Сегодня по-нашему вайшнавскому календарю день ухода Шрилы Мадхвачарьи, основателя нашей сампрадаи. Наша сампрадая называется Брахма-Мадхва-гаудия-сампрадая. Ее трансцендентным основателем является Господь Брахма, творец этой вселенной, а Мадхвачарья — великий ачарья, приходивший в Кали-югу для того, чтобы восстановить учение Господа Брахмы и дать его душам Кали-юги. И Чайтанья Махапрабху принял посвящение в этой сампрадае, в преемственности, шедшей от Мадхавендры Пури.
Мадхвачарья родился в Карнатаке в 1238-м году в XIII веке. До сих пор его деревня Паджака-Кшетра, место его рождения, его дом, в котором он родился, бережно сохраняется последователями Мадхвачарьи. И говорится, что в образе Мадхвачарьи сам полубог Ваю, Мукхья-прана, один из величайших полубогов, который в соответствии с иерархией полубогов занимает место сразу после Лакшми-деви, супруги Нараяны и Брахмы, творца этой вселенной, воплотился в образе Мадхвачарьи.
До этого Мукхья-прана воплощался в образе Ханумана, и в образе Ханумана Мукхья-прана, Ваю, помогал Господу Рамачандре в Его лилах. После этого он снова пришел на Землю в образе Бхимы, и в образе Бхимы он помогал другому воплощению Верховного Господа — Кришне, сражаясь за Него, отстаивая дхарму и прежде всего, конечно же, сражаясь на Курукшетре. И, наконец, в третий раз Мукхья-прана, или Ваю, пришел на Землю в образе Мадхвачарьи для того, чтобы помочь еще одному воплощению Господа — Вьясадеве.
Вьясадева в соответствии с философией Мадхвачарьи является полной инкарнацией Господа Вишну здесь, на Земле, и Его роль заключается в том, чтобы утвердить, восстановить священные писания и помочь людям Кали-юги при всех неблагоприятных обстоятельствах, которые сопутствуют нам в Кали-югу, тем не менее жить праведной жизнью, жить чистой жизнью и в конечном счете развить в себе любовь к Господу.
Жизнь Мадхвачарьи исполнена необычайных чудес. На самом деле это был постоянный праздник, когда с самого рождения Мадхвачарья совершал свои чудеса. Одно из самых первых чудес, которые он совершил, было чудо, когда он съел целый мешок отваренного для лошадей гороха. Это то, каким образом он в первый раз отведал зерновых или бобовых. Мальчик отличался совершенно гигантским ненасытным аппетитом, и этот аппетит Мадхвачарья пронес через всю жизнь. Мы знаем, что и у Ханумана, и у Бхимы тоже был этот самый выдающийся аппетит, что, в общем-то, не удивительно, если мы вспомним происхождение Мадхвачарьи, о том, что он не простой человек, не простой смертный, но сам полубог стихии ветра, который пришел сюда для того, чтобы учить нас преданности Верховному Господу.
А на протяжении своей жизни Мадхвачарья, как традиционно принято у всех ачарьев, совершил паломничество по святым местам и дважды приходил в Бадарикашрам. Приходя в Бадарикашрам, в это уединенное и очень труднодоступное место на высоких Гималайских горах, он не ограничивался тем Бадарикашрамом, или тем местом, которое доступно простым смертным, он пошел дальше в Уттара-бхадри. По преданию в Уттара-бхадри Шрила Вьясадева по-прежнему находится там вместе с мудрецами, это запрещенный, закрытый, недоступный обычным смертным регион Гималаев. И в этом регионе Гималаев Вьясадева по-прежнему совершает свой бхадажан.
Мадхвачарья дважды получал даршан Вьясадевы. И первый раз, когда Мадхвачарья пришел к Вьясадеве, он принес ему на суд свою книгу — комментарий на «Бхагавад-гиту». В комментарии на «Бхагавад-гиту» в мангалачаране, в первом стихе, предваряющем этот комментарий, Мадхвачарья пишет: «Я попытался немножечко объяснить смысл этой книги». Когда Вьясадева почитал его книгу, он сказал, что «в твоей книге есть одна ошибка». И когда Мадхвачарья, очень расстроенный, спросил: «Что же это за ошибка?», Вьясадева сказал: «Ты пишешь тут, что ты пытаешься слегка объяснить суть „Бхагавад-гиты“, но на самом деле ты изложил суть „Бхагавад-гиты“ как она есть. В этом ошибка. Все остальное безошибочно и безупречно».
Великий Мадхвачарья проповедовал отчаянно и очень смело проповедовал сиддханту вайшнавов, опровергая заблуждения последователей философии майявады, это был один из остриев его проповеди. Именно поэтому Шри Чайтанья Махапрабху, благодарный за опровержение философии майявады, которая лишает душу возможности непосредственно служить Верховному Господу, принял посвящение в этой школе. Конечно же, Он принял посвящение в этой школе так же потому, что Его предтеча, Мадхавендра Пури, принес эту бхаву — любовь в разлуке с Верховным Господом, которую потом Шри Чайтанья Махапрабху показал и объяснил своим последователям.
