Аннотация:
Ведущий:
Харе Кришна, Гуру Махарадж!
Сегодня мы хотели поговорить о свободе воли. Свобода воли — это суперважная тема для любого духовного искателя, и, по сути, как я понимаю, духовная практика — это выход за пределы предначертанного гунами и кармой, то есть проявление свободы воли. Но некоторые говорят, что и духовная практика тоже уже предначертана.
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
С точки зрения астрологии можно до определённой степени предсказать, что у человека есть или, наоборот, отсутствуют какие-то духовные склонности, или какая-то предрасположенность, к духовной практике. Можно также по периодам определить время, когда вполне вероятно он встретится с той или иной формой духовности. Но при всём том, что астрология, конечно же, работает, потому что она основана на прошлой жизни, духовная жизнь не сводится полностью на сто процентов к предопределённости. Сам Кришна говорит:
неха̄бхикрама-на̄ш́о ’сти
пратйава̄йо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
тра̄йате махато бхайа̄т
(Б-г. 2.40)
«Даже небольшое продвижение по этому пути может защитить от величайшей формы страха».
И Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что если человек на один процент продвинулся по духовному пути, то в следующей жизни он начнет свою духовную практику с этого одного процента. И в этом смысле нет ровным счетом ничего удивительного в том, что духовная практика до какой-то степени записана в нашем гороскопе. Однако каким образом человек распорядится этой возможностью, предоставленной ему его предыдущими заслугами и в кавычках «кармой», или наклонностями, очень сильно зависит от него и прежде всего, конечно же, от его общения.
По сути дела, мы, конечно же, свободны, когда речь идёт о духовной практике, что мы будем делать там. Пример, который приводят, — это человек летит в самолете, и когда он сел в этот самолет, он, соответственно, прилетит туда, куда нужно, в соответствии с расписанием или почти в соответствии с расписанием. Но внутри самолета он может нахулиганить, а может, наоборот, поспать или сделать еще что-то. Точно так же человек, который занимается духовной практикой, у него есть свобода для манёвра.
Моё понимание заключается в том, что главная наша свобода заключается в выборе общения. Общение очень сильно влияет целиком на нашу карму и на всё остальное, поэтому шастра постоянно подчёркивает необходимость святого общения. И общение же может полностью испортить нашу духовную жизнь, если мы общаемся с людьми, настроенными оскорбительно, с людьми, утратившими веру.
Ведущий:
Гуру Махарадж, мы знаем, что Вы много копаете в сторону науки. Вообще, что современная наука говорит о свободе воли? Говорит ли она вообще о свободе воли, или всё детерминированно, предопределено?
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Современная наука очень много болтает о свободе воли. Есть такой учёный Сэм Харрис, который написал целую книгу про свободу воли, доказывая, что её нет. И наблюдать это всё очень смешно, потому что если свободы воли нет, то какой смысл ему писать книгу об этом? Всё равно всё и так предопределено. Зачем нужно садиться и тратить своё время? Я слышал интервью с Ноамом Хомским, это крупнейший современный лингвист. И ему тоже задали этот вопрос, есть ли свобода воли: «Что вы думаете по поводу того, что есть свобода воли?» Он говорит: «Я думаю то же самое про свободу воли, что думает каждый человек на свете» и подтверждает это на своей практике, что у человека есть свобода воли и свобода выбора. Тот же Сэм Харрис, или, я уж не помню, кто ещё из апологетов отсутствия свободы воли, при этом говорит, что да, он все-таки выбирает тот вид мороженого, который ему нравится, и пойти ему в кинотеатр или нет.
Так вот, еще раз, в соответствии с современной наукой свободы воли нет, потому что электрические импульсы в мозгу появляются на какие-то там милисекунды раньше, чем человек говорит: «Вот я готов спрыгнуть с этой вышки в воду» или сделать ещё какой-то другой поступок. Но одновременно с этим, так как у человека есть способность отслеживать импульсы, появляющиеся в уме… Да, импульсы в уме будут проявляться, они предопределены, но у нас есть возможность отслеживать их, анализировать эти импульсы и либо идти у них на поводу, либо нет. Как правило, мы не отдаём себе отчёта в этих импульсах и просто идём слепо на поводу у них. И это тоже вполне соответствует представлению Вед — то, что бо́льшая часть людей не очень свободны, но всегда есть зазор. В отличие от собак Павлова, у человека есть возможность так или иначе пойти на поводу импульса, или волны электрической, которая возникла в мозгу, или нет.
Ведущий:
Гуру Махарадж, но когда Вы говорите про эти электрические импульсы, по сути, это же проявление гун, то, что вайшнавы называют гунами? (БВГМ: «Да») И мы знаем, что в принципе всё в этом мире находится во власти гун. Гуны окружают разными оболочками, их производные окружают душу разными оболочками. Откуда вообще берётся идея освобождения от гун, если душа так плотно в них сидит? Может, это просто иллюзия, которая этими же гунами и порождена?
