Ответное слово на Вьяса-пудже. Германия. (14.09.2024г.)

Ответное слово на Вьяса-пудже. Прививка от атеизма

Аннотация:

— Решением всех проблем является духовная концепция Личности Бога, которая представлена в «Бхагавад-гите», «Шримад-Бхагаватам».
— Причиной всех кризисов человечества является атеистическая парадигма.
— Атеизм — это естественное следствие имперсонализма, а имперсонализм пустил глубокие корни во всех мировых религиях.
— Одиночество, индивидуализм — это порождение атеизма.
— Шрила Прабхупада видел и понимал это, а мы можем служить видению Шрилы Прабхупады.
— Нам нужно сопротивляться атеизму извне и изнутри.
— Надо осознать трагичность положения, в котором находится мир, и делать что-то изо всех сил, не спать.
— Книги Шрилы Прабхупады могут разбудить людей, и люди задумаются, и тогда ход цивилизации может поменяться.
— Чтобы внешне сопротивляться атеизму, надо проповедовать, распространять его книги.
— Чтобы изнутри сопротивляться атеизму, надо жить в общине преданных.
— Общение друг с другом, формирование тесных, глубоких связей — это самый верный способ сопротивляться всепроникающему атеизму.
— Когда мы вместе, когда мы воодушевляем других, Бог становится живым.

Наставления:

— Проповедуйте, распространяйте книги.
— Но не забывайте читать их, изучать и глубоко понимать. Понимать их очень и очень глубоко. Каждое слово там имеет очень большой смысл.
— И при этом старайтесь как можно ближе общаться друг с другом, старайтесь помогать друг другу, служить друг другу, делиться своими откровениями или всем тем, что у вас есть, друг с другом. И в таком обществе вы будете полностью в безопасности. Община — это самая лучшая прививка против атеизма.

Харе Кришна!

Я очень рад приветствовать вас всех в Голока-Дхаме. Я прочитал ваш отчёт о санкиртане и о регулярных встречах учеников. Я хочу сказать несколько слов по этому поводу.

Шрила Прабхупада, создавая ИСККОН, имел в виду нечто грандиозное. Он как никто другой, наверное, из его современников понимал, в каком критическом положении находится мир.

Индийские мыслители в это время были в основном озабочены тем, как вписать «отсталую» Индию в контекст западной цивилизации современной. Западные мыслители и философы в то время по большей части находились в эйфории по поводу достижений западной цивилизации и научного прогресса, который очень скоро должен был создать рай на Земле и решить все проблемы. И только Шрила Прабхупада, — по крайней мере, разумеется, я не могу с полным авторитетом говорить об этом, но то, как это видится мне сейчас, — в то время Шрила Прабхупада был таким гласом вопиющего в пустыне. Он «звонил в колокол», он говорил, что «мир охвачен пожаром».

Сейчас мы отчётливо видим справедливость его предостережений. За время, которое отделяет нас от его активной деятельности и проповеди с середины 60-х годов — начала 70-х годов, случилось очень много. И все те события, которые тогда описывались смелыми фантастами в научно-фантастической литературе, все достижения, которые тогда были предметом фантастических романов, они, по сути дела, стали реальностью. Даже видеоконференция, в которой мы участвуем, в годы моей юности это была смелая мечта, а сейчас это некая обыденность, реальность, в которой мы живём.

То есть, с одной стороны, западная цивилизация сделала несколько семимильных шагов и привела мир в то состояние, в котором он находится. А с другой стороны, Индия утратила в значительной степени за это время в погоне за достижениями Запада свою лидирующую роль в формулировке духовной доктрины.

И поэтому Шрила Прабхупада по-прежнему остаётся уникальным лидером даже сейчас. Он знает, изначально понимает, что решением всех проблем является духовная концепция Личности Бога, которая представлена в Ведах — в «Бхагавад-гите» и прежде всего в «Шримад-Бхагаватам». Это единственная вещь, которая может поменять ход цивилизации, если как можно больше людей это примут и поймут.

