Ответное слово на Вьяса-пудже. Украина. (31.08.2024г.)

Ответное слово на Вьяса-пудже. Духовная жизнь — это чудо, вся наша жизнь — это чудо

Что касается вопроса, сколько я буду говорить, мне очень сложно на него ответить. Как пойдет. Минут двадцать, наверное. Посмотрим.

Я, наверное, начну с события, которые мы отмечали вчера. Вчера была Вьяса-пуджа Шрилы Гопала Кришны Махараджа. И гирлянда, которую вы на мне видите, — это маха-прасадная гирлянда с его самадхи. Со вчерашнего праздника.

И Дни явления вайшнавов, великих вайшнавов, Дни ухода великих вайшнавов — это повод для того, чтобы мы могли медитировать на то, каким образом Кришна, проявляясь в их сердце, преобразует их, преображает их, и как, соприкасаясь с Кришной, они приобретают качества, подобные качествам Кришны.

На самом деле это чудо. Шрила Санатана Госвами сравнивает процесс дикши с алхимическим процессом, когда через дикшу… А дикша — значит «медитация». Всё в ведической культуре, все методы ведической культуры сводятся к одному: к дхьяне, к медитации. И дикша помогает человеку медитировать на личность духовного учителя, соединяя его незримой связью. И эта медитация приводит к внутреннему преображению.

И мы все знаем, что химически превратить обычный металл в золото очень сложно. Для этого нужна термоядерная реакция, должны произойти какие-то очень глубинные изменения. Но в то же самое время мы знаем… Мне показывали одну книгу, которую как раз выпустили учёные в Киеве, которые доказывают, что в организмах живых существ естественным образом происходят алхимические процессы.

Коровы, мы знаем, производят золото. Золото входит в состав миндаля тоже каким-то образом. Не то, что они из почвы это золото высасывают. Нет. Само миндальное дерево или организм коровы, так же как человеческий организм, производят эти чудесные вещи.

К чему я это говорю? К тому, что с материальной точки зрения то преображение, алхимическое преображение, которое должно превратить обычный металл в золото, невозможно. Это нечто абсолютно немыслимое. Но, тем не менее, в природе существуют естественные процессы, которые помогают это сделать. И это происходит очень тихо, скромно, без каких-то там пиротехнических эффектов, без взрывов термоядерных, без реакций. Тогда как, чтобы действительно это произошло, нужен реактор, в котором с трудом можно будет превратить один элемент в другой.

И вот процесс дикши — это такой простой, естественный и в то же самое время мистический процесс, когда человек, соединяясь в своей медитации с духовным учителем, начинает естественным образом менять свои качества. И духовная энергия, которая приходит к нему через этот канал, начинает творить чудеса через этого человека.

И, конечно же, Гопал Кришна Махарадж — самый, наверное, яркий пример у нас перед глазами. Может быть, не самый яркий, но один из самых ярких точно. Какие чудеса произошли в его жизни, и какие чудеса он совершил благодаря своей связи со Шрилой Прабхупадой! И это пример того, каким образом действует парампара, как этот научный метод парампары, связи с духовной реальностью, проявляет себя сейчас перед нами в реальном виде.

Иногда люди ищут каких-то чудес, ждут каких-то чудес. И эта запрограммированность ожидания, напряжённое ожидание чудес очень часто мешает нам увидеть и заметить реальные чудеса, которые происходят. Мы ждём каких-то невероятных чудес: небо должно разверзнуться, Кришна должен появиться перед нами, а каких-то обычных чудес, простых, естественных чудес, которые происходят, мы не замечаем в силу какой-то своей близорукости или слепоты.

