СИНДУ. Ответы на вопросы по аюрведе ч.2 (01.04.2024г)

Харе Кришна, дорогие вайшнавы, слушатели курса «Здоровое общество»! Как вы знаете, я ответил на первую половину вопросов, касающихся лекций по аюрведе, по тому, как поддерживать здоровье и сохранить здоровье даже в старости, и обещал ответить на вторую половину вопросов. Но при ближайшем рассмотрении бо́льшая часть этих вопросов оказалась очень специальными. Мне задают вопрос о том, что нужно делать женщинам в их специфической гормональной ситуации; как нужно кормить детей, когда они этого не хотят; что нужно делать, если у человека загнут желчный пузырь и так далее.

Все эти вопросы, безусловно, очень важные для каждого из людей, которые их задают, но это не совсем правильно мне, не специалисту в медицине, отвечать на все эти детальные вопросы. Разумеется, на какую-то часть из них я могу ответить, но на самом деле гораздо более правильно будет, если я перенаправлю преданных к специалистам. В Telegram открыт специальный канал «Здоровье для садханы», где несколько профессиональных врачей, как аюрведистов, так и обычных врачей, могут ответить на все ваши конкретные вопросы.

Тем более, что главный посыл моих лекций, особенно в последнее время, заключается в том, что некие универсальные рецепты всегда имеют меньшую ценность, чем конкретные рецепты, предназначенные для конкретной ситуации, для конкретного человека. Когда мы даем какие-то большие массовые лекции, неминуемо приходится раздавать универсальные рецепты, какие-то общие советы. У них есть определенный смысл и место, они объясняют нам какие-то общие принципы, закономерности, но в конечном счете ответы на наши вопросы, на конкретные вопросы тоже должны быть конкретными. Поэтому гораздо более правильно будет задавать конкретные вопросы конкретным специалистам в этой области.

Я отправляю вас туда, а здесь отвечу сейчас только на один, очень много раз повторенный вопрос, который, судя по всему, вызвал большое недоразумение, недопонимание среди слушателей этих лекций, — это, собственно, определение сандхьи. Мы все знаем, что с астрономической точки зрения сандхья — это период стыка между двумя временами дня. И обычно этот период стыка измеряется одной мухуртой, то есть примерно 22,5 минуты в одну и в другую сторону от заката и восхода. Тогда как в лекциях по аюрведе я определял сандхью по-другому. Я говорил, что сандхья — это период примерно в 70-72 минуты до восхода и сразу после заката. Это два разных определения сандхьи, одно другого не исключает.

И когда речь идет о каких-то запретах на деятельность, то имеется в виду сумеречное время. Если мы будем внимательно наблюдать за состоянием природы, то мы увидим, что до восхода есть сумерки, полусвет-полутьма, и эти сумерки сразу же рассеиваются в тот момент, когда солнце восходит и наступает ясный день. И точно так же до заката время светлое, и нету ощущения сумерек, нету этого ощущения полусвета-полутьмы. Но когда солнце заходит, в течение какого-то времени мы находимся в этом сумеречном состоянии. Это сумеречное состояние сказывается на нашем уме. Недаром иногда говорят, что «ум человека погрузился в сумерки», то есть он не очень ясно отдает себе отчет в том, что происходит. И, разумеется, так как ум очень тесно связан с телом, то, соответственно, это же сумеречное состояние отражается на теле, поэтому определенные формы деятельности запрещены именно в это время, в сумеречное время.

И да, раз уж я начал отвечать на этот вопрос, то заодно отвечу на другую большую серию вопросов, связанных с сумерками, — это то, как же быть людям, не имеющим привилегии жить где-то в районе экватора и, соответственно, людям, у которых «одна заря спешит догнать другую, дав ночи два часа» или как там у Пушкина? Как быть людям, чьи летние ночи очень коротки, а зимние ночи, наоборот, очень длинны? Когда им просыпаться, если солнце встает очень рано, или, наоборот, когда им ложиться спать, когда солнце заходит очень поздно? И как избежать всех этих нарушений шастр, которые запрещают сон в сумерки? И так далее.

Но тут надо просто пользоваться здравым смыслом, тут ничего другого не скажешь, здравый смысл никто не отменял. И, так как нам нужно спать определенное количество времени — 5, 6, 7, кому-то даже 8 часов, ну, соответственно, значит надо либо ложиться в сумерки летом, либо каким-то образом нарушать этот принцип, следуя другим принципам — тем, что нам нужно спать; тем, что нам нужно выспаться; тем, что днем спать все-таки не рекомендуется в большинстве случаев, если человек не болен, и так далее. Просто пользуйтесь здравым смыслом, этот здравый смысл, он, собственно, является тоже очень важным критерием при ответе на многие другие вопросы, которые в таких случаях задаются.

Помимо специалистов, которые ответят на конкретный вопрос, очень важно иметь рядом наставников с духовным опытом и с хорошим материальным опытом, который помогут привнести здравый смысл в наши порой фанатичные интерпретации правил шастр.

Итак, я с удовольствием перенаправляю вас в этот канал. Желаю вам очень счастливой молодости, очень зрелой зрелости и очень мудрой старости. Желаю вам счастья в сознании Кришны, чтобы свет шастр всегда освещал вашу жизнь и помогал вам идти по ней и делать какие-то порой сложные выборы, перед которыми жизнь нас ставит. И для этого надо знать шастру, и надо иметь людей, которые лучше нас знают шастру и помогут нам ответить на наши конкретные вопросы, касающиеся шастр.

Спасибо большое! Харе Кришна!

Ссылка на лекцию: https://www.youtube.com/watch?v=pOyFxiuaQV4

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.