Харе Кришна!
Мы находимся с вами здесь у подножия холма Говардхан. И мы знаем, что в месяц картика в 1977-м году, когда Шрила Прабхупада очень тяжело болел и уже готовился к уходу из этого мира, его последним желанием было — приехать сюда, к холму Говардхан, и объехать его. На самом деле, высказывая это желание, Шрила Прабхупада, напоминает нам о прайоджане, о цели всех гаудия-вайшнавов.
Рагхунатха Дас Госвами, наш прайоджана-ачарья, молится: ниджа-никата-нива̄сам́ дехи говардхана твам — «О, Говардхан, дай мне, пожалуйста, возможность жить у твоего подножия, рядом с тобой, ниджа-никата-нива̄сам́, дай мне возможность жить где-то поблизости» (Говардхана-ва̄са-пра̄ртхана̄-даш́ака. Молитва холму Говардхан).
Мы с вами находимся в четырехстах метрах от парикрамной дороги, поблизости от холма Говардхан. Всё то, что делает великий ачарья, — это его уроки нам, его последователям. И он говорил нам, что наше окончательное прибежище должно быть здесь, у холма Говардхан.
По какой-то невероятной удаче мы удостоились чести проявлять этот проект у подножия холма Говардхан. И сначала мне хотелось сказать несколько слов об идее этого проекта, о том, что стоит за ним.
Конечно же, как вы уже увидели, за ним, прежде всего, стоит труд огромного количества людей, слаженной, очень большой команды талантливых преданных, каждый из которых вносит в него свою лепту.
Но мне хотелось говорить об идее. И идея эта соответствует желанию Шрилы Прабхупады тоже, который в семи целях ИСККОН записал одну из целей — создать для преданных Кришны место, где проходят Его игры, где они могут медитировать на Его игры, могут чувствовать Его присутствие. Разумеется, есть Майяпур, город, который строится на берегах Ганги. Ну а здесь, у подножия холма Говардхан, мы пытаемся сделать этот проект для того, чтобы преданные могли, приехав сюда, почувствовать присутствие Кришны и стать в каком-то смысле участниками Его игр.
Когда мы поем святое имя, слушаем «Шримад-Бхагаватам», поклоняемся Божествам, общаемся с садху или пребываем в святой дхаме, мы непосредственно соприкасаемся с Самим Кришной. И это место… Я сначала расскажу о смысле названия. У этого названия есть много смыслов и аспектов. И самый главный аспект, самый главный смысл этого названия, — Шри Рупа-сева-кунджа, — это кунджа, в которой мы служим, сева, красоте Божественной Четы, божественной красоте. Шри — значит «божественная», рупа — значит «красота». Это, прежде всего, место служения красоте.
Шрила Прабхупада открыл всему миру источник красоты. Он объяснил всему миру, что главное качество Бога — это Его красота. И у красоты есть множество аспектов. Красота — это милость, красота — это доброта, красота — это прекрасное отношение, красота — это гармония. Красота — это не просто физическая красота. Поэтому слово шри вмещает в себя всё это. Это блеск, сияние, чистота. Всё это разные аспекты красоты. И это место, где мы изначально хотим служить красоте. Мы — слуги Кришны, а главное качество Кришны — это Его красота.
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в «Джайва-дхарме», комментируя стих из «Вишну-пураны»: айш́варйасйа самаграсйа вӣрьясйа йаш́асах̣ ш́рийах̣ джн̃а̄на-вайра̄гйайош́ чайва («Вишну-пурана», 6.5.47), стих, в котором описывается шесть качеств Бхагавана, то, что из этих шести качеств, главное — красота, шри. Все остальные — производные. Шри включает в себя всё. Красота — это сила, красота — это отречение, красота — это знание, красота — это слава, красота — это великолепие. Это роскошь, айшварья, или могущество. В зависимости от того, как переводить это слово. Но всё это вместе зашифровано, или скомпрессовано, в одном слове — шри — красота. И поэтому мы назвали это место Шри Рупа-сева-кундж — место, где у нас есть возможность служить красоте.
