00:34-04:21 Что такое смирение
04:58-09:09 Преимущества смирения как жизненной позиции
09:46-11:48 Как реализоваться в материальной жизни, оставаясь смиренным
13:02-17:18 Как проявляется смирение в сложной ситуации
18:07-20:22 Проявлял ли Дхрува Махарадж смирение
20:33-25:24 Нам нужен человек, перед к-рым мы можем преклонить голову
27:47-32:18 Что делать, если страшно предаться
32:44-38:02 Как служение помогает перенять качества
38:29-41:53 Помогает ли джапа развивать смирение
42:14-49:52 Есть у нас свобода воли или нет
52:07-53:17 Чтение священных писаний помогает развивать смирение
Александр Башкирцев: Это проект «Аскеза в кедах». И сегодня будем говорить о смирении. И говорить об этом будем с Бхакти Вигьяной Госвами.
Гуру Махарадж!Тема смирения, она не новая. Я слышал об этом термине огромное количество раз, но при этом, честно скажу, разобраться в глубине и уйти в практику у меня до сих пор так и не получилось. Я бы хотел бы в этой теме разобраться, давайте, скажем так, с носителем этого качества. И для начала хотелось бы вообще определиться с тем, что такое смирение, как её определяют в ведической традиции, в ведической концепции.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Начнём «плясать» от русского слова «смирение». Очевидно совершенно, что корень этого слова «мир», тот же самый корень, что у слова «умиротворение». Смириться — значит принять. Смириться — значит обрести мир или покой в душе. И смириться — значит отказаться от своей бунтовщической природы. Потому что по природе своей люди постоянно бунтуют, им все время что-то не нравится: не нравится в окружающей среде, не нравится в социальной среде, не нравится в каких-то других отношениях. Всё время они неудовлетворены. И это состояние бунта — это перманентное состояние человека. Бунтуем.
Поэтому говорится, что материальный мир — это место, куда ссылают бунтовщиков — людей, или души, склонные поднимать бунт против высшей власти, против законов, порядков.
Александр Башкирцев: То есть можно сделать вывод, что раз мы здесь оказались, значит, у нас…
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да!
Александр Башкирцев: … проявлено антисмирение — гордыня.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Значит, у нас есть желание так или иначе утвердить себя как последний окончательный критерий истины.
Смирение — значит отказаться от этих попыток. Смириться — значит принять факт, что есть высшая сила и что я должен в конце концов подчиняться какой-то высшей силе и её законам. То есть это одновременно способность принимать реальность так, как она есть, и подчиняться этой реальности, подчиняться законам, которые управляют этой реальностью.
В ведической культуре есть много различных слов, которые переводятся на русский язык как «смирение». Одно из самых распространённых слов, которое переводят как смирение, — это дӣна-бха̄ва, то есть ощущение своей беспомощности в этом мире.
Но до тех пор, пока мы на коне, пока у нас все хорошо, о смирении не может быть и речи, и мы пребываем в иллюзии, что все время так и будет. Стоит нам столкнуться с силой, с которой мы не можем ничего поделать, а это всегда происходит с человеком, — этой силой может быть смерть приближающаяся, тяжёлая болезнь, утрата какого-то близкого человека — у нас появляется это ощущение беспомощности.
Если завтра вам сказать, что у вас рак в четвёртой степени, то смирение естественным образом отразится на вашем лице после некого начального…
Александр Башкирцев: Отрицания?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Ну да, попытки отрицать это или сделать что-то.
И в этом смысле дӣна-бха̄ва, или дӣната, ощущение себя беспомощным, ощущение своей беспомощности, очень близко этимологически с русским словом «смирение».
Но что самое главное, что смирение — это способ преодолеть беспомощность. Потому что когда я признаю свою беспомощность, то мне уже становится легче. Я уже не сопротивляюсь. Я не противлюсь этой могущественной силе, которая загнала меня в то положение, которого я совсем не хотел. Приняв это, во-первых, я чувствую умиротворение, потому что я принял это. Мне уже не нужно тратить такие неимоверные усилия, зачастую бессмысленные.
Александр Башкирцев: Гуру Махарадж, вот мы начали уже говорить про преимущества смирения. Давайте зафиксируем, кроме того, что Вы сказали: в случае, когда мы можем практиковать смирение, мы как минимум экономим энергию. Какие ещё положительные преимущества получает человек, который практикует смирение и которые обходят того, кто занимает противоположную позицию бунтаря?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: В «Махабхарате», в самом древнем эпосе человечества, есть замечательная притча, которую рассказывает мудрый герой «Махабхараты» воин Бхишма. Он говорит, что однажды… В соответствии с ведическими представлениями, океан — это мужчина, а реки, которые впадают в него, — это его жены, женщины, которые приносят ему дары. Однажды океан стал жаловаться своим жёнам, что «вы приносите мне много подарков, когда впадаете в меня, вы приносите мне замечательные совершенно вещи. Иногда вы приносите мне могучие дубы, иногда огромные пальмы, иногда ещё что-то. Но вы мне никогда не приносили тростника. Как так получилось?» И в ответ на это реки говорят, что «все остальные деревья, которые стоят гордо, мы их можем повалить, размыв их корни. А тростник гнётся, и нам никогда не удаётся вырвать его с корнем».
