Аннотация:
Роль духовного учителя в жизни ученика в том, что перед духовным учителем мы можем полностью избавиться от своего эго. Есть идея о том, чтобы внести имя Шрилы Прабхупады в «Книгу рекордов Гиннеса» как того, о ком написано больше всего воспоминаний. Ученики Шрилы Прабхупады вспоминают те моменты, когда они оказывались за пределами своего эго (духовный мир простирается целиком за пределами эго, тогда как материальный мир, доступный нашим чувствам, является порождением ложного эго). Шрила Прабхупада, конечно же, был одарён могуществом, которое дал ему Сам Шри Кришна для того, чтобы лишать людей их ложного эго и таким образом обретать истинное знание. Истинное знание можно обрести только вне ложного эго и только в тот момент, когда его нет.
Истории:
1. Про деньги для строительства храма Кришны-Баларамы во Вриндаване. Духовный учитель снова и снова учит нас тому, что не мы действующие, не мы делаем. Надо действовать, надо делать всё что можно, но успех, плоды этого успеха принадлежат не нам.
2. Про возвращение ученика из Англии во Францию после посвящения. То состояние, к которому мы с вами должны все стремиться: состояние свободы от ложного эго, держащего нас здесь в плену.
3. Про вентиляторы в храме Кришна-Баларам мандире. Избавиться от эго можно только! только! и только! в отношениях с духовным учителем. Никакого другого способа нет. Обрести настоящее знание можно только через отношения с духовным учителем.
Шрила Шачинандана Махарадж попросил меня начать нашу сегодняшнюю вечернюю программу, посвящённую Дню ухода Шрилы Прабхупады. И для всех учеников Шрилы Прабхупады это самый важный день в году. И в каком-то смысле для нас, последователей Шрилы Прабхупады, это тоже самый важный день в году.
В 7 часов 14 минут вечера 14-го ноября 1977-го года в чатуртхи титхи светлой половины месяца картика Шрила Прабхупада присоединился к вечным лилам Кришны.
Вчера Кришна поднял Говардхан. В трития титхи Индра решил показать всему миру могущество ложного эго и обрушил на обитателей Вриндавана свой гнев. Кришна, чтобы защитить своих преданных, поднял гору, для того чтобы показать, что какой бы огромной не была гора нашего эго, Кришна сможет защитить всех истинных преданных от этой напасти, подняв другую гору — гору любви, гору смирения.
.
На самом деле роль духовного учителя в жизни ученика в том, что перед духовным учителем мы можем полностью избавиться от своего эго. На самом деле мы не должны принимать никого своим духовным учителем до тех пор, пока мы не уверены в том, что это тот человек, перед которым я не буду по привычке демонстрировать своё эго.
И ученики Шрилы Прабхупады один за другим пишут свои воспоминания, даже если их соприкосновение со Шрилой Прабхупадой было не очень значительным. Один из преданных ИСККОН, ученик Гопала Кришны Махараджа, сказал, что они хотят внести имя Шрилы Прабхупады в «Книгу рекордов Гиннеса» как того, о ком написано больше всего воспоминаний. И это не случайно, потому что ученики Шрилы Прабхупады вспоминают те моменты, когда они оказывались за пределами своего эго. В этом основная функция духовного учителя: вынуть нас, тёпленьких, из скорлупы своего эго и показать мир, который лежит за пределами нашего эго. Духовный мир простирается целиком за пределами эго, тогда как материальный мир, доступный нашим чувствам, является порождением ложного эго.
Я не знаю, расскажет ли Шачинандана Махарадж замечательную историю из своих воспоминаний о Шриле Прабхупаде, где Шрила Прабхупада сказал ему: «Это ты создал материальный мир». И это справедливо по отношению к каждому из нас. Мы создали материальный мир, потому что весь этот мир в соответствии с философией санкхьи — творение ложного эго. Он возникает в результате ложного эго, из ложного эго.
