Харе Кришна, дорогие преданные из уфимской ятры! Я с удовольствием откликаюсь на вашу просьбу записать несколько слов поздравлений с Гаура-пурнимой.
Вы все знаете, что Гаура-пурнима, наверное, самый главный наш праздник, потому что именно благодаря Гауранге Махапрабху, Его желанию и Его милости мы все находимся там, где мы сейчас находимся. У нас есть возможность повторять святое имя, думать о Кришне, рассказывать друг другу о Кришне, петь киртан.
И поистине удачу эту невозможно оценить. Люди, родившиеся в другой культуре, в других обстоятельствах, люди, чьи возможности выбора были очень сильно ограничены тем меню, которое предоставляет наша культура, вдруг оказались в совершенно другом пространстве, внутренне в другом сердечном пространстве, познакомились с совершенно другой культурой и почувствовали что-то, что они никогда бы не почувствовали, оставаясь в рамках тех обусловленностей, которые привели их к рождению в определённом месте.
Чайтанья Махапрабху — наше всё! Он принес нам всё то, что у нас есть. И самое главное из всего того, что Он принёс… Он принёс философию, Он принёс культуру, Он принёс святое имя. Но в конечном счёте кульминацией всего того, что Он принёс, являются духовные эмоции, которые Он проповедовал и показывал на Своём примере, те бури духовных эмоций, которые Он Сам переживал.
И всё остальное, как бы возвышенно и замечательно оно ни было, будь то культура, или практика, или ещё какие-то существенные элементы того, что мы делаем, или даже философия, — всё это в конечном счёте будет обесценено полностью, если мы не достигнем цели всех этих устремлений: опыта любви, опыта возвышенных духовных эмоций.
И, собственно, сегодня, в день Гаура-пурнимы, мы празднуем приход именно этой возможности в нашу жизнь. Пусть эта возможность ещё не реализовалась, пусть мы ещё не можем со всем правом сказать, что у нас есть то, ради чего Господь Чайтанья пришёл в этот мир, чтобы дать нам это, но по крайней мере у нас есть эта возможность. И сегодня, в день Гаура-пурнимы, мы празднуем именно эту возможность, тот шанс, который у нас появился благодаря Его приходу на землю.
Прабодхананда Сарасвати в своих бесконечных стихах, когда он прославляет, не в силах остановиться, Господа Чайтанью в «Чайтанья-чандрамрите», снова, и снова, и снова вспоминая разные аспекты Его явления, в том числе говорит:
самсара-духкха-джаладхау патитасйа кама-
кродхади-накра-макараих кавали-кртасйа
дурвасана-нигадитасйа нирашрайасйа
чаитанйа-чандра мама дехи падаваламбам
В каком-то смысле этот стих перекликается с тем, что я говорил до этого. Он говорит, что для меня, человека, который тонет в океане страданий самсары, самсара-духкха-джаладхау патитасйа — для человека, который оказался в этой воде страданий океана самсары… Эта вода окружает нас со всех сторон, как и водится в океане. Когда человек оказывается посреди океана, куда бы он ни бросил взгляд, он видит эти безнадёжные, простирающиеся до самого горизонта воды.
И для такого человека, оказавшегося там, самсара-духкха-джаладхау патитасйа кама- / кродхади-накра-макараих кавали-кртасйа — и ладно бы это, это само по себе было бы очень плохой новостью, но ещё и в этом океане живут акулы, которые пытаются укусить нас, и не просто пытаются укусить нас, а уже проглотили нас. Кама-кродхади, кама — вожделение, кродха и все их приспешники, они, как акулы, кавали-кртасйа — они проглотили нас полностью, мы там.
И ладно бы ещё это, но вдобавок ко всем этим проблемам… Мало того, что я оказался посреди океана бескрайнего, не видя никакого выхода. Мало того, что со всех сторон меня норовят проглотить страшные акулы и периодически проглатывают. Ещё и оказывается, что я в кандалах нахожусь, дурвасана-нигадитасйа — у меня на ногах кандалы.