Александр Башкирцев: То есть, получается, смирение даёт гибкость, которая…
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Смирение даёт человеку гибкость и устойчивость внутреннюю, помогает человеку вынести какие-то сложности в своей жизни, выстоять перед какой-то силой. И иногда эта самая лучшая стратегия: склониться, преклониться перед ней.
Но, пожалуй, самое главное преимущество человека, который понял важность смирения как жизненной позиции, — это то, что он становится ближе к реальности. Все наши концепции, или представления, о том, в общем-то, подростковые откуда-то оттуда, из самого бунтовщического возраста подросткового, то, что «я всё преодолею, я самый умный», они на самом деле реальность не отражают. По сути своей в реальности всегда есть кто-то, кто превосходит нас, всегда есть кто-то, кто сильнее. И в конечном счёте весь этот мир — это большая школа смирения, этот мир учит нас. Когда я горжусь собой, постоянно пытаюсь доказать прежде всего другим людям свои преимущества и своё превосходство над ними, я отхожу от истины.
Смысл жизни не в том, чтобы доказать всем своё превосходство, а в том, чтобы понять реальность. А реальность такова, что всегда есть сила, превосходящая меня. И в конце концов во все века эту силу называют Богом, кто-то судьбой, кто-то Провидением, кто-то ещё как-то, но то, что нам приходится склониться перед этой силой, это факт. И если даже в жизни нам никогда не приходилось это делать, то в самый последний момент мы все равно склонимся перед неизбежностью смерти.
Александр Башкирцев: Итого, я фиксирую, что преимущества от смирения — это гибкость, это устойчивость…
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Внутреннее спокойствие.
Александр Башкирцев: Спокойствие. И, как выяснилось, ещё…
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Экономия энергии, сил.
Александр Башкирцев: Экономия энергии, сил и объективный взгляд на реальность.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да, приближение к пониманию того, как устроен этот мир, и того, что, собственно, мне ну́жно делать, того, что я предназначен, для чего я родился на свет. Я родился не для того, чтобы напрасно кому-то доказывать что-то, а для того, чтобы понять эту реальность и её глубокий замысел.
Александр Башкирцев: Ну, достаточно такие сладкие плюсы. Ну вот я буду с позиции гордого бунтаря. Да, можно проявить смирение и получить все то, о чем мы сейчас сказали. Но если, например, у меня в планах реализовать лидерские амбиции, если у меня есть в планах доминировать для организации пространства, например, руководитель компании, предприниматель, как сочетать вот это желание прогрессировать в этом материальном мире и выполнить, как выяснилось, главную задачу этой жизни, но при этом в страсти, в обычной материальной жизни оставаться на коне?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: На самом деле никакого противоречия между двумя этими вещами нет. Смирение не подразумевает пассивности, смирение не подразумевает этой позиции жертвы или позиции человека, который готов всем во всём уступить: «Отстаньте только от меня!» Нет! Человек может быть победителем, но при этом оставаться внутри очень смиренным.
В «Бхагавад-гите» Кришна учит великого воина Арджуну смирению, говоря, что «смирение — это проявление знания», это качество, которое выдаёт в человеке понимание реальности, реального положения дел. При этом Он говорит ему: «Сражайся и побеждай! Побеждай своих могущественных соперников, стань царём, стань победителем этого мира!» И в сознании Кришны, и в сознании Арджуны эти два утверждения никак не приходят в противоречие. Потому что, ещё раз, смирение — это моё внутреннее отношение к этому: я могу побеждать, но при этом оставаться смиренным, понимая, что даже моя победа, она в конце концов предопределена высшей силой. Он не призывает Арджуну сложить оружие, поднять руки, сдаться. Он говорит: «Есть жизнь нормальная, и в этой жизни у тебя есть задача: тебе нужно действительно добиться успеха, тебе нужно одержать победу над своими врагами, тебе нужно стать царём. Делай это, но понимай, что, во-первых, не всё зависит от тебя, а результат в конечном счёте зависит от какой-то высшей силы, поэтому в победе и в поражении оставайся одинаковым».
Смирение — это качество, или позиция, которая позволяет человеку оставаться на коне в самых сложных ситуациях.
Александр Башкирцев: Позвольте с Вашей помощью проведу границу между этим понятием смирения и самоуничижением, потому что пока что в теории оно как-то ещё бьётся, но как только на практику — у меня не складывается.
Вот конкретно какой-то пример. Во дворе с ребёнком рядом курят и матерятся группа молодых людей. Я в этой ситуации что? Вариант А — смиренно беру ребёнка и ухожу в другой двор, где этого нет, либо я иду и говорю: «Так, хватит, меняйте локацию, друзья!» Где вариант смиренный?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: И тот, и другой сценарий могут быть продиктованы смирением. Если у вас есть достаточно внутренней силы и понимания и в то же самое время готовности достучаться до этих людей, то, подойдя к ним без наезда, без наката, но с внутренней силой сказать им что-то, что они вас послушают, то нужно сделать вторую вещь, потому что это одновременно научит их.