Помимо опровержения философии майявады Шри Чайтанья Махапрабху взял из школы Мадхвачарьи другой принцип — поклонение Божеству Кришны как Личности. По-прежнему сейчас, если вы окажетесь в святом месте, где прошла бо́льшая часть жизни Мадхвачарьи в Удупи, вы увидите, как с огромной любовью в храме Удупи в Шри Кришна-матхе поклоняются Божеству Кришны. Божество Кришны особое, это Божество самопроявленное, Сам Кришна проявил это Божество в ответ на просьбу Деваки. В Двараке, когда Деваки однажды со слезами на глазах стала молить Кришну показать ей Его детские игры, которых она была лишена, Его игры во Вриндаване, Кришна вдруг стал маленьким мальчиком. И маленьким игривым мальчиком в одежде пастуха Он залез к ней на колени и стал просить ее, чтобы она накормила Его молоком. И растроганная Деваки стала кормить Его молоком из своей груди, ненарадуясь на те чувства материнской любви, которые заполнили в этот момент ее сердце.
Когда же Кришна снова принял Свой обычный облик, то Рукмини, которой удалось наблюдать за этим, попросила Его, чтобы Он в память об этой лиле оставил ей Божество для поклонения. Это Божество, которому поклонялась сама Рукмини-деви, самопроявленное Божество, которое проявил Сам Господь Кришна — маленький Кришна во Вриндаване с мутовкой и с веревкой в руках — по-прежнему стоит там в храме Удупи Кришны. Его нашел Мадхвачарья, обнаружил в огромном куске глины, гопичандане, который вез корабль.
И если мы придем в этот храм, мы увидим, как это Божество живет в этом храме как маленький мальчик, которому поклоняются с любовью и преданностью. Это настроение поклонения Божеству как живому в очень личностных отношениях — существенная часть того, чему учил нас Господь Чайтанья. Мы знаем, что это один из способов очень быстро обрести бхаву — поклоняться Божеству не как статуе, но как Личности.
Итак, эти два принципа — опровержение философии майявады и поклонение Божеству Кришны как Личности — Шри Чайтанья Махапрабху взял у Мадхвачарьи. И сегодня, медитируя на его удивительный уход, мы можем также медитировать на эти два важных философских и практических принципа, которые лежат в основе нашей практики бхакти.
Уход Мадхвачарьи, который мы отмечаем сегодня, тоже был удивительным. Он не ушел, как обычный человек: нигде — ни в Удупи, ни в другом месте на Земле — нет его самадхи. Он рассказывал «Упанишаду» своим ученикам, в этот день он рассказывал «Шатпрашна-упанишаду». «Шатпрашна-упанишада» — одна из самых важных для последователей Мадхвачарьи Упанишад, потому что именно там роль Мукхья-праны, особая роль Ваю, выделяется по сравнению с ролью других полубогов.
И, рассказывая «Шатпрашна-упанишаду», Мадхвачарья пришел в экстатическое состояние, как это часто бывало с ним, когда он проповедовал или общался со своими учениками. И ученики к своему необычайному изумлению увидели, как цветы стали падать с неба на их ачарью. В восторге и благоговении они застыли, созерцая это чудо. Гора цветов росла, и росла, и росла до тех пор, пока не покрыла Мадхвачарью полностью. Из этой горы по-прежнему раздавались трансцендентные звуки его речи, когда он прославлял Мукхья-прану, или Ваю, прославлял Упанишады, прославлял путь ведической культуры, путь Вед.
Но в какой-то момент эти звуки затихли, и ученики заподозрили что-то не ладное, бросились к Мадхвачарье, к тому месту, где он сидел, и стали разгребать огромную гору цветов, оставшуюся на том месте, где он был, но ничего кроме этих цветов там не было. Говорится, что Мукхья-прана по одному ему ведомым путям в этот момент покинул Удупи и вернулся в Бадарикашрам, где он по-прежнему находится вместе со Шрилой Вьясадевой в числе его свиты. Место, на котором сидел в этот момент Мадхвачарья, до сих пор сохранилось в Удупи, оно находится в храме Анандешвары, и по-прежнему есть та самая асана, с которой он в последний раз проповедовал ученикам и с которой он ушел в Бадарикашрам.
Итак, еще раз, медитируя сегодня на этого великого ачарью, мы медитируем в том числе на эту непрерывную цепь гигантов, великих философов и преданных, которые сохраняют своей жизнью и своим примером бхакти в этом мире живой. И, конечно же, благодаря и восхищаясь Мадхвачарьей, мы также вспоминаем великих последователей — Чайтанью Махапрабху и самого последнего из них — Абхая Чаранаравинду Бхактиведанту Свами Прабхупаду, который совершил чудо не меньшее, чем чудеса великих ачарьев прошлого.
ссылка на ютуб https://www.youtube.com/watch?v=D3I65VskOWo