Дорогие вайшнавы! Ученики, последователи, доброжелатели! Я хотел выразить вам свою благодарность за то, что вы сегодня вместе собрались в храме на Нагорной, я так полагаю. И это очень греет и радует моё сердце.
И буквально до того, как выйти к вам, я записывал перевод комментария Баладевы Видьябхушаны к первым трём стихам шестнадцатой главы «Бхагавад-гиты», в которых Кришна описывает дайви-сампад, или божественную природу. И среди прочих качеств Он упоминает слово ма̄рдавам. Ма̄рдавам буквально значит «мягкость», «мягкость сердца».
И мы очень часто слышим это, что вайшнав, у него должно быть мягкое сердце и не всегда понимаем, что значит мягкое сердце. Иногда наши представления о мягкости сердца сводятся к тому, что у нас возникает образ некоего добряка, такого толстого, сентиментального человека, который плачет по поводу и без повода.
Баладева Видьябхушана даёт совершенно потрясающее, невероятное по силе и глубине определение мягкости сердца. И, прочитав это определение, я задумался над тем, мягкое ли у меня сердце или оно жёсткое.
Определение, которое он даёт, оно такое: мягкость сердца — это неспособность выносить разлуку со святыми людьми, с достойными людьми. Сат-патра. Сат-патра-вираха-асахишнута. Я сейчас не помню точно санскрит, но примерно вот это. Сат-патра, патра — значит «сосуд», сат — значит «истина, вечность, нечто реально существующее». Сат, или садху, — это человек, который является носителем этих качеств истинности.
И я стал примерять это к себе и понял, что на самом деле моё сердце очень жёсткое, потому что я прекрасно живу, не плачу каждый день в разлуке с людьми, которые олицетворяют истину, или несут в своём сердце истину.
По великой милости Шрилы Прабхупады мне повезло, и я много общался с разными людьми, каждый из которых несёт в себе эту частичку сат. И, конечно же, всегда, когда соприкасаешься с этой истиной в другом человеке, то чувствуешь потрясение, стыд, радость — целую гамму чувств, потому что понимаешь, что сам ты не отвечаешь этому идеалу, очень далёк от этого идеала. Но при этом очень радостно, что истина всё-таки есть и что она проявлена не только в книгах, а в живых людях.
Как вчера у меня была встреча по Zoom-у с одной матаджи, которая выполнила задания на пранаму. И она очень эмоционально рассказывала, как она встретилась с преданными и как она, главное, в первый раз прочитала «Бхагавад-гиту». У неё был очень долгий путь, она увлекалась всякой эзотерикой, Рерихами, пока наконец под влиянием Елены Рерих, которая несколько раз упоминает «Бхагавад-гиту», она не решила прочитать «Бхагавад-гиту», которая у неё давно уже стояла на полке.
Так вот, она стала плакать, когда она рассказывала, как она читала «Бхагавад-гиту» в первый раз. Она говорит: «Я читала и думала: „Где же я раньше была? Вот она, истина, которую я искала“. И сердце при этом ликовало и одновременно с этим сокрушалось». И она плакала, плакала, плакала.
И, прочитав это определение мягкости сердца, я вспомнил о встрече, которая произошла вчера и о других каких-то подобных встречах, когда действительно мягкое сердце заставляет человека постоянно искать этого соприкосновения с истиной в том или ином виде. И разлука с ней, отсутствие её в нашей жизни представляется такому человеку с мягким сердцем невыносимой.
И в то же время если человек вполне себе справляется и благополучно живёт, не соприкасаясь с этой истиной, с этим сат в сердцах других людей, носителей этой истины, то это значит, что его сердце жёсткое, это значит, что он сосредоточен на себе, это значит, что он думает только о себе, о своём собственном интересе.
Как, знаете, если мы поместим какую-то воду в стакан жёсткий, то, что бы мы ни делали с этой водой, всё это будет схлопываться внутрь, она никогда не сможет выйти наружу. То же самое с нашим сознанием. Когда сознание заключено в этот жёсткий кожух ложного эго, то какие бы волнения не происходили, какие бы эмоции не сотрясали сознание, они всегда схлопываются на себя. Все эти эмоции сосредотачивают человека ещё больше на себе.
И в этом жёсткость сердца. Жёсткость сердца в том, что наши эмоции не выходят наружу и не обращаются к кому-то ещё. Мы не испытываем эмоций по отношению к кому-то ещё, а все наши эмоции — по отношению к нам самим. Все эти эмоциональные волны, они находятся в этих жёстких пределах стакана нашего ложного эго.