Я читал в книге одного христианского священника замечательный пример. У него спросили: «Святой отец, а что Вы будете делать, если при Вас будут обижать женщину?» И он, ни минуты не задумываясь, сказал: «А при мне никто не посмеет этого сделать». Со смирением.
И, опять же, так как смирение — это некая качественная характеристика, у неё есть градация. Есть небольшое смирение. Это небольшое смирение, но оно позволит нам собрать этого ребёнка, прижать его к себе, оградить его от этого развращающего влияния. Но если смирение очень сильное, одновременно с этим достоинство сильное, уверенность в своей правоте, мы можем набраться духу и сказать: «Ребята, зачем вы так делаете? Подумайте об этом ребёнке, он-то тут при чём? Ну ладно вы…» так, чтобы они услышали.
Но, опять же, ещё раз, смирение не… Эта готовность подставить левую щёку после того, как вас ударили по правой — далеко не всегда самая лучшая стратегия и далеко не всегда доказательство смирения. Иногда смирение — значит дать сдачу человеку, который ударил тебя по правой щеке, и это не будет нарушением смирения.
Александр Башкирцев: Как это?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: По очень простой причине.
Александр Башкирцев: То есть я бью, потому что я обязан бить, как Арджуна?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да! Потому что я должен сохранить своё достоинство. Если я понимаю, что, подставив этому человеку левую щёку, я встречу от него реакцию удивления, и в конечном счёте он задумается, а правильно ли он делает, то надо подставить левую щёку. Но если я понимаю, что он ударил меня по правой, потом ударит по левой, потом пнёт меня ногой и пойдёт дальше, то от того, что я покорюсь ему, я ни себе, ни ему ничего хорошего не сделаю. Эта стратегия, о которой говорится в Евангелии, она хороша только в случае с людьми, на кого она может подействовать.
Человек, который живёт в этом мире, он не должен эксплуатировать других, он не должен позволять, чтобы его эксплуатировали. Он не должен проявлять гордыню, но он не должен также позволять растаптывать себя. И это не будет нарушением смирения.
Чувство собственного достоинства и смирение — это явления одного порядка, это ни в коем случае не противоположная вещь. Гордыня и смирение — антонимы, они противоположны. Но чувство собственного достоинства не противоречит смирению.
Александр Башкирцев: То есть я принимаю внешние события, поскольку они складываются независимо от меня, но при этом и на ногу себе не даю наступать?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да! Я преклоняюсь перед высшей силой. Я преклоняюсь перед законами природы, я преклоняюсь перед реальностью, но моё преклонение перед реальностью, перед Истиной, как её ни назови, Истиной с большой буквы, моё преклонение перед этой Истиной также означает, что я не буду преклоняться перед отступлениями от этой Истины, которые я вижу. Наоборот, если я преклоняюсь перед Истиной, я не должен позволять происходить вокруг себя вещам, которые являются нарушением Истины, или отклонением от Истины. Моё преклонение перед Истиной и смирение, которое вызывает моё преклонение перед Истиной, поможет мне также сражаться с какими-то вещами, которые противоречат этой истине из смирения или из преклонения перед ней.
Александр Башкирцев: Интересно обратиться к одному сюжету, который мне вот прям срезонировал, запал в сердце из «Шримад-Бхагаватам». Там юный Дхрува Махараджа, будучи ещё совсем ребёнком, жутко обиделся на свою мачеху и в чувствах, в обиде, в злости пошёл в лес совершать аскезу. То есть вот это событие по факту является антисмирением, то есть это задетая гордыня человека, которая побудила его пойти в лес, совершать аскезы, чтобы стать потом великим преданным и царём и достичь величайших успехов. И как-то, получается, не складывается. То есть он проявил несмирение, из этого бунтарства он ещё и делов наделал, в итоге хеппи-энд.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Он проявил несмирение, потому что была задета его честь. В конце концов, в его жилах текла королевская кровь, царская кровь, с очень большими последствиями, которые из этого вытекают. Его унизили и задели, причём несправедливо. Его кровь восстала против этой несправедливости, против обидных слов, которые произнесла его мачеха. Но потом, когда нужно, он проявил смирение перед своим учителем, перед святым, перед Нарадой Муни, с которым он встретился в лесу, и принял дословно, буквально, всё то, что тот ему сказал, склонил свою голову перед этим.
Если бы он не сделал этого, если бы он продолжал в упоении своим собственным «геройством» говорить «что хочу, то и ворочу, я сам решу эту проблему», то у истории не было бы хэппи-энда.
Хэппи-энд этой истории не потому, что он взбунтовался против оскорблений. В принципе, это же естественная человеческая реакция. Если тебя оскорбляют… В «Нити-шастрах» Чанакья Пандит, великий знаток морали, говорит, что человек не должен находиться в том месте, где его не уважают, где его оскорбляют.
Александр Башкирцев: Нужно выйти.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Нужно уйти. Нужно оттуда уйти. Если Вы чувствуете неуважение и оскорбление к себе, зачем вам там оставаться? Вы не сможете ничего дать этим людям. И для вас это будет нехорошо. Он ушёл, он вышел. Но если бы он потом не склонился перед тем, перед кем он должен был склониться, то хэппи-энда не было бы.