Развернуть человечество невозможно никак, потому что даже те люди, которые понимают степень кризиса — экология на грани вообще уничтожения среды обитания, каждый день буквально исчезают виды жизни, видов жизни становится всё меньше, и меньше, и меньше, природа оскудевает, душевные болезни, то есть сумасшествия, они стали пандемией, люди одинокие — Шрила Прабхупада всё это видел, он видел, куда всё это идёт, он понимал, к чему всё это дойдёт. Хотя с точки зрения нашей современной, если посмотреть, тогда всё было ещё очень даже невинно. Это сейчас — я не знаю, мне нужно проверить ещё — но я слышал, что в Великобритании создали Министерство одиночества, потому что одиночество стало проблемой, большая часть людей живёт в одиночестве. И в конечном счёте причиной-то всего этого является, конечно же, атеистическая парадигма.

Атеизм возник как естественное логическое следствие имперсонализма, а имперсонализм пустил глубокие корни во всех мировых религиях. И всё то, что мы имеем, мы имеем именно вот эту вот установку на то, что в конце концов смысла никакого у жизни нет. И Шрила Прабхупада — мы должны очень хорошо понимать, какую задачу он на нас возложил, какую миссию он на нас возложил. Понятно, что мы смотрим на этот мир и думаем: «Где я, и где этот мир? Что я один могу, маленький, сделать? Как я могу поменять ход этого мира?» И понятно, что никто из нас ход этого мира поменять не может. Но что мы можем? Мы можем служить видению Шрилы Прабхупады, глобальному видению Шрилы Прабхупады, понимая срочность этого видения.

Пожалуй, самая характерная черта проповеди Шрилы Прабхупады — это ощущение срочности, ощущение пожара. Понятно, что каждый из его последователей пытается сделать что-то на своём уровне и достигает каких-то успехов. Но, пожалуй, человеком, который острее всего почувствовал вот эту нотку в проповеди Шрилы Прабхупады, — то, что есть что-то срочное, — был Аиндра. Он ощущал, что мир горит и пытался его по-своему как-то спасти. И в конце концов он сам сгорел в пожаре. Та участь, которая его постигла, она симптоматична, потому что он был тем самым факелом, который Шрила Прабхупада зажёг. Это не значит, что другие не зажжены и не горят, но пример Аиндры, он в этом смысле, конечно же, крайний. Мне всегда лично было немножко страшно находиться рядом с ним, слишком уж ярко и беспощадно он горел.

Но мне хотелось напомнить сегодня, пользуясь этим случаем, что ситуация, она страшная и что с каждым днём она становится всё более и более критической. И нам нельзя спать. Я помню, когда в самом начале мы начали проповедовать, нам в какой-то момент в Ташкент пришла посылка с «Бхагавад-гитами» подпольно сделанными, вручную переплетёнными. Там было штук, наверное, двадцать этих «Бхагавад-гит». И нам нужно было их распространить. И Мадхава Гхош прабху, который был тогда одним из главных действующих лидеров, он всё время приходил ко мне в Ташкенте и говорил: «Ты чего спишь? Надо книги распространять!» Тогда это была небезопасная деятельность, но я до сих пор помню, какое возмущение меня охватило, когда он упрекал меня в том, что я сплю, вместо того чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады. И тогда меня это очень сильно возмутило. А сейчас я хочу вам сказать, что спать нужно меньше и что надо действительно как-то до конца осознать трагичность положения, в котором находится мир, и делать что-то изо всех сил, потому что всё идёт к какому-то очень страшному концу.

Но у Шрилы Прабхупады было видение, и это видение заключалось в том, что если его книги смогут разбудить людей, и люди задумаются, то тогда весь ход цивилизации может поменяться, подобно тому, как на индивидуальном уровне эти книги разбудили нас с вами, и мы резко поменяли ход своей жизни. Шрила Прабхупада всё время говорит об этом: «Не спи, не спи, не спи! Смотри! Посмотри, что ты делаешь! Жить надо по-другому!» И он разбудил. Он разбудил вас, собравшихся здесь, в этой комнате, разбудил меня, разбудил ещё тысячи, десятки тысяч, сейчас уже сотни тысяч людей по всему миру. Но нам надо продолжать эту работу по разбуживанию спящих душ.

Поэтому я очень благодарен и Параматме Кришне и всем остальным за то, что он воодушевляет вас на распространение книг и на какую-то проповедь. Если мы не будем этого делать, то очень скоро непонятно, сможем мы проповедовать или нет и непонятно, кому нужно будет проповедовать.