Мы также знаем, что высшим аспектом, или высшим достижением человека, идущего путем преданности, является раса, восстановление его отношений с Кришной, или воссоздание его отношений с Кришной. И раса значит «осознание красоты Кришны».
Весь этот мир гибнет от уродства. Главная проблема этого мира — уродство, как бы оно ни проявлялось. Оно может проявляться в уродливых отношениях, в уродливой речи, в уродливых поступках, в уродливых зданиях, в уродливых законах, в уродливых политических лидерах, в разных аспектах уродства этого мира. Далеко за примерами ходить не надо. Мир гибнет от уродства. В свое время Достоевский сказал, что мир спасет красота. Он тогда еще не знал, как он глядел в воду. Он не знал, что Кришна и есть эта воплощенная красота. И раса — значит «понимание красоты Кришны». Достичь расы — значит обрести эстетическое блаженство в отношениях с Кришной, увидеть Кришну, Бога, источник всего сущего как источник красоты. И поэтому главное, что мы пытаемся сделать здесь, — это воссоздать изначальную духовную красоту, из которого изошел этот мир. И, конечно же, эта красота в самом полном виде, в самой полной форме проявлена во Вриндаване, в реплике духовного мира на Земле. И в этом смысл названия и смысл того, что мы делаем.
Разумеется, Шри Рупа-сева-кундж также означает, что это сева-кундж, где Шри Рупа Манджари, под руководством которой находятся все гаудия-вайшнавы, главнокомандующий всех гаудия-вайшнавов, служит Божественной Чете. Это ее сева-кундж. И поэтому смысл названия Шри Рупа-сева-кундж — это место, где Рупа Манджари служит. Мы всего лишь навсего ее последователи.
В соответствии с нашей возвышенной теологией, теологией расы, гаудия-вайшнавы становятся помощницами Рупы Манджари, которая, в свою очередь, находится под началом Лалиты Сакхи. И это эзотерический смысл.
Я знаю, тут есть много эзотериков, которые уже знают свою сварупу. (смех) Это место для репетиции своего вечного служения в духовном мире. Но, конечно же, для нас, последователей Шрилы Прабхупады, главным служением является служение Шри Рупе Госвами. Его имя тоже находится в названии этого места.
Рупа Госвами — самстапака-ачарья всей нашей Гаудия-сампрадаи. Он заложил основы нашей философии, нашего мировоззрения, нашего мироощущения в «Бхакти-расамрита-синдху», в «Лагху-Бхагаватамрите» и в «Удджвала-ниламани», в этих трех книгах. И также в других книгах, в которых он описывал сокровенные аспекты своего служения Божественной Чете.
Это место, опять же, где Рупа Госвами служит Божественной Чете и этой красоте.
Кто мы такие, чтобы Им служить? Мы можем где-то там, в конце этой длинной очереди желающих послужить Божественной Чете, помочь им сделать что-то, став дасой-дасой-дасой-дасой-анудасой, выстроившись в эту цепочку, по которой передается раса, по которой передается любовь, по которой передается красота.
И когда мы задумывали этот проект, мы стали размышлять о том, что же тут нужно сделать и каким образом сформировать его. И обычно любая вещь, которая возникает в материальном мире, она очень сложная. Особенно сейчас, в Кали-югу, чтобы что-то сделать, нужно обо всем подумать и ничего не забыть. И это очень сложно держать в голове.
И очень часто мы видим, что люди делают что-то, имея перед глазами какой-то один аспект того, что нужно сделать. Кто-то, например, строит храм, и он не думает ни о чем другом: что будет происходить в этом храме, что будет дальше, как поддерживать этот храм. Но мы поставили перед собой очень сложную задачу: попытаться до того, как мы пустимся в это плавание, или, по крайней мере, в процессе, вначале, до того, как что-то здесь возникнет, максимально полно увидеть то, что тут должно быть и сформировать это правильно, насколько это возможно с нашими ограниченными силами, интеллектуальными способностями и всем остальным, со всеми остальными ограничениями, которые у нас естественным образом есть.