Александр Башкирцев: Получается, очень важным критерием является то, перед кем мы это смирение проявляем?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Конечно. Поэтому я и сказал.
Александр Башкирцев: То есть если это недостойный человек, то…
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Конечно. Перед недостойными людьми не нужно пресмыкаться. Это предательство Истины. Мы прежде всего смиряемся перед Истиной с большой буквы.
Александр Башкирцев: Проблема гордого человека может заключаться в том, что недостойными ему могут казаться все. И тогда он такой: «Ну, перед тобой не буду, перед тобой тоже не буду». Ни перед кем смирения нет.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Если человек действительно не видит никого достойнее себя, то это большая проблема. Это значит, что он находится в иллюзии, в ослеплении, и гордыня его полностью ослепила. Если он действительно смотрит на всех свысока и кому-то говорит это в лицо, а про всех остальных думает соответствующим образом, то, конечно же, это ложь.
Но если человек, во-первых, допускает, что есть кто-то выше его, готов допустить, искренне ищет такого человека, если человек понимает, что «мне нужен в моей жизни человек, перед которым я смиренно сложу руки, перед которым я буду преклоняться и буду у него учиться», то даже если он не видит такого человека вокруг себя, но продолжает его искать, то это нормально. Потому что факт, иногда человека, перед которым нужно преклониться, может не найтись в нашем околотке.
Александр Башкирцев: А такой человек нам нужен? Я правильно Вас понял?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Обязательно!
Александр Башкирцев: То есть, если не будет старшего, перед которым мы смиренно себя ведём, не будет развития?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да. И тут ещё есть один очень важный аспект, который очень сложно понять людям, воспитанным в современной культуре, современной эгалитарной культуре, которая всех выставляет равными. Нам точно нужен человек, перед которым мы искренне смиримся, склоним голову, будем восхищаться и будем учиться у него. Иначе мы не сможем учиться.
Но, скажем так, во всех традиционных культурах всегда люди смирялись не только перед человеком, облечённым всеми достоинствами. Это, в принципе, не такой уж большой подвиг или не такая большая доблесть. Но люди склонялись в традиционных культурах перед фигурами, которые занимали в их жизни положение, скажем так, более высокое, будь то родители, или старейшины, или более мудрые люди. Это, наверное, самое сложное в этом.
Я вырос в Ташкенте, где ещё вот эти устои традиционно очень сильны. До сих пор, если вы гуляете по вечернему Ташкенту и встретите какого-то молодого человека на улице, он поздоровается с вами, поклонится. В большом двухмиллионном городе люди здороваются, младшие всегда здороваются со старшими.
Там есть два разных слова: для старшего брата, старшего брата называют ака, а младшего брата называют ука. И, соответственно, отношения к ним разные. И ака — это в целом отношение, вернее, слово, которым называют любого старшего: «Старший брат». Так как человек старше хотя бы по возрасту, значит, я уже принимаю до какой-то степени его авторитет, не говоря уже о том, что если этот человек мой отец или ещё что-то. Я не обязательно должен быть во всём согласен с этими людьми. Но, тем не менее, принимаю внутри этот авторитет, оставаясь самостоятельным мыслящим человеком, но при этом понимаю важность смирения для сохранения социального мира, социальной гармонии.
И старший человек, когда он видит другого младшего человека в смиренной позиции, он готов ему дать всё, что у него есть. Все те богатства, которые есть в его сердце, он с радостью даст, он благословляет. Так работает традиционная культура: младшие склоняются перед старшими, а старшие дают им благословения, и то, что у них есть, то, что они заработали, они таким образом передают младшим. И это очень гармоничная вещь. К сожалению, сейчас она уходит, прежде всего, конечно же, потому что очень мало старших, которые…
Александр Башкирцев: Квалифицированные.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Ну, да, которые действительно живут в соответствии с какими-то принципами и готовы заботиться о младших.
Начинается всё, проблемы, конечно же, идут сверху, потому что, когда младший чувствует защиту от старших, как должно быть в норме, то он готов будет склоняться. Если старшие предавали его, и предательство может быть в том, что… Я помню очень хорошо в третьем классе или во втором классе я учился, и я заглянул в учительскую и увидел, что моя учительница, пред которой я преклонялся и которая была для меня всем, ну, как для ребёнка, я не знаю, как сейчас, но в те времена было ещё так, я увидел, что она курит. Для меня это было таким ударом, я долго не мог оправиться от этого удара, я воспринял это как некое предательство, я думал: «Как же так? Она же учительница, она же воплощение того, чему она учит». Вот, и она вдруг курила. Я до сих пор помню эту сцену даже: Мария Ивановна, которая курит.
Александр Башкирцев: Хорошо, вот для того, чтобы эту беседу сделать предметной и практичной, я бы хотел для себя, прежде всего, зафиксировать основные практики тех принципов, о которых мы с вами говорим, практики смирения. Первое, что я для себя смог пометить, — это определить для себя в жизни тех старших людей, перед которыми я проявляю смирение. Правильно?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да. При этом они не обязательно должны быть старше по возрасту. Кто-то может быть младше по возрасту, при этом он может быть старшим в каких-то отношениях.