Люди находятся в очень плачевном состоянии. И главное, что весь мир находится в… Есть некий замкнутый круг атеизма. Атеизм, превалирующий, по крайней мере, на Западе. Понятно, что не везде в мире, но на Западе, особенно в Европе. Так как вы там, в этом центре Европы, находитесь, то нельзя не сказать, что это место победившего атеизма. И атеизм создал среду, социальную среду, которая подпитывает атеизм, укрепляет атеизм. И нам мало того, что нужно сопротивляться этому атеизму извне, стараясь разбудить других людей, надо ещё сопротивляться атеизму изнутри, не позволяя этому атеизму проникнуть внутрь, потому что он создал среду, которая очень сильно атеизм питает.

То одиночество, тот индивидуализм, который стал социальной философией Запада, — это на самом деле, с одной стороны, порождение атеизма. Индивидуализм и виртуальная среда обитания, когда люди живут в социальных сетях, когда люди живут в Zoom-е, когда они очень мало общаются друг с другом на личном уровне, эта вся ситуация делает людей атеистами. Она создана атеизмом. Она возникла в результате того, что атеизм стал в какой-то момент идеологией европейской благодаря учёным и достижениям науки. Учёным, которые заявили, что «нам не нужен Бог, мы сами создадим всё то, что нужно вам здесь на Земле».

И можно очень чётко проследить, как эта философия привела к тому, что связи между людьми стали разрываться, что люди начали становиться всё более и более отчуждёнными друг от друга, что потребность в живом человеческом общении, которая ещё сохранилась в других частях мира, она стала уходить куда-то на задний план и перестала быть чем-то важным.

Поэтому Шрила Прабхупада одну очень важную вещь говорил, которую нужно помнить.

— Чтобы внешне сопротивляться атеизму и пытаться его победить, надо, конечно же, проповедовать, распространять его книги.

— Чтобы изнутри сопротивляться ему и не позволять ему проникнуть куда-то в наши кости, в наше сердце, в наш мозг, надо обязательно жить в общине преданных.

Понятно, что даже если это какая-то виртуальная община, это лучше, чем ничего. Но надо понимать, что в общине, когда люди живут рядом друг с другом, помогают… И я, в общем-то, следую в своей речи очень чётко по структуре вашего отчёта, который мне прислал Параматма Кришна. Там первая часть была посвящена проповеди, а вторая часть — вашему общению друг с другом.

Надо понимать, что это общение друг с другом, завязывание каких-то внутренних, тесных, глубоких связей, формирование этих связей, помощь друг другу, забота друг о друге, молитва друг за друга — это самый верный способ сопротивляться всепроникающему атеизму, который пытается всё равно развратить нас изнутри. Мы не должны идти на поводу у современной культуры и становиться индивидуалистами, замыкаться в каких-то своих вещах, в каких-то своих интересах. И поэтому я очень благодарен вам и рад, что вы собираетесь на Вьяса-пуджу, что у вас есть ретрит, на который вы собрались, что вы так или иначе общаетесь какими-то другими способами, обсуждаете лекции по СИНДУ.

И надо понимать, что у этого общения есть очень глубокая цель и глубокий смысл, очень серьёзная роль в нашей жизни, потому что, когда мы вместе, когда мы поём киртан, особенно если киртан хороший, когда мы прославляем преданных, когда мы вместе читаем «Шримад-Бхагаватам», когда мы воодушевляем других, Бог становится живым. Когда мы сидим у себя по своим квартирам и пытаемся с грехом пополам повторять Его святое имя, у нас могут очень легко возникнуть сомнения: «А есть Он или нет? Есть Он в Своём святом имени или нет?», и не просто сомнения, а ещё и депрессия может вполне охватить нас.

Но когда мы вместе собираемся и едим экадашный торт шестиэтажный, то как бы понятно, что Бог есть, иначе с чего бы вдруг шестиэтажный торт возник, да ещё и экадашный. Когда мы вместе поём киртан, то понятно, что святое имя оживает в гораздо большей степени, чем когда мы сами пытаемся его повторять где-то там наедине со своими проблемами. И в целом все проблемы нашего существования, они гораздо более легко и естественно разрешаются, когда у нас есть это общение друг с другом.

У русских людей есть поговорка, которую мне трудно было понять: «На миру и смерть красна». Это значит реально, что на людях даже смерть не так ужасна. Если нас окружают родные и близкие, если они говорят нам слова благодарности, то даже смерть становится значительной, тогда как смерть где-то там в своей отдельной квартире, за которую социальная помощь платит квартплату, она, конечно же, достаточно унылое и печальное событие.

