Аннотация:
Объяснение стиха из «Бхаджана-рахасьи» 1.33, как получить богатство джапы. Объяснение двух стихов из «Падма-пураны», о неотличии святого имени от Самого Бога и том, как оно проявляется у нас пропорционально нашему желанию служить.
***
Харе Кришна! У нас сегодня второй день нама-ретрита, когда мы с решимостью повторяем шестьдесят четыре круга как минимум. Придёт такое время — преданные будут давать на инициацию обет: как минимум шестьдесят четыре круга каждый день.
И мне хотелось сказать несколько слов по этому поводу. Я напомню стих, о котором мы говорили вчера. Стих, который объясняет, как получить богатство джапы:
манах̣-сам̇харан̣ам̇ ш́аучам̇
маунам̇ мантра̄ртха-чинтанам
авйагратвам анирведо
джапа-сампатти-хетавах̣
(Бхаджана-рахасья, 1.33)
Манах̣-сам̇харан̣ам̇ ш́аучам̇ — человек должен стараться держать свой ум в чистоте и для этого постоянно возвращать к звуку святого имени своё внимание. Иногда люди пытаются думать во время этого об играх Кришны, путая, что это совсем другая вещь. Есть нама-смаранам, есть лила-смаранам. Лила-смаранам и нама-смаранам — это разные вещи по природе. И нама-смаранам — мы помним имя, понимая, что в имени есть всё. Имя, как бутон, в своё время может раскрыться. Но наша практика сейчас — это нама-смаранам, поэтому манах̣-сам̇харан̣ам̇ ш́аучам̇ — мы собираем ум и концентрируем его на звуке святого имени.
Маунам̇ мантра̄ртха-чинтанам. Иногда люди отдельно толкуют эти понятия, иногда объясняют их вместе. Смысл мауны в том, чтобы думать о смысле святого имени, мантра̄ртха-чинтанам — размышлять об артхе, значении мантры, которую мы повторяем. Это очень важная вещь, потому что практика наша должна быть осознанной. Мы концентрируемся на звуке святого имени, но также понимаем, что́ мы говорим и в каком настроении мы обращаемся к святому имени: мы просим о служении, мы стараемся занять положении слуги.
И авйагратвам анирведо, авйагратвам — значит, у нас должна быть решимость. И решимость значит, в том числе, концентрация определённая, чтобы скорость… Авйагратвам — значит «я не обращаю внимание ни на что другое».
И анирведо — я не отчаиваюсь от того, что у меня всё это не получается. Я стараюсь это делать — не получается, но, тем не менее, я лелею надежду о том, что со временем всё это получится.
Джапа-сампатти-хетавах̣ — таким образом, человек может обрести сампатти, богатство джапы».
И мне хотелось сегодня для настройки, чтобы мы вспомнили два очень важных стиха из «Бхакти-расамрита-синдху», которые следуют друг за другом в «Падма-пуране».
Первый:
на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣шн̣аш́
чаитанйа-раса-виграхах̣
пӯрн̣ах̣ ш́уддхо нитйа-мукто
’бхиннатва̄н на̄ма-на̄минох̣
Этот стих объясняет: на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣шн̣аш́ / чаитанйа-раса-виграхах̣ / пӯрн̣ах̣ ш́уддхо нитйа-мукто, святое имя — нитья-мукта. Иначе говоря, мы не можем вызвать святое имя, мы не можем приказать святому имени: «Появись! На нашем языке». Оно нитья-мукта, оно всегда свободно, оно приходит только к тем, кому оно хочет прийти. Это личность. И хотя нам в нашем материальном сознании кажется, что это обычный материальный звук, так же как Божества кажутся нам обычными фигурками, на самом деле в тот момент, когда мы повторяем святое имя, мы вызываем Самого Бога и Бог приходит. Почему? Только потому, что у нас есть маленькая толика служения, желания служить:
атах̣ ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄ди
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау
свайам эва спхуратй адах̣
(Б.-р.-с. 1.2.234)
Он Сам проявляется у нас на языке пропорционально степени нашего желания служить Ему.
Подобно тому, как Кришна рождается у Васудевы и Деваки. И всем кажется, что Он родился у них. Но мы понимаем, что Он не родился у них, Он — аджа, нерождённый. Он появляется в ответ на их желание служить. Но внешне это происходит в точности, как будто бы обычный материальный ребёнок появился в чреве матери и родился девять месяцев спустя.
Точно так же нам кажется, что мы повторяем святое имя, а святому имени кажется, что оно проявляется на нашем языке. Два разных процесса. И степень полноты проявления святого имени зависит сева̄-унмукхе — от того, насколько мы склонны служить. Если мы занимаем положение слуги по отношению к святому имени, святое имя будет проявляться полностью или пропорционально тому, насколько мы хотим реально служить Ему.
Поэтому я предлагаю сейчас, когда мы будем повторять святое имя, медитировать именно на это.
И иногда, мы знаем: святое имя нисходит полностью. Наверняка у многих были такие моменты или такой опыт, когда вдруг непонятно откуда что-то происходит. Иногда кажется, что да, как бы обычный звук, я сам вызываю его, я также вибрирую языком. Но в какие-то моменты мы вдруг понимаем, что чудо произошло. Почему? Потому что у нас появилось это настроение служения: сева̄-унмукхе — желание служить. Я вчера говорил, что пропорционально этому желанию служить будет обостряться наше духовное видение и духовное чутье, духовное ощущение. Мы увидим бхакти в преданных, мы увидим Бога в изображении Бога, в Его мурти, и мы увидим Бога непосредственно в святом имени из-за нашего желания служить.
Святое имя бесконечно, оно самопроявлено, оно ава̄н̣-ма̄наса-гочарах̣ — его невозможно поймать языком или речью, его невозможно понять своим умом. Мы имеем дело с бесконечностью, с самопроявленным святым именем. Севонмукхе свайам эва спхуратй адах̣ — оно само проявляется в нас.
Сравнение, которое приводят, — когда маленький сын подходит к штанге и пытается поднять её, и он очень старается, то в этот момент из-за спины отец поднимает штангу, а сам думает: «О! Я поднял! Харибол!»
Точно так же мы можем только стараться, мы можем только пытаться служить, всё остальное сделает духовная энергия за нас. И надо понимать, что главное, что мы пытаемся делать, — это служить святому имени. Так оно проявляется само: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
У нас есть с вами четыре часа до завтрака.
Харе Кришна!
Ссылка: https://www.goswami.ru/lecture/2666