И духовный учитель нужен для того, чтобы вывести человека из этой темницы ложного эго, в которой мы все, к сожалению, гниём, в которой мы отбываем один срок за другим, в тюрьме этого мира и показать мир, который лежит за пределами ложного эго. И в тот самый момент, когда человек ощущает, что эго сняли, он вдруг видит и чувствует, ощущает реально, что он стоит лицом к лицу с Кришной и в то же самое время понимает сам себя, понимает, кто он на самом деле. И Шрила Прабхупада, конечно же, был одарён могуществом, которое дал ему Сам Шри Кришна для того, чтобы лишать людей их ложного эго и таким образом обретать истинное знание. Истинное знание можно обрести только вне ложного эго и только в тот момент, когда его нет.
Когда люди изучают священные писания, «Шримад-Бхагаватам» или «Бхагавад-гиту», «Бхакти-шастры», «Бхакти-вайбхавы», получают новые дипломы (бхакти-веданта, бхакти-сарвабхаума, бхакти-, что там ещё у нас есть? Бхакти-нирвишеша, всевозможные дипломы), то они обманывают сами себя. Бхакти начинается за пределами дипломов. Сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ / тат-паратвена нирмалам (Ч.-ч., Мадхья, 19.170), упадхи — значит «диплом». Бхакти начинается там, где кончаются дипломы, где кончаются награды нашего ложного эго, вымпелы, медали и другие символы успеха нашего ложного самоотождествления здесь, в материальном мире: «Я сумел отождествить себя с огромным количеством вещей».
И воспоминания, которые пишут ученики Шрилы Прабхупады, когда они рассказывают о нём или пишут целые книги, они именно об этом — об этих моментах, редких, удивительных моментах в нашей биографии, в нашей духовной жизни, когда они вдруг оказывались за пределами ложного эго и ощущали необычайное счастье несмотря на то, что сама по себе операция была болезненной.
Да, когда наше ложное эго пытается уничтожить кто-то другой, не духовный учитель, то наше ложное эго становится только ещё прочнее. Когда мы пытаемся лишить другого ложного эго или, как у нас говорят, «по ложняку, по ложняку», то ложное эго становится только ещё крепче, ещё прочнее. Но когда человек предварительно готов избавиться от своего ложного эго, готов почувствовать себя блаженным дураком перед своим духовным учителем, то тогда опыт соприкосновения с учителем может действительно превратиться в удивительный духовный опыт, духовное переживание.
Я расскажу пару историй, которые я сегодня слушал, пытаясь медитировать на Шрилу Прабхупаду и на то, что он сделал (чтобы не задерживать слишком много вашего внимания).
Одна история (я услышал её сегодня, она мне очень понравилась) про то, как Шрила Прабхупада строил храм во Вриндаване. И, естественно, ему нужны были для этого средства. И, естественно, ученики Шрилы Прабхупады, они соревновались за то, чтобы так или иначе привлечь к себе его внимание, его милость. И когда стройка была в самом разгаре, и Шрила Прабхупада сказал, что «мне нужны средства, чтобы построить храм Кришны-Баларамы», то один санньяси гордо выступил вперёд и сказал: «Шрила Прабхупада, через пару месяцев я дам Вам сто тысяч долларов». Даже сейчас это немаленькие деньги, а в те времена (в 74-м, в 75-м году) это были гигантские средства.
И всё так и случилось. Он через несколько месяцев пришёл для того, чтобы отрапортовать Шриле Прабхупаде, который находился здесь же, во Вриндаване, что он положил на его счёт сто тысяч долларов. И, естественно, он ожидал похвалы, прославлений, ещё чего-то. И Шрила Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Сто тысяч? Почему не сто восемь?» (взрыв смеха) Это была единственная реакция Шрилы Прабхупады.
И это на самом деле очень глубокий урок. Потому что мы все делаем что-то, и при этом, желая сделать что-то, мы одновременно с этим (или ухитряясь сделать что-то), мы очень сильно зависим от того, чтобы получить какое-то вознаграждение за это. А духовный учитель снова и снова учит нас тому, что не мы действующие, не мы делаем. Надо действовать, надо делать всё что можно, но успех, плоды этого успеха принадлежат не нам.
Другая история такого же плана, похожего. Её рассказывает Хари Вилас прабху, про то, как он получил посвящение от Шрилы Прабхупады, второе, оказавшись рядом с ним, в непосредственной близости. Они были вдвоём в комнате. Шрила Прабхупада шептал ему гаятри-мантры на ухо, и он чувствовал себя необычайно особенным. Это ощущение, которое каждому из нас знакомо, в котором мы пребываем бо́льшую часть нашего странствия по земле.
