джанма̄дй асйа йато ‘нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣
теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ‘мр̣ша̄
дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи
(Бхаг., 1.1.1)
Харе Кришна, дорогие студенты Школы Бхагаватам!
Сегодня в день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати я решил записать первую лекцию из нашего более подробного курса. До этого вы изучали лекции, которые я давал в Университете Бхактиведанты, в большей или меньшей степени вводные лекции ко всему курсу. Это был очень важный этап. Но, начиная с сегодняшнего дня, мы приступаем к новому этапу нашего изучения. И я скажу несколько слов об этом новом этапе нашего изучения.
Во-первых, почему сегодня? Наверняка вы все знаете, что сегодня весь мир (без преувеличения можно сказать) празднует сто пятидесятую годовщину со дня явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. Ровно сто пятьдесят лет назад в Джаганнатха-Пури в этот день кришна-панчами Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур явился в этот мир. И его явление в день кришна-панчами тоже имеет очень большое значение.
Пятый день лунного цикла — это день, посвящённый Богине Сарасвати. Васанта-панчами, который мы отмечали ровно две недели назад, — это день явления Сарасвати, Богини учёности, Богини речи, Богини Вед, супруги творца этого мира — Брахмы. Но она рождается в шукла-панчами, а Бхактисиддханта Сарасвати появился в кришна-панчами. И кришна-панчами также указывает на Богиню Сарасвати, но на Дивья Сарасвати, на трансцендентную Богиню Сарасвати, на духовную учёность, а не на мирскую учёность. Он пришёл в этот мир, иначе говоря, чтобы раскрыть самые сокровенные секреты внутренней сути творения, духовные секреты этого мира.
И мы все знаем, что сам он подчёркивал снова, и снова, и снова важность «Шримад-Бхагаватам» как ведического писания, содержащего всю полноту откровения. В разных ведических писаниях духовные истины раскрыты с разной степенью полноты в зависимости от адхикара, от квалификации человека, изучающего их. И только «Шримад-Бхагаватам» идёт до самого конца. Он рассказывает самые сокровенные вещи, касающиеся Абсолютной Истины.
И поэтому Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада со свойственной ему прямотой и неординарностью однажды сказал, что первый стих «Шримад-Бхагаватам», который мы начнём изучать сегодня (по крайней мере, я запишу эту лекцию сегодня — по первому значению первого стиха «Шримад-Бхагаватам»), первый стих «Шримад-Бхагаватам» — это описание Шри Чайтаньи Махапрабху.
Призыв первого стиха «Шримад-Бхагаватам», смысл первого стиха «Шримад-Бхагаватам» — сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — давайте же размышлять над Абсолютной Истиной, причём не просто время от времени, а размышлять об Абсолютной Истине двадцать четыре часа в сутки, слиться с этой медитацией, сделать эту медитацию, или поток этой медитации, единым со своим сердцем. И именно Чайтанья Махапрабху научил мир, показал миру, что это возможно, показал личный пример, научил мир, как это делать.
Поэтому Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада говорит: «Вот, посмотрите, Чайтанья Махапрабху там, Он в этом первом стихе «Шримад-Бхагаватам»: сатйам̇ парам̇ дхӣмахи. Он каждым Своим дыханием учит нас, как сосредоточить своё сознание на этой сатйам̇ парам̇».
И в этом смысле — и это тоже интерпретация первого стиха «Шримад-Бхагаватам» Бхактисиддхантой Сарасвати, а также Шрилой Дживой Госвами — первый стих «Шримад-Бхагаватам» описывает Шримати Радхарани. Потому что Она так же, как и Чайтанья Махапрабху, который явился в этом мире как Кришна, думающий о Кришне, или как Кришна в настроении Шримати Радхарани, потому что Она есть реальное олицетворение этого сатйам̇ парам̇ дхӣмахи, медитации на Высшую Абсолютную Истину. И поэтому очень уместно, что мы начинаем наш курс, в полной степени курс, который будет состоять из серии медитаций на «Шримад-Бхагаватам», для начала на Первую песнь «Шримад-Бхагаватам», в этот день.
Сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада в своё время в Дакке в течение целого месяца каждый день утром и вечером давал по две очень длинных лекции. И все тридцать дней он рассказывал значение одного-единственного стиха «Шримад-Бхагаватам» — первого стиха. Тем знаменательнее для нас с вами также будет начать объяснение этого стиха, или медитацию на этот стих, в день его явления.
