А зависимость возможна только в реальных отношениях, в теоретических отношениях она невозможна. Мы просто придумаем себе что-то, но от этого ничего, в сущности, не поменяется.
Вот. И, собственно, поэтому я очень рад, что этот курс запущен и то, что он работает. Я очень благодарен всем преподавателям, которые делились и вели его. На мой взгляд, это гораздо важнее, чем заочный вариант, который действовал в течение долгого времени. Я искренне надеюсь, что этот пример, он будет как-то тиражироваться в других ятрах тоже. Вы, пожалуйста, тоже позаботьтесь об этом, чтобы в других ятрах всё это переходило в очный «рельс». Потому что я вижу, когда люди с самого начала это не сделают, им вначале это просто, потом это будет очень сложно, потому что потом уже возникают какие-то новые препятствия для этого.
Я очень рад, что с самого начала вы оказались здесь, на этом курсе, прошли его, получили какой-то опыт, и теперь главное — не останавливайтесь до тех пор, пока вы не окажетесь в ништхе. Я не случайно говорю: не на стадии ништхи, а в ништхе, потому что слово ништха означает, что человек оказывается внутри, внутри веры. Вера не остается чем-то внешним по отношению к нему: вот у меня есть что-то, и есть много всего остального, и периодически я вспоминаю о том, что у меня есть моя вера. Как, в сущности, в большинстве религий оно именно так и происходит: есть моя вера и есть моя жизнь, и периодически я вспоминаю, что у меня есть моя вера. Но когда моя вера становится мной, когда стирается разница между мной и верой, это называется ништха. И это реально означает, что возникла новая формация внутри, новая структура, новый «я», новое понимание. Это возможно только по милости в общении с преданными.
И когда это возникнет, то ничего страшного не будет. Иногда люди боятся — боятся, что они живут в этом враждебном обществе, еще что-то такое. Нет, все это может коснуться нас только до тех пор, пока у меня есть привязанность к этому, а привязанность через эго наслаждающегося возникает. Когда сформировалось другое «я», ничего не страшно, можно жить где угодно. Хануман, он по дворцу Раваны гулял и смотрел на спящих женщин в разных позах, вдыхал испарения алкоголя, слушал песни, которые там пели, и ему не было страшно это, потому что он находился в другой системе координат, он не соприкасался со всем этим. И тогда человек может в любых обстоятельствах продвигаться и углублять свое понимание и свое сознание Кришны.
Так что, еще раз: вам очень сильно повезло, главное — оставайтесь везучими, не пренебрегайте своей удачей какой-то и доведите ее до логического конца, когда вы все станете Хануманами.
Спасибо большое!
(Далее куратор курса представляет кандидатов на получение пранама-мантры)
Таким образом, это наша группа, может быть, кто-то не сейчас был готов именно получить все… не у всех были условия, чтобы выполнить все требования и получить пранама-мантру и рекомендации, но многие в процессе…
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Да, это абсолютно неважно, не так важно. Главное — это тот опыт, который вы получаете здесь, все остальное придет. Мы, естественно, привыкли в материальном мире зависеть от каких-то внешних достижений, успехов, результатов, но это вторичный процесс. Главное, что вы здесь, что вы вместе, что вы с преданными, что вы служите. И Кришна видит это, я вижу это, преданные видят это, всё остальное не так важно.
Спасибо вам большое! Я вам очень рад, мне легко и радостно давать вам всем пранаму. Пожалуйста, повторяйте и переходите на следующий этап, получайте посвящение, идите дальше по этому пути, а я постараюсь вам помогать насколько могу. Спасибо! Если вы сохранитесь как какая-то группа духовного общения, нама-хатта, то зовите меня, я с удовольствием буду приходить… иногда. (смех)