И после того, как он получил посвящение, Шрила Прабхупада сел и стал с ним разговаривать. Дело было в Англии, ему нужно было возвращаться обратно во Францию. И перед тем, как проститься с ним, Шрила Прабхупада говорит:
— Ну что, ты едешь во Францию?
Он говорит:
— Да, Шрила Прабхупада, еду во Францию.
— Через Кале? Ты приедешь в Кале?
— Шрила Прабхупада, нет-нет, я не в Кале еду, я еду из Дувра.
Он ему рассказал. Шрила Прабхупада сказал:
— Точно? Ты уверен? Не через Кале?
— Нет-нет, Шрила Прабхупада, Вы неправы.
И тут он поймал себя на мысли: «Что я такое говорю?»
Это то, как работает наше эго. Когда оно получает какую-то подпитку, когда мы заряжаем его, когда вдруг у нас появляется красный индикатор: «ложное эго нуждается в подпитке, пожалуйста, подзарядите его, иначе как же мы будем жить», то тотчас же, сразу же, в следующее мгновение человек делает какую-то вещь.
И Хари Вилас прабху говорит: «Я вдруг обнаружил себя, что я сижу перед своим духовным учителем, ещё мгновение назад я был готов отдать ему всё, предаться ему, и я говорю: „Нет, Шрила Прабхупада, Вы неправы“».
Он говорит: «Но самое интересное случилось потом. Потому что, когда я приехал в порт отправления, то я, к удивлению своему, услышал объявление, что из-за бурной погоды паром отправляется позже и отправляется в Кале». (смех) И в этот момент он вспомнил, как Шрила Прабхупада… чему хотел научить его Шрила Прабхупада.
Это, собственно, то состояние, к которому мы с вами должны все стремиться: состояние свободы от ложного эго, держащего нас здесь в плену.
Другая история, её рассказал тоже Махатма прабху, мне очень понравилась. С того самого момента, когда открывали храм Кришны-Баларамы во Вриндаване и в качестве новинки, невиданной, неслыханной, невероятной, в храме Кришна-Баларам мандире были повешены вентиляторы. Тогда это была ещё большая редкость здесь, во Вриндаване. И, слушайте! Очень маленький, но очень важный, интересный момент. Все сидели под этими вентиляторами, жарко. И все пытались подставить себя под струю прохладного воздуха от этих вентиляторов. И Шрила Прабхупада заметил это. И сразу же, заметив это, он указал на ошибку принципиальную в первом действии, которую мы делаем, потому что эго — это точка отсчёта, с которой начинается наша с вами жизнь и видение этого мира.
Шрила Прабхупада сказал: «Вот вы сейчас сидите и думаете: „Как хорошо меня обдувает вентилятор“, а нужно сидеть и думать: „Какой ужасный этот мир, тут так жарко, так, что нам приходится сидеть под вентилятором“».
Чувствуете разницу между этим? Эго говорит: «Как хорошо! Вентилятор обдувает меня, его специально повесили для того, чтобы мне было хорошо». Душа должна в этот самый момент сказать нечто совершенно другое: «Я попал в это ужасное место. И как бы я ни пытался приспособиться к этому месту, как бы я ни пытался сделать своё пребывание здесь благополучным, ничего у меня не получится».
Вентилятор должен напоминать нам не о том, что мы достигли успеха в материальной жизни, так же как холодильник, пылесос, компьютер и все остальные удобства, изобретённые ложным эго. Все они должны нам напоминать о нашем полном поражении здесь, в материальном мире, которое будет продолжаться как наш повторяющийся опыт жизни до тех пор, пока мы от эго не избавимся. А избавиться от эго можно только! только! и только! в отношениях с духовным учителем. Никакого другого способа нет!
Обрести настоящее знание можно только через отношения с духовным учителем, потому что всё остальное будет всего лишь навсего знание, которое профильтровано сквозь наше эго, и таким образом всё остальное будет всего лишь навсего комком невежества, даже если оно по форме будет напоминать титулы бхакти-веданты, бхакти-вайбхавы, бхакти-шастры и бхакти- нирвишеши.
Спасибо большое!