Семинар о прощении, V ретрит учеников, Магдалиновка, 2011 г.
Аннотация:
Что я хочу сказать вам сегодня здесь, в канун открытия нашего ретрита? Пожалуйста, настройтесь на замечательный и благодарный духовный труд, на то, чтобы действительно открыть свое сердце. Чтобы сердце перешло в другой режим, не брало, а давало, надо его открыть.
***
Харе Кришна! Я рад увидеться с вами снова в нашей Магдалиновке. Местные комары соскучились по вам. (смех) Я надеюсь, что вы тоже соскучились по ним. И сегодня у нас будет небольшое введение. Уже достаточно поздно, я не буду слишком долго задерживать вас здесь.
Не так давно в начале мая у нас проходил ретрит с Шачинанданой Махараджем. И он объясняет очень хорошо, чем ретрит отличается от фестиваля. Многие люди могут подумать, что, в сущности, одно и то же. Просто на фестивале много разказчиков, а на ретрите – один. И потому больше свободного времени. Но, на самом деле, суть не в этом. Цель у того и у другого разные. Причем, диаметрально противоположные, можно сказать. Фестиваль нужен для того, чтобы человек получил вдохновение, для того, чтобы он зарядился, получил какую-то энергию, подпитался. И, в конечном счете, настроение человека на фестивале, как ни странно, взять. Пусть оно, скажем так, мы берем правильные вещи, хорошие вещи, пытаемся зарядиться духовной энергией, пытаемся подпитаться, пытаемся получить какую-то радость, счастье, испытать какие-то эмоции. Но, в конечном счете, человек остается в том же самом режиме берущего. Люди ходят, смотрят, что тут продают. Обычно, фестиваль – это большой базар. Фестиваль без базара не бывает. Базар – это половина удовольствия от фестиваля. И одновременно с этим на других сценах происходит другая ярмарка, духовная ярмарка. Люди ходят и слушают, кто меня вдохновит больше. И самое главное, что остается то же самое настроение взять, взять, взять, взять. И внимание не сосредотачивается на чем-то одном. Фестиваль, по определению, должен представлять человеку огромный выбор. Это также проявление работы нашего ума, настроенного на наслаждения. Меня слышно вообще, да?
Ретрит ставит перед собой принципиально другие задачи. Ретрит – буквально значит уйти в себя, внутрь. Ретрит буквально означает, что человек пытается ограничить свою склонность наслаждаться разнообразием этого мира, сосредоточившись на чем-то одном. И ретрит подразумевает эту, по крайней мере, попытку сосредоточиться искусственным способом. Нам в нашей жизни очень сложно сосредоточиться, потому что ум привык рассеиваться. И в обычной нашей жизни есть огромное количество факторов, которые способствуют этому рассеянному состоянию ума. У нас есть наши дела, мы очень заняты. И дела нам нужны для того, чтобы мы могли забыть о Боге полностью. У нас есть наша семья, и семья тоже служит той же самой благородной цели. У нас есть много-много-много всего, на что наш ум может комфортно отвлечься.
Ретрит – это попытка собрать рассеянный ум воедино и направить его на самое главное. И мне хотелось настроить вас на это. И в этом смысле ретрит – это работа. Фестиваль – это развлечение. Фестиваль – значит, люди ходят, продают глаза, продают уши, продают язык и продают свой ум. Отдают свой ум разным самым объектам. Но ретрит – значит, что я пытаюсь сосредоточиться на одном, на самом главном, найти самое главное, найти что-то в высшей степени существенное, что мне нужно, в конце концов, найти.