Александр Башкирцев: Это может быть, например, духовный учитель в какой-либо традиции. Но здесь есть один нюанс. Я помню, как мы с женой это обсуждали. Я когда первый раз принёс все идеи домой, я ей рассказывал про то, что есть гуру парампара, есть учителя и так далее. И её зацепил один момент, я говорю, вот ученик, который предался учителю, он должен следовать его воле, то есть если получает наставление, то он беспрекословно его должен исполнять. Она так испуганно меня спросила: «А что, если он что-то не то попросит, если это будет какое-то неправильное направление?» И вот этот страх, он прямо чувствуется: страшно предаться кому-то из-за отсутствия полного доверия.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Поэтому прежде чем кому-то предаваться, надо сначала как следует изучить этого человека. Об этом говорится во всех дхарма-шастрах — в священных писаниях, которые регулируют жизнь человека: «Не торопись с этим, изучи его как следует, внимательно попытайся понять, что им движет. Смотри не только на внешнюю оболочку его поступков или даже просто на внешнюю оболочку, но попытайся понять мотивы, посмотреть, как он, особенно в каких-то критических ситуациях, действует. И до тех пор, пока у тебя нет доверия, не делай этого шага». Не нужно торопиться. Это действительно очень серьёзный шаг.
В нашей жизни мы постоянно делаем эти шаги. Когда мужчина или юноша сходится с девушкой и в конце концов они решают жениться, они же, в сущности, предаются друг другу. Это же те же самые отношения: они внутренне готовят себя к тому, что «я буду делать то, что она хочет», а она думает: «Я буду делать то, что он хочет», иначе понятно, что никакой близости не будет. Но, естественно, юноша и девушка сначала изучают друг друга и примиряются к тому, а готов ли я или готова ли я исполнять то, что он хочет.
То же самое относится и к духовному учителю. Никто же не говорит, что «прям в омут бросайся, закрыв глаза». Изучи сначала, пойми, посмотри, каким образом он действует, чего он хочет и что им движет.
Александр Башкирцев: Если с девушкой — мне очень понравилась эта аналогия — там более или менее понятно: свидание, кино, домино, и вы постепенно сближаетесь, все больше друг друга узнавая, а с духовным учителем? Сегодня же много духовных лидеров, которых мы чаще видим на сцене, то есть такая дистанция немаленькая между учеником, пусть даже еще в потенциале, и учителем. И нужно ли в таком случае человеку приближаться, узнавая его именно как человека? Возможно, на дистанции гораздо проще проявлять смирение и вообще в целом предаваться?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Именно поэтому в самой ведической культуре ученик, он жил с учителем и видел его не только на сцене.
Александр Башкирцев: Прямо в быту?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да. Он видел, как он живет, каким образом он общается с другими: с младшими, со старшими; как он сам проявляет смирение перед тем, кто старше его, или каким образом он общается с равными и слушает их; каким образом он общается с младшими. И говорится, что человек должен прожить год с духовным учителем, прежде чем он примет это решение стать его учеником.
Нужно ли приближаться? Нужно, но есть другие способы тоже. Мы можем говорить с людьми, которые близко знают учителя. Мы можем как-то также наблюдать его в каких-то менее формальных обстоятельствах. Но, конечно же, мы должны быть полностью уверены в том, что этот человек не злоупотребит нашим преданием, потому что тогда наше предание будет напрасным. Нужно быть уверенным на сто процентов, что другой человек трепетно примет наше предание и приведет нас куда-то, куда мы хотим в конце концов прийти, в какое-то место, или поможет нам достичь чего-то, к чему мы стремимся.
Александр Башкирцев: То есть в идеале все-таки выбирать духовного учителя, дистанцию с которым можно максимально сократить? Ну, не жить с ним, понятно, но по крайней мере в более неформальной обстановке наблюдать его?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Ну как минимум да. Как минимум наблюдать, если есть возможность какое-то время находиться рядом с ним. Это великое благо, и им надо обязательно воспользоваться. Но общение с теми, кто находится близко с ним, тоже помогает.
Александр Башкирцев: То есть мы через них будем, собственно, пропитываться этим настроением рядом.
Понял. Это пункт номер один, то есть мы выбираем для себя старших, будь то духовный учитель, или наставник, или даже родители, и проявляем в их отношении смирение.
Какие еще пунктики, если предметно, практично, что я могу делать прямо сегодня для того, чтобы развить в себе это качество, чтобы убить в себе эту гордую, бунтующую тенденцию?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Всегда хорошо и очень воодушевляет читать о людях, которые проявляли смирение. Святые всех традиций — это, как правило, олицетворение настроения смирения. Они учат своим примером. И, опять же, читая про других людей, мы можем видеть, как они действовали в разных ситуациях и как иногда совершенно нестандартным образом проявлялось их смирение внутреннее. То есть читать о таких людях всегда хорошо. Читать о святых людях — это значит медитировать на их качества. А медитируя на чьи-то качества, мы сами обретаем до какой-то степени эти качества, к нам приходят эти качества. Это, в сущности, своего рода поклонение такому человеку. То есть чтение — это вторая практическая вещь.