То есть, во-первых, мне хотелось, конечно же, напомнить о достоинстве и о масштабе той миссии, которую Шрила Прабхупада оставил. И нам нужно медитировать на это. И все вместе мы можем очень много сделать. Шрила Прабхупада говорил, что «если бы у меня было пару десятков абсолютно, безоговорочно преданных мне учеников, то есть учеников, полностью находящихся на одной волне со мной, я бы мог завоевать весь мир». То есть не надо недооценивать могущество того, что у нас есть люди, много людей, искренние преданные, которые делают что-то. И вместе мы можем сделать гораздо больше. Германию надо спасать так же, как и все остальные страны этого мира. Но Германию в первую очередь, потому что это некий оплот.

И мне хотелось сказать в связи с этим о важности того, что вы делаете, проповедуя. Не опускайте руки! Продолжайте, не покладая рук, делать то, что вы делаете. И не сомневайтесь, это очень важная вещь. Чем дальше эта ситуация усугубляется, тем больше людей будет просыпаться и искать каких-то ответов. И, кто его знает, они могут обратиться к Шриле Прабхупаде за ответами.

Я сейчас много слушаю разных учёных и вижу, как разные, по-настоящему хорошие и думающие учёные находят какие-то отдельные фрагменты пазла, какие-то отдельные решения. Многие из думающих людей, во-первых, понимают, что что-то надо менять. Во-вторых, они интуитивно находят какие-то элементы того. Но вот в целостном виде всё то, что можно найти у них, всё это есть у Шрилы Прабхупады. И у Шрилы Прабхупады есть гораздо больше. Там есть некая целостная, последовательная концепция, которая одна может поменять весь мир. И, в конце концов, эта концепция, она изложена им в «Шримад-Бхагаватам». И поэтому, чтобы её проповедовать, нам нужно самим тоже очень хорошо её понимать: как представление о том, что Бог — Личность, и при этом, будучи Личностью, Он также находится здесь, Он находится в сердце каждого живого существа и управляет всем здесь в этом мире, как это всё реально происходит в жизни. Если мы будем это очень хорошо понимать, мы сможем помочь другим людям.

Поэтому это мои наставления вам.

— Проповедуйте, распространяйте книги.
— Но не забывайте читать их, изучать и глубоко понимать, понимать их очень и очень глубоко. Каждое слово там имеет очень большой смысл.
— И при этом старайтесь как можно ближе общаться друг с другом, старайтесь помогать друг другу, служить друг другу, делиться своими откровениями или всем тем, что у вас есть, друг с другом.

И в таком обществе вы будете полностью в безопасности.

Община — это самая лучшая прививка против атеизма. Ковид ничего особенного с Землёй не сделал, только ещё больше разобщил людей. Но вот атеизм человечество может добить. И единственная прививка, которая может увеличить наше сопротивление этому вирусу атеизма, который повсюду, — это ваше общение друг с другом. Киртан, святое имя, прасад. Собирайтесь как можно чаще в Нюрнберге, в Мюнхене, в Кёльне, в Аахене, в Марбурге, где угодно. Параматма Кришна написал мне, что самые густые скопления моих учеников находятся в Северной, Южной и Западной Германии. Только Восточная Германия свободна от моих учеников по какой-то причине. Но я надеюсь, что и в Восточной Германии тоже кто-то появится.

Ну, вот несколько слов по поводу вашего собрания вместе. Я ещё раз хотел поблагодарить вас за то, что вы вместе. И я виртуальным образом попробую шестиэтажный экадашный торт, сделанный где? В Кёльне, да? В Кёльне. И кто его знает, может быть, на будущий год… Обещать ничего не берусь, но… Может быть, может быть.

Как Шрила Прабхупада… Он очень хитро делал. Он говорил, что «если вы здесь, в Филадельфии, распространите больше книг, то я приеду в Филадельфию, а если нет, то поеду в Лос-Анджелес». Это был его приём, которым он пользовался.

Но для меня, ещё раз, помимо вашей проповеди, самым важным является тот факт, что вы стараетесь держаться рядом друг с другом, помогать друг другу, общаетесь друг с другом. Приезжайте друг к другу, как бы сложно это ни было. Продолжайте именно таким образом действовать, и я уверен, что Кришна будет делать чудеса через вас.

