Брахмотсава Гаура-Нитай. Цена за опыт любви.
Аннотация:
— Причина ссор, вражды, недоразумений — у людей нет общего центра.
— Решение этого — общий центр, единые цели.
— Атмосфера вражды лишает человека счастья любви.
— Цена за опыт любви — общие цели, общие ценности и общий центр.
— Наши ценности — это ценности третьего стиха «Шикшаштаки»: ценность культуры служения, уважения, культуры терпения, культуры смирения.
— Если есть три этих условия — общий центр, общие ценности и общие цели, — то тогда возникает сообщество людей, свободное от влияния Кали-юги. Это принцип единства.
— И на основании этого принципа единства возникает принцип многообразия: каждый уникален.
— На основании этих принципов община превращается в семью.
— Цена за любовь: каждого считать таким же ценным и таким же нужным, как я сам.
— Божества — это центр, от которого исходят ценности и который помогает нам поставить цели.
— История о том, что даже Нидра-деви служит Господу. Нам, соответственно, тоже нужно Ему служить.
***
Я очень рад, что у меня есть такая возможность обратиться к вам сегодня в этот день.
Кали-юга, как мы знаем, — это время ссор, вражды, недоразумений, клеветы, когда люди ссорятся по поводу, а, в основном, без повода. И причина этого в том, что у людей нет общего центра. Так как у людей нет общего центра, нет чего-то или кого-то, ради кого они могут поступиться своими сиюминутными интересами, каждый настаивает на своём.
Мы знает, что ссоры пронизывают всё в Кали-югу, начиная от государства и мирового сообщества и кончая семьями. Люди ссорятся. Даже самые близкие, даже самые дорогие друг другу люди не могут никак найти общего языка и постоянно сражаются друг с другом за превосходство над другими.
Шрила Прабхупада объясняет, в чём заключается решение этой проблемы: надо, чтобы у нас был общий центр, и чтобы цели наши были едиными, и чтобы эти цели не возникали из нашего эго. У каждого есть какое-то своё индивидуальное эго, свой эгоистический интерес. И когда цели формируются на основании эго, единство невозможно, общность невозможна, взаимопонимание невозможно и любовь невозможна.
Эта атмосфера вражды, которая пронизывает всё, лишает человека самого главного опыта и самого главного счастья — счастья любви. Надо понимать, что мы все хотим любви. Но надо также понимать цену, которую нужно заплатить за этот опыт любви. Эта цена — общие цели, общие ценности и общий центр.
И Божества Шри Шри Нитай-Гаурачандра являются таким центром, который, к тому же, содержит в себе, или несёт в себе, ценности.
Наши ценности, которые объединяют нас и которые исходят из этого центра — это ценности, прежде всего, третьего стиха «Шикшаштаки»:
тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор апи сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣,
когда я не пытаюсь поставить себя в центр, а смиренно занимаю своё место где-то на периферии, когда я терплю неудобства, терплю какие-то проблемы от других, иногда, может быть, недопонимания, которые неизбежны, и когда я, несмотря ни на что, стараюсь уважать всех и не завишу от того, чувствую я уважение к себе или нет.
Уважение придёт. Уважение — естественная часть общества вайшнавов, это существенная часть нашей культуры. Но мы не ставим уважение к себе условием нашего пребывания в обществе преданных.
Если у нас есть такой центр в форме Божеств, если мы разделяем эти ценности — ценность культуры служения, уважения, культуры терпения, культуры смирения, если мы эти ценности разделяем, если Божества находятся в центре, мы принимаем эти ценности. Потому что формально можно поставить Божеств в центр, и при этом всё равно держаться за какие-то свои представления о том, как всё должно быть.
И одновременно с этим, если мы на основе этих ценностей делаем общие цели: «Я хочу, чтоб у нас была хорошая община, чтобы мы могли вместе служить, чтобы мы распространяли, проповедовали учение Чайтаньи Махапрабху, чтобы другие люди присоединялись к этому», если есть три этих условия — общий центр, общие ценности и общие цели, то тогда возникает сообщество людей, свободное от влияния Кали-юги.
Кали-юга на дворе. Кали-юга зверствует, бушует, развращает людей, разрушает людей, уничтожает, но мы можем получить прививку от Кали-юги, если мы очень хорошо поймём этот принцип единства. И на основании этого принципа единства возникает другой принцип — многообразия, когда мы, объединённые общими целями и ценностями, начинаем ценить вклад каждого. Каждый уникальный. Каждый может сделать что-то, что другие сделать не могут. И если таким образом мы формируем нашу общину, то община превращается в семью.
Русское слово «семья» недаром происходит от цифры семь и слова «я» — нас семеро, но мы все едины. Вас, я надеюсь, чуть больше, чем семеро, но каждый из здесь присутствующих должен быть также дорог мне, как своё «я».
Как правило, — другая русская поговорка гласит, что «своя рубашка ближе к телу», — нам в основном дороги мы, а все остальные потом. Но если мы всех остальных сделали собой, то есть считаем их своим «я», отождествили себя с ними, сделали их атма-сат, соединились с ними в своём сознании за счёт этого общего компонента: единства целей, единства ценностей и единого центра, то тогда возникает семья. И интересы каждого члена семьи… И этим семья отличается от организации или ещё от кого-то: в организации всегда есть проблемы. В семье тоже всегда есть проблемы, но только потому, что принципы семьи не соблюдаются. Если семья является действительно семьёй, то есть семью «я», где каждый также дорог нам, как мы сами, то тогда в этом случае люди могут получить опыт любви.
Это цена, которую нужно заплатить за любовь. Любовь все хотят, никто не хочет цену платить. Никто не хочет платить то, что требуется, для того чтобы обрести любовь. А цена немаленькая: каждого считать таким же ценным и таким же нужным, как я сам.
Это тот праздник, который мы празднуем. Шри Шри Нитай-Гаурачандра — наш центр, от которого исходят ценности и который помогает нам поставить цели и в конце концов помогает нам почувствовать, что мы не просто находимся в лютую зиму Кали-юги, а что у нас тут маленькое вкрапление Сатья-юги. В центре Уфы.
Я желаю, чтобы из вашего храма эта атмосфера распространилась как можно дальше. Но она распространится только тогда, когда она у вас будет. Помните об этом, о том, что мы все разные, но каждый должен быть дорог нам, потому что нас всех объединяют ценности, цели и желание прославить Шри Шри Нитай-Гаурачандру.
Спасибо большое!
Шрила Прабхупада ки джай!
Я сегодня услышал одну интересную историю, которая мне вспомнилась, когда я рассказывал, обращался к вам с этой речью.
Одна из жён Кумбхакарны, брата Раваны, её имя было Нидра. Нидра — значит «сон». И когда Господь Рамачандра убил Кумбхакарну вместе с Раваной, то все их жёны, они предались Господу и стали Ему служить. С этих пор у Господа Рамачандры появилась одна служанка — Нидра-деви, которая начинает воздействовать на всех людей, слушающих славу Господа. (смех) И некоторые люди, естественным образом убаюканные Нидрой-деви, засыпают. (смех)
Ну это так, в сторону. Это не имеет отношения к нашей теме. Просто это важный принцип: даже Нидра-деви служит Господу. Нам, соответственно, тоже нужно Ему служить.
Харе Кришна!
Шрила Прабхупада ки джай!
Шри Шри Нитай-Гаурачандра ки джай!
Гоура-премананде!
Ссылка на лекцию: https://www.goswami.ru/lecture/5621