Первый ретрит в ИСККОН произошел пять тысяч лет тому назад, когда Кришна собрал всех бриджабаси под холмом Говардхан. Это прототип всех ретритов. Индра помог Ему в этом, естественно. Он ограничил их возможности для того, чтобы рассеивать свое внимание. Разумеется, у них не было и мысли о том, чтобы рассеивать свое внимание. Но, тем не менее, в каком-то смысле эта Говардхана-лила – прототип ретрита. Потому что люди собрались вместе, сгрудились и устремили все свои взгляды на Кришну. А Кришна в соответствии с принципом, который Он сформулировал в «Бхагавад-гите»:
йе йатха мам прападйанте
тамс татхаива бхаджамй ахам
мама вартманувартанте
манушйах партха сарвашах
В какой мере каждый из них предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Все люди, о сын Притхи, всегда следуют по указанному Мной пути. (Б.-г., 4.11)
«Как человек относится ко Мне, так и Я отношусь к нему». Сосредоточил все свое внимание на них. И в течение семи дней у них был этот интенсивный обмен любовью. В течение семи дней они находились в самадхи, так что они не пили, не ели, не спали, только любили друг друга. И наша скромная попытка собираться на ретриты имеет под собой ту же самую подоплеку. Она должна дать нам другой опыт. Поэтому мне хотелось настроить вас сегодня на какую-то работу, на работу сосредоточения своего внимания. Эффект ретрита будет тем больше, чем больше вклад мы в него сами внесем. Ответственность за ретрит лежит на каждом из нас, не на мне. На мне лежит определенная доля ответственности, но на вас лежит не меньшая ответственность, потому что каждый из вас, собравшихся здесь, в этом празднично украшенном пандале, может внести свою существенную лепту в окончательный успех ретрита. И окончательный успех ретрита – это когда мы полностью сосредоточимся на Кришне, и нам не захочется больше возвращаться к прежней рассеянной жизни.
На самом деле, реальный успех ретрита настанет тогда, когда в конце ретрита мы скажем: «Все! Мы никуда больше отсюда не уезжаем». Я не знаю, как к этому отнесется местная администрация. (смех) К такой перспективе. Но успех ретрита – это тогда, когда это состояние, в котором человеку реально в результате сосредоточения на Кришне не хочется возвращаться в свое привычно рассеянное рассредоточенное состояние. Состояние, в котором ум мой приобрел форму объектов моей медитации, так как их много, то ум мой тоже слегка. Если мы будем с вами действительно правильно медитировать на Кришну в течение этого времени, то эффект будет потрясающий.
Мне до сих пор пишут люди, которые побывали на ретрите, и они все пишут одно и то же: «Не хочу возвращаться обратно! Мне страшно, что я опять вернусь в эту мою жизнь с ее привычной суетой, с ее привычным течением дня, с привычными заботами». И, собственно, что мы будем делать на этом ретрите? На этом ретрите, как я уже сказал, мы будем трудиться. Я прошу вас, не так много дней у нас, всего-навсего там четыре дня по сути дела, настроиться немного именно на труд. Потому что, чтобы сосредотачиваться на Кришне, на духовной энергии и сосредотачиваться на том, чтобы жить в соответствии с высокими принципами духовной жизни, а это значит не думать о себе. Самый простой и самый элементарный, и самый базовый принцип духовной жизни: я не думаю о себе, я забыл о себе, я не помню о себе.
Это самое замечательное, что с нами может случиться. Если нам удастся забыть о себе и удастся помнить о Кришне или о вайшнавах, то можно будет считать, что, на самом деле, ретрит добился успеха. И труд очень важен, потому что труд, когда человек трудится, пытаясь служить Кришне или служить Его Святому Имени, вызывает в Кришне энергию милости, каруна-шакти, самую удивительную из Его энергий.
