Дорогие вайшнавы, ученики, последователи! Я давно хотел записать видео, касающееся поклонения говардхана-шиле, и теперь потребность стала уже совсем острой. Снова, и снова, и снова разные ученики обращаются ко мне с просьбой разрешить им поклоняться говардхана-шиле, и все знают, насколько неохотно я в некоторых случаях эти разрешения даю.
Но после того, как я плотнее познакомился с этим вопросом, моя решимость не делать это тем способом, каким это делается сейчас, возросла во много-много крат. Моё осторожное отношение к этому вопросу было прежде всего продиктовано тем, как осторожно к нему относится Гуру Махарадж. Я видел это сам не раз, когда он запрещал людям поклоняться говардхана-шилам, которым они поклонялись в течение какого-то времени, и делал это очень резко. Недавно я у него ещё раз спросил об этом, и он сказал, что «я не хочу создавать какой-то моды или какого-то поветрия», а потом какое-то время спустя я понял причину, лежащую за всем этим.
В одном конкретном случае я решил всё-таки пойти на уступки и дать говардхана-шилу одному ученику. Но, так как по строгим правилам дать говардхана-шилу может только бриджабаси, человек, родившийся во Вриндаване, я попросил у одного моего хорошего друга, бриджабаси, чтобы он это сделал. Этот друг ухаживает за небольшим холмом Говардхан, который он сделал у подножия изначального холма Говардхана. Там огромное количество шил, которые он приносит, любовно поклоняется им. Он же кормит павлинов и других живых существ. Человек в высшей степени чистый, достойный. И я подумал, что, если я попрошу его, конечно же, он даст мне по нашей дружбе. К моему удивлению он сделал страшное лицо и сказал: «Нет-нет-нет, я не могу этого делать! Я пару раз это сделал, но мой гуру, мой духовный учитель, строго-настрого запретил мне это делать».
Хорошо. Тогда я попытался пойти ещё к одному человеку, садху, который живёт прямо у подножия холма Говардхан, человек в высшей степени святой, повторяющий по несколько лакхов в день, ученик, последователь Манохары даса Бабаджи. Опять же, я думал: «Ну конечно же, наверняка он, будучи близко знакомым с Гирираджем, не откажется, если я попрошу его». Я натолкнулся на отказ ещё более решительный. Он тоже сделал страшные глаза и сказал, что ни в коем случае делать этого нельзя, потому что Гирирадж не любит, когда его увозят в какую-то другую страну. И если кто-то это делает без должного разрешения, то поклонение Гирираджу может привести к очень печальным последствиям. Он долго мне рассказывал об этом. Он говорит, что Гирирадж — это друг Кришны, он не хочет уезжать из Враджа, как бы ему где ни поклонялись.
И третье событие произошло буквально через несколько дней, когда Гуру Махарадж приехал во Врадж и пришёл ко мне вместе с группой своих преданных. И в процессе разговора, обсуждения, зашла речь о том, каким образом говардхана-шила, красивая, очень, могущественная появилась в Govardhan Ecovillage, в проекте под Бомбеем. Они рассказали мне историю, как это произошло. И история буквально такая: они попросили матаджи, которая всю свою жизнь практически с молодых ногтей поклоняется говардхана-шиле, которой уже сейчас далеко за восемьдесят, она живёт на Кусум-сароваре, она подарила этот храм ИСККОН, небольшой храм Радха Ванбихари на Кусум-сароваре. Они попросили её, объяснили, что они хотят поклоняться Говардхану в Govardhan Ecovillage, в проекте, специально построенном для того, чтобы воспроизвести изначальный Говардхан. Там у них есть реплика изначального Говардхана и так далее. Она сказала: «Хорошо, я подумаю, дайте я попрошу разрешения у самого Говардхана». Она медитировала. В конце концов в медитации ей пришла определённая шила. Она нашла эту шилу. Она отложила её на другое место. По правилам нужно положить её на другое место и посмотреть, как шила будет себя вести. И потом окончательное разрешение на этот переезд должно прийти во сне, когда эта самая шила должна прийти во сне к бриджабаси, который осмеливается на такой поступок, и сказать: «Да, действительно я хочу, чтобы мне поклонялись где-то в другом месте». Только после того, как всё это произошло, и после того, как эта говардхана-шила пришла к матаджи, она дала своё разрешение, и вайшнавы из общины на Чоупатти забрали эту говардхана-шилу, купили для неё отдельное место в поезде, поклонялись ей в поезде и в конце концов привезли на своё постоянное место в Govardhan Ecovillage.
Услышав обо всём этом все эти истории, узнав о том, с какой осторожностью сами бриджабаси относятся к этому, как они бережно, осторожно и трепетно относятся к этому вопросу, я, во-первых, решил поделиться всем этим с вами; а во-вторых, сказать, что, пожалуйста, не обращайтесь больше ко мне с просьбами: «Говардхан сам пришёл ко мне, потому что я обходил холм Говардхан и увидел шилу, которая попросилась» и так далее. Все эти рассказы, которые я слышал много-много раз, они приниматься не будут. Есть авторитетный процесс. Это авторитетный процесс такой: обитатель Вриндавана должен сам предложить вам говардхана-шилу для поклонения, причём это решение должно подтвердиться во сне, когда этот камень, это Божество, придёт к нему и скажет о том, что «да, я хочу, чтобы мне поклонялся такой-то и такой-то преданный». Это то, как говардхана-шила может прийти. От того, что ваш взгляд упал на какую-то говардхана-шилу, и у вас появилось непреодолимое желание поклоняться ей, это еще не причина.
Говардхана-шиле можно поклоняться, если вы живёте на самом Говардхане и не увозите её никуда, для этого не нужно никаких особенных разрешений. Но если речь идёт о том, чтобы поклоняться говардхана-шиле, Господу в этом образе, в каком другом месте, то должны быть соблюдены все эти тонкости.
Пожалуйста, проникнитесь важностью этого вопроса и не задавайте мне, не спрашивайте у меня разрешения, если все эти условия не выполнены. Большое спасибо за понимание! Я надеюсь, вы до какой-то степени ощутили, насколько это серьезное решение и как к нему нужно по-настоящему относиться.
Харе Кришна! Шрила Прабхупада, ки джай!