Александр Башкирцев: Можно здесь уточню? А каким образом работает эта связка, что когда мы о ком-то слушаем, когда мы кому-то поклоняемся, мы перенимаем качества?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Потому что само по себе слово «поклонение» значит: мы склоняем свою голову. Качества, они как вода, они всегда идут вниз. Добродетели, они идут к тому, кто сознательно себя склонил перед человеком, обладающим добродетелями. Это тонкий закон.
У меня есть один знакомый, который… Я сам был реальным свидетелем этого чуда. Он очень хотел петь, но он абсолютно не умел петь. Он ну просто… Он очень любил, он постоянно пытался запеть. Но всякий раз, когда он открывал рот, все убегали от него оттуда и закрывали уши.
И какое-то время назад в Россию (тогда еще, по-моему, даже в Советский Союз или уже в Россию?) приехал великий индийский певец Пандит Джасрадж, великий знаток раги. И мой этот знакомый… Да, в какой-то момент он приехал ко мне, и он открыл рот, и я уже был готов заткнуть уши и убегать, как вдруг я услышал совершенно правильное, красивое пение бархатным голосом. Я не мог поверить своим ушам! Что с ним произошло? Как такая трансформация могла случиться? Причем где-то за год или еще что-то.
И он мне рассказал, что, когда приехал этот Пандит Джасрадж, он стал ему служить: он стал ездить, он переводил для него, он все делал, как нужно. И он говорит, что в момент прощания или за день, когда расставание близилось, этот Пандит Джасрадж, он посмотрел на него, у него глаза стали влажными от благодарности, от какого-то этого самого, он взял за руку его, и он говорит: «Я тебя благословляю, я даю тебе то, что у меня есть». Он говорит: «Я научился петь».
Александр Башкирцев: Даже так?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да! От этого… Ну, то есть, вот он сложил свои руки перед человеком, преклонился перед ним, а у того человека появилось естественное желание отблагодарить, дать ему что-то, между ними возник канал на тонком уровне, на тонком плане, и по этому каналу какая-то часть энергии перешла и перестроила что-то в этом человеке. Это реальная вещь, я не придумываю ничего. И мы видим… Поэтому всегда считалось, что благословения старших очень важны.
А в астрологии, в ведической астрологии, там видно: человек навлек на себя проклятие каких-то носителей определенных энергий или, наоборот, он является как раз преемником благословений их. Эти благословения имеют очень могущественное значение. Мы просто огрубели и не очень чувствуем это, но на самом деле это реальность. Поэтому общение со старшими, медитация на них или чтение о них… Когда мы читаем о великом святом, то волей-неволей мы ставим себя ниже него, мы понимаем: «Я на такое не способен». Мы видим его искренность, его подвиг. Будь то Сергий Радонежский, или Серафим Саровский, или кто угодно, или великие святые ведической традиции. Мы понимаем: «Вот он!» И у нас появляется естественное желание, мы понимаем, одновременно больно: «Я не могу так, я так никогда не смогу», но и желание появляется. И благословение приходит через этот процесс — через то, что мы преклоняем голову перед тем, перед чем нужно её склонить.
Александр Башкирцев: Это один из главных путей, то есть общение, поклонение старшим, носителям этих качеств. А что ещё? Вот, например, практика медитации, например, джапа-медитации, она сама по себе влияет на то, что у человека развиваются эти качества или нет?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Сама по себе необязательно. Что такое джапа-медитация? Джапа-медитация — это молитва. И молитва подразумевает смирение. Но очень часто она может превратиться — любая молитва и джапа-медитация — может превратиться в некий механический обряд, когда я просто тарабаню что-то, оттарабанил, галочку поставил, всё хорошо. О чём я думал? Где было моё сердце, пока я всё это тарабанил? Ну, это уже дело десятое, неважно, главное, что вот я выполнил что-то, что мне сказали.
Да, некое удовлетворение от того, что я стал ближе куда-то там непонятно куда, оно может быть, но истинное удовлетворение это не приносит, потому что мы делаем это, находясь в своей эгоцентрической системе координат. Человек читает молитву, а думает о себе, думает о том, что с ним случится, что ему нужно сделать, чтобы стать счастливым, как он будет наслаждаться своими успехами через неделю, через год, через месяц и так далее или сокрушается о том, чего у него нет, чего он лишился.
А смиренным человека делает не сама по себе практика, а настроение, в котором мы это делаем. Если мы говорим: «Пусть не моя воля, но Твоя да будет» вслед за Иисусом Христом, если мы действительно понимаем: «Ты главный, Ты здесь, я к Тебе обращаюсь. Почему? Потому что Ты Всемогущий, Ты можешь всё, а я не могу». Если у нас появляется это ощущение того, что я беспомощен, то самое ощущение беспомощности… Смирение — это когда это ощущение беспомощности у меня есть, и я всё время обращаюсь поэтому за помощью к высшей силе. Но мы же можем в этом практиковаться. В норме его у меня ещё нет, но я могу каждый день, скажем, 15 минут размышлять о своей беспомощности, повторяя молитву и обращаясь к высшей силе о помощи. Поэтому многие молитвы именно так и звучат: «Помоги мне, спаси меня, помилуй меня, я вот тут, а Ты там».