Сегодня также день ухода Шрилы Гоур Говинды Свами, который в свою очередь своей жизнью показал, что значит думать о Кришне и что значит думать о Кришне в момент смерти, каким образом, полностью сосредоточившись на Кришне, человек может, не заметив даже этого, перейти в другое состояние бытия.
Так что это очень благоприятный день. И это день, в который мы начнём свою медитацию. И я очень надеюсь на то, что медитация эта завершится успехом. Ачарьи объясняют, что процесс медитации предназначен для того, чтобы стереть грань между медитирующим и объектом медитации. Медитация — это способ мистического слияния с объектом медитации, слияния на уровне сердца. Не слияния в том смысле, который этому слову придают майявади, когда душа утрачивает своё индивидуальное существование. Она никогда не может утратить свою индивидуальность, она наделена этим даром от рождения, она изначальная, индивидуальная. Но она утрачивает своё независимое состояние в медитации, сливаясь с объектом своей любви и становясь единой с ним.
Любовь — это способ к достижению единства с сохранением различий. Немножечко механический и достаточно примитивный способ обретения единства — это единство с утратой различий. Но настоящее единство — это единство на внутреннем, глубинном уровне с полным сохранением различий, которые остаются и которые являются характерной чертой, неотменяемой чертой нашей с вами личности.
И, так как, как я уже сказал, наше изучение «Шримад-Бхагаватам» будет отличаться, я надеюсь, от обычного изучения «Шримад-Бхагаватам», где акцент ставится всё-таки на усвоении информации, на усвоении некоего интеллектуального контента, который, безусловно, очень богат в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» — это творение гения Вьясадевы, его последнее произведение, и вся изощрённая духовная философия изложена там, и её нужно знать. Но в конечном счёте понимание этой философии не приведёт нас к успеху, если это понимание не будет сопровождаться каким-то более глубоким процессом медитации на смысл «Шримад-Бхагаватам».
И медитация во всех классических текстах описывается как динамический процесс. Это не есть некое статическое, застывшее, парализованное состояние ума, когда ум застывает в каком-то параличе и никуда не движется. Нет! Это движение в рамках медитации на динамический объект. Абсолют, Параматма — это в высшей степени подвижная суть, подвижная субстанция. Само слово атма значит «то, что движется». И когда индивидуальная душа, атма, медитирует на Параматму — это подвижный процесс. Это попытка понять, каким образом движется Параматма (движется — значит «играет»), каким образом Она проявляет Себя в разных ситуациях и как Она проводит Свои игры здесь в материальном мире и в духовном мире.
Так вот, ещё раз. Так как я попытаюсь объяснять, или показывать, или рассказывать о том, каким образом нужно медитировать на содержание «Бхагаватам», на стихи «Бхагаватам», постоянно повторяя их и умоляя их раскрыть свою суть, то лекции наши тоже будут немножечко другого формата, чем те, к которым я сам привык и, наверняка, привыкли вы, те, кто слушает регулярно мои лекции. Они будут короче. И они будут по большей части сосредоточены на какой-то одной теме. Я не знаю, как это скажется на вашем расписании и на организационных аспектах работы Школы. Я надеюсь, что я не очень поврежу. Но я постараюсь записывать именно небольшие, короткие лекции, содержимое которых легче будет удерживать в уме, потому что когда лекция очень длинная, то она как бы заведомо подразумевает постоянное возвращение к этому контенту. И естественным образом акцент смещается на контент, а не на само настроение, стоящее за этим контентом, не на бхаву, которую в конце концов мы должны почувствовать, почувствовать в сердце рассказчика и в самом стихе, потому что сам стих в свою очередь изошёл из сердца Шрилы Вьясадевы и Шрилы Шукадевы Госвами, двух изначальных рассказчиков «Шримад-Бхагаватам».
Итак, сегодня замечательный день. Я поздравляю вас ещё раз с этим днём, я желаю вам успешной медитации на первый и все остальные последующие восемнадцать тысяч стихов «Шримад-Бхагаватам». На самом деле их, если считать по числу стихов, всего четырнадцать тысяч примерно, только если разделять их на слоги, то получится восемнадцать тысяч. Но даже четырнадцать тысяч — достаточно внушительная сумма, внушительное число.
Поэтому мы начнём с первого стиха сегодня в этот благоприятный день, который делается особенно благоприятным, потому что он находится в преддверии Гаура-пурнимы. А Гауранга Махапрабху, как я уже сказал, является олицетворением этого первого стиха «Шримад-Бхагаватам», который учит нас медитировать на Абсолютную Истину: сатйам̇ парам̇ дхӣмахи.
Спасибо большое! Харе Кришна!