И когда мы медитируем на Дни явления, на великих вайшнавов, таких как Гопал Кришна Махарадж, то эта медитация помогает нам чудо раскрыть и понять механизмы этого чуда. Потому что, в конце концов, мы же тоже тут для этого. Я, когда присоединился, я застал часть подношения Враджа-дживаны прабху, который говорил о том, что он хочет обрести те же самые качества, и говорил о том, что я появился в его жизни таинственным образом в нужный момент, и он благодарен за это. Это как раз те самые чудеса, которые мы должны видеть, чувствовать, осознавать и ценить, что самое главное. Потому что в силу какой-то своей, что ли, простоты, естественности… как мы… Сказать любому учёному, что алхимические процессы происходят в теле, он ни за что не поверит в это, просто потому, что ему покажется, что нет, этого не может быть, потому что этого не может быть никогда, слишком просто всё.

Но духовная жизнь — это сплошное чудо, несмотря на свою кажущуюся простоту. И эта открытость к чуду, понимание того, что чудо происходит с нами ежедневно, сам тот факт, что мы повторяем Харе Кришну мантру, что мы думаем о Кришне, что мы устремляемся своими мыслями во Вриндаван, что мы читаем «Шримад-Бхагаватам», — это уже само по себе чудо. Чудо, которое Шрила Прабхупада принёс в нашу жизнь. И мы настолько привыкли к этому чуду, что как-то уже не осознаём, до какой степени это чудо проросло в нас. Книги, которые написал Шрила Прабхупада, — это чудо, потому что очень простыми словами он раскрывает очень сложные истины и даёт нам возможность эти истины усвоить. Это тоже чудо. Существование Общества сознания Кришны в наше время, в наше жестокое, страшное время — это тоже чудо, которое ни в коем случае не нужно считать чем-то само собой разумеющимся. И если мы будем медитировать на это чудо, то естественное чувство благодарности будет возрастать в нашем сердце.

Я рассказывал вчера о том, как Гопал Кришна Махарадж в какой-то момент… как пребывание с ним рядом преображало людей, как я чувствовал на себе эту его энергию, или ауру, его доброты, его всепринятия, его какого-то бесконечного, совершенно нереального смирения и в то же самое время величия, о чём Враджа-дживан прабху говорил. И это ощущение того, что ты попал в его ауру и купаешься в лучах этой исходящей от него энергии, оно, особенно под конец его жизни, стало настолько отчётливым, что невозможно было ни с чем это спутать. Ты оказывался рядом с этим человеком, и сами мысли устремлялись куда-то очень высоко и очень глубоко. И какое-то простое, естественное счастье охватывало тебя. При том, что ему сложно было. Его тело отказывало. А счастье было. И счастье это, ну вот оно, как солнце. Постоянно в его сердце вырабатывалась какая-то энергия.

Поэтому я хотел сказать, в чём смысл каких-то вот этих наших церемоний — в том, чтобы подумать ещё раз, что же действительно мы получаем благодаря Шриле Прабхупаде, благодаря ИСККОН.

Ругать ИСККОН очень просто. А, впрочем, ругать кого угодно очень просто. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы находить недостатки в чём-то или в ком-то, чувствовать эти изъяны. И они есть! Никто не говорит, что их нет. Но если эти изъяны заслоняют от нас что-то действительно совершенно невероятное, совершенно чудесное, волшебное, то мы, по сути дела, обманываем сами себя.

Тот факт, что в Киеве стоит храм такой замечательный, и то, что в нём находятся Шри Шри Радха Мадхава — это чудо. И те преданные, которые стоят за всем этим, которые осуществили это чудо через систему парампары, мы должны отдать должное этим чудесам, которые они делают.

И каждый из вас по-своему тоже является чудом. Тот факт, что вы в этих чрезвычайно сложных, трагических обстоятельствах тем не менее думаете о Кришне и сохраняете эту верность самой возвышенной концепции — само по себе чудо. Не нужно принимать это как нечто само собой разумеющееся.

И чудеса начинают открываться нам, когда мы думаем над всем этим, когда мы сознательно пытаемся понять: «А что же произошло в моей жизни? Что случилось со мной? Какие перемены произошли в моём сердце?»

Мне очень повезло в этом смысле, потому что мне очень часто приходится читать исповеди, или признания, людей, когда они рассказывают о том, как поменялась их жизнь благодаря соприкосновению с сознанием Кришны и с духовной энергией, воплотившейся в виде какого-то человека, или в форме Божеств, или в книгах Шрилы Прабхупады. Это самое увлекательное, что есть — слушать эти истории и понимать, каким образом Кришна действует уже сейчас.