У Кришны много энергий. Например, у Него есть энергия сатья-санкалпы. Это значит, что любое Его желание исполняется. Иногда разные энергии Кришны приходят в противоречие друг с другом. Сатья-санкалпа – значит, что Кришне хочется чего-то. И у Него появляется это упрямство. Сатья-санкалпа – значит, любое Его желание исполняется. Иначе говоря, сатья-санкалпа – это энергия упрямства Кришны. Кришна – самый упрямый из всех упрямых людей в этом мире. Потому что, чего бы Он не захотел, исполнится наверняка. Но суть-то в том, что иногда разные энергии Кришны, и в частности, энергия сатья-санкалпа или энергия упрямства Кришны и энергия Его милости приходят в противоречие друг с другом. Это проявилось в Его Дамодара-лиле, когда Яшода попыталась связать Кришну поначалу. Кришна подумал: «Ничего у нее не получится». Потому что Кришна решил в этот момент, что: «Она пытается помешать Мне исполнять свои обязанности на ниве воровства масла». Кришна подумал, что: «Если она Меня свяжет, то Я не смогу исполнить Свой план по воровству масла. Я не смогу играть со Своими друзьями». И эта энергия сатья-санкалпы вошла в Его тело. И мы знаем, что попытки Яшоды связать Кришну поначалу окончились неудачей. Но Яшода не оставляла своих попыток. Яшода со смехом стала продолжать пытаться связывать Кришну. Чем больше она пыталась это делать, тем более нервным и истеричным становился ее смех. Нет, это не правда. Она радовалась все больше и больше, и больше. Всякий раз, когда ей не удавалось связать Кришну, она восхищалась Кришной. На ее лице блуждала счастливая улыбка. Все вокруг стояли и смеялись над ней. Ее подруги, которые собрались, они заранее поняли, что ничего у нее не получится. Они стояли и хохотали над ней. А Яшода тоже смеялась, но она смеялась над Кришной. Ее улыбка означала: «Как бы Ты не пытался, ничего у Тебя не получится. Я все равно Тебя свяжу». И что случилось? В какой-то момент, когда Кришна увидел, как она старается, как она вспотела, как она трудится. Слово, которое употребляется в «Шримад-Бхагаватам» – паришрам. Паришрам – значит, от слова шрам. Шрам – значит тяжелый труд. В слове ашрам есть тот же самый корень. Любой ашрам – это место, где человек должен тяжело трудиться. Но паришрам – это очень тяжелый труд. Яшода вспотела, у нее пот лил градом, волосы у нее развязались, из ее волос выпали цветы, ее сари сбилось, и она при этом смеялась. Представьте себе этот образ Яшоды. Это образ сражающегося преданного. У нас течет градом пот, все вокруг над нами смеются, и мы тоже смеемся. Потому что у нас есть уверенность в окончательной победе.
В этот момент энергия милости или сострадания вошла в сердце Кришны. Когда эта энергия милости или сострадания вошла в сердце Кришны, все остальные энергии в ужасе разбежались. Потому что это самая главная энергия Кришны, она побеждает все остальное в Нем. Она делает Кришну Кришной.
Шрила Санатана Госвами объясняет, что именно милость, сострадание, любовь, красота, именно эти качества или это качество делает Кришну Кришной, и придает необычайную красоту всем остальным Его качествам. Когда Кришна увидел все это, Он сказал: «Да, Меня победили». И поэтому Яшоду называют Яшодой. Почему Яшоду называют Яшодой? Яшода, что значит? Та, кто дает, что? Славу. Кому она дает славу? Кришне она дает славу. Почему Яшода дает славу Кришне? Каким образом Яшода прославила Кришну? Уже, казалось бы, у Кришны и так полно славы. Но Яшода прославила Кришну тем, что связала Его. Тем, что благодаря ей, Кришна проявил Свое самое удивительное качество, милость, сострадание или красоту.
И, в общем-то, наши усилия – это тоже усилия прославить Кришну, чтобы, в конце концов, Он получил возможность проявить Свое самое удивительное качество, качество милости или сострадания. Что я хочу сказать вам сегодня здесь, в канун открытия нашего ретрита, в том, что, пожалуйста, настройтесь на замечательный и благодарный духовный труд. На то, чтобы действительно открыть свое сердце. Чтобы сердце перешло в другой режим, не брало, а давало, надо его открыть. Когда мы работаем в режиме брать, сердце закрыто. Все время берем, берем, берем, берем, как черная дыра. Она все время в себя всасывает, втягивает что-то. Смысл ретрита в том, чтобы попытаться сердце свое открыть, чтобы попытаться максимально разоружиться и открыть свое сердце, и почувствовать, что значит быть или жить с открытым сердцем. Поэтому мы сюда удаляемся. В городе ретриты опасно проводить, потому что там, ну, очень сложно. Откроешь свое сердце – и сразу же кто-нибудь в него нож вставит или ковырнет его, или ущипнет, или в лучшем случае плюнет в него. Но ретрит – это безопасная среда, во время которой мы пытаемся максимально снять все оболочки с нашего сердца. У нас ничего нет. Я думаю, что вам не трудно это представить, когда вы вернетесь в свои палатки или палаты на двести человек. (смех) Одно не лучше другого. Легко будет оказаться в этом состоянии, потому что у нас ничего нет, реально у нас ничего нет, ничего нет. У нас нет каких-то орденов, заслуг, еще чего-то. Единственное, что у нас есть – это живое сердце и желание служить. На самом деле, единственное, что есть у дживы, единственное, что есть у души – это желание. Если мы продержимся в этом состоянии четыре дня, то нам не захочется возвращаться в другое состояние. Давайте сейчас подумаем немножко над тем, что я сказал, чуть-чуть, буквально одну минуту.