Александр Башкирцев: Получается, что молитва, медитация, джапа в нужном смиренном настроении будет?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: В нужном настроении, да, когда смирение может быть уже данностью, реальностью нашего сердца. А может быть практикой. Я могу практиковать смирение, зная, что рано или поздно мне придётся его проявить в жизни, рано или поздно что-нибудь свалится на меня, где мне нужно будет волей-неволей быть смиренным. А для этого я практикуюсь каждый день и стараюсь принять это умонастроение, в котором я готов смириться с проявлением высшей воли в моей жизни, принять её и понять, что это значит для меня и как я должен действовать.
Александр Башкирцев: Вот сквозь весь наш разговор идёт красной линией тема, давайте её назовём, фатализма, то есть есть определённая высшая воля и она определяет те или иные события в нашей жизни. Насколько вообще человек имеет право что-то менять, имеет возможность менять? Есть у нас свобода выбора или нет?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Есть, в том-то и дело. Фатализм — это совершенно ложная, ещё одна ложная концепция, которую путают со смирением. Когда я говорю: «Ну всё. Всё предопределено, я ничего не могу сделать, всё оно вот так вот», и я ощущаю себя полностью обесточенным. Не беспомощным. Беспомощность — это не такое уж плохое ощущение, но я ощущаю себя полностью неспособным вообще ничего поменять и ничего сделать. Это не смирение.
Смирение — это понимание того, что я могу что-то сделать и должен пытаться что-то сделать, но в союзе с этой самой высшей волей. Если б человек не мог ничего поменять, если бы всё было заранее предопределено, во-первых, тогда никакого смысла в этой жизни не было бы. Это абсолютно механическая система, в которой все просто винтики и гайки в этой системе, и всё уже предопределено заранее. Это неправильно. И каждый человек знает. Даже люди, которые утверждают, что никакой свободы воли нет, нейрофизиологи, считающие, что (в соответствии со своими опытами) сначала происходят некие изменения в нашем мозгу, потом человек принимает решение, ему просто кажется, что он это делает, даже они признаются, что при этом это не мешает мне выбирать между тем, какое кино пойти посмотреть. В принципе, я не ощущаю, что всё это уже предопределено заранее и записано у меня в мозгу.
Да, многое предопределено в нашей жизни, но какие-то вещи не предопределены. И если бы… Это главный аргумент против представления о том, что у человека нет свободной воли. Если бы у человека не было свободной воли, то какой смысл был бы в заповедях тех же самых священных писаний? Зачем тратить бумагу, слова и энергию и говорить: «Не делай это», если всё равно совершишь, если всё равно человек запрограммирован? Нет, человек может поменяться, человек может преобразиться, человек может полностью поменяться в результате взаимодействия…
Карма — это не фатализм, карма — это не приговор. Карма — это представление, которое помогает человеку понять, какие уроки нам нужно извлечь из нашей жизни, что мы должны делать, чего мы не должны делать и что нас привело в то место, где мы находимся, и как я не должен поступать, чтобы не усугублять своё положение. Поэтому свобода воли у нас есть благодаря тому, что у нас есть разум.
Александр Башкирцев: Если попытаться перевести в цифры. Свобода воли. Свобода выбора из ста процентов — это сколько? То есть насколько предопределён, насколько…
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Неправильный вопрос! Потому что степень свободы воли у разных людей разная.
Александр Башкирцев: В зависимости от чего?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Возьмём животное. У них практически нет свободы воли, или она в высшей степени ограничена. Они живут в соответствии со своими рефлексами.
Карл Юнг говорил, что всё то, что мы не доводим до нашего сознания, входит в нашу жизнь как судьба, или как предопределённость. Ровно до тех пор, пока мы живём в соответствии с какими-то тёмными импульсами, выходящими из нашего подсознания, являемся игрушкой этих импульсов и действуем в соответствии с этими импульсами, у нас нет свободы воли в значительной степени. Но даже в этом случае у нас есть… Импульс нам что-то говорит, но мы видим человека страдающего, и мы вопреки, скажем, каким-то кармическим программам подходим к нему, пытаемся ему помочь, даже если это нехарактерно для нас, в этот момент мы проявляем свободу воли.
Свобода воли зависит от осознанности человека. Чем осознаннее человек, тем он свободнее. Чем в большей степени он подчиняется каким-то своим импульсам, или порывам, или страстям, тем менее он свободен и тем менее свободной будет его следующая жизнь. Потому что каждый раз, когда я иду на поводу у этого, я предопределяю, что я опять буду повторять, я опять буду рабом всех этих вещей. Поэтому есть люди, у которых есть стопроцентная свобода воли.
Александр Башкирцев: То есть чем более человек реактивный, пользуясь терминологией Стивена Кови…
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Совершенно верно!
Александр Башкирцев: …тем меньше он может влиять на свою судьбу.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Чем меньше он может влиять на свою судьбу, тем меньше у него свободы воли, потому что он полностью подчиняется своим… У него нет зазора этого самого между раздражителем и реакцией.