Есть одна достаточно знаменитая история про Шрилу Прабхупаду. Она произошла в Австралии, когда во время одной из лекций молодая девушка по имени Таня подняла руку и спросила: «А как же так? Почему так произошло, что сознание Кришны так поздно пришло? Почему оно не пришло раньше? И почему только сейчас мы об этом узнали?» И Шрила Прабхупада, усмехнувшись, ответил, что «оно пришло, чтобы Вы смогли его принять, оно пришло именно в этот момент времени, в этот час и день сюда, чтобы Вы, Таня, смогли его принять, и Ваша жизнь могла поменяться».

И этот ответ Шрилы Прабхупады очень важный. Сознание Кришны пришло к нам. Мы не звали его, не надеялись, не ожидали его. Кришна Сам постучался в нашу дверь, и так или иначе нам хватило ума открыть нашу дверь, дверь нашего сердца на Его стук, и Кришна зашёл в наше сердце в виде ли святого имени, в виде ли книг Шрилы Прабхупады, в виде ли преданных, в виде ли Божеств, в виде ли святой дхамы, в которую мы приехали.

И, ещё раз, эти Дни, которые мы отмечаем, они нужны, чтобы мы посмотрели на свою жизнь и увидели, сколько чудес в ней произошло и преисполнились благодарности за все эти чудеса, которые ежедневно случаются с нами.

Мне один преданный здесь, во Вриндаване, рассказывал про чудо, которое произошло с ним. Так как мы все любим рассказы о чудесах, я перескажу его рассказ. И он человек очень скептичный, скажем так, рациональный, не очень падкий до чудес, тысячу раз проверяющий, прежде чем что-то произойдет, прежде чем обозначить это как чудо. И он рассказал историю, которая с ним случилась недавно. Он обходил Говардхан и оказался на Радха-кунде и увидел одного из местных святых, Чайтанью Бабу. Он знаменит тем, что в течение многих десятков лет — наверное, 20-30 лет, я не знаю точно сколько — обходит Говардхан каждый день, иногда три раза, иногда два раза. Есть тут такая категория людей, чья садхана заключается в этом: в том, чтобы обходить Говардхан каждый день не один раз. И их можно всегда узнать, потому что их ноги обмотаны в такие портянки. И идут они часто с трудом, но, тем не менее, они идут, совершая эту какую-то аскезу, верные своему обету. И это очень трогательное зрелище.

Вот. Он увидел этого Чайтанью Бабу на Радха-кунде. И на Радха-кунде он обычно останавливается для того, чтобы немножко передохнуть, может быть, съесть прасад и перевязать свои портянки. И этот преданный… Ему было очень интересно. Он увидел его. И увидел, что тот как раз снял эти обмотки, в которые обернуты его ноги. Ему было интересно увидеть те самые лотосные стопы, которыми он обходит Гирирадж каждый день. И он говорит: «Я посмотрел на них и увидел стопы младенца: розовые, нежные, ну просто невероятной красоты стопы». И, с одной стороны, очень сложно было это принять, а с другой стороны — вот она, реальность: у него перед глазами эти лотосные, розовые стопы младенца.

И он подумал: «Ну, наверное, потому что они обмотаны в эти тряпки, они там, в тепле, всё время находятся». Ну, то есть, каким-то образом он рационально объяснил себе, как это могло случиться, почему, несмотря на такой тяжёлый труд — по сорок километров в день ходить, а то и по шестьдесят, это очень сложно — несмотря на это, стопы находятся в этом состоянии. «Ну ладно, хорошо». Увидел, каким-то образом объяснил, пошёл дальше.