Я только что разговаривал с учениками из Института Бхактиведанты, и один из них сказал, что «если Кришна будет милостив, то Он сделает что-то незначительное через меня». Я говорю: «Какой смысл в милости Кришны, если Он будет через тебя делать что-то незначительное? Что-то незначительное ты и сам можешь сделать. Если Кришна будет милостив, то Он сделает через тебя что-то грандиозное».

И я в конечном счёте хочу, чтобы Кришна стал милостив к вам и сделал с вашей помощью что-то грандиозное. Шестиэтажный торт — это первый шаг на пути к чему-то грандиозному, но главное — не останавливаться на нём.

Прабху:

Двенадцатиэтажный будет в следующий раз!

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами смеётся.

Я надеюсь, что ваши достижения не будут ограничиваться этажностью торта.

Окей. Если у вас есть вопросы, я готов ответить. У меня к вам нет.

Прабху:

Мы очень хотели бы вам послужить здесь, в Германии, в распространении книг, в проповеди, в заботе о преданных. И все присутствующие, и те, кто здесь, и те, кто не здесь, просто мечтают, чтобы Вы опять приехали в Германию на Европейский ретрит. Мы бы тогда не только двенадцатиэтажный торт подготовили, но и какие-то свои грандиозные успехи по милости Кришны, порадовать Вас. Ну и самим порадоваться.

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами:

Оно в реальности работает по-другому. Не то, что если я приеду, то вы подготовите успехи. А причинно-следственная связь противоположная: вы говорите о своих успехах, и тогда я приезжаю. Чувствуете разницу, да?

Преданные:

Поняли намёк.

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами:

Окей. Я, как мог, сделал его максимально прозрачным.

Прабху:

Вы говорили на тему индивидуализма, и как это стало проблемой в современном западном обществе. И так сталось, что я вырос в этом сообществе индивидуализма. И, будучи художником, сам являюсь, скорее, приверженцем, тоже индивидуалистом, можно сказать. Так исторически случилось, что подавляющее большинство художников и творческих людей были индивидуалистами, и я не являюсь исключением. Возможно ли совмещать…

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами:

Творчество?

Прабху:

Ну, не просто творчество, а, будучи таким индивидуалистом, участвовать в развитии всего сознания Кришны тоже?

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами:

У каждого человека есть потребность выразить самого себя. И в то же самое время у каждого человека есть потребность находиться в обществе, чувствовать рядом других. На самом деле эти две тенденции, они не находятся в каком-то конфликте друг с другом.

Человек может развивать и должен развивать свою индивидуальность. У каждого из нас есть свой путь в этом мире. Но одновременно с этим надо понимать, что если мы окажемся в одиночестве в результате этих попыток акцентировать всё внимание только на себе и на своём собственном развитии, то мы не будем счастливыми. Потому что, в конце концов, художникам тоже нужно кому-то принести плоды своего труда. Им нужно почувствовать, что кто-то радуется этим плодам, кто-то восхищается ими. Без этого они не будут счастливы. Никто из нас не может просто делать что-то там такое. Ему всё равно нужны другие люди, которые примут то, что он даёт.

Ты, будучи художником, даёшь что-то, но тебе нужны люди, которые примут это и в свою очередь дадут что-то, что нужно тебе. Так что не нужно бояться этого. Надо просто понимать, что потребность в общении у нас есть, и она никуда не денется никогда.

У нас есть потребность очень глубокая. И мы не сможем сформироваться гармонично как личность целостная и как полноценная, зрелая личность, если мы эту потребность будем приносить в жертву чему бы то ни было: каким-то своим стремлениям или ещё чему-то. В конце концов, мы будем очень сильно сокрушаться о том, что мы её не развили в себе.

Поэтому надо развиваться как индивидуальная личность, но одновременно с этим надо также находиться в обществе и какую-то часть своей энергии посвящать служению обществу. Если необходимость этого будет осознана, это совсем не сложно, наоборот, это радостная вещь.

Прабху:

Вы имеете в виду, что люди слишком зациклены на себе и своей выгоде, не задумываясь об окружающих людях?

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами:

Конечно. Это современный образ жизни, который зацикливает человека на себе. Потому что всё время человеку говорят: «Самое главное — это то, что у тебя есть». А на самом деле самое главное — это то, что я могу дать другим. То, что есть, приходит само по себе, об этом не нужно беспокоиться. И нам нужны люди, чтобы сформироваться, чтобы сформироваться полноценно, чтобы чувствовать себя счастливым. Нам нужны люди.