И мы взяли за основу этот стих: айш́варйасйа самаграсйа вӣрьясйа йаш́асах̣ ш́рийах̣ джн̃а̄на-вайра̄гйайош́ чайва. Эти шесть качеств Личности. Потому что весь мир есть не что иное как отражение Личности. И в «Вишну-пуране» Личность Бога описывается через эти шесть проявлений. И Шрила Прабхупада объяснял, что везде в мире, где эти вещи есть, они начинают привлекать людей. Людей привлекает шри — красота, или блеск, или великолепие. Людей привлекает айшварья — могущество, или роскошь, богатство. Людей привлекает сила, людей привлекает знание, людей привлекает вайрагья, отрешенность. Людей привлекает слава.
Шесть этих аспектов — шри, айшварья, вирья, гьяна, вайрагья и яша — они были включены нами в мандалу. И мандала эта шестиугольная. И, размышляя над этой мандалой, мы выстроили её особым образом. Наверху, естественно, находится шри. Как я уже сказал, это бесконечно многозначное слово, которое невозможно перевести одним словом на русский язык или на английский язык. У этого слова множество аспектов. Это великолепие, сияние, красота, гармония, доброта, милосердие. Всё это включается в понятие шри. Из неё всё исходит, поэтому она стоит в самом начале этой мандалы. С двух сторон находится айшварья и вирья. Внизу находятся гьяна и вайрагья, а в самом низу — яша, слава.
Бхактивинода Тхакур объясняет, что гьяна и вайрагья — это аспекты яши. А яша, слава Господа, — это то, что очищает. Яша — это мангаламайи, это то, что приносит удачу и то, что очищает жизнь человека.
И, так как в центральной части этого места находятся кунджи шести Госвами Вриндавана, тех, кто стоит у основ, у истоков Вриндавана, эти шесть качеств Господа также олицетворяются в одном из Госвами Вриндавана.
Вы посещали эти кутиры, посвященные шести Госвами Вриндавана, и, наверное, видели мурти трех Госвами, которые уже пришли. Три уже едут на поезде сюда.
И, разумеется, во главе всего стоит Шрила Рупа Госвами.
Рядом с ним Санатана Госвами, который олицетворяет айшварью. Это разнообразие, многообразие, великолепие, описанные так блестяще Санатаной Госвами в «Брихад-Бхагаватамрите».
Гьяна — это, конечно же, Джива Госвами, самый великий философ нашей сампрадаи, сиддханта-ачарья.
Яша — слава, очищающая, всеочищающая, приносящая удачу слава. Это Рагхунатх дас Госвами с его крайней степенью отречения и при этом крайней степенью любви.
Между ними, между Рупой Госвами и Рагхунатхой дасом Госвами, естественно, есть прямая линия, которая соединяет их.
И Рагхунатха Бхатта Госвами, славившийся своей отрешенностью и своим смирением, так что он попросил даже Кришнадаса Кавираджа Госвами не упоминать его имени, он олицетворяет вайрагью.
И, наконец, вирия — это Гопал Бхатта Госвами, автор «Хари-бхакти-виласы», где описываются всевозможные правила, которым нужно следовать вайшнавам.
Кто-то говорит, что «Хари-бхакти-виласу» написал Санатана Госвами, кто-то говорит, что это Гопал Бхатта Госвами, Санатана Госвами написал на нее комментарий. Ну, так или иначе, не так важно.
И, собственно, размышляя над тем, что же сделать, мы поняли, что любую структуру полностью можно описать, держа в уме эти качества. Их шесть, так что даже люди Кали-юги с слегка разрушенными мозгами могут эти шесть вещей запомнить.
Очень важно держать цельную картину в уме. И так как эта картина — это описание полного целого, и так как этот мир — отражение полного целого, то любая частичка этого мира тоже описывается через эти шесть качеств.