Через буквально пару дней он опять оказался на Радха-кунде. И опять, к своему удивлению, увидел того же самого бабаджи, того же самого человека, который сидел на том же самом месте, на берегу Радха-кунды и тоже перевязывал эти портянки. И он до этого рассказал своему знакомому, и он был со знакомым. «Ты знаешь, вот я увидел его стопы. И вот сейчас у нас есть опять возможность на них посмотреть. Это невероятно, но факт. Вот у него нежные, розовые стопы, как у младенца».

Они подошли вместе туда, чтобы получить даршан стоп этого Чайтаньи Бабы. Он говорит: «К моему ужасу и удивлению я увидел израненные, корявые, почерневшие, потрескавшиеся, утруждённые стопы человека, который каждый день обходит Говардхан два или три раза». Он говорит: «Я сел и не мог понять. Я просто опустился в этот момент. С одной стороны, я чётко, абсолютно реально видел эти розовые стопы младенца в прошлый раз. А с другой стороны, тут, через буквально пару дней, я увидел что-то совсем другое». И он говорит: «Я долго пытался объяснить себе это, но никак не объяснил. И потом, в конце концов, развёл руками и сказал: „Вот оно, чудо. Чудо произошло в моей жизни“».

Какой-то краешек духовной реальности приоткрылся ему. Краешек этого нежного духовного тела он увидел благодаря особому настроению милости святой дхамы. Он увидел не ту реальность, которую мы обычно видим своими глазами, — не эти потрескавшиеся, почерневшие, утруждённые стопы, — а настоящие лотосные стопы, розовые, как лепестки лотоса, и мягкие, как лепестки лотоса. Кришна показал ему это и сразу же скрылся куда-то и из-за кустов наблюдал за его удивлением.

Почему я об этом рассказываю? Я к тому, что вся наша с вами жизнь — это чудо. И чудеса эти случаются с нами. И надо быть готовым к этому чуду, ни в коем случае нельзя привыкать к чуду.

Каждый раз, когда утром мы садимся и повторяем мантру, надо понимать — это чудо. Мы соприкасаемся с Кришной в образе Его святого имени. Каждый раз, когда мы встречаемся с преданными, с преданными, которые так верно и так искренне служат Кришне в течение многих лет, надо понимать — это чудо. Это не есть нечто обыденное. Просто так такие вещи не встречаются. Каждый раз, когда мы приезжаем в святую дхаму, надо понимать — мы соприкоснулись с чудом. Каждый раз, когда реально какое-то чудо происходит… А мы знаем: во время войны… преданные рассказывали об этих чудесах, как их обходили, миновали как бы неминуемые опасности; как они проходили, или выходили, сухими из этих опасностей. Наверняка вы много слышали таких историй.

И надо помнить об этих чудесах. И чудо будет напоминать нам о том, что сама наша жизнь — это чудо. И всё то, что с нами случается здесь, — это великое чудо. И тогда мы будем всегда находиться в соприкосновении с вечным чудом — с чудом Бога, с чудом Кришны в нашей жизни.

Почему я ещё рассказал эту историю? В нашей жизни нам иногда сложно бывает оценить какие-то чудеса, мы можем находить какие-то другие объяснения этому часто. Но, глядя на других, если мы будем глядеть на других открытыми глазами, глядя на то, как они меняются, преображаются, что происходит в их жизни, какие чудеса они совершают, мы можем яснее эти чудеса оценить. Я уверен, у каждого из вас есть перед глазами такой пример — пример такого человека, который совершает какие-то чудеса.

Гопал Кришна Махарадж — один из них, яркий пример. Но у нас есть другие люди, тоже наверняка не в меньшей степени совершающие чудеса. Нужно только иметь глаза, чтобы увидеть то, что они делают. Кто-то каждый день выходит на харинаму, кто-то распространяет пищу, кто-то распространяет книги, кто-то повторяет по два лакха в день или по три лакха в день. Кто-то просто остаётся нормальным человеком в абсолютно ненормальных обстоятельствах, что само по себе тоже великое чудо.

Вот такая у меня речь о том, как мы должны научиться видеть и ценить чудеса, происходящие вокруг нас, и тогда наша жизнь наполнится вкусом.

Ссылка на лекцию: https://goswami.ru/lecture/5641

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.