Все знают: одно дело — ты сидишь и ешь один у себя где-то там на кухне, что-то там такое разогретое из холодильника, а другое дело, когда мы все вместе собрались и едим. Простая вещь, но счастья гораздо больше, когда все вместе собираются и едят, чем… Даже такой элементарный акт. Он гораздо более радостен, когда он совершается вместе с людьми.

И люди нужны всегда. Люди нужны нам во время счастья, когда мы празднуем что-то, когда какая-то удача пришла. Представьте себе человека, который, предположим, получил какую-то большую награду, ещё что-то, а рядом с ним вообще никого нет, кто мог бы разделить с ним эту радость. Радость эта будет совсем маленькой. Тогда как если рядом с ним находятся люди, которые могут порадоваться вместе с ним, его радость увеличится во много раз.

Люди нужны нам, чтобы разделить радость, и ещё в большей степени люди нужны нам, чтобы разделить какие-то сложности, которые у нас будут. А они есть у всех. Мы все будем болеть, мы все будем стареть, мы все будем умирать, мы все будем попадать в сложные положения в нашей жизни. И во всех этих ситуациях нам нужно общество людей, которые находятся на одной с нами волне.

Говинда-виласини деви даси:

У нас в Бремене всё сейчас очень хорошо развивается, очень активно. Вы помните, в Голландии, на ретрите, я знакомилась с Бременом? Сейчас все очень хотят… Они сейчас на харинаме, они хотят проповедовать, они хотят активно участвовать в жизни преданных, это всё очень хорошо.

Но мы сейчас вот в таком периоде становления, когда нужно принять ответственность. Старшие преданные говорят, что время пришло. И Господь меня поставил в такую ситуацию, что нужно принять ответственность за нама-хатту, за Бремен.

Вы знаете служение моё и в ШДМ, и в «Школе Бхагаватам». Но мой вопрос не про нагрузку в служении, а мой вопрос про то, что я вот стою перед принятием решения. Я понимаю, что Божества пришли в город и что это уже участие Господа, а мы только помогаем Ему. Сейчас нам не хватает ещё сотрудничества, согласия, мы растём. Какая правильная должно быть сонастроенность в моменте того, когда ты не пророк в своём Отечестве и вдобавок ещё ко всему матаджи?

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами:

Наша эффективность очень сильно зависит, наш вклад очень сильно зависит от среды, в которой мы находимся. Если среда благоприятна, то мы можем сделать очень многое. Если среда воодушевляет нас, если люди вокруг воодушевляют нас, то мы можем сделать многое. Если среда неблагоприятная, и, наоборот, приходится преодолевать сопротивление, то в конце концов наши усилия будут приносить незначительные результаты, и у нас будет накапливаться неудовлетворённость. А нам каждому хочется сделать как можно больше, что-то лучше. Поэтому смысл в том, чтобы действовать там, где наши усилия максимально эффективны.

Понятно, что, если вы находитесь в Бремене, надо вкладывать как минимум какую-то часть своих сил там. Но надо соразмерять эти усилия с сопротивлением, которое оказывает среда. Если сопротивление слишком большое, надо просто сказать: «Ну, хорошо, я буду делать что-то, где-то в другом месте». Это здравый смысл. Или надо попытаться поменять эту среду, чтобы она была более благоприятной.

Но принцип очень простой: действовать надо там, где наша деятельность приветствуется, а не там, где наша деятельность гасится.

Говинда-виласини деви даси:

Как правильно проявляется лидер в санге, когда много преданных, и они все начинающие и очень активно действуют?

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами:

В таких случаях самое правильное, если кто-то более опытный уполномочит кого-то. Можно попросить каких-то более опытных преданных, чтобы они приехали к вам, пообщались и поручили кому-то вот эти полномочия, чтобы это не сам человек выбирал, а чтобы это пришло с какого-то благословения сверху.

Говинда-виласини деви даси:

Ну вот, Гуру Махарадж, уже поручили.

ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами:

Вам? Ну, вот, значит, и определяйте лидера. Раз поручили, значит, действуйте. Объединяйте людей, а я пошёл по своим делам.

Спасибо!

Харе Кришна!

Ссылка на лекцию: https://t.me/goswamiru/563

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.