Я не буду слишком подробно объяснять. Если вам интересно, мы когда-нибудь издадим целую брошюрку, в которой подробно опишем, скажем так, эту метафизику, или эти экклезиологические* рассуждения, положенные в основу этого проекта.
* Экклезиоло́гия (от греч. церковь и слово) — отрасль христианского богословия, изучающая природу, свойства и устройство Церкви как раздел догматического богословия и как элемент богословия тех или иных отцов Церкви.
Но мне хотелось сказать (потом можете посмотреть), что центр этого — храм, который вы видели, он только что начал строиться этим летом, незадолго до сезона дождей. В мае он начал строиться. И уже первый этаж почти построен. И там будут Божества Шри Шри Радхи-Говинды. Мы находимся рядом с Говинда-кундой. Это то место, в котором Кришна получил это имя — Говинда. И это Божества Рупы Госвами. И так как это его сева-кундж, его место, где он служит, то Божества тут будут носить имя Радхи-Говинды.
Через несколько дней мы отправимся в Джайпур с матаджи Лакшмимони и еще несколькими людьми, чтобы начать медитировать и проявлять эти Божества. И Они — средоточие красоты. Шри Шри Радха-Говинда — средоточие красоты, притягательности, гармонии.
И дальше из Них исходят два уровня вещей, которые мы положили в основу этого. Первый уровень — это уровень ценностей, а второй уровень — это уровень принципов. Ценности есть суть проекта, душа проекта — это Шри Шри Радха-Говинда. Шри Шри Радха-Говинда проявляются в виде отдельных аспектов Своей Личности. И это шесть главных фундаментальных ценностей проекта. И из каждой из этих шести ценностей исходит по одному принципу, то есть есть шесть принципов, организационных принципов, принципов, на основе которых принимаются все решения здесь. И они все вытекают из этого.
Еще раз, я не хочу сейчас полностью запутывать вас в этом, поэтому я не буду удаляться, или углубляться, в детали. Ну, может быть, я просто назову, как мы немножечко переопределили эти шесть изначальных качеств Бхагавана, переведя их на язык ценностей.
1. Красота стала гармонией.
2. Айшварья и вирья превратились в многообразие, потому что многообразие — это проявление айшварьи, богатства.
3. А вирья превратилась в единство, потому что в Кали-югу только с помощью силы можно сохранить единство.
4. Соответственно, гьяна превратилась в глубину. Мы хотим, чтобы здесь люди могли погружаться вглубь и получали здесь какой-то очень глубокий духовный опыт.
5. Вайрагья стала естественным образом чистотой.
6. А слава превратилась в служение, потому что именно служение и дух служения и есть та самая очищающая слава. Мангаламайи — слава.
Из этих шести базовых ценностей мы вывели шесть принципов. А эти шесть принципов в нашей замечательной мандале породили шесть первичных принципов, породили пятнадцать вторичных принципов, производных, которые возникли на основе взаимодействия первичных принципов. И у нас такое ощущение, что мы обо всём подумали, теперь нужно только это сделать.
Тут есть всё: и здоровье, и гостеприимство. И чего тут только нет! И защищённость, и профессионализм, и простота, и равенство, и сплочённость, и смирение, и традиции, и открытость. Ну, в общем, всё, что только нужно, есть.
И всё это вытекает из Шри Шри Радхи-Говинды, из шести изначальных принципов, чтобы создать некую гармоничную, целостную конституцию этого места, некую тонкую форму этого места, которое потом будет уже жить и действовать. Это что-то вроде генетического кода нашего проекта. И мы стараемся следовать этому здесь.
Вы, наверное, заметили, что мы стараемся делать всё красиво, насколько это возможно в Кали-югу. И стараемся делать всё профессионально. Ну, и так далее. И нуждаемся в ваших благословениях. Пожалуйста, благословите нас!
И знайте, что это ваш дом у подножия Говардхана.
