2024.12.30
Поздравление с Новым 2025-м годом
Сострадание — важная составляющая настоящего счастья
Харе Кришна, дорогие вайшнавы!
Я поздравляю вас всех с Новым 2025 годом по григорианскому календарю и желаю вам, как это принято на Новый год, счастья в Новом году. Теперь нужно только понять, что такое настоящее счастье, чтобы не принимать за счастье какие-то суррогаты.
Настоящее счастье заключается в том, что мы чувствуем, как мы приближаемся к реальности, становимся всё ближе и ближе к ней, понимаем её всё лучше, и лучше, и лучше, и как это приближение к реальности изнутри меняет нас.
Люди привыкли формулировать счастье в категориях обладания:
— счастье — это когда у тебя есть большой дом;
— счастье — это когда у тебя есть много машин или большая машина;
— счастье — это когда у тебя хорошие дети.
Но на самом деле никто и никогда не стал по-настоящему счастливым за счёт обладания чем бы то ни было. Обладание укрепляет наше ложное эго через категорию «моё», увеличивает нашу привязанность к материальному миру.
И не нужно путать счастье с привязанностью. Привязанность увеличится, счастье — нет. Беспокойства пропорционально возрастут. Но счастье, состояние влюблённости в реальность, состояние абсолютного головокружения от чуда реальности за счёт обладания не приходит, потому что обладание делает нас врагом всего того, чем мы не обладаем, и побуждает нас расширять сферу своих владений.
Счастье возможно только в процессе становления, когда мы меняемся. И нужно очень хорошо понимать вектор этих изменений. Далеко не любые изменения, происходящие с человеком, по-настоящему делают его счастливым. Только когда человек действительно приближается к реальности, когда вектор этих изменений даёт ему возможность понять реальность глубже, чище, лучше и в конце концов влюбиться в эту реальность, потому что понять — значит полюбить, понять — значит стать ближе, понять — значит изнутри прочувствовать что-то, только становление в этом направлении, когда человек становится ближе к реальности, по-настоящему делает человека счастливым, потому что это наша природа. Наша природа заключается в том, чтобы стремиться к вечности, знанию, блаженству, то есть к вечной жизни, к более глубокому пониманию реальности во всех её мелочах и блаженству, которое это понимание приносит.
Счастье, быть счастливым — значит находиться в контакте с реальностью и понимать своё место в этой реальности. Мало просто видеть какую-то широкую, взаимосвязанную картину реальности, нужно также ещё найти себя. И это пребывание вместе с реальностью также накладывает на нас очень большие обязательства, и, исполняя эти обязательства, мы тоже становимся счастливыми.
Ещё раз, счастье — это не статичное состояние обладания чем-то или статичное состояние застывшести в понимании того, что я достиг каких-то высот в этом мире. Это динамичное состояние связи с реальностью, которое раскрашено самыми разными эмоциями, начиная с эмоции влюблённости, нежности, удивления и кончая такими как бы эмоциями, которые кажутся негативными, как сострадание.
Сострадание — это очень существенная, важная составляющая счастья, настоящего счастья, которое приходит, когда человек действительно соприкасается с реальностью. Я принимаю в себя страдания всех живых существ, я принимаю в себя всю ту боль, которую испытывают другие живые существа. Но парадоксальным образом принятие чужой боли делает меня счастливее. Не обычным, привычным нам, эгоистичным, дофаминовым счастьем, маленьким, подлым счастьем от того, что у меня всё хорошо, и неважно, как там у других, и чем хуже другим, тем более счастливым я чувствую себя, потому что у меня-то всё нормально. Нет! Речь не идёт об этом подлом, трусливом счастье эгоиста. Речь идёт о настоящем счастье человека, который не побоялся принять в себя боль, не побоялся принять в себя страдания других живых существ, потому что это часть реальности. Но, принимая эти страдания, он очистил их самим актом своего предания, или своего принятия. И эти страдания не причиняют ему́ страдания. Он снимает боль у других, но не за счёт того, что сам он корчится от боли, а за счёт того, что, принимая их и разделяя эти страдания с ними, он сам возвышается над материальной реальностью.
Сострадание — это очень важная составляющая счастья. Не испытывая сострадания, которое является неотъемлемой частью понимания реальности, — потому что реальность материального мира, в котором мы живём, исполнена страданий — отвергая страдания, отказываясь сострадать, мы отвергаем существенную часть реальности и таким образом становимся дальше от Бога. Но, принимая страдания, принимая реальность целиком, принимая страдания других живых существ, мы естественным образом становимся ближе к Богу. Эта близость к Богу делает нас счастливыми.
Примеров тому в духовной истории человечества очень много. Люди сознательно шли на принятие чужих страданий для того, чтобы облегчить их, но при этом сами они испытывали необычайное счастье, хотя, может быть, физическое тело и ум находились в агонии. Но внутреннее счастье от того, что они избавляют других живых существ от груза этих страданий, делало их счастливыми. Шрила Прабхупада — пример этому. Он учил нас состраданию на своём примере.