В канун какого-то события, обычно делают церемонию санкалпы, и мы сейчас мысленно проведем с вами эту церемонию санкалпы. Санкалпа – значит принятие обета или постановка цели. Обычно, по всем правилам нужно, чтобы у нас был ачаман, и чтобы мы капнули несколько капель на свою правую руку, посмотрели на нее, загадали эту цель, и перед Божествами ее вылили. Но вы можете мысленно это сделать. Я уверен, что у вас в голове много запасов мысленной воды. Возьмите три капельки себе, посмотрите на Божества или на Кришну, который находится в вашем сердце внимательно, закройте, пожалуйста, глаза. Останьтеся наедине с самим собой и с Кришной, который является самым дорогим для нас, который душа нашей души, атма нашей атмы. И мы с вами сейчас принимаем обет на ближайшие четыре дня. Этот обет может звучать по-разному у каждого из вас. Но суть его в том, что в эти четыре дня я буду думать о Кришне, я буду говорить о Кришне, я буду слушать о Кришне, и я буду жить так, как будто у меня нет ничего, кроме Кришны и отношений с Ним. Это моя попытка обрести новый вкус и новый опыт, опыт духовной жизни, в которой ничто постороннее не мешает моим отношениям с Кришной. Подумайте и попытайтесь от всего сердца поблагодарить Кришну за такую возможность, за то, что у нас есть возможность четыре дня провести наедине с Ним.
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Что касается темы нашего обсуждения, то она будет простая. Мне уже несколько человек написали, что они слушали мой ретрит в Литве, и сейчас был в Германии ретрит. И на двух этих ретритах и на третьем здесь я буду говорить о еще одной удивительной энергии Кришны, которая называется кшама, энергии прощения. Я буду говорить о том, каким образом, почему, зачем и как мы можем и должны прощать других людей. Почему это прежде всего нужно нам? И как обиды, которые мы копим в своем сердце мешают нам на духовном пути. Понятно, что, в конечном счете, мы сможем от всего этого избавиться только тогда, когда по-настоящему почувствуем свою связь с Кришной. Однако, нам очень сложно почувствовать эту связь с Кришной, иммено потому что слишком большой груз прошлого давит на нас. И смысл этого семинара в том, чтобы научиться хотя бы какую-то часть этого груза выкидывать, оставлять за бортом, избавляться от него. Это поможет нам быстрее и легче почувствовать Кришну.
Мы с вами отправились в это долгое путешествие в духовный мир, и мы сели на машину нашего тела. Наше человеческое тело – это машина, в которой мы можем, в конце концов, прийти к Кришне. Беда в том, что мы забыли выключить ручной тормоз. У кого-то тормоза включены? И мы нажимаем на газ: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». И дым идет у нас из-под колес, и мы думаем: «Ну, что ж такое?! Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». А всего-то навсего надо тормоз выключить, надо убрать какие-то вещи, которые не дают мне возможности спокойно ехать в этой замечательной машине человеческого тела, чтобы становиться ближе к Кришне. И о разных аспектах этой большой проблемы мы будем с вами говорить. Я с некоторым, скажем так, колебанием сначала приближался к этой теме, потому что я думал: «Может быть не стоит этого делать? Может быть не совсем то, это, что нужно делать, когда преданных много собирается?» Но одно за другим стали проходить события, которые показали мне, что делать это все-таки надо. Эти события проиллюстрировали тот самый момент, о котором я сказал, что мы хотим прийти к Кришне, но при этом мы забывем, что нам нужно простые вещи сделать – выключить тормоз. И из-за этого огромное количество неприятностей происходит. Речь идет о простых вещах, об очень простых вещах, но если эти простые вещи не сделать, то огромное количество нашей энергии будет растрачено зря на глупости, на пустяки. И, в конце концов, мы или не продвинемся вообще или продвинемся совсем немного на этом пути к Кришне. А то и того хуже, окажется, что мы едем в обратном направлении. Такое я, к