Харе Кришна! У нас сегодня небольшая церемония посвящения. И Шрила Прабхупада очень часто, начиная лекции по этому поводу, говорил, что слово «посвящение, инициация» означает «начало».
Мы знаем, что в наставлениях Рупе Госвами Шри Чайтанья Махапрабху сравнивает путь преданного служения с ростом лианы бхакти, бхакти-латы. Эта бхакти-лата — лиана, потому что в процессе своего роста любая лиана, или любой вьюнок, нуждается в опоре. Бхакти — это не дерево, бхакти — лиана. И ростку бхакти, маленькому, очень ещё непрочному, нежному, нужна какая-то опора.
Но сначала, до того как этот росток начнёт расти, приносить цветы и плоды на каких-то более зрелых этапах преданного служения, сначала этому семечку — бхакти-лата-бидже — нужно укорениться, нужно пустить корни. Без этого ничего не произойдёт.
И этим корнем, или процессом укоренения бхакти-латы на почве нашего сердца, является этот процесс посвящения, или дикши. Это процесс, растянутый во времени.
Иногда почва нашего сердца неблагоприятная для того, чтобы семя бхакти пустило там свои корни и росло пышно. Иногда нужно сначала как следует разрыхлить эту почву, и требуется достаточно долгое время, чтобы семечко бхакти проросло. Всё это неизбежные сложности первого начального периода бхакти, когда человек утверждается в этом пути и понимает, что «этот путь в конце концов выведет меня за пределы этого мира».
Сегодня мы с вами присутствуем при таком этапе — этапе дикши, или этапе, когда преданный говорит, что «всё, моя бхакти-лата-биджа пустила корень, и я дальше хочу идти по этому пути, хочу, чтобы это семя росло».
И для того, чтобы семечко это росло, нужно соблюдать определённые обеты, следовать определённым правилам. Нужно правильно общаться с преданными, потому что, принимая нас в семью учеников, учитель также вводит нас в эту семью. Мы получаем не просто учителя и отношения с ним, но и отношения со многими-многими другими духовными братьями и сестрами.
В любом случае это радостное событие. И я поздравляю всех тех, кто получает сегодня посвящение, с тем, что они дошли до этого. Кто-то получает второе посвящение, кто-то первое.
И, так как у нас не так много времени, мы сразу же приступим к тому, чтобы давать новые имена и чётки. Эта анга дикши называется нама.
Дикша состоит из пяти анг.
Первая — тапа, что значит «раскаяние». Когда человек пересматривает свою прошлую жизнь, когда человек понимает, что все его усилия обрести то счастье, которое он хотел, не увенчались успехом, — это тапа.
Следующая анга называется урдхва-пундра. Урдхва-пундра значит «тилака, которая идёт вверх». Человек получает от учителя право наносить тилаку. И реально это значит, что он медитирует на эволюцию: он не хочет просто прожить какую-то бессмысленную жизнь, он хочет проделать какой-то путь, который приведёт его к более высоким ступеням сознания. Оставив за плечами какие-то стереотипы, которые не сделали его счастливыми, он отправляется в этот путь наверх, к Богу.
Третий этап называется нама. Нама значит, что человек получает новое имя, он становится дасом, слугой, или даси, служанкой, для того чтобы практиковать нечто, свойственное нашей природе.
Мы по природе слуги. К сожалению, нам очень сложно с этим смириться, мы всё время хотим быть господами. И как нас жизнь ни учит, мы снова и снова упрямо пытаемся ими стать. Получая наму, или новое имя, человек говорит: «Всё, больше не буду пытаться! Богом стать не получилось, попытаюсь стать слугой Бога и буду делать это последовательно, изо дня в день».
И одновременно с этим нама означает, что человек получает от духовного учителя наму. Что это значит? Это значит, что он получает чётки, на которых духовный учитель начитал святое имя. И он старается получить то же самое настроение, в котором духовный учитель повторяет святое имя Кришны: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Это также значит, что он слушает лекции, настраивается на ту же самую волну. Это всё нама.
Нама — не просто формальный обряд, когда мы получаем чётки. Нама — это решимость совершать усилия в том, чтобы научиться повторять святое имя в таком же настроении.
Следующий этап называется мантра, когда духовный учитель оказывает доверие некоторым ученикам и открывает им дикша-мантры, или гаятри-мантры. И несколько человек получают сегодня мантру.
И, наконец, последний этап, пятый этап, называется яга. Духовный учитель может дать своему ученику Божество, шалаграма-шилу, или говардхана-шилу, или Шри Шри Гоур Нитай, или ещё какое-то конкретное Божество и сказать ему: «Вот тебе нама, вот тебе мантра, а вот тебе яга, вот тебе Господин, которому ты должен теперь служить, развивая конкретные отношения с этой формой Божества, с этим образом Божества».
Это пять этапов дикши, и они все растянуты во времени.
Но сегодня поворотный этап. Преданные получат чётки, получат имена. Кто-то получит мантры, кто-то получит Божества, такое тоже сегодня будет для кого-то.
В общем, всё у нас хорошо, мы идём по духовному пути.
Шрила Прабхупада ки джай!
https://goswami.ru/lecture/4975