Ниджа-никата-нива̄сам́ дехи говардхана твам. (Говардхана-ва̄са-пра̄ртхана̄-даш́ака. Молитва холму Говардхану Рагхунатхи Даса Госвами)
Это тот самый дом, который мы строим для вас.
И, пожалуй, последнее, что я скажу, чтобы не нервировать людей, уезжающих в восемь часов, — это то, что из этого представления, из этой, скажем так, самой общей и, на первый взгляд, может показаться, абстрактной схемы, вышло очень много практических вещей. И, в частности, из этого рассуждения, из этих размышлений, появилось понимание того, что конкретно мы будем делать здесь.
Мы поняли, что мы будем делать здесь не просто ретриты. Ретрит-центров много, ретритами никого больше не удивишь. Мы будем делать здесь сева-ретриты — ретриты, во время которых человек будет погружаться в служение. И это служение, или эти ретриты, будет пяти видов.
Построить ретрит-центр на Говардхане несложно. Заставить его работать целый год гораздо сложнее. И мне хотелось сразу поделиться с вами нашим ноу-хау, или нашей задумкой.
Во-первых, мы хотим расширить сезон поездок в дхаму. Обычно люди приезжают в дхаму только в картику и на Гаура-пурниму. Наш ретрит-центр будет работать десять месяцев в году и отдыхать в мае, и в июне, и в конце апреля. Всё остальное время тут вполне хорошо.
И у нас возникла из этого корня… Шри — это кульминация, яша — очищающая слава Господа. Это корень всего. Из этого корня вышло пять видов ретритов, которые соответствуют панчанга-бхакти, или пяти могущественным формам бхакти.
1) У нас будут шастра-сева-ретриты — ретриты, когда мы будем глубоко изучать шастры. Не просто поверхностно проходить какие-то курсы и ставить галочки, а именно служить шастре. Поэтому они называются шастра-сева-ретриты.
2) У нас будут шри-мурти-сева-ретриты, или утсава-сева-ретриты, привязанные к конкретным праздникам. В частности, мы хотим делать особый Джанмаштами здесь.
Пожалуйста, отметьте в своем календаре: следующий Джанмаштами — около Говардхана, Шри Рупа-сева-кундж. Специальный ретрит. Утсава-сева-ретриты.
3) У нас будут нама-киртана-сева-ретриты. Ретриты, во время которых мы будем глубоко повторять святое имя и петь киртаны. Они, соответственно, принадлежат главной анге из этой мандалы.
4) У нас будут дхама-сева-ретриты, когда мы будем служить святому месту, святой дхаме, обитателям святой дхамы, садху здесь.
5) И, наконец, да, садху-сева-ретриты.
Вот это пять форм ретритов, которые будут происходить в этом месте. И мы начнем свои ретриты уже в этом году, в этой картике, с робкой попытки. Но милости просим на Гаура-пурниму. У нас уже пройдут первые ретриты, посвященные Гаура-пурниме. На Рама-навами у нас будет специальный ретрит, посвященный Рама-лиле. У нас будет ретрит для проповедников. Ну и так далее. Лила-киртан-ретрит с 17-го по 26-е февраля.
В общем, программа будет напряженная, увлекательная. И, я надеюсь, что каждый из вас может так или иначе принять участие в каком-то виде. Это место, которое гостеприимно приглашает всех внести свой вклад сюда, в служение этому месту. Все ваши таланты, способности с радостью будут приняты здесь.
У нас собралась замечательная команда. Я с удовольствием перечислил бы каждого по имени. Я только боюсь, что я не назову всех и таким образом совершу несправедливый поступок или оскорблю человека. Поэтому я не буду называть имен. Но я не могу не назвать имя Ачинтьи Кришны, который стоит за всем этим, который является праной, жизненной энергией и всем остальным этого проекта, пружиной, живчиком, идеологом, ну, в общем, делает все что только можно для того, чтобы это место возникло.
И еще мне хотелось также упомянуть имя Аруна. Он стоит прямо там. И без его помощи, и без его участия нам пришлось бы очень трудно здесь.