сожалению, тоже видел. И несколько событий последнего времени убедили меня в том, что все-таки стоит об этом поговорить. И я слушал лекции Его Святейшества Шрилы Радханатха Махараджа на эту тему, где он снова и снова возвращается к этому же моменту. В сущности, если говорить о том этапе, на котором мы с вами находимся, то это этап, когда мы практикуем смирение, когда мы практикуем терпение, и когда мы практикуем прощение. Помимо всех позитивных аспектов нашей практики, эти божественные качества в высшей степени актуальны для нас с вами в этот момент. И любая наша медитация, направленная на то, чтобы обрести эти качества, послужит очень хорошей основой для всего того, что мы делаем в духовной практике. Вы наверняка знаете, что Шрила Радханатх Махарадж на каждой лекции повторяет, практически на каждой лекции повторяет один и тот же стих:
тринад апи суничена
тарор ива сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно. (Шикшаштакам, 3)
Почему? Потому что Сам Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Если вы хотите обрести любовь к Богу, вам нужно завязать этот стих у себя на шее». Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад, учитель Шрилы Прабхупады, говорил, что это наша сиддха-пранали-мантра или мантра, которая позволит нам понять свою духовную природу. Мантра, медитация на которую, раскроет самый удивительный секрет нашего сердца, наши вечные отношения с Кришной.
Любая мантра, она предназначена для того, чтобы человек снова и снова возвращался к ней, обнаруживая в ней бездну смысла. И то, о чем буду говорить я, это какой-то небольшой, пусть самый поверхностный, но все-таки слой той самой медитации, на эти качества, которые, в конце концов, помогут нам раскрыть свою внутреннюю сокровенную природу. И я очень сильно надеюсь на то, что хотя бы что-то вам поможет, вооружит вас в том, чтобы более правильно воспринимать события нашей жизни в будующем, и поможет освободиться от какого-то ненужного груза, который мы таскаем с собой сейчас.
В этом смысл моего семинара и рассказа. Я не знаю, что из этого я смогу сделать. И как всегда на ретритах у нас будет возможность для того, чтобы общаться друг с другом, рассказывать, делиться. И таким образом, также освобождаться от чего-то ненужного. И мне хочется сейчас с вами провести важный эксперимент. Пожалуйста, поднимите руки и крикните: «Хари бол!» Теперь точно то же самое мы сделаем в конце ретрита и посмотрим, насколько поднялся уровень звука при этом. У вас в принципе не так уж плохо получилось уже сейчас. (смех) Я приятно удивлен, но я надеюсь, что в конце получится еще лучше, так, чтобы этот звук, он пронижет все оболочки вселенной, достигнет духовного мира, и Господь Чайтанья Махапрабху, привлеченный этим звуком, спустится сюда и начнет танцевать вместе с вами.
Не смогу не удержаться, чтобы не процитировать под конец одно письмо, на которое я сегодня ответил. Автор этого письма сидит прямо передо мной, но это не так важно. Там в этом письме было написано, что: «Я хотела было уйти из ИСККОН, мне сказали, что уходить из ИСККОН некуда, а вот прийти в него не мешало бы». (смех) Так вот, я очень надеюсь, что мы когда-нибудь в него придем. Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки джай!
Удачного вам ретрита! Да, будет Говардхан Гопал, он приезжает сегодня ночью, и он будет проводить свой семинар, и я очень рад, что у вас будет замечательная возможность общаться с этим вайшнавом. Я очень люблю его за ту вибрацию, которую он с собой несет. И он несет с собой какое-то удивительное чувство свежести и чистоты. И это абсолютно независимо от того, что он говорит, как он говорит, что бы он ни делал, все пронизано этой удивительной энергией свежести, чистоты, искренности, самоотдачи и какого-то здоровья духовного. В прошлом году у нас был Чарудешна прабху, в этом году Говардхан Гопал, и я очень рад. Давайте поприветствуем его, хотя он еще едет сюда, но все равно. Говардхан Гопал прабху ки джай! Окей. Спокойной ночи!