Сострадать — значит выйти за пределы ограниченные, очень узкие рамки своего эго, перестать думать, что я смогу быть счастливым в отдельно взятой крепости своего эго. Я смогу быть счастливым только вместе со всеми.
И это сострадание, с одной стороны, помогает другим живым существам избавиться от своих страданий или по крайней мере облегчить их. А с другой стороны, в целом помогает миру стать менее мучительным местом.
Благодаря своему состраданию Шрила Прабхупада избавил огромное количество людей от ненужных страданий, от абсолютно бессмысленных материальных страданий. Проповедуя ведическую философию, он подрывал сами корни страданий, клеши. Рага, двеша, абхинивеша, асмита и авидья — это корни всех наших страданий.
Поэтому стать счастливым — значит стать ближе к реальности, значит избавиться от невежества и помогать другим людям избавляться от невежества, значит внутренне не признавать поступки правильными, которые продиктованы невежеством, а сражаться с этим невежеством во всех его проявлениях.
Невежество равносильно страданиям. Чем больше невежества в этом мире, тем больше страданий. Задача преданного, которую мы видим тут, — избавить людей от невежества и таким образом избавить людей и мир от бремени ненужных страданий.
Наше счастье — в том, чтобы молиться за счастье других; в том, чтобы молиться за то, чтобы ненужные страдания, кровь, которая проливается в этом мире, злоба, злость, зависть — всё это ушло.
свастй асту виш́васйа кхалах̣ прасӣдата̄м̇
дхйа̄йанту бхӯта̄ни ш́ивам̇ митхо дхийа̄
манаш́ ча бхадрам̇ бхаджата̄д адхокшадже
а̄веш́йата̄м̇ но матир апй ахаитукӣ
(Бхаг., 5.18.9)
Вслед за Прахладой Махараджем мы должны каждый день молиться о том, чтобы злоба в сердцах других людей утихла; чтобы они перестали выливать свою злобу и причинять страдания другим; и чтобы люди стали думать о благе друг друга; чтобы они постоянно думали о том, как порадовать другого человека, как принести ему настоящее благо.
И тогда в конце концов — дхйа̄йанту бхӯта̄ни ш́ивам̇ митхо дхийа̄ / манаш́ ча бхадрам̇ бхаджата̄д адхокшадже — в конечном счёте человек, который движим именно таким мотивом в этой жизни, он избавляется от всего ненужного, от всех проблем в своём уме, и ум его естественно, свободно и счастливо входит в Кришну. Размышления о Кришне, размышления о высшей реальности, о вастава-васту, становятся естественным состоянием ума, избавившегося от ненужных вещей.
Сострадание, с одной стороны, — это проявление любви к Богу для людей, которые уже достигли любовь. А для нас с вами, для людей, которые стремятся обрести любовь, — это практика, это садхана сострадания, когда мы с помощью этих эмоций, отразившихся в нашем сердце, из сердца, из источника сердца Шрилы Прабхупады, когда мы поймали эти эмоции зеркальцем своего сердца через Шрилу Прабхупаду, когда мы практикуем эти эмоции, или действия, продиктованные этими эмоциями: стараемся помочь другим людям, молимся за других людей, благословляем людей, которые несут благо, и пытаемся защитить их и всех остальных, людей, которые настроены на то, чтобы причинять другим зло, — это сострадание для нас является садханой. И это радостная, счастливая садхана. Когда садхана эта достигнет успеха, сердце наше очистится, мы будем легко и счастливо думать о Кришне и в конце концов вернёмся к Нему.
Минувший год был очень сложным годом. В соответствии с ведическим календарём, 24-й год называется, носит имя кродхи. Кродхи — значит «гневный, разгневанный, злобный». Это год, когда злоба, накопившаяся в сердцах людей, свободно изливалась в разных формах. Этот сложный год по ведическому календарю будет длиться до конца марта. Так что, к сожалению, у нас будут ещё возможности столкнуться с энергией этого года.
Но он кончится. Рано или поздно он кончится. И он кончится тем скорее, чем последовательнее мы будем в наших молитвах за других, в нашем желании помочь другим людям, в нашем желании помешать людям причинять друг другу зло и боль. Тогда этот разгневанный год превратится в благословляющий год. У нас есть ещё небольшой запас времени — где-то три месяца, когда можно последовательно практиковать молитву за других, сострадание и молитву во благо людей. И кто его знает, наши молитвы наверняка будут услышаны. В этом нет никаких сомнений.
На смену году, который называется кродхи, приходит год под названием вишвавасу, что значит «благоденствие во всём мире». Посмотрим, как проявится это благоденствие в разгар Кали-юги. Наверное, не стоит лелеять слишком уж розовых надежд на это. Но точно мы можем сделать атмосферу Земли лучше, чище и добрее, если сами будем жить в соответствии с принципами ведической философии: не причинять зла другим людям, не желать зла другим людям, не говорить что-то, что может поранить других людей, и таким образом зла в мире станет меньше, а возможностей для того, чтобы думать о Боге, больше.
Харе Кришна!
Ссылка https://t.me/goswamiru/621