Я очень рад видеть вас всех на этой парикраме.
Мы приезжаем в какое-то святое место, на парикраму, для того, чтобы настроиться на это место.
В каждом месте на земле, в каждом городе есть какие-то свои вибрации. И человек, вольно или невольно, подстраивается под эти преобладающие в атмосфере данного места вибрации, и ум его начинает работать в соответствии с этими вибрациями.
Ум по природе своей работает на вибрациях. Есть электрические волны. Энцефалограмма, которую можно снять. Так или иначе, ум — это вибрационный механизм, который автоматически подстраивается под преобладающие вибрации в каком-то месте.
Поэтому есть места на этой земле, где очень легко грешить, потому что все вибрации этому помогают. И есть места на этой земле, где очень легко думать о Боге. И есть места на этой земле, где не очень легко грешить и не очень легко думать о Боге. (смех)
Так или иначе, в каждом месте преобладает некая своя вибрация. И мы приходим в святое место для того, чтобы эту вибрацию почувствовать и максимально вобрать её внутрь. Для того чтобы, вернувшись потом туда, где нам приходится жить большую часть времени, мы могли бы сопротивляться преобладающим в атмосфере этого места греховным вибрациям, грязным вибрациям, вибрациям, которые буквально побуждают нас действовать вопреки своей духовной природе.
И для того, чтобы настроиться на это место, надо быть очень внимательным. Эта настройка на место какое-то, или на какую-то внутреннюю, более глубокую истину, называется медитацией.
Ум наш, расхристанный, дергающийся постоянно, перескакивающий с одного предмета на другой, привык находиться в состоянии, которое противоположно медитации. Поэтому снова и снова мы должны возвращать его в медитативное состояние, в состояние полной внутренней сосредоточенности.
С самого утра, когда мы просыпаемся, я должен настроить себя: «Всё! Больше не дёргаемся. Свистопляски нет в нашем уме. Есть только Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
И эта настройка постоянная на то, чтобы ум так или иначе сосредоточился на святом имени, позволяет человеку постепенно избавиться от болезни. И эта постоянная настройка называется повторение святого имени с правильным настроением, то есть без оскорблений.
Если мы повторяем святое имя по привычке, в некоем привычном состоянии сознания, не пытаясь сделать какие-то усилия над собой, то, соответственно, лекарство святого имени не будет действовать или будет действовать очень медленно.
Шрила Прабхупада сравнивал это с попытками разжечь огонь одной рукой и другой рукой поливать эти дрова водой, не бензином.
Поэтому в течение какого-то периода человек должен делать усилия над собой для того, чтобы святое имя стало сладким.
бхавати тад-гада-мӯла-хантрӣ (Нектар наставлений, текст 7)
Чтобы постепенно-постепенно — крама̄т. Постепенно-постепенно святое имя начнёт становиться сладким. Мы начнём ощущать этот вкус святого имени. До тех пор, пока этого вкуса нет, мы должны понимать, что мы больны, что ум наш болен, что в уме разлита желчь, и поэтому мы не понимаем, не чувствуем сладкого вкуса святого имени.
Но не только повторение святого имени — медитация. Киртан — это своеобразная медитация, очень могущественная форма медитации. Пляшущая медитация. Когда мы всё своё тело настраиваем на вибрации святого имени и музыки.
И парикрама — это тоже медитация, прежде всего. Когда мы приходим в какое-то святое место, наш ведущий, который привёл нас туда, погружает нас в эту медитацию. Все знают: если ведущий хороший, то погрузился. Если нет, то ум по-прежнему скачет и пытается, как обезьяна, найти какие-то удовольствия в этом мире.
Раньше, когда люди были более медитативно настроены… Почему люди коровам поклоняются? Потому что коровы всегда в медитации находятся. Даже когда они жуют траву, они в медитации. И раньше тут было много коров. И, соответственно, вибрации, которые они создавали, тоже были более медитативные. Сейчас здесь много мартышек. Не случайно. Особенно много их стало после того, как европейцы стали приезжать в паломничество на Говардхан. (смех) Они создали благоприятную питательную среду для размножения мартышек.
И, глядя на них, мы, с одной стороны, можем понять, как не надо себя вести по отношению к Кришне. И, одновременно с этим, глядя на садху, на святых, мы должны учиться тому, как погружаться в атмосферу святого места, в которое мы пришли.
И, в соответствии с классификацией Шрилы Рупы Госвами, Говардхан занимает следующее место после Радха-кунды. И даже Радха-кунда пристроилась у подножия Говардхана. Это значит, что Говардхан даёт нам возможность, если нам очень сильно повезёт, если нам реально очень сильно повезёт, и мы действительно настроимся на Говардхан, мы сможем почувствовать присутствие Кришны очень близко.
Бог везде. Бог вездесущ по определению. Бог находится в сердце каждого живого существа. Бог во всех городах этого мира, во всех странах этого мира. Бог на то и Бог, чтобы быть вездесущим. Поэтому Его называют Вишну. Поэтому те, кто прославляют могущество Бога, Его айшварью, Его величие, Его всесилие, называют Бога Вишну. Вишну — значит Вездесущий, потому что, чтобы быть всемогущим, Бог прежде всего должен стать вездесущим. И самое главное имя айшварья-майи, ишвары, или Кришны, который находится в настроении айшварьи, — это Вишну, Вездесущий.
