С одной стороны, мы много всего понимаем, мы много санскритских слов знаем естественным образом. А с другой стороны, Шрила Прабхупада не зря сохранил любовно все эти стихи на санскрите, потому что они несут в себе очень много. Это непосредственный дар из духовной сферы творения.
И если хорошо понять, как устроен санскрит, это на самом деле нетрудно, то стихи учить очень легко, никаких проблем нет. Просто вы не сможете этим воспользоваться.
Это ж не случайно! Эта система, она не случайна, в ведической культуре очень большое место занимала.
Я видел, как это работает. Я встречался с какими-то хорошими аюрведическими врачами или с какими-то астрологами. Всякий раз, когда они… Эти стихи становятся той призмой, сквозь которую они видят всё.
Хороший астролог, он никогда не будет вам говорить что-то из головы или что-то, что только что пришло в голову. Он процитирует стих из Варахамихиры*, откуда-то там из «Брихат-джатаки» или из «Брихат…» откуда-то там… Ну, неважно. Процитирует стих из этого и потом из этого стиха скажет что-то.
* Варахамихира – индийский астроном, математик, астролог. Его труд “Брихат-джатака” — это введение в науку толкования гороскопов, фундамент индийской астрологии; считается золотой классикой астрологии.
То есть он увидел в вашем гороскопе, когда он смотрел на него, этот стих. И, во-первых, он скажет всё очень точно то, что там говорится, все результаты, которые есть. Во-вторых, этот стих, он сам по себе изнутри раскрывается.
Когда мы учим стихи, то мы нечто, находящееся вне нас, закладываем внутрь. «Шримад-Бхагаватам» оказывается внутри нас. И мы смотрим на мир сквозь призму этих стихов.
Или какой-нибудь аюрведический врач, он будет вам цитировать стихи. Не потому, что он хочет на вас произвести впечатление, не потому, что он думает, что вы понимаете эти стихи, а потому, что эти стихи сформировали его ви́дение. Он видит мир именно через них, и он просто рассказывает вам. Потом он вам объяснит. Но сначала он скажет то, что у него возникло.
И эти стихи, с одной стороны, они очень компактны. То есть это очень концентрированный, компактный способ вложить что-то в минимальное количество слов.
Они специально написаны стихами. Если бы их не надо было учить, то тогда бы все ведические произведения были написаны прозой.
Стихами для чего пишется всё? Для того чтобы нам легко было учить, правильно? В отличие от прозы. Прозу очень трудно учить. Стихи с их ритмом, с их, так сказать, чёткой, жёсткой структурой, они сами…
Первое слово строки вам скажут:
а̄нанда-чинмайа-раса-пратибха̄вита̄бхис
та̄бхир йа эва ниджа-рӯпатайа̄ кала̄бхих̣
голока эва нивасатй акхила̄тма-бхӯто
говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми
(«Брахма-самхита», 5.37)
Весь стих оттуда идёт. Вам нужно только одно первое слово сказать.
При этом, когда вы учите стихи, — это же очень замечательный способ сосредоточить своё сознание на этом. И это ваше доказательство того, что вы серьёзны, что вы хотите сосредоточиться. Да, есть какая-то лень естественная у нас, есть некие препятствия. Но на самом деле это нетрудно, и это очень благодарная вещь.
Как Шрила Прабхупада, когда его дело разорилось, и его работники, которые у него работали на этой фабрике по производству лекарств, растащили всё, что он на это сказал? Он не стал рвать на себе волосы, он не стал кататься по земле. Он произнёс стих из «Шримад-Бхагаватам»: йасйа̄хам анугр̣хн̣а̄ми (Бхаг., 10.88.8) — когда Кришна хочет к кому-то проявить милость, Он, соответственно, лишает его всего, от него все отворачиваются, а потом Он даёт ему Себя.
То есть эти вещи в виде чеканных формул, эти мысли, идеи, эмоции, которые приняли форму стихов, когда мы учим их наизусть, — это способ всё то, что, опять же, находится вне нас, поместить внутрь, то есть помочь нам думать таким же образом, сформировать, скажем так, нейронные связи, чтобы понятней было (Махарадж смеётся) и выработать определённые нейротрансмиттеры, чтобы совсем уж понятно стало (Махарадж смеётся), потому что нам нужно так объяснять. (смех)
Это способ увидеть мир глазами людей гораздо более возвышенных. А это же великое преимущество, которое у нас есть.
Прошу прощения за плохие новости. (смех)
https://goswami.ru/lecture/5526