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Душа действительно обусловлена, поэтому Шрила Прабхупада последовательно называет душу «обусловленной душой». Но при этом в Упанишадах говорится: асан̇го хй айам̇ пурушах̣ — пуруша, или душа, на самом деле с гунами не соприкасается. Идея освобождения от гун идет как раз от природы души. Не знаю, мне сложно какое-то сейчас доказательство представить того, что идея освобождения не продиктована гунами. Но, на мой взгляд, гораздо естественнее утверждать, что, так как все так или иначе говорят о свободе, даже люди, которые не верят в душу, борются за свободу, пытаются освободить других, пытаются освободить себя, пытаются переустроить мир (а само понятие свободы — это некая совершенно фундаментальная истина, на которой зиждется вся человеческая культура), и всё-таки гораздо естественнее объяснять существование этого понятия не обусловленности живого существа, а тем, что свобода — это природа живого существа.
Ведущий:
Это как о бессмертии, когда мы говорим о том, что…
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Именно так. В своё время Островский сказал, что «человек рождён для счастья, как птица для полёта». И само это сравнение птицы летящей — это как раз представление о том, что счастье есть свобода. Я могу лететь куда хочу, я не ограничен законом притяжения. То есть свобода и счастье — это два совершенно неразрывно связанные в нашей психологии понятия. И они не имеют ничего общего с гунами, которые, наоборот, порабощают живое существо, превращают нас в кармический автомат. Даже люди, попавшие, например, в рабство наркотиков, мечтают от него избавиться. Уж, казалось бы, более тяжелого рабства гун, чем наркотическая зависимость (или на самом деле любая другая форма зависимости в этом мире), нет, но тем не менее… Даже человек, глубоко погрязший там, у него есть какой-то импульс и сопротивление этому, и очень часто это приводит к успеху.
Ведущий:
Да, очень здорово, вот эта идея о том, что мы не можем хотеть чего-то, что не является нашей природой. То есть мы же (с той же птицей) не хотим летать… Мы же не страдаем из-за того, что мы не можем летать, как птица, но мы страдаем от своей смертности, мы страдаем от своей несвободы, мы страдаем от несчастья своего, а это природа души. Спасибо огромное!
И еще два вопроса, если можно, про душу в духовном мире. Хорошо, мы освободимся из этого мира, мы можем превзойти все гуны, вырваться и так далее. И вот что со свободой души в духовном мире? Например, мы знаем, что Кришна обладает всеведением. Но о какой свободе вообще в духовном мире можно говорить, если обладающий всеведением Кришна уже знает, как мы поступим?
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Ну, во-первых, в духовном мире, по крайней мере, на Голоке Вриндаване Кришна не обладает никаким всеведением. Он по преимуществу мугдха, то есть Он абсолютно не знает, что произойдёт в следующий момент. Духовный мир не зря в нашей традиции называется Вайкунтха. Вайкунтха значит реально «место, где нет никаких ограничений, где нет никаких проблем, нет никаких препятствий», но реально это место без ограничений, поэтому духовный мир — это царство свободы. Что мы делаем с этой свободой, кому мы отдаём эту свободу — другой вопрос, но это тоже свободное решение каждого живого существа. Понятно, что если я становлюсь служанкой Шримати Радхарани, то я добровольно отдал свою свободу, или поднёс свою свободу, Ей и сказал: «Пожалуйста, распоряжайся мной так, как Ты хочешь». Но у нас в любом случае есть свобода выбора того, кому мы отдаём свою свободу в духовном мире, тогда как здесь, в материальном мире, мы не выбираем своих господ.
Ведущий:
А что же лила-шакти и те, кому мы служим? Фактически, я слышал, что лила-шакти управляет в духовном мире преданными достаточно чётко, то есть это её свобода. Правильно ли я понимаю, что всё-таки в духовном мире у нас её нет, потому что мы её добровольно отдали? Или как это происходит?
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
В духовном мире у человека, или у его души, есть главная свобода — свобода желать доставить удовольствие Кришне, и лила-шакти, она знает самым лучшим образом, как Ему это удовольствие, Кришне, доставить. И так как желание лила-шакти совпадает с нашим желанием, но наше желание может не давать нам такого всеобъемлющего знания, к чему приведут наши действия, то мы с радостью подчиняемся лила-шакти, потому что результат именно такой, какой мы хотим. Поэтому мы остаемся абсолютно свободными и счастливыми, потому что лила-шакти занимает нас, и Кришна счастлив.
Ведущий:
То есть, по сути, начиная с этого мира и до духовного, мы на самом деле не свободы ищем, а мы ищем возможности полностью раскрыть себя, и в духовном мире нам эту свободу раскрытия себя предоставляют?
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Можно сказать так. Ещё раз, разница между духовным миром и материальным миром в том, что здесь мы пытаемся реализовать свои собственные желания, и в этом наша свобода. И нам абсолютно всё равно, гармонируют эти желания с желанием Всевышнего, желанием других живых существ. И поэтому мы находимся в этой какофонии всевозможных желаний, постоянно конфликтующих друг с другом, сталкивающихся друг с другом. В результате этого хаотического столкновения желаний разных живых существ желания Господа всё равно исполняются здесь. Но при этом у нас нет этого понимания того, что нам нужно хотеть то, что хочет Он. Но в духовном мире есть некая симфония. Там гармонически сочетаются желания Всевышнего с желаниями живых существ. И так как они сочетаются, то, соответственно, живые существа исполняют свои желания. А так как они исполняют свои желания, они ощущают себя свободным. Тут же мы никогда не ощущаем себя свободным, потому что всегда есть некое несоответствие между тем, что мы хотим, и нашей реальностью.
Ссылка на лекцию: https://t.me/goswamiru/747