Александр Башкирцев: То есть, если я хочу стать хозяином судьбы, я должен научиться контролировать свою реакцию на импульсы?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Осознавать, прежде всего осознавать себя, осознавать свои реакции, импульсы, которые меня и размышлять.
В «Бхагавад-гите» есть замечательный эпизод в шестнадцатой главе, ближе к концу, где Кришна начинает рассказывать Арджуне, что есть демонические натуры, люди, родившиеся демонами, соответственно, с очень сильными страстями, и есть божественные натуры. И дальше Он говорит: «Не волнуйся…»
И Он, видимо, видит озабоченность на лице своего единственного слушателя и ученика, который, естественно, хочет понять. И Он говорит, что тем, кто имеет божественную природу, им суждено освободиться, а тем, кто имеет демоническую природу, они всё больше и больше будут погружаться куда-то туда. То есть они не будут эволюционировать, они будут деградировать.
Естественно, у слушателя, у Арджуны, возникает вопрос: «А я-то к какой категории отношусь?» И Кришна сразу же торопится заверить его и успокоить и говорит: «Ты не волнуйся, Арджуна, у тебя божественная природа».
И комментатор, Шрила Прабхупада, в «Бхагавад-гите» делает очень интересное замечание. Он говорит: «Потому что Арджуна думал, стоит ему сражаться в этой битве или нет. Потому что он задался этим вопросом. Не просто ринулся в бой, потому что ему кто-то приказал или ещё что-то, а он задался этим вопросом. Это значит, что у него божественная природа. Он задумался, он довёл это до сознания. Он подумал над этим. Он взвесил, правильно это или неправильно, хорошо это или нехорошо».
К сожалению, люди не делают это или пользуются какими-то расхожими штампами, чтобы оправдать свои поступки, свои импульсы. А человеку нужно, поймав себя на каком-то импульсе или желании, не пытаться оправдывать себя, подтягивая аргументы, которые мы можем найти, а честно проанализировать это и сказать: «Нет, это нехорошо, а вот это нормально, это хорошо» и выбрать, к сожалению, сложный путь, потому что, как правило, правильные поступки, они всегда сложные, а неправильные всегда лёгкие.
Александр Башкирцев: Здорово! Я с этой точки зрения на предопределённость ещё не смотрел. Осознанный человек — это человек по факту свободный, человек, который реально сам рисует свою судьбу.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Который не просто подчиняется программам кармическим, заложенным в нём привычкам и всему остальному, а который оценивает. Пифагор очень хорошо сказал по этому поводу. Он сказал: «Выбери лучшее, то есть воспользуйся своим разумом и пойми, что лучшее, а привычка сделает это приятным». То есть выбери для себя что-то лучшее, что ты знаешь, потом ты к этому привыкнешь и тебе станет это приятно.
Александр Башкирцев: Это вообще очень важное замечание, потому что, когда говоришь о смирении, первое, что в голову приходит, — что нужно просто принять всё, что происходит. Ну вот понравилась женщина, всё, пошёл, ну такая судьба. Ну вот захотелось слопать, всё, пошёл, слопал, вот такая судьба. Фатализм. А здесь, получается, смирение, ничего общего с этим вообще не имеется.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Смирение — это проявление, это высшее проявление разума человеческого. То есть это сознательный выбор — всегда придерживаться Истины, а не лгать себе и другим. Это очень сложная вещь.
Александр Башкирцев: Я для себя сделал вывод, что поистине смиренный человек может быть человек с очень чёткими, понятными, осмысленными принципами, правилами. Безусловно. Что он для себя определил какие-то нормы, и он им следует, и вот из этого уже растёт смирение.
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: И следование этим нормам, подчинение этим нормам является смирением, потому что он подчиняется им, подчиняется более высоким принципам, хотя это сложно. А если он не подчиняется им, а живёт как удобнее ему, то это не смирение.
Александр Башкирцев: В заключении, мы и так уже дали очень понятные, хорошие практические рекомендации: общение со святыми, слушание, молитва в правильном настроении, отношение к судьбе, осознанная реакция на возникающие раздражители, что-то ещё можем добавить или дать какое-то такое общее наставление в части, как человеку развивать своё смирение?
ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Но ещё просто чтение таких священных книг, как «Бхагавад-гита» или Библия, Евангелие, даже если там не говорится прямо о смирении, чтение их помогает нам медитировать на идеал. А человек — это тот, кто всегда ищет идеал. Греческое слово «антропос», что значит «человек», значит «тот, кто смотрит в небо». Человек — это тот, кто стремится к идеалу. В отличие от животных, которые смотрят в землю. Это стремление к идеалу, к развитию есть у нас. И священные писания являются олицетворением такого стремления, и они помогают нам этот идеал сделать более чётким, понятным и достижимым в конечном счёте.
Александр Башкирцев: Это очень такое практичное, понятное действие, которое можно в каждый день внедрить. Спасибо большое за рекомендацию.
Дорогие друзья, вы услышали всё, что мы хотели до вас донести. Остаётся только практиковать.
С вами был проект «Аскеза в кедах». Живите долго, процветайте! Пока!
Ссылка на лекцию: https://youtu.be/FHOHxcWIg_c