Поэтому, пожалуйста, благословите этих вайшнавов и всех остальных, кто так или иначе участвует здесь. Тут огромная команда преданных, очень талантливых, очень самоотверженных. И сейчас особенно у них есть возможность проявить свою самоотверженность. Через неделю мы уже открываемся. Вы видели, насколько мы готовы к этому. (смех)
У вас всех тоже есть возможность проявить свою самоотверженность.
Но, пожалуйста, благословите всех преданных, кто участвует здесь, громким Харибол и помогите нам действительно как-то реализовать это видение и сделать так, чтобы Шрила Прабхупада был доволен нами. Я уже сказал, что Шрила Прабхупада хотел приехать сюда. Вот сегодня он приехал сюда в виде своего мурти. И, я надеюсь, что нам удастся послужить одной из его целей — создание особого места лил Кришны, куда преданные могут приезжать, погружаться. Мы здесь хотим создать, воссоздать эту изначальную красоту Вриндавана.
И теперь время поговорить о Шриле Прабхупаде. Я с удовольствием передам слово всем остальным вайшнавам.
Единственное, что я хотел бы сказать до того, как я передам это слово, — то, что здесь есть преданные (встаньте, пожалуйста) — брахмачари, которые представляют собой программу Gift Prabhupada*.
*giftprabhupada.com
https://youtube.com/@giftprabhupada
https://vk.com/giftprabhupada
https://t.me/gift_prabhupada
Это программа, придуманная Мадана-моханом с его вечной изобретательностью. Это программа, в рамках которой все ученики Шрилы Прабхупады получают его мурти с фотографиями Шрилы Прабхупады. И тут же находится кусочек дерева, под которым родился Шрила Прабхупада. И все с нами пребывающие ученики Шрилы Прабхупады получат этот подарок в День его ухода, по крайней мере здесь, во Вриндаване, и здесь, на Говардхане.
И если кто-то хочет поучаствовать, помочь в том, чтобы подарить эти мурти Шрилы Прабхупады его непосредственным ученикам, то вот два брахмачари с удовольствием помогут вам помочь это сделать.
Ну, вот, собственно, всё, что можно сделать.
Сегодня (или завтра?) пятьдесят с лишним таких наборов отправляются в Лондон. И для того, чтобы в Лондоне прошла эта программа… Тридцати пяти ученикам Шрилы Прабхупады мы будем вручать эти мурти в День его ухода 5-го ноября.
Шрила Прабхупада ки джай!
Ссылки на лекцию: https://goswami.ru/lecture/5682
https://t.me/goswamiru/597
3-33 желание Шрилы Прабхупады перед уходом — приехать к холму Говардхан
4-23 прайоджана, цель всех гаудия-вайшнавов, — обрести окончательное прибежище у Говардхана
5-22 идея проекта — это одна из целей ИСККОН
7-25 смысл названия Шри Рупа-сева-кунджа — место служения красоте
8-04 главное качество Кришны — это Его красота
9-00 стих из «Вишну-пураны» о шести качествах Бхагавана
10-09 раса — осознание красоты Кришны
11-50 задача проекта — воссоздать изначальную духовную красоту
12-22 Шри Рупа-сева-кундж — это место, где служит Рупа Манджари
15-06 основа проекта — стих из «Вишну-пураны»
17-11 шесть качеств = шестиугольная мандала
19-17 шесть качеств Господа олицетворяются в шести Госвами Вриндавана
21-44 эти шесть качеств — это картина описания полного целого
22-53 Божества Шри Шри Радхи-Говинды — средоточие красоты
24-00 шесть качеств = шесть ценностей = шесть принципов
27-41 Шри Рупа-сева-кундж — это дом для преданных у подножия Говардхана
29-02 пять видов сева-ретритов в соответствии с панчанга-бхакти
32-18 расписание ближайших ретритов
33-12 слова благодарности команде преданных, занятым в служении проекту
35-20 Шрила Прабхупада приехал сюда в виде мурти
36-08 приглашение участия в программе Gift Prabhupada