И там же говорилось о качестве сострадания — дайи, милосердия. Баладева Видьябхушана определяет дайю, или милосердие, как неспособность терпеть чужие страдания, чужое несчастье, чужое горе, чужую боль, чужие муки. И это тоже качество мягкого сердца.
Но прежде всего, это поразительное определение Баладевы Видьябхушаны мягкости сердца я хотел бы, чтобы каждый из вас запечатлел в своём сердце. Чтобы в этот момент, когда мы слушаем о нём, оно на немножечко хотя бы расплавилось и чтобы эти слова одного из наших великих ачарьев запечатлелись, отпечатались в нашем жёстком сердце.
Мы должны стремиться к мягкости сердца, то есть к этой неспособности выносить разлуку с сат, разлуку с истиной. И эта неспособность выносить разлуку с истиной будет заставлять нас постоянно искать встречи с этой истиной — с этой истиной в других людях, с этой истиной в книгах, с этой истиной в каких-то явлениях нашей жизни.
То есть мягкое сердце — это ищущее сердце, это сердце, которое не сосредоточено на самом себе и не довольствуется самим собой, своими какими-то мелочными, маленькими, крошечными, ничтожными радостями и такими же маленькими, крошечными, ничтожными беспокойствами и тревогами, которые постоянно одолевают нас. Это сознание, которое ищет истину везде.
Почему я стал об этом говорить? Во-первых, потому что меня эта мысль очень сильно поразила. Во-вторых, потому что я понял, что, если бы моё сердце было по-настоящему мягким, я бы, наверное, не сидел здесь, а уже давно бы куда-нибудь отправился и находился подле тех людей, которые действительно по-настоящему олицетворяют истину или по крайней мере не проводил ни дня без общения с такими людьми.
И когда мы празднуем приход в нашу жизнь духовного учителя, то есть по определению носителя какой-то истины, мы должны также понимать, что этот приход не должен оставаться какой-то формальностью: «Ну пришёл и пришёл. Ну с кем не бывает. Ну ладно, хорошо, пришёл. Как пришёл, так и ушёл». А именно какое-то трепетное понимание того, что свет, который вместе с ним пришёл в нашу жизнь, очень важен, и нам нужно постоянно подпитывать его и находиться в контакте с ним, в соприкосновении с ним. Вот это понимание, оно должно нас греть.
Я так полагаю, что именно это чувство привело вас сегодня сюда, вместе соединило вас, привело вас в этот зал. И я хотел бы пожелать, чтобы это чувство действительно всегда присутствовало в нашей с вами жизни. Эта тоска по тому, что мы отделены от соприкосновения с истиной, от истины, так или иначе оторвались от неё, потеряли её путеводный свет и стремление восстановить этот путеводный свет в нашей жизни, чтобы у нас постоянно был этот контакт.
И, собственно, для этого — чтобы это желание утвердить и чтобы сердце наше в конце концов размягчилось, чтобы мы получили опыт размягчения, опыт слёз, слёз от этого соприкосновения с истиной, вся наша практика для этого предназначена, чтобы дать нам этот опыт.
И любой из вас, из нас, включая меня, кто этот опыт получил, — опыт мягкости сердца и слёз от разлуки с истиной — может считать себя очень удачливым.
Но, конечно, мы должны также понимать, что наша удачливость, она не является нашей заслугой. Эта удачливость — заслуга кого-то другого, кто по своей милости — и в каком-то смысле даже насильно — пришёл в нашу жизнь.
Так, мой первый духовный учитель пришёл в мою жизнь насильно. Я рассказывал эту историю несколько раз о том, что я не просил об инициации, я не думал о ней, но она была мне дана сверху. И это очень большая милость, за которую я по-прежнему благодарен, потому что с этого момента начался какой-то мой систематический поиск сат.
Эпизодический, спорадический поиск истины есть у всех. Мы — живые существа, и мы не можем не искать истину, не искать что-то правильное, верное, реальность. Но систематически мы начинаем её искать, когда встречаемся с живым носителей этой истины и чувствуем, соприкасаемся с этой истиной в нём и пытаемся стать похожими на него.
Мне хотелось поделиться с вами этим небольшим открытием, которое подарил мне сегодня Шрила Прабхупада и Баладева Видьябхушана.
Спасибо вам большое за то, что разделили со мной, я надеюсь, радость этого открытия. Теперь вы знаете, что значит обладать мягким сердцем, и никто вас не собьёт с толку, вы не поддадитесь на какие-то сентиментальные определения мягкости сердца.
Спасибо большое!
Шрила Прабхупада ки джай!
Ссылка: https://goswami.ru/lecture/5254
https://t.me/goswamiru/183