Но в некоторых местах Бог находится особенно ощутимо. Эти места, где каждый человек, чуть-чуть более внимательно прислушивающийся к атмосфере места и к настроению, которое царит, может почувствовать присутствие Бога, называются святыми местами. Из всех святых мест, где человек может ощутить присутствие Бога и слегка встрепенуться, потому что, если Бог тут присутствует, то надо же как-то…
Человек гораздо более комфортно себя чувствует не в святом месте, потому что не в святом месте ему кажется, что он может делать всё что угодно. Приезжает в святое место и сразу как-то вот… чувствуешь: кто-то прищурено на тебя смотрит. Из-за кустов. Или вот-вот выглянет оттуда.
Ну ладно, Маяпур. В Маяпуре, там как бы, если кто-то и выглянет из-за угла, так это Господь Чайтанья. С Ним можно договориться. Во Вриндаване Кришна присматривает. И Кришна смотрит, насколько мы искренни, насколько мы серьёзны, насколько мы воспринимаем то, что… тот дар, который мы получили. Мы не заслужили этого дара. Кришна нам дал этот дар.
И вот моя единственная просьба к вам — это быть внимательными, потому что служение означает внимательность. Служение означает попытка исполнить желание не своё, а другого человека. А для того, чтобы исполнить это желание, надо быть очень чутким и внимательным. Надо научиться считывать это желание, ощущать это желание.
Здесь Кришна есть, и желания Его тоже тут достаточно громкие. Он хочет… Он хочет, чтобы мы радовались. Он хочет, чтобы мы были счастливы, но Он хочет, чтобы мы были счастливы с Ним.
Он не хочет, чтобы мы по-прежнему пытались обрести счастье независимо от Него. Но если мы будем внимательны, мы почувствуем: Кришна здесь, Кришна смотрит, Кришна рядом.
Шачинандана Махарадж однажды сказал, что по местному обычаю любой человек, который делает парикраму, Говардхан, обрадовавшись, принимает невидимую форму и идёт за ним. И у него блокнотик в руке. Он идёт за человеком, который делает парикраму, и записывает, что он хочет.
Как есть анекдот такой. Едет мужик в автобусе. У него мысли: «Жена — стерва. Дети — негодяи. Шеф на работе — полный глупец! Идиот!». А сзади стоит ангел и записывает. «Так, интересно. Странные желания: жена — стерва, дети — негодяи». (смех)
Если к какому-то месту этот анекдот имеет непосредственное отношение, то, безусловно, к этому. Кришна смотрит, что у вас, что вы хотите, к чему вы стремитесь.
И очень важно тут настроить свой ум по крайней мере на какой-то правильный лад.
Если ничего другого мы не можем, надо стараться благодарить Кришну, других преданных. Стараться благодарить наших духовных учителей, Шрилу Прабхупаду. Тогда паломничество будет по-настоящему успешным. Тогда в какой-то момент мы почувствуем, что «да, я попал в святую дхаму».
Когда наш ум находится на какой-то другой волне и на другой вибрации, то тогда нам очень сложно войти в дхаму. А войти в святую дхаму нужно, потому что…
Прабодхананда Сарасвати в «Шри Вриндаван-махимамрите»… Удивительная книга! Почти две тысячи стихов, один стих за другим, он прославляет Вриндаван: «Вриндаван — это такое место! Вау! Вау! Вау!» И он говорит, что Вриндаван… Один замечательный стих из «Шри Вриндаван-махимамриты»… Он говорит: «Вриндаван — это место, придя в которое можно громко крикнуть: «Хе Радхе!»
Можно громко крикнуть Радху и Кришну, и Они появятся. И он говорит об этом: «Если вы позовёте, то, так или иначе, вы увидите Их, потому что Они здесь находятся, здесь, в этом месте, здесь Они проводят Свои игры, главное — искренне позвать Их».
И он говорит это, смотрит на аудиторию, людей, которые его слушают и понимает, что ему не верят. Ему становится так обидно за то, что ему не верят, он говорит: «Посмотрите на меня. Я тому живое доказательство. Я это сделал, и я увидел Их. Я крикнул: „Хе радхе враджа-девӣке ча лалите хе нанда-сӯно кутах̣“, как Госвами Вриндавана делали это, когда бегали по Вриндавану».
И если другие видели Радху и Кришну, то что мешает нам увидеть Их? Главное — искренне позвать. Но для этого, конечно же, надо, чтобы сердце наше настроилось на нужный лад.
И здесь игры Кришны переливаются через край, милость Кришны переливается через край. Кришна здесь.
Почему это место особенно важное для нас? Потому что Кришна, когда Он поднял холм Говардхан, Он позвал всех под этот холм, весь мир позвал под этот холм: «Идите сюда!». А Вриндаван, по мере того как люди сбегались под него, он становился всё больше, и больше, и больше. Не нужно думать, что под Говардханом когда-нибудь будет перенаселение. Перенаселения никогда не будет, места всем хватит. Если появится кто-то новый, Говардхан расширится ещё.
И он позвал вас сюда, чтобы вы приняли прибежище у него. Поэтому идите дальше, зовите его, и в какой-то момент он даст вам прибежище.
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам*
* Шри Говардхана-васа-прартхана-дашака. (О Говардхан, позволь мне поселиться у твоих склонов). Прославление холма Говардхана. Молитва холму Говардхану, написанная Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами.
Рагхунатха Дас Госвами молится: «Дай же мне прибежище у твоего подножия!»
Всё. Спасибо большое! Харе Кришна!
Ссылка на лекцию: https://www.goswami.ru/lecture/5372