Я скажу сейчас крамольную вещь, абсолютно крамольную. Я сам прям вот дрожу перед тем, как её сказать, но все-таки её скажу. Почему? Потому что Бхактивинода Тхакур говорит об этом. Он говорит: «Не торопитесь повторять много кругов, научитесь повторять немного кругов, но повторять хорошо, так, чтобы у вас не было ощущения, что вот ну когда же это кончится?! Ну когда, когда?!»
Если мы думаем, повторяя святое имя: «Ну когда же это, наконец, кончится?!», то лучше кончите прямо вот сейчас. Не нужно этого оскорбления делать. Постарайтесь действительно просто… Поэтому есть определенная постепенность. Бхактивинода Тхакур говорит: «Если человек научился вначале повторять немного кругов святого имени, то очень скоро он будет повторять три лакха святых имен». Ну, очень скоро — это с точки зрения вечности, масштабы разные могут быть.
Но все равно, тем не менее, принцип очень важен — не торопиться, не гнаться за количеством. Потому что, опять же, это гуна страсти. Святое имя, оно не терпит страстного к себе отношения. Потому что страсть — это эксплуатация. И когда мы находимся в этом состоянии раджо-гуны и пытаемся вступить в отношения со святым именем, мы волей-неволей эксплуатируем, хотим эксплуатировать святое имя, хотим, чтобы оно дало нам что-то, а святое имя не хочет, чтобы его эксплуатировали. Оно не такое, оно хочет, чтобы с ним поговорили, чтобы его уважили, чтобы с ним возник какой-то контакт, чтобы возникла какая-то вещь.
Поэтому очень простая вещь, очень простой совет: сначала попытаться все-таки настроиться, прийти в какое-то нужное состояние ума и начать повторять в этом нужном состоянии ума.
Вот. И в чем преимущество? Преимущество наше, как людей, в том, что мы можем воспроизвести это состояние в себе, потому что память о нем у нас есть. Если мы вспомним, в каком состоянии святое имя повторялось… и это очень важное выражение. Возвратные формы глаголов в русском языке означают, что это происходит само собой. Если я повторяю святое имя, то «Даешь один лакх!», то святое имя не дается нам. Но если я понимаю, что оно должно повторяться само, что оно должно прийти, что оно как бы должно снизойти, это чудо! Это чудо наверняка… какой-то небольшой опыт чуда у вас есть.
Как говорил Пастернак: «Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог, и оно застигает человека врасплох». Чудо иногда приходит неожиданно. И со святым именем точно так же. В какие-то светлые моменты вдруг оно непонятно откуда приходит. Было у вас такое? Было? Приходило? Чудо случалось? У кого чудо случалось, поднимите, пожалуйста, руку и Харибол! И мы думаем: «Всё хорошо! Сейчас мы чудо на поток поставим». Чудо на поток нельзя поставить! Чудо есть чудо, и чудо есть Бог. И нам нужно просто находиться в этом ожидании чуда. Когда мы повторяем святое имя, самое правильное отношение к этому: а может быть, сейчас это чудо произойдет, может быть, вот в этот момент. И мы как бы просим святое имя это чудо сделать.
Ссылка на ютуб: https://www.youtube.com/watch?v=KYEc_KLW118