У человека, который оказался в океане, мало шансов на спасение. Если в океане живут акулы, шансов еще меньше. Но если у него на ногах кандалы, то о каких шансах может идти речь? Эти кандалы, которые есть у нас, у каждого из нас, эта дурвасана-нигадитасйа нирашрайасйа, эта дурвасана — это впечатления, дурные впечатления, самскары из прошлой жизни, впечатления греховных чувственных наслаждений, которые мы приобрели за долгое время пребывания в материальном мире, которые реально как кандалы на наших ногах.
И в результате этого — нирашрайасйа — такой человек становится абсолютно без прибежища. У него нет никакой надежды на спасение.
И Прабодхананда Сарасвати говорит, что, тем не менее, надежда на спасение у нас появилась. А в чём она заключается? Чаитанйа-чандра мама дехи падаваламбам — «Пожалуйста, дай мне опору Своей милости! Дай мне эту самую точку опоры, оттолкнувшись от которой, или оперевшись на которую, я смогу в конце концов выбраться из этого трагического состояния, в котором я сейчас нахожусь, даже, в общем-то, сам того не подозревая, не осознавая». Сам тот факт, что я осознал, — это уже проявление милости. Но этого мало. Он говорит: «О Чайтанья Чандра, протяни мне руку Своей милости! И, протянув руку Своей милости, Ты сможешь вытащить меня из этого сложного положения».
Эта рука милости, которую даёт Господь Чайтанья, которую Он готов протянуть нам, она заключается в тех эмоциях, которые Он вложил в святое имя.
Кришнадас Кавирадж Госвами описывает это в Ади-лиле «Чайтанья-чаритамриты», где он говорит, что Чайтанья Чандра, Господь Чайтанья, надел на мир гирлянду святого имени, переплетённого с премой.
В другие Кали-юги приходит другая аватара, не Сам Господь Чайтанья, не Сам Кришна, вооруженный, или наполненный, эмоциями Шримати Радхарани, а другая аватара, которая распространяет святое имя.
И святое имя спасает, потому что эта тарака-шакти заложена в самих слогах святого имени.
Но Чайтанья Чандра, Чайтанья Махапрабху, дал нам не просто святое имя. Он дал нам святое имя, в которое Он вложил Свои эмоции. И что это значит? Это значит, что мы можем читать «Чайтанья-чаритамриту», «Чайтанья-Бхагавату» и соприкасаться с описаниями Его эмоций, переданными великими святыми прошлого.
И, повторяя святое имя, мы можем почувствовать отблеск этих эмоций, которые будут ложиться на нас. Именно эти эмоции, которые Сам Чайтанья Махапрабху вложил в святое имя, надев на всю землю гирлянду, в которой цветы святого имени переплетены с цветами премы, мы можем избавиться от всех этих вещей. Эти эмоции, трансцендентные эмоции, смогут стереть дурные самскары без следа, они смогут вызволить нас из пасти акул вожделения, гнева, зависти, которые живут в этом океане, и в конце концов помогут нам выбраться на берег из бескрайнего океана самсары. И, когда мы выберемся на этот берег и оглядимся вокруг, мы поймём, что мы оказались в Навадвипе, в трансцендентной обители, где Господь Чайтанья всегда проводит Свои игры.
Недаром Он пришёл на эти девять островов. Это те самые острова в океане, которые Он приготовил для нас. И эти острова могут оказаться очень близко рядом с нами, если мы также не будем пренебрегать помощью преданных, у которых есть опыт этих эмоций, и попытаемся приобщиться к их опыту, к опыту, который у них есть.
Поэтому, ещё раз, я очень рад поздравить вас с этим праздником. Ваши замечательные Божества благословляют вас. Я знаю, с какой любовью и теплотой вы заботитесь о Них. И, конечно же, это подразумевает ответную любовь и заботу от ваших Божеств. И я уверен, что Они прольют на вас в этот день особенно, а также во все остальные дни вашей жизни, Свою милость. А я буду надеяться, что какие-то крохи этой милости перепадут и мне как тому, кто до какой-то степени причастен и к этим Божествам, и к тому, что у вас происходит.
Спасибо большое!
Счастливой Гаура-пурнимы вам всем!
Харе Кришна!
Ссылка на лекцию: https://t.me/goswamiru/483